Арнольд Беклин Остров Мертвых
«Остров мертвых» Арнольда Бёклина
В ранних пейзажах художника («Равнина с грозовым небом», 1846, частное собрание) с изображением бескрайних равнинных ландшафтов природа космически необозрима, как в поздних видах долин Померании К. Д. Шака 1875, Берлин, Нац. На данной версии картины мы видим уже не предночное небо, а дневное, скрытое облаками. Гармония в нем всегда может быть легко разрушена и об этом еще раз напоминают рождающие чувство таинственного беспокойства фигуры прикованного Зевсом Прометея («Прометей», 1882, частное собрание) и ведущих лирический диалог Одиссея и нимфы Калипсо («Одиссей и Калипсо», 1882, Базель, Художественный музей), одиноко возвышающиеся на скалах у моря. Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). Кроме него в лодке есть ещё одна фигура.
Писатель-фантаст Роджер Желязны под впечатлением от произведения написал роман «Остров мёртвых». На основе картины были сняты два фильма: американский фильм «Остров мёртвых» 1945 года и российский фильм-коллаж «Остров мёртвых». На белой фигуре вновь пропадает золотая полоса. Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», – неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности. популярность Бёклина была уже на исходе. Характерная для символистов тема рокового одиночества, как и в полотне «Остров мертвых», звучит в этих полотнах в полную силу.
Пятый был написал совместно с сыном художника. Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера». На внутренней стороне скал видны прямоугольные проёмы. Полотна «Автопортрет со скрипкой смерти», «Автопортрет с бокалом воды» (оба — 1872, Берлин, Национальная галерея), «Автопортрет у дерева» (1875—1876, Гамбург, Кунстхалле) композиционно эффектно срежиссированы, выразительны в цветовых сочетаниях, что заставляет вспомнить автопортреты Рембрандта и Ван Дейка. Почему же его подпись стояла, какой смысл был в слове invenit (буквально— изобрел, открыл), если я не ошибаюсь, в традиционной живописи нигде более не встречающееся. Гладь воды максимально спокойна, скалы чётко отражаются в ней. Он был прав.
В. А. Грингмут покупал произведения художников, поощрял многих из них и был в особенной дружбе с Васнецовым. «Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом» — написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени. Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию художник не так давно (в 1877) пережил личную трагедию — похоронил свою семимесячную дочь.
Да это в данном случае и не так важно. Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле.
В 1932году Сальвадором Дали была написана картина под названием «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина вчас вечерней молитвы». Например, Адольф Гитлер, как рассказывают, настолько увлёкся мистическим ореолом картины, что выторговал себе на аукционе третью её версию (теперь находится в Alte Nationalgalerie в Берлине) в 1936 году, через три года после его прихода к власти в Германии. Перед фигурой стоит длинный прямоугольный ящик, который обычно интерпретируется как гроб. Уже было абсолютно справедливо отмечено: «Кто только не упоминал Бёклина, где только не встречается его имя, бывшее почти нарицательным»2. Это, собственно и есть остров мёртвых. Известна картина Сальвадора Дали «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы».
«Остров мертвых» Арнольда и Карло Бёклиных
Сам сюжет картины, её мрачная атмосфера так впечатлила многих зрителей и именитых людей (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Сергей Рахманинов и многие другие), что интерпретация картины была создана в самых разных формах. Это не репродукция. Героям беклиновских картин действительно была суждена долгая жизнь. Писатель-фантаст Роджер Желязны под впечатлением от произведения написал роман «Остров мёртвых».
Постройки сильнее «врезаются» в скалы, приобретая вид не построенных, а вырезанных в онной. Роковая история— великие отцы и ничтожные дети»16. Посетителей на выставке было довольно много. К острову приближается лодка.
