Боярыня Морозова Описание Картины Кратко

Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова

Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.

Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой».

Описание картины 
Василия Сурикова 
«Боярыня Морозова»

Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Здесь главный мотив — сострадание к мученице.

Не добившись отказа от приверженности старым обрядам, ее заточили на подворье Псково-Печерского монастыря. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты.

Это сама героиня и юродивый. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Вот пять женщин в правой части картины. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.

Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885).

Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Женщины сочувствуют. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.

«Боярыня Морозова» 
описание картины

«Боярыня Морозова» описание картины

Она сидит в розвальнях, на соломе. Последней каплей дляцаря стал ееотказ отучастия вегосвадьбе сНатальей Нарышкиной. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.

Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась.

Описание картины 
Сурикова «Боярыня 
Морозова»

Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Его бег поможет поехать дровням. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Это математика. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова.

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. С увлечением работал художник над пейзажем картины.

Сочинение по картине 
Сурикова Боярыня 
Морозова 7 класс

Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс

До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник.

Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Портретный этюд был написан всего за два часа. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут».

«Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.

«Описание картины 
В Сурикова Боярыня 
Морозова»

«Описание картины В Сурикова Боярыня Морозова»

В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Без устали работал Суриков на натуре.

В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика.

Это Феодосия Морозова. Толпа стоит лишь в глубине сцены.

Сочинение по картине 
Боярыня Морозова 
Сурикова 7 класс

Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю.

Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика.

С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Морозову подвергли пытке. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.

«Не идет у меня лошадь, да и только. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Действие происходит на одной из московских улиц. Но Суриков мучается: Не то, не то.

Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку.

В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя».

Анализ картины Боярыня 
Морозова

Анализ картины Боярыня Морозова

(8) Церковь. Основную роль и здесь сыграли пропорции. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Сюжет картины настолько величествен и жуток, что, кажется, он заполняет собой все реальное время и пространство. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.

Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. Вся картина пропитана чувствами героев, автор с поразительной точностью раскрывает их характеры. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание».

Описание картины 
Сурикова Боярыня 
Морозова

Описание картины Сурикова Боярыня Морозова

(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации1. Суриков неоднократно удлинял холст.

Портретный этюд был написан всего за два часа. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Люди потянулись к ней взорами.

Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом.

Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Фигура Морозовой — черный треугольник — не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих — справа и равнодушных и глумящихся — слева. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение.

Среди персонажей картины особенно выразителен юродивый, благословляющий боярыню двуперстным знамением креста. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Каменный храм построили в 1703 году.

Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте.

История картины 
Сурикова «Боярыня 
Морозова»

История картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Ностав монахиней вконце 1670 года, Морозова начала отказываться отучастия вподобных «светских» мероприятиях. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу».

Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.

Допринятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в«новообрядной церкви» набогослужении. По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика 7. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.

Василий Суриков, 
Боярыня Морозова: 
описание картины,

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. И мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, свидетелями того, что видим, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Царь Алексей Михайлович, не очень-то приветствовал веру, основным принципом которой была сохранение православного богослужения, а не унификация его в соответствии с канонами Константинополя. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.

Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Она почти не смотрит на боярыню. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать.

Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения

Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Это Феодосия Морозова. Исследователи этой темы – серьезные историки – не первый век спорят, какой термин справедлив: старообрядчество или староверие.

Прасковья Морозова – дворянка того времени – одна из тех, кто выступал против царя, за что и была арестована и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Она призывает народ к борьбе и подвигу. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня.

На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод.

Так и моя бабушка говорила. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца., они уже видят эту большую картину. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.

По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. «Действительные размеры каждого предмета найти нужно, — говорил Суриков. — В саженной картине одна линия, одна точка фона и та нужна. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру.

Цвет не только равноценен форме, не только равноправно с ней участвует в композиции картины, — он нерасторжимо связан с формой и столь же содержателен, как она». Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали».

Описание картины 
Боярыня Морозова

Описание картины Боярыня Морозова

На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Впереди на коленях старая нищенка. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Но исходил он при этом не из предвзятых формальных схем, а из живых ощущений натуры, в которой острым художническим зрением и чутьем подлинного реалиста он раскрывал законы гармонического построения.

Он видел в этом лишь внешнюю оболочку исторического факта, внутренним содержанием которого был героизм и высокая духовная красота русского народного характера. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы».

Работа над картиной: 
центральный образ

Работа над картиной: центральный образ

В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Морозову окружает атмосфера народной любви. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Здесь отчетливо выступают нерасторжимые связи между его искусством и проблемами живой современности. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.

Имущество было конфисковано, адвое братьев сосланы. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Картина ожила. Разъезжавшую до опалы в роскошных экипажах боярыню везут в крестьянских санях, чтобы народ видел ее унижение. Это Феодосия Морозова.

До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры.

Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший.

Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры.

Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Все на картине будто напряглось. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос.

Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. И нет никакого сомнения, что на прощание толпе боярыня выкрикивает слова, в которых заложена вся суть этих убеждений – за них она готова идти до конца. Рукой она изображает два перста. Ноги у нее скованы цепью.

Образ женщины на 
картине, представляющей 
староверов

Образ женщины на картине, представляющей староверов

Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали.

Черное на белом, сочетание черных одежд боярыни и белого снега является основным цветовым контрастом, на котором строится колорит картины. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Каждый персонаж, присутствующий на ней, достоин отдельного внимания, так как работа над каждым из них была очень кропотливой и ответственной. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. На переднем плане картины в санях изображена женщина.

На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест).

Другие картины Василия 
Ивановича Сурикова

Другие картины Василия Ивановича Сурикова

На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Называли себя староверами. Чуть меньше расстояние — сани стоят. (1) Феодосия Морозова. Это и отразил художник на картине. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники).

Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Боярыня Морозова – картина, представляющая не только эмоциональную толпу, но и как будто специально выделенных двух сидящих человек. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость.

Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. (16) Икона «Богоматерь Умиление».

Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Картина вызывает восторг. Естественно, я говорю о староверах православных. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».

/ Сочинения / Разное 
/ Картины / Описание 
картины Сурикова

/ Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Боярыня была арестована иотправлена вЧудов монастырь надопрос. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Это был раскол из-за убеждений и веры. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли.

Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Ее глаза полны слез. Картина потрясающая. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола».

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова

До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.

Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Это настоящая математика. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Именно такими работами, как картина Боярыня Морозова, Суриков смог передать своим потомкам образец истинного, неподражаемого произведения, который еще многие годы будет радовать и восхищать многие поколения. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. События происходят в 17 веке.

Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Создавая этот образ, художник, быть может, вспоминал свои отроческие впечатления, когда сам он был свидетелем наказаний и казней на площади Красноярска. Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Это Феодосия Морозова.

Дуга лошади украшена разноцветными лентами злорадно смеющееся лицо возницы повернуто к Морозовой, а в глубине эскиза видна мужская фигура в шапке и зеленом кафтане, высоко поднявшая над толпой какую-то скоморошью палку с бубенчиками. Здесь уже намечены все основные и второстепенные персонажи картины: рядом с санями появляется изображение стрельца с секирой, второго стрельца слева у дуги, странника в правой части композиции яснее обозначена фигура склонившейся боярышни в голубой шубке. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются., они уже видят эту большую картину.

Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. На ее лице глубокая скорбь. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. В отличие от других живописцев, обращавшихся к этому кругу тем, Суриков не коснулся в своей картине церковно-догматической стороны раскола, не показал основных деятелей движения и их словопрений с никонианами, как это сделали Перов и Милорадович.

По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. По центру полотна изображена боярыня Морозова.

Описание настроения 
картины Боярыня 
Морозова

Описание настроения картины Боярыня Морозова

На шапку накинут платок.