Брюсов Картины
Самые знаменитые картины Врубеля
В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие— любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках. Татьяна Николаевна Гиппиус во время сеансов много разговаривала с поэтом, а тот рассматривал альбомы с ее рисунками и поверял перипетии сложившегося любовного треугольника в его семье: жена Любовь Дмитриевна (урожденная Менделеева) была увлечена абсолютно потерявшим от нее голову другом Блока Борисом Бугаевым – поэтом Андреем Белым. Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник».
После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904 -1909 г. ), лучшего журнала русского символизма. 1900 г. – выходит книга «Tertia Vigilia» («Третья стража»), после которой Брюсов получает широкое признание. 1902 г. – Брюсов посещает Италию (Венецию, Милан, Флоренцию), где изучает культуру эпохи Возрождения, пишет стихи на итальянские темы. 1903 г. – выходит книга «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). Вот такая эстафета Фета – от поэта «Золотого века» – поэту «Серебряного века». Стихотворение Осеннее чувство (Гаснут розовые краски в бледном отблеске луны. ) варьировало мотивы Малларме и Бодлера, Самоуверенность (Золотистые феи в атласном саду. ) играло метафорами на манер Рембо, а Творчество (Фиолетовые руки на эмалевой стене. ) было примером «утаивания», характерного для «суггестивной» поэзии и т. д. Книга Tertia Vigilia (Третья стража, 1900), третий поэтический сборник Брюсова, принесла ему признание и обозначила начало его творческой зрелости. В сфере его переводческой деятельности – поэзия модернистов и их предшественников, классики мировой поэзии (Данте, Байрон, Гёте, Э. Верхарн, П. Верлен, Э. По, О. Уальд, Мольер, Метерлинк и др. )В 1910-е г. расширяется диапазон работы Брюсова как историка и литературоведа.
Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик». В 1885 в возрасте 11 лет он поступил во 2-й класс гимназии. К этому времени относятся острокритические стихи («Орел двуглавый», «Многое можно продать. » и др. ), которые остаются тогда ненапечатанными. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм»38.
Дед с материнской стороны А. Я. Бакулин был поэтом-самоучкой. Символизм в России был признан существующим. С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике32. Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое.
Родители мало занимались воспитанием Валерия и мальчик был предоставлен самому себе большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», вот таким образом Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой чертовщины, меня усердно оберегали. Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн. В 1894-1895 годах Валерий подготовил три поэтических сборника под названием «Русские символисты» изданные в виде трех тонких брошюрок. В 1896 выпустил вторую книгу стиховMe eum esse (Это – я, датировано 1897). афиши, эскизы обложек к произведениям Брюсова: рисунки П. Уткина, М. Ромадина, эскизы декораций Н. Сапунова игральные карты, принадлежавшие поэту.
И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). При жизни Брюсова на этом «главном» столе и в его недрах был свой порядок: стопки книг, которые поэт читал для написания рецензий, основная текущая работа – в рукописях, а что-то скрытое – в выдвижных ящиках и в потайных ящичках стола. По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир»источник не указан 71 день. Кроме того уже давно, после Пана, после Тридцати трех богатырей, после Фауста я был страстным поклонником его творчества (Демона мне на выставке не довелось видеть). В сборнике Me eum esse за прологом (Новые заветы), где речь шла о новых поэтических задачах автора, следовал цикл Видения, в котором, подключая контекст поэзии Бодлера и Малларме, Брюсов решал проблему соотношения земной жизни и небесного идеала.
Брюсов известен в широких кругах как талантливый переводчик. Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Статьи Брюсова, в большей части информационно-аналитичны. В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции сложения стихотворных строк, множество аллитераций, что позволило назвать эту манеру «академический авангардизм». Отзывы 1916—1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др. ) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др. ), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта4445.
Так есть». Варьируя намеченные в предыдущих книгах мотивы, Брюсов изменил акценты. Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви. Приятную особенность итальянских городов составляет изобилие статуй.
Бронислава – одна из пяти сестер жены поэта Иоанны, с 15 лет работавшая учительницей французского языка, писательница, феминистка, секретарь журнала «Весы». Но у нас было много общих знакомых. В это время он заведует Книжной палатой, отделом научных библиотек и Литературным отделом при Наркомпросе, читает в Московском университете курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, ведет семинары по истории Древнего Востока и др. 1921 г. – Брюсов создает и возглавляет Высший литературно-художественный институт, много времени и сил уделяет педагогической деятельности в нем. В 1920-1924 г. поэт издает пять сборников («Последние мечты», «В такие дни», «Миг», «Дали», «Меа»). Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений». Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годовисточник не указан 71 день. На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Вот таким образом так многозначительны портреты, оставленные Серовым.
И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы. Свое творческое становление Брюсов подробно описал в автобиографии (Из моей жизни). Ее с детства называли «Броничка». Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт» за 1889 год) представляет собой статью в защиту тотализатора14. Интересныисточник не указан 71 день брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ).
В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Брюсов писал и фантастические произведения— это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—05)52. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова)47. Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»)33. бойких фельетонистов».
Валерий Брюсов — И снова давние картины: Стих
Критикой сборники были восприняты как литературный курьез, неумелое подражание французским декадентам. Новый поэтический предмет требовал нового языка. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати», — вспоминает Брюсов20.
В 1923-1924 годах выходят два его последних сборника — «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает абсолютно иной Валерий Брюсов. », 1903)39. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 189328 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов). Значительного внимания критики удостоиласьисточник не указан 71 день и повесть «Последние страницы из дневника женщины»53.
За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве. Валерий Брюсов скончался от воспаления легких в Москве 9 октября 1924 года. Но Брюсова окрестили «декадентом» и на целых пять лет журналы оказались для него закрыты.
Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»
Уже так много я об них слышал, что мне они явились родными и мне казалось, что и меня они встретили как давнего знакомого. В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия ит. п. ). Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть.
Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион». Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. Примерно 2 000 открыток, привезенных Брюсовым из разных городов России и Европы, представляют его как путешественника. Вместе они стали издавать рукописный журнал «Начало». Брюсовой, сохранившей его наследие. Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию.
У нас нет даже ни одной обстоятельной монографии о Серове (приготовлена к печати и скоро должна выйти книга о Серове – И. Э. Грабаря). Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», — вспоминал Брюсов15) но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, вот таким образом среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюля Верна и Майн Рида и научные статьи— словом «всё, что попадалось под руку»15. «О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те— более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900 году, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва14. Кажется, что художник и писатель искали вдохновение в одних и тех же источниках: в «Демоне» Лермонтова и в «Фаусте» Гете, который появляется на страницах вышеупомянутого брюсовского романа, на триптихе Врубеля «Фауст» и в его панно «Полет Фауста и Мефистофеля». Таким образом, по собственному выражению, он творил «храм всем богам, дню и ночи и Христу и Адонису и демонам» (из письма И. И. Ореусу-Коневскому 15 марта 1899).
Один комментарий к «И снова давние картины»
Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины»60. Фотографии подписанны на оборотах предельно кратко и всегда одинаково: «Милой Броничке». др. )14. Поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик.
Я стоял в зале Берлинского музея (то было еще его прежнее помещение, теперь занятое почти исключительно собранием чудовищно-безобразных мула-жей, опозоривающих едва ли не все лучшие создания мировой скульптуры), стоял в пестрой толпе, беспечно глазеющей на белокурую Афродиту, стыдливо потупившую глаза, – и чувствовал себя как бы государем, путешествующим инкогнито и узнанным некоей принцессой. В том же 1894 г. он писал: «Я символист. Следующим сборником Брюсова стал «» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов37). Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов». Но за мной идут другие»69.
- Картины с портретом Брюсова Валерия
- Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова, Врубель, 1906
- Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)
- История гениального художника Михаила Врубеля
- Валерий Брюсов: жизнь и творчество
- Биография Брюсова Валерия Яковлевича
- Фотографии Брюсова Валерия Яковлевича – "Подборка фотографий"
- «Громадные пакеты исписанной бумаги»
Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли». Мне почти стыдно делать такое признание, но что же. Через несколько лет, в 1923 году, в эмиграции, Зинаида Гиппиус напишет: «это единственная женщина, которую во всю жизнь Брюсов любил» и добавит: «Миры могут рушиться, но Брюсов останется в конце концов с ней».
Он сравнивал поэтическую мечту с волом, а поэта с ее погонщиком. В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. Этот период историки литературы так и назвали – «кафейный», – когда при кризисе бумажной промышленности звучало живое слово, читали лекции, дискутировали, сочиняли импровизации на заданные темы.
- Посвящение «Вечности и искусству»
- Корреспондент, переводчик, профессор
- Валерий Яковлевич Брюсов: Фотогалерея
- Немного биографии иособенности творчества
- Исторические романы и концепции
В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник— термин им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова— «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920)49. О нем ничего неизвестно – ни точной даты, ни фамилии фотографа, ни места создания – ведь не на фоне же настоящего пейзажа с цветущими кустами и деревьями сняты супруги Брюсовы в пальто с меховыми воротниками.
В его коллекции есть переводы произведений Гете, Метерлинка, Байрона, По. Его образы существуют будто «по ту сторону добра и зла», границы между ангелами и демонами размываются, как переходы между цветов в акварельной технике. Однако в огромной коллекции ГЛМ хранятся всего два совместных снимка четы Брюсовых. По-новому определяется и его взгляд на творчество.
Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд, Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства»источник не указан 65 дней33. Поэты развлекали публику, собравшуюся поесть и послушать стихи в «Кафе поэтов», «Музыкальной табакерке», «Стойле Пегаса», «Десятой музе», в аудиториях Политехнического музея и в Доме искусств. Символистская поэзия стала для Брюсова «целым откровением: не будучи знаком с западно-европейской литературой последнего полустолетия», он «только из их стихов понял, как далеко ушла поэзия от творчества романтиков» (там же). Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором.
Конечно, Серов был реалист, в лучшем значении этого слова. Его отец был довольно преуспевающим торговцем. Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. Несмотря на слабость большинства стихотворений, мистификация удалась. По Брюсову, революция была неминуема.
- Фото Брюсова Валерия одна из последних фотографий
- Фото Брюсова Валерия 1990-х годов
- Фото Брюсова Валерия 1910-х годов
- Фото Брюсова Валерия 1900-х годов
- Фото Брюсова Валерия начала 1910-х годов
- Фото Брюсова Валерия со своим воспитанником Колей Филипенко 1920-х годов
- Фото Брюсова Валерия гимназист 1885 год
- Поэт в России – больше, чем поэт
Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством. Даля. Благодаря этому у него были хорошо развиты пытливость и любознательность. Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Александр Александрович Блок.
Вот таким образом они отмечены исканиями в большей мере, чем конкретными выводами. Отец Яков Кузьмич Брюсов умирает в 1908 году, дом продается в 1910-м и выросшие образованные купеческие дети Брюсовы разъезжаются по отдельным московским квартирам. Действительно, только ленивый не прошелся с критикой по опубликованным в сборнике стихам. В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение. Он заново перечитывает Пушкина, но восхищается и «новыми» поэтами, Д. С. Мережковским и К. М. Фофановым.
- Фотографии Брюсова Валерия Яковлевича (8)
- Фотоальбомы Брюсова Валерия Яковлевича
Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами, всеми утаенными от всех переживаниями. 1897 г. – выходит книга «Me eum esse» («Это – я»). 1899 г. – окончив университет, полностью Брюсов отдается литературной деятельности. В её составе примерно 6 000 единиц хранения.
Дом красив, он только что отстроен в модном стиле северный модерн. «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике27. Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). Его роль в пропаганде армянской культуры не ограничилась этим. Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем— в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905) в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти.
Дом был построен в 1830-х годах – тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом («низ каменный, верх деревянный») и характерной для того времени классической обработкой фасада. Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». В этих книгах, несмотря на их эпатажность, уже видны основные приемы творчества Брюсова: лейтмотивы, самоцитаты и повтор названий объединение стихотворений в циклы для их тематической организации игра культурными ассоциациями, когда образ творится за счет уже известных, привычных читателю образов и форм. В 1917 году Брюсов пробует себя на ниве либеральной публицистики.
Он начинает переводить символистов и подражать им. Уже сборники конца 1900-х годов— «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909)— оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы» усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908 «Демон самоубийства», 1910). Может быть, причиной этому почти всегда светлое итальянское небо или сравнительная высота даже среднего уровня итальянских скульптурных изделий или, наконец, достоинства итальянского мрамора из которого, что ни сделай, все будет прекрасно, – не знаю. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения38. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника14. В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые».
В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательноисточник не указан 71 день. Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества. Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905). Прямота и честность были основными чертами его существа. Специально для театра В. Комиссаржевской он представил русскоязычные версии множества произведений, среди которых «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э. Верхарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие.
После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга.
9 октября 1924 г. – Валерий Брюсов умер в Москве. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года.
Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др. ). Свободное отношение Брюсова к наследию веков, к мифологиям и религиям позволяло ему, смешивая их, создавать единую систему культурных знаков, где отдельные «портреты» призваны были символизировать непрерывность, единство культуры и диалогичность времени. / Путь труда, как путь иной (Работа). В 1908 году Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых загадочных произведений своего времени.
Сейчас еще не время оценивать творчество Серова в его целом. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. 1895 г. – Брюсов издает книгу «Chefs dOeuvre» («Шедевры»).
находят отражения в его поэтических циклах 1900-х г. 1906 г. – издается книга «Венок». 1908 г. – выходит роман «Огненный ангел» (биографическим подтекстом которого являются отношения с Н. И. В 24 года он был уже известен как предводитель московской группы «декадентов», один из авторов сборников «Русские символисты» и издал на родительские деньги очередной сборник в типографии, где за несколько лет до этого печатал свои произведения Афанасий Фет. Собирались с вечера, шумели, пили вино, шутили, низвергали одних поэтов и превозносили других, хозяйка с томным видом протягивала свой опустошенный бокал какому-нибудь «виночерпию», веселье продолжалось до рассвета В начале 20-х годов Бронислава Рунт эмигрировала, вышла замуж за выдающегося лингвиста Погорелова, к тому времени вдовца имевшего шестерых детей от первого брака.
Один сделан в конце 1890-х годов, а этот – в одной из мастерских в начале 1910-х годов. «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова14. Первое впечатление: сумасшедший. Экспонаты, представленные на экспозиции Музея Серебряного века — «вершина айсберга» коллекции В. Я.
стихотворение «Младшим»: «Они Её видят. В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верленаисточник не указан 71 день. Эти личики гораздо красивее лица обожаемой «Бронички», а она, как утверждал Дон-Аминадо, не отличалась «избыточной красотой», но имела превосходное чувство юмора, обладала талантом переводчицы, писала замечательные «акварельные» рассказы в журналы, подшучивала над знаменитым родственником Валерием Брюсовым, которому приходилась свояченицей. Основу «Русских символистов» составили произведения самого Брюсова, которые он подписывал различными псевдонимами (Даров, Созонтов, Фукс и другие). С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию— посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914—1916, остались не изданными при жизни автора).
Одновременно с третьим выпуском Русских символистов Брюсов опубликовал первую книгу своих стихов Chefs d"oeuvre (Шедевры, 1895). Брюсов был среди тех, кто руководил диспутами о новом искусстве, о современной поэзии, кто мог в качестве импровизатора, как итальянец в «Египетских ночах» Пушкина, читать на предложенную тему, например, на тему любви и страсти. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали.
Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей»)— излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох. Он пишет серию рассказов «Земная ось», где предлагает читателю через призму характеров своих героев помочь ощутить некую земную ось, пронзающую бытие и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой. Такая позиция позволила ему занимать ряд важных должностей. / Я хочу изведать тайны, / Жизни мудрой и простой, / Все пути необычайны.