В репертуаре певицы – ведущие партии сопранового репертуара Большого театра, среди них: Лиза («Пиковая дама»), Татьяна («Евгений Онегин»), Наташа («Опричник») Чайковского, Аида, Леонора, Амелия, Абигайль, леди Макбет в операх Верди «Аида», «Трубадур», «Бал – маскарад», «Набукко» «Макбет», Флория Тоска и Турандот в одноименных операх Пуччини, Купава в «Снегурочке» Римского-Корсакова, Маргарита в «Фаусте «Гуно и т. д., а также партии сопрано в кантатно-ораториальных произведениях, таких как Реквием Верди, «Военный реквием» Бриттена и многие другие. В 1909 году Сергей Васильевич Рахманинов создал симфоническую поэму «Остров мертвых» и беклиновские образы получили, таким образом, музыкальное воплощение. ». По поводу насмешника Е. Петрова.
Она висела над кроватью в комнате В. И. Широко известно, что творчество позднего Бёклина оказало значительное влияние на развитие сюрреализма имагического реализма вживописи такими полотнами, как «Остров мёртвых», вкотором сочетались характерные для сюрреализма Дали иРене Магритта «ирреальное» настроение ивиртуозная прорисовка деталей, восхищались Джорджо де Кирико, Макс Эрнст исам Дали. В итоге «Остров мертвых» стал безумно популярен – художнику заказали ещё три его версии, а репродукции картины, по выражению Набокова, можно было «найти в каждом берлинском доме». Фридриха. «Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом» — написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени.
Арнольд Бёклин: «Остров мертвых»
Кроме него в лодке есть ещё одна фигура. Когда молодой Бёклин впервые приехал в Москву, он сразу же попал к В. А. Грингмуту. В канцелярии у Гитлера был один из пяти вариантов – кажется, третий. На острове есть постройки, которые похожи на склепы с окнами.
можно было вслед за Ильфом и Петровым считать китчем, самопародией, если бы не громкие имена самых рьяных поклонников зловещего «Острова». При этом «многоэтажность», ранее наблюдавшаяся в левой части третьего варианта полотна, теперь проявляется в правой части острова — мы видим минимум 2 уровня. Лодка теперь расположена строго в центре композиции.
«Остров мертвых» Арнольда Бёклина в интерьере эпохи
И вновь появляется отражение лодки. Собственно и все. В этом письме Мерил Уизли восхищался советскими воинами и беспокоился за жизнь Петрова. – «Труд») и здесь она осталась. Образы морских чудовищ и русалок, козлоногих сатиров и изящных лесных нимф, пейзажи, населенные фантастическими существами, страшное полотно «Чума» изображающее скелет, летящий на огромной слоновьей голове, – все это во второй половине прошлого века выглядело фантастической экзотикой. Вот почему «Св. Сергий» г. Нестерова отталкивает нас своею приторною полуидиотской слащавостью, не говоря уже о том, что он по своему одеянию и по своей фигуре и позе напоминает собой какого-то юного улыбающегося доминиканца, а уж никак не православного инока»15. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг. Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера».
И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от дизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить её скорбь по умершему мужу». Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Между водой и этим пространством каменные блоки образуют вход. Она была в частных руках и эти люди передали ее в Эрмитаж «на длительное хранение с правом экспонирования» – есть такой музейный термин. Однако среди посредственных его картин есть интересные. Общий тон картины затемняется.
Сергей Рахманинов написал симфоническую поэму «Остров мёртвых». Остров обретает лестницу-причал и ограды по обе стороны от неё исчезает фигура животного со второй картины. Вот таким образом мы ее выставляем. Приветливая средиземноморская природа, южное солнце, а главное – соприкосновение с классическим искусством Италии, прежде всего с древнеримскими фресками в Помпеях, подсказали художнику новые темы: на холстах Бёклина появились мифологические персонажи. Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. Постепенно они стали символом траура и скорби.
Швейцария, Нидерланды, Франция, Рим. Белая фигура сгибается (даже на 2-м варианте она лишь опускала голову. Арнольд Бёклин родился 16 октября 1827 года в Швейцарии, в семье торговца тканями. К острову приближается лодка. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. В лодке двое: управляющий ею гребец и фигура, укутанная в белую материю.
И использовал в виде демонстрационного образца. Когда В. Серов в письме из Флоренции в 1887 г. писал: «Кипарисы качаются по-беклиновски»3, а М. Волошин в 1907 в газетной рецензии рассуждал о тонких беклиновских проникновениях4, они не сомневались, что безусловно будут правильно поняты. Кроме всего вышесказанного, этот остров присутствует в аниме «Тёмный дворецкий», манге «Необыкновенная история острова Панорама». Патрон, правда, тоже ее не получил — Бёклин оставил её себе.
Как-то в Забаве была статья цитата:. Таковыми мы считаем «Гора Форато», «Флорентийский парк», «Майский вихрь» и особенно «Беседка в цвету», где световые эффекты выполнены очень хорошо. При этом проёмы становятся вырезанными на нескольких «этажах», а не на одном, как ранее.
На картине представлено водное пространство, которое является символической рекой Стикс. Лодка с гребцом – есть мифологический Харон, который перевозит умерших через реку Стикс. Гитлер вообще любил Бёклина, собрав у себя почти два десятка его полотен. Кроме всего вышесказанного, этот остров присутствует в аниме «Тёмный дворецкий», манге «Необыкновенная история острова Панорама». Исчезают какие-либо рукотворные постройки с левой стороны острова, виднеется лишь одно углубление-арка. Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. У него вкус был попроще, символистским изыскам он предпочитал классическую оперу).
Долгое время считалось, что в творчестве художника какую-то особую роль играют кипарисы. Очень прошу тебя — летай как можно меньше. «Около 1900 года картина «Остров мертвых» была безумно популярна, – поясняет искусствовед. Видимо, это путешествие совершило переворот в сознании и мышлении молодого художника. Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской.
Историки искусства, конечно же, задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. галерея), «Игра волн» (1883, Новая пинакотека), «Одиссей и Калипсо» (1883, Базель, Художественный музей), «Морская идиллия» (1887, Вена, Музей истории искусств). Темные фигурки юношей и девушек или купающихся загорелых обнаженных детей («Летний день», 1881, Дрезден, Картинная галерея новых мастеров) не теряют объемности среди пятен зелени луга или цветущего сада. Вода вновь становится неспокойна. Драматически интерпретирует художник тему смерти в картинах «Война» (1896, Дрезден, Картинная галерея новых мастеров) и «Чума» (1898, Базель, Кунстхалле).
Картина попала в тренд: переполненная символами (тут и «челн Харона» и «кладбищенские» кипарисы и тёмные воды Стикса), по мещански сентиментальная — она вполне соответствовала вкусам fin de sicle. Было принято, что пятью каноническими вариантами тему «Острова мертвых» художник исчерпал. Обычное для него название статьи— «Декадентство и невежество на образцовой сцене»14 и язык его рецензий не требуют комментариев: «Г. Нестеров заразился модной манерой некоторых современных английских (а за ними и немецких и французских) религиозных живописцев, сознательно подражающих наивному письму «прерафаэлитов». Они будто обрастают плотью и кровью, оживают их лица и глаза. Валентин Серов в1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски».
В ноябре 1910 г. читатели московские газеты обрушили на читателей последнюю сенсацию из мира искусств. Исчезает белый парапет-пристань теперь это грубые камни, поставленные в виде ограды. Тема мифа о «золотом веке» человечества обретает у Бёклина иное, чем у Х. фон Маре, звучание. После женитьбы Бёклин— сын поселился заграницей и стал выкидывать различного рода «художества». Сам сюжет картины, её мрачная атмосфера так впечатлила многих зрителей и именитых людей (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Сергей Рахманинов и многие другие), что интерпретация картины была создана в самых разных формах. Другой интересный аспект, что эта работа Бёклина (или, вернее, различные её версии) очаровала многих знаменитых личностей ХХ века.
(Кстати, за Сталиным ничего подобного не водилось. Арнольд Беклин родился в Базеле в 1827 году. Но этот мир тоже имеет характер зыбкой грезы, уподоблен мечте, граничит с ирреальностью. В конце концов женился Бёклин–сын на одной из дочерей Грингмута. В самом начале карьеры Беклин писал пейзажи и городскую архитектуру. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от дизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить её скорбь по умершему мужу». Вторая— замужем за художником французом, живущим теперь в Москве.
В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. Лодка с гребцом — есть мифологический Харон, который перевозит умерших через реку Стикс. Более того, они проживут гораздо дольше, чем ваши пациенты», гордо ответил художник. Например, самая известная работа Арнольда Беклина «Остров Мертвых» – картина, являющаяся одновременно и пейзажем и мифологическим сюжетом и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов. Теперь мы чётко можем увидеть прямоугольный проём справа, «уводящий» взгляд за край картины (намёк на подобную арку есть на 3 варианте, но там он слабочитаем и представляет собой провал в скале). Его приняли тепло и ухаживали за ним, как за сыном знаменитого отца, который тогда только входил в моду у нас, покорив своим удивительным «Островом мертвых».
Картина «Остров мертвых» в Эрмитаже
На основе картины были сняты два фильма: американский фильм «Остров мёртвых» 1945 года и российский фильм-коллаж «Остров мёртвых». Харон облачён в белую материю. В качестве стандартной детали интерьера с претензиями на изысканность репродукция наличествует в произведениях Владимира Набокова, Владимира Маяковского, Тэффи, Ильи Эренбурга, а в «Двенадцати стульях» она появляется рядом с претенциозной мадам Грицацуевой. В итоге «Остров мертвых» стал безумно популярен — художнику заказали ещё три его версии, а репродукции картины, по выражению Набокова, можно было «найти в каждом берлинском доме». У них были на то все основания.
По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина». Тем не менее, по зрелому размышлению, музей от картины отказался. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. На рубеже XIX–XX века Арнольд Бёклин (1827–1901), пожалуй, был в России самым знаменитым зарубежным художником. Технически это стало возможным благодаря относительно скромным размерам— самым большим (111 х 155) был первый вариант10. В 1880 Бёклин создает первый из пяти вариантов картины «Остров мертвых» (Лейпциг, музей и Базель, Художественный музей). Лет двадцать тому назад в Государственный музей изобразительных искусств им.
Бёклин окончательно вышел из моды, но к классикам причислен не был. Пейзажисты буквально «перетаскивали» эти фантастические деревья из беклиновских этюдов в свои картины. Картина «Остров мёртвых» была написана Арнольдом Беклином в пяти вариантах. Парящая на облаках муза Клио (1875, Базель, Кунстхалле) или возникающая из пены Венера Анадиомена (1870, Вормс, Кунстхауз Хейльсхоф) стройны и прекрасны, они олицетворяют величие природного начала, высшую гармонию, существующую в мире природы и искусства. Известна картина Сальвадора Дали «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы». Было что-то подобное в Москве.
остров мертвых арнольда бёклина ( ) – авторские варианты
Сегодня всему этому есть объяснение. Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской. «Собрание картин К. Бёклина не производит сильного впечатления.
Ну, а закончилась эта история совсем уж не забавно. Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины «Остров мёртвых» (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Trumen»). В. А. Грингмут (1851–1907) был рьяным борцом с «новым» искусством13. Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих.
«Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом» – написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени. «В воскресенье 30-го декабря в галерее Лемерсье открывается выставка картин Карла Бёклина (сына знаменитого Бёклина). Картина попала в тренд: переполненная символами (тут и «челн Харона» и «кладбищенские» кипарисы и тёмные воды Стикса), по мещански сентиментальная – она вполне соответствовала вкусам fin de sicle. Харон облачён в белую материю.
- Арнольд Беклин картина «Остров мёртвых»
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Арнольд Бёклин: жизнь и творчество художника
- Арнольд Бёклин, Остров мёртвых и Арагонский замок
- Бёклин и его знаменитый Остров мёртвых
Гребца часто ассоциировали с Хароном, а водное пространство, которое пересекает лодка, с реками Стикс или Ахерон. Картина, которая находится в Эрмитаже, никакого отношения к Гитлеру не имеет. И не только немецкой. Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной). И использовал в виде демонстрационного образца.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Его так и называли: «Рисующий то, чего нет». Несколько картин уже продано»19. Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой же цели философа Ницше и композитора Вагнера. Все пять полотен были написаны в период с 1880 по 1886 годы. Что творилось в этой части острова мертвых – узнать было уже невозможно».
- ОСТРОВ МРТВЫХ И ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ
- Описание картины «Остров мёртвых»
- Финансовые трудности и четвертый вариант картины
- Полотно для музея изобразительных искусств в Лейпциге
- Культурный феномен своего времени
Использованы беклиновские мотивы и в фильме А. Кончаловского «Приключения Одиссея». Он женат на одной из дочерей покойного редактора «Московских ведомостей» В. А. Грингмута. После того, как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу. В 1993 году петербургский режиссер Олег Ковалов снял фильм «Остров мертвых».
Картина упоминается в романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, романе «Машенька» Владимира Набокова. В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Он не имел достойных последователей. Сергей Рахманинов написал симфоническую поэму «Остров мёртвых».
- Зачем Евгений Цыганов примерил на себя женское платье
- Сайт, посвященный культуре, гуманности истории и самопознанию
- "Остров мёртвых" Арнольд Бёклин
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Остров мёртвых (Арнольд Бёклин)
Закончил Академию художеств в Дюссельдорфе. Среди прочего в письме были вот такие строчки: «Помнишь, Евгений, ты мне сказал после купания в озере, что утонуть тебе не суждено, а суждено разбиться на самолете. «В живописи люблю больше всего Бёклина», – признавался Леонид Андреев. Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию художник не так давно (в 1877) пережил личную трагедию – похоронил свою семимесячную дочь. Это умопомешательство просвещенных умов конца XIX – начала XX вв.
Пассажир лодки — душа человека, которая ведёт странствие в потустороннем мире. Фигуры вводимых им в пейзажи мифологических персонажей придавали работам таинственность и многозначность («Пан, пугающий пастуха», 1859, Мюнхен, Новая пинакотека). В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. Про Беклина часто говорили, что он пишет только нереальный мир.
В 1920-е гг. У них была большая семья – 14 детей из которых только шестеро достигли абсолютнолетия. Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской. Патрон, правда, тоже ее не получил – Бёклин оставил её себе. Здесь же имеет смысл употребить термин «сгорблена»).
Один известный врач сказал художнику: «Ну разве ваши странные персонажи могут в действительности жить на свете. » – «Они не только могут жить, но и живут. Его автор стал, если пользоваться современными терминами, культовой фигурой – в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Бёклин» с характерными признаками югендстиля. Кипарисы вновь по общей массе неотделимы и доходят до черноты. Эта картина хранится в Национальной галерее в Берлине. Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина Остров мертвых в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. – Бёклин написал четыре ее варианта.
- Блог Евгения ИванниковаМенюОстров мёртвых
- Словари и энциклопедии на Академике
Его лучшие произведения поражают своей трактовкой природы, фантастическими, часто монументальными фигурами, простой композицией и мощным колоритом. В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге. «В живописи, — признавался Леонид Андреев, — люблю больше всего Бёклина»1.
Пассажир лодки – душа человека, которая ведёт странствие в потустороннем мире. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. Фигура гребца опять меняется (из-за этого становятся почти невидимыми вёсла мы узнаём их по брызгам), она становится более затемнённой. В 1880 году в мастерскую художника Арнольда Бёклина, расположенную во Флоренции возле Английского кладбища, пришла некая дама. Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию художник не так давно (в 1877) пережил личную трагедию — похоронил свою семимесячную дочь.
Внутренняя часть острова расширяется, а вот скалы становятся «тоньше». Картина Беклина привлекла внимание и кинематографистов. Вот и вся история».
Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. В 1871-1874 он живет в Мюнхене, где создает свои знаменитые полотна «Тритон и Нереида» (1873-1874, Мюнхен, гал. Он учился в Дюссельдорфской академии художеств. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке.
Полотна Бёклина исполнены в пленэрной манере Ширмера с богатой разработкой тональных градаций цвета. Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой – 34 лет) немецкого финансиста Георга фон Берна и собиралась выйти замуж во второй раз – за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932). Его популярность была поистине огромной, чему масса свидетельств.
Не отставало и московское купечество (почему-то Беклина очень полюбили купцы). в Базеле, Париже и Мюнхене.
Начинал как пейзажист. В «Острове» фюреру, очевидно импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни. Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от дизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить её скорбь по умершему мужу».
Как всегда, журналистская информация умиляет «точностью» в передаче фактов. Бёклин начал с романтических пейзажей. Своеобразным. В его пейзажах появляются мифологические герои: тритоны, нереиды, нимфы.
Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой — 34 года) немецкого финансиста Георга фон Берна и собиралась выйти замуж во второй раз — за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу. У него в доме всегда можно было видеть артистов, художников, не считавшихся со скандальной политической репутацией хозяина «Салона». Эти открытки сохранялись, окантовывались и ими украшались жилые интерьеры. Их образы были растиражированы в виде десятков тысяч открыток и репродукций. издательством Ф. Гурлита отменного качества репродукции9.
Знаменитая репродукция украшала кабинет Зигмунда Фрейда в Вене и отец психоанализа упоминал Бёклина в своих лекциях. «Остров мертвых» был написан в 1880 г. и вскоре превратился в нечто вроде иконы символизма, чему немало способствовали выпущенные огромным тиражом в середине 1880-х гг. Очевидно, ее привез сюда тот самый сын Бёклина, который имел отношение к России (Карло Бёклин женился на дочери издателя «Московских ведомостей» Владимира Грингмута».
Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). Ответа на этот вопрос не было. В Италии Беклин женился на местной девушке. Но вот ответа не дождался — в Европе началась война и Петров стал военным корреспондентом «Информбюро» с первых же ее дней. После войны его «Остров мертвых» переехал в Национальную галерею Берлина, где остается до сих пор.
Остается только надеяться, что кто-нибудь из читателей поможет отыскать следы произведения имеющего непосредственное отношение к одной из самых прославленных композиций европейского искусства своего времени— «Острову мертвых» Арнольда Бёклина. Так что-то странное было прописано). Первый успех принесло Бёклину его полотно «Пан в камышах» (1856—1857, Мюнхен, Галерея А. Шака), показанное на выставке в Мюнхене в 1862 году и купленное баварским королем. Персонажи знаменитого швейцарца стали обитателями петербургских домов, составной частью быта города на Неве. Художник словно открыл окно в блаженную страну, где в камышах играет на дудочке лесной бог Пан, фея-ночь осыпает мирно уснувшую землю маковыми зернами, Тритон трубит в морскую раковину, среди волн плещутся нереиды, а на цветущих лугах резвятся нимфы. Картина упоминается в романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, романе «Машенька» Владимира Набокова. На гармонии светлых радостных тонов строится колорит больших, скорее напоминающих панно полотен «Девушка и юноша, рвущие цветы» (1866, Цюрих, Кунстхауз), «Весенний день» (1883, Берн, Художественный музей), «Воспоминание о весне» (1880, Цюрих, Кунстхауз), «Весенний гимн» (1888, Лейпциг, Музей изобразительных искусств).
Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой — 34 лет) немецкого финансиста Георга фон Берна и собиралась выйти замуж во второй раз — за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу. Подобно Рунге (работ которого Бёклин не знал), он придает пейзажу необычайное значение и включает в него человеческие фигуры.