Боярыня Морозова Описание Картины
Она и посох-то бросила – думала разбойник я. Домашнее задание по ИЗО в 7 классе — составить подробное описание картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова).
Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Имущество было конфисковано, адвое братьев сосланы. Это был раскол из-за убеждений и веры. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след.
Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Каменный храм построили в 1703 году. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Называли себя староверами.
Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему.
Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали.
Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Это Феодосия Морозова. Женщины сочувствуют. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Ее увозили в ссылку.
Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Исследователи этой темы – серьезные историки – не первый век спорят, какой термин справедлив: старообрядчество или староверие.
Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Выражение ее сурового лица, рука, поднятая вверх изображающая двуперстный жест по старообрядческому канону, холодный уверенный взгляд – все это говорит о великой силе и непоколебимости ее убеждений. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица.
Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают., они уже видят эту большую картину. Портретный этюд был написан всего за два часа. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.
Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.
Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Так и моя бабушка говорила. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. (1) Феодосия Морозова.
Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс
Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.
Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.
Она возвышается над всеми людьми. Живя в большой усадьбе в подмосковном селе Зюзино, прославилась своей благотворительностью. Ноги у нее скованы цепью.
Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Она почти не смотрит на боярыню. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Все лицо мелко было.
По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Ведь сколько времени я его искал. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. С любой стороны взоры собравшихся обращены к ней.
Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. На картине убежденная староверка Морозова запечатлена в момент, когда она подняла руку с двуперстным крестным знамением. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. События происходят в 17 веке. Последней каплей дляцаря стал ееотказ отучастия вегосвадьбе сНатальей Нарышкиной.
«Боярыня Морозова» описание картины
Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх.
На ее лице глубокая скорбь. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Она не хотела изменять старой вере. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.
Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Очень трудно ее лицо было найти. Многие из них, не выказывая этого публично, так как опасались гонений, поддерживали старинные русские православные традиции, полученные от предков. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.
И как вставил ее в картину- она всех победила. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Рукой она изображает два перста.
О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Поиски лица, которое бы стало ее лицом, велись долго – такого фанатично горящего взгляда, мертвенной бледности кожи и бескровных тонких губ не было ни у кого. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.
Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
По центру полотна изображена боярыня Морозова. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость.
Ностав монахиней вконце 1670 года, Морозова начала отказываться отучастия вподобных «светских» мероприятиях. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).
Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.
Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Впереди на коленях старая нищенка. Действие происходит на одной из московских улиц. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Все на картине будто напряглось.
В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Боярыня была арестована иотправлена вЧудов монастырь надопрос. Люди потянулись к ней взорами.
Его лица не видно. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Описание картины Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова"
Допринятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в«новообрядной церкви» набогослужении. Кто-то откровенно радуется позору Морозовой, глумится над ней, но многие сочувствуют ей и печалятся. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. В толпе терялось.
В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Я с нее написал этюд в садике в два часа.
Это Феодосия Морозова. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Но боярыня отказалась. До стрельца вы видите светлые тона одежд. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.
Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс
Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Центральной фигурой картины Сурикова есть сама боярыня.
Картина вызывает восторг. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Не смею, - отвечал стрелец.
Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова
Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.
Картина ожила. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. В ссылке, умирая голодной смертью, Морозова умоляла караульного стрельца дать ей хлебца или хоть огуречик. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1.
На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Ее глаза полны слез. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Но смеялись немногие.
Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
Их лица и фигуры реалистично и аккуратно выписаны. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Это и отразил художник на картине. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Естественно, я говорю о староверах православных.
(16) Икона «Богоматерь Умиление». Она сидит в розвальнях, на соломе. Образы его одновременно статичны и находятся в движении.
Описание картины «Боярыня Морозова
Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Царь Алексей Михайлович, не очень-то приветствовал веру, основным принципом которой была сохранение православного богослужения, а не унификация его в соответствии с канонами Константинополя. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Людей очень много, но при этом их трудно назвать толпой.
В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Художник изобразил и любопытных зевак и сочувствующих ей людей и нищенок и юродивых и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все. Нравилось им, что я казак и не курю.
В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Там, в Преображенском, все меня знали. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. (8) Церковь.
Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»
Картина потрясающая. На шапку накинут платок. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
Вот пять женщин в правой части картины. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Она призывает народ к борьбе и подвигу. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова.
Молодая женщина в ярко-желтом платке кланяется, словно отдавая дань уважения силе этой харизматичной личности. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Что я и наблюдаю на картине.
Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Приглядел для работы соседний переулок.
Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру.
История картины Сурикова «Боярыня Морозова»
В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Это сама героиня и юродивый. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Она напоминает ворону в своих черных одеждах и многим, кому знакомо это произведение в Третьяковке, внушает страх.
Склоняются многие, что староверы – правильнее.