Вьючное Животное На Картине Верещагина
На картине Василия Васильевича Верещагина вы видите караван вьючных животных
Художник ощущал нечеловеческую усталость и тоску по Родине. На переднем плане высокогорная растительность — кустарник, трава. Все же какой-никакой, но она была защитой от ветра и холода.
По этому поводу М. М. Антокольский писал В. В. Стасову из Рима (8 октября 1874 года): «к сожалению, Петербург доказывал, что когда в море поднимается буря, то у них достаточно грязи для забавы. Пилоти писал полотна на исторические сюжеты. Новая феодальная верхушка так же жестоко угнетала трудовое население, как и прежняя.
На переднем плане изображена беспорядочная груда тел убитых врагов. Противник предпринял попытку штурма крепости и отступил с большими потерями.
Кто из вьючных животных изображен на картине верещагина
Картина с броской откровенностью политического памфлета выражала гуманистические, антимилитаристские идеалы художника, его ненависть к насилию, варварству, захватническим войнам и завоевателям. Заключительной страницей поэмы должна была стать картина «Процессия английских и туземных властей в Джайпуре» («Будущий император Индии»). Рядом брошена корзина, которую он носит на голове. мана.
В своих очерках «Из путешествия по Средней Азии» Верещагин писал: «Мне случалось слышать рассказы бывших рабов-персиян о том, как маленькие еще были захвачены туркменами: одни в поле на работе вместе с отцом и братьями, другие просто на улице деревни Истории следующих затем странствований, перехода этих несчастных из рук разбойника-туркменца в руки торговца рабами и отсюда в дома купивших их крайне печальны» На картине «Продажа ребенка-невольника» мы видим сцену торга. Пожалуй, лучший из этих этюдов — «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», передающий восхищение художника одним из самых выдающихся шедевров средневековой индийской архитектуры. Но вид стреляющего револьвера удерживал их от того, чтобы подойти ближе.
Поиск слов по маске и определению
В городе художник встретил посольство бухарского эмира. Но доверенное лицо художника — некий комиссионер Лорч оказался заурядным мошенником. Лошадей переправляли выше, там, где река была не столь бурной. Долгое время о ней ничего не сообщали и его биографы, пока в майском номере за 1955 год ташкентского журнала «Звезда Востока» не появилась статья Г. Чаброва «Художник Верещагин в Туркестанском крае». А тем временем потери защитников крепости росли день ото дня. Доведенный до отчаяния народ поднимался на вооруженную борьбу против колонизаторов.
Это сказала потом сама Европа». В покорном страхе застыли бессловесные слуги. Игнорировать художника, быстро завоевавшего славу и признание, было невозможно. Его украшали великолепные светские и культовые сооружения.
Восток на картинах художника Василия Верещагина
Вот таким образом дорожная повинность тяжелым бременем ложилась на местное население. Лошади постоянно проваливались в снег. Путешествие было небезопасным. Бухарская артиллерия была брошена на поле боя.
Он наследовал престол после бездетного брата. Верещагин написал караван яков, груженных солью. Вскоре вдали показались заснеженные вершины гор. Между тем в моем распоряжении находится лишь тридцать казаков и вы, добрейший соотечественник, конечно, не захотите отнять их у меня. К приезду художника в Среднюю Азию рабовладение было еще широко распространено в Бухарском, Хивинском и Кокандском ханствах.
Необычная картина Василия Верещагина (3 фото)
«Верещагинское творчество вливалось мощным потоком в общую борьбу передовой русской интеллигенции против российской полукрепостнической действительности, — пишет А. К. Лебедев. — Картины Верещагина привлекали внимание к героическому русскому солдату, то есть к тому же простому русскому народу, обрекаемому на тяжкие испытания войны, часто бросаемому на произвол судьбы и гибнущему в неведомых краях». Напряженные фигуры солдат передают нетерпение, тревогу ожидания и решимость выиграть бой. Это была обширная коллекция национальных типажей, бытовых сценок, архитектурных памятников, среднеазиатских пейзажей. Другой этюд из этой серии — «Горный ручей в Кашмире» — рисует несколько мрачноватую глубокую горную долину, поросшую хвойным лесом, с бурным, пенистым потоком.
Заразившись скарлатиной от своего ребенка, он неожиданно умер. Поворачивая такой барабан, верующий как бы произносит слова молитвы и доносит их до богов. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. У пролома крепостной стены, на переднем плане полотна, груда мертвых тел.
Командир отряда распорядился о ночлеге в небольшой крепости Чампандзи. Обратный путь был значительно легче, хотя накануне ночью тропу замело глубоким снегом. Затрубили сбор и отряд стал выстраиваться, чтобы двинуться в обратный путь. Думал, думал — все эти думы в такие минуты быстро пробегают в голове, в одну-две секунды, — да и выпрямился во весь рост. Своими еще неясными планами путешествия в Индию Верещагин поделился со Стасовым.
«Торжествуют»: картина в деталях
Лучше сохранился город Аккент (Белое поселение), до которого Верещагин добрался на телеге в сопровождении нескольких казаков. Один из залов отводился под верещагинские работы.
Дальше Верещагиных ожидали труднопроходимые горные тропы и перевалы. По мере приближения к сиккимской столице дорога становилась все многолюднее. Снова запылал костер.
Они носят длинные кофты из синей и черной материи. Думаю всем знакома гора черепов, которую мы можем видеть на картине "Апофеоз войны". Всего в монастыре обитало до сотни лам и учеников.
Первый министр передавал вопросы короля, а скорее всего задавал их за него. На вопросы знакомых о том, что толкает его в гущу военных событий, Верещагин отвечал, что необходимо самому прочувствовать то же, что чувствуют люди в сражениях иначе картины будут ненастоящими. По моему мнению, это — событие. Художника поразила этническая пестрота города.
Василий Верещагин – художник батальных сцен
Из-за этого главнокомандующий британской армией и другие высокие должностные лица британской администрации осыпали генерала упреками в пособничестве «русскому шпиону». В отношении российских соседей он проводил вероломную, недружелюбную политику. Пеший караван по обледенелой тропе двинулся к пастушьей хижине. Подданные короля шли с грузами соли, чая, других продуктов. Лица их были закрыты чалваном — густой черной сеткой из конских волос.
Однако настигла она его дома 3 апреля 1871 года. С восторженными отзывами о выставке выступили влиятельная столичная газета «Санкт-Петербургские ведомости» и некоторые другие органы печати. Вот станция Яныкурган, защищенная полуразвалившейся крепостью. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900).
Посетил выставку и сам император АлександрII со свитой. Кругом безлюдье и запустение. За телами коней, образующих оборонительный круг, лежат солдаты. Это не фантазия художника. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. Предвидя возможное недружелюбие англичан, Верещагин заранее принял некоторые меры. Честолюбивый генерал, на которого возлагалась миссия завершить присоединение Туркестана к России, возмечтал, чтобы подвиги его армии и особливо его собственной персоны были запечатлены на батальных полотнах. Выполненная им в Мюнхене большая серия картин должна была послужить его творческим отчетом.
Японский мир Василия Верещагина
Но яростный лай и вой собак не дал уснуть. Окружающая местность была пустынной, малонаселенной. Шелковые тханки — хоругви — с молитвами и образами богов почти сплошь покрывали все стены.
Монастырь был окружен шестами с длинными полотнищами, сплошь исписанными молитвами.
Старый переводчик-огнепоклонник еще раньше возвратился домой. Картина «Тадж на закате солнца со стороны входа» (1882–1883) варьирует ранее написанный этюд и показывает красоту памятника в ином ракурсе. Пришлось отбиваться врукопашную от наседавших на него повстанцев. К тому же непальские власти вряд ли пустят русских далее чем за десять миль от города.
Несколько работ этого художника были приобретены АлександромII. Мне кажется, что сокол намного меньше, чем птица на картине. Не ведая об опасности, безоружные русские солдаты беспечно разбрелись по долине. По этой дороге почти ежегодно могольские императоры переезжали из Дели в свою летнюю резиденцию на кашмирских озерах. Вот некоторые из образов индийцев, запечатленные в верещагинских этюдах этого времени (1874–1876).
Невдалеке шли бои и пускаться в путь без сильной охраны было рискованно. Верещагин узнал об этом вечером во время концерта. И мерцающее искрящееся повторение форм памятника в воде еще более оттеняет его объемно-пластическую прелесть, а вместе с тем передает цветовую гамму всего ансамбля». В городе царил переполох.
Сигнальный рожок призвал всех возвратиться в отряд, прервав сражение. «Не взыщите, мы народ небогатый», — извинительно сказал первый министр. Пока же Верещагин был вынужден временно снять небольшую студию в Отёй, на окраине Парижа. На картине запечатлен момент передышки после успешно отраженной атаки.
Верещагину едва удавалось поддерживать огонь сырыми прутьями. Его поместили в Ногайском караван-сарае. Когда вихрь пронесся, Василий Васильевич закончил этюд с видом на озеро.
Вопрос: Кто из вьючных животных изображен на картине верещагина
Возмущенный действиями недобросовестного «приятеля», художник впоследствии порвал с Гейнсом. Было уже темно, когда нападающие пошли на штурм с хриплым ревом многих тысяч голосов и возгласами: «Аллах. », «Аллах. » В пробоинах и над гребнем стен показались головы противника. Лихорадка заставила его уехать в Петербург, а потом в Париж.
На островке путешественники увидели развалины постройки времен могольского императора Акбара. Солнце, казалось, жгло, но холод был такой, что пальцы едва удерживали палитру. Комендант снабдил Верещагина небольшим конвоем из четырех вооруженных казаков.
В селениях основным домашним животным был як. Англичан привлекает в Индии баснословная дешевизна рабочей силы и емкость рынка этой страны с двухсотпятидесятимиллионным населением. После того, как он оставил Академию, уехал на Кавказ, где продолжал писать свои картины, а затем в Париж, где продолжил обучение. У нее несколько необычное название — «Дом двух с половиной дней». В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером.
В картине «У крепостной стены. Когда покупка туркестанских картин состоялась, Верещагин объявил, что пять тысяч рублей, вырученных за вход на его петербургскую выставку 1874 года в платные дни, он передает в новгородское земство «на устройство первоначальных школ для девочек и мальчиков, но не для одних последних». Отсюда они двинулись к станции Шошаль, отклоняясь от тибетской границы. В крепкой пружинистой фигуре кули чувствуется сила, выносливость, ловкость. Имеются бесспорные исторические свидетельства того, что по велению грозного завоевателя Тамерлана воздвигались пирамиды из голов побежденных для устрашения подданных. Ей завязали глаза и один из кули перенес ее на спине.
Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Были случаи нападений и на русские военные посты.
Это приближался кули с провизией и теплыми вещами. Художник высоко оценил многовековую индийскую культуру. Верещагин тоже спешил в российскую столицу. Это была тщательная подготовка к дальнему путешествию. Те же, кто занимался ручным ремеслом, должен был принести королю лучшие из своих изделий. Собралась толпа зевак.
«А что погибло в пожаре старых, чудесной работы разных деревянных дверей, колонок и проч., то и вспомнить досадно. » — с раздражением писал художник. Оно было подавлено с беспредельной жестокостью. Визит принца в Индию преследовал далеко идущие политические и пропагандистские цели. Верещагин уговорил посла позировать и сделал его карандашный портрет.
Когда-то она служила резиденцией прежним сиккимским правителям. По ночам и утрам становилось очень холодно, особенно на перевалах. Этюд «Гималаи вечером» воспроизводит горный пейзаж на закате солнца.
На следующий день Верещагины совершили прогулку по западному его берегу, доехав до деревни Менц. Он не считал их своими единомышленниками и какого-либо влияния с их стороны не испытывал. Дорога становилась все более опасной. Пика скользнула по бобровой шапке, смягчившей удар.
Сидели или бродили нищие, выпрашивавшие милостыню. За первой попыткой штурма последовала вторая, третья. Это было сделано при содействии генерал-губернатора Туркестанского края Кауфмана. На переднем восседает принц Уэльский, будущий император Индии, рядом с местным махараджей. Ценя Горшельдта, Василий Васильевич не одобрял его пристрастия к условностям, к «приблизительному» изображению солнца в условиях его недостаточно освещенной мастерской.
Кто из вьючных животных изображен картине верещагина
И вот к художнику со всех сторон стали стекаться люди за советом и лекарством. Сначала хан отказался принять его под предлогом плохой погоды. Местность изобиловала куропатками и зайцами. Маслом Верещагин писал пока еще нечасто.
Особенно высоко Стасов оценил картину «Апофеоз войны», назвав ее самой значительной в туркестанской серии. К тому же поездка в Среднюю Азию была небезопасной. Финансовая – чтобы взять девушку в жёны семья должна внести крупную сумму. Со стен крепости можно было разглядеть, что на возвышенности Чопата, господствующей над городом, собралось много вооруженных людей и блестели составленные в козла ружья.
«Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» передает суровую природу горного края. Картина воспроизводит пестрое, красочное зрелище празднества — толпу в праздничных костюмах, воинов со сверкающим на солнце оружием, цветы, опахала — настоящий триумф колонизаторов в поверженной стране. Были и поколотые пиками и порубленные шашками. Свет на истинное отношение царя к верещагинским работам проливает интересная статья А. Верещагиной и А. Лебедева «Новые материалы к биографии В. В. Верещагина», опубликованная в августовском номере журнала «Искусство» за 1957 год. Тинли помог нанять отряд из двадцати пяти носильщиков, между которыми и распределили поклажу.
Верещагин отправился вслед за русскими войсками. Но есть в этих нищих дервишах и импозантных стражниках и нечто общее. Лучшей для себя наградой Верещагин считал благодарность Кауфмана.
Командующий и его свита расположились в самаркандском дворце эмира. В то же время, заниматься сельским хозяйством не позволяют природные условия, охота опасна, доставка товаров была слишком затруднительна. Казак рассказал, что тигров здесь водится немало.
Выставка имела успех и привлекла внимание общественности. Италия пугала наплывом туристов. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Перед нами разнообразные величественные виды природы.
Он загорелся намерением устроить большую «Туркестанскую выставку», первую такого рода, чтобы познакомить общественность со Средней Азией. Покупатель в раздумье перебирает четки.
В приграничных районах Китая шла война между китайцами и дунганами. На большее у задававшего их фантазии, как видно, не хватило. Кашмирцы бьют здесь рыбу копьями. Перед нами великолепная галерея дворца Тимура в Самарканде с легкими резными колоннами.
На картин в в верещагина вы видите караван вьючных животных
Раскаявшись и не желая осуждения невиновных людей, он написал правдивое письмо с разъяснением дела и застрелился. Безудержное ограбление Индии стало одним из главных источников обогащения метрополии. Но какая боль и осуждение скрыты в сдержанных, казалось бы, строках. Путешественников пригласили сесть, поставили перед ними разные сладости. С помощью местных властей удалось привлечь предводителя носильщиков, Тинли.
Деление это весьма условно, так как в некоторых произведениях сочетаются элементы и того и другого жанров. Картина «Нападение врасплох» (1871) изображает нападение неприятеля на тот самый русский отряд в горной долине, за которым наблюдал с крутого обрыва бухарский дозор.
Результаты этих усилий были равны почти нулю. Не известно, чем бы все это кончилось, если бы не подоспели на помощь русские солдаты. Вот, скрестив ноги, сидит торговец возле своих товаров, сложенных в груду на земле. С начала XVI века этот город стал столицей империи Великих Моголов.
Командующий приказал выжечь городские кварталы, примыкавшие к крепости. «Тамаша» даются почти каждый день в том или в другом доме города, а иногда и во многих разом, перед постом главного праздника байрама, когда бывает наиболее всего свадеб, сопровождающихся обыкновенно подобными представлениями. Н. Каразин слышал от лиц, присутствовавших при осмотре выставки царем, что АлександрII, подойдя к трем крамольным картинам, «сделал недовольную гримасу и с выражением крайнего неудовольствия в голосе заметил следовавшему за ним художнику: В моей армии таких случаев быть не могло и не может» Нет оснований не верить этому свидетельству.
И еще одна достопримечательность Аджмера, мимо которой наблюдательный художник никак не мог пройти, — это высеченный в скале, в ограде гробницы Куаджа Саиба, глубокий резервуар для воды со спускающимися к нему ступенями. Мужья могут быть братьями. Однако в то время московский коллекционер еще не располагал необходимым для экспозиции всех верещагинских картин и этюдов помещением.
Приходилось бросать работу и готовиться к возвращению. Если же он встречал сопротивление, то пускал в ход кулаки. По знакомству или за ничтожный селяу (подарок) одному из смотрителей любой старой мечети или от чего ему угодно, можно и унести или увезти его, куда ему угодно отпавшее же, поломавшееся само собой от землетрясений и проч. Еще сохранилась часть дворцовой постройки и укреплений.
Полотно «У дверей мечети» переносит зрителя в современную художнику эпоху. Но каждый раз неприятель отступал под залпами картечи с большими потерями. Он послал в газету «Санкт-Петербургские ведомости» корреспонденцию, в которой обратил внимание общественности на тревожное состояние самаркандских древностей. Прусская военщина всячески возносила победителя французов фельдмаршала Мольтке и в особенности творца и вдохновителя прусской милитаристской политики, «политики крови и железа», канцлера Отто фон Бисмарка. Его приютила в своей кибитке казахская семья. На первых порах его сопровождали два попутчика из местной знати.
Оставить свой комментарий Отменить ответ
После непродолжительного отдыха художник стал писать этюды окрестных заснеженных гор. Поймали также довольно много рыбы. — я уже успел спрятаться — десятки пуль влепились в стену над этим местом, аж пыль пошла. Они спускаются с гор по речной долине и подходят к избе пикета. Видимо, соображения материального порядка сыграли здесь далеко не последнюю роль. Каждый год он наполняется водой, запечатывается и через определенное время вскрывается. Русских уже топчут конями, рубят шашками. На венской выставке побывал В. В. Стасов, где впервые увидел произведения Верещагина.
Их уносят на носилках, очевидно, для обряда погребения. По этой причине поиски лошадей, слуг и носильщиков на каждой станции были сопряжены с немалыми трудностями. Здесь были не только взявшиеся за оружие горожане, но и солдаты бухарского эмира.
На этом переходе им встречалось много диких лошадей серо-розовой расцветки. "Богатый киргизский охотник с соколом". Заявление подписали председатель Мюнхенского художественного товарищества Конрад Гофф, его секретарь, профессор Антон Гесс и восемь его членов. А расцветка у птицы именно соколиная.
Так как больше всего доставляют рабов Средней Азии несчастные, смежные с туркменскими племенами персидские границы, то удачи или неудачи охотничьих подвигов туркменцев в этих местах главным образом устанавливают цену на рабов в Хиве, Бухаре и в Коканде но иногда войны и неизбежные при этом обращения в рабство всех пленных, если они не мусульмане сунитского толка (в противном случае, захват и перепродажа всех рабов побежденной стороны), значительно и разом на всех этих рынках изменяют цены: в таких случаях человек идет за очень дешевую цену – за несколько десятков рублей иногда даже за 10 рублей. Следующую остановку сделали в монастыре Сангачелинг. Охотник ушел и пропал.
С носильщиками было много хлопот. В том же 1873 году состоялась Всемирная выставка в Вене. Народа почти не видно, он оттеснен куда-то на задний план. Вечером все собравшиеся хором распевали религиозные гимны. На озере Верещагин сделал несколько этюдов. «Верещагинской выставке не суждено было дойти до конца спокойно, мирно, как у всех», — писал Стасов.
«Радость моя, сердце мое», – раздавалось со всех сторон. В Стасове художник узрел единомышленника и жадно потянулся к нему. Вскоре стало известно, что все они, кроме одного, были схвачены людьми эмира и казнены.
Летом 1869 года Верещагин путешествовал по Семиреченской области и вдоль границы с Китаем. Еще с первых дней пребывания на индийской земле Верещагин чувствовал недоброжелательное и подозрительное отношение британских колониальных властей, которые чинили всякие искусственные препятствия его путешествию по стране. Это полковник Назаров — один из основных руководителей обороны крепости.
Песчаная пустыня с цепью невысоких гор вдали. Если ходжаджендцам не грозило быть запечатленными в альбоме художника, они неизменно были любезны с русским, всякий раз приветствуя его словами «аман» или «салам алейкум», пожимали ему руку и дружески хлопали по плечу.
Последние заданные вопросы в категории Окружающий мир
Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). «Возьми жизнь мою, – кричали ему, – она ничто перед одною твоею улыбкою» и т. п. Вот музыка заиграла чаще и громче следуя ей, танец сделался оживленнее ноги – батча танцует босиком – стали выделывать ловкие, быстрые движения руки змеями завертелись около заходившего корпуса бубны застучали еще чаще, еще громче еще быстрее завертелся батча, так что сотни глаз едва успевали следить за его движениями наконец, при отчаянном треске музыки и неистовом возгласе зрителей воспоследовала заключительная фигура, после которой танцор или танцовщица, как угодно, освежившись немного поданным ему чаем, снова тихо заходил по сцене, плавно размахивая руками, раздавая улыбки и бросая направо и налево свои нежные, томные, лукавые взгляды. Узнав о подвиге художника, спасшего товарища, командующий сказал ему при встрече: «Спасибо, спасибо за Эмана». «По правде сказать и награждают же английские джентльмены тумаками туземцев, есть от чего сбежать. » — отмечала Е. К. Верещагина. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.
Это путешествие дало возможность написать около ста пятидесяти этюдов с натуры, которые не только послужили ему материалом для больших картин, но и имели самостоятельное художественное значение. Тогда мне пришлось бы одному защищать крепость». Большое место среди индийских этюдов занимают пейзажи. Это короткое письмо Верещагина с отказом от звания профессора Академии было опубликовано в газете «Голос» 11 сентября 1874 года и вызвало бурную и противоречивую реакцию в общественных кругах.
Перед ним ежедневно ставилось кушанье и питье. Их Верещагин во множестве встречал на улицах индийских городов. Конь Верещагина споткнулся о него и художник тоже слетел, но успел удержать узду. Среди них национальные типажи, жанровые сцены, виды природы, архитектурные памятники. О своем времяпровождении Верещагин сообщает нам следующее: «Я ежедневно ездил в город и за город, осматривал мечети, базар, училища, особенно старые мечети, между которыми уцелело еще немало чудесных образцов материала для изучения и рисования было столько, что буквально трудно было решиться, за что ранее приняться: природа, постройки, типы, костюмы, обычаи — все было ново, оригинально интересно». Отец семейства, смышленый человек лет сорока, постоянно носил широкий белый халат из верблюжьей шерсти. Это решение академического совета можно объяснить двумя причинами.
Горные ландшафты были красивы и живописны. Туркестанскую серию картин Верещагина обычно делят на бытовые картины и батальные. Обычно же ламаистские священнослужители должны придерживаться обета безбрачия. Как только она пришла в себя, решили возвратиться к огню.
Эти сведения, которые приводит в своих очерках Е. К. Верещагина, свидетельствовали о том, что трудовые массы Сиккима облагались тяжелыми повинностями в пользу монарха. Но переводчик преждевременным выстрелом спугнул медведей и охота не увенчалась успехом.
Местные жители встречали русского, как мог заметить художник, не всегда дружелюбно. Его болезнь продолжалась уже четыре месяца и не поддавалась никаким местным врачевателям. Все они представляют собой тематически цельное повествование о героизме русских солдат, о варварских нравах среднеазиатских феодальных деспотий, а каждая картина — как бы его отдельная глава. По максимально низкой цене — пять копеек — продавали каталог, в котором помимо перечня экспонировавшихся картин была помещена статья о Туркестанском крае, написанная генералом А. К. Гейнсом. С первой встречи оба понравились друг другу, разговорились. Наконец достигли избушки — жалкого строеньица, через щели которого нещадно дуло и навевало снег. Здесь был один из центров индийского народного восстания 1857–1859 годов.
Уокер в свою очередь снабдил художника рекомендательными письмами от своего имени к местным властям. Пенгонг, расположенный на границе с Тибетом, был конечным пунктом путешествия Верещагиных.
Они сблизились, а потом и подружились. Причин много. В конце 1870 года Верещагин покинул Туркестанский край.
Картина «Продажа ребенка-невольника» (1872)— это гневный протест художника против рабства и самой омерзительной его формы — торговли детьми. Верещагинские «Двери Тамерлана», символизирующие средневековый восточный деспотизм, вызвали восторженные отзывы В. В. Стасова и И. Н. Крамского.
После осмотра Аллахабада Верещагины на поезде добрались до Баникпора. Все вслушиваются в речь проповедника. «Жемчужина британской короны», как часто ее образно называли, была главной колонией Великобритании — передовой индустриальной державы мира — и приносила британской буржуазии колоссальные прибыли.
Это бескровное взятие прежней столицы Тимура произошло 2 мая 1868 года. Так было сделано несколько кругов. Встретились, словно старые знакомые. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров и появилась картина «Апофеоз войны»2.
Один из храмов был убран довольно богато. Его голова прикрыта от солнца плащом. Близкий ко двору, Коцебу был баталистом старой школы. Мюнхен — столица Баварии — был в то время крупнейшим культурным центром Южной Германии.
Этот автор использовал интересный и ранее неизвестный источник — письма кокандского придворного Мирахура Мирзе Хакима ханскому послу в Ташкенте, обнаруженные в Историческом архиве Узбекской ССР. Рослый сухопарый индиец присел отдохнуть. В конце 1872 года у Верещагина в Мюнхене побывал Павел Михайлович Третьяков, тонкий ценитель, страстный собиратель произведений русского реалистического искусства. Пресса писала о работах Верещагина как о значительном художественном явлении. В Ташидинге отмечали праздник воды.
Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». О героически трудном восхождении на Канчингу Верещагин написал Стасову в одном из писем: «Это время занимался в буддистских монастырях, а допрежь того на высоте 15000 футов чуть не замерз со своею супружницею снег, которым нам пришлось идти последний день подъема на гору Канчинга (28000ф. ) испугал моих спутников и они за нами не изволили последовать. Вся группа была вооружена ружьями и револьверами — для безопасности.
Там-то находится старинный Джанекент». Зато после, когда первое изнурение прошло, она, не говоря худого слова, грохнулась. Прибрежная часть города быстро принимала европеизированный облик. Опять бесконечные почтовые станции, просторы казахских и омских степей.
Всадники догнали ее и осыпали бранью. Костер потух и Елизавета Кондратьевна почти замерзла. Верещагинская выставка открылась в Петербурге 7 марта 1874 года. Это убитые в недавнем бою бухарцы.
Комендант Заамина, как сообщает Верещагин, наотрез отказался пропустить его дальше. Горшельдт не принимал реализма безоговорочно. Все присутствовавшие при этом были изумлены дерзостью прапорщика.
Среди подписавшихся был и Коцебу. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Доводы были убедительными и Верещагин не мог настаивать. А утром явились два новых посланца от короля с подарками — сладкой мурвой и апельсинами. Некоторых больных притащили на носилках.
С погонщиками волов пришлось расстаться. » (1871) по своему сюжету служит логическим продолжением предыдущего полотна. Кроме того, король прислал гостям еще несколько баранов, кур и тибетскую лошадь.
Выражая настроения сановных и военных кругов, газета «Московские ведомости» издававшаяся махровым реакционером М. Н. Катковым, выступила с крикливой статьей, в которой Верещагин обвинялся не только в антипатриотизме, но и в том, что он действовал заодно с врагами русской армии. Одна из лучших картин этой серии — «Всадник-воин в Джайпуре» (1881).
Картина была написана в 1871 году. Верещагин симпатизировал этому отважному офицеру и сожалел о его трагической судьбе. Должно быть, все чувства на войне притупились. Верещагин поспешил встать и ощутил, как у него под ногами колебалась земля. Бомбей был первой остановкой Верещагиных.
Художника не пугали опасности и утомительность долгой поездки. На эту роль претендовал король Пруссии из дома Гогенцоллернов. Городок расположен на горных террасах, многие из них были созданы руками людей. У разных лиц собрал он одежду, украшения, предметы быта народов Туркестана. Это напоминало игру. (В то время они еще не были знакомы. ) В своей статье, посвященной художественному отделу Всемирной выставки, русский критик-демократ уделил внимание верещагинским работам, хотя они и были представлены преимущественно фотографиями, уловив в них гуманистическую направленность, гневный протест против феодальной деспотии и варварства.
В Петербурге Верещагин оставался недолго. В ее русском отделе экспонировались этюд Верещагина «Голова ташкентца», серия фотографий с его туркестанских этюдов и картины. «Едва успеваю отогнать одного, другого от себя, как заносят пику над спиной Эмана, третий тычет сбоку, четвертый, пятый сзади — как только я не поседел тут», — писал Верещагин. После Самаркандской эпопеи художник недолго оставался в Туркестанском крае. Замечательно, что я выбился из сил и положительно заявил об этом прежде, чем моя дорогая спутница, моя маленькая жена, слабая и мизерная (Вы ее видели в библиотеке).
Как сообщает В. В. Стасов, «очень интересными и замечательными мне казались заметки Верещагина об индийской архитектуре и музыке: не раз в своих письмах он высказывал мне свое удивление близкому сходству их с коренной народной архитектурой и песней древней Руси». Далее Н. Л. Тютрюмов договорился до того, что без зазрения совести ставил Верещагину в вину «компанейский способ» написания картин. Россия тогда покоряла эти земли и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие2. К моменту приезда Верещагиных в Индию в памяти многих индийцев были еще живы грозные события 1857–1859 годов.
Местные жители не раз сообщали о разбойничьих шайках, орудовавших в окрестностях. У своего ташкентского друга Северцова Верещагин позаимствовал зоологическую коллекцию, у горного инженера Татаринова — минералогическую.
«Мы не делим ни его разочарований, ни подозрений, ни критических взглядов и смеем думать, что г. Верещагин с честью может оставаться в семье русских художников, что бы ни думал об этом г. академик Тютрюмов», — говорилось в заключение заявления одиннадцати. Наконец художник, собрав последние силы, решился идти на розыск людей. Русские власти запретили рабовладение.
После того, как приказ был исполнен, было выложено семь пирамид из голов3. Он все еще надеялся, что правительство купит целиком всю его туркестанскую серию. Одному все же удалось добраться до штаба Кауфмана. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи.
Выразительны типы работорговца и богатого покупателя, седобородого старика. Здесь паломники совершают ритуальное омовение перед тем, как посетить гробницу. По его словам, народ там был дикий и подозрительный к европейцам. Впоследствии Верещагин описал их в своих путевых заметках и опубликовал сначала в одной из газет, а затем со своими иллюстрациями в майском номере журнала «Всемирный путешественник» за 1874 год. Как не огорчиться таким расколом и как не угадать виновников всей этой ереси.
Женщины Ладакха заплетают волосы в мелкие косы и украшают их бирюзой и жемчугом. «Этот индийский владыка уже так низко пал, что считает за честь и счастье сидеть рядом на одном слоне со своим европейским барином и из верноподданнической услужливости и покорности велел даже выкрасить розовой краской все великолепные каменные здания Джайпура», — писал В. В. Стасов. Король был еще совсем юным, лет шестнадцати-семнадцати.
Героические защитники Дели до последнего сопротивлялись натиску колониальной армии. Стены изнутри были покрыты цветной глазурью, сохранилась гранитная плита с арабской надписью. И вдруг на них надвинулась конная лавина бухарцев. С одной стороны, это была вынужденная уступка общественному мнению.
Колоритны образы индийских факиров, которых художник запечатлел на нескольких этюдах. Нескольких удалось подстрелить. Среди носильщиков оказались и женщины. Отсюда были хорошо видны горы.
Вероятно, кто-то распустил слух о всемогуществе русских гостей, которые могут и врачевать. Жители деревни нередко вспоминают о былом величии. Верещагин обещал издать «Альбом картин Туркестанского края».
Верещагина обвиняли в «небывальщине», в «клевете на храброе туркестанское воинство». А известный русский путешественник и писатель К. Ковалевский видел подобные пирамиды вблизи Ташкента еще в 1840 году. Ехал он мимо развалин старинной крепости Каштегермен, через Ходжент, Ура-Тюбе, Заамин. Это, вероятно, те самые «трофеи», которыми любовался эмир во дворе своего самаркандского дворца.
Последовали, разумеется, вопросы о здоровье британской королевы, ее министров, о дороге. Зато и живности всякой водилось здесь много. «И в этих исканиях он (художник. — Л. Д. ) достигает замечательных результатов, с большим мастерством передавая марево жаркого индийского дня, атмосферу насыщенного влагой ночного речного воздуха, прохладу горных ущелий, солнечный закат, золотящий снежные шапки заоблачных вершин, — пишет А. К. Лебедев. — Пожалуй, никакой другой европейский художник не передал так правдиво и красиво, с таким широким диапазоном разнообразную индийскую природу в разных ее состояниях, как Верещагин».
Да и вооружены они были старыми кремневыми ружьями. Приблизившись к русскому отряду, они предлагают сдаться. Возвращался он в Петербург через Сибирь. Верещагин присоединился к отряду и вместе с ним двинулся дальше. «С раннего утра раздается звук трубы из кости человеческой руки, по обыкновенным дням и из предлинного медного инструмента по праздникам, — писала Е. К. Верещагина. — В продолжение целого почти дня идет служба с аккомпанементом медных тарелок, — это все заказные молебны, сопровождаемые приношениями главным образом натурою, так что в промежутках жеванью, чавканью иканью нет конца».
По возвращении из Кашмира Верещагины часть октября 1875 года провели в Дели. Но вот послышались чьи-то шаги. Местный комендант удержал художника, пытавшегося отправиться вдогонку отряду. Императрица даже вздрогнула при первом взгляде на них. Уплата калыма за невесту бытовала у мусульманских народов.
На поле боя видны тела убитых врагов, но редеют и силы обороняющихся. Все участники похода были награждены. » (1872) также отражено реальное событие, участником которого был Верещагин.
Вода в озере была настолько горько-соленой, что никакая рыба в ней не водилась. Прекрасно выписаны образцы индийского традиционного оружия — сабли, круглые выпуклые щиты. Художник сумел передать дух феодального Востока, его кровавых деспотий. Видимо тут то и кроется причина небольшого несоответствия размеров птицы. В особенности же неистовствовали генерал К. П. Кауфман и директор Азиатского департамента П. Н. Стремоухов.
Верещагин успешно передает пространство изображает атмосферу, яркость солнечного света. Но наибольший интерес у него вызывали простые труженики.
Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение.
Художник не хотел связывать себя никакими правительственными заказами. В храме возле дверей висели крепкие палки с железными наконечниками. Мусульманин считал своим благочестивым долгом подать дувану милостыню.
Тем временем прибыли и остальные кули. Так ему пришлось пережить землетрясение.
Верещагин и Северцов стали близкими друзьями. вот, вот. Когда крики женщины перешли в вой, ей завязали рот и толпа со смехом зааплодировала. «Эти последние имеют вид настоящих темных и грязных конур с нишами в стенах, войлоком и циновками на полу и глиняным очагом в углу или посередине комнаты, — писал Верещагин, — Тут нет ни стола, ни кровати. «У крепостной стены. Обледенелую дорогу местами занесло глубоким снегом.
Комендант, не получая ответа от командующего, начал совещаться с офицерами гарнизона. Удивленные и напуганные встречей, они некоторое время неподвижно смотрели друг на друга.
Тут были огромные тюки, коробки, подносы. «Банья» — представитель одной из индийских сект — иного характера иного социального положения. Путешественники осмотрели храмы, которых было до десятка.
Однако эти надежды не оправдались. расхищается без зазрения совести. Мысль художника о том, что захватнические, колониальные войны приносят бедствия и страдания не только покоренным народам, но и солдатам-завоевателям, которых заставляют воевать во имя чуждых им интересов, заложена в его картине «Забытый солдат». Орудия защитников дали залп картечью. Оно, по мнению художника, в Туркестане было еще более жалким, чем в Турции и Иране. В своей небольшой книге «Листки из записной книжки» изданной в 1898 году, Верещагин описывал погребальные обряды индуистов и парсов.
Из Дели Верещагины возвратились в Агру. Активизация бухарцев вызвала реакцию и в самом Самарканде. Годы, проведенные художником в Мюнхене, были периодом напряженной, титанической работы.
Другая картина индийской серии — «Великий Могол, молящийся в мечети, в Дели» — также выполнена технически превосходно.
Казашки в высоких головных уборах из белого полотна продают кумыс. Победителем вышли Стасов и его единомышленники. Во второй половине апреля супруги Веещагины были уже в Бомбее и поселились в отеле «Бельведер-хилл». Возможно, он не хотел осложнять отношений с британскими властями. Картина «Двери Тамерлана» переносит зрителя в средневековое прошлое, в эпоху процветания деспотических монархий, может быть самого Тамерлана. Русские окружены со всех сторон и вражеское кольцо продолжает сжиматься.
Самый главный лама монастыря находился в Лхасе при далай-ламе. В узкой горной долине небольшой отряд русских солдат попал в окружение. А над стеной кружат пернатые хищники, предвкушающие легкую добычу.
За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Художник хорошо сумел передать внезапность нападения. Позже крупными крестьянскими выступлениями была охвачена Бенгалия. Вскоре после появления клеветнической статьи в газете «Пионер» это письмо пришло из Лондона в адрес Верещагина. С китайской границы Верещагин возвратился в Ташкент. Впрочем, не всегда удавалось сохранять сдержанный тон.
Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. В первый же день выставку посетил император АлександрII с супругой Марией Александровной в окружении пышной свиты царедворцев, адъютантов, сановников. Они же, а скорее всего Кауфман или Стремоухов, чтобы не впутывать царя-«либерала» в скандальную историю, высказали художнику царское желание об уничтожении наиболее «возмутительных» картин якобы от себя лично. И вот по горным тропам через Кашмир и западные отроги Гималаев потянулись на север предприимчивые авантюристы. В их числе были минарет Кутб-Минар XIII века и более поздние — крепость Лал-Кила (Красный форт), соборная мечеть Джами-Масджид и другие. В небольшой картине «Богатый киргизский охотник с соколом» (1871) угадывается восхищение художника колоритным народным образом.
Людоед» тематически служит продолжением предыдущей. Этюд «Главный храм монастыря Ташидинг (Сикким)» рисует мрачное сооружение, сложенное из крупных неотшлифованных камней, напоминающее скорее крепость. В глубине идет уборка павших русских солдат, сложенных в правильный ряд. В этой серии этюдов привлекает внимание этюд «Кули» с характерным и выразительным образом немолодого, но еще бодрого, мускулистого мужчины, продубленного тропическим зноем.
Рисовал сокола, но помнил, что птица была больше. Сделайте божескую милость, посоветуйте, какие книги я могу приобрести в дорогу и какие должен прочитать у Вас в библиотеке из описывающих этот путь с его природою и людьми». Сначала художник замышлял написать серию из десяти полотен, но выполнил только семь. В каталоге, выпущенном к открытию выставки, перечню произведений Верещагина была предпослана надпись: «Эти картины не продаются», которая, казалось бы, противоречила общепринятой традиции. За несколько лет до этого народы Восточного Туркестана (Синьцзяна) поднялись на вооруженную борьбу против тяжелого гнета циньских имперских чиновников и китайских феодалов. Вот таким образом Верещагин отказался от первоначального своего намерения дать картине название «Апофеоз Тамерлана».
Они более щепетильно относились к пище, боялись дотрагиваться до еды иноверцев. Колониальная сущность должна была прикрываться пышной вывеской империи, связанной династической унией с Великобританией. Наезжали сюда и поохотиться, так как в кашмирских лесах еще водилось много крупной дичи, медведей, оленей, кабанов и даже тигров. Темпераментный человек, прекрасный знаток живописи, живой, остроумный собеседник сразу же понравился художнику.
Ночью на стоянках путешественники засыпали под вой шакалов. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Картина «Представляют трофеи» (1872) переносит зрителя ко двору бухарского эмира, кровавого деспота и тирана. Дело едва не закончилось судебным процессом между художником и Лорчем. Имев еще в городе мало знакомых, я просил С. А. нарочно устроить «тамашу» и раз, поздним вечером, по уведомлению его, что представление приготовлено и скоро начнется, мы, компанией в несколько человек, отправились к нему в дом.
Когда Е. К. Верещагина почувствовала себя лучше, караван тронулся дальше. Лама оказался семейным человеком исключением из общих правил. Могольский император Шах-Джахан, тот самый, который построил знаменитый мавзолей Тадж-Махал в Агре, воздвиг в Аджмере великолепный павильон из белого мрамора с одиннадцатью арками и надписью арабской вязью, которая опоясывает все здание. Вошли.
В этом городе и по пути к нему Верещагин сделал несколько рисунков. Художник, еще не имевший понятия об этом напитке, отведал его. Располагая удобной мастерской, Верещагин начал усиленно трудиться над созданием «Индийской поэмы», как он сам называл серию своих будущих картин. Владимир Васильевич заведовал там художественным отделом.
Ружей у них было мало. «Священник-парс (огнепоклонник)» преисполнен достоинства и благородства.
У врага многократный численный перевес. Нарядные участники церемонии — это не индийский народ, а только свита махараджи. Пусть войдут.
А когда он рисовал хижины, кто-то пустил слух, что русский господин делает перепись без жалости к бедному народу. Мертвые, высохшие деревья на месте когда-то цветущих садов. На переднем плане полотна два конных всадника-парламентера. Вот, например, картина «Опиумоеды».
Его дипломатическая служба, казалось, символизировала феодальную отсталость эмирата. Одиннадцать известных русских художников — Н. Н. Ге, К. Ф. Гун, П. П. Забелло, М. К. Клодт, М. П. Клодт, И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, А. А. Попов, П. П. Чистяков, И. И. Шишкин, В. И. Якоби — опубликовали в газете «Голос» от 5 октября 1874 года короткое заявление, в котором выразили свое возмущение по поводу клеветнических нападок на Верещагина со стороны Тютрюмова, взявшего на себя смелость говорить от имени не своего, а художников вообще. Это следы многовековой культуры, созданной руками людей и уничтоженной ордой завоевателей. Это была изнанка войны, вызывавшая у художника неприятие и отвращение. С тех пор между Василием Васильевичем Верещагиным и Павлом Михайловичем Третьяковым сложились близкие, дружеские отношения.
Страдал от лихорадки и сын хозяина дома, где путники встали на постой. Верещагин потратил большие средства, но к его приезду мастерская так и не была готова. Разбудил его какой-то подземный гул. За стеной, очевидно, слышатся голоса противника, заставляющие ожидать штурма.
Лоди переводил. Третьяков немало сделал для популяризации творчества своего друга, систематически приобретая многие из его полотен. Однажды Елизавета Кондратьевна едва не упала с лошади, поскользнувшейся на льду. На полпути к Ходженту, в селении Ногайкурган, путники решили заночевать.
А вскоре возвратился и Василий Васильевич, но не на своих ногах, а на спине другого кули. Но нападающие не унимались. Так в экономику Индии медленно, но упорно и целенаправленно проникает капитализм. На высоких шестах, установленных поперек площади, головы русских солдат. Работу над «Индийской поэмой» художник начал в 1876 году с ее заключительной страницы — с картины изображающей торжественный въезд принца Уэльского в Джайпур. Выставка разместилась в трех залах здания Министерства государственных имуществ. По другой версии известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. Одним из них было Кульджинское ханство.
Там Верещагина после всяких мытарств отпустили под поручительство знакомых. С правителем Коканда Худояр-ханом художник так и не встретился.
Верещагин еще мог встретить живых участников этого восстания, вошедшего в историю под названием сипайского. И. Н. Крамской в письме к художнику К. А. Савицкому по этому поводу писал: «В обществе пошлом постоянно притворяющемся, достаточно человеку самые простые вещи назвать громко настоящим именем, чтобы произвести скандал неописуемый». Неоднократно Верещагин приходил сюда с этюдником и принимался за работу, чтобы перенести на полотно красоту творений индийских зодчих.
Идейная близость помогла им стать друзьями. На нее с любопытством ходили толпы народа. Над городом возвышалась местная святыня — мечеть Газрет с сильно поврежденными куполами, покрытыми цветной эмалью. Случай довольно типичный для бюрократических и полицейских нравов европейских монархий.
Хоть и не ахти какая надежная, но все же защита от всяких случайностей. Началась протокольная беседа.
В качестве топлива жгли кизяк и степные кустарники. А другой сорт рабов, который не поименован так обидно ни в одном учебнике, но который тем не менее представляет самый ужасный вид невольничества – матери, жены, дочери среднеазиатских дикарей, разве не испытывают медленного, но неотразимого влияния на их положение и судьбу кяфирских («кяфир» – неверный) законов и всех кяфирских порядков. Все эти страны находятся в Юго-Западной Азии. Сойдите, сойдите, — шептал Назаров, но я не сошел, стыдно было, хотя, признаюсь и жутко.
На некоторое время остановились в Лахоре, чтобы подобрать здесь слуг. Их индивидуальность и не интересовала художника.
Комендант крепости не советовал Верещагину выходить в город, который будто бы был полон вооруженными возбужденными людьми. Пришел даже лама, просивший лекарство от глистов. В Новом Чиназе стоял русский гарнизон.
Его работы отмечены большой социальной глубиной и заостренностью. Он надеялся, что, может быть, царское правительство купит ее целиком. Далее на пути лежал город Туркестан с множеством садов. Пороховой дым застлал все впереди. Наступило некоторое затишье.
В небольшом городке Дарджилинге сделали привал. Общий план «поэмы» нам не известен. Василий Васильевич был первым из русских художников, посетивших Индию.
«Ночь на реке в Кашмире», «Вечер на озере», «Вечер в горах» передают красоту горных пейзажей в разное время суток, при различном освещении. Неравноправный Сегаульский договор в результате англо-непальской войны 1814–1816 годов, навязанный Непалу британскими колонизаторами, поставил страну в зависимость от властей Британской Индии и в Катманду находился английский резидент. При этом незамужние женщины уходили в монастырь. Возможно, сожжение трех картин было уступкой, компромиссом со стороны художника.
Практиковалось также и долговое рабство. В более поздние времена среднеазиатские ханы, следуя примеру Тамерлана, также возводили «памятники» из черепов поверженных врагов. В крупнейших индийских городах появляются вывески британских фирм, банков.
В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Многие из них — это вполне законченные произведения. Кульджинский хан, как и другие, установил военно-деспотическую власть. «Кутч-Банья» — человек с живыми, хитроватыми глазами, знающий себе цену и, как видно, умеющий за себя постоять.
Царская цензура запретила воспроизводить картину «Забытый» на страницах печатных изданий, в виде гравюр или репродукций. До 1871 года Германия представляла собой конгломерат мелких государственных образований., т. е. «Мне случалось видеть людей, до того боявшихся быть написанными в моем альбоме, что они поспешно и даже бегом проходили мимо того места, где я рисовал, — вспоминал Верещагин. — Передо мною со всех ног убегали мальчишки, путаясь в своих халатах и крича, что они не хотят быть на тетради». Миновали перевал Паранг, откуда из ледников вытекает одноименная река. Особенно трудным оказался спуск с перевала.
Это жители окрестных сел выжигали лес под пашню. Была закончена работа и по подготовке альбома рисунков и этюдов, который вскоре должен был выйти в издании Обернеттера. Если индуисты кремировали своих усопших на погребальных кострах, то парсы оставляли их останки на открытых площадках специальных сооружений, так называемых «башен молчания», на растерзание хищным птицам.
Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Этой мыслью пронизан этюд «Развалины театра в Чугучаке». Вскоре он заснул. Верещагин бросился навстречу отступающему взводу с криками: «Стой, стой. » — и оказался в самой гуще схватки.
Здесь можно было встретить выходцев из самых различных районов Индии. Особенным нападкам подвергались три картины: «Забытый», «У крепостной стены. Вместо подорожных денег властитель Бухары снабдил своего посла напутствием — «выпутывайся из этого, как сумеешь». Художник работал над этюдами и пополнял свою этнографическую коллекцию. Звали этого переводчика Лоди.
Привлекая некоторые архивные документы и свидетельства близкого к правительственным кругам военного деятеля Д. А. Скалона, авторы вышеупомянутой статьи приходят к выводу, что царь отнесся к картине «Забытый» резко отрицательно и в кругу своих приближенных высказал пожелание уничтожить картину. Газета «Голос» за публикацию хлесткого фельетона подверглась административному взысканию — была прикрыта на некоторое время.
Сокол, расправивший крылья, готов повиноваться условному сигналу хозяина и взлететь за добычей. Место действия — Туркестан времен Тамерлана, конец XIV — начало XV века. Из Ташкента Верещагин прежде всего отправился в Ходжент.
Многоликий, пестрый Коканд заинтересовал художника. Около деревни на возвышении располагался старинный монастырь Добди. Давал себя знать и голод.
В день памяти святого здесь варят в двух огромных котлах пищу для всех паломников. К 30-м годам своей жизни Верещагин стал одним из самых необыкновенных колористов, какие только появлялись в Европе в последние века. Кауфман при всей своей свите шельмовал Верещагина и кликушествовал: «Картины его ужасны и граничат с изменой». Носильщики обвязывали ноги соломой, чтобы не скользить и не падать на обледенелой дороге.
Их действие должно было относиться к началу XVII века. Его главная достопримечательность — мечеть X века — частично уже разрушена. На втором плане развалины обезлюдевшего, разгромленного города. Яскун, совсем небольшая деревушка у подножия горы, была уже началом Сиккима.
В письме, адресованном предположительно В. В. Стасову, Верещагин назвал цикл «Варвары» «эпическою поэмою, в которой картины заменяют главы, тем более что события из которых соткан сюжет, не все за один раз собраны и составлены в голове автора». Об этой поездке сам художник не оставил никаких воспоминаний. Цикл картин, связанных с историей туркестанской войны, Верещагин объединил под общим названием «Варвары». «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская».
Потом богомольцы совершили шествие вокруг монастыря, падая при этом ниц на землю и вскакивая через каждые несколько шагов. Встречалось множество сусликов, крупных, величиной с лисицу. Прусский король Вильгельм стал теперь германским императором.
По представлениям верующих, ветер, развевая полотнища, доносит слова молитв до богов. В руках у них длинные посохи и миски или баклаги, сделанные из темной тыквы. Пожалуй, оба привлекали Верещагина только как соотечественники.
В Индии Верещагин получил извещение о том, что совет Петербургской Академии художеств присвоил ему 30 апреля 1874 года звание «профессора по живописи», минуя пять предшествующих званий — внеклассного художника, классного художника первой, второй и третьей степеней, академика, чего, как правило, не удостаивались другие кандидаты в профессора. Но во главе этой борьбы встали местные феодалы и мусульманское духовенство, придавшие ей характер крайне ожесточенной религиозной войны. «Утес на утесе, камень на камне крутизна страшная.
В общем нестыковка какая-то. Этим постройкам в горах противопоставляются изящные памятники эпохи Великих Моголов. Их отличает строгий рисунок, отсутствие какой-либо искусственности в композиции, нарочитости в выборе ракурса и пр. Но перед самым отъездом художник изменил маршрут, выбрав более короткий и дешевый. Вблизи деревни Хемис находился большой монастырь.
На пути между Удайпуром и Джайпуром лежит город Аджмер.
К зрителю обращено молодое и даже красивое лицо одного из них. Демократические силы приветствовали смелый поступок художника. При нем был неизменный альбом, который день ото дня пополнялся рисунками. Газета «Санкт-Петербургские ведомости», например, отмечала их большое техническое достоинство, прекрасное владение кистью и колером.
Многие жаловались на зоб — эта болезнь была широко распространена в Сиккиме. Он решил отойти от классицизма. На третий день пребывания в горной избушке Василий Васильевич закончил этюды и дал команду к спуску. Елизавета Кондратьевна никак не решалась ступить на шаткие перекладины. Возвратившись с войсками в Самарканд, Кауфман начал кампанию устрашения.
Маститые мастера живописи не очень-то торопились принять приглашение. В последующие годы Верещагин не раз возвращался к индийской теме и написал ряд картин, которые, по-видимому, можно отнести к малой индийской серии. Монастырские строения гималайских буддистов вписываются в суровые горные пейзажи.
С первых же дней она стала пользоваться у зрителей неизменным успехом. Здесь художника ждало разочарование. Выразительна картина «В Индии. «Последние дни приходят. » – говорит он и машет отчаянно рукою.
Здесь женщина продолжала оставаться на положении затворницы, пленницы. Этот способ лова требует большой зоркости и сноровки. У одной женщины может быть 5 мужей.
Супруги Верещагины передвигались на малорослых лошадках, купленных в Дарджилинге. Эту сцену Верещагин видел лично и сделал ряд зарисовок. Эмир, тучный, коренастый, любуется грудой отрубленных голов павших в бою русских солдат, доставленных во дворец в качестве «трофеев».
К тому же было неясно, в чьих руках находится Самарканд. В то время художник много работает над психологическими портретами. Автор обвинял Верещагина в корыстолюбии, пристрастии к саморекламе (бесплатный вход на выставку, продажа каталога по дешевой цене и пр. ), в том, что художник, не обладая высоким мастерством, прибегал к искусственному освещению, дабы преднамеренно скрыть недостатки своих картин. Впоследствии он признался, что, прощаясь с женой, он не рассчитывал больше найти ее живой.
Картина «После неудачи», по мнению искусствоведов, более проста и выразительна, чем предыдущая. Буржуазия и юнкерство стали откровенно делать ставку на прусского короля. Отдыхающие солдаты спокойно раскуривают трубки и не обращают никакого внимания на окружающее. Вот что писал о выставке В. В. Стасов: «Эта выставка (бесплатная) была диковинкой для Петербурга.
Оно знакомит с повседневной жизнью Средней Азии. Положение путешественников осложнилось. Была и влиятельная община парсов-огнепоклонников — выходцев из Ирана.
Окончательное название картины — «Апофеоз войны» — имело более широкий, обобщающий смысл. Верещагин и здесь заинтересовался любопытным явлением природы и принялся за этюд. В ней показана красочно-бытовая, праздничная сторона среднеазиатской жизни. С наступлением сумерек то тут, то там можно было увидеть алое зарево. Цены на людей, разумеется, различны, смотря по времени и большему или меньшему приливу «товара». Об этом художник и хотел сказать своим правдивым полотном.
Оказалось, что они предназначались для наказания нерадивых учеников. В нем было много монахов и учеников-послушников. Кто-то пытается спастись, но тщетно. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. «Что так. » – «Да как же.
Когда же художник попросил пикетного казака унять неугомонных псов, тот объяснил, что это сделать никак невозможно, так как собаки чуют «тигру». Сухое дно реки Джумны». Вошли. » и «Окружили, преследуют». Встретились еще раз, потом еще и еще. Лама окропил их святой водой.
Слева от него шагает пеший воин в кольчуге, с копьем. Вражеское кольцо вокруг русского отряда стягивалось. Кстати, художник никогда не стремился выписывать образы врагов шаржированно или гротескно. «В Индии огнепоклонники, парси, как их называют по памяти прежней родины, расплодились в большое, дружно сплоченное общество, очень влиятельное по трудолюбию и богатству, во всех главных городах полуострова и особенно в Бомбее», — писал о парсах художник.
Самая значительная работа в туркестанской серии верещагинских картин — «Апофеоз войны» (1871–1872). В Мюнхене Верещагин вел замкнутый образ жизни. Клеветник Тютрюмов стал всеобщим посмешищем. Поездом они добрались до Аллахабада, расположенного у устья Джамны. После ее смерти этот титул должен был перейти по наследству к принцу Уэльскому. Первыми картинами этой серии должны были стать: «Английские купцы, желающие образовать Ост-Индскую компанию, представляются королю ИаковуI в Лондонском дворце» и «Английские купцы представляются Великому Моголу». Но козла уже и след простыл.
Положение начинало принимать серьезный оборот. Здесь этим занимаются не только женщины, но и мужчины.
Он встретился с Кауфманом, показал ему свои кавказские рисунки.
У каждого монаха была своя небольшая келья с балкончиком. Он был из народа бутиа и хорошо знал горы. Не сразу его искоренили и в других районах. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку.
Окончив один комментарий, принимаются за другой, продолжая таким образом без конца. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Впереди колонны — офицер, обнаживший саблю. Местные жители и здесь приходили в смятение, когда художник пытался делать зарисовки. Художник стал отстреливаться. Потерявший очки Эман сослепу заехал в ров.
Городок Тургень, окруженный стеной, оказался совсем небольшим. Местность изобиловала дикими животными. Тем временем судьба туркестанской коллекции верещагинских картин все еще решалась. Это очень выносливое и полезное животное, так как дает и мясо и жирное молоко и шерсть. Дела вышеупомянутой компании кончились банкротством. Высвеченная фигура охотника выписана на фоне внутреннего убранства юрты.
Он был представителем одного из гималайских народов — лепча. Картина «После полудня. В выражении его лица угадывается борьба между скупостью и страстью приобретательства. Он получил удар по голове пикой, к счастью неопасный.
Итак, газетная баталия завершилась не в пользу верещагинских недругов. Хозяин выдавал тринадцатилетнюю дочь замуж. Это был почетный эскорт. На месте Тургеня лежали одни развалины. Эти чувства улавливаются и в лицах солдат, суровых и мужественных.
Сварили суп из принесенного петуха. Итак, решение судьбы туркестанской серии затягивалось. 27 сентября 1874 года газета «Русский мир» опубликовала его злобную пасквильную статью. В Аджмере художник мог познакомиться с ансамблем мечетей и мавзолеев, группировавшихся вокруг мавзолея Куаджа Саиба, умершего в начале XIII века и почитаемого местными мусульманами.
На ее раме художник начертал: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Мужчин в это время в деревне не было — они трудились у своего феодала. Там художник иногда работал на открытом воздухе. Путешествие было опасным.
Какая может быть индивидуальность у бездумных исполнителей чужой воли. Академия, претендующая на роль законодателя в изобразительном искусстве, была не просто учебным заведением, но правительственным учреждением, во главе которого в качестве президента стоял кто-либо из членов царской фамилии. Предоставим слово искусствоведу для их оценки. Один из русских, офицер, стоит во весь рост, другой привстал на колени. На озере, обмелевшем и зарастающем, было множество диких уток.
Верещагин сожалел, что не смог участвовать во взятии города. Вот таким образом выжить возможно, когда несколько мужчин обеспечивают выживание семьи. Подобных превращений мало можно указать в истории искусства». В пути можно было наткнуться на конный отряд бухарцев. Сделка, однако, не состоялась.
Приближался вечер.
Верещагин удалился от шума и расположился на ночлег под сенью дерева с гнездами аистов. Какой бы замкнутый и затворнический образ жизни ни вел Верещагин из его поля зрения не могли ускользнуть политические события в Западной Европе.