Боярыня Морозова Суриков Краткое Описание

«Боярыня Морозова» описание картины

Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца.

Важно найти замок, чтобы все части соединить. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей.

Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. На ее лице глубокая скорбь. Морозову окружает атмосфера народной любви. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Его лица не видно.

Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Все на картине будто напряглось. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Среди последних, как известно, было даже немало священников.

Но Суриков мучается: Не то, не то. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Естественно, я говорю о староверах православных. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.

А через двадцать лет с небольшим после смерти Морозовой, когда русским царем стал сын Алексея Михайловича, Петр Первый, стрельцы не захотели признать новые порядки в стране, поднялись за старину и были беспощадно казнены. Ведь сколько времени я его искал. Впереди на коленях старая нищенка. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Но боярыня отказалась.

Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Но враги и насмешники одиноки в толпе. В толпе терялось. Все лицо мелко было.

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова Василия

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова Василия Сурикова

Там, в Преображенском, все меня знали. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола».

Но нет. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства.

Василий Суриков, 
Боярыня Морозова: 
описание картины,

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

«Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. На шапку накинут платок.

Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Это математика. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом.

До стрельца вы видите светлые тона одежд. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. И как вставил ее в картину- она всех победила. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты.

Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест).

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.

Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам.

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова

Я с нее написал этюд в садике в два часа. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.

В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. На полотне изображено реальное событие, произошедшее в ноябре 1671 года, когда по приказу царя боярыню Феодосию Морозову, приверженку старой веры, отправили в монастырь. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.

Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.

Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.

Оно вошло в обиход уже в 18 веке. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой.

События происходят в 17 веке. Действие происходит на одной из московских улиц. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза.

Краткое описание 
картины Боярыня 
Морозова Василия

Краткое описание картины Боярыня Морозова Василия Сурикова

В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Картина потрясающая. Так и моя бабушка говорила.

Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины.

Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. (8) Церковь. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана.

Она почти не смотрит на боярыню. Тонкость черт ее лица, глубоко запавшие глаза, резко очерченные скулы, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, твердость характера, решимость и несгибаемая воля. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). По центру полотна изображена боярыня Морозова. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.

Жизнь, унижение 
и смерть боярыни 
Морозовой

Жизнь, унижение и смерть боярыни Морозовой

(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Цвет не только равноценен форме, не только равноправно с ней участвует в композиции картины, — он нерасторжимо связан с формой и столь же содержателен, как она». Морозову подвергли пытке. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Торопливый шаг едва поспевающей за санями княгини Урусовой еще больше подчеркнет их движение. Люди потянулись к ней взорами. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте.

Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Без устали работал Суриков на натуре. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Каменный храм построили в 1703 году. Очень трудно ее лицо было найти.

Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». В то время как боярыня призывает к борьбе боевым кличем, этим движением руки юродивый выражает благословение. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Картина ожила.

Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Он писал этюд занесенного снегом московского бульвара с фигурой присевшего на скамейку человека, одетого в черное он писал темные стволы и сучья голых деревьев, которые гнутся над снежными сугробами он писал следы полозьев на чистом рыхлом снегу. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Не смею, - отвечал стрелец.

Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю.

Художник использует такой прием неспроста – он передает общий фон и общие эмоции каждой шубой, каждой шапкой и каждым взглядом. Это настоящая математика. Обычаи старообрядного христианства с раннего детства были знакомы Василию Сурикову, ведь сам он был сибиряком, а среди жителей Сибири старообрядчество часто практиковалось. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Называли себя староверами. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной.

  1. Картина «Боярыня Морозова», Суриков
  2. Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова
  3. История одного шедевра: «Боярыня Морозова» Сурикова
  4. Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
  5. Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
  6. Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс

Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Это Феодосия Морозова. Ее увозили в ссылку. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния.

Ее глаза полны слез. Это Феодосия Морозова. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Но исходил он при этом не из предвзятых формальных схем, а из живых ощущений натуры, в которой острым художническим зрением и чутьем подлинного реалиста он раскрывал законы гармонического построения.

«Не идет у меня лошадь, да и только. Это был раскол из-за убеждений и веры.

Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума.

«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Рукой она изображает два перста.

Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Картина вызывает восторг. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Вот пять женщин в правой части картины. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица.

Василий Суриков изобразил на картине не персонаж— боярыню Морозову, а историю церковного раскола на Руси в ХVIIвеке. Увлеченный красочностью древнерусского быта, Суриков дает исключительные по звучности цветовые пятна -- голубое, желтое, малиновое, черное. Это сама героиня и юродивый. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Она не хотела изменять старой вере. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.

  1. Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс
  2. «Описание картины В Сурикова Боярыня Морозова»
  3. Анализ картины Боярыня Морозова
  4. Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
  5. Описание картины Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова"
  6. Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
  7. Другие картины Василия Ивановича Сурикова

На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. Портретный этюд был написан всего за два часа. Создавая этот образ, художник, быть может, вспоминал свои отроческие впечатления, когда сам он был свидетелем наказаний и казней на площади Красноярска.

Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя».

  1. Описание картины Боярыня Морозова
  2. Работа над картиной: центральный образ
  3. Образ женщины на картине, представляющей староверов
  4. Слишком много места внизу полотна
  5. Создание образа женщины в санях
  6. Еще один образ, выделенный в произведении
  7. / Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
  8. Описание настроения картины Боярыня Морозова

Это и отразил художник на картине. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Здесь главный мотив — сострадание к мученице.

Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. В XVII веке, когда царь Алексей Михайлович поддержал реформу русской церкви, проводимую патриархом Никоном, Феодосия Морозова, одна из самых родовитых и влиятельных женщин при дворе, воспротивилась нововведениям.

  • Женщины в картине Боярыня Морозова
  • Юродивый в картине Боярыня Морозова
  • Стрелец в картине Боярыня Морозова
  • Странник в картине Боярыня Морозова

Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями.

Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Ноги у нее скованы цепью. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини.

  1. Детали в картине Боярыня Морозова
  2. Мальчишки в картине Боярыня Морозова

Все на картине будто напряглось. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой».

Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх.

Но смеялись немногие. Она сидит в розвальнях, на соломе. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение.

Картина «Боярыня 
Морозова», Суриков

Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.

Образы его одновременно статичны и находятся в движении. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики.

В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев.

Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Замечательно увидено и выражено в картине ощущение живой природы: влажный зимний день, глубокий след от полозьев в рыхлом снегу, скрюченные от холода пальцы ног босого юродивого, пар от дыханья. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием.

С увлечением работал художник над пейзажем картины. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.

В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Картина ожила.

Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.

Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.

Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Дороги перед санями как таковой нет, она не видна, загорожена толпой, символизирующей тупик, отсутствие пути. Люди потянулись к ней взорами. Толпа стоит лишь в глубине сцены.

Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Нравилось им, что я казак и не курю.

Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. Его бег поможет поехать дровням.

По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика 7. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.

И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Женщины сочувствуют.

В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. (16) Икона «Богоматерь Умиление». «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Приглядел для работы соседний переулок.

Героический порыв Морозовой захватывает и потрясает толпу, но не подавляет ее, а, напротив, рождает в ней ответное движение, которое становится для Сурикова не менее значительным, чем переживания главной героини. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Суриков неоднократно удлинял холст.

На переднем плане картины в санях изображена женщина. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой.

Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. В отличие от других живописцев, обращавшихся к этому кругу тем, Суриков не коснулся в своей картине церковно-догматической стороны раскола, не показал основных деятелей движения и их словопрений с никонианами, как это сделали Перов и Милорадович. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Суриков наделяет юродивого такой душевной силой, которая, быть может, соперничает со страстной внутренней напряженностью самой Морозовой.

Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Но благодаря безошибочному композиционному расчету Суриков, выделяя Морозову, сумел не противопоставить ее толпе, а сблизить с ней. (1) Феодосия Морозова.

Склоняются многие, что староверы – правильнее. По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.

Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы».

Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине.