Богатырь Картина Врубеля

Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь».

Описание картины Михаила Врубеля «Богатырь»

Сон как будто бы стал продолжительнее. Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь». Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Нет, не стоит писать. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.

Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. С. И. Мамонтов, курировавший отдел Русского Севера, обратил внимание, что в соседнем павильоне художественного отдела пустуют две больших стены и смог договориться с министром финансов о занятии этого места большими панно— площадью 205м.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.

Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. За спиной виднеются лук и стрелы. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.

Сочинение по картине 
михаил врубель богатырь

Сочинение по картине михаил врубель богатырь

Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне.

Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Эта лошадь получилась грациозной, мощной и ломовой, такая, какая нужна была этому богатырю. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Кушает хорошо— и в своё время. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.

Характерна и разница в деятельности Амбрамцева и Талашкина, в которых активно работал Врубель, — у Мамонтова основной акцент делался на театральные и архитектурные проекты использующие все достижения мировой культуры у Тенишевой же деятельность мастерских ограничивалась сферой быта с опорой на русские национальные традиции77. За спиной виднеются лук и стрелы. 321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.

Сочинение по картине 
Врубеля «Богатырь»

Сочинение по картине Врубеля «Богатырь»

Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Чистякова (курс не окончил). Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей».

В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Лучшего патриотического образа и не создать. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу.

22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. 3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря161 в Санкт-Петербурге.

Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».

Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Работа не привела к улучшению. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.

Описание картины 
богатырь врубеля

Описание картины богатырь врубеля

Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.

На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону.

Картина, написанная в 1898 году, сначала и называлась по-былинному: «Илья Муромец». Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). С Рерихом все поменялось. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Преувеличив все: и размеры самого богатыря и размеры его лошади (сестра жены художника – Екатерина Ге записала в дневнике: «Лошадь у него больше в ширину, чем в длину»).

Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889).

Сочинение по картине 
Врубеля Богатырь

Сочинение по картине Врубеля Богатырь

Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Когда работа была выполнена в первый раз, то Врубель назвал ее Илья Муромец. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.

Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. На богатыре надеты защитные латы. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.

По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. На богатыре надеты защитные латы. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.

На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова.

Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.

Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Лошадь изображена очень сильной и могущественной.

Купить картину Богатырь, 
Михаил Врубель

Купить картину Богатырь, Михаил Врубель

Таким изобразил своего «Богатыря» Михаил Врубель. Цинковые доски для трёх икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду».

Его богатырь — могучий исполин. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).

Другие картины художника 
– Михаил Врубель

Другие картины художника – Михаил Врубель

Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Савву похоронили на Байковой горе. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала.

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Врубеля. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Художник Русской частной оперы С. И. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.

  1. Русский музей Дополненная реальность
  2. Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  3. «Чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего»
  4. Картина Богатырь – Врубель Михаил

Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает».

Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза.

Русский музей Дополненная 
реальность

Противоположный подход был у Николая Рериха. Представители рода Врубелей (от польск. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).

Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. Кирилле», «Св.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства.

Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Он показывал свое видение и представление данного мира. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.

«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. Нарядно облачение богатыря, его доспехи.

Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».

А. В. Прахов в тот же период организовывал роспись Владимирского собора, к которой планировал привлечь и Врубеля, невзирая на личное к нему отношение. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.

Сильное, грозное произведение. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких. Это произошло благодаря сочетанию природной одарённости Врубеля и его позднему приобщению к художественному миру России вообще172.

Прошение было удовлетворено157. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.

У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».

Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. заданный автором Пороситься лучший ответ это М. А. Врубель. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита.

В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.

В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.

Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Впрочем, преувеличено здесь все, как в сказке: вот и верхушки елей виднеются у ног коня, так как едет он, согласно былине, «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего». Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Картина в целом поражает титанической фантастичностью, чудовищной мощью и монументальностью.

Возникает ощущение цельности и сопричастности. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники».

Картина Богатырь раньше называлась по-другому. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.

Сам автор назвал свое произведение музыкой цельного человека, которая звучит гимном родине. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.

Вообще вся композиция с первого взгляда представляет собой монолитный цельный образ: русская природа и русский богатырь на коне. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.

В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Репина занимался акварелью. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.

Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.

Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.

Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу исполнявшую роль сестрички Гретель108. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.

В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. И свою картину художник сначала назвал Сатир.

Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.

Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.

Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). По форме картина была обычным традиционным прямоугольником.

Конечно, Врубель писал не просто портрет. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Весь его образ очень смелый и боевой.

В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм. На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре.

Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Конь богатырский под стать хозяину. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М.

В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича132.

Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Художнику удалось найти пластическое выражение мысли о богатырском начале как о порождении могучих сил природы. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».

Напоминала она обычный прямоугольник, а сверху над ним было острое копье. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.

В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.

Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Первоначально она называлась «Илья Муромец». Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.

При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Он искал правильный ракурс поворота.

Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).

Тогда художник написал ее без рабочих набросков. 1898 – 1899. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.

И название картина имела совсем другое. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Холст, масло. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.

Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. Весь его образ очень смелый и боевой. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.

Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.

Суровым февралём 1910 года он намеренно простаивал под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление лёгких, перешедшее в скоротечную чахотку. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Врубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Богатырь.

На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). По совету И. Е. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.

Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Оно, заостренное вверху. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.

Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Ее копыта погрузли в земле и создается впечатление, будто бы она появляется из недр земли. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.

Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина.

Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.

Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».

Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В его даровании раскрылись универсальные возможности.

На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов. Через несколько дней он полностью ослеп155. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.

Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.

Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Мамонтова. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.

Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».

Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.