Ахматова Петров Водкин
Петров-водкин никогда Ахматову как женщину не любил. Кроме портрета Ахматовой, Петров-Водкин рисовал Андрея Белого и даже Владимира Ленина. Ахматова Серебряковой счастливая, молодая и женственная – прямая противоположность тому человеку, которого увидел Петров-Водкин. Жизненность у Петрова-Водкина пробивается в портрете Ахматовой, который она не любила, считая, что выглядит на нем робкой.
Сегодня в честь выставки Козьмы Петрова-Водкина, проходящей в Русском музее, рассказываем об одной из самых известных и удивительных работ художника: портрете Анны Ахматовой.
Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. Сам же Петров-Водкин много лет спустя объяснял картину так: «Время его написания – это. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат.
Чуть позднее Петров-Водкин создал картину «Играющие мальчики», где он во всей полноте применил трехцветную гамму – большинство работ в дальнейшем он писал красным, желтым и голубым. Хвалынские купцы присылали ежемесячно 25 рублей ему в помощь. Нет и тени плакальщицы и вещуньи.
- 9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой
- Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Портрет Анны Ахматовой»
- Описание картины «Портрет Анны Ахматовой»
- 12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности
- Анна Ахматова в изобразительном искусстве
- Анна Ахматова и художники (Модильяни и другие)
- Художник из волжского городка Хвалынска
Художник как бы предсказал своей картиной «красную» судьбу России XX в. На первом плане изображён юноша верхом на красном коне и этот образ во многом сходен с традициями древнерусской иконописи с её ясностью цвета. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (1913) в театре Незлобина, «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923) и «Женитьбу Фигаро» Бомарше (1935) в Ленинградском театре драмы им. На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны. В Петербурге его персональная выставка состоялась в 1909-м. Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина. Поэтична и содержательна вторая картина — «Полдень. А при виде ангела, погибающего от выстрела на картине Петрова-Водкина «На линии огня», у зрителя не возникает мысли о войне.
Первой картиной на этом пути стало его знаменитое «Купание красного коня» (1912). К. Петров-Водкин. Хотя эту наклонность реально увидеть невозможно, но тем не менее Петров-Водкин настойчиво утверждал право художника прибегать к ней, поскольку она всегда усиливала динамику в композиционном построении холста. Первые наброски художник сделал на юге России, близ Камышина.
- Жизнь и творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
- Петров-Водкин: загадки красных коней и икон
- К С Петров Водкин Портрет А А Ахматовой
- Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)
- «Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)
- «Печальная красавица» (портрет Анненкова)
- «Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)
В дальнейшем художник обучался у Серова в Москве, выезжал за границу – в Европу и Африку. Неуклонное движение солдат вперёд в непонятном направлении даже страшит.
На рубеже 1920-х и 1930-х гг. 71 58 см. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников).
К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920. Именно глазами комиссара зритель видит окружающий мир. Петров-Водкин занимался также и монументально-декоративными работами: росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910), в Морском Никольском соборе Кронштадта (1913), росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915). Это полотно стало важным этапом к его главному творению – «Купанию красного коня». Петров-Водкин Был членом различных художественных объединений: «Мир искусства», «Четыре искусства».
- В белом платье в белой ночи (портрет Осмёркина)
- Представительница «пустой безыдейной поэзии» (портрет Сарьяна)
- «Русская царица» (портрет Лянглебена)
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – Портрет Анны Ахматовой (1922)
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)
Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам. Следует отметить, что при работе над полотном художник близко познакомился с искусством древнерусской иконы, вот таким образом практически полностью переработал первоначальные наброски. Можно видеть в картине и сатиру на новый быт, когда «уплотняли бывших буржуев». Петрова-Водкина считают замечательным мастером «церковного модерна». Картина «Тревога» воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами.
Холст, масло. 204 297 см. Неожиданно почти полностью академическое направление работы было «поколеблено» придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку. Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года.
К. Петров-Водкин «Сон» (1910). 160 186 см. Среди остальных встречаются в его работах портреты известных людей и выдающихся личностей, в частности «Портрет Анны Ахматовой», написанный им в 1922 году, когда он впервые в жизни стал отцом. Или: красный конь – сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей».
Холст, масло. В такую форму у меня вылилось это состояние тишины сна. К. Вместо этого он начинает писать стилистически обычные портреты любого лица, которое ему понравится. 196 248 см.
- Портреты Анны Ахматовой (23 июня 1889 — 5 марта 1966)
Ее замысел возник, так же как в картинах «Купание красного коня» и «Мать» из непосредственного наблюдения жизни волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск. Смертельно раненный комиссар упал на руки своего ординарца, который подхватил и пытается удержать его безжизненное тяжелеющее тело. Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стала картина «После боя» (1923).
Портрет Ахматовой прост и убедителен, лишён внешних эффектов. Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина «Девушки на Волге» (1915). В условиях сложных противоречивых движений в художественной среде и социально-политической жизни общества в канун пролетарской революции Петров-Водкин проявил огромную волю и способность глубоко анализировать и состояние искусства вообще и свой собственный творческий метод. К. Петров-Водкин. К сожалению, работа осталась незавершенной: Ахматова заболела и не пришла на пятый, заключительный сеанс.
Он взял лицо Анны крупным планом, что является очень характерным жестом для него в свой поздний период творчества, а из синеватого фона проступает образ девы – эту традицию Кузьма Сергеевич перенял у художников прошлого и не стеснялся ни перед кем в этом признаваться. Петров-Водкин был также литератором известны его рассказы, повести, пьесы и очерки. Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920 "После боя", 1923 "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа. Государственный Русский музей (Петербург)К.
Изображено около двух десятков персонажей, собранных в несколько групп. Это придало полотну большую силу. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918). Тревога» (1934). Так изложил содержание «Сна» А. Бенуа, хотя и признавал, что картина ему чужда, но несомненно относится к наиболее значительным произведениям года.
Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу «Жертвенные») с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. А планета продолжает поворачиваться вокруг своей оси, невзирая на смерть комиссара. Государственный Русский музей (Петербург)Картина была написана в 1928 г., к 10-летию Рабоче-крестьянской Красной армии. Он написал её такой, какая она к нему пришла для позирования.
«Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Государственный Русский музей (Петербург)Многие художники создавали портреты Анны Ахматовой, уже Н. Альтман написал свой известный портрет поэтессы, но Петров-Водкин сумел увидеть в Ахматовой «своё»: личность, человека многогранного таланта и внутренней широты. Портреты кисти Петрова-Водкина имели характерную особенность: персонажи изображались крупным планом, они как бы приближены к зрителю. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Работа над ней проходила в деревне на берегу реки Иловли, притока Дона. Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935) и др. Нас всегда цепляет не ангел гибнущий, а реальный человек гибнущий. Жизнь застряла, остановилась. К. Петров-Водкин – один из наиболее значительных мастеров первой трети ХХ в. В ранний период творчества он испытал сильное влияние символизма и модерна, но постепенно (к 1910-м годам) выработал собственный стиль.
Вот таким образом художник называл свою «сферическую перспективу» также и «наклонной». Петров-Водкин родился в г. Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника. Путешествуя, Кузьма Сергеевич много наблюдал изучал мастеров. К. Петров-Водкин ««Новоселье» («Рабочий Петроград»), 1937 г. Холст, масло. В картине Петров-Водкин наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты, построив композицию по принципу разработанной им «сферической перспективы».
Картина «Смерть комиссара» стала одним из этапных произведений советского изобразительного искусства. К. А тут такая абстракция. Лето». В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918 "Натюрморт с зеркалом", 1919 "Натюрморт с синей пепельницей", 1920).
Недаром картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна». Тогда и появился пылающий образ лошади, напоминающий коня Георгия Победоносца. Бойцы не заметили или просто не осознали смерти того, кто вёл их: «Отряд не заметил потери бойца. » На второго, упавшего подальше красноармейца, тоже никто не обращает внимания, он остался на дороге, а товарищи ушли. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища. Оно заключалось прежде всего в образно-колористическом звучании. Подростка, сидевшего верхом, Петров-Водкин писал со своего племянника.
К. Петров-Водкин «Смерть комиссара» (1928). При этом мастер прекрасно понимал, что должен представить публике шедевр, вот таким образом возлагал на «Купание красного коня» большие надежды. Появились тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. Художник не успел дописать руки поэтессы. Вот у Дейнеки в «Обороне Севастополя» получается соединить работающий символ и пластическое жизнеподобие.
Достаточно сравнить «На линии огня» с «Безымянными» австрийца Эггер-Линца 1916 года, там тоже все идет от Ходлера, но жестко и грузно и оттого возникает безжалостность бойни. Пространство передано условно. Он все более ясно стал понимать свою способность к монументальному обобщению всех отдельных частей в создаваемых им произведениях. В это же время он пишет картины «Юность» (1912) и «Играющие мальчики» (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур. Но индивидуальный почерк художника говорит не о подражании, а только об интерпретации этих образов для выражения «вечной» идеи красоты и гармонии. Выразителен и портрет матери художника, созданный в сдержанной манере, но глубоко психологический. Нельзя не отметить и своеобразное провидение Петрова-Водкина, будто предсказавшего «красную» судьбу страны.
– Преданность символизму, который универсально не работает. Пушкина. К. Еще в 1922 году Петров-Водкин написал портрет Анны Ахматовой.
Портрет Анны Ахматовой (1922). Холст, масло. Космологический символизм сказывается и в портретах ("Автопортрет", 1918 "Голова мальчика-узбека", 1921 "Портрет Анны Ахматовой", 1922 и др. ). Государственный Русский музей (Петербург)Картина внешне сохраняет форму аллегории.
Эта картина своей монументальностью приближается к фреске. Картина была показана в 1912 г. на выставке «Мира искусства», впоследствии она стала самым знаменитым произведением Петрова-Водкина. Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще более раскрывает тревожное настроение сцены. Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия.
И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность. В семье и в своём городе пользовался любовью окружающих. Вот таким образом Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей. Занимался графикой, был театральным художником. Одновременно художник выполнял плакаты, оформлял журналы, делал иллюстрации. Некоторые исследователи относят его творчество к неоакадемизму (влияние итальянской живописи раннего Возрождения, русской иконописи и французского постимпрессионизма). Он воплотил в своём творчестве теорию «сферической перспективы», в которой благодаря использованию нескольких точек зрения удавалось охватить обширное пространство, подчеркнуть момент движения и совместить в одной композиции разновременные эпизоды. Художник создал собственную школу из которой вышло много художников, среди которых А. Самохвалов, Л. Фролова-Багреева, Н. Купреянов, А. Прошкин, В. Прошкин и др. Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы».
Ее муза олицетворяет скорбь. В основном это были образы советской женщины тех лет. "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это последняя крупная работа художника. «Общую тему «Новоселья» можно сформулировать так: ленинградский пролетариат в момент перехода к мирному строительству. Автопортрет (1918). Государственная Третьяковская галерея (Москва)На балконе, на фоне городского пейзажа изображена молодая женщина, прижавшая к себе ребёнка. Последнее значительное произведение Петрова-Водкина – "1919год. Тревога" (1934). Скончался 15 февраля 1939 г. в Ленинграде.
Только через двадцать пять лет он снова обратится к литературе и напишет две свои замечательные книги — «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». Работа говорила уже не только о прекрасной природе и радости жизни. Пробуждение его стерегут две богини, вечно сопутствующие творчеству. К. Петров-Водкин «Купание красного коня» (1912). Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне «Смерть комиссара» (1928), написанном к десятилетию Красной Армии.
Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург именно его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала «Аполлон» Сергея Маковского, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции журнала. Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы – в расчете на динамику зрителя. Отдельно взятая жизнь отдельного человека – ничто.
Начальные художественные навыки получил у местных иконописцев. Первым таким произведением стала картина «1918 год в Петрограде» (1920).