Автопортрет Серебрякова

Автопортрет художника Зинаиды Серебряковой на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене. Автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Серебряковой, наряду с картинами «Баня» (1913, ГРМ), «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ). Автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Серебряковой, наряду с картинами «Баня» (1913, ГРМ), «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)13. «серебрякову видел – Автопортрет у зеркала – очень милая, свежая вещь», – писал в одном из писем 1910 года Валентин Серов.

Молодость, счастье, радость и душевная чистота – все это можно увидеть в прекрасной картине З. Серебряковой «Автопортрет. Три работы Серебряковой — автопортрет «За туалетом», «Зеленя» и «Молодуха» (портрет Марии Жигулиной)— были приобретены с выставки Третьяковской галереей.

10 автопортретов Зинаиды Серебряковой — самой важной русской художницы

Разлука с двумя другими детьми угнетала Серебрякову. Велан Ида (портрет дамы с собачкой, 1926). Е. Е. Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя. Николай стал талантливым архитектором, а Евгений Евгеньевич -- как и сестра художником.

«Улыбкой во весь рот назвал эту работу Александр Бенуа, сразу отметивший и блестящее мастерство и удивительно радостное настроение этой вещи. Мы вдруг чувствуем, как тяжелы они худенькой фигурке. (1948). Ну а эту многие из вас все время видят (девушка со свечой, автопортрет, 1911). Юсупов Феликс Феликсович (князь, 1925). Юсупова Ирина Александровна (княгиня, 1925). После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом3, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины)4.

Три свечи, чтобы усилить ракурс. Это уже французский автопортрет.

Начался новый период в ее жизни. Так, весной 1927 года благоприятно решился вопрос о назначении 3. Е. Нос слегла закругленный. Исходит оно прежде всего от девушки – обаятельной, любующейся собой и радостной.

Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное»91011. Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать». В правом верхнем углу портрета подпись: «Боречка. Серебрякова оказалась на обочине. Таких работ уСеребряковой виммиграции было очень много. Сцены простой деревенской жизни — вторая творческая любовь Серебряковой. Искусствоведы автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Зинаиды Серебряковой: «Баня», «Жатва» и «Беление холста».

По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее». Через пять лет в России состоялась первая выставка работ Серебряковой. Искусство 3. Е. В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». ред. ): «Есть что-то ребяческое вэтом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое Икак само лицо, так ивсе вэтой картине юно исвежо». Серебрякова писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «немодным» и требуют от художников постоянного «обновления», а, по-моему, художник должен оставаться сам собой. ». Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками. Эта работа считается эскизной кпортрету «Затуалетом»— да, тот знаменитый портрет сделан вдругой манере ицветовой гамме, нонанем есть таже самая улыбка, которая его отличает иона здесьже замечательно изображена.

  1. Зинаида Серебрякова, За туалетом: описание картины
  2. Жизнь и трагедия Зинаиды Серебряковой в 11 картинах
  3. Шедевры живописи Зинаиды Серебряковой
  4. Серебрякова Зинаида Автопортрет
  5. Автопортреты конца 1900-х— начала 1910-х годов
  6. Внучка Маяковского — о выселении из мастерской, в которой ее семья работала полвека
  7. Познакомьтесь с Клементиной Бове — француженкой, которая написала сиквел «Евгения Онегина»
  8. История 16-летней Таси, которая ведет блог о феминизме, секспросвете и своем муковисцидозе

Браслет на руке ясности не добавляет – это универсальное украшение. Начиная с 1898 года почти каждую весну и лето Серебрякова проводит в Нескучном. Кажется, что на ней не хватает украшения. И посмотрев на это произведение искусства, трудно сказать, что оно было создано более ста лет назад. Автопортрет» представлено отражение в зеркале молодой женщины. Светлый, мажорный колорит делает «отраженный» мир ярким и воздушным.

Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки. На первом плане туалетный столик. Кроме того изображение уже ограничено своеобразной рамой — написанным ею обрамлением зеркала, что, безусловно, сразу же придает портрету элемент картинности. Она с раскрытой душой готова встречать новые впечатления и эмоции.

  • «Здесь никогда ничего не изменится»: отрывок из фильма «Хрусталь»
  • Зинаида Серебрякова, «За туалетом» : краткое описание картины
  • Портреты за обещание рекламировать
  • Ретроспективной выставке великой русской художницы в Третьяковской галерее — посвящается
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Ее красивое движение в полуповороте очень изящно показывает тонкую талию. —Прим. Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна. Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером. Деньги за портреты заканчивались еще до того, как работа была доделана.

На ее молодом лице легкая и непринужденная улыбка. Во время Второй Мировой войны переписка с ними и вовсе оборвалась. При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет.

Зинаида Серебрякова, 
За туалетом: описание 
картины

В частности, художник Валентин Серов высказал мнение, что «автопортрет у зеркала очень милая свежая вещь», а художник и критик Александр Бенуа писал, что Серебрякова «подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её». Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа. 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура). Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия. Краткий курс обучения девочка прошла в течение нескольких месяцев в художественной школе под руководством И. Е.

На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания18. После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины). Французское общество восторгалось ар-деко, а работы Серебряковой не оценивались высоко. Но подлинно большой успех и признание любителей живописи, прежде всего круга «Мира искусства» во главе с Александром Николаевичем Бенуа, принесло ей портретное творчество конца 1900-х — начала 1910-х годов. Весь ее стан легкий и жизнерадостный.

Они любят друг друга, готовы соединить свои жизни и родные принимают их отношения. На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания. Люксембургский сад. Ментона. Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты22.

Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа. Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. — А. Р. ) в Петербург. Но это всё кажется таким невзрачным, скучным и простым, по сравнению с их хозяйкой. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного».

автопортрет с дочерьми 1921. Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками3. Вообще, портрет счастья— это портрет Серебряковой. Его мать — Зинаида Александровна Лансере — родная сестра отца художницы. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани. Маракеш. Она тщательно готовилась к ней, очень волновалась в период ее проведения.

В 1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. Художница долгие годы мечтала о такой выставке.

Обычная девичья комната: заправленная кровать, столик для умывания с кувшином и тазиком, больше угадываемые, чем видные мелочи. Три полотна Серебряковой, в том числе и «За туалетом», были куплены Третьяковской галереей, что является показателем высокого художественного уровня этих произведений. Однако Серебрякова отдавала должное Сезанну как талантливому колористу. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза. Ничего этого у Серебряковой не было. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер.

Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей». «За туалетом. Задача художницы была в создании образов людей, наделенных умом, благородством, чувством собственного достоинства. Оно заняло свое почетное место в истории русского искусства. В 1924 году в 40 лет Зинаида Серебрякова уезжает в Париж на заработки, ей заказали декоративное панно.

Художник Валентин Серов говорил об автопортрете, что это «очень милая и свежая вещь». Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения. У нее достаточно тонкая талия. Имение стало настоящим родовым гнездом, творческим пространством, дышавшим и жившим атмосферой искусства и красоты.

В то же время в них обнаруживается некий общий подход к разным моделям. 1. Катя на террасе» была сделана в одном из таких путешествий. Рама зеркала служит композиционным обрамлением портрета и усиливает эффект пространственной глубины изображения, а её тёмный цвет подчёркивает светоносность палитры.

Увлекло рисование и Зину Лансере. С искренним увлечением написан отраженный в зеркале незатейливый натюрморт («я забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете»): флакон духов, булавки, платочки, бусы и свеча в подсвечнике — кстати, единственный предмет изображенный дважды, «в натуре» и в отражении. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его».

Нескучное. Ноябрь». Своё влияние на формирование юной художницы оказали архитектура и музеи Петербурга, роскошный парк Царского Села, куда семья выезжала летом. Она была по-истине прекрасна.

Отношения между СССР и странами Запада становились все более закрытыми. Это прежде всего касается Сезанна. На картине «За туалетом. Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые». Изображенные Серебряковой люди не знают трагических переживаний. Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах.

Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна. Окружающие детали прописаны тщательно и вместе с тем как будто незначительны. Два сына Евгений и Николай тоже стали творческими личностями. Так в ее женских портретах появился своеобразный, чисто «серебряковский» тип. Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени.

Диспропорция растущего существа, этакий человечий «щенок» с большими лапами — он знает, что будет огромной собакой, а пока ему некуда деть их. Иэта маска переходит напортреты еепоздних персонажей. Выставка в СССР стала для нее большим праздником. Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже.

Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим»30. Но сколько бы она ни работала, заработки были слишком малы, а цены постоянно росли. И костюмы самых разнообразных цветов и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Только вдоволь налюбовавшись самой девушкой, уже можно рассмотреть все нюансы. Огромные сложности представляло для Серебряковой устройство экспозиций.

В 1928 и 1930 едет в Африку, посещает Марокко. В нем воплощена молодость, непосредственность, радость. Это эскиз кпортрету, который находится вОдесском музее. В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся». Страна восхитила художницу. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на «туалете»». Картина «На лугу.

В творчестве Серебряковой — и особенно в автопортрете «За туалетом» — мы встречаемся как раз со слиянием реалистического взгляда на мир (причем принципиально реалистического, что характерно для всего ее мироощущения) с несомненными и весьма существенными и даже типичными для произведений модерна чертами. Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать. За туалетом» (холст, масло 75х65 см) хранится до сих пор. Это были любовь к земле, своим корням и простой жизни.

После его смерти она больше не была замужем. Семья Бенуа жила духовными интересами. Сначала было панно, а потом пустота. Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале.

Художница постоянно искала заказы. Все они постоянно были заняты творчеством — рисовали, ходили на этюды. Дорош признается: «При этом я думал не столько о Татьяне Лариной, сколько о Пушкине, первым открывшем деревенскую Россию — поэзию ее повседневного бытия Девушка с Автопортрета вот так по-пушкински свежо и ясно видит лежащий за окнами ее светлой комнаты деревенский мир, мало изменившийся за те восемь десятков лет, что отделяют Евгения Онегина от этой картины».

Его уход и начавшиеся в стране несчастья положили конец той прекрасной безмятежной эпохе. Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко. Павел Третьяков сразу же приобрел холст для своей галереи. И это определило ее место среди крупных мастеров эпохи. Прямо с выставки картина была приобретена Третьяковской галереей. Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным.

Губы изогнуты в нежно улыбке. Что могло объединять его и застенчивую, нелюдимую девушку из творческого мира. Картина «Автопортрет. 6.

Особенно понравился автопортрет. Это придает картине особую атмосферу. Серебрякова, как уже говорилось, воплотила в этом автопортрете некоторые черты стиля абсолютно интуитивно, будучи чрезвычайно чуткой художественной натурой. Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область).

Долгое время не было мастерской. Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры»16. Глаза и улыбка героини говорят о радости жизни. Сдержанный колорит портрета также оставляет его в «рамках» трёхмерной живописи реалистических полотен, а сочетание плоскостей и объёмов примиряет его с парадоксами нового стиля». Этот достаточно реалистичный автопортрет, написанный в серебристо-светлой гамме, фактически является отображением «потусторонней» зеркальной жизни художницы и тем самым приобретает сходство со стилем начала XX века – арнуво (модерн). От самой героини веет добром и счастьем.

Уезжая в 1924 году в Париж, Серебрякова не думала, что останется там навсегда. После этого заказа Зинаиде было сложно найти работу. В. А. Серов так отозвался о ней: «Автопортрет у зеркала – очень милая, свежая вещь». Женя 1907 г. Женя 1909 г. Зинаида много путешествует.

Художница несмотря на все трудности и удары судьбы оставалась верна себе, в своих произведениях она создавала мир красоты и праздника. Ее работы стали полной неожиданностью для всех и вызвали восторженные отзывы. Добиваясь осязаемой материальности в изображении таинственного мира, «существующего» по ту сторону зеркала, художница как бы стремится проникнуть в глубоко спрятанную тайну человеческой природы и самой жизни. Дочь стала в то время главной моделью художницы.

Зеркало — это мы, зрители. Надо сказать, что в этой семье было шестеро детей. И она с братьями и мамой уехала в Петербург к дедушке.

Но особенно ярко талант Серебряковой раскрылся в тематических картинах. Портреты жены брата Ольги Константиновны Лансере (1910), матери Екатерины Николаевны Лансере (1911) и многие другие оригинальны по композиции, колориту, манере письма. В печати отмечалось, что произведения Серебряковой понятны и дороги советскому народу.

Вид с гавани на город. Ментона. Тонкость живописной палитры изящные очертания предметов женского туалета, грациозность всего облика героини – лишь средство для выявления художницей собственного идеала – природной естественной простоты. Много лет спустя Бенуа не преминул вспомнить, что уже тогда она «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи», неожиданно для всех представ перед современниками «готовой художницей». «Улыбкой во весь рот» назвал он эту работу, вмиг заметивший и блестящее мастерство и необычное радостное настроение этой работы. В 1920-1930-х годах состоялось несколько ее персональных выставок в Париже. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его».

Картина «Коллиур. На щеках виднеется румянец. За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон». Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». — А. Р. )— дальнейший комментарий к ее искусству.

В 1905—1906 занимается в fr:Acadmie de la Grande Chaumire в Париже. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Молодая женщина изображённая на картине, смотрит на себя в зеркало и расчёсывает волосы. С детского возраста Зина и Боря воспитываются вместе. Зина постоянно слышала разговоры об искусстве, о великой миссии художника. Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности».

Их зритель также видит лишь отражающимися в зеркале. Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Общая обстановка комнаты представляется какой-то фантастической и необыкновенной. Картина «За туалетом» стала этапной в творчестве Серебряковой.

Сама она писала о том периоде: «Котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед». Серебрякова провела в Париже многие годы. Александр стал брать заказы и писать интерьеры богатых домов, Катя взяла на себя быт.

Нарядный, уютный натюрморт, блистающий свежестью и чистотой интерьер окружили странную героиню портрета, которая надела на левую руку браслет, а в правой держит щетку для волос. В 1910-х годах одно за другим следуют полотна: «Жатва» (1915), «Беление холста» (1917), создаются большие однофигурные композиции «Спящая», «Марина, чешущая лен», «Крестьянка за прялкой». 5. Однако именно автопортрет «За туалетом» неопровержимо и убедительно доказывает, что в решительно захватившем в эти годы часть русской живописи модерне (уже, впрочем, оттесняемом ко времени написания автопортрета новыми, более «революционными» исканиями и течениями) характерные его содержательные и стилевые особенности зачастую органически соединялись «с реализмом и чертами импрессионизма». Зинаида увлечённо занималась живописью, Борис готовился стать инженером-железнодорожником.

7. И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна. «Автопортрет вкостюме Пьеро» тоже впервые показывается навыставке. Вот таким образом в ней женственное проступает как божественное, что воплощает Афродита Книдская. Немногочисленные заказчики расплачивались за работу продуктами, а не деньгами.

Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»). Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея, где «Автопортрет. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». Лицо ее очень свежее и радостное. Картина Зинаиды Серебряковой «За туалетом» представляет собой автопортрет художницы. Девушка на портрете очень рада новому дню.

Серебрякова создает идеальный образ гармонически абсолютного человека, но это только мечта, мимолетная «реальность» отражения. Лансере в папахе 1915. Лифарь Сергей Михайлович (1961). Лукомская С. А. Все это на первый взгляд имеет мало отношения к живописи Серебряковой, ясной и жизненно правдивой в своей основе.

Безусловно, глубоко справедливо и тонко прочувствовано сопоставление этой полной свежести искренней картины с поэтикой «божественного» Пушкина — самой большой литературной любви Серебряковой от юных лет до глубокой старости сопоставление, которое должно было глубоко ее порадовать. Она расчесывает свои красивые, густые волосы. И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем». Браза. Однако эти портретные работы оказались лишь предшественниками произведения, сразу выдвинувшего ее в первый ряд русских живописцев этих лет, — автопортрета «За туалетом», характеризующего эпоху своего создания с такой же точностью, как «Девушка, освещенная солнцем» Серова — вторую половину восьмидесятых годов XIX столетия, а «Купание красного коня» Петрова-Водкина — начало 1910-х годов. Загадкой остается то, какая будет прическа – кокетливая или строгая и чуть озорная. В 1902—1903 она путешествует в Италию.

Художница с ранних лет росла в атмосфере искусства. Но молодость – самое лучшее, что может «украсить» любую женщину. Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного.

Шея элегантно повернута в сторону. В ее семье говорили: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим». ««За туалетом» Зинаиды Серебряковой – один из лучших автопортретов в русском искусстве, который принёс художнице, показавшей его на петербургской выставке 1910 года, шумную славу, – уже современниками её был оценён как первоклассное произведение. Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности.

В большую семью Бенуа. Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Это было второе выступление художницы «на публике». Настроение передается и зрителю. А незадолго до смерти художницы и Евгений смог встретиться с матерью. Еще два абсолютно замечательных исчастливых портрета ввосточных тюрбанах.

Когда появляется такой образ, онуже непринадлежит отдельному художнику, новоплощает мысли ичувства искусства своего времени— живет независимо отхудожника, который его создал. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер20. Многие современники кнему относились поэтически ипервым онем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей. За туалетом». Она остается единственной кормилицей для четверых детей и стареющей матери.

Все это заключала в себе Фрина, воплощение женственности и грации. Она смогла приехать во Францию и, наконец, увидеть мать. Девушка слегла, повернута к зрителю, тем самым мы можем рассмотреть ее фигуру. В картине «Девушка со свечой» Зинаиде Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. А теперь мы просто полюбуемся ее картинами. Натюрморт с кувшином. Автопортрет. Автопортрет с шарфом 1911. Баня. Серебряков Борис Анатольевич. Лансере Ольга Константивна. Портрет А. Черкесовой-Бенуа с сыном. Автопортрет (1922). Автопортрет (1946). Бенуа Александр Николаевич (1924). Баланчин Джордж (в костюме Вакха, 1922). Бенуа-Клеман Елена Александровна (Елена Браславская, 1934). Лола Браз (1910). Пейзаж. Сорочка белоснежного цвета. Восторженные критики и художники, среди которых были Серов, Врубель и Кустодиев, незамедлительно признали выдающийся талант Зинаиды Серебряковой и приняли ее в свой творческий круг «Мир Искусства». Нет никакой грусти, огорчения или задумчивости.

Автопортрет «За туалетом»Зинаида Серебрякова написала в 1909 году в родном селе Нескучное (сейчас в составе Харьковской области). Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты. Все, что ей удавалось заработать, она отправляла детям. Карие глаза героини с обаятельным лукавством смотрят прямо на зрителя. Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством».

Задумчивый человек. Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой. Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству.

Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Картина наполнена светом, теплом и хорошим настроением. К тому же Зинаида — римско-католического вероисповедания, Борис — православного. Но трудность заключается в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников. Старшая дочь Татьяна поступает в балетное училище и с 1920 по 1924 год Серебрякову часто приглашают за кулисы Мариинки.

Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности». Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна16. Но художница не смогла на нее приехать по состоянию здоровья. В 1910-х годах Серебрякова была в расцвете творческих сил.

Она снимала маленькие комнаты в самых дешевых отелях. Родовое имение Нескучное разграблено и сожжено. Работа выполнена в светлых, теплых тонах, передающих солнечное морозное утро. Глаза яркие, выразительные, сверкающие. В начале сентября 1924 года Серебрякова уехала в Париж. Также были выставлены портреты знакомых, пейзажи, этюды крестьян.

Они рядом и в Петербурге и в Нескучном. Автопортрет Серебряковой — очень позитивная работа. Ее имя приобрело широкую известность. В эти тяжелые месяцы перед художницей стоит только одна задача — выжить.

Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры». Зинаида писала об истории создания картины, что зима выдалась снежная, муж был по работе в Северной Сибири, должен был вернуться на Рождество: «Осенью я решила остаться с детьми еще несколько месяцев в Нескучном, но на хуторе, где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты в Нескучном.

Но они не зажжены, солнечного света достаточно. Именно молодостью освещено скромное помещение комнаты, в котором чувствуется тепло и уют. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах. Дух высокого искусства царил и в доме.

Ночная рубашка на ней сидела свободно и спала с левого плеча, полностью его оголив. Екатерина Серебрякова посвятила свою жизнь служению таланту мамы. В печати Серебрякову называли «одной из самых замечательных русских художниц эпохи», «мастером европейского значения».

Как уже говорилось, Серебрякова в эти годы с увлечением работала над портретами крестьян и крестьянских детей, а также не раз писала своего мужа. Автопортрет простотой и в то же время некоторой таинственностью трактовки образа. Это «существование как отражение» служит ей (может быть, абсолютно подсознательно) своеобразной «защитой», границей между собой и зрителями, существование которой особенно характерно для целомудренной и скромной Серебряковой — человека и живописца. Портрет втюрбане был написан вПариже уже после замужества. Оннаписан влегкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое. Чаще всего она изображает родных и знакомых.

Здесь царят таинство и уют совместной трапезы. Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное». В целом Серебрякова его «не могла терпеть», ее особенно коробило в произведениях художника подчеркивание уродливого, приемы деформации. Недаром Е. Е. Лансере в письме К. А. Сомову, сравнивая это произведение с более ранними работами сестры, дает ему очень точное определение: «Вещь несравнимо значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee (в домашнем, утреннем платье, полуодетая, фр. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи).

Репина в 1901 году, а затем в мастерской О. Э. В начале 1910-х годов Серебрякова пишет много портретов. Столь свойственное искусству модерна и прежде всего его живописным панно и картинам, которые рассматривались их создателями не как самоценно художественные произведения, но как пространственно организующие элементы интерьера, – итак присущее модерну подчёркивание линейного начала – симметрии и уравновешенности в композиции, не носит у Серебряковой утрированного до «ковровости» характера. Оригинальным был и художественный язык Серебряковой. 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура)21.

Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки3233. Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало. Бабушка, мама художницы, разливает по тарелкам суп. Вся обстановка в комнате какая-то фантастическая искрящаяся светом и радостью. Село Нескучное Курской губернии. Париж.

Невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча. В 1903—1905годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза, учившего видеть «общее» при рисовании, а не рисовать «по частям».

В 1910 году на выставке Союза русских художников был представлен автопортрет «За туалетом» почти никому не известной художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967). Стоит пузырек с духами, а по правую руку от девушки две свечи в красивых подсвечниках. Художница изобразила себя за утренним туалетом. Поклонники реалистического искусства проявили к ним большой интерес. Самые близкие и любимые люди собрались вместе за обеденным столом.

У них красивые ясные лица. Работа юных крестьянских девушек в поле привлекает её особое внимание. Все члены семьи, от мала до велика, посещали Эрмитаж, выставки, театры. Написанный в 1909 году и представленный на выставке, автопортрет вызвал истинный восторг.

В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». Художница наотрез отказывается писать портреты комиссаров и рисовать агитплакаты. Стены и Башни города. Мароканка в розовом платье. Марокеш. Работа была хорошо встречена и критиками и более старшими коллегами Серебряковой.

Только решимость и приглашение вместе с ней, следуя за светом свечи, пройти через темноту. Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем. Выставку работ Зинаиды Серебряковой можно посмотреть до 30 июля. Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна).

И только свеча в тонком металлическом подсвечнике представлена и в реальном мире тоже. Серебряковой академического обеспечения, когда она вернется на родину. Зеркало, куда смотрится женщина, нет в картине. Работа была хорошо встречена публикой и критиками.

На фоне самой художницы все эти детали невзрачные и совсем неброские. Зинаида Серебрякова начала рисовать с первых лет жизни.