Боярыня Морозова Описание

Домашнее задание по ИЗО в 7 классе — составить подробное описание картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова).

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Боярыня думала, что царь стоит на переходах, смотрит на ее унижение и хотела показать ему, что нимало не стыдится того поругания, которому подвергалась по его воле». В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало.

Фигура Морозовой — черный треугольник — не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих — справа и равнодушных и глумящихся — слева. Лик странника – мрачен, суров, что говорит о его замкнутости, внутренней борьбе, сомнениях, трагическом душевном разладе. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Картина вызывает восторг. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды».

Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. «Не идет у меня лошадь, да и только. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.

«Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Морозову заковали в цепи и отправили в Чудов монастырь. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.

Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.

Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.

«Боярыня Морозова» 
описание картины

«Боярыня Морозова» описание картины

В толпе терялось. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. И как вставил ее в картину- она всех победила.

А через двадцать лет с небольшим после смерти Морозовой, когда русским царем стал сын Алексея Михайловича, Петр Первый, стрельцы не захотели признать новые порядки в стране, поднялись за старину и были беспощадно казнены. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон.

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова

Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. События происходят в 17 веке.

Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру.

Все на картине будто напряглось. Ведь сколько времени я его искал. (8) Церковь. Она не хотела изменять старой вере.

(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Чуть меньше расстояние — сани стоят. С увлечением работал художник над пейзажем картины.

Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана.

Я на картине сперва толпу написал, а ее после, - рассказывал Суриков. - И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Лицо ее представлено в виде строгого профиля.

На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Без устали работал Суриков на натуре. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.

Жизнь, унижение 
и смерть боярыни 
Морозовой

Жизнь, унижение и смерть боярыни Морозовой

Я с нее написал этюд в садике в два часа. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.

Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Суриков неоднократно удлинял холст. До стрельца вы видите светлые тона одежд. На ее лице глубокая скорбь. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной.

Рукой она изображает два перста. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Так и моя бабушка говорила. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник.

  1. Картина «Боярыня Морозова», Суриков
  2. История одного шедевра: «Боярыня Морозова» Сурикова
  3. Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
  4. Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс

Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.

И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.

  1. Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс
  2. Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
  3. Анализ картины Боярыня Морозова
  4. Описание картины «Боярыня Морозова
  5. Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»

Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины.

Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Женщины сочувствуют. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни.

Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Художник сумел показать фанатичную преданность идее, безусловную веру в собственные идеалы. Важно найти замок, чтобы все части соединить.

  • Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
  • Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова
  • Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
  • Описание картины Боярыня Морозова
  • Работа над картиной: центральный образ
  • Другие картины Василия Ивановича Сурикова

Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Называли себя староверами. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.

Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Портретный этюд был написан всего за два часа. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. На переднем плане картины в санях изображена женщина.

Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Живя в большой усадьбе в подмосковном селе Зюзино, прославилась своей благотворительностью. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы».

  • Образ женщины на картине, представляющей староверов
  • Слишком много места внизу полотна
  • Создание образа женщины в санях
  • Еще один образ, выделенный в произведении
  • Описание настроения картины Боярыня Морозова
  • / Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Это математика. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Все лицо мелко было. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения.

Картина ожила. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика.

  • Женщины в картине Боярыня Морозова
  • Юродивый в картине Боярыня Морозова
  • Стрелец в картине Боярыня Морозова
  • Странник в картине Боярыня Морозова

(16) Икона «Богоматерь Умиление». Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола».

В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины., они уже видят эту большую картину. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Торопливый шаг едва поспевающей за санями княгини Урусовой еще больше подчеркнет их движение. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.

Впереди на коленях старая нищенка. (1) Феодосия Морозова. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере.

  • Детали в картине Боярыня Морозова
  • Мальчишки в картине Боярыня Морозова
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • 20 фотографий для новогоднего настроения
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Зимние пейзажи выдающихся художников

Морозову подвергли пытке. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки.

Но Суриков мучается: Не то, не то. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Его лица не видно.

Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу., они уже видят эту большую картину. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков.

Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.

Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. На шапку накинут платок. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники).

  1. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  2. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  3. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  4. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  5. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  6. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  7. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»

Люди потянулись к ней взорами. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье.

Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Вот пять женщин в правой части картины.

  1. Пока ты стоишь в пробках, движется в подземном тоннеле со скоростью телепортации
  2. Как правильно встречать Год Свиньи
  3. Диснеевские мультфильмы про Рождество и Новый год: потрясающая подборка
  4. Высказывания и афоризмы о деньгах
  5. «Ужин на одного»: самая популярная в мире телепередача, которую смотрят в новогоднюю ночь
  6. 5 мест, которые стоит посетить, пока они не исчезли с лица Земли

А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Приглядел для работы соседний переулок.

Действие происходит на одной из московских улиц. Но враги и насмешники одиноки в толпе. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу.

Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Это Феодосия Морозова. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.

До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Ее глаза полны слез. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.

Картина «Боярыня 
Морозова», Суриков

И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая.

С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.

Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Но смеялись немногие.

Это и отразил художник на картине. Постепенно, день за днем, рождалась своеобразная партия оппозиционеров. Картина ожила. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают.

Ее увозили в ссылку. Очень трудно ее лицо было найти. Картина потрясающая. Это сама героиня и юродивый. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне.

Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев».

На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю.

Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Оно вошло в обиход уже в 18 веке.

Это был раскол из-за убеждений и веры. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи.

Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.

Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Это Феодосия Морозова. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова.

Именно такими работами, как картина Боярыня Морозова, Суриков смог передать своим потомкам образец истинного, неподражаемого произведения, который еще многие годы будет радовать и восхищать многие поколения. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте.

Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Вы видите заснеженную московскую улицу, по которой через всю толпу везут на санях боярыню Морозову. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Разъезжавшую до опалы в роскошных экипажах боярыню везут в крестьянских санях, чтобы народ видел ее унижение. Она сидит в розвальнях, на соломе.

Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). По центру полотна изображена боярыня Морозова. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. Там, в Преображенском, все меня знали. Все на картине будто напряглось.

В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Основную роль и здесь сыграли пропорции. Интерес к расколу чрезвычайно характерен для передовой русской интеллигенции восьмидесятых годов.

В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. В истории Алексей Михайлович получил прозвище «Тишайший», но тут он словно стал другим человеком.

Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Он будто не замечает холода, двумя перстами крестит Феодосию Морозову измученную, но не побежденную, не отказавшуюся от своих идей. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.

Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость.

Склоняются многие, что староверы – правильнее. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх.

Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Ноги у нее скованы цепью. События, связанные с историей раскола, с религиозным фанатизмом и т. п. играли для него едва ли не последнюю роль.

Естественно, я говорю о староверах православных. Морозову окружает атмосфера народной любви. В это непростое для опальной боярыни время (она потеряла горячо любимого сына) своими наставлениями ее поддерживал протопоп Аввакум. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.

Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Портретный этюд был написан всего за два часа. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума.

Люди потянулись к ней взорами. Не смею, - отвечал стрелец. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом».

В XVII веке, когда царь Алексей Михайлович поддержал реформу русской церкви, проводимую патриархом Никоном, Феодосия Морозова, одна из самых родовитых и влиятельных женщин при дворе, воспротивилась нововведениям. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. В движении есть живые точки, а есть мертвые. По внешнему виду он походит на сумасшедшего.

В той же группе, в правом углу картины, помещена боярышня в голубой шубке — один из самых поэтичных женских образов, созданных Суриковым. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос.

Но боярыня отказалась. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.

Толпа стоит лишь в глубине сцены. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. «Утром пришел думный дьяк, принес цепи со стулами и, снявши с ног железа, стал возлагать на шею ей эти цепи. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня.

«Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Она почти не смотрит на боярыню. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело.

Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Феодосия вскоре почувствовала, что значит царский гнев. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.

Нравилось им, что я казак и не курю. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Центральная фигура полотна, боярыня Морозова, будто раскалывает толпу на две части, притягивает взгляд фанатичным взором и всей своей позой демонстрирует неповиновение и протест. А справа и слева возникают новые диагонали, ритмически соединенные с главной, — второй саноотвод, линия крыш, борозды, проложенной на снегу полозьями и т. д.

Это настоящая математика. Каменный храм построили в 1703 году. В революционных кругах считались с раскольниками, как с возможными союзниками в борьбе против царизма. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.

Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Его бег поможет поехать дровням. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря.

Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.