Богатырь Врубель Михаил
Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь». Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь». Купить картину или постер "Богатырь", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Сочинение по картине михаил врубель богатырь
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер- панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Когда работа была выполнена в первый раз, то Врубель назвал ее Илья Муромец. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. (5 марта 1856, город Омск— 1 апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. «Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей.
- Описание картины Михаила Врубеля «Богатырь»
- Русский музей Дополненная реальность
- Врубель Михаил "Богатырь" В музей – без поводка
- Сочинение по картине Врубеля «Богатырь»
- В муей – без поводка / Михаил Врубель "Богатырь"
Яновского, композитора: Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. заданный автором Обособленный лучший ответ это М. А. Врубель. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
- Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
- Картина Богатырь – Врубель Михаил
- Купить картину Богатырь, Михаил Врубель
- «Действительный студент» Михаил Врубель
- «Дивная патетическая симфония» Врубеля
Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Из воспоминаний Н. А.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был совершенно свободный режим156. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Курировавший художественно-оформительские работы на выставке С. И. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. «Богатырь» 1898 г. Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Врубелем невероятно быстро, в течение пары недель, практически без предварительных эскизов и набросков. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Богатырь облачён в рельефную кольчугу, шлем и расшитый узорами плащ.
Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. «Музыку цельного человека» художник находит в русском фольклоре, к образам которого постоянно обращается в 90-е годы.
Первоначально она называлась «Илья Муромец». Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
На богатыре надеты защитные латы. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Прошение было удовлетворено157. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Из воспоминаний Б. К. Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Различно направленные волны движений сталкиваются и застывают в причудливом клубке.
У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. С Абрамцевым связаны многие творческие искания Врубеля. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
Яновского, композитора: Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру. Он показывал свое видение и представление данного мира. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. По совету И. Е. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Савву похоронили на Байковой горе.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. На богатыре надеты защитные латы. Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.
Художник Русской частной оперы С. И. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Лучшего патриотического образа и не создать. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского. Первоначально она называлась «Илья Муромец». Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря.
Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В 5 лет Михаил начал рисовать.
Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. 1898 – 1899.
Начал он с головы лошади. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. Представители рода Врубелей (от польск. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Здесь пробудился его интерес к народному творчеству, национальным традициям. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря». И название картина имела совсем другое. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый ещё холст, потом чертит. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Картина была написана в Москве в доме С. Мамонтова.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Когда она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел и его заказ переходил Врубелю.
В письмах родным речь шла уже о тетралогии. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. За спиной виднеются лук и стрелы.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. На арендованном им участке вблизи входа был в короткий срок сооружен павильон или «балаган», как выразился К. Коровин, с громадными буквами на крыше «Панно Врубеля». Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.
Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Кстати, писать свою картину художник начал с головы коня, которая была выверена до миллиметра. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Булава, колчан со стрелами и лук составляют его вооружение, за спиной виден щит.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. В 1906 художник ослеп. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Кирилле», «Св. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Яркое пятно солнца над головой Микулы, с одной стороны, украшают панно, а с другой – подчёркивает преимущество Микулы перед князем. Тогда художник написал ее без рабочих набросков.
Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Оно, заостренное вверху. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Ещё в Киеве, во время работ во Владимирском соборе, Михаил Александрович сочинил акварельный эскиз своего «Богатыря».
В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Богатырь. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Родился в Омске. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался.
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
Врубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М.
В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Неаполитанская ночь», эскиз театрального занавеса). Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам.
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Тут есть ещё двойная арка (каминный портал).
На богатыре надеты защитные латы. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Это не было случайностью в его творчестве. Событие это наделало много шума в прессе. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь». Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. 321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь.
Предлагал вино и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Врубель по заказу С. И. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Оба панно Вубеля стали основой для последующих воплощений в керамике.
Верхняя часть рамы обрамлена тоже двойной аркой. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Нет, не стоит писать.
Картина Богатырь раньше называлась по-другому. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Кирилле», «Св. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
Его богатырь — могучий исполин. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике. По совету И. Е. Врубель сочинил композиции на европейский — «Принцесса Греза» (сказочная рыцарская легенда в сценической обработке популярного тогда французского драматурга Э. Ростана) и национальный («Микула Селянинович») сюжеты.
Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. Ее копыта погрузли в земле и создается впечатление, будто бы она появляется из недр земли. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Работа не привела к улучшению.
Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29. Сон как будто бы стал продолжительнее. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Что видишь, смотря на изображение на переднем плане. Сильное, грозное произведение. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня.
Лучшего патриотического образа и не создать. Прахова: «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу. После того, как он написал эту картину, художник писал такие слова о своей работе: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым». В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».
Он искал правильный ракурс поворота. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Михаи л Алекса ндрович Вру бель. Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне. В этом павильоне они и экспонировались (панно Микула Селянинович и Принцесса Греза). В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Весь его образ очень смелый и боевой. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте).
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно.
Весь его образ очень смелый и боевой. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Это произведение явилось прямым продолжением богатырской темы, которая была намечена в панно Микула Селянинович.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Пан подобен лукавому лешему. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны – тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве «старого казака» Ильи:Обул Илья лапотки шелковые, Подсумок одел он черна бархата, На головушку надел шляпку земли Греческой. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Большая часть иллюстраций посвящены поэме Лермонтова «Демон». Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Через несколько дней он полностью ослеп155. «Венеция» 1893 г. В панно «Венеция» угол Дворца дожей, мост Вздохов, виднеющаяся перспектива улицы достоверны до подробностей и даже написаны с использованием фотографий (Врубель вообще охотно прибегал к помощи фотографий местностей, считая, что глупо было бы не утилизировать такой превосходный подсобный материал).
Нарядно облачение богатыря, его доспехи. В эти годы он вновь писал демонов. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Его богатырь — могучий исполин.
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. А. Врубелю». Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Холст, масло. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. Камин стоит на столбах – по три с каждой стороны. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Предложение я принял, конечно, охотно. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным. Он искал правильный ракурс поворота.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Обсуждали они проблемы сохранения живописи в условиях повышенной влажности и дискутировали о преимуществе письма маслом по цинку, а не по холсту. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Весь его образ очень смелый и боевой.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». Вот почему он сидит так мешковато, слегка растопырив руки с толстыми пальцами. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Здесь пробудился его интерес к народному творчеству, национальным традициям. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Чистякова (курс не окончил).
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. В первый же день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углём. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).
По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Он пытался подарить её Э. Праховой, разорвал отвергнутую работу, но потом склеил уничтоженный лист. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Римского-Корсакова. Автору удалось создать монументальный эпический образ богатыря как порождения могучих сил природы.
Прошение было удовлетворено157. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). История создания керамического камина Микула Селянинович и Вольга (1898-1900, ГТГ) восходит ко второй половине 1890-х годов, когда М. А. И название картина имела совсем другое. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Пространство как бы спрессовано. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. В эти годы он вновь писал демонов. В этом павильоне они и экспонировались (панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза»).
Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. Возникает ощущение цельности и сопричастности. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Художник постарался сделать образ богатыря таким, чтобы было ясно, весь русский народ окутан мощью и мудростью. Из воспоминаний Б. К. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. На следующий день Врубель приступил к писанию красками. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Впрочем преувеличено здесь все, как в сказке: вот и верхушки елей виднеются у ног коня, так как едет он, согласно былине, «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего». Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. За спиной виднеются лук и стрелы. В центре — с арфой в руках умирающий рыцарь. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов. На богатыре надеты защитные латы. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. «Пан» Михаила Врубеля появился благодаря сильному впечатлению, которое получил художник после прочтения рассказа Анатоля Франца (французского писателя) «Святой Сатир». Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Врубель, познакомившись с картиной Васнецова «Три богатыря», сделал своего богатыря – Илью Муромца – кряжистым, огромным, восседающем на коне-битюге.
Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Кроме того, по настоянию Мамонтова на выставке экспонировалось восемь картин Врубеля и его скульптура, в это же время проходили гастроли Мамонтовской частной оперы в городском театре, где шел спектакль «Гензель и Гретель» в декорациях Врубеля, а в портале сцены красовался исполненный Врубелем ранее для той же Русской частной оперы занавес «Неаполитанская ночь» («Италия. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. Репина занимался акварелью. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу.
Врубеля. Прахова, сына архитектора А. В. Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленная сюжету сказки Пушкина с одноименным названием. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Возникает ощущение цельности и сопричастности. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Оригинальность врубелевского стенописного стиля настолько выделялась на фоне работ его коллег, что разрушила бы и без того относительную целостность ансамбля росписей49. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
И свою картину художник сначала назвал Сатир. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Прахова: «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу. Представители рода Врубелей (от польск. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова— к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком111. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Через несколько дней он полностью ослеп155. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880).
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Мамонтова. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Конь богатырский под стать хозяину.
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Сюжет этой картины был создан Врубелем после того, как он прочел «Демона» Лермонтова. Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Сильное, грозное произведение. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств. Кроме того, по настоянию Мамонтова на выставке экспонировалось восемь картин Врубеля и его скульптура, в это же время проходили гастроли Мамонтовской частной оперы в городском театре, где шел спектакль «Гензель и Гретель» в декорациях Врубеля, а в портале сцены красовался исполненный Врубелем ранее для той же Русской частной оперы занавес «Неаполитанская ночь» («Италия. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В панно Врубеля корабль взлетает над волнами, похожими на крылья.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Напоминала она обычный прямоугольник, а сверху над ним было острое копье. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Кушает хорошо— и в своё время.
Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. С Рерихом все поменялось. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Противоположный подход был у Николая Рериха. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Лошадь изображена очень сильной и могущественной.
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Конь богатырский под стать хозяину. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
«Принцесса Греза» 1895 г. Сюжет «Принцессы Грезы» был взят из пьесы Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жофруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Вообще вся композиция с первого взгляда представляет собой монолитный цельный образ: русская природа и русский богатырь на коне. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Его богатырь — могучий исполин.
В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным. О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром121. Неслучайно лицо Ильи Муромца Васнецов пишет с простого владимирского крестьянина Ивана Петрова.
Он неотделим от мира, его окружающего, – мрачного, озаренного лучами закатного солнца лилово-зеленого леса, обильно населенного доброй и зловещей живностью. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Свадебное торжество проходило в Женеве. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». В конце июня 1885 года Врубель уехал в Одессу, где возобновил знакомство с Б. Эдуардсом, с которым когда-то посещал рисовальную школу. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В Абрамцеве Врубель возглавляет керамическую мастерскую, создает серию своеобразных скульптур-майолик на сказочные темы: «Лель», «Волхова», «Купава».
В основу сюжета панно легла русская былина о Вольге и Микуле. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике.
Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. На следующий день Врубель приступил к писанию красками.
Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка заторможенным силачом. Картина Богатырь раньше называлась по-другому. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Врубель сочинил композиции на европейский — «Принцесса Греза» (сказочная рыцарская легенда в сценической обработке популярного тогда французского драматурга Э. Ростана) и национальный («Микула Селянинович») сюжеты. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.