Жан Батист Грез Сладострастие
Двадцать первого августа родился выдающийся французский художник-жанрист эпохи Просвещения Жан-Батист Грёз
1786) Л. Буальи. Следуя традиции, Грез создает серию «картин в итальянских костюмах», которые воспринимались современниками как своеобразные «souvenirs» о «grand tour» по Италии. Но и большая глубина порочности под всей этой игрой в чистоту. Революционно настроенная буржуазия выдвинула своих идеологов. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена.
Художник был очень моден и популярен в своё время. Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением. Де Труа долгое время прожил в Риме и даже стал директором местной Французской Академии. джо, скончавшегося буквально за несколько лет до этого. Покровители Грёза были изгнаны из Франции в годы Революции и Империи.
- Описание картины «Сладострастие»
- Грез Жан Батист («Сладострастие»)
- Жан-Батист Грёз (1725, Турню – 1805, Париж)
- Популярные туристические направления
В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера. К. Золотов. Брукнер стала пионером в возрождении интереса к творчеству Греза. Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного».
французский художник. Несмотря на очевидную мелодраматическую театрализацию сюжета (Наказанный сын, 1778 г., Париж, Лувр), лучшие картины Грёза отличало несомненное композиционное и колористическое мастерство, внимание к обыденным предметам и редкий талант в передаче освещения, которые позволили позднейшим исследователям сравнивать полотна художника с произведениями Пуссена, Шардена и даже Рембрандта.
- Картины художника Жана-Батиста Грёза (- )
- Французский художник Жан Леон Батист Перро (1832 – 1908)
- Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Сулимова, Анна Викторовна
- Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Сулимова, Анна Викторовна, 2009 год
А. С. Пушкина (2004), «Жан-Батист Грез – «картины во фламандском вкусе»» в РГГУ на конференции «Искусство как сфера культурно-исторической памяти» (2004) на Отчетных конференциях ГМИИ им. С 1767 года член Королевской академии со званием «художник жанра». Имя Греза постоянно фигурирует в переписке тех лет, участниками которой являются ведущие деятели французской культуры – аббат Жан-Жак Бартелеми и граф Кейлюс, директор Французской Академии в Риме Шарль-Жозеф Натуар и маркиз де Мариньи, в современном понимании тогдашний «министр культуры». Коллекционирование современного искусства в предреволюционном Париже».
Грез был оценен как одна из ключевых фигур в данном художественном процессе. Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). Повсеместное увлечение, точнее, мода на произведения «северных» художников в среде парижских коллекционеров способствовала активному развитию этого жанра. Для французской живописи именно Вуэ стал проводником этого направления. Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида. В рукописном журнале М. Гримма и Д. Дидро «Correspondance Litteraire» грезовские работы характеризуются как «картины во фламандском вкусе» 2 – своего рода клише, которое использовалось для описания произведений жанрового живописца.
Греза в музеях Советского Союза» и «Жан-Батист Грез. Грез мог вернуться к своим сюжетным зарисовкам спустя даже десятилетие, примером чему является работа над диптихом «Отцовское проклятие». Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно. В коллекции музея она представлена в основном произведениями второй половины XVIII века — композициями Никола-Бернарда Леписье (1735-1784) Портрет семьи Леруа (1761), Луи-Филибера Дебюкура (1755-1832) Шарлатан (ок. В их творчестве, как и в работах мастера, преобладали детские и женские «головки».
- Жан Батист Грёз – Этюд головы старика
- Словари и энциклопедии на Академике
- ГРЗ ЖАН БАТИСТ Деревенская помолвка
- Жан-Батист Грёз знаменитый французский художник второй половины века, представитель искусства
Революционно настроенная буржуазия выдвинула своих идеологов. А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным. Его учителями стали не только голландские мастера предшествующего столетия (Рембрандт), но и современники – Шарден и Буше, но позднее также Рубенс, Вьен и Пуссен. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их.
В конце XVIII – начале XIX вв. Д. Дидро писал о нем: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.
Предметы, которые написал Шарден, олицетворяют различные виды искусства – архитектуру, скульптуру, живопись, но в натюрморте нет сухой, отвлеченной аллегоричности. Облик персонажей сильно идеализирован. Совсем наоборот – он был родом из семьи простолюдинов. Вид сельской местности на фоне напоминает своей величавостью классицистический пейзаж. В 1755 году по протекции именитых мастеров Грезу удалось все-таки выставить в Академии свою работу «Отец, читающий Священное Писание своим детям». Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-90, ГМИИ) и тому подобное.
Его жанровые композиции («Деревенская помолвка», 1761, Лувр, Париж «Паралитик или Плоды хорошего воспитания», 1763, Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Д. Дидро. Художник достигает замечательной красоты их живописного претворения. 1786) Л. Буальи. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). классицизму.
П. А. Персонажи Шардена — люди добродетельные и благочестивые. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. И совсем резко критик напишет о «детских головках», экспонировавшихся в Салоне 1769 года, с иронией заметив, что их было бы пристойнее подарить другу, а не показывать публике.
А. С. Пушкина. Однако именно эти так называемые «головки» Греза в свое время пользовались особой популярностью. Здесь можно добавить, что число известных бытовых полотен художника часто ограничивается лишь знаменитыми «Деревенской помолвкой» и «Паралитиком». Живопись и зритель во времена Дидро» (1980), Н. Брайсон «Слово и образ.
Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Отзывы Дидро охватывают пять экспозиций – 1759, 1761, 1763, 1765 и 1769 годов, в которых выставлялись работы художника. Диссертация обсуждалась на заседаниях Отдела Классического искусства Запада ФГНУ «Государственный институт искусствознания». «Изобразительное искусство, – писал Дидро, – нуждается в элементе неприрученном и примитивном, в чем-то захватывающем и преувеличенном». Французская живопись и скульптура Старого режима» (1981), Т. Кроу «Художники и публичная жизнь в Париже восемнадцатого века» (1985, в 2000 году вышло французское издание)45. Например, волы по отношению к всему действу. старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком, престарелая мать сейчас зарыдает от умиления, жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу.
Фрагонар -написал очень хорошую картину. 1785).
О «Неблагодарном сыне» анонимный автор писал: «Наконец, эта картина -несомненный, шедевр. Но л 1000 живые наветы были разоблачены и Сусанну спас от наказания пророк Даниил. Апробация. Устремления Дидро и Греза совпадают, оба стремятся исправлять своего читателя и зрителя.
Шедевры французской жанровой живописи», которая проходила в трех музеях в 2003 – 2004 году (Национальная галерея Канады в Оттаве, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и Галерея изобразительных искусств Государственных музеев Берлина)49. Жан-Батист Грез (1725-1805) является ведущим французским художником XVIII века имя которого можно поставить в один ряд с такими знаменитыми мастерами эпохи, как Антуан Ватто, Жан-Батист Симеон Шарден, Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар и Жак-Луи Давид. При этом в произведении уже нет эротики Буше или Герена. С другой стороны, выбрав так называемую «фламандскую» манеру, которая была ориентирована на композиционные, тонально-цветовые приемы нидерландских живописцев предшествующего столетия, художник следовал запросам рынка. В картине Первая борозда (1801) перед зрителем предстает дружная семья, в чьей жизни главное – труд и крепкие моральные устои.
Внешне они часто похожи друг на друга (у художника были, вероятно излюбленные типы, которые переходили из картины в картину). Серия целиком и полностью вписывается в традиции рокайльной живописи. Творчество Греза – одно наиболее интересных и показательных явлений художественной культуры Франции XVIII столетия. Нравоучительность полотен Грёза бывала назойливой и даже агрессивной.
«Новым Рафаэлем» назвал живописца и известный антиквар Ж. -Б. П. Лебрен 23, он указывает на область талантов Греза, – «писать людей в частной жизни. Выражение простых нравов, непорочности, любви. благодарности, сыновней нежности – таковы сюжеты, которые он берет с натуры и которые рассказывает с большим интересом» 24. Если критик весьма сдержанно оценил «Простоту» (1759, Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл) и «Пастушка» (1761, Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале), созданные в традициях пасторального жанра Буше, глубоко чуждого Дидро, посвятив им лишь несколько строк, то «Деревенская помолвка» (Париж, Лувр), экспонировавшаяся в Салоне 1761 года, вдохновила его на подробное описание, в котором перед читателем разворачивается целое театрализованное представление. Во времяфранцузской революцииГрёз жил уединённо и не вмешивался в политику. Греза «Обманутый слепец» из собрания ГМИИ им. И при том, что в 1979-1989 годах во французских музеях были организованы монографические выставки: Шардена (1979), Ватго (1984-85), Буше (1986-87), Фрагонара (1987-88), Давида (1989-1990)43. Стоит отметить характерную тенденцию, сохраняющуюся до сих пор как в музейном сообществе, так и в современном искусствознании: интерес к творчеству Греза не столь активен в самой Франции, сколь за рубежом, в особенности в Америке и как мы позднее убедимся, в России.
Этого звания ему не давали. Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-90, ГМИИ) и тому подобное. Одно из самых поздних произведений – Первая борозда (1801) – с изображением крестьян в пейзаже ничем не напоминает по колориту работы раннего Грёза.
Автор многочисл.
А о слезливо-сентиментальном полотне «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (1765, Национальная галерея, Шотландия) знаменитый философ отозвался так: «Эта картина — поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне». Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос. Однако по своим художественным достоинствам произведения Греза уступают работам Шардена.
В музее Шарден представлен только одной гранью своего творчества — живописью натюрморта. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Однако в 1755-1761 гг.
Традиции галантного жанра дают себя знать в Прелюдии (ок. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их.
Произведения молодых художников часто затмевали славу родоначальника «моральной» живописи, тем более, что после 1769 года Грез демонстрировал свои работы только в мастерской. В самом названии главы III «Период творческих поисков (1766-1769). Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты.
Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. В картине Первая борозда (1801) перед зрителем предстает дружная семья, в чьей жизни главное — труд и крепкие моральные устои. Таким художником стал Жак Луи Давид. Безусловно, общий замысел «Отцовского проклятия» восходит к библейской теме Блудного сына, но всепрощение и великодушие отца, принявшего в свои объятия раскаявшегося сына, здесь заменено назиданием и напоминанием о том, что существуют непоправимые ошибки и можно безнадежно опоздать в своем раскаянии. Прогрессивная буржуазная критика, ведущей фигурой которой был Дидро, решающим в искусстве считала правдивость, а также высоко ценила его идейность и воспитательную роль.
Когдаконвентрешил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грёз получил помещение вЛувре вконце своей жизни он получает заказ на портрет Наполеона, который сейчас находится в Версале (1804-805). Каталог включает вступительную статью, биографию художника, доработанную Манхаллом сравнительно с вариантом 1977 года и эссе российского специалиста из Государственного Эрмитажа Ирины Новосельской «Коллекция рисунков Греза в Санкт-Петербурге».
С первых же выставленных им в Салоне 1755 картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и др. ) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. Робер -превосходно пишет античные руины. Жанровая живопись Греза еще ни разу не становилась предметом специального анализа. Ученицы художника: его дочь Анна-Жен евь ев а Грез и дочь знаменитого архитектора Филиберта Леду, Женевьева Броссар де Болье, а также Луиза-Элизабет Виже-Лебрен отдавали ему предпочтение. Итальянское путешествие также сыграло значительную роль в карьере Греза. Шувалова, Эрмитаж оба между 1776 и 1781 гр. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их.
Позы полны какой-то распущенности и податливости. Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды. В 2000 году вышла его небольшая книга, посвященная приобретенной в 1983 году музеем Гегги в Лос-Анджелесе картине Греза «Прачка» (1761)46. Для художественного почерка мастера характерны разные «манеры», здесь речь идет не об эклектизме искусства Греза, а об индивидуальном выборе ориентиров для дальнейшего развития и реализации своих способностей и талантов вне традиционного пути академического художника. Грёз зарекомендовал себя художником-моралистом.
В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. Однако рисование и живопись захватили мальчишку целиком. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. На примере этого полотна, выставленного художником в Салоне 1761 года вместе с «Деревенской помолвкой», автор подробно рассматривает вопрос влияния на творчество Греза его старшего современника Шардена и голландской живописи XVII века. Целью выставки было показать Греза как крупного представителя французской живописи XVIII века, вернув ему достойное место среди художников той эпохи.
Напишет ли вторую такую же. Грёз и умиляется-то чистотой девушки, чтобы еще острее гутировать ее падение». Работам Грёза присущи оттенок чувствительности идеализация натуры, порой слащавость (особенно в многочисленных изображениях женских и детских головок). Идеализация натуры в произведениях Г. приводит к слащавости образа (женские и детские головки) более реалистичны и жизненно-конкретны подготовит, рисунки и портреты («Гравёр И. Г. Билль», 1763, Музей Жакмар-Андре, Париж). Лит. : Mauclair С., Greuze et son temps. Грёз работает не художественными, а литературными приемами. С первых же выставленных им в Салоне 1755 года картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и другие) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. Ей очевидным образом не достает историзма. П. Гетти).
Автор еще раз отмечает первенство Греза «в своем жанре» – жанре бытовой картины. Там Грёз пережил первую романтическую любовь, однако, помня о своем «низком» происхождении, не решился связать себя узами брака. Например, волы по отношению к всему действу. «Вот поистине мой художник — это Грез», — писал Дидро, разбирая картину Греза «Паралитик» (Эрмитаж) в своем «Салоне» 1763 года. Тем не менее просветители ценили творчество Грёза. был в Италии. Леписье – жалкий художник.
Мастер нередко обращался к своим ранним зарисовкам, в особенности в поздние годы, примером чему служит метод работы над «Первой бороздой». 1805, Париж), французский художник. При работе над morceau de reception – «Септимием Севером и Каракаллой» (1769, Париж, Лувр) – Грез осваивает академическую традицию и выбирает искусство Пуссена как образец для подражания и источник иконографии. Цель замысла – преподать урок нравственности, непреложной как закон природы. Правда, все это требует дальнейшего уточнения и проверки.
Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар). Его работы принимают участие в различных выставках во Франции, но он так и не дождался персональной выставки на Родине. 1735, Музей Коньяк-Же) и «Прекрасная крестьянка» (ок. Бытие вещей в картине естественно и прекрасно.
Облик персонажей сильно идеализирован. музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. Но на картине волы не могут никуда пойти. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду.
Здесь речь идет не только о «bambochades» Буше – «Прекрасная кухарка» (ок. Автор рассматривает произведения Греза, опираясь на эту теорию, показывая эволюцию творчества художника от погруженности героев в себя в ранних жанровых полотнах («Обманутый слепец» 1755, Москва, ГМИИ им. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой.
галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765, Эрмитаж, С. -Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789–90, ГМИИ) и т. п. Актуальность темы. Сцены и персонажи этого художника чаще встречаются в жизни, но у Греза больше изящества, больше грации, больше привлекательных образов» -то в отзывах на «Септимия Севера» критики сравнивали его с Пуссеном, при этом подобные сравнения были не в пользу Греза. Но основной вывод, к которому приходят братья Гонкуры в своей работе скорее отрицательный: «Впечатление, которое оно (искусство Греза) вызывает, сложное, смутное, смешанное.
А. С. Пушкина «Итальянское путешествие Жана-Батиста Греза» (2007), «Жанровые картины Жана-Батиста Греза в собрании ГМИИ им. С демократическим направлением связано творчество Шардена и Греза. Он намного пережил свою громкую прижизненную славу. Таким образом, тема настоящего исследования может считаться неразработанной. Историч. Однако преобладающий тон во взглядах Дидро на искусство мастера – безусловно, положительный: «Но вот, наконец и излюбленный нами обоими художник, первый кто решил живописать нравы, повествовать о событиях, которые так и просятся в роман» («Салон 1765 года»).
В 1986-1985 годах И. Н. Новосельская публикует две статьи: «Картины Ж. -Б. В данном случае мы лишь отметим, что «голос Дидро» постоянно звучит во второй и третьей главах настоящего исследования. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. 31 мая 1813 года в театре Водевилей в Париже она представила одноактную пьесу «Грез или Деревенская помолвка». Натуара. Пушкина), они заказывали Грёзу и многочисленные портреты (Портрет графа А. П. Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes dexpression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой.
Это лишь отчасти справедливо, когда речь идет о жанре «головок», который был «поставлен на поток». Завершает эту работу первый и единственный полный каталог произведений художника, написанный музейными хранителями Мартеном и Масоном 36. Жан-Батист Грез (1725-1805) посвящал свои произведения жизни и этическим идеалам людей третьего сословия, противопоставляя их мораль безнравственности высших кругов общества. Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. По мнению исследователя, публика представляет искусство Греза благодаря нескольким жанровым картинам и его «головкам», часто не принадлежащим кисти художника. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». А. С. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма.
Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно стравнить с пуссеновским «Сципионом». В исследовании Брайсона художнику посвящена глава «Грез и погоня за счастьем». Художник повторял одни и те же удачно найденные образы, меняя лишь детали. После длительного периода молчания в 1972 году появилось исследование английского специалиста Аниты Брукнер «Взлет и падение феномена восемнадцатого века» 39.
Прачки» (1737, Стокгольм, Национальный музей), «Хорошего воспитания» (1753, Хьюстон, Музей изобразительных искусств), «Молитвы перед I/ обедом» и детских портретов ощущается в ранних работах художника. Его искусство во многом обусловлено запросами и интересами покупателей. Шувалова (около 1780) и его супруги графини Е. П. Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-1790, ГМИИ) и тому подобное. Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Шуваловой (около 1780) свидетельствуют о том, что мастерство Грёза-портретиста с годами все возрастало.
Красота формы подчинена дидактической цели. «Отцовское проклятие» является характерным примером проповеди патриархальной идиллии и семейных добродетелей. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. Художник сразу находит заказчиков, к которым принадлежали любители и ценители искусства голландских и фламандских художников XVII века -Клода Александра де Вильнева графа де Ванса, Клода-Анри Ватле, Жана де Жюльена. А. С. Пушкина) художника вдохновила фризовая композиция «Несения креста» Лебрена (ок. В последней бытовой сцене «Первая борозда» (1801, Москва, ГМИИ им.
Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность). Художественная критика воспринимала «моральную» живопись Греза сквозь призму других видов искусства, в первую очередь театра и литературы, то есть в традициях «прочтения» академической картины.
ГРЗ, ЖАН БАТИСТ (Greuze, Jean Baptist) (1725–1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. Шувалова, Эрмитаж оба между 1776 и 1781 годами граф П. А. 1780, Лондон, собрание Уоллес), «Девушка с письмом» (Москва, ГМИИ им. его жена. Расцвет творчества Шардена начался в 30—40-х гг.
Королевской академии со званием «художник жанра». Вот уж где по-настоящему проявилась смелость трактовок античных мифологических сюжетов. В коллекции музея она представлена в основном произведениями второй половины XVIII века – композициями Никола-Бернарда Леписье (1735-1784) Портрет семьи Леруа (1761), Луи-Филибера Дебюкура (1755-1832) Шарлатан (ок.
К новейшим зарубежным исследованиям принадлежит книга Эммы Баркер «Грез и живопись сентиментализма» (2005)50. В эти произведения художник вводит изображения, связанные с символикой потерянной невинности (разбитые яйца, разбитое зеркало, разбитый кувшин, мертвая птичка).
Не должны ли мы теперь порадоваться, увидев, что живопись наконец-то соревнуется с драматической поэзией, трогая, просвещая и тем самым исправляя нас и призывая к добродетели. В женских изображениях также нередко можно узнать образ жены художника. Впрочем искусство Греза имело лишь временный успех.
Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805). Так, в случае «Балованного дитя» и «Прачки» известно, что моделью для женских образов послужила одна и та же натурщица, мадемуазель Лье. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. В 1755–1756 годах Грёз побывал в Италии, жил в Риме и Неаполе.
Умер Грёз в Париже 4 мая 1805. композиции Г. («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу», 1769, Лувр) близки франц. Хотя первую картину Дидро и назвал в Салоне 1769 года «очаровательной», но отметил, что голова принадлежит юному существу, а тело – немолодой женщине, что плохо исполнены складки одежды, тяжеловесен пейзаж, а статуя Амура напоминает маленького уродца. Эта публика, чей вкус ещё только-только начинает формироваться, воспринимала Грёза «на ура», с восторгом. Собиратель приобрел несколько картин художника («Обманутый слепец», «Отец семейства, читающий Библию своим детям», «Школьник, заснувший над книгой»), написанных во «фламандской манере» и предоставил их для экспонирования в первом для Греза Салоне 1755 года, в дальнейшем он покупает и другие его работы.
В 1991 году она защитила докторскую диссертацию «Жан-Батист Грез и его наследие в России». В дальнейшем в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), «Неблагодарном сыне» и «Наказанном сыне» (1777-78, Париж, Лувр) иконографические мотивы пуссеновских произведений стали основой для индивидуальной интерпретации. А. С. Пушкина), «Читающая» (Кристи, Лондон, 25 марта 1977 года (16), «Невинность» (ок. В музее Шарден представлен только одной гранью своего творчества – живописью натюрморта. Герои книги Бейли – «пионер патриотического вкуса» Анж-Лоран Ла Лив де Жюлли, олицетворение «прогрессивного вкуса» маркиз Луи-Габриель де Вери и представитель «нового типа» собирателей нотариус Шарль-Никола Дюкло-Дюфренуа, являются патронами и заказчиками многочисленных произведений Греза и что важно – наиболее значительных его жанровых картин.
Этот труд стал первым серьезным исследованием о Грезе в российском искусствознании, к сожалению, так и не опубликованным. Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу. », 1769, Лувр) близки французскому классицизму. Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-1790, ГМИИ) и тому подобное. К числу таких композиций относится Натюрморт (атрибуты искусства) (1760-е гг. ).
На примере шести знаменитых собраний французской живописи автор рассматривает ситуацию на художественном рынке Парижа второй половины и конца XVIII столетия, раскрывая, таким образом, как формировался «патриотический вкус». Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. В настоящей диссертации нами были рассмотрены и проанализированы малоизвестные жанровые произведения художника, например, такие как «Пьяница у себя дома» (ок.
1780, Орегона, Музей изобразительных искусств Портланда) и «Отшельник, раздающий четки» (ок. Берне был любимым живописцем русских собирателей на протяжении долгого времеии. Следуя братьям Гонкурам, Брукнер пишет о «конфликте между чувственностью Греза и его пуританизмом». Теоретические и методологические основы исследования. ГРЗ, ЖАН БАТИСТ (Greuze, Jean Baptist) (1725–1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725.
Завершает обзор Грез, – «и, наконец, Грез, конечно, превосходящий всех в своем жанре. Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон. В 1866-1877 годах появилось эссе Эдмона и Жюля Гонкуров «Искусство XVIII века» 31, включающее главу, посвященную жизни и творчеству мастера. Автор не воспринимает Греза как серьезного моралиста, его в первую очередь интересуют «грезовские девушки», знаменитые «головки» он рассматривает как выражение его индивидуальности, здесь наблюдается близость идеям братьев Гонкуров о любвеобильном темпераменте художника.
Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках. В 1755-1756 годы посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды. В таком контексте его искусство привлекает скорее как выразительный «документ» эпохи. Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. Таким художником стал Жак Луи Давид.
Салон 1769 года и крах академической карьеры художника» содержится новый взгляд на искусство мастера того времени, так как в литературе до сих пор господствует точка зрения об этом периоде как о кризисном моменте в биографии Греза, с которого начинается его постепенное «падение». Следующие доклады были прочитаны на нескольких научных конференциях: «Картина Ж. -Б. «Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись, — писал Дидро. 3. Вот таким образом он сам себя считал историческим художником современной Франции. Определяющее влияние на формирование его творческого метода оказала живописная традиция, в первую очередь речь идет об искусстве старых голландских и фламандских художников XVII века.
старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком, престарелая мать сейчас зарыдает от умиления, жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу. Решение вопросов, связанных с атрибуцией, остается актуальным, так как на протяжении XVIII века произведения Греза копировались в огромном количестве, создавались картины и рисунки в «манере Греза», в особенности это касается его знаменитых «головок». Натуара. Мы определяем это время как плодотворный этап в творчестве живописца, отмеченный многообразием тем и стилей. Таким художником стал Жак Луи Давид.
Главные персонажи картин Грёза — простолюдины, обладающие высокими моральными качествами. Пушкина). его жена. Между 1745 и 1750 гг. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Вступление к каталогу Э. Манхалл начинает словами Пьера Розенберга: «Грез, великий Грез, . который остается все еще одним из самых непризнанных художников, наиболее презираемых во всей истории живописи, чье 250-летие со дня рождения, кажется, не будет отмечено ни одной громкой выставкой» 42.
Его взгляд полон напряжённого внимания. Художник был очень моден и популярен в своё время. В 2002 году Э. Манхалл организовал следующую монографическую выставку художника «Грез – рисовальщик», которая проходила в коллекции Фрик в Нью-Йорке и в музее Гетти в Лос-Анджелесе44. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Большой мастер кисти. В 1755-56 был в Италии. С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755 г., Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академических критиков.
Незадолго до смерти Шарден написал в технике пастели автопортрет (1775 г. ), совсем не похожий на традиционное изображение художника. С 1767 года член Королевской академии со званием «художник жанра». В 1745 году Грез отправился в Париж. Сюжет полотна Геркулес и Омфала рассказывает о пребывании Геркулеса в плену у лидийской царицы.
Стоит отметить, что просветитель не только воспевает талант художника, но и критикует, по его мнению, слабые места в его работах, например, композиционные огрехи в картине «Прачка» (Салон 1761 года Лос-Анджелес, Музей Дж. Грёз (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню, Бургундия, – 21. 3. 1805, Париж), французский художник.
Ориентирами для Греза в «Деревенской помолвке» (1761, Париж, Лувр) и в «Паралитике» (1763, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) стали мастера французского академизма Лебрен и Пуссен. Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Стремясь пробудить в своих зрителях лучшие чувства, заставить их ненавидеть порок и восхищаться добродетелью, художник делает образы слишком театральными, а сцены, в которых принимают участие его герои, — слащавыми и малоубедительными («Деревенская невеста», Лувр, Париж «Паралитик или Плоды хорошего воспитания», 1763, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Вид сельской местности на фоне напоминает своей величавостью классицистический пейзаж. Ранние жанровые детские портреты («Школьник, заснувший над книгой» 1755, Монпелье, Музей Фабра «Маленькая спящая вязальщица» 1758, Сан-Марино, Художественная коллекция Хантингтона «Мальчик, учащий урок» 1757, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) построены по близкому композиционному принципу: героем картины является ребенок, поясное или близкое К поколенному изображение которого дается крупным планом и занимает почти всю плоскость холста. К числу таких композиций относится Натюрморт (атрибуты искусства) (1760-е гг. ). В творчестве Греза типология в строгом смысле присутствует лишь в жанровых портретах и «головках», что касается бытовых сцен, здесь можно наблюдать общность тематического, сюжетного и образного плана.
В графическом наследии Греза существует значительное число разнообразных этюдов: одетые и обнаженные мужские, женские и детские фигуры, портретные зарисовки, наброски отдельных частей тела (головы, руки, ноги), животные и предметы быта. 1780, частное собрание). 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Развитие Греза как живописца происходит в процессе овладения новыми «манерами». Картины Билля отличаются рсобой театральностью и преувеличенной жестикуляцией. 8.
9Q биография художника, автором которой была мадам Валори. В нём отсутствуют обязательные атрибуты творчества — палитра или холст. В начале главы, посвященной этому художнику, братья Гонкуры описывают сцену из эпистолярного любовного романа XVIII столетия Шодерло де Лакло «Опасные связи» (1782), где Вальмон уплачивает сборщику податей пятьдесят шесть ливров — сумму, причитавшуюся с семейства крестьян.
Именно с Грезом связаны важнейшие мысли Дидро о родстве живописи с театром и литературой. Каталог интересен также хорошим подбором иллюстративного материала, дающим богатую сравнительную базу, он также демонстрирует современный подход западной науки к изучению проблематики жанровой живописи во Франции XVIII века. Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). Так, к устойчивым типам принадлежит образ пожилого отца, который переходит из картины в картину, начиная с «Чтения Библии» и «Обманутого слепца». В 1755–1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. Греза».
Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. А. С. Пушкина: история создания и происхождение» (2008). Здесь царят скромность и достаток. хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи.
Каждой манере соответствует своя живописная техника и понимание цвета. Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом. Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац. В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. 1785, Лондон, собрание Уоллес). 1658, Париж, Лувр).
Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу», 1769 год, Лувр) близки французскому классицизму. Красота формы подчинена дидактической цели. Строганов в детстве, 1778, Эрмитаж и др. ). В 1760-е годы он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне (Девушка, оплакивающая мертвую птичку, 1765 г., Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Это картина парная с эрмитажной Морфей и Ирида.
Он получил заказы от Жозефины и ряда богатых нуворишей эпохи Наполеона, повторял с небольшими вариациями свои «головки» (Девушка с ягненком Девушка с корзиной Мальчик с собачкой Девушка, пишущая письмо Девушка с голубками, 1802), написал несколько портретов деятелей революции (Портрет Фабра дЭглантин, Портрет Дженсонне), создал два портрета Наполеона, закончил Автопортрет (1803), который экспонировал в Салоне того же года. 1725, Турню – 21. В том же году она издала пьесу с посвящением дочери художника мадемуазель Грез с «Заметками о Грезе и его произведениях». Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности.
С 1767 чл. Художник же своими полотнами, как например «Первая борозда», пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции историю французской цивилизации. Благодаря покровительству одного аббата удалось съездить в Италию.
Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. Сентименталисты много способствовали демократизации искусства, обратив самое пристальное внимание на жизнь «третьего сословия». Используя ее иконографическую схему, художник пишет такие жанровые портреты, как «Девушка с голубями» (ок. Подобную характеристику вряд ли в настоящее время можно считать убедительной.
Пушкина. Работа Любовная пара художника Симона 1000 уэ была написана в Риме под впечатлением от творчества Микела. Грёз Жан Батист (Greuze) (1725-1805), французский художник. Художник же своими полотнами, как например «Первая борозда», пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции историю французской цивилизации.
ГРЗ (Greuze) Жан Батист (21. Таким образом, художник, по их мнению, не является убедительным моралистом. Однако в 1755-1761 гг. Сюжеты Шардена не отличались разнообразием, часто повторялись в нескольких картинах. Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос.
нджело Меризи да Карава. Особенно в мифологических сюжетах видна его любовь к человеческой натуре и в особенности к женскому телу. Именно социокультурный контекст эпохи и обращение к документальным источникам и художественной критике того времени дали возможность «взгляда изнутри» на искусство мастера. Е. П. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). С демократическим направлением связано творчество Шардена и Греза.
А искусство Жан-Батист-Симеона Шардена (1699-1779) знаменует решительный поворот к натуре, правде, реальности. Отдельная глава этого исследования, посвященная художнику, называется «Грез и официальное искусство», в ней автор останавливается лишь па некоторых работах мастера, ограничиваясь концом 1770-х годов – «Отцовским проклятием» из Лувра (1777-1778). Если при описании произведений в начале карьеры Греза критика прибегала к сравнениям художника с голландскими и фламандскими мастерами XVII века (Рембрандтом, Браувером и Тенирсом) – так в тексте «Салона 1761 года» Дидро писал: «Тенирс живописует нравы. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. Идеализация натуры в его произведениях, приводит к слащавости образа (женские и детские головки) более реалистичны и жизненно конкретны подготовительные рисунки и портреты («Гравер И. Г. Билль», 1763, Музей Жакмар-Андре, Париж). Умер Грёз в Париже 4 мая 1805.
ГРЗ (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню – 21. 3. 1805, Париж), французский художник. Именно тогда он создал большую часть своих жанровых композиций. мастерство, также талант в передаче освещения. Важно учесть, что Жан-Батист Грёработал не только и не столько для дворянства. В музейных собраниях и частных коллекциях нередко встретишь «головки» исполненные «в манере Греза». Грёз, друг мой, смелее прославляй в живописи мораль и не изменяй этому вовеки.
Так, большим успехом пользовались жанровые сцены Обри («Отцовская любовь» 1775, Barber Institute of Fine Arts «Первый урок братской дружбы» 1776, Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити «Расторгнутый брак» 1777, частное собрание), выставленные в Салонах 1775, 1777 и 1779 годах. Строганов в детстве, 1778 год, Эрмитаж и другие). Взбешенный таким унижением, Грёз перестал выставляться вовсе. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций.
С первых же выставленных им в Салоне 1755 картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и др. ) определился характерный для Г. жанр морализующей семейной сцены. «Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). гал. Среди работ, посвященных любовным сюжетам, превалируют однофигурные жанровые композиции («Птицелов», «Разбитое зеркало», «Безутешная вдова» (обе – собрание Уоллес), «Нерешительная добродетель») и жанровые портреты («Простота» Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл «Пастушок» Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале «Девушка, оплакивающая мертвую птичку», «Разбитый кувшин»). Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». P., 1926. Ю. В своем творчестве Гелдер часто обращался к религиозным библейским сюжетам, пытаясь переосмыслить их и представить в жанровой манере, одевая персонажей картин в костюмы своих современников. Работа Лот с дочерьми повествует о праведнике Лоте, которого одурманили, напоили вином дочери ради продолжения рода. Жан-Франсуа де Труа – один из самых ярких представителей живописи французского рококо.
Работа Мартена и Массона до сих пор остается единственным каталогом-резонне, но за время, прошедшее после публикации и в свете развития современной науки он значительно устарел. И хотя самого Грёза с некоторых пор и именовали «добродетельным художником» его собственная тщеславная натура была весьма далека от рисуемого идеала. Исследовательница отдает важную роль Грезу в продвижении идеалов Просвещения таких, как «счастливое семейство», «хороший отец», «добродетельный крестьянин».
Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена. Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств). Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае. 1785). мастерство, также талант в передаче освещения. А искусство Жан-Батист-Симеона Шардена (1699-1779) знаменует решительный поворот к натуре, правде, реальности. Литература.
Бытовые сцены могли остаться воплощенными только на бумаге. «Маленькая спящая вязальщица» вдохновила Греза на создание «Девушки, сматывающей клубки шерсти» (1759, Ныо-Йорк, коллекция Фрик). В записках аббата сообщаются условия и детали их совместной поездки, живописцу дается следующая характеристика – «молодой художник бамбоччанти» 3- также указывающая на его принадлежность к мастерам бытового жанра. Авторы эссе заявляют: «Эта страница в книге де Лакло – Грез в XVIII столетии» 32. На выставке были представлены девяносто пять рисунков и одна живописная работа («Автопортрет» Греза из Музея изобразительных искусств в Марселе). Жанровые композиции Г. («Деревенская помолвка», 1761, Лувр, Париж «Паралитик или Плоды хорошего воспитания», 1763, Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Д. Дидро.
Классицистический пейзаж художник ввел и в более раннее полотно Невинность, увлекаемая Любовью (1780-е). В 1755–56 посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисл. Современники Греза считали подобную достоверность изображения деталей быта и костюма элементами нового «натурализма» художника. Не знаю» 16. Теме «Дидро и Грез» посвящено значительное число публикаций как в зарубежном искусствознании, так и в отечественном4. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Творчество мастера намного сложнее, оно не вписывается в рамки какого-то одного направления или стилевого течения, но граничит с основными идейно-образными (просветительский реализм, сентиментализм) и стилевыми системами того времени (рококо, неоклассицизм).
Старость его была унылой и беспросветной, а уход прошел незамеченным. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. Подобная тенденция усилится в его жанровых произведениях, созданных после 1769 года.
Тема любовного треугольника звучит еще в «Обманутом слепце», в дальнейшем в картинах итальянского периода: «Разбитые яйца» Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Неаполитанский жест» Массачусетс, Уорчестерский художественный музей «Птицелов» Варшава, Национальный музей и «Итальянская лентяйка» Хартфорд, Коннектикут, Уотсворт Аттенеум. «Не будь этого Септимия Севера, – замечает Дидро, – Грез мог считать себя удовлетворенным в нынешнем году но проклятый Септимий испортил все», – а в заключение критик приводит отрывок из басни Лафонтена, который отражает его отношение к злополучному полотну: «Коль мы насилуем талант изящное мы создавать не в силах» 14. К этой группе можно отнести и более поздние работы «Маленькую девочку, держащую на коленях черную собачку, с которой она играет» (1767, Лондон, частное собрание), «Маленького математика» (1780-е, Монпелье, Музей Фабра). На сей раз жертвами его чар пала красавица Европа.
(Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида. Французский художник Жан Батист Грёз родился в Турню. Семейные сцены ученика Греза Пьера-Александра Билля («Двойное вознаграждение» 1781, Музей замка Блеранкур «Французский патриотизм» 1782, Музей замка Блеранкур «Последние минуты любимой супруги» 1785, Муниципальный музей Камбре) нередко по амбициям приближаются к работам самого мастера – в стремлении возвести бытовую сцену в ранг исторической композиции.
Грез первым среди французских художников стал проповедником буржуазной морали, чем в значительной степени объясняется успех таких его работ, как «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию», появившаяся в Салоне 1755 г. года (Париж, частное собрание) или «Деревенская невеста» (Салон 1761 г., в настоящее время находится в Лувре). Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри. Именно для Вуэ было придумано почетное звание Первого художника короля. В работе Арта Йоханса де Гелдера Лот с дочерьми знатоки живописи сразу чувствуют влияние Рембрандта, который был наставником художника. Он создает композиции из жизни аристократии так называемые «tableaux de modes», получившие большое распространение в творчестве де Труа, Ланкре и Буше. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. После 1769 года в критических заметках постоянно возникает имя Пуссена в связи с произведениями художника, что не было случайным, так как в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), в диптихе «Отцовское проклятие» (1777-1778, Париж, Лувр) и других его поздних картинах ощущается влияние мастера французского классицизма. Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами.
В 1755-1756 гг. Действующие лица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. Новые, реалистические тенденции ярче всего проявляются в бытовой жанровой живописи. правдивее. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.
ГРЗ (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню– 21. 3. 1805, Париж), франц. этюды. Обстановкой и костюмами персонажей Грёз близок к Шардену, но самая его труппа взята напрокат из Parc aux cerfs» (Оленьего парка) или из тех гаремов, которые окружали Сантера и Буше. Так, отдельные главы книги посвящены «чувствительности» в литературе и живописи.
Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). В диссертации при анализе «Обманутого слепца» и упомянутой выше «Прачки» мы обращаемся к книге Бейли в вопросах о «натурализме» Греза и его взаимодействии с жанром пуассар. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. В каталоге выставки особое внимание было уделено проблеме самоопределения «бытового жанра» в XVIII столетии. Жан- Батист Грёз был превознесен как художник-моралист. Жан-Батист Грёз познал и пик славы и пик неудач, его «фатум» не назовешь счастливым.
Жан-Батист Грез (1725-1805) посвящал свои произведения жизни и этическим идеалам людей третьего сословия, противопоставляя их мораль безнравственности высших кругов общества. Буше – чуть не забыл о нем. Шувалов, ГМИИ граф Е. П. Автор монографии стремится вписать искусство Греза в культурный контекст эпохи Просвещения, показывая философские, литературно-художественные течения того времени и раскрывая причины возникновения феномена «sensibilite». С 1767 член Королевской академии со званием «художник жанра».
сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759, Нац. Они признают его живописцем женской красоты, восхищаются его женскими и детскими «головками», отмечая их популярность во Франции и за рубежом. На этой неделе – топ-10 самых чувственных работ из собрания ГМИИ им. В этом утонченность Греза, он возводит в соблазн простоту и неприхотливость девушки.
мастерство, также талант в передаче освещения. Это уроки морали, когда художник превращается в рупор добродетели, а живопись служит иллюстрацией. Критики были строги к поздним произведениям Жана-Батиста Грёза, утверждая, что колорит их не правдив, что рисунок не верен, композиции неудачны Но иногда они бывали более благосклонны к «старику Грёзу», один из них в Journal de Paris заметил, что Грёз все-таки автор композиций, полных шарма, что он заслужил звание «художник нравов», что он крупный портретист.
Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Сентиментальные сцены – Девушка, молящаяся у подножия алтаря Амура (1769) и Утренняя молитва (1770-е) – не вызвали восхищения у критиков. Художник был очень моден и популярен в своё время. Бейли вписывает грезовскую «Прачку» в контекст такого явления культуры XVIII столетия, как жанр «пуассар», получивший наибольшее распространение в литературе и театральных постановках47.
Выбор манеры отвечает целям и задачам самого произведения, которые часто определяются еще вкусами и запросами заказчика. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. Картины, выставленные Грезом в его первом Салоне 1755 года, не остались незамеченными.
А. П. Галантная живопись доживала свой век. Внешность молодой матери на полотне «Балованное дитя» напоминает о прачке из одноименной работы Греза, что и было тонко подмечено Дидро. Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Новые, реалистические тенденции ярче всего проявляются в бытовой жанровой живописи. А. С. Пушкина) до театральности в работах второй половины 1770-х годов (диптих «Отцовское проклятие») с особым интересом к драматическому действию и экспрессии, по мнению Фрида, чему способствовал и Дидро.
Художник предпочитал изображать молоденьких девушек. Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен). учился в Лионе у Ш. Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Хартфорде (Коннектикут, Уотсворт Атенеум) и Сан-Франциско (Калифорнийский дворец легиона чести) и во французском Дижоне (Музей изобразительных искусств), был Эдгар Манхалл.
Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы. Важно учесть, что Грёз работал не только и не столько для дворянства. художник. В тексте «Салона 1763 года», описывая картину «Паралитик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Дидро называет ее автора «мой художник» и определяет жанр произведения как «нравоучительную живопись» 5.
Традиции галантного жанра дают себя знать в Прелюдии (ок. Вакханалия – полотно изображающее Диониса-Вакха и его спутников – силен, сатиров и вакханок. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. Грез осваивает язык рококо, находит ему применение в галантных композициях – в парных овалах, написанных по заказу мадам Помпадур и в многочисленных «головках», например, «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). В 1755-56 годах посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды.
Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Творчество Греза 1759-1769 годов невозможно рассматривать без знаменитых «Салонов» Дидро. Однако его картины нельзя назвать нравоучительными (этим отличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза). Художник достигает замечательной красоты их живописного претворения.
Шувалов, ГМИИ гр. Семейные сентиментальные сцены «в духе» Греза активно выставляются в Салоне их авторами являются такие художники, как Этьен Обри, Этьен Толоне, Мишель-Оноре Бунье, Никола-Бернар Леписье, Мария Франсуаза Констанция Майер. Знаменитый текст Дидро «Салона 1765 года» развивается вокруг воображаемого разговора с героиней грезовской картины «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Следующее исследование Бейли «Патриотический вкус. На картине герои изображены еще до момента раскрытия их тайны. В один временной отрезок Грез может создавать картины в разной стилистике, как, например, семейные сцены во «фламандском вкусе» и галантные композиции в духе рококо или неоклассицизма.
В период между 1745 и 1750 годами обучался в мастерской Ш. Грандона в Лионе. Такой подход является новым и актуальным как для зарубежного, так и для отечественного искусствознания. Грёз обратился в 1801 году с письмом к Наполеону Бонапарту со словами «у Вас, сир, доброе сердце». Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. В основе исследования Фрида лежит заявленная уже в названии теория о двух типах живописи того времени («absorbsion» и «theatricality»), в первом – герои погружены в себя, не обращая внимания на зрителя, во втором – присутствует театральность поведения персонажей картины.
Дидро восхищается этой картиной, так как это «моральная живопись», которая наравне с драматической поэзией должна «нас трогать, поучать исправлять и побуждать к добродетели». В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. 1732 известна только по гравюрам Дювербре и Субейрана), но и о его пасторальном жанре. Грёз работает не художественными, а литературными приемами. Исследуется художественно-образное содержание и типология его искусства.
Подобная тенденция характерна и для французской жанровой живописи в целом. Бытие вещей в картине естественно и прекрасно. Каталог составлен по тематическому принципу, авторы выделяют: сюжеты религиозные исторические, мифологические, аллегории, пейзажи, семейные сцены, tetes dexpression (выразительные головки), портреты и академические этюды. Картины этого жанра охотно покупали и рус. О том же в свое время писали Гонкуры, которых сочувственно цитирует Бенуа.
Картина ничем особенным не отличалась, но парижской публике она пришлась по нраву.