Боярыня Морозова Картина Описание
Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова). Домашнее задание по ИЗО в 7 классе — составить подробное описание картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».
Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Сюжет картины настолько величествен и жуток, что, кажется, он заполняет собой все реальное время и пространство.
Портретный этюд был написан всего за два часа. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. По центру полотна изображена боярыня Морозова.
«Боярыня Морозова» описание картины
Это настоящая математика. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». «Не идет у меня лошадь, да и только.
Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова.
Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс
Чтобы сделать так чтобы сани, поехали Суриков убрал зубчатую кремлевскую стену, которая в первых набросках виднелась в конце улицы. Все на картине будто напряглось. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. На шапку накинут платок. Морозову подвергли пытке. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт.
Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Так и моя бабушка говорила. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях.
Это сама героиня и юродивый. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере.
Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной.
Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Это Феодосия Морозова. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.
Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Картина потрясающая. Каменный храм построили в 1703 году. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю.
Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
Я с нее написал этюд в садике в два часа. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.
Это и отразил художник на картине. И как вставил ее в картину- она всех победила. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Его бег поможет поехать дровням.
Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс
Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Не добившись отказа от приверженности старым обрядам, ее заточили на подворье Псково-Печерского монастыря. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Она не хотела изменять старой вере.
Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Действие происходит на одной из московских улиц. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.
Описание картины Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова"
Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Она почти не смотрит на боярыню. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Ведь сколько времени я его искал. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни.
В движении есть живые точки, а есть мертвые. Ее глаза полны слез. Это математика.
Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»
(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Люди потянулись к ней взорами. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область).
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Люди потянулись к ней взорами. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. (16) Икона «Богоматерь Умиление».
Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно.
Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова
Приглядел для работы соседний переулок. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Вот пять женщин в правой части картины. Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации1. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини.
Картина отразила только один эпизод в жизни опальной боярыни, а по сути, целую эпоху не только в истории церкви, но и всего русского общества. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.
Ее открытое неподчинение вызвало гнев монарха и в конце концов боярыню заточили в подземную тюрьму в Боровске под Калугой, где она и умерла от истощения. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Но боярыня отказалась.
Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи.
Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Не смею, - отвечал стрелец. Лицо и движения опальной боярыни выражают несокрушимую душевную силу и безмерное внутреннее напряжение. Она сидит в розвальнях, на соломе. Центральная фигура полотна, боярыня Морозова, будто раскалывает толпу на две части, притягивает взгляд фанатичным взором и всей своей позой демонстрирует неповиновение и протест. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей.
Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. В ту пору в русской церкви произошел раскол. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.
Это Феодосия Морозова. Картина вызывает восторг. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Все на картине будто напряглось. События происходят в 17 веке.
Описание картины «Боярыня Морозова
Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Образы княгини Урусовой и стрельца – центр толпы в правой части, за ними идут несколько человек в темной одежде, потом – юная девушка и жизнерадостный подросток, а за рукой Морозовой – головы, слитые в общий фон. Рукой она изображает два перста. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали.
Анализ картины Боярыня Морозова
Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают.
Лицо ее представлено в виде строгого профиля. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали».
Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории
Картина ожила. Это Феодосия Морозова. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Создавая этот образ, художник, быть может, вспоминал свои отроческие впечатления, когда сам он был свидетелем наказаний и казней на площади Красноярска. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.
Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины.
В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении.
Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Суриков неоднократно удлинял холст. Чуть меньше расстояние — сани стоят.
И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно.
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства.
Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.
А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности.
Его лица не видно. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича по предлогом болезни, несмотря на то что она при дворе Феодосия Прокопьевна всегда была приближена к царю и имела статус верховной боярыни.
Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Называли себя староверами. В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке.
В той же группе, в правом углу картины, помещена боярышня в голубой шубке — один из самых поэтичных женских образов, созданных Суриковым. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.
Она призывает народ к борьбе и подвигу. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Нищенка тянется за розвальнями, утопающими в рыхлом снегу, протягивает руку вслед женщине, которая никогда не отказывала в помощи сирым и убогим.
Образ женщины на картине, представляющей староверов
Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Но Суриков мучается: Не то, не то. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». (1) Феодосия Морозова.
Женщины сочувствуют. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».
Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Важно найти замок, чтобы все части соединить.
Другие картины Василия Ивановича Сурикова
Именно такими работами, как картина Боярыня Морозова, Суриков смог передать своим потомкам образец истинного, неподражаемого произведения, который еще многие годы будет радовать и восхищать многие поколения. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Это был раскол из-за убеждений и веры. Ноги у нее скованы цепью.
О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.
Её поза и палец, указывающий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Очень трудно ее лицо было найти.
Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей.
Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Ее увозили в ссылку.
Впереди на коленях старая нищенка. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Нравилось им, что я казак и не курю. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.
Описание картины Боярыня Морозова
Морозову окружает атмосфера народной любви. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. На ее лице глубокая скорбь. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.
На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. С увлечением работал художник над пейзажем картины. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь.
Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца.
Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
Однако творимое им благословение показывает, что он правильно понимает происходящее, а следовательно имеет здравый ум. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.
С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Там, в Преображенском, все меня знали.
Обычаи старообрядного христианства с раннего детства были знакомы Василию Сурикову, ведь сам он был сибиряком, а среди жителей Сибири старообрядчество часто практиковалось. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Четко выраженная диагональ начинается в правом нижнем углу картины, от темного пятна чашки с подаянием юродивого, продолжается в линии саноотвода и отсюда идет вглубь картины. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Среди последних, как известно, было даже немало священников.
(8) Церковь. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. В толпе терялось. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине., они уже видят эту большую картину.
Работа над картиной: центральный образ
Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Все лицо мелко было. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди.
Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Естественно, я говорю о староверах православных.
Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Картина ожила.
Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Но смеялись немногие. Без устали работал Суриков на натуре.
Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Основную роль и здесь сыграли пропорции.