Антон Лосенко Картины
Антон Павлович Лосенко и его картины
Родился в городе Глухове на Украине. И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного. Это – первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели.
Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. И здесь проявились его художественные способности. Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы.
Репродукции картин Лосенко Антон
Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника. Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. Повесть временных лет содержит текст, который можно понимать как описание публичного изнасилования Рогнеды на глазах ее родителей, после чего отец обесчещенной девушки и два ее брата были убиты: «и повеле Владимиру бытии с нею пред отцом ея и матерью и потом отца уби, а саму поя жене (взял в жены. Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля.
Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем.
Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно. Государственный Русский музей (Петербург). Затем учился в Петербурге в мастерской И. П. Аргунова (1753 – 1758) и в Академии художеств (1758 – 1760). Этим объясняется некоторая эскизность образов. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор.
Сейчас, во временном отдалении, мы видим, что по сравнению с искусством портрета она не достигла аналогичных высот. он учился певческому искусству, служил в придворной капелле. Обучение искусству живописи Лосенко продолжил в петербургской Академии художеств (1759 – 1760), а затем в Париже и Риме (1760 – 1769). Несколько молодых людей, собравшись среди римских развалин, слушают чтение путеводителя, рассматривая окружающие их древности. Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности.
Галереи, серии картин, портретов
Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов. Сергей Григорьевич Строганов заказал впоследствии архитектору Франческо Бартоломео Растрелли постройку дворца на Невском проспекте, который сейчас является одним из филиалов Русского музея. У своих учеников он в первую очередь развивал мастерство рисунка, разработав для них особое руководство (первое, созданное русским художником) — Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй. Один из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время был ее директором. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы.
Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена. В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем — киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены. Главным его занятием в Академии было, конечно, преподавание. Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности.
Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в Гекторовом прощании (как называли картину современники). В 1761 – 1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого. Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Зато безусловную ценность представляли его портреты.
- Лосенко Антон Павлович – великий русский художник
- "Ломоносов русской живописи": Антон Павлович Лосенко – художник исторического жанра второй половины в
- Картины — Лосенко, Антон Павлович
- Русский художник Лосенко Антон Павлович
Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие». картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах, упражняется в колерах. Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины. Римский цикл завершает картина Зевс и Фетида (1769, ГРМ), созданная художником втайне от Академии по заказу И. И. Шувалова для графа К. Г. Разумовского.
Справа и слева у края полотна размещены второстепенные персонажи, призванные образовать «раму» и сосредоточить внимание зрителя на втором плане, где развертывается основное событие. До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств. Шувалова, А. П.
- Антон Павлович Лосенко 1737–1773 К 275-летию со дня рождения
- 280 лет назад родился художник Антон Павлович Лосенко
- Творчество Лосенко Антона Павловича
- Русские художники: Лосенко Антон Павлович
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Лосенко создал первую композицию на национальную тему – «Владимир и Рогнеда» (1770). Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи.
А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить. Цикл «высоких полотен» Лосенко открывается небольшим «Товией с ангелом» исполненным еще у Аргунова. Эта картина, в сущности, первое произведение, посвященное отечественной истории.
- Игровое занятие – «Маленький эксперт»
- Мастер-классы по созданию кукол-мотанок, ткачеству поясов или соломоплетению
- Карта гостя Национального художественного музея
- В Национальном художественном музее Республики Беларусь действует программа Карта Гостя
- Новая развлекательно-познавательная экскурсия для детей «Самые-самые»
Лосенко принадлежит и начало создания национального фонда образцовых копий с прославленных шедевров эпохи Возрождения. В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны. Подробнейший журнал парижских впечатлений пестрит именами Лебрена, Жувенэ, Лесюера, Натуара и других.
Можно предположить, что это определение перешло в название. Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. Однако, пожалуй, остров любви был ближе душе художника, чем измышления Расина и Менгса непосредственному характеру выходца из «Petite Russie» более соответствовала свобода барокко, нежели безжалостные каноны классицизма. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»).
Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника. Лирический дуэт пленяет мелодией линий их гибкостью, точностью и певучестью. Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека». С 1770 года художник руководил классом исторической живописи. Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова.
- Рисунок акварелью собирателя открыток
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
- Коллекция Государственного Русского музея
- Высокий Коммунитаризм как Русская идея
В картине же характеристика крестьянина и воина несколько обеднена, ограничена холодным и равнодушным вниманием к происходящему. Не менее интересен портрет Сумарокова. Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года).
В раззолоченном камзоле и темно-зеленом мундире, в орденах, кружевах и лентах с письмом в руке сидит у стола Шувалов, доброжелательно и рассеянно глядя на невидимого нам собеседника, как бы приостанавливая обращенные к нему слова любезным жестом. Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности. Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Волкова (1763). Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем.
И не ошибся: Ярополк завладел Новгородом и поставил там своих управителей – посадников. По Изъяснению и по рисункам самого Лосенко учился ряд поколений академической молодежи. А после недолгого возвращения в Россию он два года занимается у Вьена (учителя Ж. — Л. Давида), в живописи которого зарождались новые классицистические веяния. Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична.
Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге. Иначе трактованы образы воина и крестьянина. Но в 16 лет его голос стал ломаться, а затем пропал совсем. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком. В сентябре 1767 г. Лосенко сообщает, что начал рисовать с «картин Рафаиловых», а с марта по декабрь 1768 г. будет упражнятся в копюрах в этом же рапорте мы находим интересную просьбу: «Императорская Академия знает о том верно, что Реимские бывшие славные профессоры имели пред прочими Академиками преимущество в рисунке, композиции, експерсии и драпери, а в копюрах натуральных копюрам Армонию и клер обскюр весьма были слабы пред протчими, а почитались в этом Венецияны но как я имею склонность обучаться тому и другому, для чего меня послали, всепокорнейше Академию просить осмеливаюсь дабы мне дозволено было ехать в Венецию и пробыть там для науки то есть с 1 числа будущего марта по 1 декабря 1768 г».
Каравак работал преимущественно портретистом. Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно. Крещение Руси – всегда считалось поворотным моментом в развитии Руси.
Его последняя картина Прощание Гектора с Андромахой, его чудесные портреты современников (особенно хорош Портрет актера Федора Григорьевича Волкова) кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта. Здесь он пишет свои лучшие в пластическом отношении картины «Каин» и «Авель». Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия.
Однако в 1753 г., как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира. С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной Владимир и Рогнеда (ГРМ). В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался». Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»).
Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Естественно, что Владимир и Добрыня «исполнися» ярости. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. Андромаха, чей тонкий профиль напоминает женские лики древнеримских барельефов, внимательно слушает речь мужа. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России.
Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики. Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Эта картина стала началом русской школы исторической живописи. В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. В 1769 г. Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Вьена, затем изучал искусство в Риме (1766-1769).
Вполне очевидно, что вопрос об археологической достоверности изображения вовсе не занимал художника. В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры.
Однако из этого сватовства вышел страшный скандал. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. Последующая масштабная работа художника – «Прощание Гектора с Андромахой» (1773) – осталась незаконченной. Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле.
В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. Художник с глубоким почтением относится к своей модели.
При Анне Иоанновне в 1732 году он оказался замешанным в оппозиционный кружок, был арестован и в течение пяти лет просидел в Петропавловской крепости. В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем. Лосенко создает образ совсем иного звучания.
А. П. Лосенко родился в семье украинского казака. Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович.
Тонкая пёстрая декоративная ткань отделки написана с большим мастерством, контрастируя с тяжёлым бархатом. Эти высокие идеалы классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники). Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. Но художник пытается найти оправдание поступку Владимира – для него он уже устойчивый национальный герой.
Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель — белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу.
Лосенко был прекрасным педагогом. Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц.
Рисунков с этого античного памятника было несколько. Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам). Шувалову вручал он свои работы для пересылки в петербургскую Академию и Шувалов же снабдил художника суммой, необходимой для возвращения в отечество, когда Академия медлила с высылкой денег. Античный сюжет из "Илиады" Гомера воспевал героев их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков. В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора.
Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет – «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей). Лосенко создал ряд портретов деятелей русской культуры: И. И. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них. Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице.
К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. Вас. Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие». Пocлe его смерти их осталось, судя по описям, более 200 штук самого разнообразная содержания — мифологические сцены, пейзажи, религиозные композиции и «академии».
Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Особенно удачен был эскиз картины, выполненный маслом (1773, ГТГ). Императрица Екатерина II распорядилась предоставить портрет кисти Каравака скульптору на время создания памятника. В 1762 г., после почти пятнадцатимесячных занятий в мастерской Рету, ординарнейшего и типичнейшего представителя французского официального искусства 18 века, Лосенко создает «Ловление рыб» — произведение, пришедшееся по вкусу современникам на общем собрании Академии, 28 декабря 1762 г., дан был о нем следующиии отзыв, подписанный Де Ла Моттом, Жиллэ и Кокориновым: «мы обще рассматривали как в рисунке композиции пассии так и колерах в чем во всем находим приобретенную им честь прилежности через пятнадцатимесячное упражнение и талантов которые подают несравненно большую в нем надежду, если дозволено ему будет еще упражняться в иностранных академиях два или три года справедливо сим засвидтелествовать». 29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника.
Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена. Только два рисунка — подготовительный этюд к «Авелю» и «Человек со связанными руками» — вносят диссонанс в эту характеристику. Олег был разбит Ярополком и погиб при бегстве с поля боя. Князь собрал рать из наемников варягов, подвластных новгородских словен и чуди (угро-финских племен) и отправился походом во главе этой дружины на Полоцк. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них.
Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. Не я один воздыхаю о сделавшейся мне известною судьбе Лосенко. Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах. Сватать Рогнеду и был послан дядя Владимира Добрыня. Антон Павлович Лосенко (1737 — 1773) происходил из крестьянской семьи.
Победители не упустили возможности поиздеваться над побежденными. На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков. Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан». Среди наиболее известных полотен мастера — «Зевс и Фетида» (1769), «Владимир и Рогнеда» (1770), «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Второй вариант картины находится в Государственной Третьяковской галерее в МосквеФёдор Григорьевич Волков (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель.
Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию. В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства. В композиционном решении картины явственно сказывается влияние театра. Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой. Вьена (1760 – 1764), работал в Италии, в Риме (1765 – 1768). Это был Э. М. Фальконе. И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного. Картина «Владимир и Рогнеда» по силе образов и выразительности характеров несомненно уступает исторической драматургии своего времени.
Он был определен в живописную мастерскую И. П. художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет «Зевс и Фетида» (1769). Основоположник русской исторической живописи, портретист. Но для получения этого звания по уставу требовалось написать картину по заданной академическим советом программе.
Смена скандинавского имени на славянское Горислава (производное от слова «горе»), безусловно должно было унизить дочь конунга. Пётр очень любил сестру. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. По окончании похода царь привёз портрет в Петербург и впоследствии он оказался в Екатерининском дворце Царского Села. Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным.
«Парящий пламенный и нежный сей творец» превратился на портрете в добродушного, ласково улыбающегося господина, одетого в пышный голубой плащ. Как видно, в поощрениях, медалях у художника не было недостатка.
Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы. Происходил из купеческой семьи. В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний.
Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал. Но, к сожалению, Академия ничего на это не ответила. Необычайно показательно, что тип воина в шлеме и крестьянина в меховой шапке проникновеннее и тоньше, даже лиричнее в рисунках, нежели в картине. Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.
В Москве, в Оружейной палате, работали иностранные мастера, выполнявшие самую разнообразную работу – от создания игрушек для царских детей до изображения различных растений, украшавших рукописи, от создания географических карт до орнаментов на стенах зданий и мебели. Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути. Ему было тогда двадцать пять лет. Ле-Лоррена, Ж. -Л. В августе 1753 отчислен из певчих как «спавший с голоса» и направлен обучаться живописи к И. П. Аргунову.
Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась. В общем замысле есть какая-то нотка истинного пафоса истинного размаха. Живо ощущают торжественность момента соратники героя. Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля. А. Лосенко «Чудесный улов» (1762).
Судя по карандашным эскизам, композиционная схема почти не претерпела изменений, а определилась сразу. Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова. Та же «Petite Russie» наложила и своеобразный отпечаток на академические картины мастера в них нет усталой, тонкой улыбки искренней неискренности, что сквозит в «Дианах» и «Адонисах» французов героини и воины, наперсники и наперсницы Лосенко — здоровые, крепкие, простодушные люди, «представляющие» по чьему-то приказанию Рогнед и Гекторов. В 1769 году художник вернулся на родину.
Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Родился в Глухове, на Украине. Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом. С него начинается стойкая и непрерывная традиция «исторического жанра», которая сразу закрепилась в системе академического искусства и на долгие годы предопределила пути развития русской исторической живописи. Он полностью отдает себя многогранной деятельности. Четырехмесячный вояж из Италии в Россию совершался по маршруту: Рим — Неаполь — Флоренция — Болонья — Венеция ибо Лосенко считал, что Рим и прославленные римские мастера Высокого Возрождения могли научить лишь рисунку, композиции и экспрессии.
Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716). Исход ситуации уже предрешен. Однако у Лосенко образ Владимира, в отличие от исторической концепции, полон раскаяния. Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным.
В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им и пришли и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». В 1770 г., уже вернувшись в Петербург, художник создал полотно «Владимир и Рогнеда», получив за него звание академика исторической живописи. По отзыву Э. Фальконе, талантливейший среди соотечественников художник. мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Эти характерные мелочи — блестки истинного дарования Лосенко, случайно сюда попавшие. С 1758 г. занимался в Академии художеств.
Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. 29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. Объемность фигуры подчеркивается не столько разработкой внутренних градаций цвета, сколько средствами светотени. События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Она уже примирилась с происходящим и стоически приняла его бремя.
История становилась как бы средством иносказания. Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750 – 1770-х годов. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой». Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII – первой трети XIX века. Остро схвачен характер и передан своеобразный облик актера. Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников. Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры.
Осенью 1762 вызван И. И. Шуваловым в Россию. Художник сдержал свое обещание: в марте 1768 он начал писать «Три академпческие фигуры», две из которых «Каин» и «Авель» — вместе с копией «Правосудия» Рафаэля были отправлены в конце 1768 г. с И. И. Шуваловым, посетившим в это время Рим, в Петербург. Весь портрет полон тайной, запретной жизни. Не менее интересен портрет Сумарокова. Портрет актёра Ф. Волкова (1763). В Москве художник написал портрет Федора Григорьевича Волкова, создав одно из лучших произведений русской портретной живописи середины ХVIII века.
В Париже, Лосенко поступает в мастерскую Рету — одного из эпигонов официального французского искусства. Бывший его учитель Рету к этому времени ослеп, вместе с ним угасло художественное направление, культивировавшее традиции барочного искусства. И не его вина, что помощь опоздала.
В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. родился в казачьей семье в городе Глухов – древней столице Левобережной Украины на живописных берегах Усмани, резиденции гетманов и Малороссийской коллегии. Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию. И не его вина, что помощь опоздала. В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны».
В конце 1750-х гг. В начале ХVIII века Глухов превосходил Киев красотой архитектуры и благоустройством. Выдающийся русский художник, один из видных деятелей русской культуры 18-го века. Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел». Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге.
Картина мастерски скомпонована. Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. По условиям задания из всех моментов этого события Лосенко был вправе выбрать любой. В этом портрете есть некий шарм, что-то такое, что заставляет вспомнить близко и остро русский театр 18 века, живой и жизненный, то истинно пышный, то мишурный, но всегда увлекающий театр «Le dsespoir dArmide» и «Le Faune enchan», театр «высоких трагедий», веселых комедий и «пастушечьих драм. Действительно, античные слепки и по сей день не только служат пособием для занятий рисунком. Он полностью отдает себя многогранной деятельности.
Недаром художник мечтал о поездке в Венецию, чтобы изучать колера армонию. В возрасте тридцати шести лет А. П. Академическим пенсионерам приказано вернуться в Россию для рассмотрения их успехов и решения дальнейшей судьбы.
Когда отец в присутствии свата спросил Рогнеду: «Хочешь ли за Володимира. » – то она, согласно Повести временных лет, отвечала заносчиво и дерзко: «Не хочу розути робичича, но Ярополка хочю». С 1772 и до конца жизни – директор Академии. Перед походом на Киев Владимир пытался породниться с полоцким князем. Слеующим было «Жертвоприношение Авраамово» — холодный, парадный ковер в слабых безсильных тонах, написанный с большим мастерством, с большим знанием анатомии но, ведь и «самый высокий художник не есть еще творец».
Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу. для пользы юношества. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. Можно только предполагать. Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города». Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко.
И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником. Девушка отказалась и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. Это в большей степени чувствуется в портрете Сумарокова, в котором художник даже на свою модель взглянул чисто по «Ротариевски».
Индивидуальной манере художника присущи декоративизм и некоторая архаичность художественных приемов, характерные для многих мастеров середины XVIII столетия (в меньшей степени это проявилось в портрете). В 1760 году молодой художник пишет его портрет (ГРМ), а вслед за тем исполняет портреты поэта и драматурга А. П. Сумарокова (1760, ГРМ), а также актера Я. Д. Шумского (1760, ГРМ). Чернобородый воин в этюде опять-таки мягче и одухотвореннее, нежели в картине, равно как и плачущая кормилица.
Работал в стиле классицизма. Родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) в 1737 г. Рано осиротел. Картина «Владимир и Рогнеда» была написана художником на соискание звания академика. Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи. И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником.
Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. Помимо исторической живописи занимался портретом, создав в этой области несколько выдающихся произведений, в частности портреты И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова (оба — 1760), великого князя Павла Петровича в детстве, Ф. Г. Волкова (оба — 1763). К своим педагогическим обязанностям Лосенко относился строго и серьезно.
Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени. Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями.
Результатом упорного труда явились, как их называл Лосенко, академические фигуры в величину натурального человека – Авель (1769, Харьковский художественный музей) и Каин (1768, ГРМ). Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно. В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление.
В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель – белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом.
Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени. Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. Годы пребывания в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). Эта картина стала началом русской школы исторической живописи. Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко.
Гамма красок строже и лаконичнее. Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники. Общение с Рету-портретистом было благотворно для Лосенко и сказалось в его работах последующих лет. Рисунок портретен. Упавший навзничь человек, с искаженным мукой лицом, прижавший к голове своей руку, разве не Авель, безвинно убитый братом.
Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица со смиренным и скорбным лицом. Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.
Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно. Художник. Художнику предстояло ещё многому научиться.
Давний знакомый Лосенко И. И. Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме. Аргунову. Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи. Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий.
Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений. Это определяет их идеальную отвлеченность.
Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Учебные работы Лосенко выполнены сангиной. Зачисленный воспитанником в АХ (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. В России А. П. Рисунок Лосенко гениалено точный и проникновенный, академический, в лучшем значений этого слова, рисунок художника, много работавшего, много копировавшего старых мастеров и особенно «антиков». Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий.
Неизвестный художник. Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова. Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника.
Дело ограничилось разговорами. Молодой человек недавно возвратился из-за границы. Цвет, довольно живой в эскизе, в картине скорее играет роль раскраски. Все эти работы художник исполнил самостоятелено, не имея «особливого себе учителя, следуя в том данными ему советами от Г. Виена и других Профессоров Французской Академии». Хотя деятельность в Академии художеств отнимала много времени и сил, Лосенко начал работу над новой картиной Прощание Гектора с Андромахой (1773, ГТГ) на сюжет из Илиады Гомера.
Новый, богатый мир раскинулся пышно и многообразно перед растерянным взором юного Лосенко. Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен.
Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи. Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией.
Следует перевод молодого Лосенко из хора в ученики к известному живописцу И. П. Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. Бог не допустил жертвоприношения и в последнюю минуту ангел отвел руку Авраама, уже занесенную над отроком. Плачет прислужница. Тогда же трое бывших певчих попадают в открывшуюся в 1758 году Академию художеств и в должности подмастерьев помогают преподавателям. «Робичич» – сын рабыни и Рогнеда тем хотела сказать, что она, как свободная знатная скандинавка, не может унизиться до того, чтобы стать невестой сына рабыни и по обычаю разувать своего суженого, предпочитая ему бесспорного в своем происхождении Ярополка. Занятия у Рету не прошли напрасно.
По древней легенде данного сюжета Новгородский князь Владимир, просивший руки дочери полоцкого князя Рогвольда получает отказ. Он наиболее полно и последовательно воплотил принципы классицизма. Особенно примечательна последняя работа. Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог. Его последняя картина Прощание Гектора с Андромахой, его чудесные портреты современников (особенно хорош Портрет актера Федора Григорьевича Волкова) кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта.
В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. «Прощание Гектора с Андромахой» — первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города». Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины.
В 1772 создал учебное пособие «Изъяснения краткой пропорции человека», ставшей настольной книгой не одного поколения будущих художников. В ней лишь одна яркая деталь – сброшенные одежды Исаака. В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны». Сначала учителем Лосенко был Иван Аргунов, талантливый крепостной художник, а в 1759 году он становится учеником Академии художеств, организованной всего лишь годом раньше.
В детстве был певчим придворной капеллы. В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора. «Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже. Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). де Велли, Л. -Ж. -Ф. Каин – одно из самых ясных и лаконичных произведений художника.
От Академии А. Лосенко для продолжения учёбы направили в Париж (1760-1765), где он посещал мастерские Ж. Рету и Ж. -М. Всероссийскую известность Лосенко принесла его картина «Владимир и Рогнеда» (1770). Влияние классического театра сказывается в решении основных образов не менее явственно, чем в композиции. Затем Гектор приблизился к сыну, но младенец Скамандрий испугавшись боевого облачения отца, отпрянул от него. Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II.
Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно.
В то время не считали нужным интересоваться индивидуальными наклонностями будущих «жрецов Аполлона», живописцев, скульпторов, резчиков, граверов не искали, а создавали. 25-го июня 1770 г., «за композицию представляющую великого князя Российского Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя полоцкого, по побеждении сего князя за противный отказ требованного Владимиром супружества с оною», А. П. Лосенко из «назначенного» произведен в академики, но «собрание видя его превосходный талант, согласно рассудило без баллотирования возвратить ему достоинство адьюнкт-профессора с прежним старшинством какое он в сем званий имел до конфирмования академического устава», а еще через пять дней «по общему собрания согласию произведен из адьюнкт-профессоров в профессоры Антон Павлович Лосенко». В системе жанров Академии художеств исторической живописи отводилось первое место. Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам. В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. В 1773 г. он начал работу над картиной «Прощание Гектора с Андромахой».
Гамма красок строже и лаконичнее. Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э. -М. Фальконе. Однако подлинно патетичен лишь главный герой – Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины. колера натуральны и кистью владено натурально».
Действительно, виртуозный рисунок Лосенко может вызвать изумление и восхищение. В картине отразились противоборствующие тенденции искусства переходного времени: отзвуки уходящего стиля барокко в повышенной экспрессии и новые веяния классицизма – простота и правда воплощения натуры. Вскоре по приезду, за «Каина», «Авеля» и «Правосудие», художник признается «назначенным».
Вторая историческая картина А. П. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова. Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания.
Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек. Ротари. «Прощание» из-за смерти автора, осталось незаконченным и, может быть, благодаря этому оно лишено привкуса, столь обычных в академических композициях Лосенко, холода и мертвенности. А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить.
В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет — «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей). Однако характер ее весьма интересен. Лосенко умирает. С этой картины начинается русская историческая живопись. 1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим. Сумарокова, Я. Шуйского и др.
Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко.
Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе. В 1763 снова отправился в Париж, занимался у Ж. М. Вьена.
Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом. Дело ограничилось разговорами. Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал.
Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. Рогнеду он принудительно взял в жёны (этот момент изображён на картине). Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств. Преподавательская работа и директорская должность отнимали у Лосенко много сил.
Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера. Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета. В раннем детстве осиротел. Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». Им даны роли немых статистов. Середина века отмечена напряженной борьбой принципов барочного искусства и зарождающегося неоклассицизма. Академия «в разсуждении прилежности и похвальных успехов» разрешила остаться в Париже до 1 ноября и, кроме того, увеличила пенсию до 600 р. денежный вопрос всегда беспокоил Лосенко и прибавка 200 р. обеспечивала несколько месяцев спокойной работы. Гармоничны приглушенные золотисто-коричневые тона ощутимо движение кисти художника (особенно там, где он пишет лицо и руку), выявляющей фактуру телесного и вещного.
Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики. И касания ее рук легки и трепетны.
Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г. ) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок. Добрыня стал позорить дочь Рогволда («поноси дщери его»). В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа». Лосенко — выдающийся русский художник и рисовальщик раннего классицизма. Лосенко создает образ совсем иного звучания. Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы.
Владимир и Рогнеда (1770) стала первым известным полотном на сюжет русской истории (новгородский князь Владимир, не добившись согласия полоцкого князя Рогвольда на брак с его дочерью, с помощью военной силы осуществляет свое желание). Лишенные сюжетной привязки (название, очевидно, лишь повод для изображения великолепной натуры), эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки».
Художник создает произведение на тему из русской истории – "Владимир и Рогнеда" (1770). В 1758–1760 учился в ИАХ у Л. -Ж. Об этом свидетельствует хотя бы «Изьяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии Художеств Профессора Живописи господина Лосенко для пользы юношества упражняющегося в рисовании изданное». В образе этой женщины гораздо больше задушевности и естественности, чем в идеализированном облике ее хозяйки. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. И. И. Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу.
Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом.
В эту же школу отдали Лосенко. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения. Первые из дошедших до нас портретов Лосенко — «Сумароков» (1760 г. и «Волков» (1763 г — отмечены печатью слишком прилежного изучения творений гр. Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец.
С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью. К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице. «Прощание Гектора с Андромахой» – первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. Проходит много лет. В конце 1750-х гг. Он легко взял город и захватил всю княжескую семью.
После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. Ее человеческие слабости как бы возложены на служанку, «низкий» ранг которой позволяет откровенное выражение чувств. Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг. В возрасте тридцати шести лет А. П. Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». Через три года княжения старшие братья поссорились, началась война.
Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии. Дело в том, что пока братья воевали, в Полоцке укрепился скандинавский конунг Рогволд (Рагнвольд) со своими сыновьями и дочерью Рогнедой (Рагнхильдой).
Его ранние произведения были посвящены мифологической и библейской тематике – «Чудесный лов рыбы» (1762), «Жертвоприношение Авраама» (1765), «Зевс и Фетида» (1769). Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. С этим же временем связываются первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты. Мягкие линии лица, текучесть и округлость форм, спокойный колорит заставляют вспомнить простодушную грацию и любезность итальянского художника.
«Волков» по сумрачной гамме грязно-зеленых, красноватых и черных тонов, по лицу, полному какого-то горения, прикрытого маской легкого, чисто актерского высокомерия — боле романтичен. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. Вся картина, написанная свободным, романтическим, дерзостным по тем временам мазком, внушает ощущение какой-то жизненности, радости, любования прекрасным диковинным миром (как, например, сочно выписаны плещущаяся рыба и острая морда собаки в правом углу картины) и, хотя мы имеем расхолаживающие сведения, что «Товия с ангелом» написана «с немецкого оригинала», нужно признать юношу, создавшего такую чудесную копию, стоящую иного оригинала, одаренным и свежим художником, еще не отравленным «академическими яствами».
Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья. Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. Историзм картины условен и фантастичен.
Среди его учеников – П. И. Соколов и И. А. Акимов. Вместе с тем в его живописной лексике уже нет столь очевидных признаков перехода от средневековой системы к новой, как у И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Зато безусловную ценность представляли его портреты. Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих.
Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны. Художник создает произведение на тему из русской истории – «Владимир и Рогнеда» (1770). Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук.
Но, урывая часы от певческих и музыкальных занятий, Лосенко за свой счет учился рисованию у живописца Ольховского. Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. Развивая свою положительную программу в драматической сцене «Прощание Гектора с Андромахой» (1773), художник рисует силу духа и воли. Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее.
Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук. Портрет написан незадолго до её смерти. В нем выразились ранние поиски образа героя. Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.
Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем. Важно, что написал ее русский художник Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. И признаны – за картины «Авель» и «Каин» Антон Лосенко становится «назначенным» в академики, а за картину «Владимир и Рогнеда» (1770) получает звание академика и назначение профессором Петербургской Академии художеств. Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать над исторической темой.
В 1744 г. он был отобран для придворной капеллы и отправлен в Петербург. Таинственный, улыбчивый портрет г-жи Хлюстиной, холодный и умелый болонский «Каин», острый, напоминающий лучших испанцев «Шумский», курьёзный «Владимир перед Рогнедою», пышный, театральный «Волков», упадочное «Ловление рыб» – нельзя найти картин XVIII века, более противоположных и далеких кажется, что этот интереснейший цикл — создание целой плеяды мастеров и с тем большим вниманием мы должны отнестись к художнику, совместившему в своей творческой индивидуальности разнообразнейшие художественные устремления этих полотен. Спас Рогнеду ее маленький сын.
Позднее Рогнеда собиралась отомстить Владимиру, а тот хотел ее казнить. В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. Государственный Русский музей (Петербург)Картина написана на библейский сюжет: «Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры. Художник поместил своих героев перед воротами Трои. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена.
Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов. Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. Гораздо более значительной и художественно абсолютной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, – «Прощание Гектора с Андромахой».
Рисунок портретен. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. (1772). Лицо царя смуглое и моложавое. Весной 978 г. город был взят. В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете. Плачет прислужница.
На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Никитин любил царя. Сколько радости дает живописная прелесть этой пастели. Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил болыпой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама).
Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. Это передано в жестах, выражении лица и взоре князя, обращенном к Рогнеде. Малолетний Владимир отправился в Новгород со своим дядей-опекуном Добрыней.
В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью. Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского.
У каждого из них Лосенко находил что-нибудь достойное внимания и даже восторга: или «великое согласие колеров» или «експрессии весьма натуральны» или «свет и тени хорошо расположены» или, наконец, «композиция величественна». И пусть условны древнерусские костюмы и убранство терема: в театральности Лосенко упрекали даже современники. В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. Никитин прошёл обучение в Италии и во Франции и вернулся, как предполагается, в 1720 году. Здесь он копирует Рафаэля, пишет натурщиков изучает искусство итальянского Возрождения. – Е. А. ) и нарекоша имя еи Горислава».
Сам сюжет (возможно избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма идеями общественного долга. По-видимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. 1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим. Отослав через И. И. Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида» испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны. Но, увы, рисунки выдавались на руки ученикам «для упражнения», приходили в ветхость и, с течением времени, вся эта огромная коллекция, среди которой наверно было не мало драгоценностей, сошла «на нет». У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко – «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Идейный замысел обеих картин сложился на почве тех общественно-политических и моральных 39представлений, которые развились в русской культуре 1750 – 1770-х годов под влиянием идей просветительской философии и с наибольшей яркостью воплотились в поэзии и драматургии А. Сумарокова и литераторов его круга. Идеи патриотизма и гражданственности, долга перед родиной, служения государству, самопожертвования ради общественного блага составляют основное содержание передовой русской литературы этого времени. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым.
Этой идее подчинено все решение картины. Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины. Живо ощущают торжественность момента соратники героя.
Лагрене. Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». В ответ на мольбы Андромахи остаться в Трое, не покидать ее маленького сына Гектор отвечает ей о завоевании доброй славы в храброй битве для своего отца и себя самого. В том же году произведен в адьюнкты.
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Тему предложила художнику Академия, предоставив возможность самому уточнить сюжет. А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. Художник с глубоким почтением относится к своей модели. Это была «Смерть Адониса» — картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами. Под наблюдением Рету он работает над «Чудесным уловом рыбы», который в декабре 1762 г. был уже отправлен и получен в Петербурге, а «дома» Академия 19 августа того же года награждает Лосенко «адъюнктом».
Это была «Смерть Адониса» – картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами. Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову. Но Владимир не собирался долго задерживаться на родине скандинавских предков. В первом рапорте, посланном из Рима, Лосенко пишет: «Ныне я упражняюсь в рисовании с лучших антиков для совершенства рисунку, также и в Академии для прочих классов, а на будущий год начну рисовать из славных картин для експерсий, композиций и драпери».
Успехи его были одобрены. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. ", ставший пособием для нескольких поколений художников. Точно так же на сцене по законам театрального действа эпохи классицизма предписывалось (наставлял актеров А. П. Сумароков) «отдавать преимущество добрым делам, а злодеянию, сколько б оно ни имело успехов, всегда б наконец быть в попрании».
Религиозные композиции Рету, который должен был обучать русского ученика тайнам исторической живописи, поражали современников как анахронизм. Одной рукой он держит её отталкивающую руку, а вторую руку прижимает к груди, пытаясь уверить девушку в искренности своих чувств. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». 1 апреля 1764 г. художник получил от Королевской Академии 2-ю медаль, но, несмотря на это, несколько месяцев спустя ему не удалось попасть в число конкурентов на «Grand Prix» однако неудача не ослабила его энергии: в то время как конкуренты были заняты экзаменами, художник самостоятельно написал картину (должно быть, «Жертвоприношение Авраамово», отправленное 15 сентября 1764 г. в Петербург), «которую по окончании экзамена носил ко всем профессорам партикулярно, за которую все дали мне хорошую похвалу». Занятия у Рету не прошли напрасно. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло.
Ему принадлежат лавры основоположника исторической живописи в России. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. В ней лишь одна яркая деталь — сброшенные одежды Исаака. Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли.
Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Пудреные волосы г-жи Хлюстиной отлично гармонируют с розовым венком, с голубыми рюшами корсажа. К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице.
Лосенко умирает. Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов.
Лосенко предлагают написать картину на звание академика. Создал первый постоянный русский театр. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в "Гекторовом прощании" (как называли картину современники). За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры.
В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда». Аргунова. Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. Одновременно начал преподавать в Академии.
Лосенко становится не только академиком, но и профессором и директором Академии художеств. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762). Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II. Несколько молодых людей, собравшись среди римских развалин, слушают чтение путеводителя, рассматривая окружающие их древности.
Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам). Итак, картина «Владимир и Рогнеда» написана в стиле классицизма с присущими ему элементами театральности и искусственности.
Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов. Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины. Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен.
Вслед за окончашем «Владимира с Рогнедой», приобретенного Императрицей, Лосенко начинает, по её же заказу, «Гекторово прощание». Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. " Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу. Среди них – три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко.
Картина мастерски скомпонована. В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа». Один из самых жестких сюжетов, посвященных Владимиру, рассказывает о тех временах, когда он, будучи еще новгородским князем (следовательно, язычником) посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом — князем Рогвольдом.
А. Лосенко. К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником.
Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. В 1744 был принят в придворный хор в Петербурге. Гетман явно переживает какое-то тяжёлое событие в своей жизни, – поражение войска, смерть близких людей или клевету и несправедливость. С помощью смеси темных коричневых, серых, оливковых и других цветов художник, то усугубляя, то высветлят ее, сообщает телам почти скульптурную осязаемость.
Единственный женский (пастельный) портрет Лосенко — Нат. В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры. И в марте 1768 г. сообщил Академии, что начал писать маслом академические фигуры в рост человека. Среди них — три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко. Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов».
Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Действие развернуто на городской площади, «у Скейских ворот, перед выходом в поле», но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады». Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора.
Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника. Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Совершенствовался в Париже у Ж. Рету и под руководством Ж. -М.
Он во многом образовал их и руководствовал к достижению той отличности, которую некоторые после достойно заслужили», пишет Акимов в «Северном Вестнике». Портрет мужчины. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Об этом первом пребывании художника в Париже известно мало.
Он кажется таким нежным и любящим влюбленным романтическим героем – жертвой обстоятельств. В 176669 гг. Симон сказал Ему в ответ: Наставник.
А. Лосенко «Владимир перед Рогнедой» (1770)Рогнеда – полоцкая княжна, дочь князя полоцкого Рогволода. В нем выразились ранние поиски образа героя. И теперь нам извстны только шесть оригинальных рисунков: «Этюд с натурщика», «Скорбящим Помощница», подготовительный этюд к «Авелю», «Человек со связанными руками», «мужская фигура на кресте и «Памятник Петру Великому. В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – «Прощание Гектора с Андромахой» этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею.
Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. Это — первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели.
Это был Э. М. Фальконе. Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника.