Автопортрет С Саскией Рембрандт
И в апофеозе счастья в 1633-ем году, вскоре после свадьбы, Рембрандт пишет свой всемирно известный "Автопортрет с Саскией на коленях", в котором синтезируются все его юношеские искания в автопортретном жанре. «блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях»)— автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне.
Автопортрет с женой Саскией, Рембрандт, 1635
Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения.
Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте.
Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. Лишь маленькая красная маргаритка, которую женщина протягивает зрителю, осталась от предыдущего образа Флоры.
Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину "Солдат и его девка".
Так, существует маскарадная версия – портрет придворных в маскарадных костюмах. Это период его восхождения. Он пользовался ими в живописи, как антуражем, создавая полусказочное окружение героям картин и утоляя свою любовь к живописности — к глубокому тону, мерцаниям, переливам, вспышкам, к драгоценности пастозной, шероховатой красочной фактуры. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином — признак достатка.
Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех.
На столе множество дорогих аристократических яств. Это поэтическое прославление завоеванной Нидерландской революцией свободы индивидуальности. Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. В настоящее время находится в Дрезденской галерее. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой.
Многие считают картину пророческой. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Кавалер очень разборчив, умеет окружить себя лучшей утварью изысканными блюдами. Все это, безусловно, в ней есть. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте.
Со временем он отдал предпочтение смелым мазкам кисти, резкому контрасту тени и света, которые скрывают практически полностью фоновые детали. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши.
Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына». Нидерланды (Голландия). Но в "Автопортрете с Саскией" (или в "Похождениях блудного сына") основная идея – гимн человеческому счастью. Саския жила под крышей то одной, то другой из сестёр и многочисленных кузин, помогала им вести домашнее хозяйство.
Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ).
«Автопортрет с Саскией» картина Рембрандта
Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Взлет любви и вдохновения не умрет вместе с окончанием их жизни, он запечатлен в вечности. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей.
Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Выставляя себя в таком виде, он и не думает, что в этом можно усмотреть безвкусие. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино.
Сейчас он достанет им до верхнего края полотна. Её дергали повестками еще и еще. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. А потому любой трактир для них может стать дворцом, где на дивном пиршестве жизни все счастливы и веселы.
Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Этот эстамп теперь известен под названием "Трех дерев". На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска.
Портрет Саскии должен ласкать и радовать глаз, он должен быть праздником для созерцающего. Полное личико Саскии, ее круглые глазки и пухлые губки мы без труда узнаем: Рембрандт их так любил и так охотно передавал именно такими, какими видел. Рембрандт похож не то на потомка знатных рыцарей, пирующего в собственном замке, не то на какого-то щеголя-рейтара с веселой девицей в дорогой таверне. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»).
Эта фризская девушка тоже прибыла в Амстердам после смерти отца, была так же одинока в городе, как и молодой Рембрандт. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер.
К ремню, опоясывающему его выше талии, под грудью, прицеплены ножны длинной шпаги, упирающейся острием в левый нижний угол изображения. Рембрандт изобразил себя в эту прекрасную минуту отдыха и веселья.
Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх». Её поступок биографы художника трактуют по-разному.
К подобным экзотическим вещам Рембрандт всегда питал настоящую страсть. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Разумеется и его избранница – также очень шикарная женщина.
Придерживая на груди левой рукой зеленый шелковый плащ, Саския, слегка наклонив головку, повернула к нам свое простое, но прекрасное лицо и замерла на месте, стоя к зрителю немного боком. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
Многообразие толкований говорит о том, что эта картина – символ. Вместе с тем их светящиеся лица освещают эту тьму. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Чуть морщится и вздрагивает толстенький носик и легкая, насмешливо дразнящая улыбка открывает ряд белых, блестящих, не очень ровных зубов.
Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов.
Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье
Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Но одного сходства мало. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров.
В том же 1632 году Рембрандт познакомился с Саскией ван Эйленбург, родственницей своего домохозяина. Восхищенная королева наградила Барберини бриллиантом стоимостью в 4000 скуди. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников.
Художник Рембрандт, автопортреты: описание история и интересные факты
Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Однако все это купается в свойственной только ему светотени.
Однако эта гипотеза явно неудачна. Как будто бы только что сорванные, свежие и яркие цветы венка и жезла вносят радостную ноту в общий холодноватый колорит картины. Однако все это купается в свойственной только ему светотени.
В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку.
Саския и Рембрандт: мистическая история любви
Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью.
Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. Такие доски висели в трактирах XVII века и на них кабатчики вели счет выпитому и съеденному гостями.
Ему и в голову не приходит, что они могут возмущаться, что его могут осуждать. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Такое же неподдельное счастье сияет и на лице Саскии. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю.
Теплый свет играет на лице и открытой шее.
Пари было принято, Рембрандт его выиграл, награвировав до возвращения слуги пейзаж, который был виден из окна комнаты. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов. Картинная галерея.
И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Он был отличным рисовальщиком и гравером.
Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Это уже настоящее признание. Со временем множились интерпретации этого шедевра.
В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына».
рембрандт автопортрет с саскией на коленях
И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх.
Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Холст, масло.
Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Размеры картины: 161х131. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны.
Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. Но в образе Флоры живот еще не слишком выделяется и Саския скромно прикрывает его ниспадающей со спины частью платья.
По этой причине картина распространена и под другим названием – Саския с красным цветком. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет с женой Саскией на коленях»
Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже "восточные" одежды натурщиков. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Головку Саскии венчает цветочная гирлянда, гармонирующая с нежным румянцем щек.
Слева, на уровне талии Саскии, рядом с прижавшимися к ней толстыми пальцами художника, мы видим краешек стола с яствами. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». В то же время автопортрет является отчасти провокационным, ведь художник с женой предстают в образе персонажей библейской притчи о блудном сыне.
Молодые, умные, зоркие глаза его смеются – в них задор, веселье и вместе с тем беспечность, выразительность и страсть. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Эта картина является гимном радости жизни.
Сообщество «Волшебная сила искусства»
Кассель. Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка.
Он сделал бюст Карла I летом 1636 года, а уже весной следующего года кардинал Барберини позаботился об отправке произведения в Англию. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Бюст прибыл в Оутлендский дворец в июле 1637 года и был восторженно принят «не только за мастерство исполнения, но и по причине чрезвычайной схожести с обличием короля». Видимо, она изображала один из самых дорогих моментов его личной жизни. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются.
В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея – гимн человеческому счастью.
Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Торжественность значительного ветхозаветного события благословление Иаковом внуков выражена строгой композицией и яркими красками картины. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, "Автопортрет в шлеме", "Саския в виде Флоры" и др. ). Однажды, во время одной из загородных прогулок, садясь обедать с другом своим — бургомистром Сиксом, он заметил, что на столе не было горчицы.
Она похожа на гигантскую латинскую букву "S", которая наверху прикасается к краю изображения.
Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Впереди у несчастного – разорение и смиренное пристыженное возвращение домой. Барокко.
Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится.
Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»). Изображения Рембрандта и Саскии глубоко индивидуальны, портретны по своей сути, хотя не всегда они отличаются полным внешним сходством.
175, 5 x 210, 5 см. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков.
Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам.