Босх Сад Земных Наслаждений
Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии. Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Кстати, оценить реальные размеры триптиха Босха «Сад земных наслаждений» можно на фотографии, сделанной в музее Прадо в Испании, где он в настоящее время висит на стене.
Сайт «Сад земных наслаждений» – только часть более крупного проекта. Сюда также входятдокументальные фильмы «Иероним Босх, тронутый дьяволом и «Босх, глаза совы». Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений».
Сад земных наслаждений (триптих Босха)
Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов, трудно поверить, что они были настолько заводными и изобретательными. Амелия мечтает пойти по их стопам.
По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. – М. : Белый город, 2007, стр. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло.
Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. По мнению Френгера, элитарное религиозное сообщество Богоматери в Хертогенбосе, к которому принадлежал художник, на самом деле было Адамитами и заказанный ими алтарь, особенно центральная часть, – ни что иное как пересказанная изобразительными средствами доктрина и программа секты. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Мы уже упоминали о том, что родители студентки связаны с музыкой. 15. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.
«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха
Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. На самом деле в моей транскрипции могут быть неточности», продолжила она.
Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Завтра – поздно».
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Согласно Бельтингу, створки алтаря открывали слуги по приказу хозяина, когда гости после первого бокала вина были расположены к какому-нибудь развлечению. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы.
Картина «Сад земных наслаждений»
В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.
Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем— как на смертный грех. Она смотрит прямо на зрителя. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.
Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнаженную женщину с жабой на груди обнимает черный демон с ослиными ушами. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье.
Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть.
Босх вышел из этой ситуации специфически. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву.
Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет. Но изображённое в метафорическом ключе. Жертва становится палачом, добыча – охотником и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье.
Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, там и сям расставленными в этой толпе. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов.
История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха
В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Сделала это в шутку и разместила в своем блоге. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет.
Место расположения—Музей Прадо (Мадрид). Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Сегодня все основные утверждения этого трактата отвергнуты специалистами, но на протяжении почти четверти века любой, будь-то профессиональный искусствовед или просто поклонник живописи, отталкивался от накопленных Френгером фактов и интерпретаций. Часть из них стала демонами. Об Амелии Хэмрик сведений тоже немного. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
В третьей части трптиха Босха, художником в беспощадной, мрачной реальности показаны различные виды мучений «умноженных» законопреступников, тела которых проглатывает Птица-Сатана, восседающая на троне. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления.
Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.
Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Кроме того, они оба работают в научных библиотеках. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим.
К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. В центре находится гротескная фигура монстра. Астрологический феномен, как недавно было доказано, является основой построения произведения. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Но что.
В центре мы видим некое причудливое сооружение.
Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение.
Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»
«Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Земляника – знак праведности и трудолюбия. «Извлечение камня глупости»). Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria.
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Вот таким образом редакции Artifex удалось раздобыть некоторые сведения о ней. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Скорее всего, Босх хотел показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. Одни утверждали, что центральная часть может представлять или даже прославлять телесные наслаждения.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Считается произведением зрелого Босха.
В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Этот шедевр Босха – одна из самых необычных живописных работ в истории искусства, впервые упоминается в коллекции Дона Фернандо, приора Ордена святого Иоанна и кровного сына герцога Альбы. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками).
Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Две крайние его части являются створками, которые закрываются. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Земля уже есть и она нарисована в виде сферы. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал.
Этот редчайший, если не сказать уникальный, сюжет демонстрирует всю глубину и силу воображения Босха. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. На створках закрытого триптиха показан третий день Творения. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Почему.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме.
Триптих «Сад земных наслаждений»
Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как абсолютно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. На ней уже есть вода из которой выступает суша.
В центре картины небольшой Остров Рай с ангелами. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия.
Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Королем карнавала становился нищий или дурак, назначался карнавальный епископ, который во всеуслышание богохульствовал, мужчины надевали маски женщин, а женщины – мужчин, вместо произнесения благочестивых речей люди сквернословили, словом происходила инверсия бинарных оппозиций. Такими они считаются и сегодня.
Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и— прежде всего— открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Долой усталость. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет.
Сад земных наслаждений, Иероним Босх
Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Возьмем один случай. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой. Босх – воистину великий комбинатор. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами.
10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»
Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Дело в том, что в средневековье была принята такая нотная грамота.
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Что это значит. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.
«Сад земных наслаждений» Иероним Босх
Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона.
На нем нет ни людей, ни животных. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти.
Иероним Босх: «Сад земных наслаждений»
Они считали все материальное проявлением зла. Совсем недавно, например, шум поднялся вокруг попы грешника. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами.
Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений».
Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Это будет один из переходов от Рая к греху. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
Кроме того изображена только что появившаяся растительность. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят.
: «Сад земных наслаждений», Иероним Босх
В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. На первой части триптиха изображён рай. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна.
Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Приблизительное время написания — 1500-1510 годы. По бокам находятся другие сюжеты. Это – третий день творения. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
«Сад земных наслаждений»: триптих Иеронима Босха в интерактивной интерпретации
Американская студентка Амелия Хэмрик (Amelia Hamrick) приковала внимание всего земного шара к своему открытию. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см.
В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Ею не украсить церковный алтарь.
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Все же это были люди другой психологии. – спрашивает он. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.
В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Пусть сердце горит негой.
Мораль Босха через призму Сада земных наслаждений
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Так же как пустой или перевернутый сосуд, скорлупа, кожура, дуплистое дерево обозначают бренную оболочку. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа.
Центральный триптих картины Босха, показывает Океан Вселенной Бога с пятью островами-планетами, которые были захвачены дьяволом и на которых происходило смешение рас и строительство новой эксперементальной Красной расы со стальной генетикой. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Сколько людей – столько и мнений. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Неужели ты погубишь праведного с нечестивым.
Картина «Сад земных наслаждений» Иероним Босх
Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Лицо дерева-выпивохи, в самом деле, выписано с особым тщанием, как будто Босх старался сделать его похожим на кого-то конкретного. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Существует две противоположные трактовки – каждая со своими подверсиями, расходящимися в деталях. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».
В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
Да-да, это не опечатка. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. На правой створке изображён ад.
Сад земных наслаждений (триптих)
Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Долой печаль. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
Триптих Босха сад земных наслаждений и некоторые религиозные аспекты картины
Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
«Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха.
В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Девушка даже умеет играть на нескольких музыкальных инструментах. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Перечисляется в составе коллекции, отправленной Филиппу II Испанскому в 1593 году. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование.
Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. «Я сказала: «Я собираюсь записать это, ребята.
Сад земных наслаждений - (правая панель) – АД
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании.
Впрочем, не все с этим согласны. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха).
- Популярные трактовки некоторых образов
- 15 малоизвестных фактов о самом загадочном триптихе Иеронима Босха
- Странные прозрачные и непрозрачные сосуды
- Человек-дерево с крысино-рыбьим хвостом
- Самое интересное в виде мозаики
Он повелел и все создано». Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. «Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».
Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. И, по идее, должна не ведать стыда.
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.
Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. В свое время много шума наделала теория немецкого искусствоведа Вильгельма Френгера, который изобразил Босха еретиком и адептом тайного сексуального культа. Босх. Антония».
Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Наконец, четвертый этап – очищение ингредиентов в воде, которое уподоблялось христианскому воскрешению и очищению души. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях.
Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Обратимся к ним. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Художник, покинувший свет 500 лет назад, по сей день находит способы напоминать о себе. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Это вообще был тренд в то время. «Я потратила на всё около часа времени.
Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Работа представляет триптих только формой.
В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Видимо, это было историческим моментом», прокомментировала Амелия.
Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Люди еще находятся в догреховном состоянии: они невинны и чисты и потому между Адамом и Евой нет никакой телесной связи. Босх.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря на противоположной стороне обреченный вечной погибели висит в ушке дверного ключа. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений».
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». – М., 1992. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений».