Врубель Венеция
Приезжавший весной на пару недель в Венецию, гостивший у Врубеля Николай Иванович Мурашко сразу ее узнал. Этот пейзаж Михаила Врубеля можно назвать одним из самых поэтичных образов Венеции, при чем не только в русском, но и в мировом искусстве. Там Михаил Врубель изучает фрески в венецианских соборах, дворцах, храмах Равенны, словно ищет в них то, что даст ему силу и вдохновение обрести самого себя.
Однажды случился праздник — встреча, личное знакомство с заехавшим в Венецию, заочно Михаилу Врубелю давно известным Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Назад, в раннее утро венецианского искусства тянуло Михаила Врубеля. Словно во избежание смущавшей Врубеля патетики его венецианская поездка началась прямо-таки анекдотом. Если первая встреча с византийско-русской древностью в Киеве обогатила понимание Врубелем пластической формы, то Венеция обогатила палитру, пробудила колористический дар».
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников.
Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Не всегда ловко умел проявить излишне напрягался, рисовался. Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». Даже важнейший в политическом отделении от Византии подвиг — «возвращение» небесного покровителя венецианцев святого Марка, чьи мощи удалось похитить из Александрии, — был совершен хваткими купцами-мореходами Торчелло. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной».
Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Здесь первоосновной, зиждительный момент врубелевского искусства. Врубелевский ангел – если и вестник, то, как говорил Блок о самом художнике, «весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера».
Масса фигур, застывших, плоских и разного размера в разных группах. Достойное решение. В эти годы он вновь писал демонов. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Не поверить, что когда-то это был главный в лагуне, процветающий торговый город. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
- Глава седьмая ВЕНЕЦИАНСКИЙ АЛЬБОМ
- Описание картины Михаила Врубеля «Венеция»
- Михаил Врубель в Киеве и Венеции
- Врубель Михаил Александрович («Венеция»)
- Врубель, Михаил Александрович: биография
Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Одержимость работой привела к психическому расстройству и помещению в лечебницу, где Врубель и умер. Перепад был слишком резким. Художник уж конечно видел, что молчаливым терпением Эмилия Львовна не отличалась. На улице очень много людей, а на заднем плане расположен мост Вздохов и угол дворца дожей.
Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Это черта исконно присущая романтической личности. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.
Гавань превратилась в зловонное болото, жители сбежали от повально косившей малярии. Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Пространство как бы спрессовано. И все же создается впечатление, что между ними протянуты невидимые нити, существует некая загадочная связь, разгадать которую художник предлагает зрителю.
Он противостоял современному «оптическому натурализму» и тяготел к противоположной системе светоцвета имевшей прецедент в средневековых монументальных техниках – мозаике и витраже. Врубель провел в Венеции около полугода. мне было все это видеть. Итак, отсюда ведет свое происхождение врубелевский колорит. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).
Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Оторопь берет. Сгубил город избыток илистых наносов. Ничто, кажется, не мешало.
Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Такую смелость он сам в себе ощущал, с юности культивировал. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. Не уцелело ничего: ни его исповедей, ни ее ответов. На этой картине зрителю представлен венецианский фестиваль. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Первое знакомство Врубеля с византийскими мозаиками состоялось в Киеве.
- Сочинение-описание картины Врубеля «Венеция»
- Сочинение по картине Врубеля Венеция
- Михаил Александрович Врубель ( )
- Коллекция Государственного Русского музея
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- «Действительный студент» Михаил Врубель
Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Если честно, не очень. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии.
По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. И кто решится назвать некрасивым это вылепленное природой без лишнего изящества лицо, божественная женственность которого реально светится огнем живой души.
- «Дивная патетическая симфония» Врубеля
- Сочинение по картине Врубеля «Венеция»
Масса фигур, застывших, плоских и разного размера в разных группах. «Перелистываю свою Венецию, как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Ан нет. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
И что с того, что Эмилия Львовна была старше, что лицо ее не отличалось тонкостью черт, — волнующая многоцветность чуткости и дерзости, откровенных печалей и веселых сумасбродств переливалась в ней оттенками заветной для Врубеля красоты душевного благородства. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Она, бесспорно, дала ему мастер-класс по части независимости без натуги.
В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. Но и не только это. Потребовалось новое, принципиально новое искусство.
Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Напротив «Страшного суда», в контраст с его кишащей многолюдностью, одиноко возносится над алтарем Санта-Мария-Ассунта.
Брюсова. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. И не забудем, что включал этот иконостас четыре живописные композиции. В 1906 художник ослеп.
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Воображение Врубеля совершенно определенно было занято поисками парадоксального эффекта «темного сияния».
Бесподобное равновесие между условным знаком и теплой человечностью. На этом фоне Врубель – принципиальный архаик. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Так, в пору работы над эскизами он сделал такое замечание в письме к сестре: «Надо тебе еще знать, что на фотографии яркое солнце удивительную дает иллюзию полночной луны». Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст.
Не позволила посторонним глазам жадно шарить по сокровенным строчкам. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки. Высота помыслов, а в сущности уныло, однообразно до оскомины. Назад, в раннее утро венецианского искусства тянуло Михаила Врубеля. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной».
Читали бы, публиковали, вовсю цитировали Умница Эмилия Львовна. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Как было его сохранить.
Общечеловеческий опыт выделяет эти перлы творения как эстетические объекты, в которых сама природа выступает как бы художником, – объекты, обладающие, подобно рукотворным произведениям искусства, свойством «эстетической бесконечности». Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Как относимся, так и знаем. Часто художник изображал окружающие предметы и тогда возникали натюрморты: графин, стакан, простыня, платок и т. д. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Кроме того, шутил Прахов, Гайдук будет полезен, «чтобы Врубель не заскучал в Венеции от одиночества».
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. У Гёте это узнающее собственный внутренний код и потому необоримое притяжение обозначено заглавием «Избирательное сродство» и, между прочим именно при чтении этого романа юный Врубель проникся к Гёте «самым глубоким восторгом». В чертах и выражении лица мелькает какое-то сходство с типом русской крестьянки, вроде тех многотерпеливых женских лиц, что встречаются на картинах Сурикова.
Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые.
Умел Врубель разговаривать с традицией. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. На несколько месяцев он с головой ушел в изучение древностей, пользуясь, в дополнение к оригиналам Кирилловской церкви и собора св.
Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Тогда же в Киеве произошло то, что можно назвать обретением или (что одно и то же) осознанием собственного метода.
Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. В колорите картины – контрасты.
Предельная одухотворенность, запредельное одиночество. И, наконец, этот ангел оказывается близок его демонам, в частности Демону поверженному. В контакте с Византией прояснялось что-то, к чему он пытался пробиться самостоятельно. Но удивительное дело: у мемуаристов нет упреков. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». И, пожалуй, главным событием в этом «обретении себя» стало путешествие в Венецию в 1884-1885 годах истребованное у заказчиков для написания иконостаса Кирилловской церкви. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Однако он не растерял связей с художниками и его дом в Киеве был почти таким же открытым для них, как дома Поленова и Мамонтова в Москве.
Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи.
Он тосковал. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Общее руководство работами принадлежало Прахову. На уровне.
В Венеции художник, разумеется, сполна мог напитаться впечатлениями от хрестоматийных образцов венецианского живописного величия, но на родине «королей живописи» он выделил для себя мастеров венецианского кватроченто. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.
Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Врубелевский герой – бездеятельный, пребывающий в самоуглубленном одиночестве ангел безмолвия – то ли из дословесного состояния космических сфер, то ли изгнанный из царства Слова-Логоса в «ночь мира». То есть наверняка был диалог, писала из Киева и Эмилия Львовна. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Его тянуло на Украину.
Безумно жаль утраты. Общечеловеческий опыт выделяет эти перлы творения как эстетические объекты, в которых сама природа выступает как бы художником, – объекты, обладающие, подобно рукотворным произведениям искусства, свойством «эстетической бесконечности». Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве.
Отрешенный от царящей вокруг суеты, молодой человек не замечает неприятного старика, тревожно, недобро заглядывающего ему в лицо, словно пытаясь отгадать затаенные мысли. В колорите картины – контрасты. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Но, поскольку это именно итоговые выводы, отложим их до весны, приведем под конец главы. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Фигуры полны чувства и поэзии: принц, приподнявшись на ложе, задумчивым и тяжелым взором смотрит на стоящую перед ним с опущенными глазами прекрасную девушку. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Круг жизни замыкался.
Поговорили бы художники, поделились бы ностальгической грустью и обсудили волновавшие вопросы и никогда бы не узнать, какие взгляды вызрели у Михаила Врубеля в его полугодовом венецианском уединении. Внимание Врубеля ретроспективно развернуто в предысторию – туда, где сквозь колористические феерии Тициана, Тинторетто, Веронезе маячит, «брезжит» свет византийских мозаичных позолот со стен соборов Сан Марко и Торчелло. Изысканный прием, который дает ощущение драгоценной старинности, а навеян, несомненно, белильными штрихами («светами», «оживками») древней иконописи. Конечно, у Врубеля было преимущество.
Ни мемуаров, ни письменных доказательств завидного женского триумфа. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. И у Иванова и у Врубеля – акварели, эскизы к росписям храма. Названная «невыразимо печальной», она уходит от земли, как бы истаивая и прощаясь с миром тяжелой, четко обрисованной слезой.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. У Праховой это получалось куда легче, совсем естественно. Ну что. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Будь этот «Гамлет» написан после приобщения к системе храмовых росписей, мы бы уверенно сказали, откуда в трактовке героя, шекспировского мученика рефлексии, крупный статично-фронтальный план и взгляд в упор, — ясно же, от иконы. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Может быть, в закладе.
Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Всё перечисленное ярко проявилось в трёх иконах для Кирилловской церкви, написанных в Венеции, — «Св. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Роскошь колорита – сверкание лиловых, золотистых, бирюзовых красок – сразу же вводит зрителя в эмоциональную приподнятую атмосферу праздника. Настроение загадочности усилено композицией. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.
Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Врубелевский ангел и есть олицетворенный дух таких превращений. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). В Венецию Врубель поехал не один.
продолжение. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Свойство для Врубеля ценнейшее. Напротив «Страшного суда», в контраст с его кишащей многолюдностью, одиноко возносится над алтарем Санта-Мария-Ассунта. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). Было за что ее боготворить.
Тут затоскуешь. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух.
Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
Эскизы Врубеля не были исполнены на стенах собора. Результаты докладываются на специальных чтениях в Академии художеств, публикуются затем в «Вестнике изящных искусств». Афанасий» и «Христос Спаситель».
Картину «Венеция» Михаил Врубель написал как раз после возвращения из этого прекрасного и загадочного итальянского города. И это свойство быть воплощенным духом превращений есть собственно то, за что мы любим эти «вещи», что составляет их неувядаемую прелесть. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Больно, горько до слез. В нем поднимался богоборческий бунт. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. (1906), необычайно выразительный.
Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. В мастерской самой природы существуют творения, в которых этот принцип идея метаморфозы явлена в конечном, конкретно-осязательном облике, например цветок или раковина. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.
Он воплощение мрачной покорности судьбе в чудесном врубелевском рисунке тушью и акварелью и кажется, «Гайдук накуксился» не столько из-за спитого чая, как поясняет подпись, сколько от путешествия с непредсказуемым опекуном. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Как пропала кипа писем о его тогдашних переживаниях, мы знаем.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло. Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Выдвинутая Праховым идея отправить вместе с ним выпускника Киевской рисовальной школы пришлась по душе как Мурашко, организатору школьной учебы, так и его земляку (оба из Глухова) Ивану Николаевичу Терещенко, который, будучи миллионером, школу субсидировал, а в качестве молодого, университетски образованного знатока искусства всяко способствовал развитию учеников. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. Но когда происходит изображенный карнавал — в эпоху ли Возрождения или сейчас. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Весной 1905 года Врубель снова ощутил знакомые симптомы приближения недуга.
Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Он воплощение мрачной покорности судьбе в чудесном врубелевском рисунке тушью и акварелью и кажется, «Гайдук накуксился» не столько из-за спитого чая, как поясняет подпись, сколько от путешествия с непредсказуемым опекуном. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.
Различно направленные волны движений сталкиваются и застывают в причудливом клубке. Демон низринут в ущелье среди скал. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Пустынный заброшенный остров идеальный для дум о бренности. Она подлинно монументальна. На уровне.
Вдали от богини Врубель переживал счастливейший период своей любви. Это один из самых старых праздников в мире.
Особенно сдружилась молодая чета Врубель с близкой им по культурным интересам семьей другой сестры Дмитрия Менделеева, Екатерины, вышедшей замуж за крупного местного чиновника Капустина. И, наконец, этот ангел оказывается близок его демонам, в частности Демону поверженному. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Ангел с кадилом и свечой (1887) – сплошная цитата из одновременных этюдов цветов. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию.
Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Герой сопротивляется до конца. «Конечная цель действования именуемого "произведение искусства", – вызвать в ком-либо бесконечные превращения» (Поль Валери). Угол Дворца дожей, мост Вздохов, виднеющаяся перспектива улицы достоверны до подробностей и даже написаны с использованием фотографий (Врубель вообще охотно прибегал к помощи фотографий местностей, считая, что глупо было бы не утилизировать такой превосходный подсобный материал).
Такую смелость он сам в себе ощущал, с юности культивировал. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Тех миров, которые видели они, мы не видим. У Гёте это узнающее собственный внутренний код и потому необоримое притяжение обозначено заглавием «Избирательное сродство» и, между прочим именно при чтении этого романа юный Врубель проникся к Гёте «самым глубоким восторгом». И Врубели и Капустины и профессор химии Дмитрий Иванович Менделеев в Петербурге.
Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. У его апостолов были живые прототипы. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Выдвинутая Праховым идея отправить вместе с ним выпускника Киевской рисовальной школы пришлась по душе как Мурашко, организатору школьной учебы, так и его земляку (оба из Глухова) Ивану Николаевичу Терещенко, который, будучи миллионером, школу субсидировал, а в качестве молодого, университетски образованного знатока искусства всяко способствовал развитию учеников. Произведение удалось. Исследуются точный состав и взаимодействие красок, грунтовок, лаков, растворителей и т. п.
Там произошло его последнее возвращение к жизни. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». Воздействие сильнейшее. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.
Ну что. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).
Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Воображение Врубеля абсолютно определенно было занято поисками парадоксального эффекта «темного сияния». Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.
«Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану». Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг.
Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Некогда Александр Иванов изобразил «Сошествие во ад» как изведение из гробов, воскрешение и ликование праведных. Родился в Омске. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».
Ее клиенты, городская мелкота разных профессий, шумные спорщики, являвшиеся каждый со своей газетой, художника из России привечали искренней почтительной лаской. Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же мало согласовывалась с окружающим, как мало совпадала с идеалом богоматери светская дама Эмилия Прахова. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Но даже тут свет глаз осиливает, побеждает физическую грубоватость черт. И это свойство быть воплощенным духом превращений есть собственно то, за что мы любим эти «вещи», что составляет их неувядаемую прелесть.
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Потребовалось новое, принципиально новое искусство.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. музей русского искусства, Киев). Исчезли ее письма (может, позже она попросила их вернуть, может, он сам в тяжелую минуту их уничтожил). «Эврика.
Демон поверженный был скорбной вехой в биографии Врубеля. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Большие перспективы открывал для храмовой православной живописи (которую как раз в те времена из падчериц российской Академии художеств перевели в главный жанр государственной идеологии) написанный Врубелем в Венеции иконостас. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Столовался Врубель в скромной соседней траттории.
Пустынный заброшенный остров идеальный для дум о бренности. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Зримый триумф духа над плотью. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Ещё фотографии помогают вспомнить то, что художник плохо запомнил. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Мурашко насмешничал — Врубель восторженно любовался. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений.
«Был я в Торчелло, радостно шевельнулось сердце – родная, как есть, Византия. Гимн духовного догмата умягчился нежной итальянской напевностью. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, – а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, – Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.
Напротив: экспрессии хоть отбавляй. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Кроме того, шутил Прахов, Гайдук будет полезен, «чтобы Врубель не заскучал в Венеции от одиночества».
Как если бы то было предупреждение, что мы разглядываем нечто, вообще не предназначенное для смертного взора: перед нами как бы первосхемы событий, которые еще только подлежат воплощению. Жизнеподобие (лидирующий элемент античной классики) сокращено почти до схемы, зато на первый план выведен скрытно организующий любую форму ритм. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Единственный, существующий вне определенной сюжетной программы персонаж в эскизах Врубеля – это ангел в большой акварели Ангел с кадилом и свечой.
Этот принцип, формотворческую идею можно определить как принцип или поэтику метаморфоз. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.
Род. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда. Это всех, знавших хмурый нрав Гайдука, немало веселило. Не позволила посторонним глазам жадно шарить по сокровенным строчкам. В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство.
Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Хотя, хотя Врубель ведь, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, той зимой на вечерах у Симоновичей «чертил византийские лики», примериваясь к стилю, в котором предстояло поработать. Всё дело в перемене мест известных, непременных изобразительных слагаемых. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
К этому же времени относятся интересные автопортреты. А увлечение идеализмом прекрасных дочерей мадам Симонович и восхищение энергичной духовностью ее сестры вплоть до возникшей было мысли помогать ей в оперном просвещении народа — все это чересчур наивно. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год. Нет, родиться в России с умом и талантом бывает все-таки не худо. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Да ведь до них несколько верст. Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий.
Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Это один из его несомненных шедевров. Тогда же в Киеве произошло то, что можно назвать обретением или (что одно и то же) осознанием собственного метода.
Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. И Врубель уже понимал, за счет чего. Врубель писал картины на темы pyc. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи.
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Но между современной живописностью станкового типа и монументальной светоцветописью Средневековья естественным посредником явилась Венеция – всемирный заповедник «колористической магии», также имеющей «византийские гены». Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. С посланиями Михаила Врубеля Эмилия Прахова поступила решительно. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.
Род. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Фактически Врубель отправлялся в Европу, чтобы получить вдохновение.
От пола до потолка, в пять ярусов узловые звенья темы (воскресение мертвых, отделение праведных от грешных, образы ада, рая и т. д. ). Художник играл за двоих, царица грез вбирала его меланхоличность, его мягкость, его замкнутость. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.
Они олицетворяют чудо, а именно – парадокс конечной бесконечности. Но косвенным родством перепутья Михаила Врубеля и Менделеева не ограничились. Хотя три мужских лика выразительностью уступают «Богоматери», смотрятся наподобие ее небесных стражей, но и «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий», а в особенности торжественно сумрачный «Христос Спаситель», образы отнюдь не пустые. Нет, родиться в России с умом и талантом бывает все-таки не худо.
Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Кирилле», «Св. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.
Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Рождается ощущение первозданности. Кто бы удержался от использования (в чисто научных целях, разумеется) столь бесценных «биографических источников».
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Да здравствует дружба чистяковцев. Художник Русской частной оперы С. И. Хотя, хотя Врубель ведь, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, той зимой на вечерах у Симоновичей «чертил византийские лики», примериваясь к стилю, в котором предстояло поработать. «На черной мгле я живопись творю», – как сказано у Бодлера.
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Достойное решение.
Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Что нахожу в ней – интересно только моей палитре», – писал оттуда Врубель. Бессознательно, быть может иконное влияние уже сказалось. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Примерно так и с академией — закиснешь, переучившись в ней.
1870-е годы. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель.
Это вот, эти копны сена. Он-то после киевских реставраций-реконструкций разглядывал тот же «Страшный суд» храма в Торчелло отчасти уже как сотоварищ константинопольских художников. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Участники интригуют друг друга — переглядываются, делают тайные знаки.
«Избирательное сродство» росло день ото дня. Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. Увезено было все что возможно, включая тесаный камень разобранных городских строений. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.
Но Врубель не считал его безнадежным. Может быть, в закладе. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем.
В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Формальный секрет здесь — явственная, всемерно подчеркнутая музыкальность безмолвной пластики. Демон Врубеля – соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос.
«Был я в Торчелло, радостно шевельнулось сердце – родная, как есть, Византия. «. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.
С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Врубелевский ангел – если и вестник, то, как говорил Блок о самом художнике, «весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера». Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Теперь он воспринимал их на редкость сознательно.
Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Небезынтересный штрих — сверстники, соученики, давние знакомцы Врубель и Савинский обращались друг к другу по имени-отчеству («дорогой Михаил Александрович», «милый, милый Василий Евменьевич»). Эскизы Врубеля не были исполнены на стенах собора. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.
Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Любопытно, что Менделеева и Врубеля соединяло сразу несколько жизненных нитей.
Вспомнить хотя бы петербургские вариации его «Гамлета». Так, в пору работы над эскизами он сделал такое замечание в письме к сестре: «Надо тебе еще знать, что на фотографии яркое солнце удивительную дает иллюзию полночной луны». Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Картину «Венеция» Михаил Врубель написал как раз после возвращения из этого прекрасного и загадочного итальянского города.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Испытывал, что называется, насущный интерес. Дальше было еще смешнее. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг.
С нынешней техникой дело нехитрое. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Столь же прекрасная и натуральная, как музицирующие подле трона Святой Девы ангелы с лютнями и скрипками. В процессе работы над этой картиной художнику помогали фотографии. Хотя три мужских лика выразительностью уступают «Богоматери», смотрятся наподобие ее небесных стражей, но и «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий», а в особенности торжественно сумрачный «Христос Спаситель», образы отнюдь не пустые. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Искусствовед Н. М.
Но как педагог он сыграл огромную роль. В этих рисунках была заключена целая программа. Неординарная дама.
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. сказок и опер Н. А.
Когда не было моделей, он рисовал себя. Но и не только это.
Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Исполнены же они так, как никто кроме Врубеля просто не додумался бы. В то самое время, когда Врубель поступил в мастерскую Чистякова, начали издаваться альбомы Библейских эскизов – поздней работы Иванова, которая до тех пор была совершенно неизвестна. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.
Эта большая акварель поразительна. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. На улице очень много людей, а на заднем плане расположен мост Вздохов и угол дворца дожей.
Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Священная история предстает как отрасль минералогии. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Потратьте полчаса, соберите на своем компьютерном экране лучшие, на ваш взгляд, классические версии «Мадонн с младенцами» и поместите среди них «Богоматерь с младенцем» киевского кирилловского иконостаса. мне было все это видеть.
Именно в Киеве полностью сформировался Врубель-художник. Свадебное торжество проходило в Женеве. На этом фоне Врубель – принципиальный архаик. И у Иванова и у Врубеля – акварели, эскизы к росписям храма.