Бакст Зинаида Гиппиус

В 1900 году журнал опубликовал статью З. Н. Зинаида Гиппиус и творчество Льва Бакста с жизнью и разумом лишается корней – опор, опустошается: В душе после вас – ничего, ничего.

Поначалу Гиппиус достаточно скептически относилась к внезапно проявившемуся «клерикализму» мужа позже она вспоминала, как «вечерние посиделки» 1899 года превращались в «бесплодные споры», не имевшие смысла ибо большинство «мирискусников» были весьма далеки от религиозных вопросов. Все это она – Зинаида Гиппиус. Городецкий, М. А. В декабре 1905 года вышла последняя книжка «Нового пути» к этому времени Гиппиус уже печаталась, в основном, в брюсовских «Весах» и «Северных цветах»14.

Фамилия бабушки была Бакстер. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним – сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом «Лебеде» М. М. Фокина (1907). В 1911 году в журнале «Русская мысль» вышел роман Гиппиус «Чертова кукла», который стал частью неоконченной трилогии (третья часть — «Роман-царевич»). Гиппиус писала о тех, кто сотрудничал с издательством «Знамя» — им руководил Максим Горький, — и о литературе в традициях классического реализма. Дягилева, Зинаиды Гиппиус, К. Сомова, Е. И. В это время писательница под псевдонимом Антон Крайний опубликовала сборник критических статей «Литературный дневник». Охотно покупал картины.

После свадьбы супруги переехали в Петербург. В Москве ругаются литераторы на это пришлось вырезать кусок и вставить чужой рисунок (старинный) в мой. Елены Владимировны и Вел. Организаторы Собраний трактовали противопоставление духа и плоти так: «Дух— Церковь, плоть— общество дух— культура, плоть— народ дух— религия, плоть— земная жизнь».

Неутомимая спорщица и устроительница каждодневных бурных философско-литературных и политическо – исторических дискуссий. Смерть Дмитрия Сергеевича явилась для Зинаиды Николаевны сильнейшим ударом. Позже она вспоминала: «Мы решили однажды (Бакст зашел случайно) написать рассказ и тут же за него принялись. Мережковский и Розанов быстро охладели к изданию, а после того, как Булгаков отклонил статью Гиппиус о Блоке под предлогом «недостаточной значительности тематики стихов» последнего, стало ясно, что роль «мережковцев» в журнале сошла на нет. А. Белый говорил, что в нём «воистину творили культуру. Хотя, как пишут, не вполне одобрял его и был строг в оценках. Гиппиус оригинальнее как автор стихов, чем как автор рассказов и повестей.

Его неудержимо тянуло в Европу. Его уход связывают с рядом причин. То ли окончательно разуверившись. Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум и Бакст был оставлен в покое.

  • Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус
  • Описание картины «Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус»
  • Художник Лев Бакст— портрет писательницы Зинаиды Гиппиус
  • Описание картины Леона Бакста «Портрет Зинаиды Гиппиус»
  • Бакст (Розенберг) Лев (Лейб-Хаим) Самойлович (Израилевич)

Но у Зинаиды Николаевны никогда дело не шло дальше поцелуев. Где же это еще. Париж уже забыл, что Бакст иностранец, что он "корнями" своими в Петербурге, что он художник "Мира искусства". Конечно, талант художника затмил талант литератора. Впоследствии итальянские впечатления заняли важное место в мемуарах Гиппиус, наложившись на светлые и возвышенные настроения её «самых счастливых, молодых лет»11. Ив.

Бакст обладал специальным даром создания костюмов. «Преступность» и «запретность» в творчестве и образе (согласно популярному штампу) «декадентской мадонны» особенно живо обсуждались современниками: считалось, что в Гиппиус уживались «демоническое, взрывное начало, тяга к богохульству, вызов покою налаженного быта, духовной покорности и смирению»14, причём поэтесса, «кокетничая своим демонизмом» и чувствуя себя центром символистского быта и его и саму жизнь «воспринимала как необыкновенный эксперимент по преображению реальности»14. А потом вижу, что не могу— и думаю: дай что-нибудь дурное сделаю, но очень, очень дурное, до дна дурное», «Знайте, что обижать ничуть не плохо». 110 Inna Panek в раннем стихотворении Посвящение, (1894). Подлинная поэзия, считала Гиппиус, сводится к «тройной бездонности» мира, трем темам— «о человеке, любви и смерти».

  • Зинаида Николаевна Гиппиус — портрет
  • «Если бы не такая неожиданная смерть, Бакст стал бы законодателем мод»
  • Зинаида Гиппиус (к портрету Льва Бакста)
  • Леон Бакст (1866-1934), Портрет Зинаиды Гиппиус, 1906
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

К счастью, эскиз обложки сохранился, что дает возможность реабилитировать Бакста. Художник планировал опубликовать воспоминания под названием «Весна в Петербурге». Действие происходит ранней весной в Северной столице. Одни именуют его ученым-талмудистом, другие – коммерсантом средней руки.

Выше моих ног его нежность не поднималась. После ухода из «Мира искусства» Зинаида Николаевна выступала в качестве критика в журналах «Новый путь» (фактический соредактор), «Весы», «Образование», «Новое слово», «Новая жизнь», «Вершины», «Русская мысль», 1910—1914 годы, (как прозаик она публиковалась в журнале и раньше), а также в ряде газет: «Речь», «Слово», «Утро России» ит. д. «Я омрачила тебя, себя омрачила, отраженно— Дмитрия, но не прошу у вас прощенья, а только нужно, чтобы я же этот мрак сняла, если то мне позволят силы и правда», — отвечала ему Гиппиус. Провалил конкурс на серебряную медаль. Единственной опубликованной при жизни книгой так и остались путевые заметки «Серов и я в Греции». Бог создал нас с этой потребностью. Из интимного дневника Гиппиус "Contes d amour" (1893) видно, что ей нравилось ухаживание и тянуло к некоторым мужчинам, но одновременно они ее отталкивали.

  • «Я писала романы, заглавий которых даже не помню»
  • «Зеленая лампа» и литературные дискуссии

Тогда же, в письме З. А. Венгеровой Гиппиус жаловалась: «Подумайте только: и Флексер и Минский, как бы и другие, не считают меня за человека, а только за женщину, доводят до разрыва потому, что я не хочу смотреть на них, как на мужчин, — и не нуждаются, конечно, во мне с умственной стороны столько, сколько я в них Прихожу к печальному заключению, что я больше женщина, чем я думала и больше дура, чем думают другие»10:86. Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. Сборник рассказов 1896 года она полемически озаглавила «Новые люди», подразумевая тем самым изображение характерных идейных устремлений формирующегося литературного поколения, заново переосмысливающего ценности «новых людей» Чернышевского. То ли развеяться и отдохнуть, то ли для заведения новых связей и обмена впечатлениями. Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером.

Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. Позже «Новый энциклопедический словарь» отмечал, что первые произведения Гиппиус были «написаны под явным влиянием идей Рескина, Ницше, Метерлинка и других властителей дум того времени»18. Перед ним, вспоминала Гиппиус, «все мои гимназисты совсем поглупели»15. Он учился в студии Жерома и в "Академии Жюльена".

Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей. Лев Самойлович навсегда остался поклонником Чехова. сопела на Бакста, а Вяч. Но неизвестно почему— имя запомнилось», — писала Гиппиус имея в виду стихотворение «Будда» («Бодисатва») в первом номере «Вестника Европы» за 1887 год10:68. Гиппиус не копировала слепо, а заново переосмысливала русскую классику, помещая своих героев в атмосферу произведений Достоевского. Критика отметила здесь «мотивы трагической замкнутости, отрешённости от мира, волевого самоутверждения личности». Органичней всего талант Бакста проявился всценографии.

В Петербурге Мережковский познакомил Гиппиус с известными литераторами: первый из них, А. Н. Плещеев, «очаровал» двадцатилетнюю девушку тем, что во время одного из ответных визитов принёс из редакторского портфеля «Северного вестника» (где он заведовал отделом поэзии) некоторые стихотворения— на её «суд строгий»10:100. Что это были за волны— не имею никакого понятия и за них не отвечаю. Последовали новые публикации, в частности, рассказы «В Москве» и «Два сердца» (1892)15, а также романы («Без талисмана», «Победители», «Мелкие волны»), — как в «Северном вестнике», так и в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и других известных изданиях8. «Какая рожа. »— будто воскликнул Мережковский (если верить воспоминаниям В. Злобина)10:68. Вышло pele-mele.

Портрет писательницы 
Зинаиды Николаевны 
Гиппиус

Во многом именно «молитвенность» давала повод критикам для нападок: утверждалось, в частности, что, обращаясь к Всевышнему (под именами Он, Невидимый, Третий), Гиппиус устанавливала с ним «свои, прямые и равные, кощунственные отношения», постулируя «не только любовь к Богу, но и к себе»17. Они прекрасно понимали идею Собраний, значение встречи», — писала она. 1903—1909», второй том сборника Зинаиды Гиппиус, во многом созвучный первому. Не все оценивали снисходительно литературные опыты Бакста. 1914—1918» (1918) подвёл черту под активным поэтическим творчеством Гиппиус6, хотя за границей вышли ещё два её поэтических сборника: «Стихи. Искания Гиппиус не были лишь теоретическими: напротив, это она предложила мужу придать незадолго до этого созданным Религиозно-философским собраниям «общественный» статус.

Отсюда в 1885 году мать увезла дочерей в Тифлис, к брату Александру.

Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером. Летом 1904 года Лев Самойлович работал над портретом Дягилева, для чего временно поселился в редакции журнала «Мир искусства». Именно цветы угрожают жизни людей. Закрытие «Нового пути» и события 1905 года значительно изменили жизнь Мережковских: от реального «дела» они окончательно ушли в домашний круг «строителей новой церкви»8, участником которого был теперь и близкий друг обоих Д. В. Философов при участии последнего и было сформировано знаменитое «троебратство», совместное существование которого длилось 15 лет. 2.

В том же 1893 году Леон Бакст приехал в Париж. он только лежал у моих ног. Отмечалось, что этот супружеский союз сыграл важнейшую роль в развитии и становлении литературы «серебряного века»614. Да, конечно, он был еврей.

Зимой 1919 года Мережковские и Философов начали обсуждать варианты бегства. Отец, в меру сил, противился. Нередко «внезапные догадки» исходившие из триумвирата инициировались именно Гиппиус, служившей, как признавали и остальные члены этого союза, генератором новых идей8. Ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина. Некоторые исследователи считали, что творчество Гиппиус отличает «характерная неженственность» в её стихах «всё крупно, сильно, без частностей и мелочей. Печальная участь постигла нарисованную Бакстом весной 1903 года обложку альманаха «Северные цветы». К началу XX века у Гиппиус и Мережковского сложились собственные, оригинальные представления о свободе, метафизике любви, а также необычные неорелигиозные воззрения, связанные, прежде всего, с так называемым «Третьим заветом». «Романов этих я не помню, даже заглавий, кроме одного, называвшегося Мелкие волны.

А в 1905 году, задолго до Коко Шанель, сделала короткую стрижку. Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет8.

«Теперь мы в ужасном, небывалом положении. Николай Гиппиус скоропостижно скончался в Нежине в 1881 году вдова осталась с большой семьей— четырьмя дочерьми (Зинаида, Анна, Наталья и Татьяна), бабушкой и незамужней сестрой— практически без средств к существованию. Совместная работа с Вацлавом Нижинским над балетом Ашиль-Клод Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912) открыла путь к новому экспрессионистическому балету.

Многие критики, впрочем, относились к этому периоду творчества писательницы серьёзнее, чем она сама, отмечая «двойственность человека и самого бытия, ангельского и демонического начал, взгляд на жизнь как на отражение недосягаемого духа» в качестве основных тем, а также— влияние Ф. М. Достоевского. Он иллюстрировал детские книги. В рассказе «Среди мёртвых» показана необыкновенная любовь героини к умершему художнику, чью могилу она окружила заботой и на которой, в конце концов, замерзает, соединившись, таким образом, в своём неземном чувстве со своим возлюбленным22:121-122. Я пристально смотрю в пол. Только здесь, после скучного крымского лечения, в вихре «веселья, танцев, поэтических состязаний, скачек» Зинаида сумела оправиться от тяжёлого потрясения, связанного с утратой отца14. Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас». Тот обладал достаточными средствами, чтобы снять для племянницы дачу в Боржоми, где та и поселилась с подругой1113. Многие отмечали при этом, что увлечения Гиппиус абсолютно не обязательно подразумевали физическую близость напротив (как отмечал В. Вульф), даже в Акиме Волынском «её пленило то, что он, подобно ей, собирался сохранить свою телесную чистоту»13.

Тема смерти затрагивается Гиппиус во всех жанрах ее творчества. И как коммерсант. Минский, ушедший из ленинской редакции, К. Д. Бальмонт и др. ). Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. Другие предостерегали от однозначных оценок: «Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где— лицо, то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть— множество»30, — писал Р. Гуль.

Леон Бакст (1866 – 1924) – один из виднейших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики, родился в Гродно. Художественное творчество Гиппиус в годы эмиграции (согласно энциклопедии «Кругосвет») «начинает затухать, она все больше проникается убеждением, что поэт не в состоянии работать вдали от России»: в её душе воцаряется «тяжелый холод», она мертва, как «убитый ястреб». А этого Зинаида ни в коем случае не могла допустить. Он пишет ей пылкие стихи и дает отставку любовнице. В 1918 году Леон Бакст покинул группу Дягилева. отказался меня писать просто ему нужно было, чтобы я был оживлен: до экстаза этот экстаз хотел он приколоть, как бабочку булавкою, к своему полотну для этого он с собой приводил из Мира искусства пронырливого Нувеля, съевшего десять собак по части умения оживлять: прикладыванием вопросов искусства, как скальпеля, к обнаженному нерву для оживления сажалась и Гиппиус от этого я начинал страдать до раскрытия зубного нерва, хватаясь за щеку лицо оживлялось гримасами орангутанга: гримасами боли а хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался к ним, схватываясь за кисть после каждого сеанса я выносил ощущение: Бакст сломал челюсть так я и вышел: со сломанной челюстью мое позорище (по Баксту – шедевр) поздней вывесили на выставке Мир искусства.

Существует красный цвет триумфа и цвет убийства. «Третья книга рассказов» (1902) Гиппиус вызвала существенный резонанс критика в связи с этим сборником заговорила о «болезненной странности» автора, «мистическом тумане», «головном мистицизме», концепции метафизики любви «на фоне духовных сумерек людей ещё не способных её осознать»8. Стихи Гиппиус кажутся холодными, однообразными, словно ледяное поле, но в них есть огонь. Внезапно стало еще теплее и темнее.

В 1872 году у Гиппиусов родилась Ася (Анна Николаевна), ставшая впоследствии врачом. Ценил его как художника. Поэзия, как определил её Баратынский, — есть полное ощущение данной минуты»20— писала поэтесса в эссе «Необходимое о стихах». Творчество Гиппиус при всём своём внутреннем драматизме и антиномичной полярности, при напряжённо-страстном стремлении к недостижимому всегда являло собой не только «изменение без измены», но и несло в себе освобождающий свет надежды, огненную, неистребимую веру-любовь в запредельную правду конечной гармонии человеческой жизни и бытия. Для осуществления задуманного решено было создать «новую церковь», где рождалось бы «новое религиозное сознание».

При этом отношения были теплыми и дружескими, просто поэт больше ценил живописные способности приятеля. «Да, самодержавие— от Антихриста»7, — писала в те дни Гиппиус. Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов. З. Гиппиус вводит в текст пьес (например Зеленое кольцо) кинематографический прием крупного плана.

Эти минуты просветления очень горьки. Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, любивший светскую жизнь и роскошь. Зиновьевой-Аннибал. Художник, заваленный работой, не выполнил обещания. После чего ушел из Академии. В октябре Гиппиус писала: «Все в ком была душа, — и это без различия классов и положений, — ходят, как мертвецы. Вечером буду у него, там соберутся В. Иванов, Ремизов, Сомов, М. Волошин и др. кн.

Она не поняла Герберта Уэллса («Я убедилась в нищенстве его воображения. В 1889 году Лейб-Хаим Розенберг стал Леоном Бакстом. Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды". Мережковские, расставшись с Философовым, навсегда уехали во Францию8. Точнее этюдов. А. Л. Волынский, между тем, сохранил о тех годах самые светлые воспоминания. На протяжении полутора десятилетий перед революцией 1905 года она представала перед публикой— сначала пропагандисткой сексуального раскрепощения, гордо несущей «крест чувственности» (как сказано в её дневнике 1893 года) затем— противницей «учащей Церкви», утверждавшей, что «грех только один— самоумаление» (дневник 1901), поборник революции духа, осуществляемой наперекор «стадной общественности»6.

Бакст был завсегдатаем в так называемом «доме Мурузи», где у Зинаиды Николаевны сложилось что-то вроде литературно-философского салона. Душа в той стадии голода (да и тело. ), когда уже нет острого мученья, наступает период сонливости»11. Вот талант. ». Гиппиус посвятила несколько стихотворений баронессе, открыто признавалась в своей влюблённости и находилась с подругой в отношениях, которые «современники называли и чисто деловыми и откровенно любовными»13. Готовя декорации и костюмы к этому балету, художник тщательно изучил египетские барельефы.

При этом и Гиппиус имя Мережковского было уже знакомо. Учился Бакст не слишком усердно. Баксту это не нравилось. Вновь и вновь просила она прислать ей что-нибудь еще. Начало литературной деятельности Зинаиды Гиппиус (1889—1892 годы) принято считать этапом «романтически-подражательным»: в её ранних стихотворениях и рассказах критики того времени усматривали влияния Надсона, Рескина, Ницше18.

Мы решились вставить в Вашу рамку одну старинную гравюру. Чаще всего, конечно, собирались «на башне» у поэта и литературоведа Вячеслава Иванова на Таврической улице в Петербурге. Утром мать разбудила невесту криком: «Вставай. Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника – Андрей. Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. Время от времени он приезжал в Петербург. Имела место и литературная составляющая – не случайно на афише «Шехеразады» стояли слова «либретто Бакста».

В 1908 году супруги вернулись в Петербург. Сборник «Последние стихи. Авторское определение, соединяя и противопоставляет их друг другу: приятное (теплое) противостоит неприятному (горькому).

В числе новых знакомых Гиппиус были Я. П. Полонский, А. Н. Майков, Д. В. Григорович, П. И. Вейнберг она сблизилась с молодым поэтом Н. М. Минским и редакцией «Северного вестника», одной из центральных фигур в котором был критик А. Л. Волынский. отказался меня писать просто ему нужно было, чтобы я был оживлен: до экстаза этот экстаз хотел он приколоть, как бабочку булавкою, к своему полотну для этого он с собой приводил из Мира искусства пронырливого Нувеля, съевшего десять собак по части умения оживлять: прикладыванием вопросов искусства, как скальпеля, к обнаженному нерву для оживления сажалась и Гиппиус от этого я начинал страдать до раскрытия зубного нерва, хватаясь за щеку лицо оживлялось гримасами орангутанга: гримасами боли а хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался к ним, схватываясь за кисть после каждого сеанса я выносил ощущение: Бакст сломал челюсть так я и вышел: со сломанной челюстью мое позорище (по Баксту – шедевр) поздней вывесили на выставке Мир искусства. Русский поэт Максимилиан Волошин писал: "Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже – как в дамских платьях, так и на картинных выставках". Я пристально смотрю в пол.

Так мог сказать только настоящий писатель, художник, человек. После чего она устроила семью из троих – Зинаида, ее муж Мережковский и Дима. Ненавидевшие Гиппиус приходили, чтобы лично убедиться в том, что она мертва. Они декларируют новые ценности: «Я бы не хотела доживать совсем» «А болезнь— это хорошо Надо ведь умирать от чего-нибудь», рассказ «Мисс Май», 1895. Получив мандат на чтение лекций красноармейцам по истории и мифологии Древнего Египта10:296, Мережковский получил разрешение на выезд из города и 24 декабря четверо (включая В. Злобина, секретаря Гиппиус) со скудным багажом, рукописями и записными книжками— отправились в Гомель (писатель при этом не выпускал из рук книгу с надписью: «Материалы для лекций в красноармейских частях»)14.

Зинаида поступила в гимназию Фишер, где начала учиться поначалу охотно и с интересом8. Она же и была, в сущности, автором идеи о «тройственном устройстве мира», которую Мережковский развивал в течение десятилетий15. Зинаида Николаевна портрет одобряла. 8 января 1889 года в Тифлисе Гиппиус была обвенчана с Мережковским.

Все здесь когда-то учились». Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектакляхРусских сезонов Дягилева. В начале 1900-х годов вся литературно-публицистическая и практическая деятельность Гиппиус была устремлена на воплощение идей Третьего Завета и грядущей Богочеловеческой теократии. Вечером буду у него, там соберутся В. Иванов, Ремизов, Сомов, М. Волошин и др. Жил он, в основном за счет продаж своих картин. Она сама была поэтична насквозь»10:140. Была издана книга, посвященная творчеству Бакста.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Единственной опубликованной при жизни книгой так и остались путевые заметки «Серов и я в Греции». Из интимного дневника Гиппиус Contes d amour (1893) видно, что ей нравилось ухаживание и тянуло к некоторым мужчинам, но одновременно они ее отталкивали. И Баксту пришлось пойти на уступки. В корне происходившего Гиппиус усматривала некое «Громадное Безумие» и считала крайне важным сохранить позицию «здравого ума и твердой памяти»6.

Мне жаль только было, что книжечка такая маленькая. У Покровского сквера меня все толкало на Могилевскую, на Сенную. На бледном лице, окаймленном белым жабо, под узкими резко очерченными бровями – чуть насмешливо и презрительно смотрящие глаза, тонкие губы, которые она всегда ярко красила. Приводилось даже какое-то его стихотворение, которое мне не понравилось. Впрочем, обнаруживая среди героев первых прозаических сборников Гиппиус людей «символистского типа», занимавшихся поиском «новой красоты» и путей духовного преображения человека, критики замечали и отчётливые следы влияния Достоевского (не утраченные с годами: в частности, «Роман-царевич» 1912 года сравнивался с «Бесами»)8. Этот процесс имел большое значение для истории русского символизма в целом22:122-123. Набоковой и автопортрет.

Бессмысленно, но это так. Союз с Д. С. Мережковским «дал смысл и мощный стимул всей исподволь совершавшейся внутренней деятельности» начинающей поэтессе, вскоре позволив «вырваться на огромные интеллектуальные просторы»14. Так в 1906 году вышел сборник рассказов Гиппиус «Алый меч», а в 1908 году (также в Петербурге)— написанная во Франции всеми участниками «троеобратства» драма «Маков цвет», героями которой стали участники нового революционного движения18. Для широкой литературной общественности имя Гиппиус стало символом декаданса— особенно после публикации «Посвящения» (1895), стихотворения, содержавшего вызывающую строку: «Люблю я себя, как Бога»6.

Розанова зовут эротоманом – это гнусная клевета. Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером. Отец, судя по всему, отказался от дальнейшего финансирования творческих метаний сына.

Бакст был против. Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. Принято считать, что Гиппиус «нравилось очаровывать мужчин и нравилось быть очарованной» более того, ходили слухи, что Гиппиус специально «влюбляла в себя женатых мужчин» для того, чтобы получить от них в доказательство страсти обручальные кольца из которых потом делала ожерелье. По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным. Идея обновления во многом себя исчерпавшего (как им казалось) христианства возникла у Мережковских осенью 1899 года. Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона.

Все рассмотренные нами примеры связаны с ключевой в ее творчестве темой смерти. Одни именуют его ученым-талмудистом, другие – коммерсантом средней руки. Кузмин, В. Ф. По словам Г. В. Адамовича, Гиппиус была «вдохновительницей, подстрекательницей, советчицей исправительницей, сотрудницей чужих писаний, центром преломления и скрещения разнородных лучей»14.

Я очень хороший, очень благодарный Ваш читатель». Эта метафора становится ключевой в последнем сборнике Гиппиус «Сияния» (1938), где преобладают мотивы одиночества и все увидено взглядом «идущего мимо» (заглавие важных для поздней Гиппиус стихов, напечатанных в 1924). В Париже Бакст был чрезвычайно популярен. И стали широко использовать его. Гораздо более ярким и спорным, чем прозаический, был поэтический дебют Гиппиус: стихотворения, опубликованные в «Северном вестнике», — «Песня» («Мне нужно то, чего нет на свете») и «Посвящение» (со строками: «Люблю я себя, как Бога») сразу получили скандальную известность7. Они читали доклады на философские, литературные и общественные темы, дискутировали о миссии литературы в изгнании, обсуждали «неохристианские» концепции, которые развивал в своих стихах Мережковский.

Не случайно на ее портрете 1906 года работы Бакста ноги занимают такое важное место. При этом многие отмечали, что дом Мережковских в Петербурге был «настоящим оазисом русской духовной жизни начала XX столетия». Сборник рассказов Гиппиус «Алый меч» (1906) высветил «метафизику автора уже в свете неохристианской тематики» при этом богочеловеческое в состоявшейся человеческой личности здесь утверждалось как данность, грех само- и богоотступничества считался единым17. В новелле «Златоцвет» (1896) рассматривается убийство по «идейным» мотивам во имя полного освобождения героя: «Она должна умереть С ней умрёт всё— и он, Звягин, будет свободен от любви и от ненависти и от всех мыслей о ней». От матери он унаследовал любовь к книгам и читал их запоем, что попало.

Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером. В эти годы центральной темой её творчества становится проповедь новых этических ценностей. Как талмудист – не еврейское это дело "человечков малевать".

Но они так слиты, что я ничего не знаю". Духовно-религиозный максимализм Мережковских, выразившийся в осознании своей «провиденциальной роли не только в судьбе России, но и в судьбе человечества», достиг апогея в начале 1900-х годов. В эти дни она активно контактировала с редакторами многих столичных журналов, посещала публичные лекции и литературные вечера8, познакомилась с семьёй Давыдовых игравшей важную роль в литературной жизни столицы (А. А. Давыдова издавала журнал «Мир Божий»), посещала Шекспировский кружок В. Д. Спасовича, участниками которого были известнейшие адвокаты (в частности, князь А. И. Урусов), стала членом-сотрудником Русского Литературного общества15. А. СомовымиС. Художник просил: «Если возможно, сохраните формат книжки согласно обложке, не уменьшая ее – будет красивее и стильнее». После этого актуальная общественная проблематика, «гражданские мотивы» стали в творчестве Гиппиус, прежде всего, прозаическом, доминирующими7.

Нувель и К. А. Образ хозяйки салона «поражал, притягивал, отталкивал и вновь притягивал» единомышленников: А. Блока (с которым у Гиппиус сложились особенно сложные, менявшиеся отношения), А. Белого, В. В. Розанова, В. Брюсова. Молодые поэты, проходившие нелегкую проверку личным знакомством с «мэтрессой», действительно испытывали серьёзные психологические затруднения: Гиппиус предъявляла к поэзии высокие, предельные требования религиозного служения красоте и истине («стихи— это молитвы»)7 и в своих оценках была предельно откровенна и резка. («Мы для новой красоты//Нарушаем все законы, //Преступаем все черты»). Бакст обратил внимание на недюжинный талант молодого Шагала.

Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. Двусмысленность отношений человека с Космосом корреспондирует с мировозрением Паскаля и его концепцией мыслящего тростника. Зинаида Николаевна никак не хотела верить, что перед ней единственное «писание» художника. Ранняя проза Гиппиус была собрана в двух книгах: «Новые люди» (СПб., 1896) и «Зеркала» (СПб., 1898). И нет кажется людей, более любящих святость семьи и святость любви».

Сборник «Чёрное по белому» (1908), вобравший в себя прозаические произведения 1903—1906 годов, был выдержан в «касательной, туманно-импрессионистической манере» и исследовал темы достоинства личности («На веревках»), любви и пола («Влюбленные», «Вечная женскость», «Двое-один») в рассказе «Иван Иванович и черт» вновь были отмечены влияния Достоевского8. Но у Зинаиды Николаевны никогда дело не шло дальше поцелуев. При ее активном содействии состоялся литературный дебют Александра Блока. Опасаясь, что все дети, унаследовавшие от отца склонность к чахотке, могут последовать его путём и особенно тревожась за старшую дочь, Анастасия Гиппиус уехала с детьми в Ялту.

Некоторое время спустя Гиппиус, по её выражению, «отреклась от декадентства» и всецело приняла идеи Мережковского, прежде всего художественные18, став одной из центральных фигур нарождавшегося русского символизма, однако сложившиеся стереотипы («декадентская мадонна», «сатанесса», «белая дьяволица» и др. ) преследовали её в течение многих лет14. Союз с Мережковским, как отмечалось впоследствии, «дал смысл и мощный стимул всей её исподволь совершавшейся внутренней деятельности, вскоре позволив юной красавице вырваться на огромные интеллектуальные просторы»14, а в более широком смысле— сыграл важнейшую роль в развитии и становлении литературы «Серебряного века»6. Портрет был помещен в журнале «Аполлон», где сотрудничали выдающиеся представители творческой элиты Серебряного века.

Формула «любви и страдания» по Гиппиус (согласно «Энциклопедии Кирилла и Мефодия») соотносится со «Смыслом любви» В. С. Соловьева и несёт в себе основную идею: любить не для себя, не для счастья и «присвоения», а для обретения в «Я» бесконечности. Однажды утром в редакцию зашли Мережковские и застали там только что вставшего Бакста. «Да, это воистину были два разных мира. Предложив увидеть в случившемся «падении» «обязательное искушение», «провиденциальное испытание», посланное всем троим для того, чтобы они организовали свои отношения на «высших, духовных и нравственных основаниях» именно Гиппиус (как пишет биограф Д. Мережковского) сумела придать «бытовой семейной истории высокий смысл» религиозного перехода к новому «состоянию жизни, завершающему человеческую историю», связанному с преображением плоти и переходом от «любви» к «сверхлюбви», наполнив феномен «троебратства» религиозным смыслом10:200. Книга эта, по словам современников "представляла собою верх технического совершенства". Дягилева, Зинаиды Гиппиус, К. Сомова, Е. И. «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. С 1919 года она жила в эмиграции, где публиковала работы на историко-религиозные темы («Святой Тихон Задонский», 1927). Лев – Леоном.

Радостное волнение вызывали также рассказы родителей, возвращавшихся из итальянской оперы. В 1888 году в Боржоми — дачном месте близ Тифлиса — Гиппиус познакомилась с поэтом Дмитрием Мережковским. Во всем цвела играла и пела единая буйная живописная стихия. В последние дни одного такого визита, в 1911 году, Гиппиус купила дешёвую квартиру в Пасси (Rue Colonel Bonnet, 11-bis) это приобретение имело впоследствии для обоих решающее, спасительное значение. Внешнее совершенство и красота цветка оказывается ложными.

Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование. Я набросал на днях его портрет цветными карандашами. Оттого он с таким уважением и льнет к большевикам, — хотя ничего не знает, — что чувствует, что в России его перескакали») и, услышав, что в одной из «чрезвычаек» работают женщины (Стасова, Яковлева), решила чуть ли не посочувствовать одному из большевистских вождей: «Царствует особенная, — упрямая и тупая, — жестокость. История этого разрыва и реконструкция идейных коллизий, которые привели к октябрьским событиям, сделавшими неизбежной конфронтацию былых союзников по литературе, составила суть мемуарного цикла Гиппиус «Живые лица» (1925). Гиппиусы вынуждены были остаться в Тифлисе13.

Бердяев, С. М. Андрей Белый вспоминал: "Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза. В 1908–1912 годах Зинаида Гиппиус опубликовала сборники рассказов «Черное по белому» и «Лунные муравьи» — их писательница считала лучшими в своем творчестве. С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева. Он проявил себя, как незаурядный пейзажист. Знакомясь ближе с новыми людьми, мы переходили от удивления к удивленью. Что было делать.

Примечательна и замена семантического компонента люди (в первой строфе) на мы (в заключительной), подчеркивающая причастность лирического героя к потенциальным жертвам красоты зла19. Гиппиус невольно способствовала развитию литературного дарования художника. Вскоре после рождения сына семья Розенбергов переехала из Гродно в Петербург. Она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама.

Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль. Эти стихотворные послания («Лети, лети, подарочек», «На дальнюю сторонушку» ит. п. ), не представлявшие художественной ценности имели, тем не менее, общественный резонанс7. Клеопатра (1909), Шехерезада и Карнавал (1910), Видение розы и Нарцисс (1911), Синий бог, Дафнис и Хлоя и Послеполуденный отдых фавна (1912), Игры (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством исилой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.

Израиль Розенберг был человеком толерантным. Мы живем буквально впроголодь вот уже несколько дней и заложили обручальные кольца», — сообщала она в одном из писем 1894 года (в другом сетуя, что не может пить прописанный врачами кефир из-за отсутствия денег)10:115. Я всегда знала, что Вы отлично умеете писать.

Не исключено, что он был и тем и другим одновременно. Так художник создал обложку для книги стихов Сергея Городецкого «Перун» (СПб., 1907), фронтиспис к книге стихов Константина Бальмонта «Зовы древности» (СПб., 1906), обложку к книге стихов Максимилиана Волошина «Anno mundi ardentis» (М., 1916), фронтиспис для сборника стихов Александра Блока «Снежная маска» (СПб., 1907).

Главным в романе стала не сюжетная линия, а настроение главного героя, его переживания. Поэтесса мечтала о «примирении любви и вечности», но объединяющую роль отводила смерти, которая только и может спасти любовь от всего преходящего. 16. З. Гиппиус, «узнав об этом радиовыступлении, была не только расстроена, но даже напугана»27, — первой её реакцией стали слова: «это конец». Громкая парижская слава Бакста, его мировая известность мало что значили для России. Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей.

По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство. Прочесть друзьям новые стихи, рассказы, пьесы и обсудить их собирались теперь не просто художники, поэты, писатели, а члены общества «Друзья Гафиза». Жилось Баксту в Париже трудно. Для нее самым важным всегда было равенство и союз душ – но не тел.

С давних времен цветы миндаля служат символом красоты, надежды и возрождения. Мальчик рос болезненным и отличался заметной неуравновешенностью характера. Архитектура декораций и одежда героев передавали самую суть той давней культуры. Таким примером является, несомненно, описание Весеннего ветра (1907): В нем встречных струй борьбы и пляска, // И разрезающе-остра// Его неистовая ласка, // Его бездумная игра10. «Жестокая первая любовь» – таково черновое, рабочее название автобиографического романа, работу над которым Бакст начал в 1923 году.

Гиппиус «Торжество во имя смерти». Судя по рукописи книги Шагала Моя жизнь, Бакст попросту обругал своего ученика. Императивы: «выразить и отдать всю душу» идти до конца в любом опыте, в том числе в экспериментировании с собой и людьми, — считались основными её жизненными установками17.

В статье «Хлеб жизни» (1901) Гиппиус писала: «Пусть же будет у нас чувство обязанности по отношению к плоти, к жизни и предчувствие свободы— к духу, к религии. А этого Зинаида ни в коем случае не могла допустить.

Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум и Бакст был оставлен в покое. Существует синий цвет Марии Магдалины или же синий Мессалины. Нередко приятели просили Бакста нарисовать обложку к сборнику стихов или рассказов.

Гиппиус принадлежала и идея создания журнала «Новый путь» (1903—1904), в котором наряду с разнообразными материалами о возрождении жизни, литературы и искусства через «религиозное творчество» печатались и отчеты Собраний8. Свой литературный и духовный идеал критик находила в той литературе и искусстве, которые развились «до молитвы, до понятия Бога». 22:163 Считалось, что эти концепции были во многом направлены против писателей, близких к руководимому М. Горьким издательству «Знание» и в целом «против литературы, ориентирующейся на традиции классического реализма»6. Это и мировая война.

И уже через год они обвенчались в церкви Михаила Архангела. В 1910 году вышло «Собрание стихов. Выдающимся мастером стиха считали её В. Я. Брюсов и И. Ф. Анненский, восхищавшиеся виртуозностью формы, ритмическим богатством и «певучей отвлечённостью» лирики Гиппиус конца 1890-х— 1900-х годов17. «Маленький человек с большим горем», — такими словами вспоминали здесь девочку, постоянно носившую печать печали на лице15. Революция (наперекор Блоку, увидевшему в ней взрыв стихий и очистительный ураган) была описана ею как «тягучее удушье» однообразных дней, «скука потрясающая» и вместе с тем, «чудовищность», вызывавшая одно желание: «ослепнуть и оглохнуть».

В Париже поэтесса начала организовывать «субботы», которые стали посещать старые друзья-писатели (Н. Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж» и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов. Будут читать новые вещи». Кроме того, Бакст оказался отрезанным от труппы Дягилева. Зинаиду отдали в Киевский женский институт8, но некоторое время спустя вынуждены были забрать обратно: девочка так тосковала по дому, что практически все шесть месяцев провела в институтском лазарете. Право, мне стоит прислать и его. О, часу ночному не верьте17).

В качестве авторской хроники «телесного и духовного умирания старого мира» Гиппиус оставила дневники, воспринимавшиеся ею как уникальный литературный жанр, позволяющий запечатлеть «само течение жизни», зафиксировать «исчезнувшие из памяти мелочи», по которым потомки смогли бы восстановить достоверную картину трагического события6. «Стихи её— это воплощение души современного человека, расколотого, часто бессильно рефлективного, но вечно порывающегося, вечно тревожного, ни с чем не мирящегося и ни на чём не успокаивающегося»19, — отмечал позже один из критиков. Я помню знаменательный 1909 г. и ошеломительное впечатление новизны исходившее от всех спектаклей.

Дневник 1911—1921» (Берлин, 1922) и «Сияния» (Париж, 1939)7. Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде. Не гневайтесь на нас.

Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал. Сблизившись сА. И хотя понятно, что эти лавры Вас не соблазняют, Вы писали же еще что-нибудь. В 1882 году Анастасия Васильевна с дочерьми переехала в Москву.

Сблизилась с молодым поэтом Николаем Минским и редакцией «Северного вестника» — Анной Евреиновой, Михаилом Альбовым, Любовью Гуревич. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). Лирический герой не в силах преодолеть его чары.

Леон Бакст был не только замечательным портретистом. В 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной. Он и раньше поддерживал Шагала материально.

Однако неожиданно от него пришло письмо с извинениями: «Ваш рисунок цензура запретила. Занятие живописью считалось малоприбыльным. Ты ещё спишь, а уж муж пришел. » Только тут Зинаида вспомнила, что вчера вышла замуж13. В произведениях 1920-х годов преобладала эсхатологическая нота («Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение», — согласно энциклопедии «Кругосвет»). Бакст обладал специальным даром создания костюмов.

Она обновляет такие рифмы, как любовькровь (Крик, 1896) или вливает новую жизнь в так часто использованное поэтами слово мгла, прибавив к нему эпитет безрадужная (Стекло, 1904). Рассказ вышел совсем не дурной: назывался он La cle». Но они так слиты, что я ничего не знаю. Для нее самым важным всегда было равенство и союз душ – но не тел. Из интимного дневника Гиппиус Contes d amour (1893) видно, что ей нравилось ухаживание и тянуло к некоторым мужчинам, но одновременно они ее отталкивали. Судя по рукописи книги Шагала "Моя жизнь", Бакст попросту обругал своего ученика.

Однако, тот факт, что они были «созданы друг для друга», не следует понимать (как уточнял В. Злобин) «в романтическом смысле». «Но Дмитрию Сергеевичу казалось, что почти все его понимают и ему сочувствуют»10:169, — добавляла она. Она очень любила мистификации. Его стиль восприняли законодатели парижской моды. Андрей Белый произвел на Бакста впечатление и своими произведениями и самим обликом. Здесь Зинаида Николаевна, женщина умная и трезвая, верно поняла истинное положение дел.

Не всегда сотрудничество поэта и художника было столь успешным. Мережковский «вскочил, ударил рукой по столу и закричал: Верно. » Идея Собраний получила, таким образом, последний, завершающий «штрих»10:171. Под их влиянием художник увлекается акварелью. Журнал просуществовал недолго, причём его закат был обусловлен марксистским «влиянием»: с одной стороны— (временный, как оказалось) переход Н. Минского в ленинский лагерь, с другой— появление в редакции недавнего марксиста С. Н. Булгакова, в руках которого оказалась политическая часть журнала.

ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаЛеон БакстГоды жизни: 08 февраля 1866 — 28 декабря 1924Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникПервыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. Появление и развитие «нового религиозного сознания» Гиппиус обосновывала необходимостью устранить разрыв (или бездну) между духом и плотью, освятить плоть и тем самым просветлить её, упразднить христианский аскетизм, вынуждающий человека жить в сознании своей греховности, сблизить религию и искусство17. Оно состоит из семи строф имеет кольцевую композицию: первая строфа почти дословно повторяется в последней. Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж. 16.

Заседания носили интимный характер, что возбуждало всеобщее любопытство. Художник вспоминал события тридцатилетней давности. Бакст был завсегдатаем в так называемом «доме Мурузи», где у Зинаиды Николаевны сложилось что-то вроде литературно-философского салона.

Не менее выразительна картина Августа (1904): Пусть пустыня дождевая. Увлечение политикой не сказалось на мистических исканиях последней: лозунг создания «религиозной общественности» оставался в силе, предполагая соединение всех радикальных движений для решения задачи обновления России7. Прелестны егоакварели-миниатюры иллюстрирующие русский быт начала XIX века. События 1905 года стали во многом переломными в жизни и творчестве Зинаиды Гиппиус. Увлечения, влюбленности случались у обоих супругов (в том числе и однополые).

В Париже по инициативе Гиппиус в 1927 году было создано воскресное литературно-философское общество «Зеленая лампа», которое просуществовало до 1940 года. Стихи мои всем казались испорченностью, но я их не скрывала. Основными мотивами ранней поэзии Гиппиус критики начала XX века считали «проклятия скучной реальности», «прославление мира фантазии», поиск «новой нездешней красоты». Его отец – Израиль Розенберг. Две других сестры— Татьяна Николаевна (1877—1957), художница, написавшая, в частности, портрет А. Блока (1906) и скульптор Наталия Николаевна (1880—1963)— остались в Советской России, где подверглись аресту и ссылке после освобождения из германского концлагеря они работали в Новгородском художественном музее реставрации15. Михаил Кузмин вспоминал: «Если не считать, что Лид.

Речь идет о следующем портрете Андрея Белого, созданном Бакстом в феврале 1906 года. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения Мир искусства (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала Мир искусства. Сборища «посвященных», среди которых были Л. С.

Роман Гиппиус с критиком Акимом Волынским (Флексером) приобрел скандальный оттенок после того, как тот стал устраивать возлюбленной сцены ревности, а получив от неё «отставку», начал мстить Мережковскому используя «служебное положение» в «Северном вестнике». Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль. Если в прозе она сознательно ориентировалась «на общий эстетический вкус», то стихи Гиппиус воспринимала как нечто крайне интимное, созданное «для себя» и творила их, по собственным словам, «словно молитву»8. В конце жизни Бакст взялся за воспоминания. Мережковский обиделся, сославшись на любопытство только, а не на поверку.

он только лежал у моих ног. Всё это время Гиппиус преследовали проблемы со здоровьем: она перенесла возвратный тиф, ряд «бесконечных ангин и ларингитов». В 1888 году Зинаида Гиппиус с матерью вновь отправилась на дачу в Боржом. Она и муж просили издателя, Брюсова, взглянуть на обложку до ее печати. Путь был нелёгким: четверым пришлось перенести четырёхсуточный путь в вагоне, «полном красноармейцами, мешочниками и всяким сбродом», ночную высадку в Жлобине в 27-градусный мороз14. Сергей Павлович привез в Париж несколько балетов.

По другой версии, в могилу Бакста свела болезнь почек. Каждый человек, осознает он это или нет, стремится к молитве. Меня зовут эротоманом – тоже клевета. Ее смерть вызвала взрыв эмоций. Зинаида была старшей из четырёх дочерей.

В 1898 году вышел в свет первый номер журнала "Мир Искусства" – орган художественного объединения и группы писателей-символистов. «Пакт о ненападении», заключенный 23 августа 1939 года между СССР и Германией, Гиппиус назвала «пожаром в сумасшедшем доме»10:427. кн. Например, носила мужские наряды (такой изобразил ее на известнейшем портрете Лев Бакст) или шила себе платья, на которые в недоумении и ужасе оглядывались прохожие и в Петербурге и в Париже, до неприличия явно пользовалась косметикой – на нежную белую кожу накладывала толстый слой пудры кирпичного цвета.

Но они так слиты, что я ничего не знаю. Одним из показательных в плане реализации цветочной символики в творчестве Гиппиус является стихотворение Цветы ночи (1894). И он на каком-то этапе отказался от сотрудничества. Эту наружность несколько лет спустя я назвал бы боттичеллиевской. В дальнейшем, Лейб стал Львом.

«Естественная и необходимейшая потребность человеческой души всегда— молитва. Л. Я. Гуревич свидетельствовала, что Гиппиус «пишет катехизис новой религии и вырабатывает догматы»22:126. Выдаются также его Императрица Елизавета Петровна на охоте (1903), Коппелиус (1909), очень интересно написанный Ужин (1903) и два панно: Осень (1906) и Элизиум, эскиз занавеса (1906). Сделано это было накануне выхода книги. Непредвиденные, а порой и забавные случаи происходили не только с обложками. В Париже он стал символом успеха, законодателем моды, популярным художником. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

1914—1918» (1918 год)6. Например, носила мужские наряды (такой изобразил ее на известнейшем портрете Лев Бакст) или шила себе платья, на которые в недоумении и ужасе оглядывались прохожие и в Петербурге и в Париже, до неприличия явно пользовалась косметикой – на нежную белую кожу накладывала толстый слой пудры кирпичного цвета. Для журнала «Мир искусства», где Бакст заведовал художественно-оформительскими работами, он создал не только марку журнала и обложку, но и заставки, виньетки, концовки к произведениям В. Розанова, К. Бальмонта, Н. Минского.

Дягилев был диктатором. Дед был богатым портным. Конечно, я распорядился Вашу подпись с обложки снять. Бакст много и охотно занимался портретной живописью.

Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержаниемпортретов: Вел. Они прожили вместе 52 года, «не разлучаясь ни на один день», как писала позже Гиппиус. Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Здесь будущий Бакст пробыл с 1883 по 1887 год. Даже Луначарский с ней борется и тщетно: только плачет (буквально, слезами. )»).

Поэтессе портрет понравился она решила заказать Баксту оформление сборника стихов, готовящегося в издательстве «Скорпион». Широко известно утверждение Гиппиус о том, что супруги прожили вместе 52 года, « не разлучаясь ни на один день»8. Прочесть друзьям новые стихи, рассказы, пьесы и обсудить их собирались теперь не просто художники, поэты, писатели, а члены общества «Друзья Гафиза». Многоцветная красочность увлекала зрителя, одурманивала его, подчиняла воле художника.

Именно так я поступил в Шехерезаде. Он рвался на дачу, но Дягилев не отпускал друга, требуя окончания портрета. Дружеский кружок эстетствующей молодежи и мэтров, куда входили многие мирискусники, устраивал «вечери» «на башне» Вячеслава Иванова и его жены Л. Д.

Вскоре после нападения Германии на СССР Мережковский выступил по германскому радио, в котором призвал к борьбе с большевизмом (обстоятельства этого события вызвали позже споры и разночтения). Созданное художником литературное произведение включило как бы ненаписанные картины. Дружба с поэтессой Зинаидой Гиппиус не раз подвергалась испытаниям. Воплощением этой идеи явилась организация Религиозно-философских собраний (1901—1903), целью которых было провозглашено создание общественной трибуны для «свободного обсуждения вопросов церкви и культуры неохристианства, общественного устройства и совершенствования человеческой природы»23.

Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. В них, подписанных мужскими псевдонимами (Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер, В. Витовт)15, Гиппиус оставалась последовательным проповедником эстетической программы символизма и философских идей, заложенных в её фундамент6. С давних времен цветы миндаля служат символом красоты, надежды и возрождения.

Единомышленники отмечали и особую манеру «поэтического письма, недоговоренности иносказания, намека, умолчания», манеру играть «певучие аккорды отвлеченности на немом пианино», — как назвал это И. Анненский. Поэт Михаил Кузмин в своем дневнике 1908 года дает достаточно уничижительную оценку: «Был мил и бестолков, читал свое сочинение говно, конечно». В Париже Бакст был чрезвычайно популярен. Труппа оставалась в Париже, а Бакст находился в это время в Швейцарии.

Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе. Кн. Но чувствовал он себя сыном России, во-первых и человеком, во-вторых.

Все, о чем говорилось выше, граничит с первым этапом жизни и творчества художника. Совместная работа с Вацлавом Нижинским над балетом Ашиль-Клод Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912) открыла путь к новому экспрессионистическому балету. Для Льва Бакста театр также занимал особое и очень важное место. Призвание художника Гиппиус видела в «активном и прямом воздействии на жизнь», которой следовало «охристианиться».

Вообще, она позволяла себе все, что запрещалось остальным. Она обновляет такие рифмы, как любовькровь (Крик, 1896) или вливает новую жизнь в так часто использованное поэтами слово мгла, прибавив к нему эпитет безрадужная (Стекло, 1904). Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с "Невскими пиквикианцами". Розанов очень любит меня. В. В.

А главное, художником. То, о чем шла речь в переписке с Гиппиус. В рассказе «Зеркала» (одноимённый сборник 1898 года) герои имеют своих прототипов среди персонажей произведений Достоевского.

Бакст, Н. А. В 1902 году в письме Валерию Брюсову она замечала: «В 1880 году, то есть когда мне было 11 лет, я уже писала стихи (причем очень верила во вдохновение и старалась писать сразу, не отрывая пера от бумаги). Я же решил ее, Зиночку, вовсе не рисовать, сделать просто голую девицу (античную) и ту не поспел к сроку, послал ему, Брюсову, телеграмму, что отказываюсь».

В Париже Леон Бакст прожил шесть лет. Н. Бенуа, К. В 1899—1901 годах Гиппиус сблизилась с кружком С. П. Дягилева, группировавшимся вокруг журнала «Мир искусства», где она и стала публиковать свои первые литературно-критические статьи. Но её герои унаследовали проблематику не только Достоевского, но и Мережковского. Частое пересечение мотива смерти с мотивом любви заметно в рассказах Гиппиус. Редактором журнала стал Сергей Дягилев.

Но Гиппиус приняла на свой счет излияния художника, включив описание этого эпизода в «Дневник любовных историй». Cest tout». Глубокое впечатление произвела на неё предпринятая в те дни с разрешения Синода поездка с мужем на Светлое озеро, для полемики со староверами-раскольниками: «То, что пришлось видеть и слышать, так громадно и прекрасно— что у меня осталась одна лишь печаль— о людях, вроде Николая Максимовича (Минского), декадентов Розанова— литераторах, путешествующих за границу и пишущих о неприложимой философии и ничего не знающих о жизни, как дети»10:173. Французам было не до "Русских сезонов".

Все биографические источники отмечают немедленно возникшее между ними взаимное ощущение идеальной «интеллектуальной совместимости». В своей новой знакомой Мережковский тут же обрёл единомышленника, «понимающего с полуслова то, в чём даже он и сам не был до конца уверен», для Гиппиус (согласно Ю. Зобнину) явление Мережковского имело «онегинский» характер до того все её «романы» кончались горестной записью в дневнике: «Я в него влюблена, но ведь я же вижу, что он дурак»10:74. С христианской точки зрения, ночь – это время искушений и опасностей18. «Мне помнится петербургский журнал, старый, прошлогодний Там, среди дифирамбов Надсону, упоминалось о другом поэте и друге Надсона— Мережковском. С этим журналом, ориентировавшимся на новое направление «от позитивизма к идеализму», были связаны первые литературные опыты писательницы.

Стихотворение имеет кольцевую композицию. // И, обескрылев в мокрой мгле, // Тяжелый дым ползет, не тая11. Ещё, в качестве причины называют "отёк легких". Ранние прозаические работы Гиппиус были в штыки встречены либеральной и народнической критикой, которым претила, прежде всего, «противоестественность, невиданность, претенциозность героев»17. Леон Бакст – стало звучать как наиболее парижское из парижских имен". Теперь, опять. ». Тогда же, оставаясь верной своим идеям, она объявила о создании бесцензурного сборника «Литературный смотр» (опубликованного год спустя), призванного объединить в себе «произведения всех отверженных другими изданиями писателей».

Своего сына Израиль Розенберг назвал Лейб-Хаимом. Как странно. Брюсову оформление понравилось. Я – его.

Париж был подлинно пьян Бакстом3, – вспоминал один из современников. Клеопатра (1909), Шехерезада и Карнавал (1910), Видение розы и Нарцисс (1911), Синий бог, Дафнис и Хлоя и Послеполуденный отдых фавна (1912), Игры (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством исилой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с Невскими пиквикианцами. Непосильный труд подорвал его здоровье. Осенью 1938году Мережковский и Гиппиус выступили с осуждением «Мюнхенского сговора».

После появления программной работы Д. С. Мережковского «О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892), творчество Гиппиус приобрело отчетливо «символистский» характер8 более того, впоследствии её стали причислять к числу идеологов нового модернистского движения в русской литературе. При том, что «телесную сторону брака отрицали оба», у обоих (как отмечает В. Вульф) «случались увлечения, влюбленности (в том числе и однополые)». Скандал стал обсуждаться в литературных кругах Петербурга, последовал ряд отвратительных инцидентов (при участии, например, Минского, начавшего распространять о своей недавней возлюбленной сплетни и его протеже поэта И. Коневского-Ореуса, принявшегося писать на поэтессу поэтические пасквили). Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона. И. А. Бунин, подразумевая стилистику Гиппиус, не признающую открытой эмоциональности и часто построенную на использовании оксюморонов, называл её поэзию «электрическими стихами», В. Ф. Ходасевич, рецензируя «Сияния», писал о «своеобразном внутреннем борении поэтической души с непоэтическим умом»6.

По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным. Примечательна и замена семантического компонента люди (в первой строфе) на мы (в заключительной), подчеркивающая причастность лирического героя к потенциальным жертвам красоты зла19. Гиппиус написала для него вводную статью «Опыт свободы», в которой констатировала плачевное состояние как русской прессы, так и положения дел во всей русской эмиграции «младшего поколения»15. В 1909 году Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства12. Голова моя ему не нужна, сердце – непонятно, а ноги казались достойными восхищения. То ли в знак протеста.

Гиппиус понимает, что у театральной сцены существуют свои законы, своя динамика и своя эволюция. Многие тогда не понимали и не чувствовали сути розановских идей. Помочь ему не смогли. Её герои кажутся непривычными, одинокими, болезненными, подчёркнуто непонятыми. Подобного рода раздумья на «вечные темы», определившие тональность многих стихов Гиппиус 1900 годов12, господствовали и в двух первых книгах рассказов Гиппиус, основными темами которых были— «утверждение истинности лишь интуитивного начала жизни, красоты во всех её проявлениях и противоречиях и лжи во имя некоей высокой истины»12.

И молодой художник зарабатывал на жизнь и оплату уроков в каком-то издательстве. Зеленое кольцо (1916) – бытовая драма1. Лев Самойлович навсегда остался поклонником Чехова. Как писала она в «Автобиографии», «меня занимало, собственно, не декадентство, а проблема индивидуализма и все относящиеся к ней вопросы». К этому времени многие стихи и некоторые рассказы Гиппиус были переведены на немецкий и французский языки.

Изменившаяся жизненная позиция З. Гиппиус проявилась в эти дни необычным образом: она— от лица трех женщин (используя в качестве псевдонимов имена и фамилии прислуги)— стала писать стилизованные под лубок «простонародные» женские письма солдатам на фронт иногда вкладывая их в кисеты. Лучшие критические статьи были впоследствии отобраны ею для книги «Литературный дневник», (1908). 21 Гиппиус в целом негативно оценивала состояние русской художественной культуры, связывая его с кризисом религиозных основ жизни и крахом общественных идеалов предыдущего века. Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же "картиномания" его смущали. Интерес к вопросам пола и еврейства сблизил таких разных людей, как Бакст и Розанов.

Рубежом стали 1909-1910 годы, когда бешеный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже сделал из Бакста, главного оформителя балетов «Клеопатра» и «Шехеразада», мировую знаменитость. Розанов пристально смотрит в пол. Еврей – еще, куда ни шло.

В действительности, однако, как отмечал Ю. Зобнин, «дело всегда ограничивалось изящным и очень литературным флиртом, обильными эпистолярными циклами и фирменными шуточками Зинаиды Николаевны»10:139, за склонностью к романтическим увлечениям которой скрывалась прежде всего разочарованность семейной будничностью: после салонных успехов ей «стало казаться оскорбительным ровное, лишенное романтических аффектов чувство Мережковского»10:74. За рубежом и в России вышли написанные по-французски (в сотрудничестве с Д. Мережковским и Д. Философовым) книга «Le Tsar et la Rvolution» (1909) и статья о русской поэзии в «Mercure de France»18. Дм. В 1900 году журнал опубликовал статью З. Н.

Событие это было замечено, Баксту льстили отзывы уважаемых литераторов. 1893-99 гг. Изнанка же – первый портрет Бакста: перекривленное от боли лицо». Существенное место в поэзии Гиппиус заняла тема «усилий по сотворению и сохранению души», со всеми неотделимыми от них «дьявольскими» искусами и соблазнами многими была отмечена откровенность, с которой поэтесса рассказывала о своих внутренних конфликтах. Рубежом стали 1909-1910 годы, когда бешеный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже сделал из Бакста, главного оформителя балетов «Клеопатра» и «Шехеразада», мировую знаменитость.

Дм. Но на корешке – объяснение. Сохранились две толстые тетради рукописного убористого текста с большим количеством правок, зачеркнутыми местами, вставками. Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст. Наше положение было безвыходное».

Фамилия бабушки была Бакстер. Последний считал, что «ни один мужчина никогда не посмел бы одеть абстракции таким очарованием»11 и что в этой книге наилучшим образом воплотилась «вся пятнадцатилетняя история лирического модернизма» в России6. Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 (20)ноября1869 года в городе Белёве (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье6.