Барышня Морозова
Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. И глагола: «Не смею».
Закрепощение крестьян началось еще при Иване Грозном, а Уложение 1649 года окончательно его утвердило. Арест последовал скоро. Мученицы-сестры умирали медленной смертью. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали.
- История одного шедевра: «Боярыня Морозова» Сурикова
- Боярыня Морозова в жизни и в живописи: история мятежной раскольницы
- Картина «Боярыня Морозова», Суриков
- Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории
- Боярыня Морозова: была ли она святой или сумасшедшей
- БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА – ЖЕРТВА РАСКОЛА
- Боярыня Морозова картина Сурикова
- О трех исповедницах слово плачевное
Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Однако Морозова была не рядовая ослушница. А Питирим в это время кричал: «Утре страдницу в струб. » (т. Богатство ее было сказочно.
В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Что было простительно вдове Феодосии Морозой, «приезжей боярыне» царицы, недопустимо и невозможно для инокини Феодоры. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Грозный велел одеть Федорова в царские бармы, дать ему скипетр и посадить на трон. Жизнь в таком заключении была немыслима.
- Женщины в истории: боярыня Морозова
- Картина художника Сурикова «Боярыня Морозова»
- Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
- Мельница мифов: загадки боярыни Морозовой
- Происхождение боярыни Морозовой
- Сторонница старообрядческой веры
- Интерес Сурикова к судьбе боярыни
- Образы главных персонажей картины
Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Феодосья и сама желала приобщиться к иноческому чину. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Эта метафора получила развитие в изображении. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Его потомок в шестом колене Иван Семенович, по прозванию Мороз, стал родоначальником Морозовых. «Боярыня Морозова».
Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече. Но несколько виднейших линий нетитулованного боярства устояло перед наплывом княжат, не потеряло «чести и места». Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха.
Неизвестно, когда Феодосия познакомилась с протопопом Аввакумом, ревнителем церковных преданий и вдохновенным проповедником старообрядчества, ставшим ее духовным отцом. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина.
- 12 секретов памяти, чтобы запоминать иностранные слова с первого раза
- «Женская немногословность» одностиший Четвёртовой Майи
- Лимонный творог — еда долгожителей
- Боярыня Морозова: биография и интересные факты
- Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
- Самое интересное в виде мозаики
Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. 1888— Овдовел и переживал депрессию.
Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997). Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая.
- Другие картины Василия Ивановича Сурикова
- Описание картины Боярыня Морозова
- Работа над картиной: центральный образ
- Духовная дщерь протопопа Аввакума
- Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
- Картина Сурикова Боярыня Морозова
- О знаменитости:боярыня, одна из трех ближайших сподвижниц духовного лидера раскольников протопопа Аввакума
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ.
В картинах Джованни Беллини обнаруживаются скрытые лица в пейзажах, знаки стигматов мироточий Св. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). Художник допустил ряд исторических неточностей. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.
Этого царь боялся больше всего, боялся, что «будет последняя беда горши первыя». Одну деталь он изменил: железное «огорлие», ошейник, надетый на боярыню, цепью прикреплялся к «стулу» — тяжелому обрубку дерева, которого нет на картине. И когда в 1671 г. утешившийся, в конце концов, царь играл свадьбу с Натальей Кирилловной Нарышкиной, боярыня Морозова во дворец явиться не пожелала, сославшись на болезнь, что Алексей Михайлович счел за оскорбление и пренебрежение. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу.
- Ностальгический клуб любителей кино
- Василий Суриков картина Боярыня Морозова
- 16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»
- Некоторые подробности работы над картиной
- Женщины в картине Боярыня Морозова
- Юродивый в картине Боярыня Морозова
Морозовы в XV—XVI вв. Таков был господствующий идеал для женской личности, свободной от супружества. Когда же она изнемогла, Евдокия сама читала над собою молитвы. Из своего абсолютно исключительного положения он извлек все, что можно. Морозова была не только «железы тяжкими обложена», но и «неудобством стула томима» и этот чурбан лежал подле нее на дровнях.
На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. В 1650 г. у Феодосьи родился сын Иван. Вот пять женщин в правой части картины. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное.
Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Памяти нации чужд протеизм. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. От терпения и твердости сестер приходил в восхищение и другой великий исповедник – протопоп Аввакум.
Феодора же, будучи инокиней, не желала присутствовать на пиршестве, на котором к тому же ей, как родственнице царя, предстояло бы занимать одно из первых мест и говорить титул государя, называя его «благоверным» и подходить под благословение к архиереям-никонианам. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Не смею, - отвечал стрелец. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина.
- Стрелец в картине Боярыня Морозова
- Странник в картине Боярыня Морозова
- Детали в картине Боярыня Морозова
- Мальчишки в картине Боярыня Морозова
Однако в стране было неспокойно. Большой же «собор» 1666 – 67 гг., где ведущую роль играли заезжие иностранные авантюристы, отменял многие ключевые решения Стоглава и вводил свои правила.
