Авилов Поединок Пересвета С Челубеем

Я хотел бы обратить Ваше внимание на удивительную по своей силе и реалистичности картину советского художника Михаила Ивановича Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Навеянная былинным эпосом, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» стала одной из работ, прославивших советского художника М. И. Авилова. Картина Поединок Пересвета с Челубеем была написана Авиловым в тяжелые для страны годы – Великую Отечественную войну. Картина "Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле" написана советским художником Михаилом Авиловым в 1943 году и является самым известным его произведением.

Картина Михаила Авилова Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом Поле: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» — картина советского художника Михаила Ивановича Авилова (1882-1954).

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле

Один мощный удар копьем решает судьбу всей Руси. Преподобный напутствовал Пересвета и Ослябю:. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. И действительно укрепляли – когда тверичи восстали против ордынского ига и убили сборщика податей Чолхана (Щелкана Дудентьевича из былины, который у кого коня нет – дитя возьмет, у кого дитя нет – жены возьмет, у кого жены нет – самого возьмет церковники, кстати, дани не платили вообще), когда московский князь Калита вместе с ордынцами разгромил и сжег Тверь, а тверской князь Александр сбежал в вольный Псков, до которого не дотягивались длинные лапы Орды, митрополит Феогност под угрозой отлучения заставил псковичей выдать защитника русских людей на казнь татарам.

«Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами: в (1398. ) году Великий Князь Василий Дмитриевич посылал его в Царьград с милостыней». И вот, накануне битвы, великий князь решается на поразительный шаг. АМС продолжала исследования до исчерпания азота в системе ориентации и стабилизации. И так далее.

Сразив десятки татар, он и сам пал за Землю Русскую. Что еще изобразил Авилов. За этим последовало сражение русских и ордынских войск на реке Воже. Это принципиальный и очень важный вопрос.

Это говорит нам, что Пересвет – человек богатый или знатного рода. Однако, в «Задонщине» Пересвет вернулся имея раны (не одну) на груди, о чем сказал Ослебя – «брате, вижю раны на сердци твоемь тяжки». Причины до сих пор неясны.

А недоверие к своей истории приводит к пренебрежению ею. Они то и были т. н. »монголами». С выбитого из седла ордынца слетает красный малахай. Явно не за свою жизнь беспокоится он, напряженность его фигуры говорит о гордости за свою страну и непобедимом желании защитить. Челубей был тибетским монахом, освоившим практику боевой магии Бон-по. Кстати интересно, что в «Сказании» Ягайло почему-то назван именем своего отца великого князя Ольгерда, который умер тремя годами ранее.

Это была важнейшая веха в создании русского этноса, можно сказать, отправная точка. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином.

Картина Авилова 
«Поединок на Куликовом 
поле» описание

Картина Авилова «Поединок на Куликовом поле» описание

В «Сказание о Мамаевом побоище. Заметим, однако, что Кирилло-Белозерский список «Задонщины», по мнению ряда историков, вполне мог быть составлен в сокращенном виде с более раннего утерянного источника. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Русской ратью в этой битве командовал московский князь Дмитрий Иванович Донской. И вот час пробил.

Копье русского воина пронзает щит татарина и разит противника насмерть. После прохождения лечения продолжил службу во Внутренних войсках МВД СССР. Литовцу Ягайло тоже не особо хотелось воевать. Выбор красок дополнительно приковывает взгляд к поединку. Образ Челубея в картине Авилова очень правдоподобен, но явно уступает мощью русскому богатырю.

Куликовская Битва: 
поединок Пересвета 
с Челубеем, неизвестные

Куликовская Битва: поединок Пересвета с Челубеем, неизвестные детали

Именно им создана картина «Поединок Челубея с Пересветом». На картине изображен момент легендарной схватки двух могучих воинов – Пересвета и Челубея. Английский исследователь старинных конных поединков Эварт Окшатт писал, что длинное копье обеспечивало преимущество в атаке, а более короткая пика – в контратаке. Картина маслом кисти Репина, Приплыли называется.

Маковка шлема украшалась двумя пучками волос. Вон, у французов в «Песни о Роланде» мавры из Кордовского эмирата Аполлона и Юпитера славят. В частности, в самом раннем списке Кирилло-Белозерского монастыря упоминается «Хоробрый Пересвет». И были ли это монголо-татары.

Сочинение по картине 
Авилова Поединок 
Пересвета с Челубеем

Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

Так вот, в перечне погибших во время сражений бояр и князей упоминается Пересвет. Войско монголов построилось по стандартной, для них, схеме. Челубей, для побед в поединках использовал маленькую хитрость. Достаточно взглянуть в лицо русскому воину – Пересвету.

Красных воинов земли Русския Небесный Воеводо в лепоту облекл еси имена двух из них – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябя) с того времени прославляются как имена местночтимых святых Радонежских». Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы. Знаменитое монументальное полотно он писал шесть месяцев. Куликовская битва началась поединком Пересвета и Челубея.

Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. Как мы знаем, в действительности, оба воина героически погибли в этом сражении. Его сильный взгляд из-под шлема направлен на противника. Русь всегда славилась своими богатырями.

Александр Пересвет— легендарный воин. Могила открыта для посещения.

На вызов откликнулся инок Пересвет и в короткой схватке победил Челубея, выбив его из седла. Благодаря мастерству живописца, можно прочувствовать настроение русского войска. В самых же ранних редакциях Задонщины Пересвета и чернецом-то вовсе не именуют. Именно Пересвет и Челубей – главные персонажи полотна. В то же время в этом документе нет рассказа о его поединке.

Все увидели – монах жив. Через минуту о ЧУДО: из шатра выходит живой невредимый схимонах Ослябя. Известно, что до пострига в монахи оба прославились как смелые и умелые витязи. ТАСС сообщил о завершении программы исследований Марса 23 августа 1972 года. Это их воинство они укрепляли. Он происходил из буддийской секты воинов «бон-по» и имел высшую степень посвящения в это духовно-ратное искусство.

На самом деле воспетый в народном творчестве воин был вполне реальной личностью. Бразды правления Ордой перешли к Тохтамышу. Миф о непобедимости орды был развенчан в считанные минуты.

Сочинение описание 
картины Поединок 
Пересвета с Челубеем

Сочинение описание картины Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) Авилова

Она была написана в годы Великой Отечественной войны с целью поднятия духа советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Он получил профессиональное образование, окончив школу Общества поощрения художников, продолжив обучение в студии Дмитриева-Кавказского, после окончил Императорскую Академию Художеств. С 1922 г. по 1930 г. являлся преподавателем в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. Они динамичны изображены крупно и все это выделяет их на общем плане. Используя больше серых, бледных тонов автор картины позволяет ощутить дух русского войска. Куликовская битва состоялась в 1380 году.

Средней величины полк ставился впереди, для принятия главного удара. А значение этой победы для русской истории действительно невозможно переоценить. Александра приняли с коня, отрезав постромки, занесли в шатер. В другом списке – Ундольского, также рассказывается о Пересвете, который «злаченым доспехом посвельчивает». Однако уже в 1386 году Дмитрий Донской смог повести солидную армию против Новгорода.

Авилов – «Поединок на Куликовом поле». 10 000) Мамая, касака Мамая, а по-теперешнему генерала. В то время был распространен миф о непобедимости ордынских воинов.

Челубей был убит и вывалился из седла, значит, поединок им был проигран. Первенство Москвы уже не требовало доказательств. И русское копьё смогло, сократив расстояние, достать и убить Челубея. Вернемся к описанию картины Поединок на Куликовом поле.

Художник подробно расписал все зло (для нас это татаро-монгольское иго) в одном лице воина-татарина. С 1932 член Союза художников СССР. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Над созданием полотна он трудился с огромным вдохновением и тщательностью. Богатырь Пересвет в битве с Челубеем погибает, но оставляет о себе вечную память.

Тайна поединка Пересвет-Челубей

Тайна поединка Пересвет-Челубей

Этот факт и предопределил исход поединка. О его судьбе известно немного. Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть точное местоположение захоронения не идентифицировано.

Восточную часть Золотой Орды возглавил потомок Чингисхана хан Тохтамыш. Его лицо будто излучает невероятную силу и мощь, которые олицетворяют дух всего русского войска. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга. Голова Челубея покрыта дорогой шапкой с меховой опушкой, сосем непохожей на шлем. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие резерва.

Нужно было воодушевить русское воинство, развенчать миф. Подняв копья, они поскакали навстречу друг другу и сшиблись. На картине мы видим двух богатырей на взвившихся на дыбы могучих конях. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться. » И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве.

Однако, вообще говоря, в его выдумках обычно прослеживается некая логика или хотя бы следование шаблону. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.

Вдохновленные русские ратники бросились на врага. Под руководством московского князя объединились воины почти изо всех русских княжеств. Согласно преданию, князь решил биться как простой воин в первых рядах, посему он поменялся конями и одеждой с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, повелев своему оруженосцу держать рядом с ним свое чермное (то есть темно-красное или багровое) знамя.

Картина Поединок 
Пересвета с Челубеем 
на Куликовом Поле

Картина Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом Поле Михаила Авилова

Кони противников должны были быть специально обучены для таких поединков. Мамай поганый, значит, язычник, значит, должен к идолам взывать. Челубей, Мамай не слишком ли знакомые и распространённые фамилии. Армия Мамая пустилась в бегство и ее преследование продолжалось до поздней ночи. Тогда же возникло и Сказание о Мамаевом побоище, перекроившее чуть не всю историю Куликовской Битвы на злобу дня и упоминания о небывалом походе на Куликово поле Ягайлы (в Сказании вообще почившего за несколько лет до сечи на Непрядве Ольгерда), невесть отчего повернувшего с полдороги. Был приглашен в монгольское войско для битвы с представителем русичей.

Происходил он из знатного боярского рода Брянского княжества. Но при этом они тверды и сильны. Его одежда более походит на одежду ратника: шлем-шишак, кольчуга, щит. (тогда он ещё не был Лаврой).

Речь идет именно о костыле для раненого человека, а не о дорожном посохе ходока. Это сделано для защиты, от возможной атаки конницы монголов, сзади. В первых рядах был Ослябя. Осенью 1942 года Авилов вернулся из эвакуации в Москву, где получил большую мастерскую, что и дало возможность начать работу над крупным холстом. Дмитрий Иванович в одежде рядового воина бился в рядах того же полка. В то же время в государственном синодике середины XV в. его имя не встречается.

Пересвет, перед поединком, снял кольчугу, чтобы она не сковывала его действия. В последний момент перед самым столкновением, от воинов требовалось привстать на стременах и поддаться вперед, грамотно и точно действуя щитами и копьями. Позвольте посмеяться над распространенными объяснениями, что свирепый воин и полководец испугался остатков московского войска, только что перенесшего страшное сражение. Наверное, доспехи придумали не для ухудшения боеспособности воина, а для их усиления. Господство Золотой Орды наконец-то пошатнулось. Пересвет погибнет вместе со своим противником Челубеем. Во главе войска Михаил Авилов нарисовал самого Дмитрия Донского, восседающего на белом коне.

Во время тушения получил высокую дозу облучения. Мы рассмотрели работу, которую создал М. И. По словам Авилова, картина писалась необыкновенно легко, художник был на пике творческого подъема и, безусловно, это произведение занимает особое место в его творчестве. «Композиция картины довольно проста.

Художник использовал возможности, даваемые масляными красками для усиления эффекта и привлечения внимания к центру полотна. Пересвет был привязан к седлу лошади постромками, потому и не упал с коня насквозь пронзенный копьём. В лесу был спрятан полк резерва.

Основу русского войска составляли москвичи. Это неожиданное подключение свежих русских войск кардинально изменило ситуацию. Именно им и был русский витязь-монах Пересвет. Их морды оскалены, а глаза – полны ужаса.

Пересвет и Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых. ). Сепаратист Мамай, по сути, был уже «сбитым летчиком», а за молодым и вполне легитимным правителем Золотой Орды маячила грозная фигура «железного хромца» Тимура. Однако, до падения Золотой Орды было еще далеко. Известный мастер исторических батальных сцен Михаил Авилов написал картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» в годы Великой Отечественной войны», чтобы поднять дух советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками.

Русский музей Дополненная реальность

Так, позади Пересвета изображены русские воины. Лишнее подтверждение того, что не всем сведениям этого литературного памятника стоит слепо доверять. Тем паче, что в той битве татары были на стороне русских, а их противниками были литовцы, генуэзцы и черкассы или касаки, одно из племён Золотой Орды под командованием темника (от числа тьма, т. е. Брат мой, Андрей Ослябя, моли бога за меня. Усмирив на время силой усобицы, он решил вернуть былую власть над Русью.

Они были уже немолоды, но сильные, зрелые, умудренные духовно и в воинском искусстве. Художник очень остро передал самый напряженный момент поединка – столкновение, которое предвосхитило весь ход Куликовской битвы. АВИЛОВ Михаил Иванович (1882, Санкт-Петербург – 1954, Ленинград)Художник, график, художник театра, педагог. Лица Челубея не видно. Воины с тревогой ожидают исхода этого важного поединка. Это – Летописная повесть, «Житие Сергия Радонежского», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

Он вплоть до начала ХХ века хранился в Рязани. Он смог нанести ответный удар между доспехом и шлемом Челубея. По бокам войска, выставлено по одному полку, за которыми была размещена конница.

Роковой конфликт с Тамерланом помешал Тохтамышу достичь дальнейших успехов в России. Напомним, что кольчуги на нем не было. Нет у нее и двух пучков волос на макушке.

Поединок с Челубеем: 
Александр Пересвет

Поединок с Челубеем: Александр Пересвет

Пересвет – фигура равнозначно реальная и легендарная. Вот в чём было благословение Сергия Радонежского. Он использовал копьё длиннее, чем противники (примерно на 1 метр).

Золотое Кольцо, эти церкви и храмы их рук дело. На картине изображен эпизод, предшествовавший началу Куликовской битвы (8 сентября 1380), — поединок русского витязя, монаха Троице-Сергиевой лавры Александра Пересвета с татарином Челубеем (по одним транскрипциям Челибей, Телебей, по другим сведениям — Темир-мурза), окончившийся одновременной гибелью обоих. Замысел картины, ставшей подлинным событием в переломный год отечественной войны, родился у Авилова за 25 лет до его осуществления. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, убил Челубея и даже смог сам доехать до своего строя и только там умер. Хоробрый Пересвет поскакивает на своем вещем сивце, свистом поля перегороди.

Сразить бесноватого может только воин, облеченный силою от Бога. Также мы видим, что на русском воине надеты не лапти, а кожаные сапоги. Мамай бежал в Крым, где впоследствии был убит своими врагами. Войска Золотой Орды были полностью уничтожены. И произошло это, судя по летописям и спискам Задонщины не ранее конца XV века, когда иго было уже окончательно свергнуто и провалилась последняя попытка реставрировать его (хан Ахмат в 1480 году). На картине мы с первого взгляда узнаем легендарного русского богатыря Пересвета (художник изобразил его слева). Копьё Челубея было на метр длиннее обычного.

Тяжелая битва длилась около четырех часов и окончилась совершенной победой русских. «Маленькая ложь рождает большое недоверие». Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. По другой версии, Пересвет стал послушником Троице-Сергиевского монастыря уже после своего переезда в Переяславль-Залесский. На картине изображен эпизод, предшествовавший началу Куликовской битвы (8 сентября 1380), — поединок русского витязя, монаха Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета с татарином Челубеем (по одним транскрипциям Челибей, Телебей, по другим сведениям — Темир-мурза), окончившийся одновременной гибелью обоих.

Из оружия обычно использовались кривые сабли, луки, копья, кинжалы. Вы не поверите, читатели, но еще в XV веке церковники нисколько не скрывали этого союза с Ордой. Несколько лет работал в противопожарной службе Кустаная, а с 1982 года – на Киевщине. Согласно источникам, которые донесли до нас историю той битвы, оба воина погибли, пронзив друг друга копьями, однако победа засчиталась Пересвету, так как конь смог довезти его тело до русских войск, тогда как Челубей был выбит из седла и остался на земле. Очень точно это выразил великий русский ученый Лев Николаевич Гумилев: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него— русские». Леонид Петрович Телятников родился 25 января 1951 года в посёлке Введенка Мендыгаринского района Кустанайской области (ныне Казахстан). Фигура Пересвета – слева, она развернута к зрителю.

Состояла она из небольших главок: сказание о битве на «Рождество святыя Богородица», перечень погибших князей и бояр, новость о победе «стояше на костех», сообщение о возвращения войска в Москву, рассказ о рязанском князе Олеге и Мамае. Во время битвы командовавший большим полком воевода Михаил Бренок погиб. Член и экспонент объединений: Общество им.

Они изображены в момент, когда сбивают друг друга с разгоряченных коней копьями. Осенью 1942 года из эвакуации художник приехал в Москву, родной Ленинград был ещё скован кольцом блокады. Талантливый художник – М. Авилов. С 1947 действительный член Академии художеств СССР.

Да ведь это – нормальная этика русского воина-язычника времен Игоря или Святослава. Русское войско понесло большие потери. Что одето под халатом – не видно. Но понятно и желание церкви прибрать к рукам имена героев Куликова поля.

Сюжет с переодеваниями, 
или бедный Бренок

Сюжет с переодеваниями или бедный Бренок

(Заметим – не перед смертной битвой, когда выиграть шансов нет, а перед показательной дуэлью, в которой требовалось одержать победу). С 1947 года преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Хорош смиренный инок.

Тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Но это не спасет богатыря. В 1918–1921 преподавал на курсах живописи и рисования (Тюмень) 1922–1930 – в Художественно-ремесленных мастерских с 1930 – рисунок и живопись на Бронетанковых курсах (Ленинград) 1947–1954 – в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. Обе фигуры (Пересвет и Челубей) запечатлены в самом центре полотна. Никто не понял подмены. Не так уж много у воина мягких тканей.

С 1948 народный художник РСФСР. С этого момента русские войска перешли в наступление. При сохранении явного правдоподобия и этот образ в полотне исторически недостоверен. Чаду моему Якову – мир и благословение. » – бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою. » Печенег же устремился навстречу ему и христиане все воскликнули: «Боже, помоги рабу своему. » И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними и свалились оба с коней на землю и скончались».

Кроме того, персонаж имеет для защиты щит. Имя Пересвета русский народ чтит до сих пор. Это они за них молили своего бога. На картине этого воина мы увидим справа. Ясно, что это поздние вставки и желание разукрасить «биографию рода».

Кони, ставшие под воинами на дыбы, кажется, вот-вот ударятся друг о друга. В тоже время, лица татарского богатыря мы не видим. Вся атмосфера военных действий шикарно передана с помощью цветов и оттенков.

Под него поддевали доходящий до колен панцирь с железными наплечниками и перчатками. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Численность воинов в нём была самой большой. Как бы они отнеслись к войне с единоверцами и почти родичами на стороне татар — неясно.

Литовский след и 
русские потери

Литовский след и русские потери

Почитаемого в только что подмятой Моской Рязани князя Олега Ивановича сделаем из ведущего свою политику государя предателем. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Этот эпизод цитируется по «Сказанию о Мамаевом побоище»: « Уже близко друг к другу подходят сильные полки и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его.

Л. П. Телятников вместе с другими пожарными (В. Это были Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

По окончании школы работал электриком на авторемонтном заводе. И лишь когда татары в довольно большом числе сосредоточились в тылу большого полка и построились для атаки, Боброк дал приказ своим воинам напасть на врага. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Войско русичей выстроилось по схеме «Ромб». Необходимо было чудо способное воодушевить русское воинство.

Копьё Челубея вонзилось глубоко в русича, не задержанное кольчугой. Становится в один ряд с нехристями и двоеверцами с северного Белоозера и языческой Литвы. Что самое интересное, мы знаем об этом из письма Киприана к Сергию – тому самом Сергию Радонежскому, что многими десятилетиями после сражения внезапно объявится на страницах его описаний «благословляющим» анафемствованного князя, (на случай, если кто станет твердить, что «Киприан не анафемствовал Дмитрия, а только отлучил» – вот мнение человека, в вопросе безусловно компетентного: «На богословском языке отлучение от Церкви есть анафема. Русских бойцов отличало от западных рыцарей и восточных конников искусство «маневрировать в бою, уклоняться от ударов, подныривать под удар». Сзади передового полка размещался задний полк. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря.

Описание картины 
Поединок Пересвета 
с Челубеем

Описание картины Поединок Пересвета с Челубеем

Уверенные, стойкие русские богатыри расположились на левой стороне картины. Рассказывается о Пересвете и в «Задонщине», которая, являясь памятником русской литературы, сохранилась в шести списках. Погиб во время поединка с представителем монголо-татарского войска Челубеем. В этом поединке погибли оба.

С 1908 участник выставок. Отозвался Александр Пересвет. Если внимательно рассматривать экипировку ордынского воина и сравнивать ее с известными фактами, то выясняется, что обычно ордынцы одевались в простеганный подбитый кафтан. Авилов Михаил Иванович считается одним из лучших советских баталистов, мастер исторических сцен. Ни обшивки из железных пластин, ни шипа на заплатке не видно.

Еще один спорный момент — участие в сражении самого князя Дмитрия. На голову – шлем круглой формы с наносником и кольчужной сеткой, прикрывавшей плечи и шею. Основная редакция» (в переводе В. В. Битва началась поединком двух богатырей Пересвета и Челубея. В «Сказании о Мамаевом побоище. А ордынским войском – сам Мамай.

Авилов – Поединок 
Пересвета с Челубеем

Авилов – Поединок Пересвета с Челубеем

Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного.