Босх Христос

пословицы «Мир – стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет» – метафора человеческой истории на правой створке – ад. Париж), являющей обобщенный образ человеческой глупости, возможно, лежит одноименное сочинение (1494) С. Бранта.

Всё человечество плывёт через море времени на одном общем корабле. Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев). Посмотрите вот на этот образ из Мадрида. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным.

Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества не просто лиц, а морд, наводящих ужас. Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. рядом). Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души.

В Назарет путь Ему был также закрыт. Исследователи по-разному объясняли появление этого изображения. Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Существовал словарь общеизвестных символов, которые широко применяет и Босх. Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица.

Что это – указание на разбойника. В 1488 году такой банкет возглавил Босх, а в 1498–1499 он подарил лебедя для трапезы.

В отличие от других персонажей, которые как раз вполне себе драматично показаны: кричат, поднимают руки, жестикулируют, взмахивают веревкой, смотрят в разные стороны и т. д. Карикатурные черты в облике босховских персонажей обусловлены их моральной низостью, тогда как другие художники заальпийской Европы, ориентировавшиеся на культурные установки Возрождения (Дюрер, Грюневальд) использовали «уродливые мотивы» как повод для размышления о скоротечности красоты, о бренности земных благ перед лицом всеразрушающего Времени. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. А лицо говорит нам об обратном: что нести крест ему, в общем-то, не очень тяжело. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Как передать атмосферу, в которой жил и творил мастер.

  • Несение креста (картина Босха, Гент)
  • «Несение креста», Иероним Босх — описание картины
  • Описание картины «Несение креста»
  • Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
  • Жизненный путь, алтарь Воз сена
  • Земной Рай, композиция Видения загробного мира
  • композиция Видения загробного мира
  • Аллегория чревоугодия и любострастия

Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. В серии картин «Страсти Господни» наиболее известной является «Несение креста» (1515, Музей изящных искусств. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Если в «Увенчании терновым венцом» мы видим лица обычных людей, написанные с большой достоверностью, то здесь их даже сложно назвать карикатурой: заведенные вверх, как у слепцов, зрачки или, наоборот, вытаращенные, воспаленные глазные яблоки кривые, сплющенные или болезненно раздутые носы. Но он также пользуется и живой диаболической и тератологической фантазией своего времени.

линию позднего творчества Б. представляют ренессансные работы, напр. Свой наиболее известный и загадочный триптих «Сад земных наслаждений» Иероним Босх создал в начале 16 столетия. Картин на этот сюжет бесчисленное множество. Мадрид). Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Как и все истинные художники, в конце жизни Иероним Босх становится художником одной темы – темы осмысления происходящего и нравственных исканий. Братство исповедовало «новое благочестие» — не внешнюю формальную религиозность, а внутреннее благочестие, обретаемое на пути духовного паломничества. Есть предположение, что здесь за основу взят образ одного из величайших апостольских мужей Христианской церкви Игнатия Антиохийского (Богоносца).

  • Христос несущий крест — Иероним Босх
  • «Несение креста» Иеронима Босха
  • Притягательность Зла (Босх и другие)
  • Мистический художник Иероним Босх
  • Страстной цикл в русской живописи и три репродукции Босха

Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. Братство исповедовало «новое благочестие» — не внешнюю формальную религиозность, а внутреннее благочестие, обретаемое на пути духовного паломничества. А такая символика выглядела не слишком благочестиво. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.

Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны. «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания. Имя мастера поныне овеяно легендами.

  1. Иероним Босх: возвращение через 500 лет
  2. Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
  3. Франс Поурбюс – Портрет молодой женщины
  4. Питер Брейгель Младший – Крестьянская свадьба
  5. Словари и энциклопедии на Академике
  6. Что не так с этим «Поклонением волхвов»

В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше». Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.

Вторая версия основана на предположении, что в этом произведении Б. мог реализовать программу секты «братьев и сестер Свободного Духа», возникшей в Нидерландах в XIII в., придерживавшейся воззрений древних адамитов. На многих картинах Босха («Сады земных наслаждений», «Eссе Homo», «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и др. ) важную роль играет красный шар, значение которого до сих пор оставалось неясным. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. На ноге странный ботинок с бляхой, которая часто встречалась в изображениях адских монстров.

В карикатурной манере художник множит низкие лбы, толстые губы, крючковатые клювы, перебитые носы, двойные и тройные подбородки. Среди лиц искаженных пороком, обращает на себя внимание благообразное лицо немолодого человека в парчовом халате (только что встал с дивана. ) в глубине композиции, слева от Христа. Картины его стоили очень дорого и великие мира сего очень ими интересовались.

Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова.

  • Какие подарки волхвы принесли младенцу
  • Как выглядит хижина, в которой родился Иисус
  • Что происходит на дальнем плане

Б. показал мир, населенный существами, олицетворяющими человеческие пороки. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Некоторые исследователи считают, что это автопортрет Иеронима Босха. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии».

Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Онибыли окрашены уже после смерти художника. Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности. Картина написана на дереве, ее формат приближен к квадрату. Др.

Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался. Молчаливый свидетель, не кричащий, не таращащий глаза, в отличие от лица справа. Но имя Босха стало известно в основном благодаря тому, что в его работах появились совершенно новые, невиданные персонажи.

Несение креста (картина 
Босха, Гент)

При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Ад Босха – это фантасмагоричные персонажи, (напомню, что фантасмагория – причудливая картина, рисующаяся человеку в его болезненно-расстроенном воображении. ), чаще отвратительные: головоногие монстры в шляпах и сапогах, рыбы с ногами, пожирающие деревья, какието ужасные утконосы. Мы же обратимся лишь к двум из них. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.

Но не таковы должны быть дети Его Царства. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу. Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. Так, если старик, стоящий в дверях ветхой хижины, – это Антихрист, то восточные армии, собирающиеся под Иерусалимом, действительно могут символизировать не свиту волхвов, а Гога с Магогом. О жизни художника нам известно мало.

Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей. в ушах и т. д. ) максимально экзотичен. Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. Кто готов к этому.

Иероним Босх – псевдоним. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы.

Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония. Людям останется великое религиозно-нравственное учение Христа и лик их Спасителя, отпечатавшийся на плате Вероники (этот образ на Руси издревле называли «Спасом нерукотворным»). Отсюда берет начало меланхолическая тема «суеты сует» — философического сюжета Vanitas. Начнём с фрески Джотто «Несение креста».

Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). «Несение креста» одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства. Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии). Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха.

Очевидно их было крайне мало. Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба. Тесная связь Босха с духовной жизнью этих организаций – веский аргумент против тех, кто считает его адептом еретических сект, например адамитов, которых в Хертогенбосе тоже было немало. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. С 1395 года его дед уже был там художником, а также и его отец Антоний и два его дяди.

Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано.

Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению. К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года. Вернемся к картине в целом. И не исключено, что в ней учился Иероним Босх. Осенью Иисус идет в Иерусалим на праздник Кущей, но не явно, а как бы тайно. Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба.

Истинно истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34).

Городок Хертогенбос в XV веке был одним из важных культурных центров Брабанта. Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы. движения devotio moderna (новое благочестие), что объясняет критическое отношение к офиц.

Истинно истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). В Евангелиях имеется даже несколько указаний на то, что люди хотели сделать Его царем. Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. В разных вариантах повторят художники мученический путь Христа на Голгофу.

Этим объяснялась холодность Иисуса к шумным проявлениям народного восторга. На два века о Босхе забыли. Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают.

Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Среди символических «ключей» существовали «обычные», простые в употреблении ибо они принадлежали языку, доступному почти всем или по крайней мере тем, кто понимал значение традиционных образов. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Он принадлежал к братству прихода церкви св.

Картина проникнута духом умиротворения, лишь небольшое изображение горящего корабля напоминает о грядущем Апокалипсисе. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Он принадлежал к братству прихода церкви св. В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. Одной из главных сфер деятельности «Братства общей жизни» было воспитание детей и школа в Хертогенбосе находилась под их строгим контролем.

Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. мастера.

Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь). К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей. Лишь на мгновение встречаются взгляды родных людей, но мы успеваем заметить прощальное выражение лица измученной страданиями матери и печальный взор идущего навстречу своей смерти, обернувшегося назад Иисуса.

На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Согласно др. Точная дата рождения Босха неизвестна. Изображение ада у Б. во многом совпадает с описанием его в кн. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что ни при жизни, ни после смерти Босх не считался еретиком.

Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря». Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Там мы видим фигуру благоразумного разбойника. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары.

В центре богословской программы работы «Семь смертных грехов» (ок. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Вернее, что мучители – это преступники. В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных.

Сцены иллюстрирующие человеческие пороки, отличает характерный для художника Сев. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа.

В триптихе «Воз сена» (1505-1507, Музей Прадо. Но никаких других персонажей здесь нет. А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже.

Одно из наиболее загадочных произведений Б. - триптих «Сад земных наслаждений» (1505-1510, Музей Прадо. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). В это время Босх пишет большие триптихи — «Воз сена» (Прадо), «Искушение святого Антония» (Лиссабон), «Сад земных наслаждений» (Прадо). Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. Это очень важная для нас диагональ. Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря».

Подробнее: Цвета картины имеют скрытый смысл. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Положительный настрой, который несет образ донатора, поддержан полным благодати и гармонии пейзажем. Вскоре свершится то, что было предопределено. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам.

На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб. Колорит картины, построенный на преобладании ржаво-красных тонов, воссоздает атмосферу жажды крови, обуревающую всех присутствующих. В противоположность грешным, злобным и безнравственным существам предыдущих работ здесь представлен образ одухотворенного человека, полного телесного и душевного совершенства. Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека.

В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние». По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. в боковом пределе) братства. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.

Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. Но штанина не выглядит разорванной. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.

Во-первых, он убирает пейзаж. Босх тут философ и ученый, предмет изучения которого – человеческая душа. Сен-Жермен-ан-Ле «Удаление камня глупости», 1485-1488, Музей Прадо.

Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины. В основе работы «Корабль дураков» (1490-1495, Лувр. Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества не просто лиц, а морд, наводящих ужас.

Удод рядится в прекрасные перья, но питается испражнениями – он более греховен, нежели сам дьявол. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Кольцо быстро сжималось.

В этой школе провел три года юный Эразм Роттердамский, будущий великий гуманист. Зло по-прежнему выражается через привычные символы, но оно все чаще оказывается присущим непосредственно человеку. Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок.

Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.

Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. Воин справа внизу уже тянется к хитону Христа и разрывает его. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Мадрид) на внешней стороне створок изображен бродяга, отбивающийся от злой собаки (возможно иллюстрация притчи о блудном сыне), на левой внутренней створке – рай (Сотворение прародителей, Первородный грех, Изгнание из рая), в центре – иллюстрация фламанд.

На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. 1480-1490, Музей Прадо. И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. ИНФОРМАЦИЯ«Босх.

Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания.

Что еще может косвенно показать, что мы на верном пути, что мы правильно рассуждали. Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал.

В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Его полуобнаженное тело все в крови. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров».

Тем самым как бы еще больше подчеркивается, что лицо Христа находится в центре изображения, а все остальные персонажи, лица их, располагаются вокруг него. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». Жизнь его протекала внешне спокойно. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Христос исключительно спокоен, можно сказать, что его лицо даже задумчиво.

Здесь у Босха мы видим на самом деле, что вполне последовательно проведен тот же самый прием: Христос и то «малое стадо», которое с ним, те люди, которые в этой толпе его поддерживают, хотя поддерживают тайно, они Босхом как бы помечены, обозначены как люди, отвернувшиеся от происходящего. 1505, Берлин, Государственные музеи). Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы».

Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Какое точно из них написано раньше и какое позже искусствоведы сказать затрудняются, но если мы вглядимся в саму работу, то увидим, что именно здесь, в гентском «Несении креста», Босх как будто приходит, постепенно его нащупывая, к некоему новому, другому решению этой сцены. К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.

Творчество Босха делят на три периода. У одного из стражников на щите изображена жаба, символ сатанинского воинства. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. И его внешняя физическая слепота стала как бы знаком его внутреннего прозрения. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. папы Георгия, к-рому явился Христос, окруженный орудиями Страстей. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают.

Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам. (Ин 8:31—32). В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Отсюда берет начало меланхолическая тема «суеты сует» — философического сюжета Vanitas. Снаружи на нем изображены два воина и человек, преподносящий дар государю, восседающему на престоле.

Средний период — 1490–1505 годы. 1330–1350 – такова приблизительная датировка этой иконы. – вовсе не фамилия, а название его родного города: Хертогенбос (по-голландски: Герцогский лес), сокращенно Босх (Лес). Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа.

Изображение Христа, отпечатанный лик Христа на плате Вероники смотрит на нас. музей старинного искусства. И Босха и Эразма вполне можно назвать «еретиками», если понимать под этим словом философа, стремящегося дать свое прочтение множеству христианских истин, создающего свою многогранную символику. Поскольку это изображение, по сути, является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы.

Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. В разных вариантах повторят художники мученический путь Христа на Голгофу. Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами. Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – это символы ада и смерти. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар.

Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Ранний период — 1475–1490 годы. Жизнь его протекала внешне спокойно. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Исследователи по-разному объясняли появление этого изображения. Т. о. идея триптиха – жертва Христа искупающая человеческие грехи.

Возможно, это опять же кто-то из тайных учеников Христа, может быть, Иосиф Аримафейский. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. Мы этого точно не знаем.

В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. Это не абстрактные символы, а живые твари, наделенные убедительной реальностью. В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Здесь сказали свое веское слово и психиатры.

Многие детали, как и в лондонском «Увенчании», остаются неразгаданными, например, монограмма на рожке или трубе (справа вверху) или золотой знак на груди человека справа изображающий двуглавого орла. «Слепец» и «хромец» – сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога. Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога (фильм Кавказская пленница – там была такая чародейская рука) – как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено.

В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем – раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся). Кажется несомненной точная передача портретного сходства с моделью. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста». Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.

Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Автор спрашивает: Куда плывет такой корабль.

Он изображен в драной одежде, с одним открытым коленом и в одном башмаке. Герой рассказа «Недермюнстерская мадонна», принадлежащего перу крупнейшего нидерландского писателя XX века Хюберта Лампо, наблюдает фантасмагорическую картину празднования начала поста в небольшом современном городке: «Участники карнавала вырядились в самые фантастические костюмы. При традиц. Юный Иоанн, нежный профиль которого рисуется на фоне горы, словно весь превращен в слух, стараясь точно записать слова Откровения, диктуемые ему ангелом.

Его уже не допускали, как прежде, свободно проповедовать в синагогах. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.

Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. Этим объяснялась холодность Иисуса к шумным проявлениям народного восторга. т. зр., при чтении композиции справа налево получается, что человечество переходит от адского состояния к райскому блаженству через культ наслаждения – ars amandi (искусство любви). Уточняю ряд символов: шар, стрела, жезл, орел.

Она находится в Мадриде в Королевском дворце. Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. В 1478 году Босх женился на богатой патрицианке Алейд ван Мерверме из семьи городской аристократии.

Правый верхний угол: широко раскрытый, как буква «о», рот что-то кричащего человека, который сверкает из-под бровей глазами. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Меня зовут Лубберт Дас». Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятие с донатором». Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. Одна из ранних работ художника — «Семь смертных грехов» находилась в опочивальне короля.

Берлин-Далем). Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». Но не таковы должны быть дети Его Царства.

В 1488 году такой банкет возглавил Босх, а в 1498–1499 он подарил лебедя для трапезы. Но почему они принесли именно такие подарки. В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма. На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм. Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. Кто готов к этому.

Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде). Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии».

Но если Христу он был надет прямо на голову как орудие пытки, то у Антихриста колючие ветви безопасно обернуты вокруг тюрбана. Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей. А вот и нераскаявшийся разбойник в нижнем левом углу картины. Триптих «Поклонение волхвов» (ок. (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может».

В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.

Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу.

Кто готов к этому. Искусствовед увидел там одну неоконченную картину Босха. Антония. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.

В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста.

В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая – либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо, что еще более вероятно, «Положение во гроб». Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. Медленно движется печальная процессия.

Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Люди, напоминающие сову, ленивы и праздны избегают дневного света, так как они не хотят знать, понимать и любить сущее. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи.

Это монстры, кровожадные и греховные. Очевидно, Б. был адептом религ. И для святого волхва, видимо, казался неуместен.

Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже.

Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. То же настроение характерно и для последнего из сохранившихся триптихов – «Поклонение волхвов» (1510, Музей Прадо. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). ИНФОРМАЦИЯ«Босх.

Иисус Христос изображен спящим, так что все окружающее кажется кошмарным сном. Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур предаются странным играм и любовным утехам. Лицо Христа по-прежнему в центре. Распни Его. », «Отпусти нам Ва-равву. ». Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл.

Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Мирское зло исходит из самой порочности человеческой природы. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис».

В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи. Плоды вишни, лютня и винный кувшин – распутство и потеря самообладания от алкоголя. Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». На панели, созданной неизвестным мастером в стиле Босха в 1515 – 1535 годах, вся правая створка занята иноверным отрядом под светлым флагом с желтым полумесяцем. Мать его была дочерью портного.

Странные персонажи окружили справа внизу «злого» разбойника с веревкой на шее и садистически издеваются над обреченным. Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. Мадрид). Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. Было ясно, что чья-то рука направляет против Него людей.

Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Этим Босх напоминает другого великого гуманиста своего времени — Эразма Роттердамского, одновременно создававшего христианский трактат «Оружие христианского воина» и сатирические диалоги «Дружеские разговоры», в которых досталось всем ханжам, лицемерам и обманщикам от религии. И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем – раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся).

ин-т. Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд. Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св.

Ему можно придать эротический смысл, уподобив красной вишне, но можно увидеть в нем и карбункул «камень красный». Мы едим, пьём, обманываем играем в глупые игры. Христос окружен врагами. У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога (фильм Кавказская пленница – там была такая чародейская рука) – как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено.

Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Иисус был вынужден навсегда покинуть Капернаум. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Мы видим фигуру Христа, несущего крест. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан.

Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Сын Божий, «кроткий агнец» испытывает не только физические страдания, но и муки душевные – от лицезрения человеческого несовершенства. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.

Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. «Видение Тундала» (Visio Tundali. Эта графическая построенность, несомненно, является отголоском великой традиции Рогира.

Что сохранилось от нее в городе. Подробнее: Центральная тема Корабля дураков проходит через все творчество художника. 19:19.

Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Сын Божий, «кроткий агнец» испытывает не только физические страдания, но и муки душевные – от лицезрения человеческого несовершенства. Тема расплаты за грехи, столь частая в работах Босха – как нельзя лучше пришлась ко двору в этих странах (Испания – подлинный центр европейской инквизиции). Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне».

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы.

Без сомнения, как уверены специалисты, двусторонняя доска, на лицевой стороне которой изображен ребенок с ходунками, а на оборотной – «Несение креста», была левой створкой несохранившегося триптиха. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне».

В верхней части помещены сцены мучений Спасителя. Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии. И недаром библиотекарь Эскориала Хосе де Сигуэнца (XVII в. ) считал Босха единственным художником изобразившим человека изнутри, а великий испанский писатель Лопе де Вега называл «великолепнейшим и неподражаемым художником», чьи работы — «основы морализирующей философии».

Вот и Босх населял свои картины такими животными. А Христос оборачивается назад и сзади, мы видим, слева стоит Богоматерь и другие женщины, возможно, будущие жены-мироносицы, дщери иерусалимские и это как раз тот самый эпизод, когда Христос, обращаясь к дщерям иерусалимским, говорит, что «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Картин на этот сюжет бесчисленное множество. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Справа, в верхнем углу, «добрый» разбойник с серым бескровным лицом слушает последние наставления монаха перед смертью. И Босха и Эразма вполне можно назвать «еретиками», если понимать под этим словом философа, стремящегося дать свое прочтение множеству христианских истин, создающего свою многогранную символику.

На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. Чело его обращено вверх. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе.

Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты.

Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.

И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность «Молот ведьм». Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. В Евангелиях имеется даже несколько указаний на то, что люди хотели сделать Его царем. Что это – указание на разбойника. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Если для «больших триптихов» характерны черты «пламенеющей готики», то в этой работе нет легкости и вытянутости пропорций, высокого горизонта, отсутствует пейзажный фон.

Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. знание и зрение здесь как бы находятся в таком зеркальном противопоставлении. Некоторые исследователи считают, что это автопортрет Иеронима Босха. Кто готов к этому. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма.

Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в его картине «Семь смертных грехах». Красный цвет представляет страсть.

Известно, что среди тех, кто первым оценил его гений, был испанский король Филипп II. Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие.

Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова. Герой рассказа «Недермюнстерская мадонна», принадлежащего перу крупнейшего нидерландского писателя XX века Хюберта Лампо, наблюдает фантасмагорическую картину празднования начала поста в небольшом современном городке: «Участники карнавала вырядились в самые фантастические костюмы.

В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (1505, Картинная галерея. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Он гадок и отвратителен.

Среди произведений мастеров антверпенской школы конца XVI и первой трети XVII века необходимо отметить великолепную копию с картины Питера Брейгеля Мужицкого «Крестьянская свадьба», выполненную его сыном Питером Брейгелем Младшим (1564—1638). По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая – либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо, что еще более вероятно, «Положение во гроб». В триптихе «Искушение св. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. Этим Босх напоминает другого великого гуманиста своего времени — Эразма Роттердамского, одновременно создававшего христианский трактат «Оружие христианского воина» и сатирические диалоги «Дружеские разговоры», в которых досталось всем ханжам, лицемерам и обманщикам от религии.

Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). Мадрид). Ему противостоят мощные силы зла. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Еще в 70-е годы XIV века в доме городского священника Герта Грота, ученика знаменитого мистика Яна ван Рейсбрука, была создана новая религиозная община «Братство общей жизни». И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера.

Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. К мотиву спасения полного зла мира через самопожертвование Христа художник обращался постоянно.

«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Например, пожар. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св.

Перед нами вполне такое традиционное, множество раз (с различными вариациями) множеством художников средневековых повторявшееся изображение, которое использовалось либо как часть алтарного изображения, допустим, одна из створок алтаря, либо как центральная часть алтаря. Имя мастера поныне овеяно легендами. Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. Для него характерны небольшие жанровые работы: «Семь смертных грехов» (Прадо), «Брак в Кане» (музей Бойманс, Роттердам), «Извлечение камня глупости» (Прадо), «Фокусник» (Сен-Жермен-ан-Лэ), «Корабль дураков» (Лувр). Кажется несомненной точная передача портретного сходства с моделью.

На ногах Христа не терновые сандалии, а дощечки с выступающими гвоздями, которые использовали как орудие пытки. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Многие детали, как и в лондонском «Увенчании», остаются неразгаданными, например, монограмма на рожке или трубе (справа вверху) или золотой знак на груди человека справа изображающий двуглавого орла. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе.

Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Гент). Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. В год вступления Босха братство насчитывало 353 члена, что свидетельствует о его величине. Символы меняют значение в зависимости от контекста. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены.

Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка. Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. Босх пошел еще дальше.

Христос ждал от каждого духовного и нравственного подвига. В закрытом виде триптих представляет гризайльное изображение мессы св. Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления. Вокруг него кричат, таращат глаза, а он молчит и закрыл глаза. Вскоре свершится то, что было предопределено. Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии.

Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов.

Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. Это точно не чернокожий волхв, а скорее какой-то самостоятельный – и, видимо, демонический – персонаж.

Работы Б. в поздний период творчества (1510-1516) проникнуты чувством глубокого гуманизма и психологизма. Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон). Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Желая показать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстративно умыл руки: «Не виновен я в крови Праведника».

Антония» (1500-1505, Нац. При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). И недаром библиотекарь Эскориала Хосе де Сигуэнца (XVII в. ) считал Босха единственным художником изобразившим человека изнутри, а великий испанский писатель Лопе де Вега называл «великолепнейшим и неподражаемым художником», чьи работы — «основы морализирующей философии». Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц.

Существовал словарь общеизвестных символов, которые широко применяет и Босх. Например, персонажи картины едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах. Иисус был вынужден навсегда покинуть Капернаум. Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в его картине «Семь смертных грехах». От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц.

В нидерландской коллекции гентского музея интересно представлены портреты XV века, среди которых особо обращает на себя внимание «Портрет молодой женщины» Франса Поурбюса (1545—1581), датируемый 1581 годом и написанный художником незадолго до смерти. То появляются «гибриды» животных и деревьев, какие то огромные уши, проткнутые стрелой, кувшин на лошадиных ногах и горлышком в виде ануса» Веселенькая» компания. 20:8. Франкфурт-на-Майне) и жанровые картины морально-дидактического характера («Шарлатан», 1480-1485, Городской музей.

Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу. Cв. Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. Привлекают внимание и почти реальные, словно живые образы строителей собора и фантастических существ, не уступающих им в «натуральности», на верхней части аркбутанов. Филадельфия «Христос перед народом», 1480-1482, Штеделевский худож. Хотя отдельные изображения известны уже в XII – XIII веках, они становятся вездесущи лишь в позднее Средневековье и в эпоху Возрождения.

Писал Иероним Босх картины даже для венценосных особ – французских и испанских королей. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены.

Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». А вот и нераскаявшийся разбойник в нижнем левом углу картины. Время, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».

По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Творчество Босха загадочно. Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты.

Еще более подозрительно выглядит вышивка на красном одеянии чернокожего слуги – там Босх изобразил раненых и пожирающих друг друга монстров, похожих на рыб. На этом мадридском изображении уже очень ясно он поддерживает крест. Подобно алхимикам своего времени, Босх ищет такую форму художественного произведения, при контакте с которой грешник очищался бы душой, пусть даже процесс этот и проходит болезненно. «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Обе интерпретации не противоречат друг другу.

Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. В ней часто видят указание на проказу, сифилис, который как раз в 1490-х годах был занесен в Европу из Нового Света или другие кожные болезни. 16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр. Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим. Безжалостно сдавленный и подталкиваемый толпой идёт Иисус.

Фигура святого показана на фоне пейзажа – одного из лучших в творчестве мастера. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Многие из образов «путешествуют» из работы в работу.

Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь). Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени.

Но больше всего Поурбюс стремится передать трепет жизни лица, теплоту щек, влажность глаз, мягкость нежной кожи, просвечивающее сквозь прозрачную ткань розовое ушко и в этом упоении чувственной красотой живого существа художник предугадывает один из мощных лейтмотивов будущего творчества Рубенса. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. К раннему периоду (1475-1500) относятся произведения на евангельские сюжеты («Поклонение волхвов», 1480-1485, Художественный музей. Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем.

В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. Спорна центральная часть. Ниже справа – благочестивый разбойник, он исступленно исповедуется в грехах. Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины. Но явных указаний на это у нас здесь нет. не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь). Мастерство Босха было оценено современниками, от отсутствия заказов он не бедствовал.

Все это мы найдем и у Босха. Первая из них по внешним признакам — жанровая. Б. изобразил 7 клейм иллюстрирующих каждый из смертных грехов, по сторонам – медальоны («Смерть», «Второе пришествие Христа», «Рай» и «Ад»), в центре – образ Христа-страстотерпца. И каждый день, приходя утром в мастерскую, обнаруживал вновь написанные фрагменты, которых накануне не было. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.

Карикатурные черты в облике босховских персонажей обусловлены их моральной низостью, тогда как другие художники заальпийской Европы, ориентировавшиеся на культурные установки Возрождения (Дюрер, Грюневальд) использовали «уродливые мотивы» как повод для размышления о скоротечности красоты, о бренности земных благ перед лицом всеразрушающего Времени. То, что он изображен как современный европейский город, никого опять же не смущает. Первая из них по внешним признакам — жанровая. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней – ад реален. Очень интересно, что такую же фигуру мы видим и на венской работе Босха.

Известно, что среди тех, кто первым оценил его гений, был испанский король Филипп II. В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. На раннем полотне Босха «Фокусник» (1478) в группе зрителей изображены двое, чьи черты резко отличаются от остальных своей портретностью. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий.

Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии). Его уродливое лицо искажено радостной злобой. Его фантастический силуэт виден на многих картинах Босха.

Позже, однако их репутация была восстановлена. Причем по своему качеству они ничем не отличались от первоначальной живописи. Триптих «Поклонение волхвов» (ок. Мадрид) – идея Всевидящего Ока, к-рая подчеркнута композиционно (форма тондо) и надписью: «Берегись, берегись, Бог видит». И так далее. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи» : смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Ярче иносказательность проявилась в работах зрелого периода (1500-1510).

Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. Позади него обеими руками поддерживает крест Симон Киринеянин. 13:2 – 24. Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна.

Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Это время может ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и индивидуально, как независимое от календаря со-бытие.

При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.

Земляника – знак праведности и трудолюбия. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин.

Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи.

Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу. Картины Босха полны символизма.

Порой там появляются здания, похожие на реальный храм Гроба Господня или строения, с круглыми куполами и другими неготическими элементами, напоминающими о мусульманской архитектуре Востока. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. 2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. Никто из великих художников, близких по времени творчества (Дюрер, Микеланджело, Рафаэль) и близко не стоял к Босху по мрачному, мизантропическому восприятию человека.

Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Он изображен в драной одежде, с одним открытым коленом и в одном башмаке. Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое». В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей.

На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста». И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. Осужденный был передан в руки солдат.

«Несение креста» – Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья». Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Здесь надо сказать, что в католической церкви существует достаточно подробно разработанный канон изображения крестного пути Христа или по-другому этот сюжет называется «шествие на Голгофу» или по-другому еще называется «несение креста».

И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. Это было последнее произведение Босха. В противоположной стороне милосердная Вероника отвернулась, закрыв глаза, чтобы не видеть этого устрашающего зрелища монстров. Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. – Тело Христово.

Его лик чудесным образом запечатлелся на платке.