Бенуа Работы

В основе данной работы — многочисленные натурные наблюдения: ещё в октябре 1896 года Бенуа совершил свою первую поездку в Париж, где зарисовал виды Версаля, положившие начало его знаменитым версальским сериям. Бенуа любил Петербург и посвятил ему немало своих работ. С 1909 года Бенуа работает художественным директором Русских балетных сезонов, которые проводил в Париже С. Дягилев. Сайт История живописи Александра Бенуа, на котором вы находитесь, является электронной версией одной из самых масштабных работ знаменитого русского искусствоведа, художника и театрального критика Александра Николаевича Бенуа. Одна из самых поздних театральных работ Бенуа — эскиз декорации к III акту оперы Дж.

Одной из лучших своих работ считал А. Бенуа оформление оперного спектакля «Соловей». В 1917 году Бенуа работает в должности заведующего картинной галереей Эрмитажа. Еще с 1939 годаАлександр Николаевич Бенуа начал работать над книгой мемуаров. После Революции по рекомендации Горького Александр Бенуа, фото которого представлено ниже, работал в комитете по охране памятников культуры, заведовал Эрмитажем и занимался оформлением спектаклей во многих театрах: Мариинском, Александринском и в Большом драматическом.

Среди самых интересных его работ — «Азбука в картинках Александра Бенуа» (1905) иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903–1905 вариант — в 1916–1922), главным героем которых стал Петербург с его старинной архитектурой. После Второй мировой войны А. Бенуа сотрудничает с театром «Ла Скала», среди его работ – оформление постановок опер Дж. Верди, Дж. Пуччини.

С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь". Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.

Русский музей стр. Речь шла о том, чтобы по-новому осветить процессы развития русской художественной культуры за два последних столетия, привлекая материалы, не только ранее не изученные, но и почти не тронутые. Т. 1. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины.

  • История гениального художника Александра Бенуа
  • БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
  • Статьи и воспоминания Александра Бенуа
  • Картины — Бенуа, Александр Николаевич
  • Литературно-исторические заметки юного техника
  • Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)
  • Художник Бенуа Александр Николаевич, картины и биография

И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Радостная, разгульная русская масленица вставала перед зрителем.

Ср. : «Ведь вискусстве не вкрасивых словах дело, авпереживаниях, вчувствах и, главное, внесознательном инепосредственном творчестве» (Бенуа. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе.

  • Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография
  • Пейзаж в творчестве Александра Бенуа
  • Александр Бенуа: краткая биография и творчество
  • Александр Бенуа – хранитель русской культуры

Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы.

Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Отмечал не только «приемлемых по духу» Гончарову, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, Лентулова, но иВ. Е. Татлина, Шагала, отдельные работы Малевича.

Все три новые серии написаны в итоге тщательного историко-художественного исследования, вдохновленного страстным поэтическим увлечением. С подключением кполемике Н. Н. Пунина (1916) акцентировался вопрос участия представителей авангарда ввыставках «Мира искусства» (экспонентами становились как лидеры движения, так иначинающие художники: Н. И. Альтман, Л. А. Бруни, Бурлюк, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, М. З. Шагал идругие). Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой семейной заразы, что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. В искусстве нет места произволу и важнейшим качеством художника является чувство профессиональной ответственности. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е.

  1. Публицистика Бенуа: книги, статьи, письма
  2. Галерея: картины, эскизы, портреты, декорации
  3. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
  4. Все Картины Александр Бенуа по алфавиту
  5. «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»
  6. «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»
  7. Александр Бенуа вкомиссии Горького

Этот лишенный специального термина элемент мы и обозначили словом пейзаж. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей.

Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. Позднее, в воспоминаниях, написанных в старости, Бенуа признавался: «Во мне «пассеизм» начал сказываться, как нечто абсолютно естественное еще в раннем детстве и он остался на протяжении моей жизни «тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться».

  • Эстетические взгляды «Мира искусства»
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Александр Бенуа, биография (краткая): детство и юность

Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Совместно с И. Ф. Стравинским он работал над либретто балета «Петрушка». Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в Гранд-опера и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Ввысказываниях оппонентов сконцентрированы противоположные понимания сути творчества. Мольера (1913 г. ) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Но даже с большевиками А. Н.

К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Его биография хорошо известна, но считаю уместным напомнить коротко основное: Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.

История гениального 
художника Александра 
Бенуа

К десяти годам Бенуа был глубоко захвачен тогдашней страстью к драме, опере и балету и еще до своей поездки в Германию в 1890 году он видел «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и многие другие спектакли. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России.

Ещё в1910 («Итоги») он подчеркнул свой критерий оценок левых художников– не новизну пластических исканий, аисключительно талантливость авторов иискренность их работ. Бенуа стал задумываться об эмиграции. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Он не мог иначе. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С.

Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Станиславский писал о работе с Бенуа так: «Бенуа оказался очаровательным. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге.

Он всегда пытался уйти от страшных перемен на своей Родине, уезжая из страны или всецело уходя в творчество. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений.

Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Они организовали кружок любителей искусства. 1916). Например, было исполнено не менее восьми вариантов ставшего легендарным балета «Петрушка». Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века.

Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк.

Наиболее заинтересованные отклики вызывали унего мастера неопримитивистского толка сих эмоциональностью, декоративизмом инаиболее чётко выраженным национальным привкусом. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).

Недаром Фокин впоследствии вспоминал, что критика находила в «Петрушке» слишком много «от Достоевского», сравнивала его с «Балаганчиком» Блока. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. 1913). Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.

Александр Бенуа был женат. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.

В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь.

Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Предки Александра по матери были итальянцами, семья отца перебралась в Россию после революционных потрясений во Франции. Их обычно связывают лишь с именем С. П.

Публичные оценки критика, звучавшие вцелом ряде статей вгазете «Речь» (с 1909 по 1916), не укладываются врамки прямолинейной эволюции их нельзя трактовать упрощённо, вне определённого контекста. Машков иКончаловский. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Для этого нужны были новые композиторы и балетмейстеры, новые танцовщики и либреттисты.

Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Это характерный для творчества Бенуа пример исторической реконструкции прошлого художником, вдохновленным живыми впечатлениями от версальских парков с их скульптурой и архитектурой но одновременно здесь подведены итоги скрупулезного изучения старого французского искусства, особенно гравюр XVII-XVIII веков. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Бенуа тонко уловил одну из основных эмоциональных сторон русского авангарда– «страдание», составляющее противовес «отрадному» искусству, которое культивировали ведущие мастера рубежа XIX–XX веков– К. А. Коровин, В. А. Серов идругие.

Словом 150 он театральный человек». В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. 1914. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики.

И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма.

На его долю выпала и наиболее сложная, ответственная ее часть – анализ и обобщение истории русской живописи XVIII-XIX веков. Но роль А. Бенуа в «Русских сезонах» не ограничивалась оформлением спектаклей. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.

И только художники общества «Мир искусства», во главе которого был А. Бенуа, пытались изменить к лучшему театральные постановки. Но этими декоративными качествами далеко не исчерпывались задачи постановки. Бенуа охарактеризовал состояние русского художества, обозначив его основной современной силой мастеров «Мира искусства» роль поисков «крайней левой» молодёжи свёл кпереходному явлению, введя по отношению кним термин «византинизм», символизирующий неизбежную «одичалость» вмомент гибели старой утончённой культуры перед «неизвестным» новым расцветом культуры будущей. Рассматривая русскую культуру врусле развития мирового художественного процесса, он сочетал «внешний» обобщающий взгляд на отечественное искусство сревностным отношением ко всем новациям, находящимся вне мирискуснических проектов, при этом его публичная критика касалась не только эстетических противников, но иближайших коллег и«попутчиков».

Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Биография Александра Бенуа продолжала писаться уже вдали от Родины, но в Париже к этому времени оказалось большинство его друзей и единомышленников. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».

Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Там он работал главным образом в театрах. Сдругой стороны, работы авангардистов выглядели чужеродными среди произведений коренных членов общества, подчёркивая эклектичность икризис «Мира искусства» 1910-х.

Бенуа пытался работать на императорской сцене, создавая декорации к балетам в постановках традиционных балетмейстеров, но это не приносило существенных результатов 150 либо постановки не осуществлялись, либо декорации мало что меняли в общем характере спектакля. Ввёл новейшее искусство вотечественную художественную традицию, отмечая схожесть пластических решений («скрещенье путей») спамятниками древнерусской иконописи говорил онём иврусле современного общеевропейского процесса: «В области чисто живописного творчества шла работа над освобождением от академических традиций, над опрощением ипроизводились поиски новых красочных законов– явление вовсе не только русское, но мировое имеющее своим главным очагом Париж» (Иконы иновое искусство. Почувствовав это, А. Н. Но и здесь перед А. Н. Бенуа принадлежит постановочный исценографический план). Так, в балете И. Стра- винского «Петрушка» Бенуа воплотил свою мечту-воспоминание о народных играх, об удалом веселье улицы давно прошедших эпох.

Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.

С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. Это отсутствие того, что называется школой (и что так ясно сквозит втворчестве Сезанна иГогена, отчасти даже уМатисса иуПикассо), покрывается словами: самобытность, темперамент, ярь, радость творчества, примитивизм, свобода» (Сезанн иГоген. Этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же самим либретто. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения.

Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Известно, что от своей матери Александр «унаследовал» культ театра. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа.

В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. 1912). Он упрекал «левое» искусство вподражательности французским мастерам («легковесное модничанье»). Историю живописи Александр Бенуа начал писать более ста лет назад, эта работа заняла у него более десяти лет и стала одним из первых и самых крупных исследований мировой живописи русским искусствоведом.

Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Бенуа вспоминал впоследствии: «Балет, может быть, самое красноречивое из зрелищ133. Бенуа, декларировавший принцип объединения художников «вне направленства» ещё вначале 1900-х, приветствовал подобную позицию. «Мирискусникам» удалось воплотить свою мечту 150 создать театральное зрелище, органичное во всех аспектах 150 было достигнуто единство живописи, музыки, танца и литературы. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.

1916). 1912 Две выставки. Бенуа культивировал «ценный дух субъективизма» вхудожественной критике вего статьях вбольшей степени присутствует не анализ эволюции пластической формы, аосмысление эстетического иэмоционального воздействия художественных произведений не скрываются симпатии иантипатии автора кхудожникам. Взгляды Бенуа на авангардистское движение, вцелом критические, менялись. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами.

Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Однако прямых указаний на сотрудничество художника с чекистами в известных документах нет и этот вопрос остаётся невыясненным. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры.

Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. 1909). К тому времени театральные искания «мирискусников» обрели уже достаточный опыт и зрелость.

Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Они составляют едва ли не половину его наследия. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества.

Но вконтексте многообразия ипротивоборства многочисленных художественных течений этот принцип вызывал критику как со стороны «левых», так и«правых». Сначала в «Гранд-опера» в Париже (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину.

Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Главная встреча «мирискуссников» во главе с Бенуа произошла именно в этой постановке 150 в творческий коллектив органично влился талант гениалного балетмейстера М. Фокина, который тоже мечтал об обновлении всей стилистики балетного искусства. Свой ответ (май 1916), выдержанный вманифестном, провокационном тоне, Малевич изначально планировал опубликовать (осуществлено частично в1918: письмо легло воснову статьи «Государственникам от искусства»). Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Именно там им были написаны «Версальские серии». Вответ усилиями левых художников 12марта 1917 был собран многочисленный митинг вМихайловском театре против «диктатуры Бенуа» иперспективы министерства, руководящие должности вкотором заняли бы близкие Бенуа деятели.

Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Грабарь так писал: «У Бенуа много страстей, но из них самая большая 150 страсть к искусству, а в области искусства, пожалуй, к театру133 Он самый театральный человек, какого я в жизни встречал, не менее театральный, чем сам Станиславский, чем Мейерхольд133». Ей недостает именно историзма. В годы обучения Бенуа много времени проводил в Эрмитаже, посещал пригороды Петербурга, где размещались архитектурно-парковые ансамбли Петергоф, Павловск, Царское Село. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – Русские сезоны. Он слушает, охотно идёт на всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.

«Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Мы будем благодарны Вам, если Вы оставите свой отзыв или комментарий в гостевой книге и ознакомитесь со словарем, в котором мы собрали основные определения из области искусства. 1909). У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Не исключено, что А. Н.

Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Они хотели быть художниками-постановщиками, они мечтали о реформе балетного жанра вцелом.

«Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Книга Бенуа представляет собой серьёзное и оригинальное исследование, поражающее обилием и разнообразием привлекаемого материала, глубокой продуманностью и проникновенной тонкостью отдельных характеристик, но Одновременно книга является острым публицистическим трактатом, полемически направленным против академизма и передвижничества. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.

Они организовали кружок любителей искусства. Балет был задуман как общее творение всех его создателей, где функции художника, постановщика, балетмейстера и даже композитора не были отделены одна от другой, где все принимали участие во всём. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С.

Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Именно сподачи Бенуа Гончарова начала сотрудничество стеатральной антрепризой С. П. Дягилева (оформление спектакля «Золотой петушок». Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». С 1908 года А. Бенуа сотрудничает с С. Дягилевым в Париже.

За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). «Я не чувствую природы искусства. Напротив, «рассудочность», «холодность» и«теоретизирование» втворчестве Бенуа воспринимал негативно, вот таким образом он не оценил статуса манифеста всистеме авангарда, концептуально связанного с«чистым» художеством.

Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Объяснимым поводом к отъезду была постановка спектакля в «Гранд-опера» и участие в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Шаляпина и З. Е. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона.

Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Подобных открытий мирискусниками совершалось немало в самых разнообразных сферах художественной культуры. А. Н. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию.

В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Серебряковой. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова».

С. 150). Восхищённый отзыв на выставку Гончаровой проецировал «принятие» Бенуа кубизма («теперь яуже более не решаюсь считать за ересь даже ипресловутые сдвиги, ту кошмарную абракадабру, которая пошла от Пикассо изаразила всю передовую молодёжь ина Западе иунас. А вектор такому движению первым задал герой этой статьи. Сам Бенуа так писал о методе работы в «Русских сезонах» и о «Петрушке» : «133Было решено в «дирекции Дягилева», что настал момент создать русскую хореографическую сказку, то стали эту сказку сочинять общими усилиями133 разработкой фабулы занялась целая, очень своеобразная «комиссия», в которой приняли участие и Черепнин и Фокин и я и Стеллецкий и Головин и несколько литераторов, среди которых неоценимые указания и материалы сообщил А. М. Ремизов133 Вместо Черепнина музыку к затеянному балету взялся написать юный композитор, ученик Римского-Корсакова и сын знаменитого оперного певца И. Ф. Стравинский и нужно сознаться, что смелость Дягилева, поручившего наугад такое рискованное дело художнику, себя ещё ни в чём не проявившему, что эта смелость оказалась как нельзя более благополучной». Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением.

Первым спектаклем «Русских сезонов» становится «Борис Годунов», А. Бенуа создает декорации Сандомирского замка. Для этой цели используются воздушная и линейная перспектива и иные живописные приемы.

Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. Тематика этих публикаций весьма разнообразна. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. 1913).

Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Его детской мечтой было стать театральным художником. Совершал длительные заграничные поездки. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства».

В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. статьи о Льве Баксте- части 28, 29). «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Бенуа уже в апреле 1923 года.

Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.

В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.

В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Бенуа детально не анализировал ине сравнивал разные течения новейшего русского искусства. Хотя, будучи западником по убеждениям, он вцелом настороженно относился кбравированию «русским» вотечественном искусстве. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году).

Даже музыка соответствовала сути действия и эпохе, отображаемой на сцене. Программный характер носила вскоре появившаяся статья «Итоги» (1910). Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве и всегда содержательных.

Художник умел ценить величие искусства прошлого. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Особо любимый им период в истории искусства 150 барокко. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). По ходатайству Бенуа они были представлены на очередной выставке СРХ (1910).

В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. 1910) Бенуа резко отозвался оразочаровавшем его «крайнем авангарде молодёжи» (здесь важно заметить, что главным объектом критики был «арьергард» влице московских членов общества иданная рецензия стала основным толчком красколу СРХ ивоссозданию «Мира искусства»). 1913). Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Сноября 1908 по март 1917 сотрудничал вгазете «Речь», вёл авторскую рубрику «Художественные письма», опубликовав около 250 статей. Рецензируя очередную выставку «Бубнового валета», объяснял широкой публике изобразительный язык примитивизма идоказывал его принадлежность «настоящему» искусству (Трудно ли.

Это был «Павильон Армиды».

Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.

Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом – стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. По происхождению и воспитанию принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Бенуа.

В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Среди ее работ есть портрет Б. Ф.

Это излюбленный художником французский 17 век и не менее любимый им Пушкин. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». «Павильон Армиды» был осуществлён на сцене Мариинского театра лишь в 1907 году.

Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России».

Точнее было бы сказать, что А. Н.

Очень трудолюбив. «Заигрывание смолодёжью» иявное желание Бенуа взять их под опеку, дистанцировав от влияния Малевича, восторженные отзывы отворчестве видных «изменников» (Машков иКончаловский. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей.

В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Критические эссе и историко-художественные исследования Бенуа представляют собой комментарий к идейно-творческим исканиям и повседневной практической работе художника. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание.

Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. С 1901 — 1903 г. г. Вконце 1900-х, отмечая потребность всмене эстетических ориентиров, он первым из серьёзных критиков положительно отреагировал на появление новых веяний вискусстве, поддержав молодых художников (Выставка «Венок». Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.

Политические катаклизмы 1917 продолжили противостояние вновой плоскости. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства».

Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства.

С ними были тесно связаны Н. Рерих, М. Нестеров, К. Серов, М. Врубель, М. Коровин, Б. Кустодиев и другие мастера русского искусства начала XX века. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.

Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. В качестве художественного критика дебютировал вжурнале «Мир искусства» (1899–1904), соредактор (1904). Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Редактор издания «Художественные сокровища России» (1901–1903). Дягилева, забывая, что именно А. Н.

Автор капитальных трудов по истории русской и мировой живописи, он способствовал формированию отечественной историко-художественной науки как одной из областей искусствознания. Он как будто противопоставляет их бронзовой скульптурной группе изображающей детей играющих в воде. Русский музей).

картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. В экспозиции — эскиз декорации церемонии для этой постановки. Бенуа и его друзей не удовлетворяла роль оформителей, декораторов сцены.

Оба художники. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Русско-финляндская выставка имела большой успех. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). Вершиной его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911 г. ).

Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в «плане современности». ».

В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П.

В 1898 году вместе с С. П. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Либретто писал Бенуа, музыку 150 его молодой родственник, композитор Н. Черепнин. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. В пьесах Мольера (режиссёры К. Станиславский и А. Бенуа, художник А. Бенуа) «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Тартюф» И. К.

Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Нам важно было избрать для изучения в первую очередь тот элемент живописного творчества, который может считаться наиболее общим для всех эпох и школ. Решение стать художником созрело у Александра очень рано.

Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Еще один этапный спектакль Бенуа — комедия-балет «Мнимый больной» в Московском художественном театре.

Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Член редакционного комитета (с 1908) журнала «Старые годы» публиковался вжурналах «Золотое руно» (1906–1908), «Московский еженедельник» (1907–1908), «Аполлон» (1909–1912) вгазетах «Слово» (1905), «Русь» (1905) идругих. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность.

Декорации и костюмы к этому балету тоже создал он, стремясь преобразить «сценическую коробку» в живое пространство. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Как мы знаем, спектакли русского балета произвели в Европе ошеломляющее впечатление. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV».

Таким образом искусство действительно становилось синтетическим. Подробнее о проекте. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». 1912) ивособенности Бурлюка (Кубизм или кукишизм. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.

В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Из письма художника к Ф. Ф.

Своим успехом «Русские сезоны» во многом были обязаны А. Бенуа. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом.

Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Но врецензии (Выставка «Союза» (I).

С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.

Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. В 1926 году по рекомендации Луначарского Александр Бенуа, биография которого в последние годы полна трагических событий, поехал в командировку для работы в Гранд-опере во Францию. «Теперь из этих же волшебных замков, куда проникла толпа, бегут кмужику, кего простодушной радости, кего пёстрой игрушке, хотят унего научиться смотреть на вещи просто, вкорень их, грубовато, но весело смеяться, грубовато, но горячо плакать, есть чёрный хлеб согурчиком да запивать ключевой водой» (Поворот клубку. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Именно они осуществили реформу театра, поменяли точку зрения на художественное оформление спектаклей: «мирискусники» добились соблюдения исторической правды, особенно в костюмах.

1912). Работа над таким спектаклем началась в 1901 году на сцене Мариинского театра. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. 1916). Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у него с понятием «театральности» именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры. Отмечая подражательность отдельных работ, он подчёркивал, что «на выставках новых людей янаслаждаюсь иесли отчасти вэтом проглядывает какое-то удовольствие смеха, нечто вроде любования ужимками ишутовством, то, сдругой стороны, наслаждаюсь на них инепосредственно, чисто художественно» (Выставка «Союза молодёжи».

См. Несмотря на прорыв, совершённый МХТ, в Петербурге, на казённой сцене оставались в ходу «дежурные» декорации. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.

Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».

Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Искусство являлось наследственностью в его семье. Не вызывает сомнений, что именно эти ранние впечатления подготовили Бенуа к работе над одноактным балетом Делиба «Сильвия» в 1901 году, когда директор Им- ператорских театров князь С. М. Волконский, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством.

Бенуа14. Родилась идея зарубежных гастролей русского балета, которая и была осуществлена в 1909 150 1912 годах под названием «Русские сезоны». В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Нам скажут еще, что было бы правильнее и проще изменить самое заглавие первой части.

«От этих. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98 "Версальская серия", 1905 — 06). Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.

1912 Еще оновых путях живописи. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.

Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.

Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Гольдони «Хозяйка гостиницы» художник создал подлинно театральный образ Франции и Италии, стилизованный изящный, чуть жеманный, образ очень точный в деталях, но претворённый в изысканное зрелище. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм.

Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Вот таким образом его лучшие творения принадлежат искусству книги и живописи театра. Гофмана (1899, Гос. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н.

«В искусстве нужна истина, но не искренность» (Малевич 2004.