Анализ Картины Сурикова Утро Стрелецкой Казни
Сочинение по картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»
Глаза глубоко сидящие меня поразили. И по характеру ведь такой, как стрелец. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали.
Что изображено здесь. В июне бунт был подавлен, а самые злостные зачинщики повешены. В течение всех лет работы (с 1878 по 1881) он не писал ничего постороннего. Именно там, в 1878 году он начал работу над картиной про казнь бедных стрельцов. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Простой народ сидит на полу, плачет, печалится.
«Утро стрелецкой казни» картина Сурикова
Не понимаю — это страшно меня взорвало». С 1895 г. был. В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы. Москва ошеломила Сурикова.
Так, например, секретарь австрийского посольства в России Иоганн Георг Корб в своем Дневнике путешествия в Московию описывал казнь стрельцов, которая происходила в октябре 1698 года в селе Преображенском. Что изображено здесь. С 1895 г. был.
Картина Утро стрелецкой казни: характеристика и фото
На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены.
1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея». Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. В углу иконы, зажженные лампады. Царь понимает, что он не властен над гордым духом народа и его месть остается неутоленной. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой.
Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом. Об этом и повествует картина Василия Сурикова. В картине Утро стрелецкой казни художник заложил определенный код, понятный не каждому. Однако художник отодвинул царя в глубину картины. Художник еле-еле уговорил его позировать. в России – сложное, противоречивое время.
Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей. Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого). Источник был выбран удачно. Горюющие жены и матери написаны с красноярских знакомых и родственников. Все действия происходят на знаменитой Красной площади в Москве. Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, повесили бы».
Он говорит: «Не хочу». Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет. Хмурое небо нависает над Красной площадью. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. Иногда он отступал от буквы исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла. Торгошино было под горой. Иногда он отступал от «буквы» исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла.
Злой, непокорный тип. Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий. Это я должен здесь лечь». Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Кузьмой звали. Суриков стремился найти в картинных лицах устойчивые издавна сложившиеся народные типажи.
История одного шедевра: «Утро стрелецкой казни» Сурикова
Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова. Народ стал главным действующим лицом. Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов.
Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу.
Горе уничтожило их мысли, раздавило волю. За фигурой Петра виднеются виселицы. Солдаты Петра выбили их из столицы. Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». Из Красноярска целый день лошадьми ехать. Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час.
Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Еще не везде растворился утренний туман. Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ».
Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. Восставших взяли в плен. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась.
В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Начались аресты разбежавшихся стрельцов. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь.
Утро стрелецкой казни, Василий Иванович Суриков
Стрельцы прощаются с народом, во взглядах читается ужас и безумие. Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. Подобный творческий метод у Сурикова мы наблюдаем и далее, вплоть до «Степана Разина».
В центре двое солдат ведут стрельца на казнь. Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести.
«Утро стрелецкой казни» как предчувствие
Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу. Замечательно изображен собор Василия Блаженного, купола которого срезаны верхним краем картины. Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота.
Стрельцы – старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией. сделал и первый эскиз «Боярыни МорозоваБоярыня Морозова. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу.
От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. Тяжело упала голова на грудь, бессильно опустились руки кряжистого стрельца, которого солдаты поволокли к виселице брошен на землю ненужный кафтан и колпак чуть тлеет фитилек выпавшей из рук свечи свеча потухла – жизнь оборвалась. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». в России – сложное, противоречивое время.
Летопись земли Русской: семь исторических фигур вкартинах Василия Сурикова
Исход битвы предрешен. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. А тут как раз нянька в комнату вошла, – как увидела, так без чувств и грохнулась. Царь морально приготовился к борьбе не на жизнь, а на смерть: стрельцы были олицетворением всего застаревшего, мешавшего стране двигаться вперед к новым преобразованиям, которые он наметил для своего государства. Цвет у Сурикова становится носителем характеристики чувства.
Художник начал работу над ним в 1878 году. Это был кладбищенский могильщик. С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби. Во-первых, это число «7».
а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Но что толкнуло их к этому бунту. Как это случилось.
Во-первых, это число 7. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. После женитьбы Суриков, умиротворенный и счастливый, обратился к теме стрелецкого восстания 1682 года – история всегда манила его. На полотне В. Суриков показывает нам минуты перед самой казнью. я хотел, чтобы эти огоньки светились. Корб вполне заслужил репутацию внимательного и вдумчивого наблюдателя.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова: история шедевра
«Я все народ себе представлял, как он волнуется. На дальнем плане картины мы видим храм Василия Блаженного. Нервы всё выдерживали. Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь. – Да чтобы я, говорю, так душу свою продал. Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. А что за горой – никто не знал.
Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. А ведь это укрепляло.
Сочинение по картине Сурикова Утро стрелецкой казни
Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Кровью кругом пахнет. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств.
Не было там священника, чтобы преподать духовную помощь, как будто бы осуждённые не были достойны этого религиозного обряда, однако ж каждый из них держал в руках восковую свечу, чтобы не умирать без освящения и креста». обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы. Сурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в «Утре стрелецкой казни». Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич. Характерной особенностью собора является своеобразная асимметрия и причудливое сочетание разнообразных архитектурных и орнаментальных форм, приведенное, однакоже, к устойчивому и гармоническому единству.
Пёстрые главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлёвская башня— фигуре Петра I на коне. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына. Царевна была в Троице-Сергиевой лавре во время ее длительной осады, а после ее перевели в Новодевичий монастырь, который разграбили казаки Первого ополчения. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек.
Но если присмотреться, то по одеянию можно понять, что на коне царь Петр. Стрельцы в белых рубахах с горящими свечами в руках привезены в колодках на телегах из застенков, где они прошли допросы и пытки. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. Левой рукой он сжимает конские поводья — так же властно и гневно, как стрелец свою свечу.
Художник прибег к интересному приему в построении композиции. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут».
Критика картины Сурикова Утро стрелецкой казни
Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади.
иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы.
Описание картины «Утро стрелецкой казни»
Стрельцов привезли на казнь в телегах. Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу.
Москва ошеломила Сурикова. Дознание шло девять лет. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля. — «Как он уехал, — вспоминал потом художник, — мне и захотелось попробовать.
Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю. В центральной части полотна художник изобразил самих стрельцов, ведомых на казнь и их близких. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен.
Не следует понимать этих слов буквально: «самым важным» были для Сурикова не декоративные детали. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик.
Попытаемся разобраться в этом. «Я написал много этюдов все лица характерные. Весна 1881 года была запоздалой. Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова. Чтобы спокойствие во всем было. Не понимаю — это страшно меня взорвало».
На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года.
Это он мог бы сказать Петру: «Посторонись, государь. Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Солдаты душевно близки стрельцам, они представители простого русского народа.
С 1895 г. был. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Боялся я ночей.
Проснешься и обрадуешься. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни. Учился в петербургской Академии художеств.
Главные действующие персонажи в картине – не стрельцы и не Пётр
Оппозиция петровским реформам была потоплена в стрелецкой крови. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. Стрелец, стоящий на телеге, склонился, прощаясь с народом.
Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. У стен храма совершается движение истории. Корб писал, что все бойницы стен Кремля и Белого города были увешаны трупами казнённых. А я ведь это все – и кровь и казни в себе переживал. Мастером масштабных полотен в русской живописи считается Суриков Василий Иванович. Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров.
Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт.
Описание картины Сурикова «Утро стрелецкой казни»
Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал вТроице-Сергиев монастырь. А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы. P. s. сейчас же понял, почему картина оказалась такою черною.
Здесь некоторые подробности приобретают особую значительность. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители.
Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом.
Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Он уж занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. Петр, вернувшись в Москву, остался недоволен «розыском», распорядился пересмотреть все дело и лично повел следствие. Автор вспомнил события эпохи правления Петра.
С 1895 г. был. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году».
Утро стрелецкой казни, Суриков – обзор картины
Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Последние минуты перед неотвратимой казнью.
Мастерски используя контраст, художник усиливает значение происходящего события. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Посмотришь на картину.
Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Кровью кругом пахнет. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом.
Взгляд злой, с ненавистью. Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. Тяжело опустилась на землю старуха.
В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Мы на палачей, как на героев, смотрели. У меня с тех пор прямо культ предков остался. В этой картине Суриков хотел передать торжественность последних минут, а совсем не казнь.
Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Торгошина, девочку с испуганным лицом на переднем плане – со своей дочери Ольги. Для картины Утро стрелецкой казни Суриков использовал богатую палитру. Также видно семь глав собора Василия Блаженного.
Трудился он над ним в течение трех лет – с 1878 по 1881 г. Почему художник обратился к теме русской истории. В эти дни «верный Алексашка» особо «отличился»: боевым оружием – шпагой, он добивал казнимых и потом хвастался, что срубил двадцать голов. Проводили страшные экзекуции и на Красной площади – там жестоко казнили полковых священников и других мятежников. И ужаса никакого не было.
Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь.
Утро стрелецкой казни — Василий Суриков
Один стрелец выделяется из толпы. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони.
Весна 1881 года была запоздалой. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Писец, становясь на приносимую солдатами скамейку, в разных местах читал составленный против мятежников приговор, чтобы стоявшая кругом толпа тем лучше узнала громаду их преступления и правоту налагаемой за него казни. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет.
«Утро стрелецкой казни» описание картины
Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Взгляд его обращен в сторону царя.
Проснешься и обрадуешься. Корабли, боеприпасы, вооружение — на протяжении почти двух недель этот груз тянули около 5 тысяч человек. «Все он мне кровавым казался», -- говорил Суриков. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки.
«Утро стрелецкой казни» Василий Суриков
Учащиеся. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Царь уверен в себе и спокоен. Он, как позировал, спрашивал: «Что, мне голову рубить будут, что ли. » А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу». В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни.
Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Рассказ по картине «Утро стрелецкой казни»
Он ведёт свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя. Како крестишься и како молитву творишь. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды.
Женщина в центре обращается с мольбами к царю, но взгляд его не приклонен. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. В Свищове у меня родственники были.
Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей. В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить. Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей.
Описание картины Сурикова Утро стрелецкой казни
Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. помещает и точку схода. В своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни» автор впервые обратился к жанру русской истории. Сконфуженный Суриков затёр силуэт на виселице.
Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. Как затравленный зверь, озирается вокруг чернобородый стрелец. Кончил картину, которую писал несколько лет. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию.
В его подробном и неторопливом повествовании чутко уловлена атмосфера эпохи. Повешенных целых пять месяцев не снимали. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Стрелецкое войско было уничтожено.
Описание настроения картины Утро стрелецкой казни
Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. На картине представлено два главных героя. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен.
И он не покорился приговору Петра. Простой народ сидит на полу, плачет, печалится. Последние минуты перед неотвратимой казнью. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. И масленичные гулянья и христославцы.
Железо колесных ободьев сквозь налипшую на них грязь сверкает, как серебро. За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына.
Тяжело опустилась на землю старуха. Еще один закован в кандалы. В них Суриков видел выражение народности. Пятерым из них царь лично отрубил голову. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни.
- Анализ Картины Сурикова Утро Стрелецкой Казни
- УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ Василий Суриков
- Несколько слов о биографии художника
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Словари и энциклопедии на Академике
Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Художник начал работу над ним в 1878 году. Но Смута добралась и туда. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Было там ещё за двадцать вёрст Свищово. Он даже нарисовал эскизы. И совершенно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна.
Несмотря на то, что участь его решена, он закован и находится в полной власти своих пленителей, он не сдался и не смирился со своей участью. Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт. Картина Утро стрелецкой казни понравилась коллекционеру Третьякову.
Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Недалеко от Нового Иерусалима верные Петру войска под командованием Патрика Гордона разбили мятежников. С него начались первые эскизы к картине. Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина». Он тут же приобрел ее. Стрельцы, старое допетровское войско, были в массе своей мелкими торговцами и ремесленниками, получавшими за военную службу, кроме денежного жалования и натурального довольствия, земельные участки и ряд льгот и привилегий в торговле.
Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Учитель дополняет. Виселицы – психологический и композиционный узел картины там Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи.
В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. На это царь, стоявший от него всего на шаг расстояния, ответил: «Умри, несчастный. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.
Там на кобыле наказывали плетьми. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру.
Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». Учился в петербургской Академии художеств. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. За его спиной, возможно, стоял и Корб. Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины.
За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. Источник был выбран удачно. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году».
По «розыску» Шейна 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом и около 2 тысяч приговорены к высылке в разные города. Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен.
Со своей стороны он также уверен в правоте своих поступков и полон ненависти к царю и власти. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы.
Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Мастерски используя контраст, художник усиливает значение происходящего события. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. Настоящее утро стрелецкой казни, описание которой дают шокированные дипломаты того времени, состоялось 10 октября.
На переднем плане большое скопление народа. мирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины). Об этом подробно рассказывает историк С. М. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию.
Вот-вот прольется кровь и на этой крови будет стоять здание создаваемой Петром империи. Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Насилу его уговорил. Кровью кругом пахнет. Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро.
В них он на физическом уровне чувствовал запах крови. Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: Что вы, картину всю испортить хотите.
Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. Попытаемся разобраться в этом. Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. «Утро стрелецкой казни»Эта многофигурная композиция имеет и непростую конструкцию, очевидность которой может проясниться при простенькой компьютерной обработке репродукции – переводе ее в черно-белый режим (рис 5). И потом через все годы учения в Академии художеств пронес он этот заветный замысел, чтобы в 1878 году приступить к его воплощению.
Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи. Слева от девочки, прямо на земле, сидит старая женщина в темно – коричневом платье. Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох.
Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Однажды, прогуливаясь по Москве, Суриков вышел на Красную площадь. Этистены сделались любимым местом моих прогулок именно всумерки. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны.
Даже те полки, которые не участвовали в перевороте, были расформированы, стрельцов перевели в посадские. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Народ волнуется, «подобно шуму вод многих», — как любил говорить художник. Он даже нарисовал эскизы. Когда мэтр ушёл, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казнённых. Штука ли.
Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. Написал порядочное количество. Для всех остальных Суриков находил натурщиков. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы.
Учился в петербургской Академии художеств. Тогда у него начало дергаться лицо, появился фанатичный взгляд, а казнь стрельцов стала не только способом усмирения бунтов, а и личной вендеттой за потерянное детство. Еще не везде растворился утренний туман.
Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Тогда же похватали и привели в застенок немало простых людей, которые говорили между собой: «Наш государь таков, что ежели с утра крови человеческой не напьеца, то ему хлеб не есца». Но ведь Петр I – это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны.
«Пишу татар. Перед нами характерное, волевое, но спокойное лицо, поражающее лишь сходством с профилем, бегло зачерченным в первом композиционном наброске «Утра стрелецкой казни», то есть еще до встречи Сурикова с могильщиком Кузьмой. Яркое чувство национального характера выражено в костюмах: мужских, женских, военных и даже в таких второстепенных деталях, как дуги, сбруи, телеги. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби.
Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Казни продолжались до начала 1700 года, страна была потрясена террором. «Стены я допрашивал, а не книги», -- говорил Суриков. Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами». Однако муха продолжала сидеть.
Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. Действие в картине «Утро стрелецкой казни» совершается на Красной площади, на фоне кремлевских башен и собора Василия Блаженного. Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина».
И он не покорился приговору Петра. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. – Эшафот недалеко от училища был. Мрачно озираясь вокруг исподлобья, взглядом затравленного зверя смотрит чернобородый стрелец в красном накинутом кафтане, подавляя, но тая в себе великий гнев убежденного в своей правоте бунтаря.
По Москве начались казни. Но Смута добралась и туда. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы. Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни». Учился в петербургской Академии художеств. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль).
Они сидят, так как ноги у них закованы в колодки. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Кремлевская башня отражает фигуру Петра, одинокую в этой толпе, ближняя башня становится знаковой для фигур зевак, бояр и иноземных гостей. А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью.
Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. На кладбище среди могильщиков, на Смоленском рынке среди грязных телег собирал Суриков рассыпанные зерна исторической драмы. В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. В поисках нужных образов художник облазил все московские щели. 1 группа. Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль).
Суриков стремился к реалистической естественности и гармонии колорита. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Каждый из них держал в руке зажженную свечу.
«Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Оно не может оставить равнодушными и нас: « сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни. Тяжело опустилась на землю старуха.
В год окончания «Стрельцов» Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Но боярыню Морозову не сожгли, а вместе с сестрой сослали в дальний Боровский острог и посадили в земляную тюрьму – в яму. Отчаянно кричит молодая жена стрельца, бессильно опустилась на землю старуха-мать. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов.
Осуществляя коренную ломку старых порядков, тормозивших дальнейшее развитие страны, Петр действовал насильственными, варварскими методами, не считаясь ни с какими жертвами. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Учился в петербургской Академии художеств. И медведей полно. Начались массовые казни. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм.
После комплиментов даже Маковской (это достойно галантного кавалера) вдруг пройти молчанием такого слона. Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни». На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. В душе царя разгоралась ярость. Десять других куполов становятся символом зажженных свечей, одна из которых некогда вдохновила Сурикова.
Царь инициировал и возглавил повторное следствие. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь. Строгая кремлевская башня соответствует фигуре царя Петра Первого, тогда как яркие, пестрые главы церкви символизируют чаяния православного русского народа, выразителем идей которого и выступали казнимые стрельцы. Восстание продолжалось несколько дней.
В композиции «Утра стрелецкой казни» есть скрытые соответствия с архитектурой Василия Блаженного. На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ). Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл.
Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности. На переднем плане большое скопление народа. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат.
Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Символичны все архитектурные постройки. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. События картины происходят в Москве на Красной площади. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел.
По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. Василий Иванович Суриков – один из наиболее ярких представителейисторическогожанраврусскойживописи. Егоочень интересовала русская история, он уже создал картины на историческую тему. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Важное значение имеет и архитектурный фон картины.
Какие рыбы были. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. И он не покорился приговору Петра. Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г. Я сам-то свят, – а вот другие. Крепко зажатая, как нож, свеча в его руке бросает красноватые отблески на смуглое лицо с огромными горящими глазами, хищным носом и широко вырезанными ноздрями. Он находится в центре полотна. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги.
КонецXVIIв. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади.
Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. Солдат, уводящий стрельца к виселице, обхватил его рукой и поддерживает почти по-братски. Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. Боялся я ночей. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью.
Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. С 1895 г. был. Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо.
Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя. Вот место из дневника Корба, которое произвело сильное впечатление на художника. Осетры да стерляди в сажень. Учитель. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы.
Вскоре отряд царских войск под командованием генерала Патрика Гордона, в составе которого были Преображенский и Семёновский полки, окружили мятежных стрельцов под стенами Новоиерусалимского Воскресенского монастыря на реке Истре, что всего в сорока верстах от Москвы. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием.
В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках её одежды. Так, например, секретарь австрийского посольства в России Иоганн Георг Корб в своем «Дневнике путешествия в Московию» описывал казнь стрельцов (когда Петр в 1697 году отправился за границу, недовольные его новшествами стрельцы подняли бунт. Скорее восторг. Взгляд седого стрельца безумен – ужас того, что сейчас произойдет, помутило его сознание. Палачей дети любили. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками.
Я ему говорю: «Поедем ко мне — попозируй». Взгляд злой, с ненавистью. Учился в петербургской Академии художеств. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Но ведь Петр I – это единственный персонаж, которого художник писал с портрета.
Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Столь же эмоционально и выразительно показаны и другие персонажи. Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен.
С 1895 г. был. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Он полон сознания своей правоты. Во главе заговора стояли Иван Циклер, член клана Милославских и боярин Алексей Соковнин, брат известной раскольницы Морозовой. Этим приемом усилено впечатление его монументальности. Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства.
На рождестве христославцы приходили. Ему удалось правильно понять народный характер архитектуры Василия Блаженного, неповторимое своеобразие его форм и раскраски. В ранний период творчества Васнецоввыступил как жанрист, выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме (Книжная лавочка Преферанс, ).
Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. И что хотел сказать художник своей картиной. Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты.
Как помогает эмоциональному впечатлению от произведения его колорит. Истекают последние минуты их жизни.
Он полон сознания своей правоты. Сразу после царских похорон между боярскими партиями разгорелась ожесточенная борьба за власть. Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. для того придал общему тону картины грязный оттенок.
Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Только они не словами говорят. Они прошли через ужасы пыток. Руки висят как плети Фигуры стрельцов возвышаются над толпой, как утесы.
Физическое уничтожение началась почти сразу. Чернобородого стрельца, сидящего в телеге, Суриков писал со своего дяди СВ. Проснешься и обрадуешься. Он родился в Красноярске, в казачьей семье. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Репин выискал натуру для Сурикова. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. В него, начиная с 10 октября 1698 года, он вносил записи о восьми массовых казнях – возле села Преображенского, где в то время жил царь и велось следствие и в самой Москве.
Но сила других уже сломлена. При взгляде на картину кажется, что ее наполняет неисчислимая толпа. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. трагического впечатления. Он тут же приобрел ее.
И что хотел сказать художник своей картиной. А что за горой – никто не знал. Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ». Он с негодованием рассказывал генералу Гордону и присутствовавшим московским вельможам, как один из осужденных проявил такую закоренелость, что, готовясь лечь на плаху, дерзнул обратиться к царю, вероятно, стоявшему очень близко, с такими словами: «Посторонись, государь.
– В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Для него вся эта толпа – заклятые враги. Суриков долго уговаривал недоверчивого упрямого Кузьму позировать.
Это я должен здесь лечь». Молодое лицо Петра сурово и замкнуто.
Боялся я ночей. Лица у стрельцов печальные. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась.
Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Казнь сейчас начнется первого осужденного уже повели к виселице. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Погасшая свеча – это погасшая жизнь. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался.
Свечи горят не ярко на фоне дня. Подобно шуму вод многих», -- говорил впоследствии Суриков. В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому.
Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Соловьев. Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру.
На голове у него одета красная шапка, рыжая борода растрепана, руки у него полусогнуты, как будто он собирается что – то сделать. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. не показал самой казни. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым.
В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода.
Сразу и не разберешь где простой народ, где солдаты, где элита. Случайность: на ловца и зверь бежит. Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у Вас ни одного казнённого нет. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. У И. Корба в его «Дневнике» имеются описания обеих казней, но художник объединил их в один сюжет изменил и по-своему осмыслил многие подробности. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек.
Софью постригли в монахини. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Через год, в 1882 году император Александр III и императрица Мария Фёдоровна теперь уже официально посетили X выставку Товарищества передвижных художественных выставок. В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Его интерес к этой теме был не случаен.
Также видно семь глав собора Василия Блаженного. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Кактолько начинало темнеть, я отправлялся бродить, поМоскве ивсебольше ккремлевским стенам.
Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание. Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины.
Датакэтоясно, чтодаже остановишься иждешь: авдруг ивсамом деле выйдут». И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей. Как он уехал, мне и захотелось попробовать.
Штука ли. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Рубахи у них красные, порты широкие.
За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Трагизм происходящего подчеркивает тяжелый, темный колорит полотна. Похоже, что справа от него с обнаженной шпагой «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков. Но все безграничное разнообразие поз, одежд, характеров приведено к поразительной цельности, к нерасторжимому и гармоническому единству.
Но при этом все они вошли в самую картину бесконечно далекими от того характера, -- обыденного, житейского, -- какой они имели в портретных этюдах. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом.
Кончил картину, которую писал несколько лет. 1 группа. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью.
Выяснилась организаторская роль Софьи. Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого). Но что толкнуло их к этому бунту. Часто в погоне за расписной дугой он проводил целые дни. – Страна была неведомая.
Два человека противостоят друг другу – суровый сосредоточенный Петр, который с детства ненавидит этот сброд и рыжий стрелец со свечой. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла.
Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками.