Борисов Мусатов Водоем

Картина Водоем В. Э. Барон Н. Н. Борисов-Мусатов стоял особняком среди всех – и поэтов и художников былого. Борисов-мусатов и задумал большое полотно "Водоем", самое монументальное из всех своих произведений. В 1904 году в Германии с большим успехом проходит персональная выставка Борисова-Мусатова весной следующего года его произведения, в том числе и Водоем, экспонируются в парижском Салоне Национального общества изящных искусств, а сам художник избирается его членом.

Барон Н. Н. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно «Водоем», самое монументальное из всех своих произведений.

Появление «мусатовской девушки»

Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В. Когда его спросили, где он видел такую природу, тот ответил: «В своем саду. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой.

Как хорошо Боже, как хорошо. И если трепетный мазок, фактура красочной поверхности остаются импрессионистическими, то картина в целом, с ее продуманной композицией, определенностью и равновесием цветовых плоскостей изысканностью рисунка цветущих ветвей — произведение уже иной системы — декоративной. Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна – это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона). Для самого В. Э. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). Любимая жена изображена сидящей у водоема, рядом с ней стоит молодая девушка в легкой накидке, хрупкая и печальная — это сестра художника. Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, так как их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, — все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др. ). Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи.

  • Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Водоем»
  • История одного шедевра: «Водоем» Борисова-Мусатова
  • Водоем — Виктор Борисов-Мусатов
  • Картина художника Виктора Борисова-Мусатова «Водоем»
  • Просто красивая эпоха: Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
  • Художник Борисов-Мусатов: картины и их описание

Все меня захватит, вероятно, в другой форме. Кисть В. Э. «Водоем» стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна.

Своеобразное построение композиции – исключение линии горизонта из картины – важный прием. Но его работы приходились по вкусу не всем.

Для самого В. Э. В. Э.

Их сочетание сразу же задает определенный музыкальный ритм всему произведению. За ними последовали литераторы, создавшие свой особый стиль рассказов о милой старине. В его понимании язычество — синоним пантеизма. Все меня захватит, вероятно, в другой форме.

Для самого В. Э. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли. В России – это художники Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870 – 1905), Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910), Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878 – 1968), Александр Николаевич Бенуа (1870 – 1960), Лев Бакст (1866 – 1924), Константин Андреевич Сомов (1869 – 1939), Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 – 1939).

  1. Описание Картины Водоем Борисов Мусатов
  2. Картина Борисова-Мусатова Водоём
  3. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
  4. Художник: Борисов-Мусатов Виктор ЭльпидифоровичВодоем
  5. Борисов-Мусатов Виктор ЭльпидифоровичКартины и биография

Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Ритмы картины чрезвычайно продуманны. В Зубриловке В. Э.

И я хочу, чтобы слава этой картины. В этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла, навсегда превратив «Водоем» в классический шедевр русской живописной школы. Она помогала давать названия картинам. Почти все пространство холста занимает полуовал водоема, в котором отражаются небо с белыми облаками и стволы деревьев с зеленой листвой.

  • Все видео по теме Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
  • Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова
  • Взгляд через стекло уходящего времени
  • Мир ушедший – призрачный и нежный
  • Творческий расцвет, озарённый любовью
  • Композиционные находки «Водоёма»

Я писал его с точки зрения мыши. В большой, светлой (но низкой) комнате зубриловского флигеля В. Э. Ведь Демон – носитель зла, это восставший против Бога и затем поверженный ангел. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник.

Барон Н. Н. Этому способствовала безграничная родительская любовь. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы. В. Э.

Есть художники, жизнь которых как бы является воплощением их мечтаний. И действительно, созданный на картине «Заморские гости» образ не отвлеченный. Где я найду моих женщин прекрасных.

  • Описание картины Виктора Борисова-Мусатов «Водоем»
  • О жизни и творчестве выдающихся художников

была твоим свадебным подарком». Их сочетание сразу же задает определенный музыкальный ритм всему произведению. Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. Борисов-Мусатов жил уединенно и одиноко. Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 году, а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», — через четыре года. Надо искать себя и пытаться воплотить неземно прекрасный и мучительно трудный образ женской красоты, который не дает покоя художнику.

Ему было 35 лет. Кисть В. Э. И я хочу, чтобы слава этой картины. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею.

Но в трехлетнем возрасте мальчик упал, да так сильно, что со временем у него стал расти горб. Близость к Москве была крайне важна для него. Её изображение мы видим на многих работах мужа. На переднем плане – куст орешника. была твоим свадебным подарком». Художественной школы в Саратове не было.

Описание картины 
Виктора Борисова-Мусатова 
«Водоем»

Первые попытки он предпринял в 1896 году в портрете сестры Елены Мусатовой. Девочку воспитывала мать. Самобытны нарядные варяжские суда, есть свое «лицо» и у зеленых прибрежных холмов, у домов и стен далекого города. В. Э.

Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества». В большой, светлой (но низкой) комнате зубриловского флигеля В. Э. Ведь после начнется другая жизнь. Именно свою невесту Елену Владимировну Александрову (девушка, сидящая на берегу в синем платье), а также сестру Елену Борисову-Мусатову (стоящая девушка в розовом платье) художник изобразил на картине. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому».

Картина эта прекрасна своими бархатными красками, сказочной живописью неба, листвы, воды. Картина «Водоём» была написана летом 1902года в Зубриловке— в самый счастливый период в жизни художника: критики отметили художника, его картины пользовались успехом и девушка, в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж23. Художник вынужден оставить Петербург. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму.

Картина "Водоем" В. Э. Ведь после начнется другая жизнь. Кисть В. Э. «Водоем» произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения.

Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, так как их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, — все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др. ). Борисов-Мусатов стоял особняком среди всех — и поэтов и художников былого. И я хочу, чтобы слава этой картины. Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна – это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона). «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. На заднем фоне художник изобразил лес с необычными растениями. В садах Романтизма такие озерки подчеркивали движение, непостоянство, существование как бы вне времени. Демон сидящий (1890) прекрасен, полон титанической мощи тела, но скован душевной тоской.

Картина «Водоем» В. Э. Есть художники, жизнь которых как бы является воплощением их мечтаний. Некоторые из них так полюбили старое время, что захотели перенести его в реальную жизнь.

После этой поездки Борисов-Мусатов написал картину «Гобелен». Появление на выставках Гобелена, Водоема и других картин привлекает внимание художественных кругов, хотя пресса продолжает относиться к его живописи скептически.

Летом Борисов-Мусатов возвращался в Саратов. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Пейзаж входит теперь во все произведения Борисова-Мусатова не фоном, а важнейшим компонентом.

Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, так как их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, – все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др. ). Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей.

Что изображено в «Водоеме». Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. В этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла, навсегда превратив «Водоем» в классический шедевр русской живописной школы. И Виктор улыбался, радостно смущенный». К тридцатилетнему возрасту художник обретает земное счастье. По рассказу сестры художника Елены Эльпидифоровны, Мусатов усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин.

Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. Себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович. Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год. Когда вино было выпито, озверевшая стихийная толпа ворвалась в один из флигелей.

Врангель отмечал, что в начале XX века с его бурями и грозами выявились мечтатели, которые облекли свои грезы в изысканный наряд «исторического быта». Для самого В. Э. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Чистякова, посещения Третьяковской галереи и Эрмитажа, знакомство с новым живописно-эмоциональным направлением в русском искусстве, сочетавшим лиризм переживания, правду видения и достижения пленэризма – все это расширяло кругозор Борисова Мусатова. Сам В. Э.

"Водоем" стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Но картина не о близких и дорогих для него людях. Этот прием использован для того, чтобы создать впечатление зыбкости изображения. В раннем детстве с мальчиком случилось несчастье, — после неудачного падения у него образовался горб. Художник переносит зрителя в глубь веков и тот становится очевидцем яркой языческой жизни Древней Руси.

Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Некоторые из них так полюбили старое время, что захотели перенести его в реальную жизнь. С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. И, тем не менее, саратовская земля дала миру Борисова-Мусатова, Уткина, Кузнецова, Петрова-Водкина. Саратов. В Зубриловке В. Э.

И Виктор улыбался, радостно смущенный. За ними последовали литераторы, создавшие свой особый стиль рассказов о милой старине. Ведь после начнется другая жизнь. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные.

Синее платье сидящей девушки, этот яркий и чистый цвет — самый насыщенный и наиболее звонкий — определяет цветовой строй всего произведения. Картина «Водоем» В. Э. Впоследствии он признавался ей: "Эту картину я напишу или сейчас или никогда. «Водоем» стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: Диккенс Г. Честертона (1929), Дневник капитана Скотта (1934), История ацтеков Д. Вайяна (1949. ), лка в Сокольниках А. Т. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Время как будто заколдовало все и женщины превратились в спящих царевен. Виктор ходил в другой комнате.

Стояла тишина. Барон Н. Н. Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, так как их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, – все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др. ). В родном городе у художника появилась идея создать масштабную картину.

Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. Признанным шедевром этого года стал «Водоем». По цветам и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов.

Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. Другие, наоборот, стараются скрыть свое «я», никогда не пишут окружающее их, среди персонажей своих картин никогда не показывают своего изображения. Для самого В. Э. Время как будто заколдовало все и женщины превратились в спящих царевен.

Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». В более поздних работах — этюде «Девушка с агавой» и «Агава» 1897 года — проявились черты собственного стиля Борисова-Мусатова.

Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. В творчестве В. Э. В 1899 г. художникВ. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд».

Картина вышла строго композиционной, четкие линии и сложные формы придают ей монументальность. Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади. Картина «Водоем» В. Э. В 1901 г. он приехал в Зубриловку.

Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. В 1885 году в Саратове открылся Радищевский музей, содержавший большое количество художественных произведений признанных классиков живописи. Доживет до 1991 года. Время как будто заколдовало все и женщины превратились в спящих царевен. За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью «Водоем» был уже написан. В акварели На балконе. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика.

Врангель отмечал, что в начале XX века с его бурями и грозами выявились мечтатели, которые облекли свои грезы в изысканный наряд «исторического быта». Осчастливленный Борисов-Мусатов картины создаёт одну за другой, наполняя их женскими обликами, которые пишет с натуры (позируют ему жена и сестра). Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна — это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона).

Станюкович скончалась. Станет книжным графиком.

Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Что изображено в «Водоеме». Для самого В. Э. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище.

Суеверно утаив в свое время от друзей и близких людей замысел этого полотна, художник посвятил в него только своих сестру и невесту. В этот период он написал пейзажи «На балконе. Они как бы стараются забыться, уйти от действительности, сделаться маленькими или вообще спрятаться под шапку-невидимку. Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде.

Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье. Впоследствии он признавался ей: «Эту картину я напишу или сейчас или никогда. Основной работой 1901 года стала картина Гобелен, самое название которой говорит о декоративных задачах, поставленных художником. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно «Водоем», самое монументальное из всех своих произведений.

Демон Врубеля – существо прежде всего страдающее, вызывающее сочувствие, а не существо отталкивающее (как Люцифер у Данте в Божественной комедии). Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. Что изображено в "Водоеме". И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру.

Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Впоследствии он признавался ей: «Эту картину я напишу или сейчас или никогда. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался.

Картина «Водоём» была написана летом 1902года в Зубриловке— в самый счастливый период в жизни художника: критики отметили художника, его картины пользовались успехом и девушка, в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж. Борисов-Мусатов стоял особняком среди всех – и поэтов и художников былого. Для самого В. Э.

Ведь после начнется другая жизнь. «Водоем» произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения. В усилении трагического начала заключается особенность русской трактовки этого образа. Картина эта прекрасна своими бархатными красками, сказочной живописью неба, листвы, воды. Борисова-Мусатова сплелись и перепутались различные моменты бытия, разные люди и разные мечты.

В. Э. Летние облака принимают фантастические формы. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной.

На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Мебель подожгли, облив керосином и устроив сквозняк. Барон Н. Н.

Именно свою невесту Елену Владимировну Александрову (девушка, сидящая на берегу в синем платье), а также сестру Елену Борисову-Мусатову (стоящая девушка в розовом платье) художник изобразил на картине1. – прошептал кто-то тихо. Но где же взять натуру, где взять моделей. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью «Водоем» был уже написан.

Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы. Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы. Во всем слышна музыка тишины, прощальной грусти. Картина эта прекрасна своими бархатными красками, сказочной живописью неба, листвы, воды.

Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Борисова-Мусатова, когда он работал над этим полотном, словно помолодела, обогатилась от наступившей душевной гармонии: осенью 1902 года он женился на горячо любимой девушке. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов.

И я хочу, чтобы слава этой картины. Мотив Водоема грустен и пронзителен, как щемящая нота. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Всё меня захватит, вероятно, в другой форме. Художник чувствовал, что вместе с имением уходила в прошлое целая эпоха.

Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. В 1901 году появляется интереснейшее полотно «Гобелен», за ним следует «Водоём», а ещё через год – картины «Призраки» и «Изумрудное ожерелье». Станюкович.

«Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Сюжет предельно лаконичен. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима А этот миг так прекрасен.

Сюжеты художники-символисты черпали из литературы, мифов истории, больше – из собственной фантазии. «Водоем» произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. Композиция Водоема (1902) развернута не в глубину, а на плоскости снизу вверх.

Борисов-Мусатов тихо ходил в соседней комнате, не мешая им смотреть и ожидая ответа. Виктор ходил в другой комнате. В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками. Прошлое явилось на полотнах художника плодом его собственной фантазии, особой формой его своеобразной мечты.

Кисть В. Э. Все меня захватит, вероятно, в другой форме. В творчестве В. Э. Своеобразное построение композиции – исключение линии горизонта из картины – важный прием. Василий Верещагин вспоминал: «Погром усадьбы был назначен на 19 октября 1905 года. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой.

Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной. Для самого В. Э.

К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. Летом 1902 года художник жил в Зубриловке, много работал, писал этюды сада, дома, роз, листвы, травы. За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью «Водоем» был уже написан.

«Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. В. Э. Борисова-Мусатова таким романтическим парком стала Зубриловка – поместье князей Прозоровских-Голицыных недалеко от Саратова. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века.

Борисов-Мусатов и задумал большое полотно «Водоем», самое монументальное из всех своих произведений. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении. Сине-зеленые тона автопортрета впоследствии появлялись и в других произведениях мастера. Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов.

Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли. О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира».

Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна — это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона). Другие, наоборот, стараются скрыть свое «я», никогда не пишут окружающее их, среди персонажей своих картин никогда не показывают своего изображения. Именно свою невесту Елену Владимировну Александрову (девушка, сидящая на берегу в синем платье), а также сестру Елену Борисову-Мусатову (стоящая девушка в розовом платье) художник изобразил на картине. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами.

Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. А в родном Саратове чудом уцелел флигель, в котором Борисов-Мусатов жил еще до отъезда во Францию. Водоем — первое произведение Борисова-Мусатова, которое можно назвать монументально-декоративным панно. Неподвижный теплый воздух одного из летних вечеров, спокойная гладь озера, небо, деревья и тоскующие о чем-то у воды две печальные женщины с грустными глазами. Художник тщательно обдумывает композицию, выстраивая ее по принципу своеобразного эха форм их ритмической повторяемости. Как и всегда, он много и плодотворно работает.

Никто из живых не проникнет в этот заколдованный сад, никто их не расколдует, не развеет печальные грезы и тоску. За ним следовали 12 телег для нагрузки ограбленного добра. была твоим свадебным подарком". Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна – это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона).

Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. И некрасивые, но полные женственной прелести девушки Изумрудного ожерелья так же бессознательно тянутся к солнечным лучам, как поворачиваются к солнцу дубовые листья и белые шары одуванчиков. Художнику позировали его сестра и невеста. Всем было очевидно, что эта работа – особое явление в русской живописи.

Парк и небо опрокинулись в воде и застыли. Хозяева редко приезжали сюда, вот таким образом усадьба и парк постепенно запустевали. Я лег ничком на землю и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим». Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Когда родился Виктор – счастью не было предела.

повергаемого в грубую земную действительность. Стояла тишина. Всё меня захватит, вероятно, в другой форме. Борисов-Мусатов не ставит перед собой задачи написать портрет в пейзаже.

В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Ученичество позади. И я хочу, чтобы слава этой картины. Среди саратовцев он прослыл «чудаком-декадентом» и этим вызывал снисходительные усмешки горожан.

Известность Борисова-Мусатова растет. Центральный образ всего творчества М. Врубеля – Демон (Демон сидящий, Демон летящий, Демон поверженный). В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет.

В этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла, навсегда превратив «Водоем» в классический шедевр русской живописной школы. Необычайно простые по композиционному решению, с ясно ощутимыми ритмами линий и красок, полные прозрачной голубизны и бледного золота осени, эти произведения — прекрасные образцы открытого Борисовым-Мусатовым особого вида пейзажа — декоративного пленэра. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно «Водоем», самое монументальное из всех своих произведений. Изображенные девушки (сестра и невеста художника) объединены общностью настроения, духовным родством.

Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах. Более сотни картин, книги, документы погибли в огне.