Жан Фрагонар
В это время Жан Оноре Фрагонар вдруг увлёкся творчеством Рембрандта и начал изучать стиль великого живописца. Жан-оноре сын Франсуа Фрагонара, мальчик Гловер и Франсуаза Пети. В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. Вернувшись в Париж Жан Оноре Фрагонар представил публике картину «Смерть Кортеса». Жан-оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой.
В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. Художник Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honore Fragonard) – великий французский живописец, в стиле рококо и гравёр, который написал около 600 картин (если не считать гравюры и рисунки). Фрагонар был последним художником падающем эпохи его жанровые сцены скоро устареть неоклассической твердости Давида, жестокостью революции и что империи. Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honor Fragonard 5 апреля 1732, Грасс— 22 августа 1806, Париж)— французский живописец и гравёр.
Жан-оноре Фрагонар (фр. Jean-Honor Fragonard 5 апреля 1732, Грасс— 22 августа 1806, Париж)— французский живописец и гравёр. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Однако, Жан Оноре Фрагонар твёрдо решил учиться именно у Буше и после шести месяцев обучения у Шардана снова пришёл к Буше. Во всяком случае, сюжетно-жанровый репертуар и самый стиль Фрагонара складывался в согласии с его артистическим темпераментом.
Будучи увлечённой личностью Фрагонар часто меняет стиль изображения и жанры в своём творчестве. Жанровая сценка, придуманная Фрагонаром, как будто была им увидена в жизни.
В Италии художник попал под влияние Тьеполо. В конце 60-х гг. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Сперва ученик Ж. -Б.
Похоронные отмечаются в Санкт-Роха. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом.
- Фрагонар Жан ОнореКартины и биография
- Художник Фрагонар: интересные факты, картины с названиями
- Фрагонар Жан-Оноре – французский художник эпохи рококо
- Жан-Оноре Фрагонар: жизнь и творчество художника
- Жан-Оноре Фрагонар – (1732, Грасс – 1806, Париж)
- Значение ФРАГОНАР, ЖАН ОНОРЕ в Словаре Кольера
- Щеколда, Жан Оноре Фрагонар, 1777
- Поиск новых направлений в живописи
Эта работа – исключение из правила. Еще одна неотъемлемая черта его искусства — насыщенность светом. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Давидом, лишил его прежней популярности.
В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Сперва ученик Ж. – Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Фрагонар сделал свой Grand Tour и оставил в 1756 году для Acadmie де Франс в Риме со своим другом Юбера Робера (другой художник, который выиграл Римскую) и архитектора Виктора Луи. Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769). В 70-е гг.
Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Сперва ученик Ж. - Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. Жан-Клод Ришар Сен-Non стал, в то время, его защитник и главный спонсор. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
- Значение творчества художника Фрагонара интересные факты
- Картины художника Жана Оноре Фрагонара (- )
- Словари и энциклопедии на Академике
- Напишите отзыв о статье Фрагонар, Жан-Оноре
- Отрывок, характеризующий Фрагонар, Жан-Оноре
Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Эта собирательская и хранительская деятельность Фрагонара имела глубоко символический смысл — художник, переживший свою эпоху, посвятил все силы сохранению искусства для будущих поколений.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки» – в разных частных коллекциях. Но особенно глубокое влияние на художника оказал Жан-Жак Руссо с его призывом к естественности и близости к природе. Школу Фрагонар прошел хорошую. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г. Затем он переехал к своему другу дому Верьте в в Пале-Рояле.
- Описание картины Жана-Оноре Фрагонара «Купальщицы»
- Описание картины Жана-Оноре Фрагонара «Задвижка»
- Описание картины Жана Оноре Фрагонара «Поцелуй украдкой»
- Описание картины Жана-Оноре Фрагонара «Качели»
- Общееколичествопросмотровстраницы
Один раз еще, в 1767 году, послал он в Салон несколько ранее исполненных вещей (Голова старика и Группы детей в небе – проект плафона для особняка Бержере) и затем навсегда отказался от Квадратного салона королевского дворца. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Отец обанкротился и в Париже ему помогли давние связи, что несколько исправило финансовое состояние семьи. В 1771 он создал серию из четырех панно Любовь пастухов, в 80-е – серию аллегорических композиций Фонтан любви, Поклонение розе и др. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769).
Плодом этой поездки было издание : «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»).
В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII века: Бароччи, Солимэн, Пьетро да Кортона и особенно Тьеполо. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).
Ни это обстоятельство, ни предполагаемое соревнование с Грёзом, ни известное воздействие просветительскойэстетики в целом не изменили ничего по существу, а лишь добавили новые оттенки в протеистически многообразное творчество Фрагонара. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769).
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Шардена, а потом Франсуа Буше. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной.
Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. И Фрагонар выбирает путь достоверного изображения реальности. Его модели — артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского.
В самый момент торжественного жертвоприношения Корез в отчаянье закалывается сам. Таков известный рисунок Клоринда на коне (перо, бистр с размывкой Безансон, музей). По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Круг замкнулся. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.
26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, в Луврском музее Семейство фермера и Поцелуй украдкою, в Императорском Эрмитаже В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль и Учёные собаки, в разных частных коллекциях. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Так решилась судьба мальчика. Шардена, а потом Франсуа Буше. Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции.
Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Главное, цель достигнута. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Деятельно и самоотверженно работал Фрагонар в Музейной комиссии с 1794 по 1797 год. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.
Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше. Сперва ученик Ж. -Б. В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Спохватились лишь пару часов спустя.
В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19-го века. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу». Это без слов видно на представленной репродукции. эстетических переживаний.
Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки» – в разных частных коллекциях.
Венера как будто согласилась, но назначила ей ряд тяжких испытаний, которые были не по силам смертному человеку и должны были ее погубить. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
Он получает мастерскую в Лувре, где он живет и отвечает за украшать галерею Аполлона. — Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее — Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. В конце 70-х и в 80-е гг. И все-таки он справился с этой задачей. Она оказывается в его жарких объятиях. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Техника офорта ему тоже была подвластна.
Техника офорта ему тоже была подвластна. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Здесь происходит его настоящее рождение как художника, превращение из эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Динамичные изящные линии, очерчивающие фигуры персонажей, повторяются в вихрящихся контурах деревьев или облаков. Их становится невозможно отличить от картин Буше. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Упразднены (как очаг анархии) Школа покровительствуемых учеников, Школа Академии св. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны.
Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Фрагонара и Г. Робера. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. И последнее, о чём необходимо сказать.
Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Сперва ученик Ж. -Б.
Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. Фрагонар создает в 80-х годах большую серию аллегорических картин. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен.
Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график.
Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»). Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»). Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо).
Их становится невозможно отличить от картин Буше. Сначала ученик Ж. – Б. Шардена, а затем Франсуа Буше.
Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Шардена и Ф. Буше в Париже. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость). Шардена, а потом Франсуа Буше. живописи — прежде всего голландской и фламандской.
Серия портретов (1761–1765), т. н. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенною и приукрашенною зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей.
Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Шардена, а потом Франсуа Буше. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше.
Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Оп.
Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). На подобные произведения был большой спрос. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Ее линии прихотливы извилисты. Но отец не хочет, чтобы юный художник был учеником старого Фрагонара. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Теперь Фрагонар достиг вершины своего самостоятельного творческого развития. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Фрагонара и Г. Робера.
Отправной точкой его творческого развития могло стать искусство именно Буше — художника динамичного и необыкновенно яркого декоративного дарования. Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу». Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо.
Особенно понятным становится этот новый поворот в самый канун революции. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия.
Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Он совсем юн и изящно манерен. Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Диапазон его чрезвычайно широк. Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия». В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской. Фрагонара готовы считать главой исторической живописи во Франции.
И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу. «Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии». Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Его творчество начала 60-х гг. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Сперва ученик Ж. -Б. Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится.
Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Спохватились лишь пару часов спустя.
Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, водворённый во французском искусстве Ж. -Л. Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Благодаря своим графическим работам Фрагонар вошел в искусство XVIII в., став одним из самых блестящих рисовальщиков. Жан-Клод Ришар Сен-Non стал, в то время, его защитник и главный спонсор. А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград).
Карьера в истории живописи, казалось ему, что все прослежена. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью.
Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Чувственная откровенность Фрагонара подчас действительно оказывается на грани эстетического авантюризма. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. В 1769 году он женился на Мари-Анн Жерара (1745-1823), миниатюрный художник также из Грасса, невестка Маргариты Жерара. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует.
Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Шардена, а потом Франсуа Буше. Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Подростка сына, Жана-Оноре, устраивают вначале в качестве младшего служащего в контору нотариуса, но он работает там очень неохотно. Исчезновение финансирующей аристократии (разрушено или сосланы) делает его потерять большое состояние.
Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е).
Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Корез (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк).
У колыбели сидит на сундуке старуха (в другом варианте – молодая женщина), а справа трое малышей глядят на нежную чету, как видно, заинтересованные появлением гостей. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. К известным работам относятся: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимает рубашку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, находящихся в Луврского музеи Семейство фермера и Поцелуй украдкой в музее Эрмитаж, При отсутствии отца и матери, Прятки, замолчал, Генрих IV и Габриэль и Ученые собаки в различных частных коллекциях.
Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка». Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Одна из лучших картин галантного цикла — «Купальщицы».
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Но главное — он наслаждается. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Главная цель Фрагонара — запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). По-видимому, полным подобием Поцелуй украдкой была исчезнувшая известная лишь по гравюре картина Контракт, называемая также Обещание бракосочетания (объявление об этой гравюре появилось в газетах на два года раньше, чем о Поцелуе украдкой). К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.
Грозная воительница, вся покрытая броней, по замыслу поэта, неузнаваема в своих доспехах. В своих горячих тонах Фрагонар здесь — подлинный наследник Рубенса. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара — портрет. Учился у Ж. Б. С. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Нотариус, у которого работал Жан Оноре, заметил склонность мальчика к рисованию и посоветовал отцу отдать его в обучение к художнику. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта. Как художник конца столетия Фрагонар суммировал и подытожил многие художественные тенденции своей эпохи и при этом перебросил мост к последующему искусству: явился во многом предшественником классицизма, романтизма и реализма ХIХ века. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны.
Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Будучи в Риме, он писал там виллы и парки, по возвращении в Париж – галантные празднества, бытовые картинки идиллические семейные сцены, темы исторические и литературные, натюрморты, декоративные полотна. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья. Однако подлинно мировую славу Фрагонару принесли его пейзажные композиции, образы парков и аллей, созданные в основном во время первого второго путешествий в Италию. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» — изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением». Давидом, лишил его прежней популярности. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, в Луврском музее Семейство фермера и Поцелуй украдкою, в Императорском Эрмитаже В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль и Учёные собаки, в разных частных коллекциях. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты.
Он думает о своей карьере, о вступлении в Академию, для чего сначала надо завоевать звание причисленного (agree) с этого момента он уже получит право выставляться в Салоне – то есть на выставках в Квадратном салоне Лувра, устраивавшихся раз в два года в них могли участвовать только члены Академии и причисленные к ней. Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра». Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе.
– Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто — тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою».
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр.
Это действительно прекрасная вещь. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Архитектурные мотивы придают композиции листов известную упорядоченность, но в манере исполнения чувствуется сильный темперамент живописца. Это позже будет восхищать импрессионистов.
Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Корез (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства.
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. «Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Свет мягко обтекает все формы и заполняет собой пространство, создавая характерное для художника туше. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение.
Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы (Задвижка. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Это маленькое полотно отличается подлинным космизмом образов, широтой и музыкальностью ритмов. Тысяча семьсот восьмидесятые годы во Франции – время назревания революции. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
Возможно, он теперь увидел Италию другими глазами, чем в молодости. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь.
В 1780-е гг. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Мраморный кенотаф был помещен на стене, где была расположена его могила (19-й дивизии). Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века.
Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. Сценка откровенно театральна. В ее руках букет с вложенной в него запиской. Он не привык писать пейзаж на полотне такого масштаба. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). В 90-е гг. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Из гравюр Фрагонара особенно интересны: Шкаф (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), Антоний и Клеопатра, с Либери, Вечеря в Эммаусе, с Риччи и Сретение Господне, с Тинторетто. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года». были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. Шардена, а потом Франсуа Буше.
Оп. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Фрагонар достигает богатства валеров, то идя от темного к светлому, размывая краску (лавис), то применяя противоположный метод и накладывая один слой бистра на другой, – это его, своеобразный, фрагонаровский прием. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. К сожалению, в издании Сказок (вышедшем с запозданием и в неблагоприятный для этого момент, после революции, в 1795 г. ) сохранилась далеко не вся прелесть первоначальных рисунков Фрагонара к Лафонтену: иллюстрации с сильными изменениями гравированы офортистом Мартиалем.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения. Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось). Фигурки полны грации и изящества, выписаны со всей присущей художнику тонкостью, свободой и экспрессией, являя собой чудесный букет терракотовых, розовых, золотистых, сиреневых, охристо-красных и изумрудных тонов.
Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Теперь видимо, от художников ждут аллегорической живописи: в последние годы каталоги Салона запестрели такими названиями, как Борьба Любви и Целомудрия (Лагренэ-старший), Приношение Амуру (Теолон) и т. д. Эта тематика исключает революционную ориентацию, но картины пишутся в манере, далекой от фривольности и изысканности рококо, – это тот конец старой легковесной манеры французской школы, о котором писал в это время Гримм. Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard».
Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Но не только реальные впечатления действительности решается теперь фиксировать Фрагонар. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов — «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».
В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Но эта прохладная переливчатая тень (образованная листвой, облаками, туманной мглой, возникающей уже на втором плане картины) и даже золотые блики на чаше, на волосах девушки напрасно вызывают иногда сопоставление с Рембрандтом. Юная красавица в платье жемчужно-серебристого цвета изображенном легкими воздушными мазками и с беленькой болонкой за спиной сидит за столом у окна.
Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. — в особенности от Тьеполо.
Однако Психея была безмерно счастлива с богом Любви, который к тому же дарил ей невиданно роскошные подарки. Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует».
Фрагонар действительно любил фантазировать. Однако почетной и бесплодной карьере академического живописца он предпочитает свободное творчество. Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона. Шардена и Ф. Буше в Париже. Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции).
Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй». Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни.
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»).
Много сил вложил он в создание Лувра. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779) является во всех отношениях противоположностью Буше. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Картина Счастливый брак (частная коллекция) изображает развалившегося на диване сытого господина, которого ласкает ребенок, а рядом стоит, склоняясь над ним, благополучная, полная, нарядная супруга. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию».
Выигранный поцелуй – сценка, разыгранная персонажами из пасторалей Буше. И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу. Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Упоение жизнью теперь сочетается с легкими элегическими нотами, женские образы становится в целом более лирическими. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг.
Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти). Посмотрим на несколько портретов. В том же году у них родилась первая дочь Розалия (1769-1788). Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»).
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез».
Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Теперь у него новая забота. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка.
Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника.
Похожи героини обеих картин, похоже изображение комнаты. Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Живописная композиция как правило основана на контрасте темных, сгущенных красок и одежды и лучистых, светлых тонов головы. Помимо бесчисленных копий с исторических картин, выполненных в годы учения, он самостоятельно разрабатывал сюжеты: Отдых на пути в Египет, Поклонение пастухов, Христос, омывающий ноги апостолам (четырехметровое полотно, заказанное ему перед поездкой в Италию и до сих тор являющееся алтарным образом в соборе его родного города Грасса) позже – Руфь и Вооз (исчезла), сюжеты из Освобожденного Иерусалима, Мир и Война, Отцелюбие римлянки (все три исчезли), Пожар Трои (существует великолепный эскиз в частном собрании), в дальнейшем – Генрих IV и др. Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели». С конца правления Людовика XV праздник в Сен-Клу (ярмарка, происходившая в течение трех последних воскресений сентября) делается популярным развлечением для людей разных сословий. Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались. В ее руках букет с вложенной в него запиской. Жан-Клод Ришар Сен-Non стал, в то время, его защитник и главный спонсор.
Он совсем юн и изящно манерен. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара.
Три излюбленных краски в палитре Фрагонара – коричневая, желтая и белая – преобладают в колорите его портретов 1765 – 1770 годов. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». В 1805 год все резидентные художники, в том числе Фрагонара, были исключены из Лувра императорского указа, после реорганизации здания в музей Наполеона. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. К группе фантастических портретов кроме десюдепортов Сен-Нона относятся его же портрет в рост в испанском ярко-красном костюме с перекинутым через плечо золотым шарфом (Барселона, Музей нового искусства), Портрет дАркура, Портрет живописца с пурпурной папкой в руках, залитый сверху ярким светом и так называемый Портрет актера, где красный край взлетающего плаща намечен одним взмахом кисти, а скомканная перчатка как будто вырывается из сжимающей ее руки.
Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Это парные картины – Первые шаги и Любимое дитя, а также Молодая женщина, перебирающая струны гитары, стоя около колыбели спящего ребенка (все – в частных собраниях). Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»).
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье. Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями.
Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. Но динамика в картине как бы парализована точностью и тщательностью отработки деталей. Г-н Фрагонар, это чертовски пресно. Между 1797 и 1800 годами он был инспектором перевозок в Версале (там сосредоточивали тогда французские картины, а ценные произведения иностранных мастеров, обнаруженные в различных дворцах Франции, отправляли в Лувр). Эти качества делают их частью окружающей природы.
Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). История создания Качелей весьма занимательна. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Сюжет картины явно перекликается с темами праздничных украшений Парижа и представлений, которые Жак-Луи Давид устраивал во время революции (Фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы – в проекте праздника Федерации).
В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью. В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской.
После возвращения в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Кореза (находится в Луврскому музее в Париже), за которую Королевская академия искусств приняла его в свои члены. Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им. Но революция (1789 – 99) разорила его. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график. На другом полюсе стиля Фрагонара — «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо.
За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. При этом легковесность многих подобных сюжетов преодолевается силой живописного дара художника. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе.
Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей). В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). художник лишается и заказчиков и славы.
выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Учился у Ж. Б. С. Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства. Они кажутся написанными с молниеносной быстротой и это не обман чувств на двух из них существуют старые надписи на обороте: Портрет аббата де Сен-Нон, написанный Фрагонаром за один час и на другом (подписанном Frago 1769) Портрет ла Бретэша, написанный Фрагонаром, в 1769 году, за один час. Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо. Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект.
В конце 70-х гг. Маргарита Жерар не была бездарна.
Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Фрагонар причисляется к академикам, получает квартиру и мастерскую в Лувре, перед ним открывается перспектива почетной карьеры с заказами двора и королевской мануфактуры гобеленов.
Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим». Он был в своей холостой квартире со своей возлюбленной. Молодой художник был просто очарован лёгкой и весёлой живописью Буше. Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты.
В 80-е гг. На четвертом десятке лет жизни Фрагонар наконец внутренне свободен. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех.
Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа.
Бержере ничего не имел и против жанровых сцен. Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам». По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
Краски Фрагонара звучат подобно духовым инструментам – громко, призывно. Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом.