Альбрехт Дюрер Автопортрет
Следующие дошедшие до нас графические автопортреты Альбрехта Дюрера выполнены в 1491—1493-м годах. «автопортрет»— картина Альбрехта Дюрера. Немецкий художник Альбрехт Дюрер был первым, кто в открытую, скажем так, посмел написать свой автопортрет, а не изображать себя завуалировано на своих полотнах.
Селфи века: автопортреты Альбрехта Дюрера
Он не просто пометил его своей монограммой, но снабдил латинской надписью: Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками. Дюрер стал первым художником, нарушившим этот негласный запрет. Вы видите Христа. Они, как и римские термы, служат местом дружеских встреч и содержательных бесед.
Длинные тонкие пальцы неподвижны, но мы почти ощущаем благословляющий жест его руки. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. В конце XV — начале XVI веков вид строго в фас был исключением для светского портрета (один из немногочисленных примеров использования такого ракурса — серия портретов короля Генриха VIII и его жён, выполненная Гансом Гольбейном, которому, возможно, было дано специальное указание использовать именно эту позу4).
Этот портрет в XVI веке часто рассматривали как изображение Христа. Каждый её этап – новая работа, разительно отличающаяся от предыдущей. Биографы твердят, что мастер Альбрехт Дюрер был крайне привлекательным молодым человеком и любовь к автопортретам была отчасти связана с тщеславным желанием понравиться людям.
10 автопортретов Дюрера – первого европейского художника, осмелившегося рисовать самого себя
Ну да, что хорошего в меланхолии. С длинными волнистыми волосами, бородкой и усами. Современник художника Лоренц Бехайм в письме сетовал на Дюрера за проволочки с заказанным портретом, упоминая его мальчика, которому ужасно не нравится дюрерова борода (ежедневная ее завивка и укладка отнимает время, необходимое на написание портрета), а посему ему лучше бы ее сбрить. Считается, что моделью для Анны была жена художника, Агнеса. Он хотел оставить на полотне своё лицо в молодости.
Рисунок выполнен почти без поправок, сразу и смело. Он оставил множество работ по математике и астрологии. И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю). Первая треть XVI столетия – период расцвета портретной живописи в Германии. Следующая работа мастера Альбрехта в жанре автопортрета выполнена уже в Италии.
В богатом графическом наследии А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, которые вошли в историю живописи под названием «Мастерские гравюры». Альбрехт Дюрер на картине «Автопортрет» держит чертополох в правой руке, что символизировало его приверженность к Богу, ведь чертополох ассоциировался всегда со страстями Христовыми, а надпись на полотне – «мои дела определяются сверху», несомненно, свидетельствует о преданности художника Божественному началу и попыткам художника разобраться в самом себе. Дюрер печатал не только гравюры на дереве (адресованные покупателям из простонародной среды), но и более сложные по технике гравюры на меди (предназначавшиеся для образованных ценителей античной мифологии, занимательных и сложных аллегорий).
Немецкий Леонардо да Винчи: Альбрехт Дюрер – художник, написавший самый ранний автопортрет
Художник изобразил себя в виде флейтиста, развлекающего своих друзей. Спрессованная палочка серебряного порошка ложится на бумагу мягким штрихом. Фигура Дюрера занимает все полотно, почти касаясь головным убором верхней части картины. В нижней трети листа мы видим большую монограмму художника – буквы, А и D одна над другой и год – 1503-й (Дюрер родился в 1471-м). По окончании обучения каждый художник по традиции того времени отправлялся в странствие.
Кроме того, Дюрер написал на автопортрете: «Моими делами управляет Всевышний». В тот момент все думали, что набожный художник пошлёт за священником. Творческая атмосфера Италии помогла ему принять себя как художника-новатора. Что Дюрер хочет нам этим сказать. Мягкостью черт оно напоминает отца.
Одежда живописца очень изысканна. Но более всего прочего он, разумеется, ценил профессиональные аксессуары. Эквивалентом слова «чертополох» в немецком языке является mnnertreu, что дословно переводится как «мужская верность».
Он тратил огромные деньги на приобретение многочисленных шуб, парчи, бархата и атласа. Но художника, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в самом начале XVI века прием «сфумато» – туманной мягкости очертаний в живописи и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. В другой раз он оказался свидетелем праздничной процессии в Анторфе. Дюрер стал первым пейзажистом в истории искусства.
О твердости и точности его руки ходили легенды. Одну из гравюр традиционно именуют «Рыцарь, дьявол и смерть».
На руках у него кожаные перчатки тонкой выработки. Он добился, того чего хотел и о чём говорил своим современникам. Портрет построен по классическим геометрическим канонам. Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над. ) окружающего мира.
Портреты и автопортреты Альбрехта Дюрера
В Италии профильные изображения сменились изображениями в три четверти. Трактовок символизма картины несколько. Последующие автопортреты Дюрера предсказывали его скорую смерть. На ней изображен молодой человек. Если на первой из «Мастерских гравюр» человек героически противостоит смерти, то тема листа «Святой Иероним в келье» посвящена уединённому покою учёного-отшельника.
На фоне черного, красного, белого и коричневого оттенков ярко выделяется лик художника. Он один из 18 (. ) детей ювелира. В этом году он опубликовал серию из 15 гравюр «Апокалипсис». Художник несомненно изобразил себя похожим на Христа, вкладывая в это глубокий смысл.
Немецкий Леонардо да Винчи: Альбрехт Дюрер — художник, написавший самый ранний автопортрет
Он, наставительно кивая головой, показывает путнику песочные часы: его жизнь на исходе. Этот автопортрет – венец его философских размышлений о месте человека в этом мире. Смерть не должна коснуться его, он хотел сделать автопортрет на века. Алтарь Ябаха (иногда его еще называют «Алтарь Иова»), вероятно, был заказан Дюреру курфюстом Саксонским Фридрихом III для замка в Виттенберге в ознаменование окончания эпидемии чумы 1503 года.
Дюрера поразило яркое буйство красок итальянских ландшафтов. И вот, автопортрет в образе Христа. Дюрер был ревностным христианином. Надпись «Мои дела определяются сверху», своеобразный девиз, передаёт, что для Дюрера эта картина – подведение итогов этапа жизни и показатель его достижений. У него на голове полосатый головной убор, в тон жакета.
Там по заказу местного землячества купцов из Германии он приступил к работе над картиной «Праздник чёток», предназначенной для церкви Сан-Бартоломео. Но Беллини рассчитывал увидеть какие-то особенные кисти.
Дешёвые гравюры, так называемые «летучие листки», которые разносили по всей стране бродячие торговцы, принесли молодому художнику быстрый заработок и широкую известность. И в этих словах была правда Дюрера, считавшего, что сразу же вслед за Богом идет художник. Такие картины были очень характерны для эпохи того времени. Песочные часы на стене усиливают это ощущение.
Первый автопортрет 13-летнего Дюрера
Это интересно. Одна из рук лежит на воротнике халата. Это сам художник.
Первый из европейских художников, написавший автобиографию. Первый автопортрет Альбрехта Дюрера был создан в 1484 году. Сам Дюрер назвал её «Всадник». Надписи на чёрном фоне по обе стороны от Дюрера как бы парят в пространстве, подчёркивая символизм портрета. При этом не меняя положения головы и выражения лица. Слава Альбрехта Дюрера возрастала с каждым годом, его работы были уважаемы и узнаваемы.
Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. В шумном сопровождении барабанщиков и трубачей по городу передвигались представители всех сословий и профессий, а за ними «много повозок, маскированных фигур на кораблях и других сооружениях» с волхвами, пророками и святыми. На родине Альбрехт получил множество заказов, принёсших ему славу. Его называли немецким Леонардо да Винчи.
Он запечатлел себя анфас, что было немыслимой смелостью в XVI веке. Закончив учиться в 1490 году, Дюрер написал свою первую картину «Портрет Отца» и отправился в путешествие, для того чтобы перенять навыки у других мастеров и набраться новых впечатлений. Он не жалел денег на покупку самой лучшей немецкой, голландской итальянской бумаги, гусиных и лебединых перьев, медных листов, красок, кистей, серебряных карандашей и гравировальных инструментов.
А вот и нет. Однако именно меланхоликам покровительствует Сатурн, а божество этой планеты, по античным мифам, старше других богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной. На гравюре «Мужская баня» великий художник воплотил каждый тип темперамента в отдельном человеке. Это автопортрет немецкого художника Альбрехта Дюрера 1500 года. Его элегантный жакет окаймлен чёрным, под ним у него белая рубаха, вышитая на вороте. И в 1500 году появилась самая известная работа, которую создал Дюрер, – «Автопортрет в образе Христа».
На нём изображён Дюрер измученный неизвестным недугом и духовным разладом, причиной которого стала, быть может, реформация и связанные с ней события. Его прославленные акварели «Кусок дерна» и «Заяц» выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Автопортрет посвящён греческому учению о четырёх темпераментах.
Автопортрет с этюдом руки и подушки и автопортрет с повязкой
События, жизнь проходят без её участия. Бани – особая гордость немецких городов. Альбрехт Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. Это восприняли как прямой вызов Папе римскому.
В 1517 г. монах-богослов Мартин Лютер (1483—1546) выступил в Виттенберге с решительным осуждением торговли Католической церковью индульгенциями — письменными отпущениями грехов. Это явно указывает на то, что автопортрет предназначался Агнессе Фрей. По возрасту не более 30 лет. А в 1498 году Альбрехт выполнил ксилографии к изданию «Апокалипсис» и получил уже европейскую известность. Он ставит себя наравне с Богом, ведь он, Дюрер, тоже творец.
Стереть его с листа, не повредив грунт, практически невозможно. На прямоугольном листе плотной шершавой бумаги мальчик изобразил себя вполоборота. Однажды он ринулся в Зеландию, чтобы увидеть выбросившегося на сушу кита.
По средневековым представлениям, мир, сотворенный за семь дней, должен существовать семь тысяч лет. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, должен не только внешне походить на Христа, но и брать на себя и нести «Крест», который возлагает на него земная жизнь. Поднятое забрало открывает отрешённое и суровое лицо. Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров — серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), являющихся удачным сочетанием позднеготического художественного языка и стилистики итальянского Возрождения. Из темного зеленовато-черного фона отчетливо выступает как бы высвеченное изнутри бледное лицо художника. Дюрер один из величайших художников эпохи Возрождения, немецкий Леонардо да Винчи.
«Дюрер великолепный» : автопортрет из Прадо
Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия — 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса. Лик Богородицы покоен и исполнен нежности, всё её внимание поглощено младенцем. В этих небольших работах (по формату каждая из них приблизительно равна стандартному листу писчей бумаги) мастерство Дюрера – гравировальшика достигло невиданного совершенства. Ведь, скорее всего этот автопортрет писался им просто для себя. Когда смотришь на этот автопортрет, чувствуешь, что он нарисован рукой, которая не первый раз взяла карандаш. Лёгкие тона предыдущих автопортретов сменились приглушённой гаммой. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине.
Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских гравюр» духовным автопортретом мастера. Дюрер был сыном ювелира, приехавшего в Нюрнберг из Венгрии в середине XVв. 1498 был важным для него годом. В Италии профильные изображения сменились изображениями в три четверти. В центре картины, как бы во вневременном пространстве, Дюрер изобразил себя с флажком с надписью на латыни: «Работа сделана в 1508 году немцем Альбрехтом Дюрером».
Первый автопортрет великого художника
Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно). Рассказывают, в «возрасте Христа» или около того Дюрер очень сильно заболел и был при смерти. В гравюре «Мужская баня» Дюрер находит «легальный» и удачный повод для изображения обнажённой натуры, никоим образом не оскорбляющий общественной нравственности и предупреждающий упрёки со стороны консерваторов или ханжей. Этот рисунок он отослал своему врачу и написал ему краткое сообщение. Одет в шикарную богатую одежду, воротник, которой отделан мехом. Оновоположником ренессансного портрета в его «гуманистической» иконографии, несомненно, является Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). Автопортрет 1500 года – одно из самых значительных произведений Альбрехта Дюрера, знаменующее его полную творческую зрелость.
На рисунке юный Дюрер выглядит задумчивым и в то же время строгим. Вот таким образом линии его гравюр так свободны и точны. Сравнить его с богом.
Что, казалось бы, близко Итальянскому Ренессансу, но существует значительная разница. Цвета на картине сдержанные. В 1505 г. Дюрер вновь отправился в Венецию. Провозгласил идеал человека.
Последние автопортреты Альбрехта Дюрера
Мария, Младенец Иисус и стоящий слева Святой Доминик раздают верующим венки из роз. Символика автопортрета указывает на то, что художник передал в нём своё видение собственного предначертания, глубокую преданность Богу и веру в предопределение свыше. Но сколько бы он ни потратил времени на поиски идеальных пропорций человеческого тела, формула красоты была известна ему другими путями, «неисповедимыми». Античная и средневековая медицина различала четыре человеческих темперамента из которых непредсказуемым считался именно меланхолический.
Нижняя часть губы немного полноватая. «Автопортрет» или по-другому её называют «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» известнейшая картина. Вооружённый путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. Их обвенчали когда Альбрехту исполнилось двадцать три года, невесте — девятнадцать.
- Автопортрет, Альбрехт Дюрер, 1498
- Автопортреты Дюрера: описание история создания и интересные факты
- Альбрехт Дюрер 1471 -1528 Автопортрет 1484 Вена Альбертина
- Описание картины Альбрехта Дюрера «Автопортрет»
- Альбрехт Дюрер Автопортрет 1498 год
Волосы, как будто накрутили перед позированием на бигуди. В нём говорилось, что место, на котором изображено жёлтое пятно, вызывает боль. В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Сейчас историки могут только предполагать, что эта была малярия. Но веди в бане-то никто не находится одетым. Главным его делом в эти годы стала печатная графика.
Но штрих нельзя ни стереть, ни поправить – рука художника должна быть твердой. Ещё одной страстью Дюрера была любовь к нарядам.
- Автопортреты Альбрехта Дюрера, которые известны только на словах
- Автопортреты-камео (Дюрер в многофигурных картинах в роли самого себя)
- Автопортреты Дюрера как «мужа скорбей»
- 5 причин посетить фестиваль «Форма»
Альбрехт Дюрер». Путешествуя, он должен был набираться опыта у мастеров из далёких земель. У художника были проблемы с селезёнкой, на что он явственно указал на автопортрете «Дюрер – больной» с жёлтым пятном. Посмотрите на этот портрет.
Сатурн, вообще, считался (может и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей. Можно предположить, что именно в этой роли он запечатлён на гравюре. Когда Дюрер поправился, на основании увиденного он сделал этот рисунок. Себя Дюрер изобразил в образе барабанщика.
Чего только не было среди трофеев Дюрера: калькуттские орехи, старинный турецкий бич, попугаи, подаренные португальским купцом Родриго дАмада, бычьи рога, непременный атрибут натюрморта «Vanitas vanitatis» череп, чаши из кленового дерева, зрительные стёкла, высушенная каракатица, крупная рыбья чешуя, мартышка, копыто лося, курительные трубки, большой черепаховый панцирь и ещё много всякой всячины. Было предположение, что художник отразил четыре возраста человека или же времена года. В ранних трактатах о живописи он писал: «что такое прекрасное – этого я не знаюНикто, кроме Бога, не может судить о прекрасном». Лицо па портрете серьезное, сосредоточенное.
- На фестивале дизайнеры из Голландии устроят граффити-перформанс
- Чего нельзя делать Британской королевской семье
- Другие картины Альбрехта Дюрера
- Автопортреты как биография Альбрехта Дюрера
- Споры вокруг «Автопортрета с чертополохом»
- «Автопортрет в образе Христа», 1500
Во-первых, многое на гравюре граничит с планетой Сатурн — покровительницей меланхоликов. Его идеалом было теперь правильное изображение, соответствующее природе и геометрии.
И у него это отлично получилась. Он изображал природу с невероятной для того времени чёткостью. Поза художника на полотне очень спокойна и уверена. Рыцарь Дюрера — это христианин, упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа.
- Автопортрет с повязкой, 1491 год
- Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом), 1493 год
- Автопортрет в одежде, отделанной мехом («Автопортрет в возрасте 28-ми лет», «Автопортрет в шубе»), 1500 год
- Автопортрет, Альбрехт Дюрер, 1500 Праздник четок (Праздник розовых венков), 1506 год
Своим портретом художник хотел показать человека нового времени. Умный взгляд, красивые, но усталые глаза, белые нежные кисти рук свидетельствуют о лике, похожем на Иисуса Христа. Давайте пройдёмся по некоторым из них. Он изобразил себя стоящим, слегка повернувшись в сторону, опираясь рукой на выступ. «Меланхолия» (1514 г. ) — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера.
Альбрехт Дюрер – младший справился с ней удивительно. Им юный Альбрехт впервые выводил контуры своего лица. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на костлявой кляче.
Звенья доминиканских чёток (белые и красные) мыслились как символы белых роз (радостей Девы Марии) и алых цветов (страданий Христа). Рисунок сделан серебряным карандашом. Хочется понять, о чем он думает, когда вглядывается в себя. Благодаря женитьбе, Альбрехт повысил свой социальный статус и мог теперь иметь собственное дело, так как семья жены была уважаема.
В родном Нюрнберге мастера имели большую свободу и Альбрехт применил новые техники в создании гравюр и начал их продавать. Отражением физического состояния художника и продолжением религиозной темы стал «Автопортрет в образе страждущего Христа». Сзади плетётся дьявол со свиной головой, увенчанной причудливым гребнем. Облик совсем юный, пожалуй, мальчику не дашь тринадцати лет. На рисунке «Автопортрет с повязкой» лицо Альбрехта исполнено терзаний и неприкрытой боли.
Дюрер постоянно приносил в дом бесполезные для хозяйства предметы. Со временем он приобретает коричневый оттенок. Согласно ему люди делятся на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Дюрер считал себя меланхоликом. Всю жизнь Дюрер как одержимый пытался найти формулу красоты с линейкой и циркулем.
- Муж скорбей (Автопортрет), 1522 год
- Автопортрет «Дюрер великолепный»
- Автопортрет Дюрера как «мужа скорбей»
- Семья Альбрехта Дюрера в портретах
- Самое интересное в виде мозаики
- Словари и энциклопедии на Академике
- Влияние Византии на формирование русского национального стиля
- Смоленск — древний город России
Автор живописного оригинала Альбрехт Дюрер (Albrecht Drer, 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) немецкий художник и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. На этот раз Дюрер использовал перо, да и настроение у него было иное. Причёска была для Дюрера не менее важна. Художник, таким образом, оставил невообразимый след о своём облике для всех поколений.
Они иногда могут рассказать больше, чем любая книга. Уже в 13 лет отец доверял ему рисовать эскизы для будущих украшений. Его покрывают морщины, которые делают образ более мрачным. Дюрер был первым немецким художником, кто стал работать одновременно в обоих видах гравюры — на дереве и на меди.
Дополнительное свидетельство этого трактования – веточка чертополоха в руке. Однако правду знал только сам Дюрер. Супруги были бездетны и не оставили после себя потомство. Этот инструмент оставляет на загрунтованной бумаге серебристый след.
- Каменная архитектура Красноярска
- Напишите отзыв о статье Автопортрет Дюрера (1500)
- Отрывок, характеризующий Автопортрет Дюрера (1500)
- Общееколичествопросмотровстраницы
Первый автопортрет Дюрера поразил талантливого ювелира. В конце 90-х гг. Краска не должна поблекнуть на протяжении многих лет. Однако не в этом заключалось истинное их назначение.
В центре картины сидит Богоматерь с Младенцем. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Резко контрастируют с тёмно-зелёным фоном картины одеяния Анны. Художник нарисовал в 1495 году портрет супруги под названием «Моя Агнесса». В конце XV — начале XVI веков вид строго в фас был исключением для светского портрета (один из немногочисленных примеров использования такого ракурса — серия портретов короля Генриха VIII и его жён, выполненная Гансом Гольбейном, которому, возможно, было дано специальное указание использовать именно эту позу).
Лёгкие тона предыдущих автопортретов сменились приглушённой гаммой2. И это в полной мере отражено в его итальянском автопортрете. В основу изображения положено стремление к обобщенности образа, упорядоченности, внешней и внутренней уравновешенности. Однако величайшая творческая честность Дюрера и никогда не изменяющая ему искренность заставляют его внести и в этот образ оттенок беспокойства и тревоги. Там молодой Дюрер постигал азы живописи и гравирования.
Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. Однажды в Венеции знаменитый итальянец Джованни Беллини пришёл к Дюреру и попросил: «Я хотел бы, чтобы ты подарил мне одну из тех кистей, которыми ты пишешь волосы». Губы у молодого человека красивые. Из Италии Дюрер вернулся уже не робким учеником, а мастером своего дела. Юный человек, подросток, почти ребенок на этом автопортрете интересен нам.
Глядя на этот портрет, современники сразу же говорили: «Это Христос». Однажды отец Альбрехта, увидел работу сына. У него по-детски пухлые губы, плавно очерченные щеки, но не по – детски пристальные глаза. Его огромные глаза неотступно и пристально смотрят прямо на нас. Даже если мы не знаем, что он будущий великий художник.
На всаднике — доспехи, в руке — копьё. Знаменитые автопортреты Альбрехта Дюрера. Имя Альбрехта Дюрера вот уже столько веков входит в пресловутую сотню самых гениальных людей в истории человечества. Об этом ему сообщил однажды неизвестный астролог. И это долг каждого христианина – уподобиться Иисусу Христу. Четыре человеческих темперамента: сангвиник (Иоанн), холерик (Павел), меланхолик (Марк) и флегматик (Пётр). Взгляд его исполнен печали и решительности.
Дюрер родился в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. По этому пути пошёл и Альбрехт Дюрер. По ним можно проследить всю жизнь художника. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди.
Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры. Он хочет понять, кто мы и какими мы будем. Во взгляде есть некая странность: кажется, что он обращен внутрь самого себя.
Основоположник сравнительной антропометрии. Даже кисть руки, запечатлённая внизу холста, сложена в жесте, типичном для святого отца. Традиционно браки детей устраивали их родители. Увидеть этот автопортрет Вы можете в Старой пинакотеке в Мюнхене.