Женщина Прядет
А если же женщина во сне прядет, а затем развязывает и распускает свою пряжу, то это – признак гнева Всевышнего Аллаха над ней и постижения ее наказания и мучения. Если женщина прядет «на посиделках», она часто кладет кудель рядом ссобой (фото22).
Описание картины «Женщина прядет»
В этот же день пряли левой рукой на каждого члена семьи по нити и привязывали их к березе: у кого нить пропадет — тот умрет. Подсчитано, что вес чистого волокна составляет всего лишь пятую часть веса стеблей. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. «Слово «пряслице», укоренившееся внаучной литературе, вообще говоря, неверно, – утверждает она. Дерево должно быть обязательно «живым».
Такой приём был известен с древнейших времён в Египте, Индии и Китае им пользовались в Средней Азии, на Кавказе, его знали финны Поволжья, болгары и другие народы словом и тут древние славяне вовсе не были «варварами», какими их изображают подчас. 3. 8. У славян сначала были богини-рожаницы.
Старались отрезать пуповину так, чтобы она упала на женскую работу, в частности, пряжу. Прялка служила оберегом для девушки. Евдокии (1 марта), Св. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение. Используемый в прядении материал – чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Простые и древние виды плетения начинались с элементарной «косички». Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания. В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне — и видят тонкие плетения — с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: вот таким образом для них «плести» потоки также легко, как для людей нити. Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).
Фото начала века: Кыргызская женщина прядет шерсть
Но были и иные слова для обозначения цвета, нередко очень образные и красивые. Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц.
в главе «Хлеб»). Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки – то есть в период работы Богинь-прях.
Шерсть в древнеславянском хозяйстве была в основном овечья. Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом).
Далее требовалось освободить волокна от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность. Лыковые верёвки упоминаются в мифологии скандинавов. Всё это разновидности «крашенины», крашеных тканей. В частности, невеста накануне свадьбы «от себя» прядет суровую нитку — оберег от колдунов. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали.
Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы прядут, выпрядают, узоры набирают». В них рассказывается о горностайке — «доброй рукодельнице: что спрядет, что соткет — простым людям в прок идет». Ведь прядильщица или ткачиха (как и кузнец, строитель, гончар) создаёт форму (нить) из бесформенного (комок волокна), определённым образом «организует пространство», заполняя пустое место тканью, а значит, деятельно участвует в длящемся «сотворении мира». Изобретению вертикального ткацкого стана учёные придают не меньше значения, чем появлению металлического оружия и морских кораблей: без него «культурная революция» древности была бы равно невозможной. Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный.
В деревне она распространения не получила. Учёные полагают, однако, что набойная техника применялась в основном в городах. Пряжу затем сжигали, а золу девочка должна была съесть, запив и закусив кусочком хлеба, под приговор: «Ета зъяси — будщи хорошая пряха». выбитый, разрыхленный, очищенный, прочесанный ручными способами, помещается ввиде большого пучка на поддержке (лопате, гребне, пряслице), ккоторой привязывается шнурком. Растворы красок готовили на хлебном квасе, на щёлоке, на «дубовом уваре», добавляли ржавое железо, которое укрепляло и усиливало краску.
И наконец, были изобретены ткацкие станы – вертикальные, а потом и горизонтальные. Сломать прялку —плохая примета: попадется плохой муж или злая свекровь.
Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. 14. Другие считают, что мир вокруг живой и все, что есть на земле отражается в «другом мире», а наоборот. Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам.
приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). 1. Ввиду этого возражения теория второго мудреца была отвергнута. При раскопках обнаружены образцы тканей из отлично вычесанной (археологи назвали её «высокосортной») овечьей «волны»: использовались лишь пушковые волоски, жёсткие остевые были удалены. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прядет кикимора не обычным способом: она подпрыгивает или сучит нитки «наоборот». Вы ходите с матерью на бабьи вечерки (посиделки), где взрослые женщины прядут и поют. Такие слова, как «бель», «багрец», «зелень», «синота» («синета»), «червленица» («червлень», «червь»), до сих пор можно в общем понять и без словарей. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена «от себя» (против часовой стрелки).
при инициации, замужестве, отказе от рода и пр. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр. – «Пряслень» – вот как произносили древние славяне ив таком виде этот термин всё ещё живёт там, где сохранилось ручное прядение».
Ткут в основном половички. Да уж слишком громоздкая и дорогая была его машина. В 2015 году – это суббота. С принятием христианства функции Макоши перешли к св.
тунисская женщина прядет шерсть
Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Этот угол называется «зев» и служит для продёргивания утка. Что же касается «настоящего» тканья, то одним из распространённых видов его было так называемое тканьё на дощечках.
Если кикимора прядет на передней лавке, то это к смерти кого-либо из обитателей дома. Женщинам было запрещено выходить из дома без головного убора, прясть в общественном месте, разговаривать со всеми без разбора, «проклинать детей в его присутствии», громко разговаривать (так, чтобы их слышали соседи). Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Слова «магия» и «ремесло» стоят здесь рядом по праву. Вот таким образом прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет. В 1991 году мы устанавливали ткацкий стан в экспозицию музея, помучились не одну неделю.
Пряха — это не только женщина: 1 комментарий
Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе когда кикимора гремит коклюшками – быть беде. «Оборотные» нитки изготовленные в праздники играли важную роль в домашней жизни и обрядности. По числу узлов рождалось число сыновей. Процесс чесания льна назывался ещё «мыканьем».
Параскева Пятница заимствовала занятие Мокоши, а затем и покровительство пряхам и прядению, вот таким образом ее называли Льняницею: «На Парасковию-Льняницу начинают мять и трепать лен». Мусора в интернете итак хватает. Она охраняет девушек от «нехорошей» любви, от злой встречи, от сглаза и порчи. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки или супрядки, – веселые вечеринки.
В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»). Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса.
Спросите толкователя к чему снится Как женщина прядет
По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Красивая прялка была гордостью владелицы. «Непряхе» здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей.
Пожелания стать хорошей пряхой произносились на родинах: «Чтобы тонко пряла, часто ткала, рукодельничала». Евдокии (1 марта), Св. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальцами, а сколько пользы. не погасли такие виды росписи как пермогорская, борецкая, ракульская, мезенская и др.
В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее. Вот тогда-то и собрал полностью механизированную прядильную машину тот же Джон Уайт.
Богиня Недоля — Небесная Богиня, которая наделяет различных людей и их детей несчастливой судьбой за нарушение Законов РИТА (Небесных Законов о Чистоте Рода и Крови) и Кровных Заповедей. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Это северные лесные племена (лопатообразные прялки), земледельцы юго-запада (палкообразные прялки с острым верхним концом) и степные племена юго-востока (рогулькообразные). Вовсе нет.
СТАТЬЯ: «Прялка в жизни женщины: и в будни и в праздники»
А Словарь современного русского литературного языка изданный в 1991 году истолковывает «брань» как: 1) старинную узорчатую ткань 2) старинную вышивку по канве. Сюда можно отнести изготовление женщинами обыденной (т. «В рогожу одеться, от людей отречься», – предупреждает пословица, записанная В. И. Далем в ХIХ веке, когда нужда часто стучалась в крестьянские избы: даже в нелёгкие времена такая нищета считалась постыдной. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Подобные утверждения маститых искусствоведов не имеют под собой никакой почвы: принос женихом прялки до сих пор не зафиксирован ни в одной свадебной традиции. Доминирующую роль играла прялка на знаменитых «посиделках» или «супрядках», которые в Вологодском уезде начинались с «филлиповок», т. е. с 14 (27) ноября и продолжались до самой Масленицы.
Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества. В южных землях России лен «стлали» — раскладывали тонким слоем на влажном лугу и выдерживали в течение 15–20 дней. Назывался такой обряд «мокрида», что соотносилось с именем Мокоши и имело общий корень со словами «мокрый», «мокнуть» или «mokus» — прядение. «От кикиморы не дождешься пряжи» — говорится в пословице. 1. Вот таким образом не разрешалось прясть и ткать по большим праздникам, так как в «поворотные», «переходные» моменты (Рождество, Святки) мир мог быть как правильно, так и неправильно «свит, сплетен, сшит или спряден, соткан». Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т. е. Церемонии посиделок подробно описаны в этнографических материалах из которых видно, что к играм и танцам молодежь обычно приступала только после того, как иссякали «уроки», т. е. принесенная из дому кудель для пряжи.
- Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
- Магия прядения, вязания, плетения у славян
- История прялки и старинные русские прялки в фотографиях
- Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением
- Веретено – древний инструмент женского рукоделия
- «Локти свои утверждает на веретено»
- Разновидности и названия тканей
Вышивка, выполненная накануне пасхальной ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Слово «сукно» встречается в памятниках письменности начиная с ХII века (вещи, сделанные из него, назывались «сукняными»), но учёные пишут, что и термин и способ изготовления такой ткани – много древнее.
Для любимых, отправляющихся на войну, сплетали дорожку ладную. Обычно это делалось зимой, в морозный день, когда дерево спит, чтобы не навредить «душе», затем приступали к изготовлению и украшению прялки. Действительно, воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях». Так что самая первая на свете нить, скорее всего, была шерстяной.
- Эшет Хаиль — 10: Научиться прясть жизнь
- Как в старину пряжу изготавливали
- Женщина, прядущая хлопок, провинция Тукеррес
- Женщины пряли шерсть для Мишкана прямо на козах
- Красивая прялка — по особому случаю
- Астрологический прогноз — способ узнать будущее
Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, вот таким образом такие «нити» обладают более сильным воздействием. А чтобы спрясть нитки из одного пуда (16, 3 кг) волокна, требовалось ни много ни мало 955 часов (почти 40 дней) усердной работы. 9. Что же касается древних славян, они пряли иным способом – на веретене. В. М.
Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. Второе – хорошее дело браком не назовут. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «И вДревней Руси ив Скандинавии времён викингов, – пишет Мария Семенова, – бытовали переносные прялки: кудель привязывали или прикалывали кодному её концу (если он был плоским, лопаточкой), либо насаживали на него (если он был острым), либо укрепляли как-то ещё (например, врогульке). Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т. п.
- Эту фотографию можно купить в следующих форматах
- Старинные русские женские ремесла
- Старинные Прялки, как произведения искуства
- Международная система совместимости изображений () Помощь
- К чему снится Прялка во сне – толкование по дням недели
Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. И без чистки тоже никак – в Тульской области столько колючек и репейника. Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. В частности, лён, как и хлеб, сеяли исключительно мужчины. Так, прядение заговоренной шерсти служило «для чарования скота и дома». Вероятно, первоначально из лыка, как и из конопли, стали делать верёвки.
Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак. ). Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. на ходу, например в дороге или присматривая за скотиной. Севернорусская неразъёмная прялка изготовленная из нижней части ствола с корнем (копанъ). XIX век4.
В мифах разных народов прядение —действо ритуальное, а прялка —предмет, связанный с «тем светом». Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением играми и плясками (см. Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит.
К 10 годам вас сажают за взрослую прялку. Лен, как и хлеб, сеяли исключительно мужчины. Многие ученые полагают, что шерстяные ткани у славян появились гораздо раньше льняных. Так что самая первая на свете нить, скорее всего, была шерстяной. Пояс клали у порога церкви и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т. е.
В любом случае боги, духи и люди сосуществуют рядом. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Итак, вы растете. Другой конец вставляли за пояс – иженщина, придерживая пряслице локтем, работала стоя или даже на ходу, когда шла вполе, гнала корову, приглядывала за гусями Дома, вынув из-за пояса, нижний конец прялки втыкали вотверстие лавки или специальной доски – «донца».
В южных землях Руси, а также в районе современных Великих Лук лён «стлали» – тонким слоем раскладывали на влажном лугу и выдерживали в течение пятнадцати-двадцати дней. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние». случилось чудо. «Брали» следующим образом.
Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу». Используемый в прядении материал – чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Мудрецы спросили: к какому случаю относится это разрешение. Богиня Доля — весьма искусная мастерица и рукодельница. Один из мудрецов ввел закон, разрешающий женщине покрывать голову корзиной.
Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Затем процесс прядения повторяется сызнова». Следующей прялкой стала прялка «Дженни» изобретённая Харгвисом. Сразу оговорюсь, что опыт ручного прядения у меня довольно большой. В более сложных появляется нечто вроде утка, так что специалисты называют такое плетение «полутканьём». Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.
Потому предпочитаю покупать уже готовую расчесанную шерсть. Но не стоит забывать окачестве сырья, которое было иесть уандцев. Другие концы нитей привязывались к пояску.
Параскевы. Унас пирурун называется пряслицем. Параскева Пятница, образ которой зачастую сливался с Богородицей.
13. Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, вот таким образом такие «нити» обладают более сильным воздействием. Каждая из этих задних нитей подвязывалась петелькой к ещё одной поперечной палочке: такая деталь в современной терминологии – «ремизка», по-древнерусски – «нит». Они служили для прикрепления юрт к земле во время сильных ветров, чтобы предотвратить их падение.
Кроме того, магический смысл меха (подробнее см. На девичьих посиделках и запрядках (досл. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. Раньше употреблялось более емкое и красивое древнее славянское слово «навой». 12. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания.
Словарь В. И. Даля (1880) приводит слова «брань», «бранина», «браная ткань» в значении «узорочная, которая точется (ткётся) не просто через нитку, а где основа перебирается по узору» – и лишь в самом конце длинной статьи упомянуто, что «браным» иногда называется также «канвейное» шитьё – по канве. Нынешние сельские хозяева, решившие возрождать домашнее прядение (в основном, конечно из шерсти домашних животных), по большей части пользуются так называемыми самопрялками разных конструкций, с ручным, ножным и электрическим приводом: они скручивают нить вращением колеса. Сперва их сочли привозными, но затем выкопали из земли и набойную доску. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т. е. Информация из достоверного источника – Славянский Коляды Даръ.
Тем не менее, на мой взгляд, кальяпа могла использоваться только, что называется, для «выхода всвет», адля настоящего прядения (в больших объемах) она не применялась, так как на ней помещается очень мало волокна. Из козьего пуха, столь же тщательно обработанного и спряденного, делалась тонкая и очень тёплая ткань «цатра», хорошо подходившая для зимних тёплых рубах. На одном шиферном пряслице, найденном в Вышгороде близ Киева, чуть не с Х века сохранилась и дошла до нас надпись: «Потворин пряслень». Довольно часто муж дарил прялку любимой жене, но в очень редких случаях — парень девушке.
Известно несколько способов «валяния» сукна. родительницы). Острым концом веретена можно было уколоть соперницу, чтобы она в момент сгинула. Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов из которых выделились основные Боги.
«Непряха», «неткаха» – это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. Донце прялки3. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели.
Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу и, по большому счету, не ссориться с духами. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Поверхностные волоски при этом образовывали плотный слой наподобие тонкого войлока. Здесь расположено единственное в Европе месторождение такого камня. Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Каждое лето день Макоши выпадает на разные дни недели. На рынках продают шерсть уже битую – то есть расчесанную специальной машиной. Конечно, это событие (как и вообще всё «самое первое», происходившее в жизни ребёнка) сопровождалось магическими обрядами.
Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Самопрялка была очень дорогой. Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью.
Вот и всё. В таких нарядах дома не ходили. И парень слишком нарядный. Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, вот таким образом такие «нити» обладают более сильным воздействием.
Интересный и, по-видимому, очень древний способ плетения, называемый специалистами «полутканьём», дожил в Рязанской области до 30-х годов ХХ века. И наконец, были изобретены ткацкие станы — вертикальные, а потом и горизонтальные. Так, девушки пряли «благовещенскую» или «четверговую» нить с приговором о суженом, гадали о браке на «новине» (спряденных и сотканных холстах), во время ее расстилания, молились о даровании умения «прясть, ткать и узоры брать», то есть приготовить себе приданное. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка.
2. Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. По поверьям, П. не разрешалось оставлять кудель открытой, а «то Мокша опрядет».
Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Затем гениальные мастера древности изобрели приспособления для совсем уже «настоящего», с утком и зевом, тканья узких полос – поясов, тесёмок и лент. Каждый вправе сам решать, верить или не верить в астрологический прогноз, но тот факт, что астрология — это реальная наука со своими методами исследования и неоспоримыми результатами, сомнений не вызывает. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится. Другое, видимо, было подарено парнем любимой девушке. Все помнят сказку Х. К. Андерсена «Дикие лебеди» и чудесные рубашки из крапивного волокна, которые сестрица Элиза плетёт для одиннадцати братцев, надеясь избавить их от злых чар.
10. Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). 6. Причем в некоторых случаях девушки прибегали к хитрости:«Некоторые славнухи. Если ткань льняная, это простейшее переплетение называется «полотняным», если же ткётся шерстяная материя, переплетение называют «суконным». Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными – дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу.
Ткань изготовляли и из другого растительного материала, который легко расчленялся на волокна, — конопля, крапива, липовое лыко (для плетения лаптей, веревок, рыболовных сетей). И пусть все видят, что вы невеста на загляденье.
Когда у растений бурели головки (что говорило о созревании семян) их выдёргивали с корнем. На нём с величайшей аккуратностью выцарапано: «невесточь» – «невестин». Считалось также, что хорошо отбеливает ткани роса для этого холсты нередко оставляли расстеленными на всю летнюю ночь и это служило поводом для ночных бдений и развлечения молодёжи – парни и девушки вместе ходили «зорить» холсты. Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т. п.
Если дать юноше подержать веретено, то он становился «ровно женщина» и сам заглядывался на мужчин. Кроме распространенной овечьей использовали козью шерсть (особенно ценили козий пух), коровью и собачью. Веселое общение и заряд положительных эмоций — это три. Так вот играя, они учились не только прясть, но и ткать, хотя бы и весьма примитивным способом – цепляя нити основы на пальцы собственных босых ног. На Кавказе и в Средней Азии поступают наоборот. Ткань «рогожа», сделанная из волокон рогоза, что растет по берегам болот и озер использовалась в основном для хозяйственных целей. Для начала готовый холст или нити складывали в обширный котёл или горшок, заливали горячим щёлоком (раствором древесной золы в воде) и оставляли в тёплом месте на целую ночь.
Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Этого достигали одним из двух способов. А если были причины надеяться на взаимность — мог вовсе отнять прялку и не возвращать, пока девушка его не поцелует. Не играй моим дитяткой играй прялочкой, веретеночком да помельной лопаточкой. ». Происхождение слова «сермяга» ставит в тупик маститых языковедов. В любовной магии использовались и вращение и острота Веретена.
Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина. ) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала. В главе «Лён» было уже рассказано, что слово «полотно», значение которого в современной речи приближается к «ткани вообще» (к примеру, «трикотажное полотно»), означало в древности только льняную материю и только вполне определённого переплетения – через каждую нитку подобное переплетение так и называется – «полотняным». Что же касается древних славян, то человек, одетый в рогожу, был либо удивительным образом обижен судьбой (чтобы так обнищать, требовалось разом утратить всех родственников и друзей), либо был изгнан семьёй, либо это был безнадёжный дармоед, которому всё равно, лишь бы не работать. Вскоре в избу приходили и парни. Древесная зола использовалась любая, кроме черёмуховой шла в дело и зола от соломы, например от гречишной (гречиха была исключительно популярной культурой). Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок древнего способа плетения или «дёргания», тесьмы.
Если это был тот же самый уток, получался просто рельефный узор. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Уток, кстати, был шерстяным, красным или чёрным: получался клочок ткани, напоминавший материю «взрослых» понёв.
Он просто совмещали несколько дел. Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте. Навершие прялок, в которых использована языческая символика — «громовый знак» изображение «белого света», головы коней. Андский хлопок отличался необыкновенной мягкостью идлинной волокон. Девочки и делали из него понёвы для кукол.
Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства. Самая лучшая шерсть, в которой нет ости – грубых волосков, – это поярок. Парок считали или дочерьми ночи (греч. Чтобы окончательно вышелушить кострику, а также отделить тонкое нежное волокно от более короткого и жесткого (оно шло на пряжу для изготовления мешковины), лен трепали. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные инкрустированные (даже зеркальцами. ) расписные (даже по торцам. ), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России. Иногда они изображаются также с веретеном, свитком и весами. Например, в христианских монастырях изготавливали декоративные ленты из шёлка с вытканными на них словами молитв.
Вот таким образом, оставляя прялку на ночь, лучше произнести заговор: «Хозяюшко-домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено необходимо спрятать. Она легко прядется, нить получается ровная, блестящая. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце.
Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти) и смотрят – утонет или поплывет. Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. Пользоваться дощечками удобно и просто. Девочки младших классов школ до сих пор развлекаются на переменах игрой «в ниточки». Скажем, «оксамит» – не что иное, как искажённое греческое «гексамит» – «шестинитчатый».
Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Славяне хорошо знали, какие растения лучше окрашивают лён, какие – шерсть. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Автор исторической энциклопедии «Мы – славяне» Мария Семенова считает, что правильно именовать его «пряслень».
Но когда дело доходит до танцев, даже самые нарядные прялки летят к порогу, не до них. А в-третьих, нужна шерсть.
«Дёргали» её также вдвоём, причём одна работница держала конец готовой тесьмы и затягивала плетение, а вторая подставляла пальцы, на которые надевали петельки сплетаемых нитей. ПАРКИ (лат. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена "от себя" (против часовой стрелки). «Пестрядью», «пестриной» назывались материи, сочетавшие разноцветные нити в утке и основе. Подобный стан представляет собой П-образную раму (кросна)– два вертикальных бруса (или толстые жерди с развилками на верхних концах), соединённые наверху перекладиной, способной вращаться.
открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). 4. Казалось бы, от маховичка-пряслица, надетого на веретено, оставался всего один шаг до маховика-колеса самопрялки, приводимого в движение усилием ноги. Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св.
Гордо, так как уже большая, в руках нарядная красивая прялка, папенькин подарок. Уставив томный взгляд в маленькое оконце, кавалер будет бормотать, что «ишшь, небо-то звездами все обсыпано» и лезть целоваться. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Жена и дочери боярина либо князя не только «обязаны» были быть красивее всех (теперь ясно, что сказочные «прекрасные принцессы» отнюдь не случайны. ) им и за прялкой надлежало быть «вне конкуренции». С нее-то и начиналась женская забота о льне. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее). Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный.
Корень русского слова «веретено» означает «нечто вращающееся». Начать веселье, не завершив «дела», считалось немыслимым. Особенно ценится шерсть викуньи, которая очень тонка имягка (подробнее см. : «Шерсть викуньи»). Эти изделия были не только очень красивы, но и исключительно прочны. И овечки просто специально лезли в заросли этих колючек (видимо мстя такая. ), вот и приходилось все перетрясать и перебирать потом. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали.
До Х века их делали из обожжённой глины, позже появляются выточенные из розового и красного камня – шифера, который добывали на территории нынешней Украины, у города Овруч (летописный Вручий). Прялки пришли к нам из далёкой древности. На девичьих посиделках и запрядках (досл.
Параскеве Пятнице, однако образ ее в севернорусской вышивке продолжал господствовать вплоть до начала XX века. Начиналось всё с самого первого этапа – заготовки дерева. На посиделках парни и девушки приглядывались друг к другу, завязывали знакомства. Такое прядение пряхе не доставит удовольствия.
Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние». Заканчивалось прядение 26 марта (по ст. ст. ), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу иначе сделанное «не пойдет впрок». На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения. Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. Словарь С. И. Ожегова (1949) в статье, посвящённой глаголу «брать», не приводит ничего относящегося к ткачеству слово «браный» снабжено пометкой «стар» и трактуется как «вытканный с узорами». Однако нитов бывает несколько, комбинации нитей основы подбираются разные.
С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки или супрядки, – веселые вечеринки. Затем лен сушили, мяли, отделяя волокно от «кострики» — посторонних тканей стебля. На самом деле для этого потребовались века. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени.
Прялка – атрибут всех богинь прядения, вязания и судьбы. Такая нить соответствует «нити судьбы» человека. Прядение, особенно в большие годовые праздники, могло повлиять на здоровье людей, животных, на благополучие дома.
Наши предки хорошо знали особую технику тканья, получившую на Западе наименование «гобеленной» у нас её называли «закладной». Вот таким образом «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. В районах с более суровым климатом лен чаще «мочили» — опускали связками в пруд или специальную яму, вырытую в низине. Метров 30-40 нити в день.
Ещё большего сожаления достойно то, что исследование древнеславянских тканей, по отзывам самих же учёных, пока ждёт своих первопроходцев. Так и в каждом житейском деле не обходилось без веретена и прялки. Переставляя петли, получали узор – любой, насколько хватало фантазии и количества нитей. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка.
Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением играми и плясками. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение. Они делают это сидя, стоя, на ходу – просто шествуя по делам или пася лам. Существовали и названия тканей по цвету. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). Исследователи склоняются к мнению о его «праславянском» характере.
Потому не одна, а три девицы «пряли поздно вечерком». Что же касается наиболее отдалённых времён, – мы уже знаем, что наряду с «мужскими домами», где мужчины рода внушали мальчикам различные чисто мужские премудрости, мистические и повседневные, у древних славян существовали и «женские дома», где старшие женщины обучали девочек женской магии и ремеслу, в том числе прядению и ткачеству. Железной спицей, которой прикрепляют кудель льна к копылу, она истыкала женщину до полусмерти. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Считается, что овца была одомашнена несколько тысячелетий назад в Передней Азии и Египте. Как тут не вспомнить сказку о Спящей Красавице, где королевской (. ) дочери грозит реальная опасность уколоться веретеном, когда она подрастёт и примется прясть. Прясть на заказ тоже перестали – труд медленный и утомительный, но малоприбыльный.
(Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). К сожалению, ткани из растительных волокон очень плохо сохраняются в земле. Подобный способ «полутканья» так и называется – «на ноге». «От кикиморы не дождешься пряжи» – говорится в пословице. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом.
украдкой приносят с собой уже готовую пряжу, так как заботливые матери каждый раз у возвратившейся с посиденки дочери осматривают, много ли напряла за вечер, а в иной веселый вечер, между тем, не удается и преслицыто в руки взять»1. Прялка на посиделках выступала своего рода «визитной карточкой» девушки, вот таким образом ее украшению придавалось особенное значение. Кажется, слово «грубый» излишне часто встречается в этой главе. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др. ) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Следует ли из этого, что Тора запрещает женщине ходить с непокрытой головой. В Полесье с помощью Веретена вызывали дождь, окуная его в воду.
При опахивании села от эпидемий из этих нитей делали вожжи. Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. Прялка оказывается связанной с «тем светом». Процесс прядения был полностью автоматизирован.
Жизнь крестьянки с ранних лет была связана с прядением и с его атрибутами. Изучение научной литературы по данному вопросу мало нам помогало. К этой перекладине прикрепляются нити основы, а в дальнейшем на неё наматывают готовую ткань – вот таким образом в современной терминологии её называют «товарным валом». Однако обо всём по порядку.
Действительно, при прядении веретено усердно вращалось, скручивая нить, причем так, что в руках опытной пряхи, по стихам А. С. Пушкина, даже «жужжало». Славянские кузнецы умели делать самозатачивающиеся лезвия, не тупившиеся при работе. Коровья шерсть шла на изготовление поясов и одеял. В главе «Крапива» было рассказано, что в этих местах девочки сами пряли нитки для шитья кукольных платьиц. 1дает понятие оспособе прядения ручным веретеном).
В некоторых местах она глотала дымок от зажженной пряжи, чтобы работа в ее руках горела. Слово «сермяга» в современной речи часто употребляется для обозначения «грубой ткани вообще». На рисунках из рукописи Фелипе Гуамана Помы де Айалы «Первая новая хроника идоброе правление» (1615)» женщины прядут правой рукой, влевой держат кальяпу (фото 25). Затем гениальные мастера изобрели приспособления для тканья узких полос — поясов, тесемок и лент (тканье на дощечках, «на бердечке», «живой стан»).
XI-XV века2. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой.
Простой народ использовал наиболее дешёвые (однотонные) сорта шёлка разве что для редко надевавшихся праздничных нарядов да ещё для украшения деталей одежды – например, «очелий» женских головных уборов. Об особенной святости всего сделанного по «праотеческим» рецептам (полученным, как правило, непосредственно от самих Богов), об опасности отступления от освящённых временем традиций говорится в главах «Кузница и мельница», «Огонь Сварожич». Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. Прялка была неразлучной спутницей женщины и они умудрялись прясть даже.
Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а Прялка оказывается связанной с «тем светом». С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. 5. Мать девочки прятала её и приберегала до тех пор, пока дочь не станет невестой. Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лет, по пятницам. Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи б) место прядения: на пороге дома, «на воде», на ходу, у окна в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-»недоростки», часто ни разу до этого момента не прявшие). Ими перевязывали драгоценные рукописи.
С такими женщинами мужья разводятся, не выплачивая компенсацию. Интересно сравнить андские веретена со славянскими. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся. Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами. Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. Слово «кудель», родственное прилагательному «кудлатый», существует в том же значении во многих славянских языках. Такова хотя бы знаменитая «власяница» – грубая шерстяная ткань, буквально «материя, вытканная из волосков».
Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». По мнению этих исследователей, «первенство» шерсти подтверждается традиционным использованием шерстяных ниток для вышивки и приверженностью шерстяным тканям в различных деталях женской одежды (например, понёвах): известно, каким устойчивым консерватизмом отличался женский наряд. Прялку стали называть самопрялкой. Считалось, что если нить оборвется, то жизнь любимого тоже может прерваться.
Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена «от себя» (против часовой стрелки). Между тем специалисты указывают, что самопрялка (ручной вариант её употреблялся ещё древними римлянами) вошла в обиход на Западе около 1480 года. К сожалению, прямых находок «крапивных» тканей Древней Руси пока нет, только косвенные соображения (см. Она пожилая женщина, которая прядёт особую нить жизни человеческой. Неправильно выбранное дерево могло принести несчастье для ее владелицы, вот таким образом для его выбора приглашались «знающие» люди. 7. Назвал он её в честь любимой дочери.
В дальнейшем, в процессе тканья, после прохождения утка, образовывавшего само полотно, не меняя зева основы, нити, выбранные для данного ряда, поднимали за петельки и подкладывали прутики или дощечки (из-за этого браная техника называлась также тканьем на прутиках или на досках), образуя дополнительный зев и уток пропускался ещё раз. Древнейшие пряслица, найденные в славянских землях, датируются каменным веком. У Славян издревле это называлось Семейным Союзом, не браком. Древние ткачи прекрасно знали и умели делать более сложные переплетения, например «саржевые» и «атласные».
Использовалась только стоячая вода. Так, при раскопках древних селений (в том числе и в наиболее ранних – VIII века – слоях города Ладоги) найдены довольно увесистые глиняные и каменные гирьки с отверстиями, внутри которых явно просматриваются потёртости от нитей. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити – наузами. Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т. е.
Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т. е. В народе женщины-рукодельницы имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание.
Так что археологи нередко называют любую найденную растительную ткань «льняной», забывая о широком распространении конопли и вовсе упуская из виду другие источники растительных волокон, например крапиву. П. приносили св. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать.
В таком месте ходить простоволосой запрещено, но разрешается носить корзину на голове. Вы знаете, у них праздников было не меньше, чем у нас. У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок— под углом. Красивая прялка была гордостью владелицы. Так что сукно у древних славян наверняка было не только привозное, но и своё.
А вот айсоры (потомки древних ассирийцев) и тянут и вертят одной правой рукой: веретено у них сучит и мотает одновременно. Это произошло в 1741 году. Поступлю так ия. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Непригодными считались деревья, у которых на коре имелась выпуклость, сучья которых растут вдоль ствола, также деревья с двумя вилкообразными вершинами (существовало поверье, что у них «два сердца»). Символ женской работы.
В главе «Рождение» упомянуто, что даже пуповину новорожденной девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически «привязать» её к будущему занятию. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали. ). В Вологодской губернии поджигание посредине избы общей кудели, надерганной с каждой прялки, говорило о начале игры «женитьба». Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более). Нике) или, как их сестер (оры, горы), дочерьми Зевса и Фемиды.
При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Этого достигали одним из двух способов.
Интересной оказалась история изготовления прялки. Это давало им определённые привилегии, но и обязанностей было не меньше и от того, сколь успешно они с ними справлялись, напрямую зависело благополучие племени. Вскоре в избу приходили и парни. Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т. п.
Весьма устойчивая традиция рисует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси (как и других современных ей европейских стран) всего чаще занятыми за прялкой. Кроме того, помещали в ее колыбель детскую прялку. Воспитание девочек было направлено на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях». В изобразительном искусстве они представляются как пряхи. Многие авторитетные учёные полагают, что шерстяные ткани (в том числе и у славян) появились гораздо раньше льняных или посконных: человечество, пишут они, сперва научилось обрабатывать шкуры, добытые на охоте, затем древесную кору и лишь позже познакомилось с волокнистыми растениями. Все эти песни – от веселых частушек до лиричных грустных, вам потом очень пригодятся. Было и другое, тоже волшебное, применение для первой спрядённой нити.
Утратили смысл пословицы и поговорки, подчеркивающие значимость прядения: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «Прялка не Бог, а рубаху дает», «Не ленись прясть, хорошо оденешься». Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние». 11.
Согласно заранее намеченному рисунку выбирали несколько групп нитей и каждую подвязывали петельками, чтобы легче было вовремя поднять. Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. В этот день «церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни» (поверим на слово).
Работа пряхи часто продолжалась за полночь и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. Схожие мотивы присутствуют и в русских сказках.
Само же слово «шёлк», как полагают языковеды, попало в древнерусский из германских языков. Подобные устройства (кроме электрических, конечно) иногда приходится видеть и в фильмах из «былинных» времён. Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» – «прядение», но этой связи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa – освобождение, спасение души, мокшака – разрывающая связи). явно авторы не знают об истинном значении слова язычник.
В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся. Девушки стремились показать свое «льняное искусство» парням и будущим свекровям. Чтобы покровительство св. Тем не менее, по мнению большинства учёных, «сермягой» древние славяне называли толстую шерстяную ткань переплетения «через нитку» (в применении с шерстяной ткани его называют «суконным»). Она «лапками стежку шьет — стежка серебром сияет», так как прядет не простую пряжу, а снежную. В среде низшей демонологии П. выступает кикимора. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе когда кикимора гремит коклюшками – быть беде. Когда у растений бурели головки, что говорило о созревании семян их выдергивали с корнем.
Вот таким образом «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. изменения чего-то в настоящем и будущем. Другое дело, во времена Андерсена древний миф успел подзабыться и потому-то для достижения нужного эффекта пришлось сделать обычную крапиву «кладбищенской». Это северные лесные племена (лопатообразные прялки), земледельцы юго-запада (палкообразные прялки с острым верхним концом) и степные племена юго-востока (рогулькообразные). Девушки и парни гадали по кудели о своей судьбе, что называлось «на городок»: парень клал на стол или лавку скрученный вокруг пальца клочок кудели и поджигал, затем смотрел, «куда ворота откроются» — туда жениться идти.
Третье – откуда информация, что день Макоши – пятница. Десять женщин надевали на пальцы петли основы и по команде меняли зев, а одиннадцатая протаскивала уток. Одежда из такой ткани в ту историческую эпоху была не просто «непрестижной» – она была, прямо скажем, «социально неприемлемой», означая последнюю степень бедности, до которой мог докатиться человек. Нужен был практический опыт. В районах с более суровым климатом (Псков, Ярославль, современная Вологодская область) лён чаще «мочили» – опускали связками в пруд, болото или специальную яму, вырытую в низине.
При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи б) место прядения: на пороге дома, "на воде", на ходу, у окна в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-"недоростки", часто ни разу до этого момента не прявшие). Археологи откопали тому и «вещественные доказательства». И не следует думать, что у древних славян нелёгкий женский труд был уделом лишь жён и дочерей простого народа, а девушки из знатных семей росли бездельницами и белоручками, подобно «отрицательным» сказочным героиням. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Или расчесать ее специальными ческами – щетками для шерсти, но тут тоже требуется сноровка. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Другие версии имени – Ма-кош означает «Мать жребия (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac – «быть видимым, проявляться»).
Мудрецы Мишны установили правила поведения еврейской женщины, указав, что нарушительница этих правил теряет свои имущественные права, так что муж может или даже должен с ней развестись, не выплачивая оговоренную в брачным контракте (кетубе) компенсацию. В народе женщины-рукодельницы имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Другие названия шерстяных тканей известные из летописей и берестяных грамот домонгольских времён, – «водмол», «опона», «орниць», «ярига», «сукно». Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. метров пряжи.
Само слово «крапива» (древние славяне произносили «крОпива», а также с перестановкой букв: «кОПРива») учёные считают родственным глаголу «кропить» и существительному «кроп» – «кипяток»: кто хоть раз жёгся крапивой, тому пояснений не требуется (кстати, сюда же из-за разлетающихся семян, относится и «укроп»). рис. ). Первая, Клото, прядет нить жизни, вторая, Лахесис, сохраняет ее, в то время как третья, Атропос («Неотвратимая»), ее обрезает и этим кладет конец жизни человека. Прядением, как правило, занимались девушки. В Новгородской губернии местные парни, приходя на посиделку, зажигали свечи у прялок девушек, которым они отдавали предпочтение, при этом у некоторых горело не по одной свече, а «чужаки» обходили всех девушек, поджигая у каждой кудель.
Параскеве, при этом говорилось: «Угоднице на чуловки. » «Матушке Пятнице на передничек. » (7, с. 194). В канун дня Параскевы-Льняницы приготовляли первину льна, посвященную этой святой и приносили для освящения в церковь, а затем прикрепляли к образу св. Другая ветвь родственных слов указывает на то, что крапива считалась годной для прядения. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы. Является ли оно древним заимствованием и если да, то откуда – трудный вопрос. Этот образец тканья до сих пор экспонируется в славянском зале краеведческого музея.
Использовалась только стоячая вода. Есть основания думать, что женщины очень дорожили пряслицами: тщательно метили их, чтобы ненароком не «поменяться» на посиделках, когда начинались игры, танцы и возня. В самом деле, он даёт возможность получить довольно широкую полосу ткани. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше.
Богатым слово прялка оказалось на символику. В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити. В точке, где уток поворачивает назад, в ткани остаётся едва заметная щёлка. Сие веретено заворачивали в полотенце и убирали в укромное место, чтобы оберечь от бед. Типы прялок сложились в далекие времена. Параскеве Пятнице жертвы — бросали в колодец кудель. Стоили они дорого и вот таким образом шёлковые одежды носили главным образом богатые люди. Обряд «отворачивания».
Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Ввиду этого возражения теория второго мудреца была отвергнута. Женщина, которая прядет в общественном месте.
Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне – и видят тонкие плетения – с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: вот таким образом для них «плести» потоки также легко, как для людей нити. Чтобы отделить семена (из них делали пищевое масло) от волокнистого стебля, ещё в начале ХХ века в разных местах России коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили теми же орудиями, что и хлеб: дубинками, цепами, вальками, «лапами» – изогнутыми тяжёлыми и очень прочными палками, вырезанными из «копани» – ствола дерева вместе с корнем. (Сравним «мыкать горе», «мыкаться» – эти слова как бы говорят о бесплодных попытках вырваться, отделаться от чего-то. ) Кудель называлась вот таким образом также «мычкой»: вероятно имелось в виду, что это «отдельные», «избранные» волокна. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо».
По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница) прядет дурную судьбу женщине и ее семье, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Художник нафантазировал. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания. По всей средневековой Европе прядение считалось «наиболее приличным» времяпровождением для знатных женщин. Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы прядут, выпрядают, узоры набирают». Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча). Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода. Обработанный лён сушили, затем мяли, отделяя волокно от «кострики» – посторонних тканей стебля. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. И конечно, первым шёл всеми уважаемый, праведной жизни человек, которому Боги даровали удачливость и «лёгкую руку»: чего ни коснётся, всё растёт и цветёт.
Чтобы отделить семена (из них делали пищевое масло) от волокнистого стебля, еще в начале ХХ в. в разных местах России коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили теми же орудиями, что и хлеб: дубинками, цепами, вальками. Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др. ) прядет тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. С другой стороны, разрешение не может относиться и к выходу в собственный двор ибо там женщине разрешается вообще не носить головной убор (и, самое главное, еврейские женщины на практике именно так и поступают). Начнем сгрузика иего названия.
У каждой есть своя особенность. Крестьянин, застигнутый в поле дождем, укрывался рогожной накидкой, сшитой углом. Их греческое наименование мойры (распределительницы), а также латинское фаты (богини судьбы) соответствуют скандинавским норнам. Об урожае льна гадали заранее («бельё зимой долго не сохнет – льны не хороши будут»), а самый сев, происходивший обычно во второй половине мая, сопровождался священными обрядами, призванными обеспечить добрую всхожесть и хороший рост льна. Так и видится за ним нечто неказистое, «серенькое». В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах).
«Лапа», как полагают учёные, сохранилась на Русском Севере со времён расселения там жителей древнего Новгорода. Афина покровительствует вязанию и прядению, Клото – пряха. Однако впоследствии овручские мастера «монополизировали» производство. Иногда лён ещё дополнительно толкли в ступах.
Римские парки первоначально были богинями рождения с именами Децима и Нона (по девятому месяцу после зачатия), однако под греческим влиянием и на римских парок была распространена тройственность с наделением каждой из них соответствующей функцией при определении судьбы. «Девичий быт всегда разукрашен и декоративен, — пишет В. С Воронов, — прялка, стоящая рядом с пряхой, украшала ее наравне с одеждами, бусами и лентами». По своей конструкции русские деревянные ручные прялки делились на корневые (копылы) и разъемные (составные). Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Используемый в прядении материал – чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь).
Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово). Живя в деревне, Пушкин не раз мог наблюдать подобные сценки. Ковали их из одной полоски металла, рукоятку выгибали дугой. Два конца рогульки выступают за катушку.
Параскевы не покинуло П., надо было соблюдать определенные правила и не нарушать запретов. Существуют разные версии – «кто был первичен». С помощью веретена ведьмы помогали деторождению или делали бесплодными. «Пряслице» – так называлась прялка в Древней Руси. Лопасть – крона, ствол – стебель, донце – корень. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов).
Иногда расстилали холсты и по сугробам в ясный морозный день. Веретенами кололи ладонь и безымянной палец левой руки в знак соглашения. Когда она попала в Россию, в точности не известно, – во всяком случае, не позже ХVII века. Донца больше были распостранены в северных областях, и в местах, где было много леса. Часто донце вырубалось из цельного дерева, та часть (ее называли лопаткой), на которой сидели, делалась из корня ели, который ответвлялся от ствола. Аверблюдовые – альпака ивикунья дают лучшую для текстиля шерсть вмире. В средние века техника тканья «на дощечках» была доведена поистине до совершенства.
Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания. Чтобы очистить шерсть от мусора, перед прядением ее «били» специальными приспособлениями на деревянных решетках, разбирали руками или чесали гребнями — железными и деревянными. Сейчас женщина, умеющая прясть, — редкость. При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи б) место прядения: на пороге дома, «на воде», на ходу, у окна в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-»недоростки», часто ни разу до этого момента не прявшие). Так, ещё в начале ХХ века эту первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой (в ряде местностей вдыхался дым горящей нити).
По легенде Ярославской губ., Пятница наказала П., которая работала в ее день. в главе «Верхняя одежда») вполне распространялся и на шерсть. Другие версии имени – Ма-кош означает Мать жребия (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac – «быть видимым, проявляться»). В древности существовала языческая богиня-П. Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» – «то, что соткано» (стки). при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.
изменения чего-то в настоящем и будущем. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т. е. Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».
Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. В этом в дальнейшем помогла изобретённая чесальная машина. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу и, по большому счету, не ссориться с духами. В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее: духи и люди сосуществуют рядом. Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь, Ма-кош означает Мать жребия (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac — «быть видимым, проявляться»). Потом отстиранный от золы холст влажным раскатывали по траве на солнечном месте и смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал».
Его предшественниками могли быть древнескандинавское «силки», древнеанглийское «сьолук» и так далее германцы же, в свою очередь, заимствовали его у римлян: «шёлк» по-латыни «серикус», то есть «китайская ткань», от «Серес» – «Китай». Встречается темно-коричневая и черная, она в основном грубая. Прялка и лопасти (навершия) прялок.
«В рогожу одеться, от людей отречься», предупреждает пословица, записанная В. И. Далем в ХIХ в. Единственным допустимым видом рогожной одежды был плащ от дождя. Две шали в своей жизни и я связала, а на большее не хватило терпения.
Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза. Пояс в бане, надетый на невесту имел определенное число узлов. Шёлковые ткани у древних славян были исключительно привозными, в основном византийскими. Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Шерсть в славянском хозяйстве была в основном овечья. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну.
А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. С 14-15 лет вы гордо ходите на вечерки – рабочие посиделки девушек. После выбора дерева, наступало время его заготовки. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится. Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы прядут, выпрядают, узоры набирают».
Такой способ прядения имеет особый, колдовской смысл. Это ремесло почти заглохло. Если лето оказывалось чрезмерно сырым, лен зарастал сорняками и требовалась прополка.
(Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит» (по описанию Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Когда нит лежит на раме, ткачиха пропускает уток в естественный зев. Здесь мы рассмотрим предшествующие стадии «технологического процесса» – прядение нитей изготовление тканей и их окраску, поскольку всё это также делалось самостоятельно, в домашних условиях. И хотя в процессе прядения основную роль всегда играло веретено именно прялке суждено было стать символом женского рукоделия, а в обобщенном смысле — и символом женской доли. В русской традиции пряхам покровительствовала богиня Макошь (Мокошь) — единственное женское божество в составе киевского пантеона Владимира.
На вечерки заглядывают парни – в принципе, для этого все и устраивается. Готовые шерстяные нити шли на изготовление тесьмы для юрт. Так, в день памяти святой и во все пятницы не разрешалось прясть: «а то у Параскевы Пятницы засорятся глаза» «в пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель» «кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью» («кострыкой глаза запорашивает») «не прясть в пяток, так как в этот день Спаситель претерпел оплевание, а на пряжу нельзя не плевать». Пусть та нехорошая бяка, которая придет вас, крошку, будить и пугать, лучше поработает.
«Жигучкой», «жигалкой», «стрекавой», «огнём-крапивой» величали её на Руси. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. В этот день устраивались «льняные смотрины» — женщины выносили вытрепанный ленпервак на улицу, демонстрировали друг другу, хвалясь своей работой. Если второй уток шёл цветной нитью, узор становился цветным. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью. Среди образцов, добытых археологами, шерстяных существенно больше. Как выполнялся весь процесс прядения. главу «Разновидности и названия тканей»).
Наиболее простые и древние виды плетения, начиная с элементарной «косички», ни того ни другого признака не содержат.