Все Картины Репина

Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой.

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.

На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.

В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Америка—Франция—Россия. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.

Вдохновлённый атмосферой, созданной музыкой, он непременно решил запечатлеть свои эмоции на холсте. Этюд получился превосходный. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

Неизвестная деталь 
известной картины 
Ильи Репина «Запорожцы»

Неизвестная деталь известной картины Ильи Репина «Запорожцы» (4 фото)

Репин забыл о конкурсе, об Академии. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Она была закончена только в 1891 году.

Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Казалось, она спит. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Действительный член Академии художеств с 1903. История картины «Яблоки и листья» несколько необычна. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Мистики связывали это с тем, что Репин якобы отразил несуществующие события – убийство царём собственного сына до сих пор не подтверждено. Третьяков»109. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.

Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.

Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.

С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. И тем не менее лаконичный и скромный натюрморт «Яблоки и листья» не менее привлекателен для современного зрителя, чем «Цветы и плоды» И. Хруцкого изображающие роскошные плоды и спелые ягоды.

Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном.

Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. К этому времени относится ученический натюрморт «Яблоки на листьях», (1879, Музей-усадьба Абрамцево), выполненный под руководством Репина. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.

И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».

Необычная история 
картины Ильи Репина 
"Яблоки и листья"

Необычная история картины Ильи Репина "Яблоки и листья"

Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Центральная группа словно недовольна своей ролью. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.

Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.

Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Репин был очень дружен с Мамонтовым. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.

С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Стол на его картине – всего лишь подходящая поверхность для плодов и листьев, а не изысканный постамент, хотя темный фон придает полотну некоторое сходство с академическими натюрмортами. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.

м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.

Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Глаза ясные и добрые.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Портрет производит яркое и сильное впечатление. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.

Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.

  • Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  • Илья Репин: биография и факты из жизни
  • Персоны и личности (интересное о известных)
  • Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  • Все Картины Илья Репин по алфавиту
  • Путешествие по России: Самарская область

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах.

Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Вернувшись в Петербург, Илья Репин продолжил писать картины, ставшие позднее классикой русского искусства. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.

  1. Топограф иконописец, студент Академии художеств
  2. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.

Мы видим, как точно передан объем яблок их блестящая, гладкая поверхность., Остроумова-Лебедева. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Там быстро отметили способного юношу и уже через несколько лет он переехал в Санкт-Петербург – профессионально учиться живописи. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Они словно противопоставлены друг другу.

Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В его взгляде осуждение и тревога. Вся центральная часть написана самим Репиным.

  • «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  • «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  • Картины Репина (фото) с названиями
  • Краткая характеристика творчества
  • Биография художника Ильи Репина

Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Репин дважды подавал прошения об отставке. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.

Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Она ушла из жизни в 1931 году55. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. Работал в плакате и в книжной графике.

  • Поездка за границу и жизнь в Москве

Он быстро стал лучшим и в 16 лет начал работать самостоятельно, поступив в артель, которая занималась строительством и реставрацией храмов. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».

Картины Репина с 
названиями история 
создания, сюжет

Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.

Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Судьбы детей Репина сложились по-разному. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.

После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».

Каждый персонаж переживает что-то своё. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.

А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.

Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.

Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину.

Учился в Высшем. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.

А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами.

В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Он идет прямо к матери. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.

Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России.

Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. За окном летний день. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».

Л. Н. Толстого». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.

Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением.

Не доносчик ли. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Рассмотрим "ближний круг". Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Внимание художника тяготит их. В 1878 году юный художник переехал в Москву и поселился у И. Е. Репина.

Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым.

Репин считал сам эту картину красивой. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. И вот уже перед нами не царь, а отец. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот.

Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Вегетарианцем стал и сам Репин. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Действительный. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.

В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.

Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Комната небогатой интеллигентной семьи., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В его глазах читается печаль, тоска.

Берег Волги. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.

Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.

Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.

Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе.

Первый факт. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.

Все заняты. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Третьяков.

В 11 лет Илью отправили в школу топографов – эта специальность была очень востребована в Чугуеве. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Проучившись у Репина два года, Серов возвратился на родину. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.

Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).

После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.

Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В эту минуту в комнату вошел Христос.

Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.

По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Его мастерство в технике, в умелом использовании цвета в сочетании с тонким психологизмом и живым откликом на происходящее вокруг в полной мере проявляется во всех работах.

Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». О чем эта история. М. Бунакову.

Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Пятый факт. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.

Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.

Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Ни один из них не показал бы на своем полотне такие простенькие фрукты, «украшенные» червоточинами и царапинами. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться.

В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.

Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок., Грабарь Грабарь Игорь Эммануилович Известный советский художник.

Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.

Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.

В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Так ли это – судить зрителям.

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Днем он обучался в гимназии, а по утрам и вечерам старательно рисовал. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Публике картина понравилась. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.

Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.

Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.

Общение с прежними друзьями было только заочным. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.

Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Репин никуда не делся.

Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Натюрморт, сочетавший фрукты и листья, был поставлен для ученика Репина, В. А. Серова. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит» используя блики и светотеневые переходы. Много учился на написании портретов близких и друзей. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Возвращается в Россию летом 1876 года.

Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. Убийство свершилось.

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В 1876–1878 годах он жил в Киеве, где посещал городскую рисовальную школу. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.

Репин встречал их по средам. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.

Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.

То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».

Они жили в Пенатах в течение двух недель. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». С 1913 – академик. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).

На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали».

«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Флоксы» (1884, Третьяковская галерея, Москва). Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.

Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.

Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Работал весь день, не замечая времени. Стасов присылает ему все, что он просит.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.