Брюсова в Музее истории литературы имени В. И. Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». «Младшие» символисты – А. Белый, А. Блок – воспринимают её восторженно. Поездки Брюсова весной 1905 г. в Финляндию, летом 1906 г. в Швецию, летом 1908 г. в Италию, Испанию, Францию, Бельгию, позднее в Германию, Швейцарию и т. д. Раньше с Врубелем встречаться мне не приходилось. Это все – смешно, но именно так я чувствовал тогда. Строгие по форме, отличаются они также своей сжатостью и точностью формулировок.
Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову»14. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь». В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья». Тогда же Брюсов начал читать русскую литературу «от Пушкина и Лермонтова, через Тургенева, Толстого, Достоевского, доЛескова. » (до того он увлекался историей и естественными науками). Родился 1 декабря 1873 в Москве в купеческой семье.
Если для многих символистов характерен тематический монологизм (соборность, «дионисийство» Иванова, «неохристианство» Мережковского и пр. ), то темы и идеи статей Брюсова меняются вместе с автором, меняются лозунги, которые он выдвигает. Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. Во время Первой мировой Валерий Яковлевич отправился на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости». Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909 к 1910 активность русского символизма как движения снижается.
Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Многочисленные группировки – презантисты имажинисты, эклектики, ничевоки и многие другие были еще не запрещены большевиками, могли спорить, развлекаться и говорить о серьезном вплоть до середины 20-х годов, пока всех не разогнали и не упразднили бойкую разноголосицу. Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского»), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников). Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает— наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена— влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом1446.
С самого начала он был окутан ореолом мистификации — формально издателем трудов выступил некто Владимир Маслов, которого на самом деле никогда не существовало. Наряду с традиционными «антидекадентскими» рецензиями, она вызывает и сочувственные отзывы. Предприимчивый купец Кузьма Андреевич Брюсов построил дом для своей семьи на Цветном Бульваре (по старой нумерации дом номер 24, по новой – 22, современный фасад здания отчасти напоминает то время, когда Валерий Брюсов жил там с 1877 по 1910 гг. ). Родился 1 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье среднего достатка. Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». Множество документов граничит с деятельностью жены поэта И. М.
Сквозь безумие проглянул гений». Появились в них и темы, которые Брюсов будет развивать в последующих книгах: тема поэта и поэзии тема современного города, впервые зазвучавшая у Бодлера тема личности и истории «декадентские» мотивы смерти и любви как губительной страсти лирические пейзажные зарисовки в духе романтиков, с одной стороны и Верлена, с другой. Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов42. магией искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве», — писал поэт.
Поездка в дом Волошина в Коктебель в 1924 году стала для Брюсова роковой. Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтовисточник не указан 71 день, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». В нем появились урбанистические исторические и научные мотивы. Петровской и связанные с этим обстоятельства своеобразного идейно-психологического единоборства между Брюсовым и А. Белым в 1904-1905 г. ), позднее – «Алтарь победы» (1913 г. ).
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». Позднее Брюсов с горестью вспоминал, что «стал героем мелких газет и. Сразу выражение его лица изменилось. Они Её слышат. Этот сборник был единодушно отвергнут критикой. Лето 1896 г. Брюсов проводит в Крыму и на Кавказе, в 1897 г. совершает первое заграничное путешествие (в Германию). «Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904).
Большинство снимков — с автографами, дарственными и пояснительными надписями. В 1924 году Волошин впервые после революции покинул Крым. Чагин спроектировал для Баева особняк в формах «северного модерна» – выразительное двух-трехэтажное здание с асимметрично решенными фасадами, кровлей сложной формы с островерхой крышей над входной зоной и с оригинально устроенным входом в заглубленной арочной нише.
Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). В нем переплетается автобиография поэта с мистическими мотивами и историей. Оба романа имеют большой успех. 1909 г. – сборник «Все напевы». В 1900-10-е г. Брюсов проявляет себя как разносторонний и исключительно активный переводчик со множества языков, виртуозно владеющий стихотворной техникой и разнообразными стилистическими приемами. В 1897 году Валерий Брюсов женился. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту.
Два следующих сборника, Urbi et orbi (Городу и миру, 1903) и Stephanos (Венок, 1905) вводят бытовые и гражданские мотивы в поэзию Брюсова. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка». Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»)40. Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции.
Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Это трехчастная антология, составленная из переводов (поэзии П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинка, А. Э. По, Лорана Тальяда) и подражаний. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»).
На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием. Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявленияхисточник не указан 71 день: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою»35) и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». 1894-1895 г. – выходят три сборника стихотворений «Русские символисты», в которых представлены в основном стихи самого Брюсова (под разными псевдонимами). Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы». Брюсова «Огненный ангел», где Мадиэль– это и посланник и рая и адав одном лице, аРената то погружается в чернокнижие, то уходит монахиней в монастырь.
Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве. Осенью 1890 поступает в 6-й класс другой гимназии, где увлеченно занимается математикой изучает философию (Канта, Шопенгауэра, особенно Спинозы). и М. С., не сумел бы жить в ней столько, чтобы угадать, – скорее предчувствием, чем уже знанием, – ее мировое величие. Вообще, фигура Брюсова действительно стоит несколько особняком от того «лагеря», чьё право на существование Брюсов отстаивал. Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок») использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются // К твоим губам»).
Крестьянские образы возникают ещё в ранний— «декадентский»— период брюсовской лирики. Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому. В 1893 году он пишет письмо (первое из известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения21. Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году.
В это время появляется первая проза Брюсова. Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна, разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря. В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi». Портрет Волошина для Дома Брюсова имеет особое значение. С каждым днем портрет оживал под его карандашами. В каждом городе непременно есть свой Виктор-Эммануил и свой Гарибальди.
В Любимцах веков и в подобных циклах из других сборников (Баллады в Urbi et Orbi Правда вечная кумиров в Stephanos Правда вечная кумиров и Приветствия в книге Все НапевыВластительные тени в Зеркале Теней и т. д. ) Брюсов-поэт говорил от лица исторических персонажей, героев древнегреческой и библейской мифологии, обобщенных героев, символизирующих определенную эпоху. В течение двух лет работает секретарем редакции журнала «Русский архив». Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э. 50 и— в особенности— «Огненный ангел». Он искал одного – верности тому, что есть. Третья стража начинается (после программного пролога Возвращение) циклом Любимцы веков, посвященным истории и месту личности в ней. При этом будущий поэт получил хорошее образование— он учился в двух московских гимназиях: с 1885 по 1889 год— в частной классической гимназии Ф. И. Креймана (был отчислен за пропаганду атеистических идей) и в 1890—1893 годах— в частной гимназии Л. И. Поливанова последний педагог оказал значительное влияние на юного поэта в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой16. В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал одноимённую оперу51.
Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству»11. Его произведения разбросаны по разным городам, вспоминаются только в перспективе лет. Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта.
Пушкину) изучает поэтику Пушкина (ст. 28 сентября 1897 г. женится на Иоанне Матвеевне Рунт (гувернантке в семье Брюсовых), ставшей впоследствии его помощницей в литературных и организационных делах, а после смерти Брюсова хранителем его архива и издателем его произведений. Владевшее Брюсовым «стремление к неограниченному расширению своего творческого кругозора и приобщению к традициям классического искусства непрестанно выводили его за горизонт литературной школы, к которой он принадлежал, побуждали его с течением времени () преодолевать её ранее сложившиеся каноны»70. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство». Во всяком случае у итальянцев какая-то страсть ставить памятники на всех площадях.
Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами. Валерий Яковлевич с женой Иоанной Матвеевной, покинув родительский дом, сняли квартиру на первом этаже особняка купца-обувщика Ивана Кузьмича Баева по адресу Первая Мещанская, 32 (ныне Проспект Мира, 30). Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстогоисточник не указан 71 день. Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом русском гимне», в которой призывает создать торжественную песнь.
Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. Он выпускает также обширный труд «Летопись исторических судеб армянского народа», является автором ряда статей, посвященных деятелям армянской культуры.
«Нужна краткая песнь, которая. Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). Вскоре владелец текстильного предприятия С. А. Позже, в 1909 году, она перешла по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу, который решил кардинально перестроить старый дом, пригласив для этих целей архитектора Владимира Ивановича Чагина.
Вслед за Началом Брюсов, уже в одиночку, выпускает рукописный «Листок V класса», посвятив его не литературе, а политике и сатире на гимназическую жизнь. «Стихотворная техника Пушкина», 1915 г. ), занимается его биографией и текстологией издает «Краткий курс науки и стихе», 1919 г., 2-е издание под названием «Основы стиховедения», 1924 г. 1912 г. – книга «Зеркало теней». 1914 г. – в годы первой мировой войны, отправившись на фронт от одной из самых распространенных газет «Русские ведомости», Брюсов публикует большое число корреспонденций и статей, посвященных военным вопросам. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Он, без колебания, не заботясь о последствиях исполнял то, что почитал своим долгом.
Отец будущего поэта воспитывал сына в духе передовых идей того времени. В 1910-е гг. В 1916 году выходит сборник «Поэзия Армении», большая часть переводов в котором была выполнена Брюсовым. Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты»56. В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы.
Младшая сестра З. Н. К несчастью К несчастью, – я не совсем символист. Любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 годаисточник не указан 71 день. Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием).
Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Дни, проведенные мною впервые в Коктебеле, проводят новую четкую черту в моей жизни». В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс.
У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Согласно характеристике Андрея Белого48, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу»23. Московский фотограф имя которого не сохранилось, выбрал ракурс: стол на первом плане, порядок на нем, возможно, наведенный не Брюсовым, а только что – его вдовой, а за столом, фоном – брюсовские «цепи книг». Зинаида Гиппиус, всегда предлагавшая хорошо подумать и что-то предположить, задававшая вопросы: а что, если, а если дважды два – не четыре, а, в 26 написала знаменитые слова в «Песне» : «Мне нужно то, чего нет на свете» Константин Бальмонт в 36 основным своим занятием в графе «род деятельности» в одной из гостиниц зафиксировал: «Только любовь», по названию его известной книги. В сборниках «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» ит. п. изредка появляются образы героя, труженикаисточник не указан 65 дней.
В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста)57. Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета и мыслительные раздумья Баратынского и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова»23. Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905)— стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение14. При этом Брюсов замаскировал свои опыты несколькими псевдонимами: каждый представлял особый темперамент и особое ответвление «нового искусства». Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему— лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева.
Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич. По памяти с собственного портрета углем 1909 года». В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б).
Русские символистыподверглись яростной критике, что создало его авторам скандальную славу. Брюсов являлся и членом Моссовета40. И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то— отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»)38. В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию.
Единственный выход для человечества в создавшемся положении— коллективное самоубийство, которое и являет собой финал драмы. После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. В Urbi et orbi в стихотворениях Работа и В ответ (цикл Вступления) Брюсов в противовес идее спонтанности, «стихийности» поэтического акта, популярной среди символистов, утверждал необходимость сознательной работы над стихом. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало».
То же самое происходитв романе В. Я. Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». Также он пишет неопубликованные при жизни пьесы футурологического характера «Диктатор» и «Мир семи поколений». Оригинальные новеллы Брюсова, построенные на принципе двоемирья, составили сборник «Земная ось» (1907). Его литературные интересы становятся более разнообразными. Самым юным из этих символистов, оформившим свое credo, стал Валерий Брюсов.
В новеллистическом цикле «Ночи и дни» Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти». Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистовисточник не указан 71 день (см. Это потому, что они были неделями счастья.
В Берлине я впервые увидел подлинные полотна Боттичелли (петербургское Поклонение волхвов я еще не умел ценить). Это стало причиной исключения Брюсова из гимназии. Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs doeuvre» — «Шедевры». С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известныисточник не указан 71 день его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина».