Античный Ужас Бакст

Интерпретация античного наследия в картинах художников русского модерна Л. С. Бакста «Древний ужас» и В. А. Серова «Похищение Европы». «древний ужас» (лат. «Terror Antiquus»)— картина Леона Бакста изображающая гибель античной цивилизации (возможно, Атлантиды) в природном катаклизме.

Описание картины Леона Бакста «Древний ужас»

Глаза его сделаны из горного хрусталя и яшмы, а рога деревянные с золотым покрытием. Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектакляхРусских сезонов Дягилева. То, что человек повседневно называет своим я, господствует над этой его Землею.

Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина Древний ужас (Terror Antiquus) (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы. Н. Бенуа, К. В России особый интерес к античности просыпается, начиная с XVIII века: в стремлении приобщить Россию к развитому европейскому миру, Петр Великий начинает проявлять усиленный интерес к античной культуре. Чтобы иметь дерзновение мужеское перед лицом Необходимости, должно человеку дерзать и мужествовать не по внушению своего немощного замысла и произвола, но по силе божественного бытия, во имя Отца в Небе ибо только сыновство дает ему лицо и силу и власть Жениха.

Но тот, кого она почитает своим мужем и господином, не муж ей. В языческом миропонимании «древний ужас» — это ужас жизни в мире под властью мрачной и бесчеловечной Судьбы, ужас бессилия человека, порабощенного ею и беспросветно покорного (Фатум) а также ужас перед хаосом как бездной небытия, погружение в которую гибельно. Девять муз (они же первоначально богини ключевых вод) – потенцированная триада ключей много, но влага одна. В 1906-1910 руководил художественной школой Е. Н. Летом 1910 года Бакст отправился в Париж, чтобы работать над декорациями спектаклей дягилевских «Русских сезонов». В 1907 году Бакст вместе с Серовым совершил путешествие в Грецию.

И на вопрос: «почему. » — ответствовал: «так как не имеете предания и научения о древнем, то вечно молоды душою». Как и Делакруа, Бакст даже уехал на Восток для совершенствования своего мастерства. огромности совершающихся событий.

Максимилиан Волошин изображал грека в хитоне в Крыму – бывшей греческой колонии. На нем лежат апельсины. Урождённый Лев Самойлович Розенберг, сын небогатого еврейского учёного-талмудиста, появился на свет 27 января 1866 года в Гродно.

Тайный смысл картины 
Древний ужас

Тайный смысл картины Древний ужас

Как вспоминали современники, в своё время Париж был подлинно пьян Бакстом – оформленными им балетами и спектаклями: Клеопатра (1909) Жар-птица (1910) Шахерезада (1910) Нарцисс (1911) Дафнис и Хлоя (1912), Разноцветные костюмы героев создавали неповторимый колорит шумевших на всю Европу спектаклей. Эти работы, конечно, приехали на выставку.

Бакст был и одним из создателей и одним из символов искусства Серебряного века. К 150-летию со дня рождения» занимает несколько абзацев. Древняя Ананке не была упразднена, но отодвинута в далекую сферу. Языком символов художник попытался выразить свои представления об исторических переломах и смене эпох, о преемственности культур и о месте художника в этом процессе.

Память-Мнемосина — одна из семи Матерей, зачавших от Зевса Память родила девять Муз. Правительство Франции даже наградило его орденом Почетного легиона. е. Для этого он сменил вероисповедание (стал лютеранином). Бакст еще — путешественник и денди, плюс ко всему читавший лекции и за год до смерти, в 1923-м, написавший автобиографический роман «Жестокая первая любовь». Девять муз – суть трижды три Музы, т. е. три по преимуществу это одна из женских триад, каковы: Оры, Хариты, Эриннии, Мэнады и другие а три Музы не что иное, как единая Мнемосина их матерь, владычица живых вод, дарующих память, т. е. возрождающих жизнь, дающих бессмертие (amrta,, leau de Jouvence).

Соломон Волков: «Названное автором Terror Antiquus (Древний ужас), это поразительное панно изображало решительными широкими мазками гибель древней Атлантиды— мифической цивилизации, некогда процветавшей, согласно Платону, на огромном острове в Атлантическом океане. Более того, анализируя письма самого Серова, нетрудно сделать вывод, что интерес к архаическим статуям у художника имел место быть: «Работаем в музее – чудные есть архаические женские фигурки с раскопок». Однако, подчиняясь традиции синтеза живого и нереального, Серов стремится передать своей Европе-коре живые, человеческие очертания. Он предлагал домам тканей и мод не только модели, но и разработанные им рисунки тканей. Л. Мясина) и др. В 2016 году на постсоветском пространстве пройдут три выставки Бакста: кроме Русского музея, в ГМИИ им. е. семи посвященных эллинского мира).

Был главным оформителем журнала «Мир искусства», участвовал в оформлении «Ежегодника Императорских театров» (1899–1902), журналов «Художественные сокровища России» (1901–1902), «Весы» (1904–1909), «Золотое руно» (1906), «Аполлон» (1909), рисовал для журнала «Сатирикон» (1908) и для открыток Общины св. Атлантиду навеки поглотил разбушевавшийся океан. см В 1907 году Бакст вместе с Валентином Серовым совершил путешествие в Грецию. Кажется, чуть скучающая, но обаятельно-кокетливая и весьма экстравагантная (вся в черном — от замысловатой шляпы до платья с глубоким декольте) модель сидит за столом. В его творческой биографии были разные фазы.

Есть Небо в человеке и в Небе Отец. Изображённая женская статуя— тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в руках синюю птичку (или голубя— символа Афродиты). Это порабощение не спасло ничего и только увеличило меру бедствий. Но в ранние ученические годы он много подражал Баксту. Обращаясь к архаическому примитиву он ищет условный принцип художественного решения.

Описание картины 
«Древний ужас»

Описание картины «Древний ужас»

В 1887 покинул ИАХ под предлогом болезни глаз. Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста. Названное автором «Terror Antiquus» («Древний ужас»), это поразительное панно изображало решительными широкими мазками гибель древней Атлантиды – мифической цивилизации, некогда процветавшей, согласно Платону, на огромном острове в Атлантическом океане.

«Ужин» 1902 года в свое время вызвал как раз и скандальные отклики. Н. А. Римского-Корсакова, хор. Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста. Выдаются также его Императрица Елизавета Петровна на охоте (1903), Коппелиус (1909), очень интересно написанный Ужин (1903) и два панно: Осень (1906) и Элизиум, эскиз занавеса (1906). Внешнее человека, его плоть – Земля его. «Древнему ужасу» суждено было стать этапным во многих отношениях произведением искусства – в первую очередь, для самого Бакста, который, несмотря на желание еще раз написать подобное полотно, почти никогда не возвращался к живописи и создавал только театральные декорации. В «Ипполите» античность интерпретировалась как стилизованный в архаическом духе экстерьерный архитектурный пейзаж историческая среда действия.

Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды – сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. За Акрополем— освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами. Ужас судьбы жрецы искали заменить богобоязненностью и благочестием (, ), страхом божиим. Вот мистическая правда о Мировой Душе и ее ожиданиях небесного Жениха, которая уже раскрылась тем древним людям, почитателям Единой Богини (как та же высшая правда отражается и в биологическом феномене смерти мужеских особей после акта оплодотворения и в феномене торжества и господства над самцами, напр., у пчел). С другой стороны, Бакст уже достаточно хорошо известен российскому зрителю. А вся мудрость есть только приобщение к забвенной полноте откровений.

Но есть и фазы малоизвестные, но очень важные. Это была последняя живописная работа художника, после которой он практически не работал маслом и не создавал картин (только в 1920-е годы декоративные панно в США и Великобритании). Увлекался античностью. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Русские сезоны навсегда». Это была последняя живописная работа художника, после которой он практически не работал маслом и не создавал картин (только в 1920-е годы декоративные панно в США и Великобритании).

Иванова и М. Волошина). Бакст интересовался античностью больше как археолог. Это порабощение не спасло ничего и только увеличило меру бедствий. Должно найти свое истинное я, чтобы утверждаться в нем. Но пока не очень понятно, что именно его интересовало в контексте коллекционирования. Это порабощение не спасло ничего и только увеличило меру бедствий.

Она же хочет семян Логоса (, как говорили стоики). Ибо священство обращено лицом к прошлому: ему определено хранить предание святынь. Затем был поставлен балет Фея кукол (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Женское единобожие соответствует подчинению Адама Жене, как материи.

Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. В 1898 году Бакст выставляется на первой выставке русских и финляндских художников, устроенной Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное и деятельное участие в выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине. Так пели Музы, что прекрасное — мило, а непрекрасное — немило, во всем покорствуя «Памяти строгой». Неведомая нам жизнь спасена в тенях и оболочках (в Демокритовых ), отделившихся от вещей и лиц, давно истлевших, — безбольная, вдовствующая жизнь, покинутая семенами духа и в то время, как души былых людей ушли в свои обители их полуоживленные, эфирные формы продолжают в лоне Души Мира, как ее неистребимая часть, призрачное существование, — то, каким Гете во второй части «Фауста» наделяет вызванную из глубины Матерей бессмертную Елену и ее наполовину принадлежащих небытию легких спутниц.

Тайный смысл картины 
"Древний ужас"

Тайный смысл картины "Древний ужас"

По наблюдениям пристрастного ценителя русского театрально-декорационного искусства историка и теоретика музыки Б. Асафьева, этот художник – «мастер стилевых странствований» его «оргиастический симфонизм», «плотоядность», склонность к сладостным эффектам вполне в духе модерна, но к сожалению, часто граничит с мещанской пошлостью, салонностью, красивостью, областью поверхностной эффектности иногда даже грубости. кн. Но красота ее – только прелесть очей и обаяние сонной грезы. Это портреты, пейзажи, театральные декорации, мода, книжная графика. Словом, он обладал заразительным любопытством к жизни.

Его знаменитость была его трагедией. Средства эти легко исследовать. Как душа, по древнему тайному верованию, должна, чтобы восходить к свету, опять найти ключи Памяти и утолить палящую жажду у озера подземной Мнемосины, – так Памятью воссоединяемся мы с Началом и Словом, которое «в Начале было». Они собрали около 250 предметов, включая театральные эскизы и настоящие костюмы, занавес «Элизиум», придуманный Бакстом для Драматического театра Комиссаржевской, эскизы и настоящие костюмы, занавес «Элизиум», придуманный Бакстом для Драматического театра Комиссаржевской, эскизы тканей и архивные фотографии, живопись и графику. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). И человек готов был потерять разум от этой двойственности мироздания, от этого неразрешенного спора непримиренных могуществ.

В культе девственной Артемиды раскрывалась эта правда и она же запечатлена в словах, начертанных у подножия покрытой покрывалом Саисской богини, которая, по Геродоту, была ипостасью Девы-Афины, по-египетски же именовалась Неиф: «Я то, что есть и было и будет и ни один смертный и ни один бог не подымал моего покрывала». Второй европейский («Карнавал» Р. Шумана, 1910 «Призрак розы» КМ. Но не то было в Египте: предвечный закон страны, воплощенный в божественном ритме разлитии и убылей Нила, хранил Египет равно от мирового пожара и мирового потопа оттого священная земля стала сокровищницей древнейшего знания и ковчегом преемственной памяти человечества. А царственный род его восходил до мифического Кодра через Солона, который, по словам «божественного» имел намерение изложить повествование жреца в эпической поэме и, если бы прилежал к этому замыслу, превзошел бы силою самого предмета эпопеи — Гомера и Гесиода.

Набоковой и автопортрет. Древний ужас судьбы кончился. Здесь впервые прекращается внешнее богопокорство и упраздняется богоборство. Алексея Александровича писал картину «Приезд адмирала Авелана в Париж» (окончена в 1900), подготовительные этюды к которой выставлял в салоне газеты «Figaro».

Елены Владимировны и Вел. В период 1909-1914 годов Бакст, в целом, оформил около двенадцати спектаклей Дягилева.

Друиды воздвигли золотую ветвь омелы, посвященного Солнцу растения, вьющегося по ветвям дуба. Его графические работы в журнале Мир искусства (большей частью на античные мотивы), сделанные тончайшим пунктиром и частью силуэтные, были поразительно декоративны, полны особенной загадочной поэзии и очень книжны Говоря о его графике, следует упомянуть его работы по шрифтам. Змий прельстил Еву обещанием божественного сознания.

Но красота ее — только прелесть очей и обаяние сонной грезы. Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета. И, конечно, она прекрасна: так видели красоту кумиротворцы архаической Эллады. Но тот, кого она почитает своим мужем и господином, не муж ей. Но жена всегда верна себе.

Забыть о ней было нельзя, но не нужно было более ее бояться. Изображённая женская статуя— тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в руках синюю птичку (или голубя— символа Афродиты). Но это произведение имело и крайне удачную экспозиционную судьбу за пределами России. Необходимость есть плоть мира.

Хорошо известны отклики отечественных критиков по поводу Древнего ужаса (Вяч. Волны хлынули и затопляют каменный материк, который рушится и видимо опускается в пучину. Из всех художников «Мира искусства» он был самым восприимчивым к колебаниям моды и настроениям времени и вот таким образом ближе всех подходил к «стилю модерн» и некоторым тенденциям модернизма, особенно в последние годы. До нее было отныне дело одному Зевсу: а его царство было упрочено на долгие эоны.

Известно, что он работал над кинематографическим вариантом «Фауста», но пока у нас нет эскизов. Сбывали волны потопа и опять возрастал род людей возрождались поколения, забывшие о всем, что знали и умели отцы и за что они умерли и чего достигли без письмен и без искусств, «нищие музой и безграмотные» (аур), зачинали свободные новую жизнь с душою свежей и девственной, с чувствами первоначальными и открытыми. Эта двойственность сказалась и в картине Terror Antiquus.

А. СомовымиС. Между Ананке-Судьбой и Афродитой-Любовью поделил он мир. В 1883-1887 годах вольнослушатель Императорской Академии художеств из учебного заведения ушедший после того, как была отвергнута его конкурсная «Богоматерь, оплакивающая Христа», Бакст, можно сказать, в это учреждение все-таки триумфально вернется, когда в 1914 году ему присвоят звание академика ИАХ. () Перед нами не пейзаж человеческих мер и человеческих восприятий, но икона родовых мук Матери-Геи2». Анненский и Цветаева сами писали пьесы на сюжеты из античной мифологии. Три лика знаменуют множественное выявление единой сущности.

Ибо священство обращено лицом к прошлому: ему определено хранить предание святынь. Кроме того, полотно «Древний ужас» положило начало новому направлению в живописи – неоклассицизму, очень болезненно встреченному критиками того времени. Восток для него играл очень большую роль.

К концу 1900-х годов Бакст ограничил себя работой в театре, благодаря которой вошел в историю как выдающийся театральный художник. На обоих художников Греция оказала сильное влияние. Занимался акварелью под руководством Альб. Н. Ходатайство о предоставлении вида на жительство (октябрь 1913), поддержанное вел.

«Древний ужас» и 
«русские сезоны»

«Древний ужас» и «русские сезоны»

Это, например, эскизы к балетам «Фея кукол», «Карнавал» и «Спящая красавица». Несколько нам предоставил модельер Александр Васильев, у него также есть наброски к балетам «Тамара», «Шахерезада» и «Синий бог». Аполлон является Мойрагетом он сам взялся вести хоровод Мойр. И другая мистическая правда раскрылась в стародавнем женском единобожии: правда о Деве.

Интересно то, что для него Греция была частью Востока. Максимилиан Волошин так отзывался о его творчестве: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже – как в дамских платьях, так и на картинных выставках». В 1907 началось сотрудничество Б. с балетмейстером-реформатором М. Фокиным (эскизы костюмов для танцевальных номеров: «Лебедь» в исполнении А. Павловой и др. ), С 1909 работал в антрепризе С. Дягилева, с 1911 ее художественный директор. Заимствование элементов орнаментики и образов героев своих произведений преимущественно их архаического искусства – вот, пожалуй, то, в чем действительно были похожи Серов и Бакст. Графика изданная в этом журнале, принесла Баксту славу. Женщина была царицей над смертными и богами. Боги были провозглашены блюстителями нравственного миропорядка.

Иванова 171Древний ужас187 2. Клеопатра (1909), Шехерезада и Карнавал (1910), Видение розы и Нарцисс (1911), Синий бог, Дафнис и Хлоя и Послеполуденный отдых фавна (1912), Игры (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством исилой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Мужской коррелат совершенной богини усвоивает черты страдающего бога, как Дионис и Осирис. В 1910 поселился в Париже.

  • Русский музей Дополненная реальность
  • Бакст (Розенберг) Лев (Лейб-Хаим) Самойлович (Израилевич)
  • «Если бы не такая неожиданная смерть, Бакст стал бы законодателем мод»
  • Алхимия Красок: Леон Бакст "Древний Ужас"
  • Алхимия Красок: Леон Бакст Древний Ужас

Фокина), «Нарцисс» (1911, Монте Карло, Казино, муз. Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, «парижанин Второй империи», любивший светскую жизнь и роскошь. Забыть о ней было нельзя, но не нужно было более ее бояться. Ужас судьбы жрецы искали заменить богобоязненностью и благочестием (, ), страхом божиим. К тому времени, однако, художнику, с 1909-го работавшему с дягилевскими «Русскими сезонами» и ещедо того подолгу жившему в Париже, запретили оставаться в Петербургеиз-за его национальности: на убийство Столыпина Дмитрием Богровым осенью 1911 года Николай II решил отреагировать антисемитским указом. Художник тесно связан с театром, деятельностью Сергея Дягилева и «Русскими сезонами».

Его Греция – суровая, загадочная, осложненная элементами символики. Человеку достаточно было трепетать перед ним одним и его бессмертною семьей. Хотя Бакст пробовал свои силы в различных жанрах (достиг известности как тонкий рисовальщик, великолепный портретиста), в его творчестве самое важное место занимала сценография. Ибо они были насильственны, но немощны и были только ее сынами и в себе знали только ее, от матери взятую плоть. Выдаются также его Императрица Елизавета Петровна на охоте (1903), Коппелиус (1909), очень интересно написанный Ужин (1903) и два панно: Осень (1906) и Элизиум, эскиз занавеса (1906).

Влияние Бакста на Шагала. А вся мудрость есть только приобщение к забвенной полноте откровений. А царственный род его восходил до мифического Кодра через Солона, который, по словам «божественного» имел намерение изложить повествование жреца в эпической поэме и, если бы прилежал к этому замыслу, превзошел бы силою самого предмета эпопеи – Гомера и Гесиода. Бакст тоже не прошел мимо ориентализма. Она же хочет семян Логоса (, как говорили стоики). Женское начало утверждалось монотеистически. Так вызывает Платон (в «Тимее» и «Критии») мировую тень Атлантиды, вопрос о существовании которой гипотетически решается отчасти в утвердительном смысле геологами, — для археолога же и историка культуры связан с мечтательною надеждой добыть в сочетании Платонова мифа с воспоминаниями о всемирном потопе желанное звено, связующее многообразные сходные и вместе с тем разрозненные явления, как, напр., памятники древнейшего Египта и Мексики и разрешить многие загадки средиземной культуры, как, напр., загадку Крита или Этрусков.

Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини— это вид с афинского Акрополя. Кроме того, мы вообще мало боимся и почти любим рисковать: так торопливо и бегло, так призрачно и беспечно, т. е. безответственно, научились мы жить. Древний ужас судьбы кончился. Она сильнее тех диких мужеских богов, уже бессильных защитить народ, который они некогда предводили против народов и богов. Интересно то, что для него Греция была частью Востока. Христианство учит, что такое я сокровенно присутствует в человеке: «Царство небес — в вас».

Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом Лебеде М. М. Фокина (1907). Лев Бакст, год назад вернувшийся с парижской учёбы, возглавил художественный отдел. Его «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» были написаны в последние годы его жизни после возвращения из путешествия в Грецию в 1907 году. Самое знаменитое полотно Бакста в собрании Русского музея, конечно, Древний ужас, созданное в 1908 году по мотивам поездки художника в Грецию.

  1. Модерн и театр: три художественных мира Льва Бакста
  2. Символический масонский ПетербургОбсужденияПросмотр темы30
  3. Коллекция Государственного Русского музея
  4. В Русском музее проходит выставка работ Льва Бакста, посвященная 150-летию со дня рождения художника
  5. Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия
  6. Задержание Ефимова, переговоры по Курилам, обработка сознания,
  7. Другие статьи из рубрики ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
  8. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Он давал много частных уроков, особенно в Париже, разным дамам. самое искусство письма, — и записи эти нетронутыми сохранились в храмах. Органичней всего талант Бакста проявился всценографии.

И Адам впал в рабство плоти. Единственный народ, победоносно противостал некогда оружию титанических Атлантов: то были пращуры эллинов, которых потомки забыли, забыв с их именем свою лучшую славу. Но это произведение имело и крайне удачную экспозиционную судьбу за пределами России. Так как космический характер богов был неистребим, они оказались недобродетельными — и люди от них отвернулись.

За Акрополем— освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами. Званцевой в Петербурге. И теми, что принято относить к иронии (иногда злой иронии) судьбы и теми, в которых Бакст вдруг представал с очередной новой стороны, подтверждая свое универсальное мастерство.

Русский музей Дополненная 
реальность

Шагал очень высоко оценивает Бакста, судяпо письмам Шагала. Соломон Волков: «Названное автором Terror Antiquus (Древний ужас), это поразительное панно изображало решительными широкими мазками гибель древней Атлантиды— мифической цивилизации, некогда процветавшей, согласно Платону, на огромном острове в Атлантическом океане. Страх божий они внушали, как принцип долга. «Древний ужас был этапной вещью, прежде всего в творческой биографии самого Бакста. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Он стал одним из основных участников объединения «Мир искусства», занимался и оформлением одноименного журнала и — небольшая деталь — в частности отвечал за качество печати. Щербатова и по проектам Александра Бенуа, Лансере, Бакста, Коровина и Головина было сделано убранство ряда комнат с мебелью, панно, люстрами и каминами, каждая отразившая индивидуальность художника и Бакст создал необыкновенно красивый будуар, белый с розовым, весь в трельяжах, зеркалах и хрустале, отразивший его тогдашнее (общее для всех) увлечение XVIII веком.

«Каждый день растет в его мастерской количество русских образов группы, фигуры. Это символизировало возвышенность Мира искусства над всем другим. Священные начертания запечатлели память о деяниях народов, населявших Атлантиду, великий остров, далеко тянувшийся к западу, за Геркулесовы Столпы, на пространство не меньшее, чем поверхности Азии и Ливии, взятые вместе, по местам, где ныне простерлось водное лоно.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1893 году Лев Бакст отправился учиться в Париж, часто посещая Петербург. Позволительно предположить, что сам Платон слышал знаменитое сказание в пору своего пребывания в Египте от собственных священноучителей и мистагогов, хотя и предпочел сослаться на семейное предание его рода. Оформил также спектакли для труппы Иды Рубинштейн («Мученичество св.

Вот мистическая правда о Мировой Душе и ее ожиданиях небесного Жениха, которая уже раскрылась тем древним людям, почитателям Единой Богини (как та же высшая правда отражается и в биологическом феномене смерти мужеских особей после акта оплодотворения и в феномене торжества и господства над самцами, напр., у пчел). Родившихся «не от похоти плотской», но от Бога — хочет она и от таких мужей зачнет новое свое царство. Вебера (1911 г. ), 171Дафнис и Хлоя187 Равеля (1912 г. ), 171Синий бог187 Р. Гана (1912 г. ), 171Послеполуденный отдых фавна187 на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), 171Тамара187 на музыку М. А. После нескольких лет жизни он возвращается во Францию, всеми обласканный и знаменитый. Ему принадлежала идея «Выставки русских и финляндских художников», устроенной С. Дягилевым в начале 1898 в Петербурге и затем показанной в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.

Бакст Лев Самойлович (Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866, Гродно – 1924, Париж)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1914). Учился в Академии художеств у К. Б. Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе. А. С. Пушкина и в Национальном художественном музее Беларуси (художник родился в Гродно). В диалоге «Тимей» Платон повествует о беседе между знаменитым Солоном и одним из египетских жрецов, в чьих святилищах ученик-эллин был наставлен в тех высших теургических знаниях, обладание которыми упрочило за афинским законодателем VI века славу одного из Семи Мудрецов (т.

Рушится этот холм и этот идол, она же не может не пребыть вечно. Венига (1883-1887, курс не окончил) и в Париже у А. Эдельфельта (1893-1896). Эти же тенденции ощущаются и в попытках русских мастеров расширить круг своего творчества – в России начало деятельности такого рода связано прежде всего с объединением «Мир искусства», одним из ярчайших представителей которого был Лев Бакст – разносторонний художник, прославленный театральный декоратор, один из самых интересных деятелей модерна. Обилие крупных украшений создавало впечатление почти восточной роскоши, которая потом стала ассоциироваться с Русскими сезонами у парижан.

Но в ранние ученические годы он много подражал Баксту. Конечно, трясется земля и море кинулось на сушу от подземных ударов, меж тем как трескучие громы спорят с воем волн и молнийные копьеносцы завязывают битву, чтоб, утомясь в первом натиске, дать сигнал медным легионам туч, готовых рушиться ливнем потопа. вы можете запросить все в системе с коробкой. Таков антропологический принцип в христианстве: помимо этого правого самоутверждения, нет действенного и плодотворного самоутверждения человеку ибо всяким иным самоутверждением он хочет сохранить свою душу, а сам теряет ее, утверждая тень и сон тени (как называет Пиндар человека), но не личность свою, она же лик Сына. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

Итак, кроме безусловности и единства, еще один признак искони усвоен Судьбе: признак пола. Художник пытался языком символов выразить апокалипсическое мироощущение современной эпохи. Атлантиду навеки поглотил разбушевавшийся океан. В 1883-1887 годах вольнослушатель Императорской Академии художеств из учебного заведения ушедший после того, как была отвергнута его конкурсная «Богоматерь, оплакивающая Христа», Бакст, можно сказать, в это учреждение все-таки триумфально вернется, когда в 1914 году ему присвоят звание академика ИАХ.

Так сказал он большее и иное, чем то, что ознаменовал словом «Древний Ужас». Под древним ужасом разумеют обычно панический ужас, ужас Пана. В то же время Древний ужас оказался и этапной работой в истории отечественного искусства 1900—1910-х годов, обозначив ту линию его развития, которая превратилась в хроническую болезнь всей отечественной культуры— неоклассицизм. В каждом случае состав выставок будет разным, лишь иногда пересекаясь. В древней статуе видят и Афродиту как символ непреходящей женственности и красоты и олицетворение гибнущей цивилизации и Судьбу, «предмет древнего ужаса», как прочитал ее Вячеслав Иванов. Одеяния были невероятно полихромны и декоративны. Кроме того, картина обнажила еще один путь развития искусства 1910-х годов – неоклассицизм, последующая популярность которого позволила его в шутку назвать хронической «болезнью» культуры.

Для Бакста, мне кажется, педагогическая деятельность была на втором плане. Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержаниемпортретов: Вел. Аполлон является Мойрагетом он сам взялся вести хоровод Мойр.

Выступал и как либреттист. Символами движения были солнце, дуб и змея. На основе анализа трагедий 171Ипполит187 Еврипида (1902), 171Эдип в Колоне187 (1904) и 171Антигона187 Софокла (1904), оформленных Бакстом, типологизируется первый этап эволюции в интерпретации античного наследия. А вся мудрость есть только приобщение к забвенной полноте откровений.

Творчество Бакста многогранно. Ибо они исполнены разумением любви — не к одним видимым ближним, но и к близким незримым.

Л. Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж» и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов. В этом году открылось в Петербурге (еще очень преждевременно, чтобы быть по-настоящему оцененным) Современное искусство. Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских и в особенности – на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей. Он не только делал эскизы, но и заключал договорыс партнерами, к примеру. Бакст изобразил гибель древнего города и его жителей, бессильных противостоять року. Есть Небо в человеке и в Небе Отец.

Ибо священство обращено лицом к прошлому: ему определено хранить предание святынь. Она не имеет человеческого лица в ее чертах мы не разгадаем сокровенной ее тайны: как Сфинкс, она непонятна как Сфинкс, недвижна и невозмутима. Так сказал он большее и иное, чем то, что ознаменовал словом «Древний Ужас».

171Париж был подлинно пьян Бакстом187, – писал позднее Левинсон.

Одеяния были невероятно полихромны и декоративны. Хорошо известны отклики отечественных критиков по поводу Древнего ужаса (Вяч. Природные мотивы здесь принимали на себя функцию характеристики места действия.

Но тот, кого она почитает своим мужем и господином, не муж ей. Можно сказать, что это не просто наброски костюмов, а портреты. Так, образ Зевса-быка являет собой копию священного кубка, найденного на острове Крит в малом дворце Кносса из черного стеатита в виде головы быка. Сомовым и другими художниками, впоследствии создавшими объединение Мир искусства. В этом мужском лобзании любви — христианское преодоление природной необходимости.

Такими художниками были Анри ван де Вельде, Чарльз Макинтош и Йозеф Ольбрих. Сначалая занимался символизмом, в основном в литературном контексте. Это видно не только в его театральных эскизах. В статье «Пути классицизма в искусстве», опубликованной в журнале «Аполлон» за 1909 г., Бакст писал: «Новый вкус идет к форме не использованной, примитивной к тому пути, с которого всегда начинают большие школы – к стилю грубому, лапидарному».

Она воздвигнута, как символ и подобие. Словом, он обладал заразительным любопытством к жизни. Я тогда еще жилв Англии и Англия переживала кризис — экономический, общественный. Евгении (1902–1905).

Обращаясь к архаическому примитиву он ищет условный принцип художественного решения. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Занавес «Элизиум» Л. Бакст создал для театра В. Комиссаржевской в Петербурге. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового. В комнате слева изображена няня Авдотья. И еще позднее именно это панно стало казаться мне почти идеальной живописной метафорой выжившей Атлантиды XX века— великолепной культуры неповторимого города, в котором я жил». Картина демонстрировалась на Брюссельской выставке (1910) и получила Золотую медаль, участвовала в Международной выставке в Риме (1911), на выставке Мира Искусства в Праге (1912), на персональной выставке Бакста в Лондоне (1913)»7.

Бенуа и М. М. Но нет следов этой деятельности. Прелестны егоакварели-миниатюры иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Клеопатра (1909), Шехерезада и Карнавал (1910), Видение розы и Нарцисс (1911), Синий бог, Дафнис и Хлоя и Послеполуденный отдых фавна (1912), Игры (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. В 1914 году Бакст был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств.

Зарисовки античных памятников и южной природы, чтение древних философов и писателей сформировали у Бакста образ Греции и греческой культуры, конкретный и отвлеченный одновременно. (Потом, впрочем, Бакст женится на дочери Павла Третьяковка Любови Гриценко, но вместе они будут не так долго, семь лет. ) То, что он делал, было ново.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Обращаясь к архаическому примитиву он ищет условный принцип художественного решения. В «Древнем ужасе» архаическая кора — символ «бессмертной женственности» — представляет собирательный образ Древней Эллады. Но жена всегда верна себе. А. А. Бахрушина, музея-заповедника «Петергоф», галереи «Наши художники», KGallery и других государственных и частных институций.

Вечная Память – коренная сила и живая кровь всякого общественного в духе зиждительства. Холст, масло. И если Бакст изучая и интерпретируя эгейскую культуру, напоминает «любезного археолога», для которого «самыми важными остаются человеческие позы, украшения и одежды, тодля Валентина Серова античность была увидена как сон, соперничающий с реальностью, как синтез выдуманного и настоящего. и свободного самоутверждения.

Бенуа, К. А. 250 270 см. Некоторые из них озадаченно смотрят вверх на парящего в воздухе среди крон деревьев сфинкса, как бы напоминающего о недолговечности блаженства, о роке, о странности судеб людей в мире, где повелевают боги. Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста. Мы привезли рисунки из частных собраний, в том числе заграничных. Но в его интерпретации античность имеет мало общего с Классицизмом.

Леонардо да Винчи (М., 1906), «Современное искусство» (СПб., 1902), «Современные течения в искусстве» (СПб., 1907), «Салон» С. К. Маковского (СПб., 1909), «Искусство в книге и в плакате» (СПб., 1911/12), общества «Мир искусства» (СПб., М., Киев, 1913), в международных выставках в Мюнхене (1899), Венеции (1907) и Риме (1911), в мюнхенском (1899) и венском (1908) Сецессионах, парижском салоне Национального общества изящных искусств (1904), в других выставках в России и за границей. Дягилева в Париже (с 1911), затем художник Парижских театров. Автор многочисленных живописных и графических портретов, сюжетных картин, пейзажей и декоративных панно. Дажев работе над декорациями к балету «Игры» он использует новую стилистику. Оформляя «Спящую красавицу», он словно грезил о первых дягилевских сезонах, о своих былых триумфах. Появившийся в «Эдипе в Колоне» пейзажный обобщенный образ архаической Греции так же трактовался Бакстом как художественно переосмысленная историческая среда действия. Это видно не только в его театральных эскизах.

Это жена, Душа Мира в нем. Человеку достаточно было трепетать перед ним одним и его бессмертною семьей. Затем был поставлен балет Фея кукол (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям.

В начале 1900-х впервые обратился к сценографии, оформив пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904) для Александринского театра и драматическое представление «Антигона» по Софоклу (1904) для Иды Рубинштейн на сцене Нового театра Л. Б. М. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках». Чуть позже оммаж художнику принесли в Русском музее. Судьба картины «Древний ужас» подтвердила ее шедевральность: в 1909 году она экспонировалась в Париже, в следующем она получает золотую медаль на выставке в Брюсселе. Государственный Русский музей (Петербург)Фактически это портрет жены А. Бенуа Анны, написанный в свойственной модерну технике, но цель портретного сходства Бакст не преследовал.

Художественный директор антрепризы С. П. А царственный род его восходил до мифического Кодра через Солона, который, по словам «божественного» имел намерение изложить повествование жреца в эпической поэме и, если бы прилежал к этому замыслу, превзошел бы силою самого предмета эпопеи — Гомера и Гесиода. Эти же идеи были продолжены и развиты в постановке трагедии Софокла Эдип в Колоне в 1904 году тоже в Александринском театре с теми же соавторами. С декорациями работа шла непросто, о чем можно узнать из писем Бакста к невесте, они получались поначалу слишком солнечные и умиротворенные, возможно, что его личное настроение в это время никак не было трагедийным. Детство и юность провел в Петербурге. Балакирева (1912), 171Пери187 (этому спектаклю не суждено увидеть свет), 171Бабочки187 (1914 г. ), 171Игры187 (1913 г. ), 171Легенда об Иосифе187 Р. Штрауса (1914 г. ), 171Шутницы187 на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), 171Спящая красавица187 П. И. В 1909 г., по свидетельству современников, 171Париж был пьян Бакстом187. То, что человек повседневно называет своим я, господствует над этой его Землею.

Он очень уважал Бакста как наставника. За тремя ликами Мойр, сестер-судеб, таилась Единая.

Так пели Музы, что прекрасное – мило, а непрекрасное – немило, во всем покорствуя «Памяти строгой». Передать её фотографией достаточно сложно (как любую хорошую живопись), в первую очередь от того, что художник хорошо передал неотчетливость увиденной при всполохе молнии картины античного мира.

Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини— это вид с афинского Акрополя. Таким образом, в конце XIX – начале XX вв. «Нарцисс», «Послеполуденный отдых фавна», «Клеопатра», «Шехерезада». В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним – сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). Боги были провозглашены блюстителями нравственного миропорядка.

О том, что Европа у Серова никто иная, как та же самая архаическая кора, которую использовал в своем «Древнем ужасе» Бакст в образе Афродиты исследователи заявляют почти единогласно. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров.

До нее было отныне дело одному Зевсу: а его царство было упрочено на долгие эоны. Он продолжал заниматься и станковым искусством – исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Картина демонстрировалась на Брюссельской выставке (1910) и получила Золотую медаль, участвовала в Международной выставке в Риме (1911), на выставке Мира Искусства в Праге (1912), на персональной выставке Бакста в Лондоне (1913)».

Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. Такова христианская истина о человеке, которая делает человека впервые свободным. Страх божий они внушали, как принцип долга. Соломон Волков: «Названное автором Terror Antiquus (Древний ужас), это поразительное панно изображало решительными широкими мазками гибель древней Атлантиды— мифической цивилизации, некогда процветавшей, согласно Платону, на огромном острове в Атлантическом океане. Этот оптимизм непрочен и легко может перейти в свою противоположность, если не будет у нас внутренних оснований иначе глядеть на содрогающийся мир, чем безумно расширенными глазами «древнего ужаса», если не расцветет в нас неведомая тем давним людям Любовь, которая не знает страха, — если и духом мы только выродившиеся потомки ущербного мира, поздние дети Земли изнемогшей от напрасных усилий родить сынов Солнца, достойных отчего света, — истощенной своими бесконечными выкидышами — «avortons», по вещему слову г-жи Аккерман. Можно сказать, что это не просто наброски костюмов, а портреты.

Именно он придумал марку журнала, на обложке которого был изображён орел. Совместно с Дягилевым принимает участие в основании журнала 171Мир искусства187. Неведомая нам жизнь спасена в тенях и оболочках (в Демокритовых ), отделившихся от вещей и лиц, давно истлевших, – безбольная, вдовствующая жизнь, покинутая семенами духа и в то время, как души былых людей ушли в свои обители их полуоживленные, эфирные формы продолжают в лоне Души Мира, как ее неистребимая часть, призрачное существование, – то, каким Гете во второй части «Фауста» наделяет вызванную из глубины Матерей бессмертную Елену и ее наполовину принадлежащих небытию легких спутниц. С середины 1890-х примкнул к кружку писателей и художников, объединившихся вокруг Дягилева и Бенуа и в дальнейшем стал одним из инициаторов создания журнала «Мир искусства». Конечно, я принял приглашение Марины Лошак — очень почетное приглашение. Это не случайно. Мученичество и убиение мужского бога, – основной мотив женских религий (какова религия Диониса), религий, питающих свои корни в бытовом укладе тех забытых обществ, где женщина была родоначальницей и царицей.

х. Период с 1893 по 1899 годы провел в Париже, при этом часто наезжая в Петербург. В культе девственной Артемиды раскрывалась эта правда и она же запечатлена в словах, начертанных у подножия покрытой покрывалом Саисской богини, которая, по Геродоту, была ипостасью Девы-Афины, по-египетски же именовалась Неиф: «Я то, что есть и было и будет и ни один смертный и ни один бог не подымал моего покрывала». Таким образом, поддаваясь традиции стиля модерн современной живописи, художник стремится в «Похищении Европы» к сочетанию реального и вымышленного – «кажется, что живой бык плывет в условном, абсолютно нереальном море». Здесь образ натурального живого постоянно перекликается с выдуманным, с художественным. Сбывали волны потопа и опять возрастал род людей возрождались поколения, забывшие обо всем, что знали и умели отцы и за что они умерли и чего достигли без письмен и без искусств, «нищие музой и безграмотные» ( ), зачинали свободные новую жизнь с душою свежей и девственной, с чувствами первоначальными и открытыми.

Эти так называемые дети цветов — все тогда ездилив Индию, да, была такая мода. Автопортрет (1893)Лев Самойлович Бакст (1866-1924) родился в Гродно в семье раввина. И еще позднее именно это панно стало казаться мне почти идеальной живописной метафорой выжившей Атлантиды XX века— великолепной культуры неповторимого города, в котором я жил»3. Не потому ли над самою горою богов, Олимпом, властна Судьба, что она вместе и Урания, Небесная, — вышняя двигательница времен и устроительница космической гармонии. Христианство учит, что такое я сокровенно присутствует в человеке: «Царство небес – в вас».

В 1900-е Б. неоднократно совершал поездки в Западную Европу, в память о чем остались пейзажи, свидетельствующие о возросшем живописном мастерстве, об умении запечатлеть природу в обобщенных выразительных формах: «Пристань в Ментоне» (масло, 1903), «Оливковая роща в горах» (масло, 1903-4), «Море» (масло, 1908). кн. В эскизах декораций, костюмов Бакст становился формалистом. Но она жива.

Волны хлынули и затопляют каменный материк, который рушится и видимо опускается в пучину. М. Фокина), «Дафнис и Хлоя» (1912, театр Шатле, муз. Для Бакста образ античности, это, прежде всего, образ непритязательной архаики. Накануне отъезда развелся с женой – Любовью Павловной Гриценко (дочерью П. М. Третьякова и вдовой художника Н. Н. Гриценко), ради брака с которой в 1903 принял лютеранство. Атлантиду навеки поглотил разбушевавшийся океан.

Еще и это понадобилось прибавить художнику, жизнерадостному пессимисту и фаталисту, разрешающему собственные запросы сознания опытами внутреннего проникновения в далекую и загадочную древность, которая, кажется ему, глядела на мир его глазами. Это она обрекает мужеское на гибель и мужеское умирает, платя возмездие за женскую любовь, – умирает, так как не удовлетворило Ненасытимой и немощным оказалось пред Необорной. В этом мужском лобзании любви – христианское преодоление природной необходимости. В школе Бакст проповедовал обращение к натуре.

«Восточная фантазия» М. Ипполитова-Иванова и М. Мусоргского, 1913 балет П. Чайковского «Спящая красавица», 1916), для парижских и лондонских театров. Вот его театральные работы для Дягилева, для «Русских сезонов». Свобода есть зачинательная мощь, возможность начала. Женщина была царицей над смертными и богами. Она отразилась и в поэзии и в многочисленных переводах трагедий античного времени.

Этого же дельфина встречаем на картине Серова «Похищение Европы». В болезнях Мировая Жена стала родить бессильных чад. Не потому ли троятся женские реальности верования и Судьба родит трех Мойр, что она не только Земля, но и Луна, триединая Геката, в трех разных ипостасях месячного периода последовательно отмечающая для людей чреду времен и подчиняющая женскую жизнь и ее плодородие своему извечному закону. Она навеяна символистскими идеями и впечатлениями от поездки в Грецию. В бессознательной исконной памяти об обреченности мужеского на гибель и о необходимости расплаты жизнью за обладание женщиной лежит то очарование таинственно влекущей и мистически ужасающей правды, какое оказывают на нас «Египетские ночи» Пушкина.

Потом она отчего-то долго была в запасниках и я увидела её снова через промежуток лет. Внешнее человека, его плоть — Земля его. Те древние люди, которые погибли в старинных катаклизмах, поклонились Плоти, космической Жене и богиня извергла таких мужей, каких не желала. Опять подземная Правда поднимает свой верховный голос, перед которым немеют небожители но эта Правда – та же древняя Ананке, та же Единая Богиня, которая склонила древнейшего человека под иго первого ужаса. Максимилиан Волошин изображал грека в хитоне в Крыму – бывшей греческой колонии. «Древний ужас был этапной вещью, прежде всего в творческой биографии самого Бакста.

Родившихся «не от похоти плотской», но от Бога – хочет она и от таких мужей зачнет новое свое царство. Древняя Ананке не была упразднена, но отодвинута в далекую сферу. Н. Н. Черепнина, хор. Это портреты, пейзажи, театральные декорации, мода, книжная графика. Дажев работе над декорациями к балету «Игры» он использует новую стилистику. В диалоге «Тимей» Платон повествует о беседе между знаменитым Солоном и одним из египетских жрецов, в чьих святилищах ученик-эллин был наставлен в тех высших теургических знаниях, обладание которыми упрочило за афинским законодателем VI века славу одного из Семи Мудрецов (т.

В древней статуе видят и Афродиту как символ непреходящей женственности и красоты и олицетворение гибнущей цивилизации и Судьбу, «предмет древнего ужаса», как прочитал ее Вячеслав Иванов. В 1898 году образуется художественное объединение «Мир Искусства» и Бакст становится его активным участником. Его «буйный декоративный стиль» иногда называли словом барокко, поскольку он действительно ошеломлял своим богатством, но была в нем и своя тонкость, художественный артистизм. Бенуа, К. А. Почти всё время он жил в городе на Сене, создавая удивительный мир Русских сезонов.

И на вопрос: «почему. » — ответствовал: «так как не имеете предания и научения о древнем, то вечно молоды душою». В 1914 г. мне пришлось снова встретиться с ним в Париже. Картина Л. С. Бакста «Древний ужас» явилась своего рода отчетом, результатом его долгожданного путешествия в 1907 году в Грецию вместе с близким другом и единомышленником В. А. Серовым. Ему принадлежит ряд монументально-декоративных работ — например, занавес для театра Комиссаржевской «Элизиум» и одноименное панно (оба —1906 г. ), картина «Древний ужас».

В. Нижинского), «Легенда об Иосифе» (1914, Гранд-опера, муз. А сама эта история изобилует интересными поворотами. Выше: что вы искали. Поэт Максимилиан Волошин так писал: «Бакст. В этой картине отразились впечатления Бакста, связанные с его поездкой в Грецию.

Как известно, Бакстом Лев Самойлович (или Леиб Хаим Израилевич) Розенберг, родившийся в 1866-м, станет называться только с 1889 года — с момента первой своей выставки, —взяв за основу псевдонима фамилию бабушки по маме — Бакстер. Передать её фотографией достаточно сложно (как любую хорошую живопись), в первую очередь от того, что художник хорошо передал неотчетливость увиденной при всполохе молнии картины античного мира.

В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле. Это была последняя живописная работа художника, после которой он практически не работал маслом и не создавал картин (только в 1920-е годы декоративные панно в США и Великобритании). Так вызывает Платон (в «Тимее» и «Критии») мировую тень Атлантиды, вопрос о существовании которой гипотетически решается отчасти в утвердительном смысле геологами, – для археолога же и историка культуры связан с мечтательною надеждой добыть в сочетании Платонова мифа с воспоминаниями о всемирном потопе желанное звено, связующее многообразные сходные и вместе с тем разрозненные явления, как, напр., памятники древнейшего Египта и Мексики и разрешить многие загадки средиземной культуры, как, напр., загадку Крита или Этрусков. В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале Жупел, потом в журналах Сатирикон, Золотое руно, Аполлон, успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры, выставки). Но и сами Музы, как пушкинская резвая дева-Рифма их вскормленница, — «послушны Памяти строгой». греческая архаика была эстетически переосмыслена и истолкована совершенно по-новому.

кар., мел 1905), К. А. Сомова (цв. — все это, сделавшее славу Бакста, будет потом. «Древний ужас был этапной вещью, прежде всего в творческой биографии самого Бакста. Эта двойственность сказалась и в картине Terror Antiquus. С 1910 жил в Европе. Восток для него играл очень большую роль. После окончания гимназии юноша поступил в петербургскую Академию Художеств, где проучился с 1883 по 1887 год, во время учёбы подрабатывая иллюстрацией книг.

Интересно с точки зрения авангардизма вернуться к «Миру искусства», окунуться в эту атмосферу. Благодаря Русским сезонам завоевал громкую славу как художник-декоратор. А царственный род его восходил до мифического Кодра через Солона, который, по словам «божественного» имел намерение изложить повествование жреца в эпической поэме и, если бы прилежал к этому замыслу, превзошел бы силою самого предмета эпопеи — Гомера и Гесиода. Марией Павловной, было отклонено императором (февраль 1914). Между Ананке-Судьбой и Афродитой-Любовью поделил он мир. Сбывали волны потопа и опять возрастал род людей возрождались поколения, забывшие о всем, что знали и умели отцы и за что они умерли и чего достигли без письмен и без искусств, «нищие музой и безграмотные» ( аур ), зачинали свободные новую жизнь с душою свежей и девственной, с чувствами первоначальными и открытыми.

Эта двойственность сказалась и в картине. Это была реакция строя и порядка против оргийности, солнечной религии против лунной. По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров. Занимался в студии Ж. -Л. Например, с Идой Рубинштейн в постановке «Мученичество святого Себастьяна», с Вацлавом Нижинским в его спектаклях.

А. Аренского, С. Танеева, М. Глинки и др., 1909 «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, 1910 «Жар-птица» И. Стравинского, 1910 «Синий бог» Р. Гана и «Тамара» М. Балакирева, 1912), окрашенный, по словам одного из критиков, «в цвета страсти и сказки». Девять муз (они же первоначально богини ключевых вод) — потенцированная триада ключей много, но влага одна. И другая мистическая правда раскрылась в стародавнем женском единобожии: правда о Деве. Но это произведение имело и крайне удачную экспозиционную судьбу за пределами России. «Древний ужас был этапной вещью, прежде всего в творческой биографии самого Бакста.

Да, это интересно. На 1871-1890 годы падают составившие эпоху в науке и давшие самые поразительные и блестящие результаты раскопки Артура Эванса на острове Крит и Генриха Шлимана в различных местах Эгейского мира – там, «где эпос Гомера помещает центры жизни героической эпохи и где энтузиаст-исследователь рассчитывает найти реальные остатки жизни героев эпоса». В. Стасов так писал об этой картине: «Сидит у стола кошка в дамском платье её мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне талия её, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бёрдслея, Невыносимая вещь. »Примечание: Обри Бёрдслей – английский художник-график иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетизма и модерна 1890-х годов.

Картина демонстрировалась на Брюссельской выставке (1910) и получила Золотую медаль, участвовала в Международной выставке в Риме (1911), на выставке Мира Искусства в Праге (1912), на персональной выставке Бакста в Лондоне (1913)»7. Сблизившись сА.

Он никогда не уходил в тень. В болезнях Мировая Жена стала родить бессильных чад. Рушится этот холм и этот идол, она же не может не пребыть вечно.

безответственно, научились мы жить. Так пели Музы, что прекрасное — мило, а непрекрасное — немило, во всем покорствуя «Памяти строгой». Работы Бакста в стиле модерн стремились передать дух эпохи, распространённое тогда тревожное ожидание Миллениума, которое витало в воздухе. Женское начало утверждалось монотеистически.

Им сделан действительно громадный вклад в область театрального искусства. В этом мужском лобзании любви — христианское преодоление природной необходимости. Эскизы представляли персонажей в процессе действия, своеобразие каждой роли раскрывалось через античную пластику, характерный «актерский» жест, колористическую гамму. Художественное осмысление этих образов получало у Бакста мистическое и загадочное звучание. «Все вы еще юны возрастом, о эллины и поистине нет меж вами старца» — учил жрец.

Порой скандально. Ее окружает нимб влияния, облако силы, от нее исходящей.

Сыновья стали на сторону убитых отцов и обнажили меч на матерей: их благословили на это новые жрецы, утвердившие патриархальные начала и культ предков-героев. Теперь уже Баксту аплодирует Америка.

Неведомая нам жизнь спасена в тенях и оболочках (в Демокритовых), отделившихся от вещей и лиц, давно истлевших, — безбольная, вдовствующая жизнь, покинутая семенами духа и в то время, как души былых людей ушли в свои обители их полуоживленные, эфирные формы продолжают в лоне Души Мира, как ее неистребимая часть, призрачное существование, — то, каким Гете во второй части «Фауста» наделяет вызванную из глубины Матерей бессмертную Елену и ее наполовину принадлежащих небытию легких спутниц. Работы этого времени искренние и непосредственные. Соломон Волков: «Названное автором Terror Antiquus (Древний ужас), это поразительное панно изображало решительными широкими мазками гибель древней Атлантиды— мифической цивилизации, некогда процветавшей, согласно Платону, на огромном острове в Атлантическом океане. Свою музу Бакст находит в преимущественно архаическом античном прошлом.

В болезнях Мировая Жена стала родить бессильных чад. Родившихся «не от похоти плотской», но от Бога — хочет она и от таких мужей зачнет новое свое царство. Египтяне — старцы, а эллины — дети не знают эллины, откуда они и что было до них, египтяне же помнят былое за себя и за них.

Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержаниемпортретов: Вел. И, конечно, она прекрасна: так видели красоту кумиротворцы архаической Эллады. Есть и смех ужаса — risus terroris. Л. Бакст «Ужин» (1902). Итак, кроме безусловности и единства, еще один признак искони усвоен Судьбе: признак пола.

В 1907 году Бакст вместе с Серовым совершил путешествие в Грецию. С дягилевской антрепризой Б. продолжал сотрудничать и тогда, когда Фокина и мирискусников сменили балетмейстеры и художники следующих поколений: эскизы декораций и костюмов к мимодраме-балету «Шутницы» Д. Скарлатти (1917), к балету П. Чайковского «Спящая красавица» (1921) и др. Титаны находят себе подруг и Ниобея продолжает утверждать гордость отца Тантала. Есть и смех ужаса – risus terroris.

оскудевшие солнцем, гибнут, — а богиня все ждет своего истинного оплодотворения от Солнца. Наиболее полно Б. реализовал себя в театре. Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе. Три лика знаменуют множественное выявление единой сущности. 1908. Государственный Русский музей (Петербург)Картина изображает гибель античной цивилизации (возможно, Атлантиды) в природном катаклизме. Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини — это вид с афинского Акрополя.

За тремя ликами Мойр, сестер-судеб, таилась Единая. Вечная Память — коренная сила и живая кровь всякого общественного в духе зиждительства. Душевная борьба Ореста в изображении Эсхила сводится к выбору между матерью и отцом. Боги были провозглашены блюстителями нравственного миропорядка. А вся мудрость есть только приобщение к забвенной полноте откровений. (Lev Bakst) (1866-1924), русский театральный художник и график. В числе хрестоматийных его произведений — хранящиеся в Русском музее «Портрет Сергея Дягилевас няней» и «Ужин».

Отношения с великим импресарио Дягилевым со временем разладятся и к моменту смерти Бакста в 1924 году они так и не успеют помириться, — но постановка этого балета (1910) и в истории его «Русских сезонов» осталась в числе главных страниц. Иванова «Древний ужас» 2. Новейшие попытки оспаривать матриархат имеют лишь ограничительное значение.

Мастер чернофигурной вазописи Эксекий на своем килике «Дионис в ладье» за неумением изобразить правдоподобно море обращается к образному его изображению, рисуя фигурки дельфинов. Страх божий они внушали, как принцип долга. Интересно с точки зрения авангардизма вернуться к «Миру искусства», окунуться в эту атмосферу. В диалоге «Тимей» Платон повествует о беседе между знаменитым Солоном и одним из египетских жрецов, в чьих святилищах ученик-эллин был наставлен в тех высших теургических знаниях, обладание которыми упрочило за афинским законодателем VI века славу одного из Семи Мудрецов (т. В дальнейшем Б. активно сотрудничал с Дягилевым и Бенуа в издании журнала «Мир искусства» (1898/991904), участвовал в выставках того же названия (1899-1903, 1906, 1913), в выставке «Современное искусство» (1903), ретроспективных выставках русского искусства в Париже и Берлине (1906), в Международной художественной выставке в Венеции (1907), выставках Союза русских художников (190310) и др.

В последующие годы в оформлении Б. были поставлены пантомима «Сердце маркизы» (1902) в Эрмитажном театре, балет И. Байера «Фея кукол» (1903) в Эрмитажном и Мариинском театрах, трагедии Еврипида «Ипполит» (1902) и Софокла «Эдил в Колоне» (1904) в Александрийском театре, трагедия Софокла «Антагона» (1904, частный спектакль И. Рубинштейн). Технические средства были подсказаны внутренним отношением художника к своей теме. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта. Так, казалось бы, далек от нас horror fati – ужас судеб.

П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения Мир искусства (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала Мир искусства. Древняя Ананке не была упразднена, но отодвинута в далекую сферу. семи посвященных эллинского мира). Бакст — персонаж пограничный для разных художественных территорий и, кажется, одинаково любимый людьми, придерживающимися разных взглядовна искусство. Необходимость есть плоть мира.

Художник языком символов выразил апокалиптическое мироощущение современной эпохи. Передать её фотографией достаточно сложно (как любую хорошую живопись), в первую очередь от того, что художник хорошо передал неотчетливость увиденной при всполохе молнии картины античного мира. Женское единобожие соответствует подчинению Адама Жене, как материи.

«Все вы еще юны возрастом, о эллины и поистине нет меж вами старца» – учил жрец. Несколько нам предоставил модельер Александр Васильев, у него также есть наброски к балетам «Тамара», «Шахерезада» и «Синий бог». Это должно смотреться по-новому. Как известно, Бакстом Лев Самойлович (или Леиб Хаим Израилевич) Розенберг, родившийся в 1866-м, станет называться только с 1889 года — с момента первой своей выставки, —взяв за основу псевдонима фамилию бабушки по маме — Бакстер. Бакст для этого слишком экспрессивен, эмоционален.

А в 1902-м Николай II заказал находившемусяв Париже мастеру картину «Встреча русских моряков». х. Известность Баксту принесли его графические работы для журнала Мир искусства. Змий прельстил Еву обещанием божественного сознания. Отношения с великим импресарио Дягилевым со временем разладятся и к моменту смерти Бакста в 1924 году они так и не успеют помириться, — но постановка этого балета (1910) и в истории его «Русских сезонов» осталась в числе главных страниц. У Бакста была школа в Петербурге и Шагал был одним из его учеников.

И на вопрос: «почему. » – ответствовал: «так как не имеете предания и научения о древнем, то вечно молоды душою». В 1889 году состоялась его первая выставка, которую он провёл под псевдонимом Бакст, что было укороченным вариантом фамилии его бабушки (Бакстер).

Вечная Память — энергия соборная и в таинственном смысле священственная тайно священствует, кто ей служит и жертвует, — как художник, жрец Мнемосины и Муз. Ибо они исполнены разумением любви – не к одним видимым ближним, но и к близким незримым. Один пол не мог быть возведен в абсолют без апотеозы другого пола. В диалоге «Тимей» Платон повествует о беседе между знаменитым Солоном и одним из египетских жрецов, в чьих святилищах ученик-эллин был наставлен в тех высших теургических знаниях, обладание которыми упрочило за афинским законодателем VI века славу одного из Семи Мудрецов (т.

Женщина была царицей над смертными и богами. Не однажды содрогался мир в своих основаниях и не однажды еще подвергнется очистительным переворотам в свои времена огонь и вода стирали все твердыни и славы человека. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. Он проявил способность к рисованию, но родители не поощряли этого. Жрец Солнца Орфей пал жертвою женщин и, растерзанный, уподобился их Дионису. В античной поэзии Элизиум – место блаженства, рай. «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций.

Ужас судьбы жрецы искали заменить богобоязненностью и благочестием (, ), страхом божиим. «Все вы еще юны возрастом, о эллины и поистине нет меж вами старца» — учил жрец. Для Бакста, мне кажется, педагогическая деятельность была на втором плане. характерные признаки стиля модерн с его метафоричностью образов и декоративностью изобразительных приемов, особенно заметных в тяготеющей к орнаменту и силуэту журнальной, книжной и прикладной графике (рисунки для журналов «Мир искусства» 1902-4, «Золотое руно», 1906) и в таких станковых работах как «Ужин» (масло, 1902), «Ливень» (гуашь, тушь, 1906), «Ваза» (гуашь, акварель, 1906). Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.

Девять муз — суть трижды три Музы, т. е. В эти годы писал картины в манере передвижников: «Супруги (Мезальянс)», «Философ (Пьяный факельщик)», «Старуха еврейка», «Отчаяние», «Иуда, беседующий с Христом». Как-то я об этом не думал раньше, но вы правы. С графики легко перешел на масштаб сцены. Это были молодые художники-единомышленники. возрождающих жизнь, дающих бессмертие (amrta,, leau de Jouvence). е. семи посвященных эллинского мира).

Первый из них ориентальный («Клеопатра» на муз. За тремя ликами Мойр, сестер-судеб, таилась Единая. Этот оптимизм непрочен и легко может перейти в свою противоположность, если не будет у нас внутренних оснований иначе глядеть на содрогающийся мир, чем безумно расширенными глазами «древнего ужаса», если не расцветет в нас неведомая тем давним людям Любовь, которая не знает страха, – если и духом мы только выродившиеся потомки ущербного мира, поздние дети Земли изнемогшей от напрасных усилий родить сынов Солнца, достойных отчего света, – истощенной своими бесконечными выкидышами – «avortons», по вещему слову г-жи Аккерман. Этот оптимизм непрочен и легко может перейти в свою противоположность, если не будет у нас внутренних оснований иначе глядеть на содрогающийся мир, чем безумно расширенными глазами «древнего ужаса», если не расцветет в нас неведомая тем давним людям Любовь, которая не знает страха, — если и духом мы только выродившиеся потомки ущербного мира, поздние дети Земли изнемогшей от напрасных усилий родить сынов Солнца, достойных отчего света, — истощенной своими бесконечными выкидышами — «avortons», по вещему слову г-жи Аккерман.

Так вызывает Платон (в «Тимее» и «Критии») мировую тень Атлантиды, вопрос о существовании которой гипотетически решается отчасти в утвердительном смысле геологами, — для археолога же и историка культуры связан с мечтательною надеждой добыть в сочетании Платонова мифа с воспоминаниями о всемирном потопе желанное звено, связующее многообразные сходные и вместе с тем разрозненные явления, как, напр., памятники древнейшего Египта и Мексики и разрешить многие загадки средиземной культуры, как, напр., загадку Крита или Этрусков. Однако достаточно еще двух или трех Мессин, чтоб «древний ужас» обратился для нас в ужас последнего дня. Вот мистическая правда о Мировой Душе и ее ожиданиях небесного Жениха, которая уже раскрылась тем древним людям, почитателям Единой Богини (как та же высшая правда отражается и в биологическом феномене смерти мужеских особей после акта оплодотворения и в феномене торжества и господства над самцами, напр., у пчел). А царственный род его восходил до мифического Кодра через Солона, который, по словам «божественного» имел намерение изложить повествование жреца в эпической поэме и, если бы прилежал к этому замыслу, превзошел бы силою самого предмета эпопеи — Гомера и Гесиода. огромности совершающихся событий. Древний ужас судьбы кончился.

Неудивительно, что список участников выставки «Лев Бакст / Lon Bakst. Девять муз (они же первоначально богини ключевых вод) — потенцированная триада ключей много, но влага одна. Новейшие попытки оспаривать матриархат имеют лишь ограничительное значение. Атлантиду навеки поглотил разбушевавшийся океан. Но и сами Музы, как пушкинская резвая дева-Рифма их вскормленница, – «послушны Памяти строгой». Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. В последние годы жизни он выполнял также эскизы для парижских театров «GrandОрбга», «Theatre Jumnase», «F6mina», «de la Renaissanse».

Но есть и фазы малоизвестные, но очень важные. В бессознательной исконной памяти об обреченности мужеского на гибель и о необходимости расплаты жизнью за обладание женщиной лежит то очарование таинственно влекущей и мистически ужасающей правды, какое оказывают на нас «Египетские ночи» Пушкина. Ворт и Пакэн — законодатели парижских мод — стали пропагандировать Бакста. А в театре ставились трагедии, оперы и балеты. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним – сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). Она воздвигнута, как символ и подобие. Оформлял книги для петербургских и московских издательств, поэтические сборники «Снежная маска» А. А. Блока (СПб., 1907), «Anno mundi ardentis» М. А. Волошина (М., 1910) и др. Клеопатра (1909), Шехерезада и Карнавал (1910), Видение розы и Нарцисс (1911), Синий бог, Дафнис и Хлоя и Послеполуденный отдых фавна (1912), Игры (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.

У подножия гор в правой части картины на первом плане помещены здания, по мнению Пружана— микенские Львиные ворота и остатки дворца в Тиринфе. К сожалению, многое потеряно, так как ткани — это хрупкая вещь. «Древний ужас» (лат.

Не так же ли совпадает эта необходимость с «волею» Шопенгауеровой философии, с волею к бытию и размножению в дурной бесконечности. Например, с Идой Рубинштейн в постановке «Мученичество святого Себастьяна», с Вацлавом Нижинским в его спектаклях. И вот наконец один из моих героев — в одном из самых престижных музеев России. Историзм художественного мышления и увлечение архаикой объединяли в то время художников-мирискусников, философов и русских поэтов-символистов и потому не случайно название одной из самых знаменитых картин Бакста 171Terror Antiquus187 (1908) соотносится с заголовком программной статьи символиста Вяч. Венига (1883-1887, курс не окончил) и в Париже у А. Эдельфельта (1893-1896). Бакст возглавил в журнале художественный отдел.

Своими художественными приемами картина ассоциируется с театральной декорацией. Он стал ведущим художником «Русских сезонов» Дягилева и создал декорации и костюмы к балетам «Клеопатра», «Шехерезада» и «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя», поражавшие зрителей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок. Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе.

Сбывали волны потопа и опять возрастал род людей возрождались поколения, забывшие обо всем, что знали и умели отцы и за что они умерли и чего достигли без письмен и без искусств, «нищие музой и безграмотные» ( ), зачинали свободные новую жизнь с душою свежей и девственной, с чувствами первоначальными и открытыми. Изображённая женская статуя— тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в руках синюю птичку (или голубя— символа Афродиты). Титаны находят себе подруг и Ниобея продолжает утверждать гордость отца Тантала. Вебера), обращенный к эпохе романтизма и стилю бидермайер. Судьба картины «Древний ужас» подтвердила ее шедевральность: в 1909 году она экспонировалась в Париже, в следующем она получает золотую медаль на выставке в Брюсселе.

«Все вы еще юны возрастом, о эллины и поистине нет меж вами старца» — учил жрец. Остается добавить, что Василий Розанов в журнале «Мир искусства» описал модель как «стильную декадентку fin de sicle, черно-белую, тонкую, как горностай, с таинственной улыбкой la Джоконда». Потом она отчего-то долго была в запасниках и я увидела её снова через промежуток лет. Это была реакция строя и порядка против оргийности, солнечной религии против лунной. () Перед нами не пейзаж человеческих мер и человеческих восприятий, но икона родовых мук Матери-Геи». На обоих художников Греция оказала сильное влияние.

Иванова и М. Волошина). природой. Смешение правой и левой стороны – характерный симптом чисто визионарных восприятий и библейское выражение о младенцах, не умеющих различить правой руки от левой, не случайно: оно указывает на неопределившееся разумное самосознание личности, еще погруженной всецело в сферу сознания сонного, питающего корни чувственного бытия. Хорошо известны отклики отечественных критиков по поводу Древнего ужаса (Вяч. О том, какое место в творчестве и мировоззрении Бакста заняла эта поездка, можно судить по сохранившемуся, хотя и не в полном варианте, автобиографическому очерку «Серов и я в Греции», читая впечатления от которого невозможно не остаться равнодушным: «Сколько новых впечатлений. В 1890-е сблизился с А. Н. Вот его театральные работы для Дягилева, для «Русских сезонов».

Дягилева, Зинаиды Гиппиус, К. Сомова, Е. И. Бенуа. К сожалению, многое потеряно, так как ткани — это хрупкая вещь.

Соломон Волков: «Названное автором Terror Antiquus (Древний ужас), это поразительное панно изображало решительными широкими мазками гибель древней Атлантиды— мифической цивилизации, некогда процветавшей, согласно Платону, на огромном острове в Атлантическом океане. Художественный директор антрепризы С. П. К тому времени, однако, художнику, с 1909-го работавшему с дягилевскими «Русскими сезонами» и ещедо того подолгу жившему в Париже, запретили оставаться в Петербургеиз-за его национальности: на убийство Столыпина Дмитрием Богровым осенью 1911 года Николай II решил отреагировать антисемитским указом. Память-Мнемосина – одна из семи Матерей, зачавших от Зевса Память родила девять Муз. Для него самым важным остаются человеческие позы, украшения и одежды».

То, что человек повседневно называет своим я, господствует над этой его Землею. Но женское единобожие естественно требовало дополнения. Должно найти свое истинное я, чтобы утверждаться в нем. Работы этого времени искренние и непосредственные. Художник пытался языком символов выразить апокалипсическое мироощущение современной эпохи.

Чайковского (1921 г. ). В 1907 под впечатлением от поездки вместе с В. А. Серовым по Греции создал цикл пейзажей и декоративное панно «Древний ужас (Terror Antiquus)», которое получило философское толкование в книге Вячеслава Иванова «По звездам» (СПб., 1909). И, конечно, она прекрасна: так видели красоту кумиротворцы архаической Эллады. Бакст был и одним из создателей и одним из символов искусства Серебряного века. Аполлон является Мойрагетом он сам взялся вести хоровод Мойр.

1893-99 гг. Родился в Гродно в семье мелкого коммерсанта. Память-Мнемосина — одна из семи Матерей, зачавших от Зевса Память родила девять Муз.

В его творческой биографии были разные фазы. Во время путешествия друзья усердно рисовали искали современную манеру изображения греческого мифа. И Адам впал в рабство плоти. Ее окружает нимб влияния, облако силы, от нее исходящей. Когда вдруг не стало Бакста, пресса во Франции подводила итог его жизни, говоря, что «смерть Бакста ознаменовала собой конец целой эпохи в истории европейской культуры».

У Сарабьянова читаем о том, что художник долго искал позу коры изображенную на картине, в живой натуре, «сделав не один рисунок с натурщицы и добившись, наконец, такого варианта изображения, которое позволило живое уподобить историческому, реальное соединить с чертами античной архаики». Игорь Грабарь в своей монографии пишет о том, что изначально Серов представлял Европу в виде прекрасной женщины и хотел изобразить «ее роскошное тело, погруженное в сапфировую воду», однако, увидев статуи архаических акропольских кор, художник тотчас от этой идеи отказался, решив, что его Европа «должна быть подобна корам». Свой прототип в искусстве архаики, а именно в греческой вазописи, находит и ныряющий на заднем плане дельфин. Это жена, Душа Мира в нем. В диалоге «Тимей» Платон повествует о беседе между знаменитым Солоном и одним из египетских жрецов, в чьих святилищах ученик-эллин был наставлен в тех высших теургических знаниях, обладание которыми упрочило за афинским законодателем VI века славу одного из Семи Мудрецов (т. е. кн. Но она жива.