И не случайно в 1567 г. «венчанный гнев», заподозрив в заговоре этого всеми уважаемого за справедливость человека имевшего высший чин конюшего и возглавлявшего правительство земщины, обставил расправу с ним как сцену соперничества. Ее окружало не только богатство, но и роскошь. В данном случае с Аввакумом нельзя не согласиться.
Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему. Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб. Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил. Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов. Жест юродивого отвечает этому знаку. Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней. Она не хотела изменять старой вере.
Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Детей у них не было. Люди XIX в. знали кандалы иного устройства (их подробно описал в «Мертвом доме» Достоевский). Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель.
Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Её поручили патриарху Никону.
Аминь» («О трех исповедницах слово плачевное»). Это была немалая честь, которой удостаивались только жены самых знатных и приближенных к государю лиц. Их взаимное расположение охватывает все поле изображения. И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду.
Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения. Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Их взаимное расположение охватывает все поле изображения.
Инокиня Феодора продержалась до ноября. Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения.
Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». — А. П. ), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше».
Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Сюда стекались все недовольные нововведениями Никона. Как тогда выражались, царь «глядел у него изо рта». И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Это — неслыханное богатство. Это было ужасное зрелище. А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ».
В свежей памяти были клятвы Стоглавого Московского Собора, на котором присутствовали прославленные русские святители. Ведь после ее кончины (1669 г. ) царь еще два с половиной года щадил Морозову. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Аввакум уличал Морозову и в скупости: «А ныне. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев.
Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2). Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Она же смалодушничала, обещалася тремя персты перекреститися. Склоняются многие, что староверы – правильнее.
Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Видимо, царь их опасался — и не без оснований, как показали позднейшие события. Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь. Аввакум писал о рачительной хозяйке, которая печется о том, чтобы оставить сыну отцовские вотчины в полном порядке, о «жене веселообразной и любезной», хоть иной раз и скуповатой.
Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Ведь после ее кончины (1669 г. ) царь еще два с половиной года щадил Морозову. Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства.
Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Несмотря на заступничество сестры царя царевны Ирины Михайловны, царь приказал отправить трех узниц в Боровск (Калужская область) в Рождества Богородицы Пафнутьев монастырь в заточение. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Благодаря отображению в композиции зрительного образа раненой вороны придается особая направленность восприятию.
иногда и самого царя». В 1200 году один из этого рода получил от князя-епископа Рижского в лен замок Икскюль (ныне Ишкиле в Латвии). Они подобны знакам с двумя перстами. Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться.
Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы. 22 января 1671 г. она не явилась на свадьбу царя с Натальей Кирилловной Нарышкиной, сославшись на болезнь: «Ноги ми зело прискорбны и не могу ни ходити, ни стояти». Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость.
Его сын Василий, по прозванию Соковня (существует множество версий относительно этого прозвища), стал родоначальником русских Соковниных. Там, в Преображенском, все меня знали. Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками. Вдова «томила» тело власяницей, но и власяница не всегда помогала усмирить плоть.
По преданию, супруги ладили хорошо, несмотря на большую разницу в возрасте. Звук трубы возвещает о его наступлении.
Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Борис Романов был одним из самых богатых бояр своего времени. Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя. Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918). Приглядел для работы соседний переулок. Впереди на коленях старая нищенка. Сразу после свадьбы Феодосия Прокопьевна Морозова получила звание царициной «приезжей боярыни», то есть, особы имеющей право приезжать к царице на обед и по праздникам по-родственному.
Часто это был «терапевтический», целительный прием. Зимой 1673 г. инокиню Феодору, Евдокию Урусову и их соузницу инокиню Марью (Данилову) подвергли жестоким пыткам. Когда из сибирской ссылки вернулся Аввакум, он поселился у своей духовной дочери.
Ритмы фигур людей, связанные едиными системами пропорций, способствуют единому ритму и движению всех основных элементов картины и прежде всего ее главных элементов — человеческих фигур. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. И учини духи их идеже присещает свет лица твоего. Учитывая все это — древность и «честь» фамилии Морозовых их родственные связи с царем и царицей их положение в думе и при дворе их богатство и роскошь частной жизни, мы лучше поймем протопопа Аввакума, который видел нечто абсолютно исключительное в том, что боярыня Морозова отреклась от «земной славы»: «Не дивно, яко 20 лет и единое лето мучат мя: на се бо зван есмь, да отрясу бремя греховное. «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4).
Егда бо изнеможе от великого глада и невозможно ей бе стоящи молитися, ни чепи носити, ни стула двизати, возляже. «Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. Умирала она отнюдь не как одержимая фанатичка, а как слабая женщина. Вдова по понятиям и убеждениям века уже носила в своем положении смысл монахини, – писал историк-археолог Иван Егорович Забелин (1820-1908). Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине. С этого момента Морозова стала для него личным врагом.
Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. И слезы в молитве, яко струи исхождаху из очей ее.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Что ж, Суриков хорошо знал историю и в главном не пошел против правды, ну а детали вымысла были необходимы ему ради символических обобщений. Последним поводом послужил отказ Морозовой присутствовать на царском браке: после смерти Марьи Ильиничны царь решил жениться на молодой красавице Наталье Нарышкиной (будущей матери Петра I).
Скончался он в 1662 году, а поскольку потомством он так и не обзавелся, то все перешло ближайшему родственнику. Она надеялась, что сын, как бы ни сложилась судьба матери, будет жить в «земной славе», приличествующей его знаменитому роду. Ведь сколько времени я его искал. Но смеялись немногие.
Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками. Сначала умерла княгиня Урусова. В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7).
Но нет. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.
Когда Морозова в тюрьме убивалась по умершем сыне, Аввакум писал ей из Пустозерска сердитое письмо, даже назвал ее «грязь худая», а закончил так: «Не кручинься о Иване, так и бранить не стану». Феодора, по ее просьбе, творила над ней по памяти церковное правило на исход души. Ее глаза полны слез. Они настаивали на аресте Морозовой.
В 1662 году Глеб Иванович Морозов скончался. Морозова отвергает новые обряды. При этом как при дворе, жестоко подавлявшем восстание, так и среди беглых крестьян были уверены, что совершают богоугодное дело. На то время это была самая роскошная усадьба. 1669 год — царица скончалась.
Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005). Во многом, вероятно, благодаря заступничеству царицы и тому, что на людях Морозова продолжает «лицемерится». В своих прекрасных полотнах о других выдающихся людях Суриков тоже не грешил против истины, но персонажи этих полотен «представимы» и в других обличьях, «иначе».
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Чего он ждал. Дело даже не в том, что на миру смерть красна. Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне «поединщицы». Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики.
Вместе с ней была арестована и ее сестра княгиня Евдокия Урусова. Это и отразил художник на картине. Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. Самая главная из них – Феодосия на момент ареста была еще молодой женщиной, не достигшей сорокалетнего возраста. Она именовалась кравчей царской державы и была, по словам Аввакума, в четвертых бояронях. Из Повести ясно, что она «приличия ради.
Подробну же добродетели ее недостанет ми лето повествовати: сосуд избранный видеша очи мои. » («О трех исповедницах слово плачевное»). Мати же паки отлагаше многих ради вещей. Она стала «приезжей боярыней» царицы (это была большая честь), которая всегда обходилась с ней по-родственному и, пока была жива, всегда заступалась за нее перед царем. Соковнины, лихвинские и карачевские дети боярские, попали в среду московской знати по близкому родству с Милославскими. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни.
И глагола Феодора: «Не смееши ли. Некоторые предлагали сжечь их на костре. До Василия Сурикова никто из живописцев так ярко и непредвзято не изображал людей допетровской эпохи.
«Матерая вдова» хранила для сына богатства, накопленные его отцом и дядей. Прокопий Соковнин был человеком зажиточным имевшим в Москве несколько домов. Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. Все лицо мелко было. 1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре.
Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Среди последних, как известно, было даже немало священников.
Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. И рече: «Не смею». Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных. По замыслу художника эти их эмоции противоположны. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню.
Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11). Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Дело в том, что публичная казнь дает человеку ореол мученичества (если, разумеется, народ на стороне казненного). Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991).
У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой. Роскошь проникала и в подмосковные вотчины, что тогда было ново и непривычно. Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы. К тому же и сами люди – главные руководители преобразований – были весьма сомнительной нравственности и потому не могли вызывать доверия. Аввакум вспоминал, что она выезжала в карете с «мусиею и сребром», которую везли «аргамаки многи, 6 или 12, с гремячими цепьми» и которую сопровождало «100 или 200, а иногда человек и триста» слуг.
Затем царь «по божьему изволению», поклонившись ему в ноги и воздав все почести по дворцовому обычаю, своими руками зарезал ряженого царя. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. Боярыня подняла руку с двумя перстами. Портретный этюд был написан всего за два часа.
Юродивый благословляет Боярыню. Почти одновременно с Борисом скончался и Глеб Иванович и единственным владельцем этого громадного состояния, уступавшего, быть может, только состоянию «именитых людей» Строгановых, оказался отрок Иван Глебович, а на деле его мать – Феодосья Прокопьевна Морозова. В 1662 году, 30 лет отроду, Феодосия Прокопьевна овдовела. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона.
Здесь они не знали, когда день, когда ночь. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Разумеется, бранчливость Аввакума далеко не всегда нужно принимать за чистую монету. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила.
Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Морозова очень любила своего Ивана. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Бысть же жена веселообразная и любовная» (священномученик Аввакум «О трех исповедницах слово плачевное», 1675). Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
Приими от нас отшедших к тебе сих души раб своих, пожерших телеса их псами колитвенными (приблудными). Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости.
Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Очень трудно ее лицо было найти. Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором».
Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. «Оле, чудо. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова.
Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Видимо, царь их опасался — и не без оснований, как показали позднейшие события. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Но чюдно о вашей честности помыслить: род ваш, – Борис Иванович Морозов сему царю бысть дядька и пестун и кормилец, болел об нем и скорбел паче души своей, день и нощь покоя не имуще но сопротивтово племянника ево роднаго, Ивана Глебовича Морозова, опалою и гневом смерти напрасной предал, – твоего сына и моего света («Письма», 1672).
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. В 1635-37 гг. В декабре скончалась и Марья Данилова. Алексей Михайлович отреагировал так остро именно, потому, что его народ уже показал, что он может восстать точно так же. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном.
Престани, послушай, еже аз начну глаголати. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле.
Вскоре после этого произошел окончательный разрыв с царским домом. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов. Ведь сколько времени я его искал.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Почитается старообрядческой церковью как святая. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985). Народ признал Морозову своей заступницей именно потому, что она добровольно «отрясла прах» богатства и роскоши, добровольно сравнялась с «простецами». Но восторжествовало предложение послать их в заточение. 1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова».
Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм. За сестёр просил царя патриарх Питирим: Я советую тебе боярыню ту Марозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал а княгиню тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века.
В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Остались верны инокине Феодоре ее братья – Федор и Алексей Соковнины.
Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней. Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. Морозову было приказано подольше держать на дыбе. Не стоит забывать, что свой выбор боярыня Морозова сделала еще и вот по какой причине.
Но преподобная Феодора резко и без колебаний отстранила от себя его руку, когда тот вознамерился насильно совершить над ней свой обряд помазания освященным маслом. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Глеб Морозов владел 2110 крестьянскими дворами. Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок. Нравилось им, что я казак и не курю.
Хотя опалы и казни Грозного не обошли и Морозовых (в 60-х годах «выбыл» боярин Владимир Васильевич, в 70-х — его двоюродный брат, знаменитый воевода боярин Михаил Яковлевич, — люди поколения И. П. Федорова) хотя к моменту воцарения Романовых остались считанные представители этого рода, которому суждено было пресечься в XVII в., но именно время правления двух первых Романовых было для Морозовых временем наибольших успехов. Картина ожила. 22 января 1671 г. тайная инокиня Феодора (боярыня Морозова) демонстративно отказалась присутствовать на свадьбе царя с Натальей Нарышкиной, сказавшись больной. Два поднятых перста боярыни – благословление людей.
Но в некоторых случаях упреки духовного отца кажутся вполне основательными. Борис Морозов умер бездетным в 1652-ом году и его богатейшие вотчины наследовал младший брат, Глеб Морозов, который и сам был достаточно зажиточным человеком (2110 дворов по росписи 1653 г. ). 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». В его подмосковном имении Зюзино был разбит великолепный сад, в котором гуляли павлины. Впрочем, чего гадать. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Ее письма — женские письма.
Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Царь не поверил отговорке и воспринял этот отказ как глубокое оскорбление царской фамилии. Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110).
В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Вот таким образом он обрек Морозову и ее сестру на «тихую», долгую смерть. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. И паки мученица: «Поне мало сухариков».
Боярыня Морозова стала их знаменем, её стойкость поразила современников, даже на дыбе она не отреклась от веры, от того, что было для неё свято. крепко», о которых рассказано в Житии Александра Невского.
Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. сохранили исключительно высокое положение. Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977).
Люди потянулись к ней взорами. От Миши Прушанина — Морозовы, Салтыковы, Шеины. И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие).
Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил.
Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). Во многом здесь повлиял и склад речи, музыкальная интонация русской речи и традиции русских народных песен. «В Московской Руси место человека на лестнице служилых чинов. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека.
Вопрос о дальнейшей участи именитых узниц приводил в затруднение самого царя. Так и моя бабушка говорила. Морозова по своему положению была «матерая вдова», т. е. вдова, которая управляет вотчинами до абсолютнолетия сына. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Боярыню вернули под арест.
Из шести «храбров» мы выбрали этих двух старших дружинников (или бояр, что одно и то же), так как в XVII в. судьбы их поздних потомков снова переплелись и соприкоснулись с судьбой боярыни Морозовой. приглашая в гости. Близкие родственники – Феодор Михайлович и сестра его Анна Михайловна Ртищевы много уговаривали Феодосью не противиться общему направлению и воле царской, чтобы не навлечь на себя гнев и наказание со стороны царя и держаться соответственно своему высокому положению.
Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился.
Это – неслыханное по тем временам богатство. Однако верность древнерусскому источнику еще не объясняет вполне судьбы «Боярыни Морозовой», ее роли не только в русской живописи, но и в русской культуре вообще.
После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Все круто переменилось после ее тайного пострига. Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.
Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. Однако, Феодосия Прокопьевна пошла по другому пути, тоже очень обычному для допетровской России. 1883–1884 — Путешествовал по Европе. Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова. И у Морозовой не оставалось иного выхода, как прямо ответить: «Не причащуся».
Морозову было приказано держать на дыбе дольше всех. Они усилились, когда мальчик подрос и его сходство с царем Алексеем Михайловичем стало очевидным. Здесь невольно напрашивается своя параллель: после смерти царицы Марьи Ильиничны, от души сочувствовавшей исповедникам древнего благочестия и всегда оказывавшей им посильную помощь, над домом новопостриженной боярыни-подвижницы, непокорной новым церковным порядкам, нависла реальная угроза расправы со стороны представителей господствующей церкви. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. Вот таким образом их тела — в рогоже, без отпевания — зарыли внутри стен боровского острога: опасались, как бы старообрядцы не выкопали их «с великою честию, яко святых мучениц мощи». Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Автор Повести вкладывает в уста царя Алексея Михайловича знаменательные слова, касающиеся его распри с Морозовой: «Тяжко ей братися со мною — един кто от нас одолеет всяко». Именно эту сцену Повести выбрал художник.
Однако это была не просто скупость, а и домовитость рачительной хозяйки. дом строен, как славы нажить больше, как. Боярыня уже три дня сидела под стражей «в людских хоромах в подклете» своего московского дома. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви.
Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Если Карлу II отрубили голову, то Алексей Михайлович прекрасно помнил, как восставшие ворвались в его дворец и один из них, выговаривая царю, крутил у него пуговку на кафтане и оторвал ее. Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи.
Часто он приходил беседовать с нею о различных «неженских» религиозных и других серьезных предметах, говоря, что наслаждается «паче меда и сота» премудрыми ее речами. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Все лицо мелко было. Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову.
Конечно, героев «Перехода Суворова через Альпы» и «Меншикова в Березове» мы вольно или невольно сравниваем с их прижизненными портретами. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. Это было совершенно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной.
В ходе спора о вере они поставили вопрос прямо (в прямоте и крылся подвох): «В краткости вопрошаем тя, — по тем служебником, по коим государь царь причащается и благоверная царица и царевичи и царевны, ты причастиши ли ся. ». Но важна не только символическая сторона скрытого знака. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.
Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги изменить некоторые обряды. А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. Царь же на радостях повеле ей все отдать. Когда мы читаем, что боярыня послала в Пустозерск восемь рублей, «батюшку два рубли одному, да ему ж на подел шесть рублев з братьею Христовою», то мы невольно вспоминаем о золоте и драгоценностях, которые она прятала от властей. Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. ходила к храму», т. е. посещала никонианское богослужение. Не смею, – отвечал стрелец.
Писать не Исус, а Иисус – с двумя и. Когда царь Алексей Михайлович задумал жениться, он назначил боярыню Морозову исправлять на свадьбе почетную должность. Однако никоновские реформы зашли так далеко, что возвращение к старому обряду было уже невозможно. Прилежаше бо Феодосья и книжному чтению и черплюще глубину разума от источника словес евангельских и апостольских. «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. Карьера Глеба Ивановича Морозова, человека вполне заурядного, — как бы отражение карьеры старшего брата. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось.
Первой, 11 сентября 1675 года, преставилась младшая сестра. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
Роскошным был ее московский дом. Умилосердися, раб Христов. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Особенно в отношениях цвета.
Её вернули под арест. С этого времени продвижение Глеба Морозова замедлилось и всецело зависело от успехов его брата. 1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». Это иллюстрирует важную закономерность, присущую шедеврам изобразительного искусства: важные скрытые в них символы образуют основу всей композиции, занимают в ней значимое местоположение, воплощаются в зрительно активных элементах изображений. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.
Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Предки Соковниных происходили из Германии, точнее от одного из древнейших родов европейского рыцарства – Мейендорфов. Новообрядные архиереи ловко играли на этом. Толчком для окончательного разрыва послужил отказ присутствовать на царской свадьбе, когда в 1671-м году царь решил жениться на молодой красавице Наталье Нарышкиной – будущей матери Петра 1-го: инокиня Феодора сочла здесь невозможным свое участие, как ради принятого ею ангельского образа, так и во избежание благословения и совместных молитв с новообрядческими архиереями. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Ему даже обещали место духовника самого царя, но при одном условии – отказаться от раскола. Это была ссылка.
Быть потомком Рюрика или Гедимина — само по себе это значило не очень много. Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6). Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства. На ее лице глубокая скорбь. 4 марта 1697 г. окольничий Алексей Прокопьевич Соковнин, «потаенный раскольник», окончил свои дни на плахе. Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа. Не отставал от царя и его дядька, устроивший с большой пышностью свое село Павловское в Звенигородском уезде, которое стало «подобием дачи», куда боярин «выезжал для развлечений.
В толпе терялось. Их предок, дружинник князя Александра Ярославича Невского, новгородец Михаил (Миша) Прушанин стал одним из героев Невской битвы 1240 года. Есть все основания полагать, что царь это прекрасно понимал.
Ее увозили в ссылку. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Он связал боярское правительство и народ торжественной клятвой – дать ему устроить церковные дела. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7).
Это была ссылка, которую никак нельзя назвать почетной. Видимо, царь знал или подозревал, что с сестрами у Соковниных не только кровная, но и духовная связь, что все они стоят за «древлее благочестие». Но и это ему не особенно повредило: царь со слезами «выпросил» у мира своего кормильца.
е. на костер, так как тогда было принято сжигать людей «в срубе»). «Ревый, яко медведь» (по словам автора Повести), патриарх приказал тащить боярыню, «яко пса, чепию за выю», так что Морозова на лестнице «все степени главою своею сочла». О них мы узнаем прежде всего от Аввакума, который по обязанности духовного отца наставлял, бранил, а иногда и ругательски ругал Морозову. Ей вовсе не чужды были человеческие страсти и слабости. Упокой души их в недрах Авраама и Исаака и Иякова.
Со своей точки зрения Аввакум был прав. Мы не найдем в них рассуждений о вере, зато найдем жалобы на тех, кто смеет «абманавать» боярыню, найдем просьбы не слушать тех, кто ее обносит перед протопопом: «Што х тебе ни пишить, то все лош». Та, что диктовала, а иногда своей рукой писала эти «грамотки», — не мрачная фанатичка, а хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами. Иногда о таком «изваянии» можно говорить лишь условно: оно существует как некое «национальное ощущение», складываясь из разных фактов, оценок, эмоций, существует как аксиома культуры, не нуждающаяся в доказательствах и чаще всего не закрепленная в виде четкой формулы. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Она же по приятии трех перст разболевся болезнию и дни с три бысть вне ума и расслабленна.
Женщина выкрикивает окружающей ее толпе прощальные слова со своими убеждениями, что она будет идти до конца. Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111). Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.
Она как бы «ваяет» своих героев. Но в некоторых случаях «изваяние» исторического деятеля прямо отливается в словесную или пластическую форму. Достаточно сказать, что один из их родичей был прадедом матери царя Михаила, а два других родича, Салтыковы, его двоюродными братьями.
В хоромах его подмосковного села Зюзина полы были «писаной шахмат», сад занимал две десятины, а на дворе разгуливали павлины и павы. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Не первая и не последняя была Феодосия Прокопьевна, устроившая свой дом по-монастырски.
Естественно, я говорю о староверах православных. Только это не фанатизм, а стойкая преданность вере. Той, с которой жила Ф. П. Морозова и в которую была окрещена. 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Однако снова «боляре не потянули» и архиереям пришлось уступить.
В 30 лет боярыня Морозова осталась вдовой и сиротой. Это и отразил художник на картине. На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. Все резко меняется.
Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.
(Это было в конце 1674-го года). Предание сохранило ее трогательный разговор с охранявшим ее стрельцом. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры.
Она почти не смотрит на боярыню. Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. Милостив буди нам, Господи. По славе и положению соперничать с этими фамилиями могли только два-три боярских рода — такие как род Александра Зерна (Вельяминовы-Зерновы, Сабуровы и Годуновы) и род Андрея Кобылы, пятый сын которого, Федор Кошка, стал предком Романовых и Шереметевых. Ино принеси поне яблоко или огурчик».
Пятнадцать лет спустя за ним числилось 7254 двора, в двадцать раз больше. А церковная музыка – это церковное пение. В ту пору в русской церкви произошел раскол.
Замысел этой картины, как и других картин у В. И. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей.
Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Она бывала на богослужениях у «никониан», крестилась троеперстно, однако, в доме у себя сохраняла старый обряд. Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения. Ризы же ношаше в доме с заплатами и вшами исполненны и пряслице прилежаше, нитки делая.
Царь не поверил отговорке и воспринял отказ как тяжкое оскорбление. Оказывала помощь и принимала в доме нищих, юродивых, странников, а также терпящих притеснения от власти староверов. В июне 1675 года их поместили в глубокую земляную тюрьму и запретили охране под страхом смерти давать им воду и пищу. На полотне живописца, Морозова обращается к российскому народу, к простым людям – к нищей старухе, к страннику с посохом, к юродивому и другим людям, а они не скрывают своего уважения и сочувствия пленнице. Суриков восхищался самоотверженностью боярыни. Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука. Когда в 1645 г. Алексей по семнадцатому году венчался на государство, его пестун стал временщиком, «сильным человеком».
В 1638 г. Борис Морозов владел тремястами с лишком крестьянских дворов. На свадьбе царя он был посаженным отцом. Женское их дело что они много смыслят. ». Все на картине будто напряглось.
Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов. Дома твоего тебе служащих было человек с триста, у тебя же было крестьян 8000 имения в дому твоем на 200 000 или на полтретьи (250 000 – Ред. ) было Другов и сродников в Москве множество много. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями.
Да и Глеб Морозов владел к 1653 году немалым состоянием – 2110 дворами. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Но было бы неправильно считать, что боярыня Морозова была фанатичкой и «синим чулком».
Морозова «нача уклонятися» от мирских и религиозных обязанностей, связанных с саном «верховой» (дворцовой) боярыни. В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления.
Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Ради семьи Аввакум принял это предложение, но долго не выдержал, стал снова метать молнии против новых духовников, против церковных вождей, поставленных Москвой. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. Все круто переменилось после ее тайного пострига – около 1670 г. Феодосия Морозова приняла иночество (тайное пострижение совершил игумен Досифей) с именем Феодора и уже не могла участвовать в придворных церемониях.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. В том же году умер и отец Феодосии Прокопьевны.
На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. В ночь на 16 ноября 1671 года инокиню Феодору взяли под стражу. Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. Архиереи ловко играли на этом.
К 1653 году он владел 7254 дворами. Прежде всего потому, что художник был верен исторической правде. Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014).
Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Он «окормлялся» верой как насущным хлебом. Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие.
Среди них выделялись Измайлово и Коломенское, «восьмое чудо света». Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Это произошло в начале зимы 1674 года. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти.
Пушкины, как самая слабая по «чести и месту» ветвь рода Гаврилы Алексича, начали возвышаться в конце XVI в., после гибели в опричное время более знатных родичей. Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Вслед за нею тем же пыткам была подвергнута и Евдокия Урусова. Сами младенцы на этой картине не только изображаются в виде маленьких фигурок, но и проступают в крупных очертаниях снега и толпы.
Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине. Боярыня Морозова — это характер сильный, но не фанатичный, без тени угрюмства и недаром Аввакум писал о ней как о «жене веселообразной и любовной» (любезной). Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц.
Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. При бесплодии русские женщины обращались к преподобному Сергию Радонежскому.
1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев».
Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Сие святей рекши, умолче голова (житие). Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет.
Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. С этого момента Морозова стала для него личным врагом. Почто ми поклоняешися много. И я лише разсмеяхся твоему несогласию.
А через двадцать лет с небольшим после смерти Морозовой, когда русским царем стал сын Алексея Михайловича, Петр Первый, стрельцы не захотели признать новые порядки в стране, поднялись за старину и были беспощадно казнены. Рис.
Предки И. П. Федорова «были так велики и всем хорошо известны, что в различных актах назывались по имени и отчеству и не пользовались никаким фамильным прозвищем». Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа). В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика». Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. И как вставил ее в картину – она всех победила. Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию. Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая.
Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. И глагола мученица: «И ты поне хлебца». Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы.
У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Таким образом выражалась идея их божественного происхождения. И думный Иларион глаголаше двема мученицама: «Аще и вы не покоритеся и вам сице будет. » Феодора же, видя бесчеловечие и многи раны на святей Марии и кровь текущу, прослезися и рече Илариону: «Се ли християнство, еже сице человека умучити. » И посем развезоша их по местам в десятом часу нощи» («Житие»). Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди.
Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Нравы того времени вторичного замужества для вдовицы не возбраняли. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят.
С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Вслед за ней духовной дочерью Аввакума стала и ее младшая сестра Евдокия, княгиня Урусова. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Обе были подвергнуты допросу. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. Двое из них, братья Борис и Глеб Ивановичи, в юности были спальниками своего сверстника Михаила Федоровича, т. е. «домашними, комнатными, самыми приближенными людьми». Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий.
В многокрасочной мозаике картины ее коричневатая крупная форма организует, связывает между собой фигуры людей, пестроту и мозаичность толпы и одновременно связывается зрительно с формой иконы в правом верхнем углу картины. В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Та же образумяся, прокляла паки ересь никониянскую и перекрестилася истинным святым сложением и оздравела и паки утвердилася крепче и первого» («О трех исповедницах слово плачевное»). Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах.
То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету «от сотворения мира»). Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977). Другой витязь, Миша (он же Михаил Прушанин), «пеш с дружиною своею натече на корабли и погуби три корабли». 1848— Родился в Красноярске в казачьей семье.
Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин. Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9). Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися.
Важно найти замок, чтобы все части соединить. Но потом их заточили в еще худшую тюрьму – прямо в глубокую удушливую яму, куда не проникал ни один луч света. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. В июне 1648 г. в Москве разразился мятеж, «всколыбалася чернь на бояр» — и прежде всего на Бориса Морозова. Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. Это хорошее, но обыкновенное для боярина того времени состояние.
Выделяются более конкретные элементы, напоминающие профиль клюва, очертания крыльев и топорчащихся перьев, сопутствующие им линии и конфигурации. села и деревни стройны». Она не хотела изменять старой вере. Небо в картине более темное и более теплое, чем снег. Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног.
Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Включение человеческих изображений в формирование этого знака соответствует древней традиции представления людей как пальцев, ногтей как лиц. И тогда отдаст царь холопей и вотчины твоя». Но считать ее фанатичкой неверно.
Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. В 1650 году царь Алексей Михайлович пожаловал его придворным чином и должностью окольничего – второго (после боярина) думного чина. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Они провели допрос Феодосьи и её сестры. По замыслу художника эти их эмоции противоположны.
Вряд ли эти слова были когда-нибудь произнесены: не мог же в самом деле самодержец всея Руси хоть на миг допустить, что его «одолеет» закосневшая в непокорстве боярыня. Но боярыня отказалась. Вскоре умирает и Глеб Иванович и совокупное состояние обоих братьев номинально достаётся малолетнему сыну Глеба и Феодосии Морозовых — Ивану Глебовичу. Вот таким образом она и пеклась о том, «как. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Морозову держали под стражей, пока она была жива. Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована.
Но вернемся к противоборству боярыни Морозовой и царя Алексея. Конец жизни сестер был ужасным. Очень трудно ее лицо было найти.
«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». И глагола: «Не смею».
Молодой царь приблизил Морозовых ко двору. Древнее пение было мужским, одноголосным. Видя виждь, Владыко, смерти их нужные и напрасные и безгодные. Судя по всему, он довольствовался малым лицемерием Морозовой, которая приличия ради.
Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. И нитки – свои труды – ночью по улицам побредет да нищим дает. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. В толпе терялось. Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013).
Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. ходила к храму, т. е. посещала никонианское богослужение. 1877— Поселился в Москве.
Письмо, которое столь переполошило правившую династию, касалось личной жизни Алексея Михайловича, вошедшего в русскую историю под именем Тишайший. Аввакум в данном случае выражал народное мнение. В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства. И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие). Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
В данном случае вымысел — это глас народа. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Когда скончался старый муж, ей было всего 30 лет. Это назначение, по-видимому, они получили по родству и свойству с Романовыми.
Судя по всему, он довольствовался «малым лицемерием» Морозовой. Я с нее написал этюд в садике в два часа.
Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Его лица не видно. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Именно в XVII в., в эпоху барокко, в Польше начался расцвет усадебной жизни.
Но даже мягкий патриарх Питирим изменил своему нраву, когда понял, как ненавидит Морозова его «никонианскую веру». О преславное. Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). 5. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985).
Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил. Начали они одинаково — спальниками царя и дядьками царевичей. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Он, конечно, знал, что дома она молится по-старому видимо, знал (через свояченицу Анну Ильиничну), что боярыня носит власяницу, знал и о переписке ее с заточенным в Пустозерске Аввакумом и о том, что московские ее палаты — пристанище и оплот старообрядцев.
В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. И как вставил ее в картину- она всех победила.
Это был раскол из-за убеждений и веры. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Они отказывались принять причастие от «никониан» и крестились двоеперстно.
пишешь: оскудала, батюшко поделитца с вами нечем. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Потом боярыню Морозову написал. Эта цитата дает наглядное представление о Морозовой.
Портретный этюд был написан всего за два часа. Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево. Все остальные бояре, титулованные и нетитулованные, уступали Борису Морозову во много раз. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих.
С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. Он же рече: «Ни, госпоже, боюся». Даже Аввакум замечал, что она отличалась веселым и приветливым характером. Которыя породою полутче девицы, те похуже, а те девицы лутче, который породою похуже».
Женщины сочувствуют. Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления. Картина потрясающая.
В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. П. Кутузов, «Церковная «реформа» XVII века как идеологическая диверсия»). – Честное вдовство само собою уже приравнивалось к обету иночества.
Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Женское их дело что они много смыслят. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Его приказание уморить Морозову голодом в боровской яме, в «тме несветимой», в «задухе земной» поражает не только жестокостью, но и холодным расчетом.
Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Но этим не закончились пытки. Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы. Но ведь с Ермака Тимофеевича и со Стеньки Разина «парсун» не писали, так что возможности для сравнения нет и все же ни суриковский Ермак, ни суриковский Разин не стали каноническими «изваяниями». Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда. Их примеру следовал и Глеб Морозов.
В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. На свадьбе Борис Морозов играл первую роль — был у государя «во отцово место». Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Феодосия Прокопьевна жила в роскоши и почете, которые были сопоставимы с царскими. Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры.
В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. В данном случае царь и братья Морозовы подражали Европе и прежде всего польским «потентатам». В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина.
Они провели допрос Феодосьи и её сестры. Вот таким образом вся жизнь вдовы со всею ее обстановкою естественным и незаметным путем преобразовывалась в жизнь монастырскую. Новый патриарх Питирим Новгородский, сочувствовавший сторонникам Аввакума, обратился к самодержцу с просьбой отпустить Морозову и ее сестру. Называли себя староверами. Теперь ей «возложили чепь на выю», посадили на дровни и повезли в заточение.
Новый патриарх Питирим Новгородский, сочувствовавший сторонникам Аввакума, обратился к самодержцу с просьбой отпустить Морозову и ее сестру. Морозова была ближайшей его последовательницей. Перейдем от искусства к фактам известных историкам о жизни боярыни Морозовой. Главный символ этого дня — трубящий ангел.
Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой. Мы лучше поймем и поведение московской знати. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. Федосья Прокопьевна, скорее всего, была выдана за Глеба Морозова «из дворца». Зрители не видят птицу в картине.
Их подвергали пыткам на дыбе «с тряской», по много часов допрашивали их оскорбляли и запугивали. Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. Однако, в 1669 году Мария Ильинична умерла.