Александр Дейнека Мать
В картине Мать Александр Дейнека извечную тему материнства в изобразительном искусстве решает в новом образном ключе. Памятник Александру Дейнеке (1899–1969), выдающемуся художнику, автору картин «Оборона Севастополя» и «Мать».
Объединение покинул один из лучших его представителей из-за чрезмерной, по его словам, увлеченности участников станковой живописью. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Правда, Маяковский со временем «реабилитирует» Рембрандта, по чего это ему стоило и через какой вой, визг и гам своих «друзей» пришлось ему пройти. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). По контрасту с образом матери мы особенно остро воспринимаем хрупкость фигуры заснувшего малыша.
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Весело. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).
- Матери на картинах русских художников
- Дейнека Александр Александрович
- АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
- Дейнека Александр Александрович (Мать)
Потом в его сердце ворвался целый мир звуков. Учился живописи у художника-реалиста Петра Келина. Холст, масло.
Земля черная. И вдруг страшная тишина родного города. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Возможно даже, это люди будущего, каким его хотел видеть художник.
Живопись предельно экономна, она напоминает фреску по своей сдержанности и благородству фактуры. Глухая ночь. Помню, как в Курске я и мои друзья выпускали свои первые «Окна РОСТА», пользуясь стихотворными подписями Маяковского. Предельно простой мотив, благодаря «крупному» смотрению художника и пластической обобщенности формы, достигает силы монументального звучания. Нет. Дейнека.
- Дейнека, Александр Александрович
- Александр Александрович Дейнека
- Памятник на могиле Александра Дейнеки
- Дейнека Александр Александрович (2)
- Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
- Александр Александрович Дейнека «Мать»
- Дейнека Александр – художник монументального стиля
Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Ведь Владимир Владимирович был широко образованным человеком. Это была большая школа. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
Художники такого рода, как Дейнека, относящиеся к своему времени – к его делам и стремлениям, к его трудностям и успехам – с величайшей ответственностью, с глубокой личной заинтересованностью, непременно будут связаны со своей эпохой тысячей неразрывных нитей и именно вот таким образом всегда будут трогать и волновать зрителей самых разных времен. Сухие хлопки залпов.
- Жизнеутверждающее творчество Александра Дейнеки
- Александр Александрович Дейнека (1899-1969)
- Ударник, будь физкультурником, 1930
- Александр Дейнека — выдающийся художник, автор картин «Оборона Севастополя» и «Мать»
- Бесплатно получать новые статьи на свою почту
- Описание картины Александра Дейнека «Мать»
- Лирика на полотнах этого периода
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Роса. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации.
И это его терзало. Надрывные скрипки ресторанных оркестров. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. Мы подбежали к большой луже и в прозрачной воде увидели на черном дне малыша. И художник вновь справляется с вызовом.
Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Когда Серов умер, произнес у него на могиле прочувствованную речь. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Обращаем ваше внимание на то, что, помимо общеизвестных работ из собраний 42 музеев, в книге опубликованы и работы из отечественных и зарубежных частных собраний, авторство которых не вызвало сомнений.
Холодный ветер. В кафе, Париж. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».
- Годы Великой Отечественной войны
Но как необычно решает холст Дейнека. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Он с детства впитывал нравы и порядки рабочего класса, рос в простой, не сильно набожной семье. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Скорее он был молчалив. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.
Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Хотя и изрядно шумели, кричали, а порою даже орали.
Боже мой. У финиша, 1927). Здесь он часто бывал. Маленький темно-красный домик.
Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Мозаикой надо пробить толщу земли в 40 метров. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.
Курск занят белыми. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Дейнека сумел найти это синтезированное воплощение времени в немногих деталях – в стремительном движении мчащегося военного грузовика, в сумрачном безлюдье пустынной улицы, перегороженной надолбами, в притихших домах, занесенных снежной метелью.
Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Он был истинным патриотом и гражданином и отлично разбирался в свете и тенях Запада. Художественный образ предельно величав и обобщен.
Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Конечно, можно на все закрыть глаза и опираться на традиции. Нас провожали в путь и вдохновляли боевые марши, песни. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).
Реальность осязаемая, закрепленная навечно в великолепную пластическую форму. Река Тускорь, 1945). С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Государственная Третьяковская галерея (Москва)В этой картине художником подмечено самое типичное в жизни и характере молодежи той поры, черты эпохи, аромат времени и детства с его мечтами, мальчишескими порывами и радостями. Яркое солнце.
Разудалые частушки. В картине практически нет никаких примет быта. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Таким видит город Дейнека Александр. Холст, масло. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука.
Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. А на небе алые, будто птичьи перья, облака. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Поразителен колорит холста, построенный на сочетании теплых и глубоких земляных красок. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.
В войне уже наступил перелом и светлое будущее кажется близким. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. И даже то, что его герои лишены индивидуальности, можно объяснить позицией художника: показать «счастливых советских людей».
Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Ведь обычно Дейнека был внешне суров, порою неприветлив, даже колюч. Смотрел на танцевавших.
А. Дейнека «Будущие лётчики» (1937). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Это было время незабываемое. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». И самое неприятное то, что поэта окружали люди не всегда большого искусства.
– спросил Дейнека, увидев мое немое удивление. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. В начале 1950-х гг. Мать не сводит глаз с мальчугана, трогательно прильнувшего к ее плечу.
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Особенно это чувствуется, если отойти от картины на некоторое расстояние. Деревья выросли. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.
Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича.
В повороте ее головы, в пластике тела чувствуется огромная внутренняя сила. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.
До него донесся дробный цокот копыт жандармских коней по курской булыге. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Он был предельно нервен и напряжен.
Такая была жизнь. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Холст, масло.
В картине нет сугубой документальности, почти все правила реалистической картины нарушены, но воспринимается она тем не менее как очень жизненная. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.
В числе его лучших работ картины «Оборона Севастополя», «Мать», «Оборона Петрограда», «У моря. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Дейнека Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства.
Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Вдруг в омут провинциального быта ворвалась медь. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.
Но он творил. Член-корреспондент Академии. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.
Полотно художника превращается в символ – так высока патетика формы, так музыкальна пластика линий, объемов, цвета, восходящая к самым высоким образцам античности и Ренессанса. Однако удачными работы назвать нельзя, так же как и огромные панно для Парижской и Нью-йоркской выставок и мозаики и росписи для Московского метро. И этот труд, этот подвиг был лейтмотивом всей его долгой жизни. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Весна набирает силу.
С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Государственный Русский музей (Петербург)Фашистские войска уже два месяца находились на подступах к Москве, но художник Александр Дейнека не уехал из столицы, которая жила в суровом и напряженном ритме военного времени. Работу над картиной «Оборона Севастополя» художник начал в конце февраля 1942 г. А. Дейнека изобразил на полотне символическую схватку двух непримиримых сил – жизни и смерти, захватчиков и патриотов. Ожесточённый бой идёт на городской набережной. И снова тишина. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.
Наш взгляд вслед за ними уходит в чистый простор неба с пролетающими гидропланами. Очень удачно подобрано художником название картины: «Будущие летчики». Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами.
В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Вздохи тальянки. Переделкино.
С задачей он, впрочем, все равно справился. Педагоги разглядели в мальчике талант и посоветовали ему ехать в Харьковское художественное училище, куда Дейнека успешно поступил в 1916 году в класс М. Р. Пестрикова. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского.
Исследования, книги, выставки. - Теперь ты понял, что такое большая форма. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Неуемное тиканье старых часов. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).
Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Мы с архитектором Душкиным спускались в шахту в обычной клети, знакомой шахтерам. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». Народный художник СССР.
Ровесник века, он пережил вместе с любимой Родиной все ее радости и печали. А. Дейнека. – Помню, как-то собрались мы с ребятами на Тускарь удить рыбу. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Слушал музыку. С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом.
«Вы реалист». Шелест молодых берез под окном. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Государственный Литературный музей (Москва)В это время Дейнека познакомился с В. Маяковским, творчество которого его очень привлекало.
Кстати. создает не портрет конкретной женщины, а определенный тип. Всегда ожидал спора иногда скандала.
Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником.
Зябко. Поют скворцы. Его душа была переполнена ритмами века. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
Где остальные мозаики — неизвестно., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. 203 x 143. «Композиция – это очищение сюжета от всего лишнего», – считал художник. Первое десятилетие после революции ознаменовалось тем, что в стране ломались прежние жизненные установки.
В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Александр Александрович Дейнека (1899–1969) — выдающийся художник, график, педагог.
1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Он много работал во время этой поездки. Дача Дейнеки. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Видел безработных и нищету, богатство и роскошь.
Он видел людей, сидевших целыми днями в барах. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942).
метро «Новокузнецкая»Он пишет жизнеутверждающие полотна, наполненные энергией, азартом молодости, торжеством жизни. Он жил бурно, неуемно радуясь и гневаясь, ликуя и огорчаясь.
В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. В 1954 году он расписывает зрительный зал Челябинского театра оперы и балета, в 1956 создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, в 1961 – для фойе Дворца Съездов в Московском Кремле. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ).
Не забуду пунцовые байты и лозунги первых Первомаев и Октябрей. А. Дейнека «Маяковский в РОСТА» (1941). Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Окрепли.
Скрип сверчка. Сюжет вечный. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. В начале двадцатого века многое сместилось – сбило у многих поэтов этот лирический дар. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника.
Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Мать, держащая заснувшего младенца на руках изображена «крупным планом», на нейтральном коричневом фоне. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).
Он, как и все люди, горько переживал обиды, был порою легкораним. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.
С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов.
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». С 1920-х гг. Ноябрь 1941». Трава блестит, сверкает, как будто в звездах.
Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью.
Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. В звонком лазоревом небе плывут перламутровые легкие облака. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). - Ты знаешь, меня приучил к чтению стихов Маяковский.
Подобные работы выделялись из общего потока именно потому, что в них появлялся живой и заинтересованно прочувствованный художником человеческий образ. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Словом, Маяковскому, который был всегда на гребне событий и был лидером то футуристов, то «лефов», приходилось весьма считаться с этим окружением.
У него была феноменальная память. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Мозаичное панно ст. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.
Кричат грачи. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Грянули духовые оркестры. Битва достигла уже своей кульминации. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.
- Рано я узнал жестокость, – сказал Дейнека. Мерно и стройно шагает отряд. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.
Его картины находятся во многих собраниях и музеях, его стиль часто используется в рекламе, дизайнерских проектах. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Многие из его бесчисленных знакомых были весьма далеки от истинной поэзии или живописи. Набережная Сены, Париж. Их получилось около 300.
Его музыку, ритм отлично слышал Дейнека. Они занесены снегом. Взор женщины полон заботы. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Все эти тенденции не обошли и Дейнеку, который становился членом то одной, то другой группировки: «Группы трёх», ОСТа (общества станковистов, которые хотели соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью), «Октября», РАПХ (Российской ассоциации пролетарских художников), а также сотрудничал с журналами, среди которых были и такие: «Безбожник у станка», «Даёшь».
Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Как невероятно, непостижимо сложна эта пластика при всей кажущейся доступности и простоте. И это сложное, объемное звучание вошло в его душу не сразу.
И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Но Севастополь в работах Дейнеки— это не экзотический и разнеженный курорт, а база военного флота и авиации.
На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Но и из этого шлака проходных работ вдруг выделялись резко и неожиданно произведения превосходные, полные естественной простоты и гармонии. Таковы законы пластики. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Рыбачки», «Москва военная», «Хоккеисты» и многие другие. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были.
А как же живопись. Дейнека не был «лакировщиком», но его герои воистину лучезарны ибо они освещены внутренним светом святой веры в правоту своего дела. Он сочинял все время. Картина «Окраина Москвы. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры).
Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Вся его дальнейшая творческая жизнь, все его великолепные полотна, фрески, мозаики, витражи, скульптуры, графические листы – превосходное подтверждение известного положения, высказанного большим французским мастером Домье: «Художник должен принадлежать своему времени». Холст, масло. Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане.
Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Увидев это, профессор А. М. Любимов велел ученику работать толстыми, широкими мазками— и на один эскиз ушел почти весь набор. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Действительный член Академии художеств СССР.
– И он снова рассмеялся. 200 x 400 см. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Гортанные крики поездов. Могучий Петр Петрович Кончаловский о чем-то спорит с маленьким, еле поспевающим за ним Штеренбергом. Новорожденный.
природу, любовь. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Это были дни поездок, путешествий. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Время.
Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Мать и дитя на ней изображены грубо, почти плакатно. 131 х 161 см. Красота Рима поразила его. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора.
В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. И все. Но картина не была одинокой удачей.
В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Вдруг Шарик, пес, семенивший впереди, остановился и завыл. Рисовал. Перед нами человек, показанный вне каких-то конкретных бытовых отношений.
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Молодой художник восторженно воспринял музыку революции. Зима», все 1931) художественный дар Дейнеки раскрылся, наконец, во всем своем многогранном богатстве.
Этому драматическому и вместе с тем убежденно спокойному пафосу картины во многом содействует ее колорит – почти монохромный, отливающий металлическими отблесками. Постоянно оставляло тяжелый осадок. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Но враг не пройдет.
Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Дейнека был поражен Нью-Йорком. Строг и суров ритм картины.
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Выгорели, выцвели когда-то ярко-красные двери мастерской. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов.
Дейнека вспоминал, что подготовительный эскиз был утвержден загодя, а за большое полотно он все никак не мог взяться. Нам пришлось на ходу переучиваться и забывать провинциальные приемы. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Чуткая, апрельская.
Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е.
Дейнеку даже называли «Маяковским в живописи» за лаконизм и чёткость его работ. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Из Парижа художник отправился в Италию.
Первым среди них был топот кованых сапог по мостовой. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.
Картина произвела колоссальное впечатление на зрителей и идеей и тем, какими художественными средствами эта идея была раскрыта. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».
Своим творчеством Дейнека старался откликаться на все важнейшие события современной ему жизни. Александр Дейнека был интернационалистом в самом высоком смысле этого слова.
После Февральской революции занятия в училище прекратились. Боготворил Валентина Серова. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Оно наполняет надеждой, верой в светлое будущее, но вызывает и лёгкую добрую улыбку. Дейнека встал.
Зато еще ярче он услыхал тишину, пение птиц, шорох ковыля. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Елена Павловна, жена художника, показывает две яблони, посаженные его руками. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Картина «Мать» 1932 года – это суровый образ нежности. Он вместе с ними готов исполнить ленинский завет.
Так в ледяную стужу и в зной я, как и тысячи моих двадцатилетних сверстников, протопал с боями по полям России под «Левый марш» Маяковского. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.
Все стояли как ошалелые. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Но это записывать не надо.
Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Странное, щемящее чувство невозвратной утраты охватывает меня. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Его небоскребами, движением автомобилей. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Русская Мадонна двадцатого века. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Создать первую значительную картину было Дейнеке вовсе не просто, достаточно посмотреть, что предшествовало ей и окружало ее в его творчестве 1920-х годов.
Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). При небольшом размере они отличаются монументальной широтой.
В ложбинах ноздреватый синий снег. И наконец, я не раз видел этот цвет в сполохах взлетающих к звездам могучих ракет. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).
Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Темные ели. Полетико. Но иногда выпадали дни, когда Дейнека отдыхал. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты.
Идем босые по розовым от зари лужам. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Пассажир должен забыть про колоссальные перекрытия, под которыми он находится.
Государственный Русский музей (Петербург)Картина написана в 1944 г., ещё не окончена война, но её тема – взгляд в будущее. И вот Маяковский вдруг призывает уничтожить Рафаэля. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).
А. Дейнека «Раздолье» (1944). Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Вот почему истинные творения искусства недостижимы для тысяч подражателей. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Малиновый звон праздничных колоколов. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Скрип солдатских шагов. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали.
Художник видит самого себя среди шагающих солдат революции. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Дейнека был неразговорчив.
Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. И снова скрежет металла и снова неистовая схватка светлых сил и сил мрака. Дробь барабанов.
Все, все в картине подчинено лейтмотиву «мерной поступи железных батальонов пролетариата». Когда не писал и не был чем-нибудь занят, то, гуляя или просто отдыхая, бормотал стихи. Как просился бы на полотно сочный мазок красного стяга или по крайней мере кумачовый бант, либо хоть алая косынка, столь выгодные для задуманного колорита холста. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях».
Ведь Маяковский на людях и Маяковский творчества, один на один с собой, были непохожи. Легкое серебряное кружево берез. 204 300 см. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). 2009–2011». большинства людей к прекрасному, к искусству. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Прошлой осенью принесли первые плоды.
Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Он вновь обращается к темам зарубежных поездок. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941).
Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. На руках молодой женщины спит малыш.
Мерно раскачиваются ели, окружающие белый кубик мастерской с легкой лесенкой, ведущей наверх. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Можно сказать, что художник прибегает к своего рода скульптурному приему изображая и женщину и ее ребенка без всякой одежды.
Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Резкий порыв ветра доносит шум мотора самолета. Лауреат Ленинской премии. Это процесс очень сложный, который еще ждет своих исследователей. Прыжок с колокольни». В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции.
Особенно интересен ему был Гарлем, район, где жили негры. «Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».
Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Необычайно бурное и интенсивное творческое напряжение этих лет – середины 1930-х годов – будет еще более наглядным, если к перечисленным произведениям добавить два замечательных цикла акварелей и картин, возникших в результате поездок в Севастополь в 1934 году и за границу – во Францию, Италию, США – в 1935 году. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.
Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Ноябрь 1941 года (1941). – Понимаешь, чего стоит истинное обобщение. В 1967 году гостям Всесоюзной выставки в Москве была представлена картина «Партизанская Мадонна», которую создал художник Михаил Савицкий.
Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. – Тут Дейнека усмехнулся. Произведения А. Дейнеки отличаются плакатностью. Художник намеренно доводит скупость красочной гаммы до предела. Дома тревожно притихли. И я рад, что ты серьезно занимаешься этим Наша жизнь стремительно меняется.
И даже сама смерть была лишь финалом его творчества. Изменялись и художественные ценности. Мастер внимательно изучал памятники архитектуры, скульптуру, посещал музеи и картинные галереи, любовался яркой и солнечной природой.
Герой Социалистического Труда (1969). Фон дан скупой линией отдаленного города. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.
Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Его картины понравились публике, которая была, правда, удивлена тематикой американских работ художника: сплошные негры, унылые придорожные пейзажи. Конец апреля.
Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Это коверкало, ломало жизнь., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Художнику удалось найти обобщенный образ своего современника и мы с радостью восклицаем: «Дейнека. », когда видим юных, молодых спортсменов, летчиков, людей труда. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Необычна, удивительна судьба Александра Дейнеки.
ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства – поэтом Маяковским. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея).
—Писать о живописи сложно, — продолжает Дейнека. — Но нужно. А когда в стране не осталось никакого другого разрешенного стиля, кроме соцреализма, Дейнека все равно продолжал работать. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Он знал наизусть «Евгения Онегина», «Полтаву», «Медного всадника», почти всего Лермонтова, Некрасова, Блока.
В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». «Мать». Нас поднимали в бой «Окна РОСТА» Маяковского. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Вслушайся. Мальчики сидят на парапете севастопольской набережной и заворожённо смотрят в небо. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления.
Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Шумом и грязью улиц. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Готов к драке, бою.
Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности.