Анализ Картины Плот Медузы Жерико

Теодор Жерико, «Плот Медузы» : история, описание, анализ

После лондонской выставки Буллок принесла живопись в Дублин в начале 1821, но выставки, там было намного менее успешным, в значительной степени из-за конкурирующей выставки движущегося обзора, «Авария Медузы» Маршальской фирмой братьев, которая, как говорили, была окрашена под руководством одного из оставшихся в живых бедствия. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Работа представляет в словах Кристин Ридинг, «ошибка надежды и бессмысленного страдания и в худшем случае, основной человеческий инстинкт, чтобы выжить, который заменил все моральные соображения и погрузил цивилизованного человека в варварство». Делакруа сказал, «Жерико позволил мне видеть свой Плот Медузы, в то время как он все еще работал над ним». Возможно, были другие причины его популярности в Англии также, включая «степень национального самопоздравления», обращение живописи как аляповатое развлечение и два театральных развлечения базировалось вокруг событий на плоту, который совпал с выставкой и влез в долги от описания Жерико.

Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины. Живопись имеет в глобальном масштабе 491 716 см (193. 3 282. 3 дюйма), так, чтобы большинство предоставленных чисел было в натуральную величину и те на переднем плане, почти дважды в натуральную величину, выдвинутом близко к плоскости изображения и толпящийся на зрителя, который вовлечен в физические действия как участник. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Мутэр замечает, что есть «все еще что-то академическое в числах, которые, кажется, достаточно не ослаблены лишением, болезнью и борьбой со смертью».

15 малоизвестных 
фактов о скандальной 
картине Теодора

15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»

Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот "Медузы". Влияние живописи замечено в Делакруа Барк Данте (1822) и вновь появляется как вдохновение в более поздних работах Делакруа, таких как Кораблекрушение Дона Жуана (1840). По словам первого биографа Жерико, Луи Батисье, люди искусства, привыкшие к возвышенным и отвлечённым сюжетам, не оценили полотно.

1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Что характерно, книга эта была очень быстро запрещена властями. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». В некоторое время между американским художником 1830 года и 1826 года Джорджем Куком (1793–1849) сделал копию из живописи в меньшем размере, (130. 5 x 196, 2 см приблизительно 4 фута 6 футов), который показали в Бостоне, Филадельфии, Нью-Йорке и Вашингтоне, округ Колумбия толпам, которые знали о противоречии, окружающем кораблекрушение.

Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Картина Теодора Жерико «Плот "Медузы"» показывает этот момент. Влияние Жака-Луи Дэвида может быть замечено в масштабе живописи в скульптурной натянутости чисел и усиленным способом, которым описан особенно значительный «плодотворный момент» — первое осознание приближающегося судна —. Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. Вместо этого Жерико был награжден комиссией на предмет Святейшего сердца Иисуса, которое он тайно предложил (наряду со сбором) Делакруа, законченную живопись которого он тогда подписал как свое собственное.

Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев. Подогрели дело и чудом выжившие после кораблекрушения «Медузы» инженер Корреар и доктор Савиньи, двое из тех пятнадцати счастливчиков, спасенных «Аргусом».

Какая реальная история 
легла в основу картины 
«Плот "Медузы"»

Какая реальная история легла в основу картины «Плот "Медузы"» Теодора Жерико

В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Его боялись и избежали». Для хлеба насущного у экипажа плота было только мешок булочки судна (потребляемый в первый день), две бочки воды (потерянный за борт во время борьбы) и несколько бочек вина. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот.

После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее. 17 июля один из несчастных вдруг увидел на горизонте парус – это «Аргус» шел им на помощь.

Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров «Медузы». 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Мужчины в середине только что рассмотрели спасательное судно один пункт это другому и африканскому члену команды, Жан-Шарлю, стендам на пустом барреле и отчаянно махает его носовым платком, чтобы привлечь внимание судна.

Картинки и картины 
художников мира

Картинки и картины художников мира

Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. Огромный холст со своим страшным (и позорящим французскую нацию) сюжетом не годился ни для дворца, ни для холла респектабельного дома. Картина была закончена в июле 1819 года. На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля.

Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Умер до обидного молодым – ему было всего тридцать два года. 17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.

Видео: Только одна 
картина – Виктор 
Михайлович Васнецов

Видео: Только одна картина – Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри» (1881—1898)

Летом 1806 года вся Франция только и говорила что о страшном кораблекрушении, постигшем фрегат «Медуза». М. В. Тернера, Гюстава Курбе и Эдуарда Мане. На первом плане — «фризе смерти» — фигуры даны в натуральную величину, здесь показаны умирающие, погруженные в полную апатию люди. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей.

Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Плот должен был двигаться на буксире за лодками. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.

Глава Департамента изящных искусств виконт де Ларошфуко, к которому обратился директор Лувра де Форбен, с просьбой приобрести полотно, предлагал за неё 4—5 тысяч франков, хотя она оценивалась в 6000. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. «Что касается выполнения картины, ее просто забыли нарисовать», – такой была самая доброжелательная оценка, появившаяся в прессе. Было очень мало заметного движения его тела или рук. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину.

Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность. Факт, что большинство чисел почти голо, он написал, явился результатом желания избежать «неиллюстрированных» костюмов. Теодор Жерико умер 26 января 1824 года. «Медуза» по тем временам была очень большим судном – на ее борту путешествовали 400 человек. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом.

Только одна картина 
– Теодор Жерико 
«Плот Медузы» (1816)

Только одна картина – Теодор Жерико «Плот Медузы» (1816)

Фигура переднего плана пожилого человека может быть ссылкой на Уголино от Ада Данте — предмет, который Жерико собрался рисовать — и, кажется, одалживает у живописи Ugolini Генри Фюзли (1741–1825), который Жерико, возможно, знал от печатей. В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте.

О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Событие стало международным скандалом, частично так как его причина была широко приписана некомпетентности французского капитана, который, как воспринимают, действовал под руководством недавно восстановленной французской монархии. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды».

  • «Плот Медузы»: первое творение романтизма
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
  • «Клятва Горациев» Жака Луи Давида

Выносить все это просто невозможно. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. В правой части картины художник ставит служанку, подносящую Венере букет и для большей выразительности делает ее негритянкой (возможно, то была идея Бодлера). Работа Жерико выразила парадокс: как отвратительное могло подвергнуть быть переведенным на сильную живопись, как художник мог урегулировать искусство и действительность.

«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).

Трапп отмечает, что факт, что «100 грандиозных картин истории сам по себе, объявил щедрый правительственный патронаж», для кроме нескольких богатых конкурентов как Жерико, только одобренные крупнейшей комиссией могли предоставить издержки времени, энергии и денег, необходимых для обязательств этого вида. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. К этому времени только 15 мужчин были все еще живы другие были убиты или брошены за борт их товарищами, умер от голодания или брошенный себя в море в отчаянии. Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы.

  1. «Расстрел повстанцев» Франсиско Гойи
  2. «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
  3. «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
  4. «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе
  5. «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане

Гойя также произвел живопись бедствия в море, названный просто Кораблекрушение (неизвестная дата), но хотя чувство подобно, состав и стиль не имеют ничего общего с Плотом Медузы. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Сам владелец приближался к своему концу и сосланный в Бельгии. Жерико полагал, что в стране моряков и тонких ценителей живописи поймут его замысел. Людовик XVIII посетил Салон за три дня до открытия и по сообщениям сказал»», свободно переведенный как «Господин Жерико, Ваше кораблекрушение не, конечно, никакое бедствие». Шел 1862 год и Викторине было всего 18 лет. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались).

Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Жерико был всецело поглощён работой. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. Его самый послушный ученик, Джиродет, усовершенствованный и культурный классик, производил картины удивительной мерзлоты.

«Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз. Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего.

  • Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
  • Видео: Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах», Часть 4
  • Музей Лувра – Плот Медузы Крыло Денон Зал 77 – Париж – Аудиогид –
  • Издатель проекта Медуза Илья Красильщик покидает свой пост
  • Красильщик уходит из Медузы вслед за Колпаковым
  • Издатель Медузы Илья Красильщик покидает свой пост с 1 января 2019 года

Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот "Медузы"» Теодор Жерико. Каково же было его разочарование, когда выставленная в «Салоне Отвергнутых» эта поразительная по мастерству, дерзости, живости, острой современности и невероятной свободе картина вызвала ругань и насмешки, острое неприятие даже в среде самых просвещенных и авторитетных критиков и художников, не говоря уж о простом обывателе, который воспринял картину как оплеуху издевательство, как насмешку над нравственностью и моральными ценностями. Но в Лувре никто не станет возмущаться.

Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Художник родился в Руане в 1791 году. Какое неприличие. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».

  1. Издатель проекта Медуза Илья Красильщик покидает свой пост с1 января
  2. Издатель Медузы Илья Красильщик объявил о своем уходе
  3. Директор одной изшкол Вологды пожаловался научеников вполицию из-за мемов нанего иучителей всоцсети Вконтакте
  4. Ушедший из Медузы издатель Красильщик заявил о желании очистить душу

Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». Решив продолжиться, он предпринял обширное исследование, прежде чем он начал живопись.

Картина была облита волнами критики. Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. Эта группа образует своего рода пирамиду, которую венчает фигура негра-сигнальщика, старающегося привлечь внимание появившегося на горизонте брига «Аргус».

  1. РБК: Красильщик покинет Медузу из-за разногласий с Тимченко
  2. , Илья Красильщик: Яухожу изМедузы с1 января 2019 года
  3. Издатель Медузы Илья Красильщик покидает свой пост
  4. Издатель «Медузы» Илья Красильщик покинет свой пост в январе

Женщины без малейшего намека на одежду среди двух одетых мужчин. Это было приобретено Лувром вскоре после ранней смерти художника в возрасте 32 лет. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».

О такой модели можно только мечтать, как же мне повезло. Клод Джозеф Вернет (1714–1789) создал много таких изображений, достигнув натуралистического цвета посредством непосредственного наблюдения — в отличие от других художников в то время — и, как говорили, связал себя с мачтой судна, чтобы засвидетельствовать шторм. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. Это обстоятельство, да еще бездарное командование Шомарея привели к тому, что между Канарскими островами и Зеленым Мысом «Медуза» села на мель.

  1. Битва льда ипламени: вышел первый тизер последнего сезона «Игры престолов»

В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. И он решает отправиться в путь со своим творением.

«Плот Медузы»: первое 
творение романтизма

Её похвалил М. -Б. Ну, тут он, как правило, решения находил быстро. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот "Медузы"». Ученик Дэвида, Антуан-Жан Грос, как Дэвид, представлял «грандиозности школы, неисправимо связанной с проигранным делом», но в некоторых основных работах, он дал равное выдающееся положение Наполеону и анонимным мертвым или умирающим фигурам. Законченный, когда художнику было 27 лет, работа стала символом французского романтизма. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось).

Где это видано. «Медуза» шла впереди «Эха». В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Однако в Дублине, где Буллок ослабил рекламный напор, картина не вызвала такого энтузиазма у публики, а местная пресса не удостоила выставку своим вниманием.

Антонен Пруст вспоминал, как Мане во время их прогулки по берегу Сены в Аржантее говорил: «Когда я еще учился у Кутюра (это был известный парижский мастер, школу которого прошли многие выдающиеся французские художники), я копировал Джорджоне – нагую женщину с музыкантами (Мане имел в виду картину «Сельский концерт») Но у меня все будет по-другому – я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой и люди будут такими, какими мы их видим сегодня. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле.

В годы учёбы у Верне началась его дружба с сыном учителя— Орасом, возможно эти дружеские отношения являются причиной того, что Жерико так долго оставался в мастерской Верне3. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. 17июня 1816г. Характерно, что интерес к полотну Жерико усиливался в годы политических кризисов и революций. Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски.

Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. После смерти художника картину выкупил на аукционе за 6 000 франков (Лувр не давал больше 5 000) друг Теодора Жерико, Дедре-Дорси.

Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед. Начальником всей экспедиции был назначен капитан «Медузы» Гуго Дюруа де Шомарей, который перед отплытием получил специальную инструкцию о том, что надо успеть доплыть до Сенегала до наступления сезона ураганов и дождей.

Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). Маловероятно, что Жерико видел картину. Корабль, плывший в сопровождении корвета «Эхо», флейты «Луара» ибрига «Аргус», возглавлял флотилию, которая направлялась в Сенегал.

Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Уже после смерти Жерико «Плот Медузы» купил за 6000 франков друг и почитатель таланта умершего художника Деро-Дорси. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).

Его выражение было абсолютно спокойно. Согласно критику современного искусства и хранительнице Карен Вилкин, живопись Жерико действует как «циничный обвинительный акт неуклюжего злодеяния постнаполеоновского бюрократического аппарата Франции, большая часть которого была принята на работу от выживающих семей Ancien Rgime». И здесь начал жалобный спуск. А вдруг это шанс. «Гибель «Медузы» воспринималась чопорными и сдержанными англичанами не как отдельный эпизод, а как художественный эпос, вырастающий в единую, скульптурно изваянную группу. Вскоре отстал и «Аргус». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.

Там ее и можно увидеть сегодня, если кто-то доберется до 77 зала галереи Денон Лувра (1 этаж). Она грациозно приподняла край юбки, при этом придерживая гитару. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Однако это установило его международную репутацию и сегодня широко замечено как оригинальное в ранней истории Романтичного движения во французской живописи. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Он посещал представителей высшего света, бывал на театральных представлениях, ездил верхом и совсем не работал красками, зато постоянно носил с собой альбом, в котором делал карандашные наброски.

Он прожил недолгую жизнь и все его творчество уложилось всего в десять лет. И она соглашается на предложение Мане. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Тут три фигуры – одна женская и две мужские, – как раз то, что ему нужно. Романтизм был полностью ориентирован на современность.

Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Много тел замусорили передний план, ожидая, чтобы быть отметенными окружающими волнами.

О, Викторина умеет играть. Ранняя смерть не дала развить Теодору Жерико всех его гениальных способностей. Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе.

Итак, решение найдено. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.

Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. 147 людей оказались обречены на смерть.

Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Обзоры одобрили живопись, которая также стимулировала пьесы, стихи, действия и детскую книгу. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей.

После первой же ночи не осталось ничего, кроме вина. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.

Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее. Отдел сохранения университета предпринял восстановление работы. А ей, уроженке Монмартра, так хотелось вырваться из каждодневной нужды, так хотелось не думать о том, на что завтра жить. И сюжет с «Медузой» оказывается очень кстати.

Плот Медузы плавит много влияний от Старых мастеров, от Страшного суда и потолка Сикстинской капеллы Микеланджело (1475–1564) и Преобразования Рафаэля, к монументальному подходу Жака-Луи Дэвида (1748–1825) и Антуана-Жана Гроса (1771–1835), к современным событиям. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. На борту «Медузы» плыли губернатор африканской колонии и другие чиновники губернаторской администрации. Этим определялась направленность его поисков»13. А какое терпение.

А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. Он тут же подошел к ней и предложил попозировать, но красотка дерзко рассмеялась ему в лицо – похоже, зарабатывала она на жизнь совсем иным путем. Продуктов у них не было. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения).

Их эмоциональные описания их событий в основном вдохновили тон заключительной живописи. И вот она уже в мастерской Мане на улице Гюйо, бренчит на гитаре. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Гольфстрим (1899), американским художником Уинслоу Гомером (1836–1910), копирует состав Плота Медузы с поврежденным судном, зловеще окруженным акулами и угрожаемым водосточной трубой.

Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Но ветер относит плот от корабля спасения. Люди были оставлены на волю волн на маленьком, заливаемом водой плоту, которым почти невозможно было управлять (подробнее о гибели фрегата «Медуза» можно прочитать в книге «100 великих катастроф»). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). В 1793 Дэвид также нарисовал важное текущее событие Смертью Марата. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации.

Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей.

На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Жерико был особенно впечатлен к 1804, рисуя Бонапарта, Навещающего Жертв чумы Яффы Гросом. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.

Работа над монументальным полотном истощила Жерико, он хотел поехать на Восток, чтобы отвлечься от болезни и невзгод в личной жизни, получить новые впечатления, однако друзья отговаривали его. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Правительство закупило многие картины, выставленные на том Салоне, но речи о «Плоте Медузы» даже не возникло. Тоненькая Викторина лежит на белоснежных простынях. В самую первую ночь погибли двадцать человек.

Плот длиной 20 и шириной 7 метров был построен под наблюдением географа Александра Корреара. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. Веллингтон написал, что, «В то время как Жерико принес свой процентный доход в фактических деталях на грани поиска большего количества оставшихся в живых от аварии как модели, Делакруа чувствовал свой состав более ярко в целом, думал о его фигурах и толпах как типы и доминировал над ними символическим числом республиканской Свободы, которая является одним из его самых прекрасных пластмассовых изобретений».

Его должны были вести на буксире лодки. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. В его настойчивости при описании неприятной правды Плот Медузы был ориентиром в появляющемся Романтичном движении во французской живописи и «положил начало эстетической революции» против преобладающего Неоклассического стиля. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Все это привело к тому, что 2 июля «Медузу» выбросило на песчаную отмель в 120 километрах от африканских берегов, недалеко от мыса Блан. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.

Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. И в этот раз Мане не мучается с разработкой композиции – теперь он решает переосмыслить на собственный лад тициановскую «Венеру Урбинскую», которую когда-то с восхищением копировал в стенах флорентийской галереи Уффици.

Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Картина показывалась в разных городах Англии и везде ее принимали с триумфом.

Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой. Выставка 2004 года в Институте Кларка Арта, Добрый день господин Курбе: Коллекция Bruyas от Музея Fabre, Монпелье, стремилась сравнить Реалистических живописцев 19-го века Курбе, Оноре Домье (1808–1879) и раннего Эдуарда Мане (1832–1883) с художниками, связанными с романтизмом, включая Жерико и Делакруа.

Происходившее на плоту было поистине ужасно. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. У живописи были пылкие поклонники также, включая французского писателя и искусствоведа Огюста Жаля, который похвалил ее политическую тему, ее либеральное положение (продвижение «негра», критический анализ ультрароялизма) и его современность. В июне 1816 французский фрегат Mduse отступил от Рошфора, направляющегося в сенегальский порт Сент-Луиса.

Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Цель живописи состоит в том, чтобы говорить с душой и глазами, чтобы не отразить». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. И он подмигивает приятелю – уж они-то хорошо понимают, о чем идет речь. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат.

Что это, кто не прав – он или все, кто с такой неистовостью глумится сейчас над ним и его «Олимпией». Чего тут думать, когда великие художники уже создали до него множество прекрасных картин. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». : удивил меня так же как его интенсивная промышленность.

В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. Умерших от голода и ужаса тут же съедали их обезумевшие друзья по несчастью. В 1817 году капитана «Медузы» судили и после долгих судебных разбирательств приговорили к разжалованию и трем годам тюрьмы. Здесь прослеживаются традиции барокко. Копли также нарисовал несколько больших и героических описаний бедствий в море, которые Жерико, возможно, знал от печатей: Уотсон и Акула (1778), в котором темнокожий мужчина главный в действии и который, как Плот Медузы, сконцентрированной на актерах драмы, а не красивого вида на море Поражение Плавающих Батарей в Гибралтаре, сентябрь 1782 (1791), который был влиянием и на стиль и на предмет работы Жерико и (1790-е), у которого есть поразительно подобный состав. Случилось это в 1816 году.

Лондонская выставка была успешной и финансово— Жерико имевший право на треть выручки от продажи входных билетов, получил 20 тысяч франков. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». На огромной картине Жерико «Плот "Медузы"», написанной в 1818–1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Он приносил из морга разлагающиеся останки и не только рисовал их, но сидел, окруженный фрагментами тел, чтобы представить себе, каково было находиться там, на плоту.

Все, кто был на лодках, спаслись. Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота». Такая вот трепетность к правдоподобию. Картину Жерико встретили в штыки. Несколько английских и американских картин включая Смерть майора Пирсона Джоном Синглтоном Копли (1738–1815) — также окрашенный в течение 2 лет после события — установили прецедент для современного предмета.

Плот Жерико был звездой в Салоне 1819:" Это ударяет и привлекает все глаза» (Le Journal de Paris). В такие годы решения принимаются быстро и так хочется перемен. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». В картине современники увидели аллегорию Франции эпохи Реставрации, погрязшей в коррупции и взяточничестве. Всех охватила паника.

Картина Жерико «Плот "Медузы"» будет создана через несколько лет. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Освещение работы было описано как «Caravaggesque» после итальянского художника, тесно связанного с tenebrism — использование сильного контраста между легким и темным. Мы снова видим вторящие друг другу движения рук, тянущихся вперед, к едва заметной точке на горизонте.

Золя писал об этой работе Мане: «Боже. Он наизусть знал книгу Корреара и Савиньи, познакомился со всеми документами, в том числе с материалами суда над капитаном, подолгу разговаривал с пережившими плавание на плоту, писал их портреты. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. И рядом с ними уже умершие. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания».

В 491 см 716 см (1639 1-дюймовых 2339 6 дюймов), это – живопись сверхв натуральную величину, которая изображает момент от последствия крушения французского военно-морского фрегата Mduse, который работал на мели недалеко от берега сегодняшней Мавритании 5 июля 1816. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Далее Жерико высмеивает стремление прессы в живописи видеть лишь желание художника утвердить ту или иную идею искать в любом произведении искусства политическую подоплёку. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.

Это был бриг «Аргус». Жерико воссоздавал события через изучение доступных ему документальных материалов и встречаясь со свидетелями, участниками драмы. К 11 июля на плоту оставалось в живых всего 15 человек. В картине Жерико «Плот "Медузы"» нет статики, она динамична. «Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки.

В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.

Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Сюжет картины основан на реальной трагедии. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма.

А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Его обвиняют в каких-то извращениях, его называют порочным. – не раз восклицал Мане про себя и благодарил Бога за ту случайную встречу. Они опубликовали книгу «Кораблекрушение фрегата Медуза», в которой честно и откровенно рассказали о пережитой ими трагедии.

Согласно историку искусства Джастину Винтлу, «единственный горизонтальный диагональный ритм нас от мертвых в нижней левой части к проживанию в вершине». Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. В чем сущность романтического мировосприятия.

Согласно раннему британскому рецензенту, работа установлена в момент, когда «крушение плота, как могут говорить, полно». По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Да и видно ли его. Жерико, кажется, ссылается на это посредством заимствования от Фюзли.

Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот "Медузы"». Влияние живописи может быть замечено в работах Эжена Делакруа, Дж. Позади запертых дверей он бросился в свою работу.

В то время как Гюстав Курбе (1819–1877) мог быть описан как антиромантичный художник, его основные работы как Похороны в Ornans (1849–50) и Студии Художника (1855) должны долг Плоту Медузы. В словах одного из выживающих членов команды, «От бреда радости, мы попали в глубокое отчаяние и горе». Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило. Судно на расстоянии отражает Бдительного стража от живописи Жерико. Утром 17 июня 1816 года во французскую колонию Сенегал отправилась экспедиция, состоящая из четырех кораблей, в числе которых был и фрегат «Медуза».

Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Условие человека, которое в более ранних работах, возможно, было характеризовано надеждой или беспомощностью, повернулось к «угрюмому гневу». А на плоту положение стало ужасным.

Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. А ведь над ними издевались ничуть не меньше. Позировать, конечно же, будет Викторина.

Вы что, талантливее Шатобриана или Вагнера. Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи».

Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. Сам плот почти упирается в раму картины. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному.

Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Он много работает – заканчивает начатое в Италии (потрясающий «Бег свободных лошадей в Риме»), пишет замечательный портрет своего друга Эжена Делакруа, ставший портретом целого поколения романтиков, создает серию выразительных портретов душевнобольных, обитателей клиники Сальпетриер (по-видимому, по просьбе врача больницы доктора Жорже). Ничто не отразило его. Это выражено и в колорите картины: если на «фризе смерти» он был темный, то к горизонту — символу надежды — он становится светлее. Что она – хуже нынешних знаменитостей.

Полотно отметил и сам Давид14. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Судно, однако, прошло мимо. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. А композиция.

Так почему бы Викторине не стать уличной музыкантшей. Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы». Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море.

Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. От «Зачем ворошить старое» до художественных оценок, не всегда справедливых. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Осталось только воплотить все это на холсте. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. В1817г. Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме.

Никакой зажатости, полное послушание, точное следование указаниям художника. Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. И вот удача – ему попадается гравюра Раймонди с рафаэлевской картины «Суд Париса». На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Семнадцать членов команды решили остаться на борту основанного Mduse.

От самых слабых быстро избавились: они попадали за борт – сами или им помогли.

Ее героини – это всегда парижанки конца XIX века. Над ним человек с блуждающим взглядом, видимо, потерявший рассудок. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. И художник пишет «Уличную певицу»– она выходит из кабаре, придерживая одной рукой гитару и ест вишни – типичная парижанка, типичная девушка с Монмартра. Мрачные тучи нависли над океаном.

Две других диагональных линии используются, чтобы усилить драматическую напряженность. «Ругательства сыплются на меня градом, еще никогда на мою долю не выпадало такого праздника От этих криков можно оглохнуть, но очевидно одно – кто-то здесь ошибается», – пишет Мане Бодлеру. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Двадцатисемилетний художник уже многое успел – ученик известных парижских мастеров Верне и Герена выставлялся в Салоне и многие запомнили его «Офицера конных егерей идущего в атаку» и «Раненого кирасира, покидающего поле боя». Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго. Сначала шлюпки буксировали плот к берегу, который был сравнительно близко.

Справа от фигуры сына — лежащий головой вниз труп юноши с вытянутой рукой. Плот Медузы является живописью 1818–1819 французским Романтичным живописцем и литографом Теодором Жерико (1791–1824). В результате этого детали в больших площадях работы могут едва быть различены сегодня. Живые и мертвые. они опубликовали записки об этих трагических событиях.

Ведь она попадет в мир художников их друзей, а там кто знает, как все сложится потом. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.