А.к Саврасов Грачи Прилетели
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
– напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно.
Однако, это лишь поначалу. В ней, простой и внешне безыскусной, с такой пронзительной силой воплощено свойственное народу лирическое чувство, что ее чуть ли не сразу восприняли как олицетворение русской природы, деревенской России: пруд и березы, деревянные дома, церковь и потемневшие весенние поля – все обжито, согрето сердечным теплом. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Снег стремительно тает и начинают прилетать птицы из теплых стран. Саврасов входил в Товарищество передвижных художественных выставок.
По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок».
При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести». Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. От нее словно веяло пробуждением природы.
Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Началось. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге.
«Грачи прилетели» картина Саврасова
Купил ее в свою коллекцию Третьяков. Саврасов настежь распахнул створки окна. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. С. Молвитино. – Из скольких частей он состоит. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный», а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова».
В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. По такому этюду не сделаешь картину. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Продолжим осматривать картину. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв.
В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака». Это было настоящей трагедией для него. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Это скорее эскиз по памяти».
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Мягкий свет от косых лучей весеннего солнца падает справа налево, образуя лёгкие тени берёз на всё ещё белом, но уже немного потемневшем снегу. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам.
Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели».
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
Около них расположена старенькая, но работающая церковь. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Но «обещание» весны сквозит в каждой детали картины. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Салтыков).
В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. На переднем плане – рыхлый грязный снег. В целом образ старинной церкви написан Саврасовым очень тонко и проникновенно, с чувством уважения к памятнику сельской архитектуры и его строителям.
И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Искусствовед писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Произведение Саврасова тут же было куплено Третьяковым для своей коллекции, в которой она находится и сегодня. Может быть, он понимал, насколько неожиданно для него было ее написание.
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
Даже сам Саврасов впоследствии не написал больше ничего подобного, может быть потому, что его картина «Грачи прилетели» была выше его творческих талантов. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35.
На переднем плане изображена группа кривых берёз, в ветвях которых прилетевшие грачи обустраивают свои массивные гнёзда. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Всегда ему был по душе этот старинный русский город. Молвитино»36.
По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Друзья родной земли моей, Они, как я, здесь летом – дома. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны».
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения. Непостижима без грачей Страна дубов и чернозема.
Сравнивая «Грачей» с появившейся в том же году картиной Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины». В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа.
Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Искусствовед писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне».
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2 класс (описание)
Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». РЖ-627)90. По мутному пепельному небу плывут облака. в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27.
Еле заметны следы птиц на снегу среди обломков маленьких веточек. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень. Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах их невидимых обитателей, купола церкви. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше.
Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Они очень созвучны с произведениями русских композиторов. Зима еще не отступила. – что мы напишем взаключении.
Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность.
Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)
За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля, через которые протекает река— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей.
Церковь была построена в конце XVIII века. Верхний пояс, охватывающий примерно половину холста, занят светлым небом, в цветовой гамме которого преобладают холодные голубые тона. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет.
С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Сколько было таких сел в России. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930.
Саврасовъ. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.
ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Б. В. Приметы весны наблюдаются на этой картине повсюду. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души.
Какая простота. Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом. А. Жемчужников «ГРАЧИ» Лесок дремал. Она оживает и кажется, что наступит завтра и будет лето.
Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание
Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Но главное – птицы. Но для своего времени картина Саврасова была свежа и прелестна. В серых тонах художник изобразил и избушки.
Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Написал несколько пейзажей в Швейцарии. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево выезжал в серные губернии России, в Поволжье. Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках – венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году. А. Чудесная картина, написанная Саврасовым «Грачи прилетели», одновременно и очень поэтичная и радостная и тоскливая. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8.
Тихо здесь после Москвы и так легко, так свободно дышится. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. От нее словно веяло пробуждением природы. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.
Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину и не имел столь определённого сходства с картиной. До 1871 года вся творческая деятельность Саврасова была более жалкой бледной и невостребованной, но с появлением картины «грачи прилетели» изменилось не только отношение к художнику, но и его настроение.
Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»).
Эффект бескрайнего пространства
Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг и среди этой жизни — на пустыре, огороженном забором, — совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Кроме этого, художник изобразил колокольню несколько более высокой по отношению к храму, чем на самом деле, а также уменьшил расстояние между колокольней и храмом. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести».
Кажется, что они мокрые от таявшего снега. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13.
Творчество, заказы известных людей
В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. До воли обыденный пейзаж мы видим – свежесть и пробуждение природы. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно.
По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах». Также на них заметны птичьи гнезда. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ).
Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью». Именно передвижники сделали русскую природу основной темой своих пейзажей. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу".
Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. В нижней части этюда была подпись: «А. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. От первого варианта оно отличается чуть более насыщенным цветом.
Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. (Вступление, основная часть, заключение). Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу. Сколько было таких сел в России. Я с детских лет к грачам привык, Себя их слушать приохотив.
Художник воспринимает природу как живое существо. В конце 80-х годов, когда наиболее яркие представители русского искусства начали писать пейзажи имея для этого все технические средства (свет, краски и т. д. ), картина Саврасова «Грачи прилетели» являлась своеобразным эталоном, путеводной звездой для многих художников пейзажистов. По такому этюду не сделаешь картину.
Работа и страсть к путешествиям
Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников».
Это скорее эскиз по памяти". Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Вот оно. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. В то время, художники перенасытили свое творчество всевозможными картинами ор весне.
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
История написания картины. 27192)386. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Береза всегда имеет свой рисунок.
О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Но главное – птицы. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». Художнику по моему мнению, удалось точно передать настроение того времени года.
Алкоголизм и увольнение с работы
Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Ожидание весны передано и красками. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316.
В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Склонённые ветки боковых деревьев, стволы которых частично обрезаны краями холста, уравновешивают центральную группу справа и слева.
Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Некоторые художники взяли за основу своего творчества весну и пишут из года в год картины, на которых изображены праздные «последние снега», «распутицы» и т. п. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке» называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и отмечал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося.
«Грачи прилетели» : описание картины
По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Перед вами авторское повторение 1879 года. По такому этюду не сделаешь картину. Несколько голых берез – кривых и изломанных. В картине главенствует голубой цвет и охра золотистая, что создает ощущение высокого неба, свежего воздуха, пространства, а также тепла, света, жизни, пробуждения природы от долгой русской зимы.
Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Вот справа от березок образовалась громадная лужа талой воды. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей.
С конца XVII века только колокольня не претерпела особых изменений, сам же храм неоднократно перестраивался— последние значительные изменения перед тем, как его запечатлел на своей картине Саврасов, датируются 1855—1857 годами. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием».
Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля – все обжито и согрето сердечным теплом. боярином Г. И. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося.
Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. На самом же деле эта обыденность мнимая. Тихо здесь после Москвы и так легко, так свободно дышится.
Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы.
Павел Третьяков сразу же приобрел полотно художника для своей галереи и это было свидетельством признания значения его в национальном искусстве. Прилетели первые вестники весны — неугомонные грачи. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.
Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины
Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал». Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). А. Саврасовъ».
О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. К. Саврасов умер в возрасте 67 лет 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Напишем о своем впечатлении от картины, о том, какие чувства она у нас вызвала.
Сочинение по картине Грачи прилетели Саврасова 2 класс
В 1980 году картина участвовала в расширенной экспозиции произведений Саврасова в Третьяковской галерее, посвящённой 150-летию со дня рождения художника. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами.
Началось. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Однозначно ответить нельзя. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому.
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. По словам искусствоведа, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». На картине нарисован обычный день, судя по всему время года, весна.
Картина Саврасова Грачи прилетели
Это было сделано художником для того, чтобы лучше показать равнинные дали, которые играют в картине важную смысловую и образную роль. Это – пока еще не настоящая, цветущая весна, а лишь намек на ее начало. А еще этот пейзаж как бы наполнен свежим и теплым воздухом, дыханием вешнего ветра. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало».
На среднем плане мы видим серое пятно. Они, щебеча, расселись на деревьях и разносят радостную весть о приближении весны. Один из самых известных русских пейзажей – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Пришел ненадолго, да так и остался до вечера.
Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым. Над рощей долго в шумной свалке Стоял грачей басистый гул, И звонко вторили им галки.
Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, который называется «Март», посмотрим на прекрасные весенние пейзажи А. К. Кажется, что смотришь на нее и она оживает. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели».
Прочитайте, какое описание дала ей искусствовед Н. Борисовская. Позади деревьев мы видим мокрый обветшавший забор и какие-то деревянные строения. Мне очень понравилась эта картина, она пропитана жизнью.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
А потом все-таки сбежит. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. В изданной в 1871 году брошюре о Костромской губернии эти места описывались следующим образом: «Местоположение Молвитина красивое. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт».
Автор этой статьи Б. В. «В композиции картины выделяется». Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Поездки оставляли глубокий след в его душе.
Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». На этой картине весна только началась, а уже вовсю дает о себе знать. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Это можно определить по тени на картине под деревьями. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу.
Этюды, эскизы, повторения и варианты
А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23.
Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. О художнике Саврасове как о родоначальнике русского лирического пейзажа. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка.
На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Это скорее эскиз по памяти. Сколько звуков в этой картине.
- Рядом расположены достопримечательности
Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. 30958), поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Центральная группа берёз является основой композиции. Он писал, что эта картина является «важным этапом в развитии русской пейзажной живописи» и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа». Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.
Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Эта картина истинно весенняя, ее часто сравнивают с вступлением к опере Римского «Снегурочка». Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком — «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге. Грачи прилетели. Второй план занимает изображение деревни. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Ж-4117).
Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. В «унылом» колорите картины проглядывают, подобно первому весеннему лучу, оттенки розового, голубого, сиреневого, золотистого цветов, которыми выписаны бескрайние дали, высокое небо и возносящиеся к нему ветви деревьев. На картине А. К. Деловитый грач под берёзой несёт в клюве веточку.
В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Линия забора проходит на втором плане по всей ширине картины, подчёркивая протяжённость пейзажа в горизонтальном направлении59. Саврасов считается основоположником лирического пейзажа в русской живописи, характерным образцом которого является и картина «Грачи прилетели». И вот он на Волге, в Костроме. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным».
Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Церковь была построена в конце XVIII века. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве. Позади какие-то угрюмые дом, часовня, церковь, мокрый усталый забор и черно белые поля. Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперьПришла весна. Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения.
Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света.
Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. Это были деревенские мотивы. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги.
По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Поместив на полотне грачей, художник как бы говорил: если бы русский народ был также свободен, как эти птицы, он сумел бы построить свою жизнь так, чтобы не было голода, нищеты, угнетения. 39 Нельзя не видеть, что и подобные глупости и пребывание храма в полуразрушенном состоянии — это всё явления одного порядка.
Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (подробнее опишем пейзаж, передний и задний вид картины, затем перейдём к описанию грачей). Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны.
Ужаснее картину представить трудно. В ней отражается серо-голубое весеннее небо и бегущие по нему беспокойные облака. Как они красивы». 27192). Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность.
«Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Но эта заурядность кажущаяся. Береза всегда имеет свой рисунок. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище. А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома.
В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение». В центре – высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области). Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках у уже построенных гнёзд. Пейзаж изображает серую грязноватую весну. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал.
Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: «С натуры нельзя так написать. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро.
Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что именно возникшее в результате этой трагедии подавленное состояние художника привело к его живой творческой реакции на явления, предвещавшие приход весны. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли.
Еще не весь снег растаял и немного напоминает о холодных зимних днях. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы». Центральная группа берёз является основой композиции.
В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Я помешал я их спугнул. Искусствовед также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы».
Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22.
В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи». Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области)— там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели». Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Грачи изображены художником на переднем плане, они присели на березки.
По словам искусствоведа, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле». Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие— картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими. – Грачи прилетели. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».
Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу. На хмуром, мрачном, сером небе проплывают белые с голубоватым оттенком тучки.
В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви».
Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. По этому поводу высказывались разные версии. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели». Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ).
На заднем плане, за домами и часовней, расстилаются поля. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». В монографии 1967 года Николай Новоуспенский отмечал, что после смерти В. К. Дмаховского новое местонахождение этюда было неизвестно72.
Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Приход ничей Его покуда не тревожил. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Но я пришел и сонм грачей Взлетел, крича и весь он ожил. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам.
– Оденешь его – опять пропьет все. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Картина слабо освещена пока еще робкими, но уже горячими лучами солнца.
При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. Обычный весенний немного сероватый день. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Точные даты этого путешествия неизвестны и их определение затруднено ещё одним обстоятельством— отсутствием детальной информации о поездке Саврасова в Москву, которая состоялась в марте того же года.
Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
Взять хотя бы большую лужу справа с отражением небольших облаков. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. На них с шумом и гамом опускается стая грачей. Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание.
Затем в 1882 году его уволили с работы. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов.
Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Саврасова в Молвитино. Художник тяжело переживал потерю ребёнка— об этим свидетельствует ряд изображений могилы дочери, выполненных на ярославском кладбище. У известного русского композитора Петра Ильича Чайковского есть замечательное произведение «Времена года».
Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу.
Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из Третьяковской галереи, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене. Посмотрев на данную картину, пахнет весной и свежим легким воздухом. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. Ветерок принес с собой и целую стаю веселых птиц. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу».
Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. Это скорее эскиз по памяти. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома. Молвитино». Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан.
Береза всегда имеет свой рисунок. На переднем плане полотна – снег. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой.
«Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести». Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852). Солнышко уже не только светит, а и начинает прогревать землю.
Всегда ему был по душе этот старинный русский город. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Именно вот таким образом им создано так много весенних пейзажей. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59.
Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Саврасов настежь распахнул створки окна. На каждой выставке их можно увидеть десятками. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Основываясь на этой информации, Кончин предположил, что Саврасов мог познакомиться с Чичаговым в Костроме, а затем поехать вместе с ним в Молвитино, чтобы посмотреть места, связанные с жизнью и деятельностью Ивана Сусанина42.
Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Снег постепенно сходит с них, образуя проталины и открывая влажную землю. В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег.
Именно та весна, когда уже чувствуется, что скоро наступит лето. Разыскав на базаре знакомого мужичка, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под голову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяжелую овчинную шубу и поехал в деревню – навстречу весне, природе. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд». Вдалеке раскинулось черное поле.
С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. – Чемзакончимсочинение. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. – О чем вы будете писать вовступлении. В центре – высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли.
С конца XVII века только колокольня не претерпела особых изменений, сам же храм неоднократно перестраивался— последние значительные изменения перед тем, как его запечатлел на своей картине Саврасов, датируются 1855—1857 годами. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. По этому поводу высказывались разные версии. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи».
Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности.
Необходимо основательно к этому подготовиться. Иным грачей несносен крик А я его люблю, напротив. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Он тусклый и потому не дает блики на свету. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа».
На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Саврасовъ.
И вот он на Волге, в Костроме. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу».
На их пока голых ветвях сидят только что вернувшиеся из дальних краев, куда отправлялись на зимовку, грачи. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение». На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем» и «Разлив Волги под Ярославлем». Тайны ее жизни и хочет разгадать художник.
Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Саврасова «Грачи прилетели» мы видим уголок русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. Искусствовед не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы».
РЖ-627). В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством», а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще». Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений.
Порой его картины дают нам возможность словно услышать весенний гомон грачей, пение жаворонка, трепещущего над полем, журчание первых мартовских ручейков, ропот ветвей под порывами ветра. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек.
В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. – о чём напишем дальше. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие.
Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Вторым главным мазком является – талая вода именно она кричит нам о наступлении весны. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73.
«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова». Это скорее эскиз по памяти.
Вот такова краткая история написания картины "Грачи прилетели", которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, вот таким образом картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Первыми как правило прилетают грачи именно они и являются предвестниками потепления.
Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. – Как перейти от вступления косновной части – описанию картины. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485.
Вот так жил и творил Саврасов. Какая простота. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало».
Вот оно. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Можно даже разглядеть поля и представить, что на них совсем скоро засеют пшеницу. На них с шумом и граем опускается стая грачей.
На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. На картине также изображена часовня, только не понятно работает она или заброшенная. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.
В нижней части этюда была подпись: «А. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. И становится тепло и весело на душе. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики.