Беление Холста Зинаида Серебрякова
Картина Зинаиды Серебряковой Беление холста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Описание картины «Беление холста»
Боже, сколько интереснейших вещей на свете» (Серебрякова обдумывает сюжеты росписи интерьеров ресторана Казанского вокзала в Москве на темы Востока, заказ на которую получила об этом еще пойдет речь). Зинаида Евгеньевна изобразила троих старших своих детей: восьмилетнего Женю, Шуру младшего Жени примерно на полтора года и Тату (ей в 1914 году минуло два года). Впрочем, к тезису «всегда уместна» нужно сделать поправку: почти всегда. На крайних фигурах композиции характерные сарафаны «широколя-мочники» из синеной «крашенины», центральная «бельница» — в рубахе из красного фабричного ситца и в паневе без переднего полотна, надетой на нижнюю юбку и подвязанной шнурком — «гашником».
В общей сложности насчитывается не менее 15 автопортретов Серебряковой. Немаловажное место в творчестве Серебряковой занимает обнаженная натура. Она рисует и раненых русских солдат, находившихся на излечении. Лаконизм и четкость построения и цветового решения «Спящей крестьянки» вводят эту работу в ряд лучших монументально-декоративных произведений Серебряковой.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова Беление холста
Нескучное. Именно в это время в России стала отчетливо намечаться пропасть между искусством реалистическим в различных его проявлениях и искусством новаторским, провозвестником которого стали выставки «Союза молодежи», «Треугольника» и особенно «Бубнового валета» — первые шаги нарождавшегося во всем своем многообразии авангарда. Это был период расцвета творчества талантливой художницы. Сами девушки тщательно продумали каждый элемент своего внешнего вида.
Автор приносит горячую благодарность за неоценимую помощь в работе Екатерине Борисовне Серебряковой, а также Павлу Георгиевичу Брюн де Сент-Ипполит, Екатерине Евгеньевне Лансере и Ивану Валентиновичу Николаеву. К июню 1916 года относится ее письмо к мужу, характеризующее ее настроение: «Меня страшит будущая работа (вокзал), нет уверенности в себе, боюсь опять все сделать неудачно. В основу же второго, окончательного варианта Серебрякова кладет тот же принцип, который применила в решении «Жатвы». В 1902 году ради лечения дочери Екатерина Николаевна Лансере поехала в Италию. Труд работниц не кажется изматывающим.
Павел Третьяков сразу же приобрел холст для своей галереи. Девушкам с «Беления холста» присуще особое величавое спокойствие, движения их отличает подлинно музыкальная ритмичность. Она вводит в круги восьмиугольники, ограничивающие пространство, позволяющие сблизить круги с архитектурными формами и бесконечно рисует и пишет обнаженную натуру в различных положениях — в рост, полулежа, сидя, стремясь увязать изображение с заданной конфигурацией росписи.
Беление холста — Зинаида Серебрякова
Будущая художница начала рисовать уже с раннего возраста. (Разработчиками живописной декорировки других помещений вокзала были, наряду с Рерихом, П. В. Кузнецов и князь С. А. Щербатов. ). В большом зеркале отражается молодая женщина, занятая утренним туалетом.
Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. В зимние месяцы в Петербурге Серебрякова делает бесчисленные зарисовки произведений искусства интересующих ее стран, настойчиво ищет варианты решения темы, вначале вводя фигуры в восточных костюмах в экзотические пейзажи, затем отказываясь от композиций такого рода (очевидно именно о них она писала мужу как о «неудаче») в пользу более лаконичных и строгих, поистине монументальных изображений прекрасных обнаженных женщин. Правда, Зинаида Евгеньевна, как обычно, недовольна собой: «Работаю мало и плохо». Зинаида Серебрякова родилась в Петербурге.
Но ни она, ни ее дочь не унывают. Зеркало показывает нам и часть комнаты. Он был восемнадцатилетним Георгием Баланчивадзе, недавним выпускником Петроградского театрального училища, артистом Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского).
Узкая полоска земли смотрится постаментом для этой почти скульптурной композиции. Быстрым движением руки перехвачены каштановые волосы, которые она расчесывает гребнем. Катя на террасе» была сделана в одном из таких путешествий. Но эти начинания так и остаются незавершенными, как и картина «Купание», доведенная до стадии этюдов и первоначального эскиза с двумя великолепно написанными обнаженными фигурами, для которой позировали на берегу речки Муромки приезжавшие знакомые барышни и молодые крестьянки.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова, «Беление холста»
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. К. С. Петров-Водкин вкладывал в образное решение своих юных крестьянских матерей, непревзойденных по почти иконной чистоте, глубокое философское содержание, в картине «Полдень» превратил жизнь крестьянина в бытие. В 1916 году Серебрякова стала участником художественного оформления Казанского вокзала, куда ее привлек А. Бенуа. Именно этот образ даст название одному из самых знаменитых полотен Серебряковой – вот он, «Карточный домик», что строят ее дети, которые остались без отца. Основные же планы на ближайшее будущее Серебрякова связывала с подготовкой новых картин — «Беления холста» и «Стрижки овец» — наряду с работой над отдельными большими портретными изображениями крестьянских девушек. Следующая ее выставка за рубежом состоялась только в 1927 году.
Динамика процесса угадывается и в движении девушек, разворотах их фигур, в выражении их лиц и даже в босых ногах, готовых к действию. Это были любовь к земле, своим корням и простой жизни.
Но в каталоге эти вещи тоже будут воспроизведены. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза. Расцветом творчества Серебряковой принято считать период с 1914 по 1917 год. Художница наотрез отказывается писать портреты комиссаров и рисовать агитплакаты. Екатерина Серебрякова посвятила свою жизнь служению таланту мамы.
Нынешняя ретроспектива, в которую входит около 200 произведений живописи и графики, отличается от той, 30-летней давности, тем, что на ней будет представлена та французская часть ее наследия, которая прежде у нас не показывалась, а также бельгийские монументально-декоративные работы (панно для виллы «Мануар дю Реле» барона Броуэра середины 1930-х) их десять лет назад можно было увидеть только в Русском музее. Экспозиция Серебряковой в перестроечном 1986-м (Третьяковская галерея провела ее тогда на площадке смежного ЦДХ) стала первой полноценной ретроспективой художницы, соединившей две половины ее жизни: российский до- и сразу послереволюционный периоды и последовавший почти 40-летний эмигрантский. Автопортрет» 1909 года, сразу же купленной Третьяковской галереей, потом картины опять же счастливого материнства, там же рядом – идиллии, отличающиеся от расхристанных передвижнических аккуратные крестьяне эпохи модерна (которые, однако, позднее, с революцией, разорят родовое гнездо под Курском), семейный уют в имении Нескучное и дети, дети, дети За играми, за обедом, в домашних хлопотах, в карнавальных костюмах и балетных пачках, а то и предстающие в обезоруживающей наготе.
«Провизию достаем, — сообщает Екатерина Николаевна сыну, — но с трудом сахар и мыло, а также мяса нет». Благодаря этому приему фигуры кажутся особенно монументальными, как бы сошедшими с настенной росписи. Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Выдержанный в холодноватых «чистых» тонах, единообразие которых разбивается редкими яркими вкраплениями (желтый кувшин слева), он радует глаз своей «целомудренностью», простотой, сдержанным изяществом. Ее искусство стало богаче и глубже.
Существует два варианта картины.
Описание картины Серебряковой «Беление холста»
Сразу же подчеркнем, что Серебрякова органично и последовательно проводила в своей живописи принципы реализма, но не традиционного «девятнадцативекового», «передвижнического», а обогащенного новыми живописными достижениями, новыми содержательными и стилистическими исканиями, как это было свойственно и ее старшим современникам — от В. А. Серова, К. А. Коровина, И. И. Левитана, М. В. Нестерова до «мирискусников». В другой раз Серебрякова передает Борису Анатольевичу просьбу Марины «крестить у нее младенца (который должен еще родиться), записать тебя в крестные отцы заочно, так как они тебя очень уважают». И костюмы самых разнообразных цветов и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Работы имели грандиозный успех и вскоре все были распроданы. В его «Девушках на Волге» ясно ощущается особая одухотворенность всей атмосферы картины. Лишь узкий круг ценителей будет поддерживать ее редкими заказами и покупкой работ.
И вот теперь снова Серебрякова в Третьяковке. Бабушка, мама художницы, разливает по тарелкам суп. Первые известные работысоздаются здесь — в городе на Неве. К. С. Петров-Водкин вкладывал в образное решение своих юных крестьянских матерей, непревзойденных по почти иконной чистоте, глубокое философское содержание, в картине «Полдень» превратил жизнь крестьянина в бытие.
Среди них, например, «Автопортрет в красном» (1921) и «Автопортрет», написанный в 1946 году. Более спокоен и лаконичен темперный набросок «Нарцисс и нимфа Эхо». В зимние месяцы в Петербурге Серебрякова делает бесчисленные зарисовки произведений искусства интересующих ее стран, настойчиво ищет варианты решения темы, вначале вводя фигуры в восточных костюмах в экзотические пейзажи, затем отказываясь от композиций такого рода (очевидно именно о них она писала мужу как о «неудаче») в пользу более лаконичных и строгих, поистине монументальных изображений прекрасных обнаженных женщин. И выставка оправдает эти ожидания. Иными словами, она писала свою желанную жизнь и себя в ней.
Описание картины Зинаиды Серебряковой «Беление холста»
В эти тяжелые месяцы перед художницей стоит только одна задача — выжить. Для очень сложной и непривычно динамичной для нее композиции «Диана и Актеон» художница пишет темперой несколько больших эскизов: все действующие лица даны на них в необычно резких для Серебряковой, но в то же время точно сгармонированных движениях и поворотах (надо отметить, что эскизы Серова решены совсем по-иному — в монументальных и уравновешенных формах). Материнский, женский характер творчества Серебряковой проявился в этом полотне с огромной силой. Серебрякова оказалась на обочине.
Весь остаток жизни Зинаида желала вернуться обратно – к детям, матери, к той жизни в Петербурге, с которой начинался ее творческий путь, но до конца своих дней оставалась «запертой» во Франции: война и оккупация Парижа сделали невозможным возвращение в Россию. После его смерти она больше не была замужем. Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности. Она остается единственной кормилицей для четверых детей и стареющей матери.
Серебрякова подчёркивает единство народа, его самобытность и красоту работающего человека. В годы войны «нескучненские» альбомы также полны и набросками и тщательно выполненными зарисовками крестьян и крестьянок.
Картина Беление холста Зинаиды Серебряковой
Военные годы вызвали хозяйственные трудности — впрочем, естественные. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Так талант девушки впервые получает свое признание. Серебрякова умерла в Париже в возрасте 82 лет, так и не вернувшись на родину. Крестьянки не позируют художнику – они просто заняты своим трудом. Евгений и Татьяна останутся в России.
Родовое имение Нескучное разграблено и сожжено. У них красивые ясные лица. Не рисовать в этом доме было невозможно: каждый член семьи избирал для себя творческий путь и становился либо скульптором — как отец Зинаиды, либо художником — как дядя, либо архитектором — как брат. Существует два варианта картины. Страна восхитила художницу.
Сначала было панно, а потом пустота. Так же, как абсолютно новые поиски поднятой до предела живописной выразительности вызвали к жизни впечатляюще мощных крестьянок Натальи Гончаровой, художественное чувство Серебряковой, воспитанное на преклонении перед непосредственно видимым и познанным, привело ее к созданию прекрасных в своей жизненной правде, но при этом отнюдь не приземленных, а скорее возвышенных образов. Тона художница выбрала не яркие, но при этом они достаточно красочные, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого персонажа. И в этом смысле выставка не подведет дирекцию Третьяковки и не даст шанса высокоморальным зрителям проявить бдительность: ничего «такого» в экспозиции не будет.
Зинаида Серебрякова (1884-1967) «Беление холста»
Интенсивные красочные пятна создали сильный зрительный эффект. Потом большая пауза. Настроениям времени более отвечала картина «Беление холста», работа над которой вступила в завершающую стадию. Выбор костюма указывает на личные характеристики и качества крестьянок. Она отправляется во Францию. Но при этом в судьбе и облике Серебряковой — художника и человека — много необычного и неожиданного, особенно принимая во внимание парадоксальное сочетание ее замкнутого, закрытого для посторонних, застенчивого, очень «домашнего» характера с абсолютно иным, по настрою, по тональности ее искусством — энергичным, бодрым, по самой своей сути оптимистическим, не по-женски крепким.
Его уход и начавшиеся в стране несчастья положили конец той прекрасной безмятежной эпохе. В картине «Девушка со свечой» Зинаиде Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни. Все же можно полагать, что в каком-то смысле эскизы монументально-декоративных росписей Казанского вокзала получили известное продолжение: напряженная работа над символизирующими страны Востока образами обнаженных женщин подтолкнула Серебрякову к идее создания больших композиций на мифологические темы. Так они выглядят как памятники красоте и молодости. А мне бы хотелось слушать про путешествия, про Персию, Турцию, Индию. Сама же Зинаида Евгеньевна в письмах в Петербург обращается к мужу с просьбами: «Пожалуйста присылай иногда Огонек, я буду давать его раненому Петру», — Петру Васильевичу Безбородову, крестьянину из Нескучного, чью жену Марину она неоднократно рисовала и писала.
В правом верхнем углу портрета подпись: «Боречка. Картина передала мне свою энергию. Обед» (1914) и «Беление холста» (1917). Вспомним вот о чем. Чувствуется заряд зарождающегося дня.
ЗинаидаСеребрякова: картина«Беление холста»
И вдруг, как считали некоторые, этот пробудившийся интерес к истории обрывается — ЗинаидаСеребрякова пишет картину «Беление холста». Ей было свойственно двойное видение: одно – непосредственное, эдакое импрессионистическо-натурное, другое – сквозь призму традиции истории искусства. Кроме детских лиц, здесь привлекает внимание прелестный натюрморт. К примеру, такая выставка, как «Обнаженные», теперь была бы просто невозможной в государственном музее ввиду разгула самостийных блюстителей нравственности. Затем в духе богатых и гедонистических 2000-х годов – специальная тематическая выставка «Обнаженные» в Русском музее, а спустя шесть лет в Третьяковcкой галерее – экспозиция парижского наследия художницы. Деньги за портреты заканчивались еще до того, как работа была доделана. Со времени выставочного дебюта Серебряковой прошло совсем немного времени.
Взгляд Серебряковой на женское тело (а ее картинный мир – это мир без мужчин, портреты – другое дело) – взгляд художника-классициста, точнее, неоклассициста, ценящего форму. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Это ободрило художницу: в тот же год она решается уехать в Париж и работать там.
Альбомные наброски к картине «Беление холста»
Жизнь становилась невыносимо тяжелой, денег на еду катастрофически не хватало.
Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать. Девушки выглядят легкими, довольными, как сама юность. Она избирает два сюжета из «Метаморфоз» Овидия: «Диану и Актеона» и «Нарцисса и нимфу Эхо». В другой раз Серебрякова передает Борису Анатольевичу просьбу Марины «крестить у нее младенца (который должен еще родиться), записать тебя в крестные отцы заочно, так как они тебя очень уважают».
Идея, положенная Щусевым и Бенуа в основу росписи, — связь Европы с Азией — должна была воплотиться в аллегорических формах: в предложенном Евгением Лансере плафоне «Встреча Европы, похищаемой быком-Зевсом и Азии на драконе», в наддверных панно «Триумф Европы» и «Триумф Азии», за работу над которыми брался сам Бенуа, в панно на тему присоединения Казани к России Бориса Кустодиева и, наконец, в восьми панно с символическими изображениями стран Востока, четыре из которых были поручены Михаилу Добужинскому, а четыре — «Турция», «Индия», «Сиам» и «Япония» — Зинаиде Серебряковой. В то время, когда Серебрякова писала этот портрет, Джордж Баланчин еще не был всемирно известным хореографом, создателем «американского балета».
Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Как и остальные ученики, она ходила в Эрмитаж и делала копии с полотен старых мастеров. Здесь царят таинство и уют совместной трапезы. Ее «Баня» (1912 и 1913) – энгризм с поправкой на российские типажи и память о Венецианове, а знаменитые «Жатва» (1915) и «Беление холста» (1917) несут в себе нечто ренессансное, кватрочентистское. Это увлечение «Зинки», как называли ее близкие, было воспринято в семье Лансере-Бенуа как нечто само собой разумеющееся, хотя, конечно, всерьез к ней пока никто не относился.
Немногочисленные заказчики расплачивались за работу продуктами, а не деньгами. Но это лишь кажущийся отход от истории, от эпоса.
Альбомные наброски к картине «Беление холста», 1916
Этому способствует укрупненный масштаб, взятая снизу вверх точка зрения. Так же, как в «Бане» и «Жатве», Серебрякова не стремится к импрессионистской подвижности мазка, добивается предельной четкости, «эмалевости» живописной поверхности, что еще усиливает ощущение монументальной декоративности. Наблюдая, как искусство становится рабом в ногах у власти, Зинаида горестно размышляла в своем дневнике: «Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью – уж очень засорены сейчас у всех мозги и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь». Как мы видим теперь, она во многом предвосхитила путь тех оставшихся на Родине художников, которые, не прельстившись грандиозными исканиями авангарда и, тем более, «достижениями» пресловутого соцреализма, создавали новое, свободное, не подчиняющееся никаким внешним требованиям искусство. Так же, как в «Бане» и «Жатве», Серебрякова не стремится к импрессионистской подвижности мазка, добивается предельной четкости, «эмалевости» живописной поверхности, что еще усиливает ощущение монументальной декоративности. Движения крестьянок свободны и легки, а сами их фигуры – величественны и монументальны. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах.
«Белёнка», как называли ее славяне, не раз попадалась археологам и в древнерусских курганах. Свидетельством тому служит последовавшее сразу же по окончании картины «Жатва» приглашение от архитектора А. В. Щусева — проектировщика грандиозного Казанского вокзала в Москве, как бы закрепляющего связь европейской части России с ее огромной восточной, «азиатской» территорией и со странами Востока, — принять участие в росписи вокзального ресторана. Позже умер Борис. В основу же второго, окончательного варианта Серебрякова кладет тот же принцип, который применила в решении «Жатвы». Каждая из фигур решена в своем цветовом ключе – зеленом, красном, синем, коричневом.
Девушкам с «Беления холста» присуще особое величавое спокойствие, движения их отличает подлинно музыкальная ритмичность. Любовь к родине переосмысливается художницей – вероятно из-за сгущающей краски Первой мировой войны, отразившейся на судьбах многих русских людей. Сама она писала о том периоде: «Котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед». Следует отметить, что Серебрякова нередко «баловалась» изображая саму себя.
Красивы и полны жизни их лица, раскрасневшиеся в отблесках пробуждающегося солнца. Зинаида остается одна с матерью и маленькими детьми на руках. Легко угадываются их приоритеты и стремления. Восторженные критики и художники, среди которых были Серов, Врубель и Кустодиев, незамедлительно признали выдающийся талант Зинаиды Серебряковой и приняли ее в свой творческий круг «Мир Искусства». Таким стал знаменитый автопортрет Серебряковой «За туалетом», созданный в 1909 году: он отражает состояние и настроение художницы, в котором она хотела бы прожить.
Зинаида Серебрякова (1884-1967) «Беление холста»: 2 комментария
И колорит, построенный на своеобразном «трехцветии» — тонах красного, синего и белого, при всей их обобщенности тонко нюансированных, — также ритмичен, декоративен и напоминает своей гармоничной уравновешенностью фреску. Свою безграничную ностальгию художница опишет в конце жизни в своем дневнике: «Ничего из моей жизни здесь не вышло и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы». Е. Серебряковой в Бельгии и М. Б. Мейлаху, любезно предоставившему полный текст своей ценной публикации о семье Серебряковых. Героини ее «Беления холста» (1917) подобны современным богиням: они совершенны физически и нравственно их босые сильные ноги крепко стоят на земле, движения рук и повороты станов – энергичны и ловки.
Работа над «Белением холста» продолжалась долго и прошла характерные для творчества Серебряковой стадии напряженной работы над подготовительными рисунками (огромное количество их сохранилось в фондах Третьяковской галереи и Русского музея), а затем поисков наиболее ясного и лаконичного композиционного решения. Что могло объединять его и застенчивую, нелюдимую девушку из творческого мира. Но как художник она сформировалась в Петербурге. Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко.
Зинаида Серебрякова «Беление холста» 1917
Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Картина «На лугу.
Бесконечные выставки, тусовки в знаменитом обществе «Мир искусств», первое признание таланта — знаменитоеполотно«За туалетом», впервые показанное на большой выставке приносит широкую известность. Лишь спустя два года, после отъезда в Париж и знакомства с Дягилевым (именно он, кстати, сделал из Баланчивадзе Баланчина), начнется его стремительное восхождение к славе и успеху. Названия работ незамысловаты и открыты, как и их персонажи, – это «Крестьяне», «Жатва», «Спящая крестьянка».
Нескучное» изображает крестьянскую девушку — а может и саму художницу — с младенцем на руках. Однако спустя время Серебрякова понимает, что она обманулась.
Закончив «Жатву», Серебрякова не перестает думать о новых работах, посвященных крестьянскому труду и людям русской деревни. Зинаида много путешествовала. В Париж к ней смогут переехать только Александр и Екатерина. Выразительные черты ее лица заставляют зрителя надолго задержать взгляд на полотне. ПОРТРЕТ Г. М. БАЛАНЧИВАДЗЕ (ДЖ.
- Жизнь и трагедия Зинаиды Серебряковой в 11 картинах
- Зинаида Серебрякова: история о красоте
- Шедевры русской живописи, часть 2 — Зинаида Серебрякова
- Зинаида Серебрякова: гений позитива в страшные времена
- Зинаида Серебрякова: несгибаемая гармония
Еще в начале XX столетия свадебная и смертная рубашка русских крестьян шилась из непременной «белёнки». Она избирает два сюжета из «Метаморфоз» Овидия: «Диану и Актеона» и «Нарцисса и нимфу Эхо». Нежные чувства художницы к своей родине прекрасно передают картины «Жатва» (1915), «Крестьяне. Повторяемость очертаний рождает ощущение гибкой музыкальной мелодии. «Провизию достаем, — сообщает Екатерина Николаевна сыну, — но с трудом сахар и мыло, а также мяса нет». Сцены простой деревенской жизни — вторая творческая любовь Серебряковой.
Спустя год пара вернулась в Петербург, в имение «Нескучное», где Серебрякова работала не покладая рук: этюды, эскизы, бытовые сцены. В озерах Швейцарии между остатками свайных построек найдены обрывки льняной тканины. В Русском музее сохранились подготовительные рисунки к росписям, а в Третьяковской галерее — несколько великолепных окончательных вариантов темперных эскизов: «Япония», «Сиам», «Индия», «Турция». Она выступила перед зрителем как необычайно привлекательный художник, одарив, по словам Александра Бенуа, «русскую публику улыбкой во весь рот» — бесхитростным и очаровательным автопортретом «За туалетом» — на грани 1909 и 1910 годов. В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Только решимость и приглашение вместе с ней, следуя за светом свечи, пройти через темноту. И колорит, построенный на своеобразном «трехцветии» — тонах красного, синего и белого, при всей их обобщенности тонко нюансированных, — также ритмичен, декоративен и напоминает своей гармоничной уравновешенностью фреску. Ясный зимний свет из окна, простая прибранная комната, свежие утренние оттенки — вся картина звучит гимном простой радости и безмятежности.
Военные годы вызвали хозяйственные трудности — впрочем, естественные. Самые близкие и любимые люди собрались вместе за обеденным столом. Зинаида Серебрякова начала рисовать с первых лет жизни.
- Трагедия русской художницы Зинаиды Серебряковой: забытое имя, огромный талант
- Ретроспективной выставке великой русской художницы в Третьяковской галерее — посвящается
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ЗИНАИДЫ СЕРЕБРЯКОВОЙ
- Отправить запрос на изготовление копии
- Портреты за обещание рекламировать
- Самое интересное в виде мозаики
С особой любовью она относилась к крестьянскому укладу: ее серия «крестьянских» полотен, написанная с 1914 по 1917 годы, повествует о жизни в русской деревне, о повседневности трудолюбивых крестьян, об очаровательной простоте их быта. А художница взяла это за основу раскрытия их образа. Идея, положенная Щусевым и Бенуа в основу росписи, — связь Европы с Азией — должна была воплотиться в аллегорических формах: в предложенном Евгением Лансере плафоне «Встреча Европы, похищаемой быком-Зевсом и Азии на драконе», в наддверных панно «Триумф Европы» и «Триумф Азии», за работу над которыми брался сам Бенуа, в панно на тему присоединения Казани к России Бориса Кустодиева и, наконец, в восьми панно с символическими изображениями стран Востока, четыре из которых были поручены Михаилу Добужинскому, а четыре — «Турция», «Индия», «Сиам» и «Япония» — Зинаиде Серебряковой. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. За чередой начавшихся трудностей вскоре последовала новая.
Картина «Коллиур. Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать». БАЛАНЧИНА) В КОСТЮМЕ ВАКХА (1922).
Работа над «Белением холста» продолжалась долго и прошла характерные для творчества Серебряковой стадии напряженной работы над подготовительными рисунками (огромное количество их сохранилось в фондах Третьяковской галереи и Русского музея), а затем поисков наиболее ясного и лаконичного композиционного решения. Серебрякова мастерски подчеркивала достоинства своих моделей, о особым любованием она выписывала их женственные изгибы. Сама же Зинаида Евгеньевна в письмах в Петербург обращается к мужу с просьбами: «Пожалуйста присылай иногда Огонек, я буду давать его раненому Петру», — Петру Васильевичу Безбородову, крестьянину из Нескучного, чью жену Марину она неоднократно рисовала и писала. Невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча.
Ноябрь». Красива в своей простоте и спадающая широкими складками одежда женщин. Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя.
Правда, Зинаида Евгеньевна, как обычно, недовольна собой: «Работаю мало и плохо». В его «Девушках на Волге» ясно ощущается особая одухотворенность всей атмосферы картины. Над новой тематикой, так разительно отличавшейся от всего сделанного ею ранее, художница работает с большим интересом и обычным для нее волнением. Екатерина Николаевна писала: «Зинок рисует своих московок, она наслаждается ими и их рассказами». Что, ты спрашивал у Аллегри снял ли он фотографию с эскиза Добужинского. ».
Среди последних особенно впечатляет — и теплотой отношения автора к модели и живописным мастерством — «Спящая крестьянка» 1917 года. Фигуры распределены в плоскости изображения. Но ни она, ни ее дочь не унывают. Точка зрения «от земли», заставляя видеть фигуры снизу, вызывает впечатление их почти титанического роста, кажущегося естественным хотя бы потому, как легки и свободны движения девушек.
Екатерина Николаевна писала: «Зинок рисует своих московок, она наслаждается ими и их рассказами». Слабую физическую организацию она унаследовала от отца. Кроме того, занятиям живописью сильно портила болезненность Зины. В Русском музее сохранились подготовительные рисунки к росписям, а в Третьяковской галерее — несколько великолепных окончательных вариантов темперных эскизов: «Япония», «Сиам», «Индия», «Турция».
.