Попков Шинель Отца

Описание картины Виктора Попкова «Шинель отца»

Попков). Автопортрет художника «Шинель отца» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. Попков неповторимо передавал в пространстве холста состояние тревожно звучащей тишины, эмоционального напряжения, в котором концентрировалась всеобъемлющая духовная энергия, что особенно чувствуется в его автопортретных работах «Мой день», «Работа окончена», «Шинель отца».

Ранний карьерный взлет сулил большие перспективы. Итолько я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Но ксередине 1960-х «оттепель» сошла на нет. Ранние работы Попкова «Весна вдепо» (1958 год), «На работу» (1958 год), серия «Транспорт» (1958 год) вполне соответствовали официальным идеологическим установкам времени— объявлять вискусстве овеликих победах коммунизма, прославлять людей труда— строителей новой жизни.

В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. Родился 9 марта 1932года в Москве в семье рабочего. «Замысел фильма назревал давно и у многих. Страшно. Акимова, А. И.

Это выяснилось позже, на основании прочтенных мной его дневников, рассказов его друзей и других свидетельств. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика. Родители, вчерашние жители деревни, перебрались сюда втридцатые годы. Именно вот таким образом столь популярной в те годы оказалась Болдинская тема в биографии поэта.

Краткое описание 
картины шинель отца

Краткое описание картины шинель отца

Вэтих голосах эпохи— вся сложность внутреннего самоопределения поколения 1960–1970-х. Большая часть интеллигенции его поколения существовала по инерции, под охраной государственного признания инехитрых законов приспособленчества, но те, кто хоть как-то задумывались, да ктому же имели талант от Бога, — они зачастую срывались взапой, подходили к«краю», не умея, не зная, как сохраниться от себя, своих страстей иот безбожного времени. Морозов, В. С. Посетил Иркутск, Братск и другие города и области Сибири, где в это время осуществлялись крупные строительные проекты.

«Осенние дожди. В 1972 году закончена «Северная часовня». Многие исследователи обращали внимание на глубинную связь творчества Попкова с древнерусской иконописью, с образами, созданными Дионисием, с традициями мастеров «Бубнового валета», с тем, что духовно озаряло и нравственно вдохновляло целую плеяду блестящих художников «шестидесятников». Он завороженно смотрит внутрь, словно «луч из рая» коснулся души иона замерла от настигшего ее чувства благоговения перед тайной икрасотой небесного пейзажа.

Хватит ли внутренней силы, цельности, мужества. И далее в этом же контексте говорится о картине В октябре. С метаниями от агрессивного атеизма до истовой веры в Бога. Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл "Мезенские вдовы".

Это было удобным обстоятельством. — обижался Попков». Ее имя – Елена Качелаева и мне удалось побеседовать с ней. В контрасте с ним звучит скорбно-малиновый, сообщающий сцене трагический оттенок. Картина «Воспоминания.

Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления. Взнаковом автопортрете «Шинель отца» он изображает себя примеряющим солдатскую шинель, символично задавая вопрос своим современникам: по плечу ли военный подвиг отцов их поколению. После этой встречи уПопкова рождается тема для новой картины.

Однако нерв, энергия Попкова не позволяли задержаться вэтой нише надолго. Картина — нечто большее, чем личное воспоминание.

Здесь единый образ— поэта иРоссии— земли, которая щедро питала Пушкина поэтической силой. Это не напрямую религиозные сюжеты, но вэтих темах Попков затрагивает что-то неизбежно важное, «сущее» во внутренней жизни каждого человека. Уже многие годы художник бережно хранит его шинель, как память о близком человеке. Он пишет «Тишину», «Майский праздник», «ВСоборе» (1974 год). Вместе с тем, Попков всё чаще испытывает усталость- кто-то, наверное, скажет, что во всём оказалась виновата Советская власть, принуждавшая, угнетавшая и давившая. Наряду с произведениями гениев прошлых эпох, составляющих славу и гордость отечественного искусства, они неоднократно экспонировались на крупнейших выставках изобразительного искусства России и за рубежом: в Нью-Йорке и Париже, Токио и Берлине, Брюсселе и Риме.

За суровостью, строгостью этих образов диссонирующий красный звучит цветом жизни, выявляется сокрытая внутренняя сила этих женщин, не случайно вцентре композиции— прямая, словно внутренне несогбенная, не разуверившаяся старуха. И здесь Попков высказал что-то из «главного». Так мы приступили к этапу съемок. Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Попков поднимает ноту скорби до высокого жизнеутверждения, заполняя картину красным цветом, со всеми его «соками»— алым, малиновым, огневым. И ВОСХИЩАТЬСЯ НЕЧЕМ.

Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». Когда мы это услышали, Вити снами уже не было. Каждое полотно мастера – это философское размышление исповедь автора, с религиозной одержимостью обнажавшего противоречие человеческого бытия. Это— жизнеутверждение, хотя итрагическое по своему проявлению». Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. Смыслы- разные, фон- един.

К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. Художник утверждает отзывчивость и милосердие, он уверен в торжестве справедливой народной памяти, так же как убежден в постоянстве своей памяти об отце. (Напомню, что одиозный и неоднозначный социалистический реализм включал в себя ряд направлений и ответвлений ибо сам по себе являлся не стилем, но методом). Читать ещё – ЭТО НЕ Я СКАЗАЛ.

О нем писали самые авторитетные искусствоведы того времени: А. А. Он был единственным, кто сказал об этом открыто. В картинах «После работы», «Приезжайте к нам на дачу», «Воскресенье» изображен сам Попков и в то же время уже не Попков, а лишь человек иногда близко, но чаще отдаленно с ним схожий. Однако начать мне хочется всё же с Лоскутного одеяла- с вещей и символов. Ранимость Попкова лишь показывает, что он вкладывал вработу куда больше души, чем обычно требуется для проходных заказных вещей. Картину купит Третьяковка, Попков начнет ездить на международные выставки, проживет взлет славы, когда «ему давали любой договор по любой почеркушке». Попков не случайно берет ракурс свысоты птичьего полета ирешает писать «Бабку Анисью» как цветную икону «Лица, как виконах— охра, лепка, пробела», — чтобы перейти на принципиально другой язык— язык метафизических понятий, который для всякого столетия, вне времени.

Виктор Попков «Шинель 
отца» Своеобразный 
автопортрет художника

Виктор Попков «Шинель отца» Своеобразный автопортрет художника

В каждой картине – характер и судьба. Попков тогда взнак протеста то ли всерьез, то ли вшутку постригся наголо. Где счастье, на которое они имели полное право.

На какое-то время он обращается клирической тематике, ккамерным, психологическим работам— «Семья Болотовых», «Двое», «Три художника»— вних частная жизнь простого, невыдающегося человека. Но не скорбь ипамять обылом задают тональность всей картины.

Вот таким образом уже не сам по себе, а в себе содержа нечто большее, выходящее за авторское «я», автопортрет, еще сохраняя портретный облик автора, обогащается его прозрениями мира, рисующими реальную картину эмоционально-психологического состояния человека. На картине— фигура мальчика, застывшего впроеме дверей увхода вчасовню. Была слышна трансляция.

Начался отход назад. Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало. Бытовые сцены превращались у него в бытийные. На сцене поставили картины «Осенние дожди. Вэтом стремлении ккамерности сказывается опустошенность, усталость от советской риторики иидеологии, которая теряла свой внутренний наполнитель, — это черта времени, многие художники, кинематографисты, писатели уходили тогда от «больших тем». Поводом для картины послужила шинель отца его жены — художницы К. И. Калинычевой.

Бытовая реальность узнаваема водежде, втипажах, кладбищенских памятниках. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас уменя перед глазами». Мы тут- первые. Особенно вдохновляла его Сибирь, где он был в Братске и на Иркутской ГЭС и целина. «Художник призван писать обольших явлениях жизни»— такая формула есть вдневнике Попкова, тогда он искренне восхищался грандиозным масштабом строек, стремился «воспеть» энергию труда, молодости исам он вто время имел «крылья» юности, был увлеченным, открытым новым веяниям вобществе. Урбанистическая красота неоново-нейлоновых 1960-х полиняла и оказалась пустышкой. Во всем какая-то «вывихнутая» жизнь, трагический слом вековых устоев, Богооставленность и отчаянная тоска по какой-то другой, нездешней Правде.

Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным.

  • Виктор Попков: Художник на вдовьей земле
  • Виктор Попков: апология духовности
  • Записки переводчика с Андреем Десницким

Созданные им картины – «Двое», «Строители Братской ГЭС», «Сентябрь на Мезени», «Мой день», цикл полотен «Мезенские вдовы», «Работа окончена», «Шинель отца», «Осенние дожди. Связанные с ней реальные события утрачивали для художника свою конкретность, казались неважными рядом со все заслоняющим желанием распространить всеобщее на частное.

Однако же- сон, переутомление, депрессия. И, наконец, Америка- вечное притяжение и отторжение. Три сюжета на лоскутном одеяле. Пушкин»— Попков работал над этой абсолютно изумительной вещью вМихайловском икажется, будто он написал все как было, снатуры: Пушкин видел, чувствовал эти русские дали, простор, ширь полей, смотрел на серое небо, вкотором тает вечная осенняя грусть, вдыхал этот воздух, когда «дохнул осенний хлад».

И всё это- на русском, деревенском исконно-посконном фоне. Среди ярких тому примеров — замечательное полотно «Шинель отца» (1972). На одном из них осталась фраза: "Трагичность радостная".

Виктор Попков: Художник 
на вдовьей земле

Он вошел вискусство вконце пятидесятых, вкороткий период хрущевской оттепели, когда «после долгой исуровой сталинской зимы» оптимисты ожидали реформ вполитике— либерализации режима, ав искусстве ощущался приток свежего воздуха, желание выйти за рамки официально утвержденного, закостенелого сталинского соцреализма. В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Иэтот красный цвет внарядах старух, как вспышка, становится основой для восприятия образа иначе звучит вся тема картины «Трагичность радостная»— любимое попковское выражение.

Президиум взамешательстве. Наиболее очевидны подобные аналогии в портрете-картине «Шинель отца», где за спиной художника, словно примеряющего на себя груз нравственной ответственности своего поколения перед памятью отцов и дедов, высвечиваются силуэты старух, персонажей картин из цикла «Мезенские вдовы». Это было время, когда в искусство пришли художники, творчество которых было названо "суровым стилем". Да почему они одни.

Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). Манин, Г. А.

Цвет картины, угнетенно-зеленый, напоминает цвет солдатских шинелей. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»— «Строители Братска» (1960—1961 также известна как «Строители Братской ГЭС»234). Пушкин. Космос, Гагарин, Вселенная- гордость. Работа окончена- одна из таких картин.

Сама съемка оказалась сложной, поскольку велась в темноте, что затрудняло проходку, да и пространство представляло собой лабиринт: картины располагались по стенам и на внутренних перегородках. «На Севере пейзаж идеревня вцвете очень сдержанны иуж если появляется цветок или красное платье, то они смотрятся значительно ивоздействие их обостренно выразительное» (В. Каменский, Л. И. Смиренно, достойно принимая свою вдовью долю, одиночество, все тяготы быта ижизни, которые пришлось вынести, душа духовно наполняется— отсюда внутренняя сила этих старух, отсюда «трагичность радостная».

Пускай вуглу вместо иконы портрет Карла Маркса— деталь достоверная: «рисунок смоей хозяйки, укоторой от мужа остались его убежденность, его чистота веры впартию, выраженная всвято оберегаемых идорогих портретах Маркса иЛенина вуглах избы» (В. Попков все время искал, экспериментировал, но главное, «он увлекал за собой все, что живо, неравнодушно, дерзновенно, кпостижению тайн человеческой души», — вспоминал художник Игорь Обросов. «Северную часовню» удалось отстоять. Вот таким образом с точностью сказать, как именно все происходило тогда, сейчас не представляется возможным. Автопортрет художника «Шинель отца» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. Красный абажур, перекличка красного водежде ив вещах создают внутреннюю напряженность образа— здесь сосредоточенное постижение Смысла. Попков не был церковным человеком, но существовала духовная, «корневая» связь сматерью, которая очевидно питала его, зрительно на картине это единение опять же усиливается цветовым решением— сочетанием белого икрасного вобразе матери исына.

Поводом для картины послужила шинель отца его жены. Попков вместе сдругими художниками тоже ездил на ударные стройки— Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды, наброски, «высматривал жизнь». Что же касается его автопортретов, то они свидетельствуют о том, что художник ощущал себя как бы организующим центром всей своей образной системы.

Многие искусствоведы отмечали, что вобразе сына просвечивает ссылка киконному образу «Спаса Нерукотворного», здесь возможна перекличка свечной темой Богоматери смладенцем— темой жертвенной материнской любви имолитвенного прошения за сына, которому суждено пронести свой крест. «Быть взамысле свободным ивольным, быть созидателем, хулиганом, кем угодно, но слушать свои порывы идоверяться им». Как-то очень жестоко. Так это сейчас модно- во всём винить режим. Он обладал редким даром видеть то, что временем сокрыто.

Его ведь обвиняли в том, что он оставил товарища, ушел с места трагедии. Попков пишет Пушкина, печального гения, погибшего от пули, а- через некоторое время и сам погибает от выстрела. Каждая из старух ушла внутрь себя, вспоминая, чем изболелась инарадовалась душа за долгие годы. В1966 году впоследний момент тесть Попкова вытащил его из петли. Показательна была его реакция на ввод советских войск вЧехословакию в1968 году.

Мы стояли сВитей идрузьями вфойе иразговаривали. Концепция была ясна. На предложение работать на КГБ «вежливо» уклонился: «Ну рад бы служить, но пью. » Он был одним из немногих, кто поднял руку иподдержал выдвижение Солженицына на Ленинскую премию, хотя голосовать за него вто время требовало определенного мужества. Картина «Вдовы»— это память овойне иэти пять женщин, как разные ипостаси одной души— трагический обобщенный образ вдовьей доли, — сколько их, одиноких старух оплакивали своих погибших мужей по всей русской земле.

Виктор Попков погиб, пытаясь остановить машину, чтобы добраться до дома. Это правда, которая нам нужна». Появилась возможность читать Ахматову, Есенина, которые не печатались втридцатые-сороковые годы, познакомиться ссовременными течениями западноевропейской живописи— словом, стало возможным прикоснуться ккультурной традиции, доступ ккоторой был перекрыт жестким идеологическим контролем вгоды сталинского правления. Это было время романтиков, социального оптимизма, когда сотни тысяч юношей идевушек отправлялись на освоение целинных земель, на ударные стройки коммунизма под аккомпанемент окрыляющих песен вроде «Коммунизм— это молодость мира иего возводить молодым». Шутка- шуткой, но Русь никогда не была атеистической- русский, советский человек искал Бога и свой путь в религии даже тогда, когда это, мягко говоря, не поощрялось. Что такое соцреализм. Как и все "шестидесятники", Виктор Попков много ездил по стране.

После гибели В. Е. Все началось с обсуждения картины Строители Братска (1960 – 1961), которая находится в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу. Резоны и страхи, устремления и вкусы советского интеллигента-шестидесятника. Однако по-человечески он пронес этот груз через всю жизнь, живя в изгнании. Большое внимание уделял мастер деталям и предметам антуража, которые под его кистью то превращались в некие магические символы и знаки, то становились «одушевленными».

Агде их мужья, дети. В 1961 году Попков пишет картину «Строители Братской ГЭС», которая стала каноническим произведением так называемого «сурового стиля», одним из родоначальников, которого ибыл сам Виктор Попков.

Судьба, как и творчество Виктора Попкова, созвучны судьбам многих шестидесятников, тех, кому так называемая "оттепель" дала возможность раскрыть свое творческое "я" и кто так и не успел договорить чего-то, возможно, самого главного. Освещенная желтым осенним солнцем холмистая земля на переднем плане усыпана багряными листьями иэто «пышное природы увядание» есть движение от жизни ксмерти. На переднем плане ребенок, который еще не может вникнуть всуть происходящего, он стоит спиной кмогиле илицом кзрителю— жизнь продолжается. В 1970 году Попков заканчивает картину «Мать исын», где изображает себя исвою мать. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Прощание проходило вДоме художника на Кузнецком мосту.

В Москве о нем почти никто не знает. Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. Художники сурового стиля вцелом были вписаны всистему советского художественного «производства», но они изображали людей труда, трудовые будни более «сурово», жизненно, без патетики соцреализма сего декларативной агитационностью. На картине «Братская ГЭС» на переднем плане, на фоне черного неба, словно на фоне черного занавеса, стоят вряд рабочие— сдержанные, мужественные, волевые.

преобладание автопортрета в ряду других жанров не случайно и, возможно, даже показательно. Он по-особому понимал интуитивно ощущал незримую связь времен, преемственность поколений и традиций. К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. В 1966 году он едет втворческую поездку на Север, вМезень итам начинает знаменитый «Мезенский цикл».

К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. Этот материал не вошел в фильм, поскольку многое было изучено и открыто много позже, когда он уже был снят.

Суровый насыщенный серый цвет комнаты соответствует самому укладу жизни на Севере. Пушкин» и«Хороший человек была бабка Анисья»— последнюю значительную работу Попкова, которую он успел завершить перед смертью. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок.

Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. В череде попковских автопортретов «Шинель отца» — во многом итоговая работа этого жанра. Связь эта живая, трепетная, возвышенная, понятая современно.

ЖАЛЬ ЧЕЛОВЕКА. правда, он и этого не умел. Попков тормознул на улице Горького инкассаторскую машину, приняв её за такси Шёл 1974 год. Доходило до курьезов: знаменитую попковскую «Шинель отца» не хотели включать вэкспозицию выставки вМанеже на том основании, что Попков изобразил там себя вботинках импортного производства.

Председательствующий говорит, что мы подходим коценке деятельности прошлого Правления. Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал». В картине выражены сокровенное личное переживание, благодарная память об ушедших, неразрывная связь и духовное родство поколений. Тема последствий войны не оставляла художника и в этой картине он задает вопрос своему поколению: достойно ли оно подвига отцов, по плечу ли его современникам эта солдатская шинель. Некоторые искусствоведы видят в «Шинели отца» отголоски былых споров о связи поколений.

Картина раскрывается перед зрителем постепенно. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции. Он как Гагарин шпарит по красному ковру споднятым вверх мандатом. Возможно, что и Государственная премия, данная художнику посмертно, была не случайна.

ВАЛЕРИЙ КОМАРОВ. Бабка Анисья была «хорошим человеком» иоттого жизнь ее венчается полнотой, она плодоносна. Такая замечательная картина, аты молчишь. Получилось, написал реквием самому себе.

Воспоминаниями проходят бесплотные тени вдов, витающие на дальнем плане картины. Рьяно боролись сформалистическим, как они называли искусством».

Судьба Попкова— это случай ясно выраженного, сдетства услышанного призвания. Попков. ) Вэтих портретах вождей запечатлелось противоречивое время, но весь уклад внутренней жизни этих деревенских баб уходит не кпартийным ленинским нормам, ак вековым русским религиозным истокам. На целине написал ряд картин из серии «Люди целины».

Попков с удовольствием писал старух. Его искусство рассматривали и анализировали в разных социально-культурных контекстах и традициях, чаще всего проводя аналогии с произведениями писателей- «деревенщиков» Федора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина, Василия Шукшина, оставляя в стороне такие явления отечественной культуры, как проза Василия Аксенова или фильмы Андрея Тарковского, в которых философское, нравственное осмысление времени выходило за пределы чисто национальных представлений и сопереживаний, обретая общечеловеческое значение. Власть, втом числе ортодоксально-официозная часть руководства Союза художников, стремилась подсечь под корень всякие «бессмысленные творческие искания». Вдовы, уйдя мысленно вмолодое, счастливое время, хотят впрошлом набраться сил для сегодняшнего дня идня завтрашнего.

Депрессивный колорит ещё больше подчёркивает безотрадность бытия. 1970-е годы- эпоха любования осенью, эстетизация печали и грусти. Как такое могло произойти.

Съемки продолжались. В отличие от многих художников советской эпохи, творческий путь Попкова не забыт: работы живописца активно выставляются, продаются на аукционах, украшают не только государственные, но и частные собрания. Случайно подошел кинкассаторской машине, его приняли за грабителя ивыстрелили вупор. Так первая тень шинели была моей. Виктора Попкова всегда восхищал графически четкий язык А. Дейнеки и сам он, создавая в начале 60-х свои картины "На работу", "Строители Братской ГЭС", стремился передать ритм жизни в выразительных, динамичных силуэтах искал оригинальные ракурсы, контрастные сочетания цветов и чаще всего поэтизировал действительность. В картинах 1963-1966 годов "Студенты на практике", "Полдень" и других искусствоведы увидели живописное переосмысление традиций русского лубка и палехского стиля. Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал».

Трудный быт, нужда— мать одна поднимала детей: отец погиб вначале войны. Он как бы представительствует от лица современности.

На фоне открытий современной европейской живописи картина Попкова некоторым «прогрессивным» братьям по цеху казалась устаревшей истилистически итематически. В поэзии, живописи, вкинематографе не случайно вэто время рождаются похожие образы— впесне Высоцкого: «Образа вуглу ите перекошены», уПопкова вкартине «Тишина»— полуразрушенные церкви сдырявым куполом, уШукшина вфильме «Калина красная»— затопленный храм.

Жил в Москве. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Приступ отчаяния. Небо— «занавес», фронтальные, «иконные» фигуры рабочих— этот образ можно прочитать как «Его величество рабочий класс на авансцене истории» иуже тогда становится очевидным стремление молодого Попкова уйти от прозаичности, обыденности жанровой сцены ксмысловому обобщению, желание не столько рисовать, сколько «осмыслять жизнь скистью вруках». Попков писал, что ему хочется вкартинах «наряду сконкретным выразить нечто неясное, духовное неосязаемое».

Художник Эдуард Браговский, которому Попков показал «Братскую ГЭС», вспоминал: «Он был жутко расстроен, когда увидел, что его никто не хвалит, что мы равнодушны. Это правда. Далее все эпизоды должны были быть просто вставлены согласно замыслу.