Жан Батист Грез

Он намного пережил свою громкую прижизненную славу. Совсем наоборот – он был родом из семьи простолюдинов. В 1755-56 годах посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона.

Однако именно эти так называемые «головки» Греза в свое время пользовались особой популярностью. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее». 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Более того – он сам, напомним, был выходцем оттуда. «Черное» ему виделось однозначно черным, а белое – белым.

  • Грёз Жан БатистКартины и биография
  • Картина Паралитик, Жан-Батист Грёз, 1763
  • ЖАН-БАТИСТ ГРЗ ЗНАМЕНИТЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ВЕКА, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИСКУССТВА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  • Основные идеи картин Жана-Батиста Греза
  • Картины художника Жана-Батиста Грёза (- )
  • Напишите отзыв о статье Грёз, Жан-Батист

«Вот поистине мой художник — это Грез», — писал Дидро, разбирая картину Греза «Паралитик» (Эрмитаж) в своем «Салоне» 1763 года. Грёз зарекомендовал себя художником-моралистом. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-1790, ГМИИ) и тому подобное. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Достаточно назвать такие картины как «Маленький лентяй», «Балованное дитя», «Разбитый кувшин», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания».

Замужество оказалось крайне неудачным: супруга обобрала художника до нитки. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Революция лишила Грёза состояния. В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Старость его была унылой и беспросветной, а уход прошел незамеченным. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.

Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика».

  • Отрывок, характеризующий Грёз, Жан-Батист
  • Жан-Батист Грёз знаменитый французский художник второй половины века, представитель искусства
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Грёз Жан Батист, французский художник
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Жан-Батист Грёз биография художника

И хотя самого Грёза с некоторых пор и именовали «добродетельным художником» его собственная тщеславная натура была весьма далека от рисуемого идеала. Грез первым среди французских художников стал проповедником буржуазной морали, чем в значительной степени объясняется успех таких его работ, как «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию», появившаяся в Салоне 1755 г. года (Париж, частное собрание) или «Деревенская невеста» (Салон 1761 г., в настоящее время находится в Лувре). Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности.

Грёз Жан БатистКартины 
и биография

«Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Учился в Лионе у Ш. Грандона, после 1750 года – в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже у Ш. Ж. В 1755–1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. Зато Грёз достиг совершенства в изображении женской натуры, причем вовсе не обнаженной. Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). Дидро восхищается этой картиной, так как это «моральная живопись», которая наравне с драматической поэзией должна «нас трогать, поучать исправлять и побуждать к добродетели».

Несмотря на очевидную театрализацию сюжетов, лучшие картины Грёза отличали композиционное и колористическое мастерство, также талант в передаче освещения. В 1755-56 был в Италии. Художник был очень моден и популярен в своё время.

ГРЗ, ЖАН БАТИСТ (Greuze, Jean Baptist) (1725–1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. его жена. С первых же выставленных им в Салоне 1755 года картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и другие) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. Натуара. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ).

Умер Грёз в Париже 4 мая 1805. В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу. », 1769, Лувр) близки французскому классицизму. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена.

В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Красота формы подчинена дидактической цели. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Важно учесть, что Жан-Батист Грёработал не только и не столько для дворянства. Знаменитый французский художник-жанрист. Пьера была приобретена Людовиком XVI.

После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. мастерство, также талант в передаче освещения. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Многие давно пресытились ею.

Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера. Шувалова, Эрмитаж оба между 1776 и 1781 годами граф П. А. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы.

музей). Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). Жан-Батист Грёз (фр. Часто условен и колорит картин Греза. Грёз Жан Батист (Greuze) (1725-1805), французский художник.

Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Шувалова, 1776—1781 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. В ту пору, когда талант Грёза достиг наибольшей силы и художественной выразительности, господствующим направлением в искусстве стал сентиментализм. ГРЗ (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню – 21. 3. 1805, Париж), французский художник. P., 1926. Ю.

Идеализация натуры в произведениях Г. приводит к слащавости образа (женские и детские головки) более реалистичны и жизненно-конкретны подготовит, рисунки и портреты («Гравёр И. Г. Билль», 1763, Музей Жакмар-Андре, Париж). Лит. : Mauclair С., Greuze et son temps. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Но на картине волы не могут никуда пойти. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Пушкина), они заказывали Грёзу и многочисленные портреты (Портрет графа А. П.

Например, волы по отношению к всему действу. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. Сентименталисты много способствовали демократизации искусства, обратив самое пристальное внимание на жизнь «третьего сословия».

«Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Смысл нравоучения раскрывается через жесты и мимику персонажей, а также посредством многозначительных второстепенных деталей. Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу», 1769 год, Лувр) близки французскому классицизму.

Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац. Строганов в детстве, 1778 год, Эрмитаж и другие). С 1767 член Королевской академии со званием «художник жанра». Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос.

Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «.

В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Его картины находятся в крупнейших музеях мира. Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. По возвращении он с головой окунулся в работу. В 1755-56 был в Италии. С 1767 года член Королевской академии со званием «художник жанра».

Двадцати лет от роду Грёз приехал покорять Париж. А. С. С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755 г., Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академических критиков. Таким художником стал Жак Луи Давид. В 1755 г. он был причислен к Академии и провел около года в Риме и Неаполе.

Там Грёз пережил первую романтическую любовь, однако, помня о своем «низком» происхождении, не решился связать себя узами брака. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи. С первых же выставленных им в Салоне 1755 картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и др. ) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. Однако работу для Академии он выполнил неудачно и приняли его с оговорками. Лувр).

Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. гал. В 1760-е годы он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне (Девушка, оплакивающая мертвую птичку, 1765 г., Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Будущий художник не мог похвастать знатным происхождением.

Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон. Высоко оценивал творчество Греза и Дидро. Эта привычка не раз затем сослужит ему дурную службу. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро.

Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Грёз исключением не был. В конце XVIII – начале XIX вв.

Пушкина). Академии», 1755, Париж, Лувр).

Несмотря на очевидную мелодраматическую театрализацию сюжета (Наказанный сын, 1778 г., Париж, Лувр), лучшие картины Грёза отличало несомненное композиционное и колористическое мастерство, внимание к обыденным предметам и редкий талант в передаче освещения, которые позволили позднейшим исследователям сравнивать полотна художника с произведениями Пуссена, Шардена и даже Рембрандта. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. Взбешенный таким унижением, Грёз перестал выставляться вовсе. Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж.

музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами. К этому периоду относятся многочисленные неаполитанские этюды, в которых Грёза больше привлекает живописность персонажей, чем стремительно входящие в моду античные сюжеты или руины. Однако в 1755-1761 гг.

Зато его многочисленные рисунки обладают большими достоинствами. Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция.

Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. А. С. Однако по своим художественным достоинствам произведения Греза уступают работам Шардена. Галантная живопись доживала свой век.

Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их.

Грёза заметили и оценили. — вопрошал философ Дидро. Здесь амбиции пришлось умерить и пахать до седьмого пота.

Работам Грёза присущи оттенок чувствительности идеализация натуры, порой слащавость (особенно в многочисленных изображениях женских и детских головок). Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. В 1755-1756 годы посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды. Благодаря покровительству одного аббата удалось съездить в Италию. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае.

А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным. Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Однако рисование и живопись захватили мальчишку целиком. Жанровые композиции Г. («Деревенская помолвка», 1761, Лувр, Париж «Паралитик или Плоды хорошего воспитания», 1763, Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Д. Дидро. Однако в 1755-1761 гг. Нравоучительность полотен Грёза бывала назойливой и даже агрессивной.

Сочно написанная картина изобилует деталями, характерными для фламандских жанристов XVII века, манеру которых Грез стремился превзойти. Жанровые композиции Грёза (Деревенская помолвка, 1761, Лувр Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, ГЭ) прославляли добродетели третьего сословия, что вызвало энергичную поддержку философа-просветителя Д. Дидро. Грандон был прекрасный ремесленник, копиист, но искры Божьей ему не досталось.

Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств). Постепенно звезда его славы закатилась. Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида. «Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). Шувалов, ГМИИ граф Е. П. его жена.

Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Впрочем искусство Греза имело лишь временный успех. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). К. Золотов.

Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. Грёз (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню, Бургундия, – 21. 3. 1805, Париж), французский художник. Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-90, ГМИИ) и тому подобное. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.