Александр Бубнов Утро На Поле Куликовом
"Слово о полку Игореве" и живопись
Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. Кажется, что солдаты вырастают прямо из земли. Вернувшись в Россию, художник обратился к учебной теме Академии художеств и написал картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле».
Создается ощущение, что неуловимо движется лавина. Вся композиция выразительна и собрана. Русь снова покорилась татарам, но народный дух уже оживился. Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Главный герой картины сам народ Руси.
Ленинградец, блокадник, Илья Глазунов, как и многие, потерял в той страшной войне родителей. Конечно же, нет. Да и Мамай тоже постарался укрепить свои потрепанные в «Великой замятне» войска как только мог: за счет представителей разных тюркских и кавказских этносов (вроде яссов, половцев, черкесов и т. д. ) и даже (предположительно) наемников из генуэзских колоний в Крыму.
Художник смог увидеть в воинах прошлого живых людей. Варвары довольно подробно изложили свое древнее мироощущение и совершенно точно знают свое место в мироздании. Даже отбросив в сторону явно вымышленные детали, ее следует признать значимым сражением по меркам той эпохи (а отсылки к битве можно найти в эпосах и среднеазиатских народов и балканских славян, живших за многие тысячи километры от берегов Непрявды). Он был не удовлетворен своими набросками и писал о них Елизавете Мамонтовой: «тема давно была намечена мной для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, что я делал, не были интереснее любой программы» В 1897 году «Юность преподобного», «Труды преподобного» и акварель «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» были переданы художником в дар городской галерее братьев Третьяковых. А варвары — внуки Божьи.
Духовный подвиг совершается именно здесь и сейчас, когда стоят бок о бок святой отшельник и молитвенник, матери, сестры и жены, среди которых смиренная и мужественная Евдокия и воины, вглядывающиеся вдаль, туда, где лагерем стоит враг. Писал «Утро на Куликовом поле» несколько лет. Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Свою главную картину он задумал в те дни, когда репродуктор сообщал об отступлениях Красной армии.
Художник смог создать образ народа, который побеждает. Перед нами настоящие воины, многие из которых навсегда останутся на Куликовом поле. Перед ним коленопреклоненные казаки и человек в латах и царской мантии. Каждая деталь на этом полотне рождалась в поисках, в сомнениях.
Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. Их невозможно сдвинуть или потеснить.
У них родственные отношения и родственная любовь. Но на поверку многое из этого — с большой долей вероятности — оказывается «изобретениями» более поздних авторов. Художник решил обратиться к теме борьбы народа с татаро-моголами. Художник композиционно подчеркивает монолитность и сплоченность русского войска. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Александр Бубнов. «Великая замятня» в степном государстве закончится совсем скоро и новый хан Тохтамыш, так и не дождавшись выплаты дани, решит забрать ее сам.
«Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. Так и стояли на рассвете 8 сентября в густом тумане. Впереди готовился к битве сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. Они всегда мыслили себя внуками Божьими и потому до сих пор говорят Господу «ты», как принято среди родственников. Покоряясь татарам, Дмитрий Иванович крепко держал в своем подчинении русских князей.
Кто Господу ближе, раб или внук. И даже попытки Николая I превратить Зимний дворец, переживши в декабре 1837 года страшный пожар, в «Новый Ватикан», остались нереализованными. Но еще задолго до карамзинской статьи профессура Академии художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала выпускникам тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле», причем программа четко оговаривала, как должен быть изображен князь: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по содержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о абсолютном поражении татар оживляет умирающего великого князя». Скудость находок не должна смущать: в Средневековье оставленное на полях битв оружие немедленно становилось трофейным, а братские могилы павших могли уйти под воду при изменении береговой линии.
Мифы и правда на берегах Непрявды
За эту картину, а также выполненные в Италии копии, Сазонов в 1830 году был удостоен звания академика. «Мамаева орда» контролировала Нижнее Поволжье, Крым, Северное Причерноморье и Кавказ, вот только ханский титул ее фактический глава не носил. «Утро на Куликовом поле». Перед нами одно из самых впечатляющих творений. — Нет, сэр, богоизбранный народ на земле — иудеи.
Художник изображает на картине всю Русь: всех возрастов люди, всех сословий пришли сюда. А альтернативных высокородных претендентов на высшую власть среди ордынцев было хоть отбавляй (историки насчитывают их вплоть до десятка) и все они, так или иначе, враждовали между собой. Это не просто красивый орнамент. Отсюда взялась пословица – не суйся поперед батьки в пекло. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым.
Так что окончательно иго уйдет в прошлое только в 1480 году, после не столь знаменитого «стояния на Угре». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Это ощущение он мастерски передает всем зрителям. Вся картина пронизана оптимизмом. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.
Этот великий день и запечатлел советский художник Александр Бубнов. В картине есть динамика, драматизм.
Александр Бубнов – Утро на Куликовом поле
А ряды воинов продолжаются в тумане. Потому они и называются — рабы Божьи. Уже в 1382 году его войско огнем и мечом пройдется по русским княжествам. На берегах Дона и Непрявды дрались воины из Владимирского, Ростовского, Ярославского, Белозерского и многих других княжеств (в том числе и совсем еще недавних вассалов Литвы). Посмотрим на картину А. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. К нему, как к своему единому государю, потянулась вся Русь. Один из бойцов трогает тетиву лука: скоро начнётся.
Все воины стоят плотно друг к другу. Выходит, что Куликовская битва — это исключительно созданная в поздние века мифологема. Это совсем другое, сэр, как вы понимаете. Кроме того, черноземные почвы очень агрессивны и не способствуют сохранению костей. Самая ранняя «Краткая летописная повесть» 1408 года молчит обо всех подобных деталях.
Дмитрий Донской первым из московских князей поднял оружие против Золотой Орды. Олега Рязанского смирил оружием, опустошил его землю. А монаха Родиона Ослябю в контексте событий на Куликовом поле впервые упомянут только в гораздо более поздней «Задонщине». И кому больше прощается. Репина.