Александра Бенуа Картины

Среди самых интересных его работ — «Азбука в картинках Александра Бенуа» (1905) иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903–1905 вариант — в 1916–1922), главным героем которых стал Петербург с его старинной архитектурой. Бенуа написал «Азбуку вкартинках» исоздал иллюстрациик «Медному всаднику» и«Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли висторию книжной графики. В 1905 годуБенуа выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа.

В 1905 году художник выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа.

Художник Бенуа Александр Николаевич, картины и биография

Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98 "Версальская серия", 1905 — 06). За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона.

был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы.

Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Но и здесь перед А. Н.

401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. В «Сентиментальной прогулке» Бенуа словно намеренно дематериализует человеческие фигуры и деревья, тогда как самой «живой» выглядит архитектура, а еще точнее — впечатление от нее. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV». «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он.

Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Коллекционируя народные игрушки, пишет статью «Игрушки» для журнала «Аполлон», выпускает «Азбуку в картинках», разрабатывая в ней фольклорные мотивы, встает у начала выпуска рисованных почтовых карточек для благотворительной организации «Община святой Евгении». У Николая Бенуа было девять детей: три девочки и шесть мальчиков.

Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Большинство представителей этой семьи занимались архитектурой и искусствами, хотя среди них были и купцы и военные. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым.

Галерея: картины, 
эскизы, портреты, 
декорации

Галерея: картины, эскизы, портреты, декорации

Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Их обычно связывают лишь с именем С. П. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника.

Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. С ними были тесно связаны Н. Рерих, М. Нестеров, К. Серов, М. Врубель, М. Коровин, Б. Кустодиев и другие мастера русского искусства начала XX века. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Здесь впервые экспонировались произведения ряда сильных представителей нового направления в России.

Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Круг друзей и единомышленников Александра Бенуа сложился, как уже говорилось, ещё в гимназические и университетские годы.

Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. В семье было восемнадцать (. ) детей. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.

Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам.

Старший брат Альберт умер в Париже в счастливом неведении, что в 1938-м в СССР арестуют и расстреляют его сына Николая-Карла и невестку Серафиму, обвиненных в шпионаже. В 1848 году он получил звание академика, через два года был назначен главным архитектором Петергофа, потом стал главным архитектором Императорских театров и председателем Петербургского общества архитекторов. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Бенуа изображал придворный быт, в котором подчёркивал условность, противопоставлял его искусственную красоту прозе действительной жизни. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности».

Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся.

Женские образы в 
картинах Светланы 
Валуевой

Женские образы в картинах Светланы Валуевой

Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.

В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С.

Описание картины 
Александра Бенуа 
«Вечер»

Описание картины Александра Бенуа «Вечер»

Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Боязнь открыто высказываться по близким ему вопросам искусства и культуры, опасаясь того, что люди, с которыми ты ведешь беседу, окажутся провокаторами, беспрестанно преследовала Александра Бенуа. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг.

Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.

К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет.

Все начиналось с дружеских, почти семейных посиделок. Выставку работ двух его сыновей и представляет в ЦДХ галерея «Кабинетъ» при поддержке столичного департамента культуры.

Идеологом и эстетическим лидером «Мира искусства» был Александр Николаевич Бенуа. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Они составляют едва ли не половину его наследия.

  • БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
  • Статьи и воспоминания Александра Бенуа
  • История гениального художника Александра Бенуа
  • Картины — Бенуа, Александр Николаевич
  • Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография

Почувствовав это, А. Н. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Его литературные произведения, бесспорно имеют самостоятельное значение, характеризуя сложный, большой и плодотворный этап в развитии русской критики и науки об искусстве.

Оба художники. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Русский музей стр. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

  1. Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960)
  2. Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)
  3. Александр Бенуа – хранитель русской культуры
  4. Публицистика Бенуа: книги, статьи, письма
  5. Литературно-исторические заметки юного техника

Покровительство венценосной фамилии было неслучайным: за четверть века Альберт Бенуа организовал 38 экспозиций в разных городах страны и за рубежом. Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.

Но параллельно у него проявилась любовь к акварели, которая почти перешла в страсть. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Точнее было бы сказать, что А. Н.

С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Постоянно путешествуя по Европе, работая во Франции, Александр Бенуа стал идеологом художественного объединения «Мир искусства», вокруг которого собрались все молодые и талантливые художники начала XX века, заманившие к себе и мастеров старшего поколения: Леон Бакст, Иван Билибин, Виктор Васнецов, Евгений Лансере, Исаак Левитан, Филипп Малявин, Михаил Нестеров, Константин Сомов и даже Валентин Серов. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий.

Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903). Наиболее заметный творческий след в истории оставили потомки четвертого сына Луи Жюля – архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813 – 1898).

  1. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
  2. Александр Бенуа: краткая биография и творчество
  3. Все Картины Александр Бенуа по алфавиту
  4. «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»
  5. «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»

Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Более всего ему нравилось писать солнечные закаты. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры.

В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Шаляпина и З. Е. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь". Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Сегодня, в XXI веке, больше известны фамилии Бенуа-Лансере-Серебряковых – в первую очередь это Александр Бенуа, Евгений Лансере и Зинаида Серебрякова, хотя среди Серебряковых следовало бы назвать и Александра с Екатериной (она скончалась всего два года назад).

  1. Александр Бенуа вкомиссии Горького
  2. Эстетические взгляды «Мира искусства»
  3. Западноевропейская и антикварная живопись
  4. Декоративно-прикладное искусство

Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.

Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг.

К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Картины в заранее подобранных рамах
  • Как избежать ремонта цифрового фотоаппарата
  • Александр Бенуа, биография (краткая): детство и юность

Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Среди ее работ есть портрет Б. Ф.

В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. Александр Бенуа явился реформатором русской театрально-декорационной живописи. Как театральный декоратор и режиссер он работал для многих театров.

БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ 
АЛЕКСАНДРА БЕНУА

С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Его работы начали выставляться уже в 1874 году, когда художнику было 22 года. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – Русские сезоны.

В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Бенуа уже в апреле 1923 года. Александр Бенуа (1870-1960). Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале.

Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06).

Александр Бенуа вспоминает, как «с фантастической быстротой, вперегонки со сменяющейся на глазах восхитительной картиной и без малейшей осечки ложились краски на бумагу». С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой).

Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Именно там им были написаны «Версальские серии». Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.

В 28 лет Альберт стал членом-учредителем Кружка (позднее – Общества) русских акварелистов, а позднее – первым председателем правления этого Общества, удостоенного чести называться Императорским. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Но даже с большевиками А. Н. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).

Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».

Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». По мнению Бенуа, только свобода и вдохновение создают и обусловливают ценность художественного произведения. Этот период замечателен формированием множества течений и творческих объединений, среди которых одно из ведущих мест занимал «Мир искусства».

Сразу же заявив о себе как о практике и теоретике искусства одновременно, Бенуа сохранял это двуединство и в последующие годы, его таланта и энергии хватало на все. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде.

Альберт Бенуа рисовал «по-мокрому», это требовало особого расчета: пока подсыхала одна часть картины, надо было успеть набросать следующую, а потом вновь вернуться к просохшей, чтобы прописать детали. Они организовали кружок любителей искусства. Он писал о современной живописи, скульптуре и графике, об архитектуре, театре, о художественной старине, народном творчестве, о новых книгах и выставках, о творческих группах и об отдельных мастерах, со страстной заинтересованностью анализируя и оценивая каждое крупное явление искусства. Дягилева, забывая, что именно А. Н.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.

Серебряковой. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.

Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. – NT) сообщил, что только что побывал там П. М. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был.

Художник умел ценить величие искусства прошлого. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Русско-финляндская выставка имела большой успех. Русский музей). Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого.

В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. А. Н. Целому ряду молодых художников некуда было деваться.

В советский период, после его отъезда во Францию, когда стало ясно, что Бенуа не вернется, архив, хранившийся в крымском доме художника, передали в Русский Музей, а личные вещи и мебель распродали с аукциона. Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».

В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге.

Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни. Леонтий Николаевич был женат на немке Екатерине Андреевне Гроппе (Анне Катерине Конкордии Августе). Он был убежденным пропагандистом классического наследия и инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев.

Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения.

Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Он не мог иначе. А младший брат Александр проживет еще 30 лет и будет похоронен на парижском кладбище Батиньоль – всего в нескольких метрах от могилы своего старого друга по «Миру искусства» Леона Бакста, похороненного здесь же в 1924-м.

Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.

Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника.

Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы.

Бенуа стал задумываться об эмиграции. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. «От этих. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов.

Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина.

Проявивший себя во многих жанрах: в литературе, живописи истории искусства, критике, режиссуре, — Александр Бенуа вспоминается, прежде всего, как театральный художник и теоретик театрально-декорационного искусства. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. Со временем страх стал чем-то обыденным и превратился в чувство беспрестанной смутной тревоги. Это поддерживалось и выпуском одноименного журнала. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос.

Искусство истолковано Бенуа как вполне автономная сфера, независимая от общественной действительности и едва связанная с другими явлениями культуры. С 1901 — 1903 г. г. Художник перестраивал композицию изменял пропорции, усиливал декоративное звучание цвета, превращая реальный пейзаж в подобие театральной декорации с кулисами, задником и сценической площадкой, на которой может разыгрываться, а иногда и разыгрывается действие. Бенуа14. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». В 1898 году вместе с С. П.

Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью.

Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке». Александр Бенуа был женат. – NT), устроенной В. В. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений.

Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Бенуа, выходца из Франции.

Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Они организовали кружок любителей искусства. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Будучи запойным книгочеем, создает многочисленные иллюстрации к книгам, начиная с пушкинского «Медного всадника». Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н.

Ей недостает именно историзма. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Он с гордостью потом вспоминал: «Продал на выставке «Blanc et Noir» («Белое и черное» – фр., III Выставка рисунков, устроенная Обществом русских акварелистов, СПб, 1895. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Не исключено, что А. Н.

Решение стать художником созрело у Александра очень рано. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Совершал длительные заграничные поездки.

Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Молодые люди не могли смириться с теми вкусами, которые царили в обществе: по сути «Мир искусства» явился реакцией на антиэстетизм народнического сознания. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции.

Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Из письма художника к Ф. Ф. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей.

Главной чертой характера Бенуа все его биографы и современники называют всепоглощающую любовь к искусству. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества.