Бенуа Иллюстрации К Медному Всаднику

Книжная графика : Медный всадник

Ведь это гнусная литература»8, Бенуа на протяжении всей жизни то и дело возвращается к петербургским сюжетам, а, работая за границей, активно пропагандирует русское искусство. Для Бенуа особенно важно живописное и поэтическое равновесие композиции. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока«Театр» и др. И, конечно, его грандиозный цикл, его, по мнению многих современников, самая значительная работа – иллюстрации к «Медному всаднику», о которых пойдет речь в следующей главе. Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра. В 1920 году выходит в свет «Капитанская дочка», проблему художественного убранства которой, несмотря на более чем скудные возможности, Бенуа продолжает решать комплексно.

Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Каждый представитель семейства Бенуа имел отношение к искусству и Александр не мог не связать свою жизнь с искусством: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет.

Далее следуют дамы и кавалеры в пышных нарядах и пудреных париках. По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из Дон Жуана. А. Осповат пишет: «Пустота спусковых полос и полей, которая возникла из-за разности в ширине текста и иллюстраций читается как рыцарский жест графики в сторону поэзии». Как отмечает Н. Лапшина: « круг интересов «Мира искусства», особенно его крупнейших представителей, был необычайно широк и разнообразен. Пространство организовано расширяющейся во все стороны перспективой. В своем сне майор увидел, как Медный Всадник скачет по улицам Петербурга и, подъехав к императору, говорит ему: Молодой человек.

Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «. Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Техники акварели, пастели, гуаши были излюбленными в творчестве художников «Мира искусства», они служили воплощению таких важных для художников ощущений как «эфемерность бытия, хрупкость мечты, поэтичность переживаний».

Описание и анализ 
иллюстраций к медному 
всаднику в изданиях

Описание и анализ иллюстраций к медному всаднику в изданиях 1903-23 г одов

Мы понимаем, что перед нами не обычный человек. Это нереальность, фантастичность Петербурга, которая лежит в самом существе города, без осознания которой трудно оценить глубину трагедии героя. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций. Кроме того, художник пытается найти новые формы для продолжения цикла к «Всаднику».

Приложение I, рис. Все это мы видим на иллюстрациях Бенуа. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Все люди смертны. Добужинский). Эти посвящения являются неким автобиографическим подтекстом, важным звеном в понимании иллюстративного материала, привнося личный аспект в их восприятие.

Бенуа : Иллюстрация 
к Медному всаднику 
 (9)

Бенуа : Иллюстрация к Медному всаднику (9)

Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь». Медный всадник» (СПб. : Общество грамотности, 1912) «А. Поза Петра в противовес его свите, буквально сдуваемой с ног, уравновешена и спокойна. «Неудачу» книги 1923 года тоже признали наиболее серьезные критики: книга вызывала ощущение дисгармонии, неслаженности, случайности»19. Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. Почти сразу он отбыл в Рим, где начал, постоянно прерываясь на другие занятия, работу над иллюстрациями. Действие откровенно театрализовано, обращено на публику.

Среди них 151 А. М. Горький, А. Н. Толстой, А. Н. Бенуа, К. И. Чуковский. Даже беглый просмотр костюмных эскизов: «Уличная танцовщица», «Цыганка», «Ряженый-маска», «Кормилица», «Кучер», «Купчиха», «Шарманщик», «Лавочник», «Торговец», «Фокусник» и др. Книжные иллюстрации к поэме выполнены в технике литографии. Текст и иллюстрация (печатная графика), таким образом, представляются родственными явлениями и на первый план выступает их стилистическое единство. Иллюстрации А. Н.

Реферат: работа 
студентки курса 
вечернего отделения

Реферат: работа студентки курса вечернего отделения

В иллюстрации Бенуа решает эту задачу следующими образом. Это обусловило самоценность его иллюстраций, представляющих как образец замечательного единства графики и поэтики, так и самостоятельный, самоценный графический цикл. Ныне Бенуа видит свою работу в крупном формате. Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь». Кроме того, Бенуа планировал размещать по одному рисунку на каждую страницу, к соответствующему ей участку пушкинского текста, а в «Мире искусства» иллюстрации то врывались между фрагментами текста, то находились над ним. Сохранившиеся в протоколах мысли Александра Николаевича интересны и неординарны. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ).

Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает. Художник сделал для этого сборника фронтиспис. Петербург смело можно отнести к героям произведения. Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела.

В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы. Он достиг замечательной достоверности в передаче духа Александровской, пушкинской эпохи, глубины психологического противостояния, трагичности противоречия между величием дела Петра и печальной судьбой «маленького человека». Любопытно, что Бенуа «очищает» горизонт от Пушкинских образов «бедный челн», «чернели избы». В начале издания, на титульном листе, Медный всадник на своем постаменте, вставший на дыбы и устремленный на нас, как бы приветствует читателя (зрителя), но его приветствие носит скорее тревожный, угрожающий характер. Другие провозгласили новые иллюстрации Бенуа как «самую высокую среди попыток иллюстрировать Пушкина»18. Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. С другой стороны, стремление к объединению различных творческих функций во имя эстетической целостности произведения надо отметить как тенденцию, вообще характерную для Бенуа (с особой силой она проявится позднее в его театральных работах). Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра.

Тот же мотив повторяется несколько раз. Ее язык построен на переходах и умалчиваниях». Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета.

Был женат на Елизавете Владимировне Гиацинтовой (1888—1965), дочери искусствоведа Владимира Гиацинтова и сестре актрисы Софьи Гиацинтовой. Фигура всадника находится очень далеко от зрителя и от героя, вот таким образом не кажется столь огромной, хотя видно, что она возвышается над окрестными домами. Он встаёт, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные изваяния львов с поднятыми лапами и «над ограждённою скалою» на бронзовом коне сидит всадник с простёртою рукой. Изображённая женская статуя — тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в рукахсинюю птичку (или голубя — символа Афродиты).

Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». Дед его и отец были архитекторами, прадед – композитором и дирижером. Это Петербург, являясь в то же время и воплощением власти или ее продуктом, угнетает «маленького человека» Евгения.

Презентация на тему: 
Книжная иллюстрация

Презентация на тему: Книжная иллюстрация

Машкова, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на живописном отделении (1908—1910) и после перерыва на скульптурном (1915—1918). 1). Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник" В первые десятилетия ХХ века сделаны рисунки Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) к "Медному всаднику" – лучшее, что создано за всю историю иллюстрирования Пушкина. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Несомненно, любопытно в контексте данного исследования обращение Бенуа к теме катастрофы, стихии.

Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства»1. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи». Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды» В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды. Бенуа сделал несколько иллюстраций к «Пиковой даме» для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшего к столетию поэта в 1899-году, ряд иллюстраций к «Капитанской дочке» в 1904 году. На страницах «Елки» 151 блестящая россыпь имен не только писателей (А. М. Горький, А. Н. Толстой, В. Я. Брюсов), но и художников (И. Е. Репин, Ю. П. Анненков, В. Д. Замирайло, М. В. Добужинский).

Выполнены они на протяжении 1907—1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха. Иллюстрации Гюстава Доре к роману Мигеля де Сервантеса — «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Немолодой идальго Алонсо Кихана, житель некоего села в захолустной испанской провинции Ла Манча, начитавшись рыцарских романов, воображает себя странствующим рыцарем и отправляется на поиски приключений. У Александра Бенуа – это «Версальские пейзажи» на тему эпохи Людовика XIV, но его интересует не собственно историческая картина, хотя, как художник по костюмам и историк искусства, он уделяет историческим деталям большое внимание. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. ».

Акварели и гуаши на историческую тему, как всегда у Бенуа, объединены в серию, но посвящены исключительно отечественной истории в них сильнее, нежели прежде, «звучит чувство родины». Бурная политическая обстановка: репрессии, Красный террор, несомненно, многие факторы повлияли на сознательное или бессознательное переосмысление Александром Бенуа своих произведений.

Иллюстрации Александра 
Бенуа к поэме Медный 
всадник

Иллюстрации Александра Бенуа к поэме Медный всадник

Первые работы, 1903 года, он перерисовал наново, с некоторыми изменениями. А в 1934 году в своих «Воспоминаниях» признается в отсутствии у него всякого патриотизма и пишет: «. А осенью 1903-го в Петербурге случилось наводнение, не достигнувшее, правда, тех масштабов разрушения, которые случились при наводнении 1824-го года, но живо напомнившее многим это событие, красочно описанное А. С. Пушкиным все в том же «Всаднике». Вероятно, Бенуа не стремился сделать своих героев комедии дель Арте похожими на балетных артистов, но сами выразительные средства итальянской комедии имеют много точек соприкосновения с хореографическим театром. Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников.

Цветовая гамма рисунков достаточно монотонна, скупа, тем самым рельефнее обозначая внутренние переживания Евгения, драматичность событий. В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». Бенуа много работал с книгой.

Пустые улицы подчеркивают одиночество и отчаяние Евгения. Однако ж, под облаками, орошенное звуками его стихов издыхает все живое. Также иллюстративный материал богат пластическими связями, повторами. Их следует искать вовсе не в западноевропейской графике, как может показаться, если верить легенде о «прозападной» ориентации мастера, а в русском народном творчестве — в народной игрушке и лубочной картине, в представлениях ярмарочного театра и кукольного театра «Петрушки». Герои представляют собой не психологически разработанные характеры, а скорее маски, условные фигуры, возведенные в степень символа. Работу над «Всадником» Бенуа возобновил только спустя десятилетие по заказу Комиссии художественных изданий при общине св.

Здесь Бенуа изображает спины высоких военных чинов, безнадежно вглядывающихся в пену бушующих вод. Видимо, это и есть характерная «палитра» города, где белые ночи создают ощущение иллюзорности, призрачности окружающего пространства, где болотная почва рождает безумные видения. Техники акварели, пастели, гуаши были излюбленными в творчестве художников «Мира искусства», они служили воплощению таких важных для художников ощущений как «эфемерность бытия, хрупкость мечты, поэтичность переживаний»8.

«Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени»18, однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания. Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В. Ф. Ходасевич демонстрировал мастерство кубистического толка. Рисунки выполнены тушью, пером, графитным карандашом с различными тоновыми акварельными подкладками — серой, зеленоватой, желтоватой, нанесенными кистью. Ее язык построен на переходах и умалчиваниях»14. Приложение I, рис.

Петербург есть нечто, действительно, драгоценное для всей русской культуры». Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Но от «Медного всадника» он отказаться не хочет и не может.

Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Среди его работ – знаменитая «Азбука в картинках» и неосуществленное издание «Последнего из Могикан» Фенимора Купера. Но и в этом жанре Бенуа чувствует себя мастером. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Таковыми они должны были стать после изготовления типографских оттисков, а сами рисунки у Бенуа были довольно большого для графики формата. Начало XX века наполнено предчувствиями потрясений. Он сказал, что набор в один столбец повысит себестоимость книги.

Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Иллюстрации должны служить «украшением в смысле подлинного оживления текста, в смысле его уяснения. »16. Книжные иллюстрации к поэме выполнены в технике литографии. В основу иллюстративного материала художественного издания поэмы «Медный всадник» 1923 года положена третья редакция рисунков Бенуа, выполненная им в 1916 году.

Актеры здесь живут, полностью погруженные в свою игру. Традиционно принято называть статую изображенную Бакстом — Афродитой, хотя до сих пор не установлено, каких богинь изображали коры. Особенно излюбленной стала тема царских шествий. Увертюрой, торжественным вступлением в книгу служит рисунок, на котором изображен царь Петр, задумавший основать новую столицу: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». «Эхо прошедшего времени» слышится в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века. Издание открывается фронтисписом изображающим сцену погони.

Описание основной 
иллюстрации к Медному 
Всаднику

Описание основной иллюстрации к Медному Всаднику

За Акрополем — освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами. Петр же — гений этого города и фальконетовский монумент является его олицетворением. А затем Бенуа приходит в Литературно-издательский отдел Нарком-проса, решившего издавать «Народную библиотеку». Над этой серией, состоящей из шести больших листов, художник работал весной 1905 года (в Версале) и в ноябре того же года. Дягилев писал по этому поводу в одном из номеров «Мира искусства»: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца».

Фантазия на тему итальянской комедии (1906, ГРМ), «Итальянская комедия» (1901, ГРМ. Ворт и Пакэн — законодатели парижских мод — стали пропагандировать Бакста» (М. Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией». Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. Стилистические особенности литографии служили раскрытию романтического облика поэмы.

Россия стояла накануне великих перемен. Здесь мы наблюдаем соответствие Пушкинскому «стоял Он», происшедшей замене имени на местоимение.

По теме: методические 
разработки, презентации 
и конспекты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Но существовали и другие мнения. Третьи упрекают художника в отсутствии в книге равновесия между шрифтом, текстом и рисунками, высказываясь в пользу издания в «Мире искусства», а то и в пользу издания иллюстрированного другим художником. Иллюстрации должны служить «украшением в смысле подлинного оживления текста, в смысле его уяснения. ». «Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет.

«Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. »15. Она находится ближе к зрителю. Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия.

Рисунок акварелью 
собирателя открыток

Рисунок акварелью собирателя открыток

Вообще весь цикл выражает какую-то безнадежность. На смену многокрасочной акварели приходит скупой рисунок пером. Вот таким образом именно «современность» иллюстраций Бенуа бросалась в глаза ценителям искусства в начале ХХ века, она представлялась им не менее существенной, чем свойственное художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие, разработав ряд «мастерски срежиссированных мизансцен».

Здесь мы наблюдаем отход от образного строя поэмы. Подобным образом рассуждает в своей работе Виппер: «. Такой техникой была ксилография.

Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967), с именем которого связан расцвет советской детской книги 1920-х годов, в сугубо реалистической манере изобразил улыбающегося трубочиста из стихотворения Саши Черного (Александр Михайлович Гликберг, 1980-1932). На Невском проспекте, на Васильевском острове выросли многоэтажные доходные дома.

Лишь Евгений не устоял против потрясений. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления»10.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

Слишком похоже на прежний»13. Вообще своего рода «культ Пушкина» был свойственен многим мирискусникам. Вторая редакция иллюстраций была выполнена Бенуа в 1905 году. В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа издал её новый каталог. В то время Бенуа работал над материалами для «Мира искусства», посвященными Петру I и задумал проиллюстрировать «Медного всадника» А. С. Пушкина.

Передавая в 1918 году оригиналы в Русский музей, автор сделал почти на каждой из них посвятительные и мемориальные надписи. Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования. А. Бенуа иллюстрирует его много и охотно.

Надо сказать, что адресован этот ребус был скорее взрослому читателю, чем маленьким детям. Они привносят в иллюстрацию пластичность образов, глубину перспективы, сообщая иллюстрации характер собственной весомости, отделенности от книжной страницы. Книжные иллюстрации представляют собой вид сопроводительной графики. В разных местах мы наблюдаем приемы кадрирования. «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин). Однако, мнения критиков по этому вопросу очень неоднозначны.

В иных случаях кукольные персонажи композиций Бенуа вырастают, оборачиваются к зрителю и, подавляя собою пейзаж, начинают играть в картине доминирующую роль («Король»). Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой / Под морем город основался». Люди почти полностью растворились в окружающем пейзаже, стихии гранита и воды. 23 ноября 1905 года, он пишет в своем дневнике: «Компоновал «Медного всадника». Их место в пространстве книги также горячо обсуждалось.

Общееколичествопросмотровстраницы

Общееколичествопросмотровстраницы

Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга. Текст и иллюстрация (печатная графика), таким образом, представляются родственными явлениями и на первый план выступает их стилистическое единство. С 1899 года жил в Петербурге. Книжка для маленьких детей». В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».

Известный искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров впоследствии критиковал эту работу А. Н. Бенуа за «скупость». Сияющий отблеск луны на челе монумента усиливает впечатление фантастичности происходящего. В рисунках А. Н. Бенуа образы «Петербургской повести» А. С. Пушкина как бы окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия. Вот таким образом именно «современность» иллюстраций Бенуа бросалась в глаза ценителям искусства в начале ХХ века, она представлялась им не менее существенной, чем свойственное художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие, разработав ряд «мастерски срежиссированных мизансцен». В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей гг. Как в «Игрушках», так и в «Азбуке» сюжетно-образная система иллюстраций лишена назидательности: основу ее надо искать в области лирического, в воспоминаниях художника о собственном детстве, о детских играх, радостях, праздниках.

Бенуа активно участвует в дискуссиях о книжном деле, которые в ту пору часто проводил литературно-издательский отдел, пытавшийся отыскать новое лицо «книги для пролетариата». книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом и орнаментальным знаком»17. Обозначим дополнительно ряд художественных особенностей иллюстраций. Они имели две основные публикации: в журнале «Мир искусства» в 1903 году и в отдельной книге только в 1923 г. Иллюстрации получили высокую оценку критиков и знатоков книги, так и не сошедшихся во мнении, которому из изданий отдать пальму первенства.

Февральская революция отвечала его надеждам и чаяниям. В этих своеобразных «этюдах-картинах» маленькие фигурки иронически дополняют, оживляют пейзаж, делают яснее и нагляднее его ведущую тему. Среди поздних работ выделяется серия литографических портретов деятелей культуры.

Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра. «Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени», однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания. Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини — это вид с афинского Акрополя.

Гром-камень для Медного Всадника

входил в состав художественного объединения «Маковец». Это были маленькие книжицы в бумажных обложках, которые и сравнить нельзя с недавним шедевром 151 «Пиковой дамой». Даже тучи, только намеченные линией, кажутся тяжелыми (см. Иллюстрации А. Н.

Учился в Москве, первоначально в студиях Ф. Рерберга и И. Обратим внимание и на традиции, которые использованы автором. «Перед русским искусством в обновленной, в спасенной от окончательной (моральной) гибели России, 151 писал он, 151 открываются безграничные новые задачи. 4), то она кажется эмоционально бледнее. А один из них изображающий преследование Евгения «Всадником», вошел в известное издание 1923 года. Но, несмотря на отрицание всякого патриотизма: «Только родина, Петербург и проч.

  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья

Что еще могло быть более подходящим для передачи духа Петербурга, «самого умышленного и отвлеченного города», его призрачности, эфемерности. Он достиг замечательной достоверности в передаче духа Александровской, пушкинской эпохи, глубины психологического противостояния, трагичности противоречия между величием дела Петра и печальной судьбой «маленького человека». Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в 1870 году. В иллюстрации «На берегу пустынных волн» Петр смотрит вдаль исполненный «великих дум», следующим кадром мы видим как бы образ его мыслей, возникший город Император, обращенный взглядом в сторону Биржи, а затем ростральная колонна, с обрушивающимися на нее громадами волн Евгений, сидящий верхом на льве, размышляет о Параше и в следующей иллюстрации мы видим затопляемый волнами дом на острове.

Бенуа формировал художественно-оформительскую политику издательства. Художник пишет: «. Это определило своеобразие жанра: речь идет о строго документированных картинах-иллюстрациях, «картинах для печати». Все это наделяет книжную графику в XX-м веке особым, двойственным положением. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.

СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ 
часть третья

Он продолжает разрабатывать излюбленную пушкинскую тему. Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия. Если вспомнить аналог этой иллюстрации, сделанной в 1903-м году (см. Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис.

Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»2. Издание получилось превосходным. Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Его дед переехал из Франции в Петербург почти за сто лет до рождения художника.

Конечно, в конце XIX 151 начале ХХ века появилось немало нового. Особое место занимают исполненные Сомовым графические портреты творческой интеллигенции. Первым делом мы отправились в Эрмитаж и Зимний дворец»3. Но не они определяют неповторимый облик города, а Петропавловская крепость, здание Биржи на стрелке Васильевского острова, гранитные львы на набережной Невы И конечно же, памятник, на постаменте которого написано «Петру I 151 Екатерина II». Он скитается по городу, полный мрачных дум и в ушах его все время раздаётся шум бури.

В отличие от редакции 1903, в которой Петр занимает центральную часть рисунка, обращен к зрителю «en face», на рисунке 1916 года Петр стоит в отдалении и обращен к зрителю боком, почти спиной. Т. е.

До чего ты довел мою Россию. Реальный пейзаж Версальского парка становится здесь основой, в которую воображение художника «инкрустирует» острые, нервные силуэты: король, придворные, слуги. Он принадлежал к обрусевшему французскому роду. Кроме того, разработал макет издания, после чего отдал рисунки в типографию.

«Прошло сто лет » читаем мы в Пушкинском тексте и следующая иллюстрация — это панорама города, восходящая, по наблюдению Н. Лапшиной, к пейзажным работам замечательного живописца Александровской эпохи Ф. Алексеева. Такое решение, однако, все же несколько умаляет драматичность эпизода. А работы 1905 года повторил почти без изменений. Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу»19.

В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей 1902-1903 гг. «Кумир на бронзовом коне» возвышается над Невой «в неколебимой вышине». Здесь проявилась любовь А. Бенуа не только к старинному быту, но и зоркость взгляда художника, умеющего в живой жизни подметить ее характерные штрихи. А пока Павел I, восседая на белом коне, командует парадом войск. Куда больше его занимает эстетика, настроение и атмосфера, поэзия эпохи. Они сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А. А. Блока, М. А. Кузмина, В. И. Иванова, ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными.

При анализе многочисленных произведений А. Бенуа: «Арлекинада. Отметим также и наводнение, случившееся в Петербурге осенью 1903 года.

Они получились схожи по сюжету, но их стилистика и характер – различаются. Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом». Эскизы декораций, костюмов и бутафории: «Эскиз декораций к первой, второй, третьей картинам балета «Петрушка» (все – ГРМ), эскизы бутафории: «Лошадь», «Самовар», «Качели», «Карусель» (все – ГРМ), а также эскизы костюмов (ГРМ, ГЦТМ) рождают контрасты цвета, эмоций, образов. Эти иллюстрации прошли долгий многоэтапный путь, прежде чем вышли в полноценном издании.

Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом»13. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне». Мы видим то приниженно-робких, то надменных и чопорных придворных. 151 вот эта идея должна сейчас выявиться и ожить с особенной силой»1.

Справа угловой бастион Петропавловской крепости, вдалеке здание Биржи, ростральные колонны, слева вдалеке Адмиралтейство. Это послужило несомненному успеху цикла, поставив его на вершину не только творчества самого Александра Бенуа, но «искусства книги» вообще. Бенуа сам подчеркивает свою увлеченность именно этой характерной чертой: « именно эта поэма меня пленила, трогала и волновала своей смесью реального с фантастическим. ». Отметим также и наводнение, случившееся в Петербурге осенью 1903 года.

Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения»10, то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации. «Париж был подлинно пьян Бакстом», — писал позднее Левинсон. Со временем получили развитие иные техники — резцовая гравюра, литография. Выпуск в свет «Елки» был, по словам К. И. Чуковского, продиктован стремлением противостоять «базарной дряни», господствовавшей на книжном рынке. Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «. Однотомник Н. А. Некрасова издававшийся в то время, будет стоить 18 ру-блей вместо трех.

При поддержке Горького весной 1919 года в Петрограде возникает издательство Зиновия Исаевича Гржебина (1869-1929), цель которого формулировалась так: «. Его все ещё оглушает внутренняя тревога. Обратимся к иллюстрации с Евгением на льве («на звере мраморном, верхом, без шляпы, руки сжав крестом»), которая является завязкой драматического конфликта. Бенуа сделал две иллюстрации к этим строкам (см. Наблюдая монумент с разных ракурсов, мы как бы ощущаем его вещественность.

Вторая редакция иллюстраций была выполнена Бенуа в 1905 году. Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед «Всадником»: прислонившись к стене и широко расставив ноги, чтобы сохранить равновесие, он прижимает к груди правую руку, стараясь унять сердцебиение, прислушиваясь к неизбежно приближающимся медным ударам копыт о неровную после потопа мостовую. Сочинения» (т. Это, пожалуй, самое лучшее, что создано Бенуа в области искусства книги. Но главное место в этом списке занимает иллюстрирование А. С. Пушкина.

Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник" В первые десятилетия ХХ века сделаны рисунки Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) к "Медному всаднику" – лучшее, что создано за всю историю иллюстрирования Пушкина. С. Пушкин. Бенуа сам подчеркивает свою увлеченность именно этой характерной чертой: « именно эта поэма меня пленила, трогала и волновала своей смесью реального с фантастическим. »6.

В показе Елизаветы и ее двора нельзя не заметить иронии художника и даже некоторого гротеска. Туалеты, выполненные по его эскизам, поражали яркостью красок, гармонией цветов и изысканностью отделки, драпировки, удачным подбором бисера и жемчуга. Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников.

В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения», то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации. Над иллюстрациями и художественным оформлением пушкинской поэмы он работал много лет.

23 декабря 1917 года в издательстве «Парус», организованном в 1915 году А. М. Горьким, А. Н. Тихоновым и И. П. Ладыжниковым, в свет вышел сборник стихов и прозы, который назывался «Елка. Здесь Бенуа совместил все, что создал к «Всаднику» ранее. В 1916—1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

Известно, что формат журнала «Мир искусства» значительно отличался от задуманного художником для помещения своих иллюстраций. Художник пишет: «. Вот таким образом изображения несколько «потерялись» на просторных журнальных страницах. В СССР имя художника полузапретно.

С докладом выступил Александр Бенуа. Эта серия так и не была напечатана.

Пристрастие царя к воинской муштре и организация армий для любительских парадов и построений, удовлетворявших его тщеславие, высмеиваются художником. Но он видит прямую связь между содержанием текста и иллюстрацией, призывает художников быть даже в большей степени «читателями», чем рисовальщиками.

Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) нарисовал для «Елки» ребус. Завязка конфликта в конце первой части поэмы решается Бенуа именно с помощью графической заставки, что подчеркивает фантастический характер противостояния. Составили его Александр Николаевич Бенуа и Корней Иванович Чуковский (1882-1969). Вечно только одно искусство. Но императора остановили, сообщив о сне одного майора.

книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом и орнаментальным знаком». Грабили дворцы, жгли имения помещиков. Приложение I, рис. Россия стояла накануне великих перемен. Таким образом, целостность восприятия «текст-картинка» была нарушена. Сцены приближения Евгения к монументу, погони имеют кинематографический характер.

В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра. В 1920-е гг. Страница такая некрасива, книга вульгарна».

Нельзя же быть заодно с этим, этому потворствовать. Волны как будто мирно стелются у его ног.

Это своеобразные графические мемуары — недаром Бенуа является здесь одновременно автором общего замысла, текста и рисунков. В довоенный период активно работал в области книжной иллюстрации, особенно к произведениям Л. Н. Толстого лучшей из этих работ Большая энциклопедия «Терра» называет литографии к повести «Холстомер» (1934 год, для издательства «Academia»). Именно за счет этой двойственности и определялось развитие книжной графики того времени. Эфрос писал: «О Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили. Кроме того, Александр Бенуа был выдающимся сценографом и художником по костюмам, режиссером, либреттистом. Для Бенуа было характерно признание собственного значения иллюстрации, ответственности художественного толкования.

Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией»12. Петр же — гений этого города и фальконетовский монумент является его олицетворением. Но нужно сказать, что оба издания, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и большим значением для русского «искусства книги», а также являются одними из самых цельных и объемных иллюстрированных изданий к произведениям А. С. Пушкина. Пушкинисты сочли, что Бенуа «давит» Пушкина и, таким образом, не выполняет назначения иллюстрирования Поэта. В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая.

Илья Ефимович Репин сделал колоритный «портрет» героя русских народных сказок Иванушки-дурачка. На это работает и пластика самого монумента Этьена Фальконе. В 1894 году впервые участвовал в выставкеОбщества русских акварелистов. Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис.

Более поздняя серия иллюстраций хорошо работает на этот принцип. Любовная записка» (1905, ГТГ), «Итальянская комедия» (1919, НХМ), «Итальянская комедия» (1905, ИХМ), «Арлекинада» (ГМИИ) и др. Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга.

Прежде всего следовало позаботиться о спасении от разрушения культурного наследия прошлого. Два наброска), «Фигуры для итальянских комедий» (1901, ГРМ), «Арлекинада» (1906, ГТГ), «Итальянская комедия. Взгляд Петра направлен не только вдаль, но и за границу иллюстрации, что отражает только одному ему ведомые намерения. Евгении Красного Креста. Естественно, что он некоторым образом отличается от того, что было на двадцать лет раньше.

Бенуа ожидал выхода книги к концу года, но «Кружок любителей», в лице бывших «лицеистов», знавших Пушкина лично, несмотря на, в целом, благосклонную оценку его работы, потребовал переделки изображения поэта, которого художник изобразил с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости. Подобным образом рассуждает в своей работе Виппер: «. А Петербург 151 близкий и родной город. С. Пушкин. Революционные события 1917 года на первых порах Бенуа встретил восторженно. Но существовали и другие мнения.

А рисунки Юрия Павловича Анненкова (1889-1974) к сказке Максима Горького «Самовар» могли даже испугать юного читателя. Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться. Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907) издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. В последние годы работал над мемуарами. И надо быть с теми, кто этому главному безобразию хочет положить предел».

И все же сейчас я пошел к социалистам. А. Осповат пишет: «Пустота спусковых полос и полей, которая возникла из-за разности в ширине текста и иллюстраций читается как рыцарский жест графики в сторону поэзии»20. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Здесь можно упомянуть блоковую книгу, где текст и иллюстрация печатались с одной доски.

в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин — и Франция и Неметчина и Италия. Словно на сцене театра проходит перед зрителем шествие. Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса»9.

И далее: «В творчестве Бенуа выражено его глубокое презрение ко всему, что составляет сущность человеческой жизни, а также его пессимизм, неверие в общественный прогресс, порожденные политической реакционностью его взглядов». Театр занимал отдельную, едва ли не главную страницу в его жизни. В рисунках А. Н. Бенуа образы «Петербургской повести» А. С. Пушкина как бы окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия. Как отмечает Н. Лапшина: « круг интересов «Мира искусства», особенно его крупнейших представителей, был необычайно широк и разнообразен. Петербург есть нечто, действительно, драгоценное для всей русской культуры»3.

Видимо, это и есть характерная «палитра» города, где белые ночи создают ощущение иллюзорности, призрачности окружающего пространства, где болотная почва рождает безумные видения. Остановимся на ключевых эпизодах поэтического и иллюстративного материала. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Об этом — картины «Фантазия на версальскую тему» и «Прогулка короля». Нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский одернул художника. Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста.

«Неудачу» книги 1923 года тоже признали наиболее серьезные критики: книга вызывала ощущение дисгармонии, неслаженности, случайности». 3, СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1909)15. Это сообщает Петру характер возвышенного, недосягаемого величия. Новые – упрекают в излишней «постановочности», появившейся у художника, согласно их мнению, после бурной театральной деятельности. Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса».

«Я не социалист, 151 писал он в газете «Новая жизнь», 151 я далек вообще от какой-либо политической программы. Но пока была создана Комиссия по делам искусств, в которую вошел и Бенуа. Это форма книги, особенности шрифтового и иллюстративного материала в организации пространства белого листа. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»17. Критики справедливо отмечают непосредственность в ранних иллюстрациях.

Начало XX века наполнено предчувствиями потрясений. Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. Правда, в 4-м томе второго издания «Большой советской энциклопедии», вышедшем в 1950 году, статья о А. Н. Бенуа есть, но характеризуется он так: «идеолог декадент-ского художественного объединения "Мир искусства", типичный представитель реакционных и антинародных течений упадочного буржуазного искусства». Задуман он был для того, чтобы изобразить «сто рож» 151 сто карикатурных портретов известных в ту пору писателей и художников.

Художник, помимо иллюстраций, разработал к будущему изданию обложку, заставки, концовки. В конце 1890-х годов, вместе с Сергеем Дягилевым они создают объединение «Мир искусства», в которое вошли друзья и соратники Александра Бенуа: Л. Бакст, К. Сомов, М, Добужинский, Е. Лансере и другие. Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900) изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Наверное, помимо чисто ремесленных особенностей именно реально-фантастический, романтический характер «Петербургской повести», самого города, которым был так увлечен Бенуа, обусловил выбор художника в пользу литографии.

Нужно все новое». Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. Эту особенность также необходимо учитывать книжному иллюстратору. А через неделю еще одна неприятная новость: «начальник Экспедиции, вместо заказанного мне «Медного всадника» принял другой»14. Критики говорили о навязчивости Петербурга в последнем издании.

Всадник, скачущий за Евгением — не ожившая скульптура, а запечатленный монумент Фальконе. Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства». Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе.