Босх Картины Смотреть

Виртуальная прогулка по картине Иеронима Босха

Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Создания Дали повинуются метаморфическому закону, который всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. По сторонам этой большой композиции – изображения смерти, страшного суда, рая и ада.

Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха6. Не даром соотечественники Босха считали своего монарха, представителя рода Габсбургов, порождением зла. В первую очередь мексиканца дель Торо роднит с Босхом страсть к многофигурным композициям. «Пляска смерти» (Danse Macabre) – изображение жуткого танца мертвых и живых становится одним из самых популярных сюжетов в искусстве Западной Европы.

И, конечно, Венская академия недала другой знаменитый босховский триптих— «Страшный суд», главную иединственную жемчужину своей коллекции. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок.

«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.

«Ад, Иероним Босх» 
— описание картины

«Ад, Иероним Босх» — описание картины

На всех трех створках раскрытого алтаря изображены демоны, выпущенные на волю. А вот клип Until it Sleeps, который Байер снял для группы Metallica, — это очевидный оммаж Босху: за пять минут Байер умудрился процитировать «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и приписываемую Босху работу «Се человек». В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Видения гения»— привезли 20изсохранившихся 25его живописных досок.

Иврезультате спесивые испанцы недали первую ивторую картины навыставку вГолландию. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Конечно, Прадо недал «Сад земных наслаждений»— нонаэто никто инерассчитывал: оннепокидал территорию Испании с1568 года инепокидал стен Прадо никогда. Его техника называется алла прима. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.

И все же лучше судить о Босхе по его работам. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Наего родине, вХертогенбосе, где онипрожил все примерно 65лет своей жизни, расставили фигурки его монстров, устроили масштабную анимацию «Лодочная прогулка нанебеса ивад» вместной системе каналов, сделали проекцию его картин нацентральной рыночной площади, создали 3D-модели его персонажей ипосвятили Босху здешний знаменитый карнавал. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.

Кто-то идет по следам мастера, даже не подозревая об этом. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство. Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть. Помимо общего восторга иэнтузиазма, тыпонимаешь, что его странная, необъяснимая, непонятно откуда взявшаяся фантазия (наэтот счет даже поитогам всей колоссальной работы, тут проделанной, уученых так инет ответа) создает своего рода кокон вокруг— примерно как тапрозрачная сфера или тараковина мидии, вкоторой оказываются персонажи в«Саде земных наслаждений».

Есть подозрение, что он просто решил добрать за счет Босха солидности. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Ималенький бонус вследующем зале— гравюра Дюрера «Святой Иероним впустыне». «Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — сказал однажды о фильме «Синий бархат» один из звукорежиссеров Дэвида Линча. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Кто-то заимствует у него «букву».

триптих, сад земных 
наслаждений, Иероним 
Босх обои (фото,

триптих, сад земных наслаждений, Иероним Босх обои (фото, картинки)

Будущее рода людского на картинах фламандского мастера довольно безрадостно и печально. Едва ли вы перепутаете кадр Линча с фрагментом какого-нибудь триптиха Босха.

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Инебудут следующие минимум сто лет, атоивообще больше никогда невстретятся. Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена».

То, что директору маленького провинциального музея Северного Брабанта Шарлю деМоою удалось получить эти 20работ измировых мегамузеев, стало возможно благодаря «Проекту поисследованию исохранению работ Босха», который девять лет изучал практически все сохранившиеся картины Босха (кроме двух досок изПрадо иодной изВенской академии), атакже наденьги фонда Гетти проводил реставрацию иконсервацию досок, — только потому многие изних истало возможно перемещать. Словом, Дэвид Линч — верный последователь Иеронима.

Например, самым первым номером тут висит доска Босха, верхняя часть которой— это «Корабль дураков» изЛувра, анижняя— «Обжорство и вожделение» изгалереи Йельского университета. Его адиприлегающие области населены фантастическими тварями, монстрами, гибридами людей иживотных (реальных ивымышленных), растений исамых разнообразных предметов.

На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Известно, что его настоящее имя Иеронимус Ван Акен, псевдоним «Босх» взят из названия Гертогенбос – родного города художника, одного из крупнейших центров Брабантского герцогства. Нуиопять: тут впервые выставлен отличной сохранности большой рисунок Босха изчастного собрания— «Адский ландшафт» (повторяющий мотивы самой знаменитой вмире сцены ваду из«Сада земных наслаждений»), недавно атрибутированный. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Человечество попадает в капканы грехопадений, расставленные им самим на пути к райскому блаженству – невозможно не вспомнить «Сад земных наслаждений».

Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Писал Иероним Босх картины даже для венценосных особ – французских и испанских королей. Кроме того, это что-то вроде культурной индульгенции фанатам эпопеи. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

Почему нужно непременно 
доехать до Хертогенбоса 
и посмотреть выставку

Почему нужно непременно доехать до Хертогенбоса и посмотреть выставку Иеронима Босха на его родине

Теперь никто не упрекнет их в инфантильности и легкомыслии. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Вэтом году исполняется 500 лет содня смерти Босха (день игод его рождения точно неизвестны). Вот таким образом, может сложиться так, что его творчество утратит актуальность нескоро, будет жить ещё очень долго и после нас. Кто же был прав.

Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. 5 По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, приверженцы которого назывались также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Иесли художественный музей Нельсона-Аткинса изКанзас-Сити просто счастлив, что его фрагмент «Искушение святого Антония», проходивший как «работа неизвестного последователя Босха», оказался самим Босхом имузей Грунинге вБрюгге рад, что подтвержден статус их«Страшного суда», томузей Прадо был глубоко оскорблен понижением трех его картин— «Извлечение камня глупости», «Искушение святого Антония» (еще одно) и«Семь смертных грехов» —достатуса «мастерской». Создавая культ планетарного масштаба, стоит обзавестись респектабельными источниками вдохновения — в самом деле, не говорить же Лукасу, что на создание «Звездных войн» его вдохновило «Маппет-шоу». Иэта буквальная реализация известного штампа о«силе воображения художника»— абсолютно особыйи, возможно, самый поразительный опыт, который дает эта удивительная вовсех отношениях выставка.

  1. Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
  2. Жизненный путь, алтарь Воз сена
  3. Земной Рай, композиция Видения загробного мира
  4. композиция Видения загробного мира
  5. Аллегория чревоугодия и любострастия
  6. 10 кинорежиссёров, которые продолжили дело Иеронима Босха

Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.

Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Босх – был личностью весьма интересной.

  • Картины, Иероним Босх – Картинка 78046
  • 15 малоизвестных фактов о самом загадочном триптихе Иеронима Босха
  • Картины Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему
  • Графика – рисунки Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему

Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. На левой створке святой Антоний противостоит натиску дьяволицы, пытающейся соблазнить его. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.

Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Лишь семь творений Босха подписаны. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.

  1. Все Картины Иеронима Босха по алфавиту
  2. Мистический художник Иероним Босх
  3. Картина Концерт в яйце Иеронима Босха 1475-1480 года
  4. Картина Распятие с донатором Иеронима Босха 1480-1485 года
  5. Картина Семь смертных грехов и Четыре последние вещи Патмос Иеронима Босха 1485 года
  6. Картина Аллегория чревоугодия и похоти Иеронима Босха 1490-1500 года
  7. Картина Коронование терновым венцом Иеронима Босха 1495-1500 года

Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Удерживаясь отжелания еще раз употребить слова «уникальный» и«феноменальный», язакончу одним чисто эмоциональным впечатлением.

Да и о том, что совы — не то, чем кажутся, Босх знал за 500 лет до сериала «Твин Пикс». Даже персональная выставка его фоторабот (по большей части состоявшая из обнаженной женской натуры) называлась «Диптихи и триптихи». Что ж, Босх, конечно, знал толк в гигантских жабах. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.

  • Картина Положение во гроб Иеронима Босха 1507 года
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • ИЕРОНИМ БОСХ – Самый загадочный художник Возрождения: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Но что все до души. Основные темы босховских картин (часто также употребляются такие термины, как «Видения Босха» и «Босховский ужас») — борьба с святых отшельников с дьявольским искушением, ад, рай, чистилище, а также визуализация нидерландского фольклора — пословиц, поговорок и легенд. У Терри Гиллиама (режиссера «12 обезьян», «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», участника знаменитой комик-группы «Монти Пайтон») много общего с Иеронимом Босхом. Он является напоминанием о бренности мирской жизни, о неминуемой расплате и страшном суде.

Босх, проживший всю свою жизнь вСеверном Брабанте (который при его рождении был Бургундией, акмоменту смерти стал уже Нидерландами), вгороде Хертогенбосе, происходивший изнемецкой семьи ван Акен ивзявший себе псевдоним вчесть родного города, был обычным бюргером. Свой наиболее известный и загадочный триптих «Сад земных наслаждений» Иероним Босх создал в начале 16 столетия. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.

  • Привидения и адские чудовища загадочного живописца Иеронима Босха
  • Самое интересное в виде мозаики

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Как иеще множество других досок совсего света— «Поклонение волхвов» из Метрополитен-музея, «Смерть искупец» изВашингтонской национальной галереи, «Святой Иоанн наПатмосе» изБерлина, «Святой Иоанн Креститель» измадридского музея Ласаро Гальдиано и«Святой Христофор» изРоттердама. Французский постановщик Кристоф Ган, главным образом известный, благодаря экранизации культовой компьютерной игры «Сайлент Хилл», сумел воссоздать на большом экране натурально босховский ад. Это было последнее произведение Босха. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.

(внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». То, как онвидел ад, — это было чем-то абсолютно экстраординарным.

Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков2. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов. Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения.

Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Колдуны, алхимия, рептилоиды, звероподобные фрики, мертвое дерево, тьма. Эти знания истали тем, что получили музеи взамен.

Взятие Иисуса под 
стражу и Несение 
креста

Джорджа Лукаса трудно заподозрить в любви к средневековой живописи. Меня зовут Лубберт Дас». В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой – пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной – нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно, прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином.

В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт. «Артхив» вспомнил 10 режиссеров, в чьих фильмах Босх присутствует как минимум на правах музы. По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни. Иероним Босх – великий нидерландский художник.

Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. В числе картин коллекции находится и гениальный триптих художника – «Сад Наслаждений» (1510). Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.

Все грехи художник трактует как жанровые сценки. Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п. По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники. ) и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М». Впрочем, не будем забывать о том, что Лукас был в первую очередь ловким промоутером. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.

Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы.

Биография самого Иеронима Босха – сплошная загадка для исследователей. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Обе картины уже давно рассматриваются как архетипы творчества Иеронима Босха, который прославился уникальной манерой «визуализации» потусторонних обитателей (ангелов, святых, дьявольских монстров) и ужасов, основанных на библейских источниках. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.

Картина «Семь смертных грехов» для европейского искусства XV века является одним из первых примеров жанровой живописи, вот таким образом Босха считали основоположником этого жанра. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия). Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.

Его фильмы, как и полотна Босха, слегка страдают от перенаселения. Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта). Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.

Картина «Несение креста» в настоящее время принадлежит «Музею изящных искусств» в бельгийском городе Генте, а «Семь смертных грехов» – «Национальному музею Прадо» в Мадриде. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).

Когда ходишь потемным залам сидеально подсвеченными живописными работами (тут действительно современная подсветка иочень современные, почти небликующие стекла), вкакой-то момент начинаешь чувствовать, как количество босховских монстров переходит вкачество зрительских эмоций. Кто-то — дух. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Директор «Музея изящных искусств» в Генте считает, что если «Несение креста» не принадлежит кисти Босха, то её написал гений, ещё более великий, чем Босх.

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Довольны ими, впрочем, остались невсе. Инаэту выставку— «Босх.

Ишанс увидеть ихвоссоединение абсолютно уникален. Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.

История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Босх — давняя обсессия Терри Гиллиама.

Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.

Нозато Прадо дал третий его самый знаменитый триптих, «Стог сена» изБрюгге привезли другой «Страшный суд», аизвенецианского палаццо Гримани— полиптих «Видения потустороннего мира» («Блаженные ипроклятые»). Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами.

Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Вкаждом зале на стены проецируется ролик, в котором нетолько увеличиваются детали картин до максимального разрешения, ноипоказывается, как накладываются сохранившиеся рисунки инаброски Босха нафигуры игруппы сживописных досок, как записанные фигуры (иувиденные наспециальной аппаратуре при исследовании) повторяются внабросках ит. Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча. Самая полная коллекция «кошмаров» нидерландского художника хранится в Музее Прадо.

Это увлечение длилось несколько десятилетий. Этот триптих – одна из лучших работ зрелого Босха. По некоторым данным Босх скончался в возрасте 65 лет (ок. Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха.

Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству.