Бунт Горожан Кустодиев

какие исторические персонажи являются главными на картине кустодиева

Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). У Блока: «Глухая улица», «шарманщик хмурый», «афиша на мокром столбе», «забитая лошадка бурая», «серые прохожие». Кустодиев понимал революцию как народный бунт, стихийный и гигантский по своему размаху1. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва).

Степанов также рассказывал о бытовании среди старых москвичей одной легенды, согласно которой Фёдор Шаляпин во время написания Кустодиевым его портрета увидел у него дома эту картину с фигурой огромного большевика и, содрогнувшись, сказал: «Ну, пора уезжать. »4533. Власов, основавший Астраханский кружок любителей живописи и рисования, был прекрасным педагогом и многому научил юношу. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Почти половину холста занимает пестрая человеческая толпа: нарядно одетые крестьянки, бородатые мужики, старики, дети изумленно застывшие возле ярких игрушек. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.

Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). И. Шаляпин». Портрет так понравился Шаляпину, что он взял и эскизы к нему. Новое Временное правительство, пользовавшееся поддержкой старого чиновничьего аппарата, не обладало реальной властью, а Совет рабочих и солдатских депутатов, поддержанный армейскими массами, в свою очередь не обладал законной властью сложившееся «двоевластие» разрешилось Октябрьской революцией 1917 года — низложением Временного правительства и приходом к власти большевиков12. Крымские походы князя Голицина 1687 и 1689 годов успеха не принесли.

За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Большевик ступает через толпу людишек-муравьёв как Гулливер среди лилипутов, он своего рода «Гулливер революции»45331537. Воинов, впервые увидевший «Большевика» в мастерской Кустодиева, записал 3 декабря в своём дневнике за 1921 год, что «картина производит огромное впечатление» и в ней, «по-моему, есть глубокое чувство художника к переживаемым им событиям, чисто чувственное интуитивное»3940. У Блока и Кустодиева часто изображается зимняя улица. Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир.

Несмотря на все усилия и жертвы, Москва не смогла пробиться к Балтийскому и Черному морям. В создании полотна участвовала семья.

Увидел художника в тесной мастерской, одновременно служившей и спальней, в кресле-каталке, полулежавшего под нависшим над ним мольбертом и «жалостливая грусть» пронзила сердце великого певца. В беседе с Всеволодом Воиновым художник говорил, что в то время его неудержимо «привлекала к себе мысль выразить в большой картине чувство стихийного в большевизме»262728. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. На ней был построен ряд крепостей и поселены гарнизоны и под их защитой размещены украинские переселенцы из которых было образовано несколько казачьих полков. Создание Белгородской черты сделало невозможным прорыв татар в центральную Россию и способствовало расширению территории страны на юг и юго-восток и ее хозяйственному освоению.

В кустодиевской «Весне» (1921) — ожидание радости, предчувствие тепла и так уютно и весело вписываются в городскую улицу афишная тумба, ветхие заборы, шарманщик, оживленно приветствуемый мальчишками, лошадка, везущая двух седоков, отважно вступающая в весеннюю талую воду разлившихся луж, городской люд, высыпавший на весеннее тепло. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Репродукция «Большевика» была опубликована в журналах «Красная новь» и «Всемирная иллюстрация», а саму картину редактор последнего издания Николай Шебуев объявил «самой сильной, яркой, талантливой идейной» на всей выставке, охарактеризовав её сюжет так: «Колосс Рабочий с загорелым лицом и мозолистыми руками шагает по трупам изгнившего изжившего мира»6566. Однако эту интерпретацию образа искусствовед Илья Зильберштейн считал небогатой, засомневавшись в том, что церковь оказалась лишь «последней преградой» на пути большевика, буквально «поднявшегося во весть рост» в дни Октябрьской революции44.

Большевик та сила, которая поворотила Россию37 делом рук своих, знаменем, он попирает собой всё вокруг, что там церкви — большевик выше самого бога52 он Колосс40, охвативший космос, «витрувианский человек», маячащий в облаках как грядущий идеал32. За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».

Спустя три года после Октябрьской революции Кустодиев подошёл к синтезу и осмыслению всего происшедшего плодом его раздумий стала картина «Большевик», написанная в 1919—1920 годах212216814. Какова шуба на нем.

Бунт горожан в 17 
веке кустодиев

Бунт горожан в 17 веке кустодиев

В. И. Ленина)33153740. Портрет получился огромный — более двух метров в высоту. Как писал Анатолий Дмитренко, «несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения», картина волнует «смелостью живописного, композиционного построения искренностью, желанием художника откликнуться на события времени»22.

Шаляпин вспоминал: «Он поразил меня своей духовной бодростью. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Зритель сразу обращает внимание на суровость и беспощадность великана, направленную на преграждающую ему путь церковь, которая также возвышается над городскими улицами, хотя и уступает по величине человеку со знаменем. Он писал портрет участками, не видя целого. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

  • Возмущение слобод против бояр (Бунт против бояр на старой Руси) — Борис Кустодиев
  • Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
  • Возмущение слобод против бояр (Бунт против бояр на старой Руси)
  • Описание картины «Возмущение слобод против бояр (Бунт против бояр на старой Руси)»

Стиснув зубы, большевик крепко сжимает могучими своими руками древко знамени2140. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.

В этом богатыре как персонификации Октябрьской революции виден сам Иван из поэмы «150 000 000» Владимира Маяковского: «Россия вся единый Иван, /и рука у него — Нева, /а пятки — каспийские степи» здесь поэт перевоплотился в своего героя, который как в стихотворении Марины Цветаевой: «Превыше крестов и труб, /Крещенный в огне и дыме, /Архангел-тяжелоступ»4748. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Поначалу он был влюблён в революцию как в «свободную, огнеглазую любовницу», но после победы большевиков стал различать в цензуре печати «жандармскую коросту», а в арестах «советской полицией» инакомыслящих — «знакомый дух охранки». Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.

В 1630-1650 гг. Он особо отметил свою готовность продать картину музею Красной Армии и это предложение было принято с восторгом, которого Кустодиев не ожидал, так как, по-видимому, руководство музея увидело в «Большевике» иной смысл, чем тот, который был воплощён художником. На картине изображена гигантская фигура большевика, держащего в своих руках развевающийся красный флаг и идущего по заполненной толпой улице меж дворцов и домов к церкви, ставшей на его пути в «светлое будущее». После смерти Кустодиева в 1927 году в возрасте всего 49 лет6816 «Большевик» экспонировался на выставках, организованных Русским музеем и Третьяковской галереей69. Москва» исполненной им в двух вариантах в 1905 году для журнала «Жупел» (26 26см бумага, тушь, акварель Государственная Третьяковская галерея). Как пишет современник и биограф Кустодиева Всеволод Воинов, первоначально за барабаном храма прятались фигурки священника и дьячка, но затем художник решил избавиться от них, о чем впоследствии сильно сожалел: тогда бы его картина была совсем пророческой.

  1. Урок Народные движения в 17 веке
  2. Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
  3. Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
  4. Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография
  5. Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

И все же, несмотря на такую фантастичность, картины очень точно, живо и ярко передают особенности русского быта. 1918—1923», посвящённой 5-летию Красной Армии. Голова большевика выходит за верхний край полотна, она будто касается небес и обрамлена складками знамени зритель может увидеть в нём «Ангела сильного облачённого облаком над головой его была радуга» и «ноги его как столпы огненные»46 (Откровение Иоанна Богослова, 10:1)51. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Величественный, барственный певец России широко вышагивает по снежному насту в роскошной шубе.

Однажды изобразил художник улицу и зимним утром («Морозный день», 1919), когда улица еще пустынна, солнце заливает ее мягким и розовым светом, а мороз только подчеркивает тепло и тишину уютных домов. С первых послереволюционных лет Кустодиев активно включился в творческую работу для новой, советской власти: участвовал в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, оформлял книги о Ленине, написал четыре ленинских портрета, принял участие в разработке «будёновки», создавал плакаты, лубки, панно и полотна, прославляющие революцию и изображающие революционную Россию в радужных тонах17142181920. Улица Кустодиева это оживленный человеческий муравейник, где люди спешат по своим делам. У Блока — «Там, на грязной улице, люди собрались», у Кустодиева небогатые и неказистые домишки, лавчонка, афишные тумбы, церкви, трактиры, народные толпы — это все свидетельства народного быта, течения жизни, которая сама по себе является смыслом и ценностью. Кустодиев рисует и пишет прямые улицы, ухабистые съезды, тихие переулки, любовно следя как изменяется ракурс улицы, ритм домов, заборов, деревьев. Зашел с мороза прямо в шубе. Однако в случае «Большевика», снег, являющийся любимым выразительным средством Кустодиева, померк до синевы от тени огромных фигуры и флага, сквозь складки которого проникают редкие всполохи солнечного света. А шуба. Нашу соседку помещицу только что посадили в тюрьму и требуют 10 000 р. выкупа.

  • Кустодиев Борис Михайлович (Россия, 1878-1927)
  • Сайт о жизни и творчестве художника
  • КРАСАВИЦЫ, МАСЛЕНИЦА, РЕВОЛЮЦИЯ
  • Дата рождения 23 февраля (7 марта) 1878
  • Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

В прежних картинах Кустодиев придавал церквям уютную и величественную красоту, сообразно высказыванию самого художника, как-то записанному Воиновым: «Церковь на моей картине — моя подпись»37. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Таким образом, Русь превратилась в огромное государство, раскинувшееся на просторах Евразии. Огромное значение, с этой точки зрения имело присоединение Украины к России. А позади него виднеется пожилая купеческая пара. Дважды, в 1919 и 1922 годах, Замятин арестовывался за антисоветскую деятельность и чуть не был выслан из Советской России на «философском пароходе», во многом из-за своей публицистики, а также романа-антиутопии «Мы», ставившего знак вопроса над большевистским «светлым будущим», Как пишет биограф Кустодиева Аркадий Кудря, Замятин, к тому времени сформировавший свое отношение к власти, «надо полагать, по достоинству оценил» «Большевика»41. Не были решены главные геостратегические задачи.

Демонстрация на площади Урицкого» (1921 год 133 268см холст, масло Государственный Русский музей) и «Ночной праздник на Неве» (1923 год 107 216см холст, масло Государственный центральный музей современной истории России)62586364. Это обстоятельство оказало большое влияние на историческое развитие России. Сюжет «Большевика» образно восходит и является своего рода повторением другой знаменитой работы Кустодиева, антимонархической карикатуры под названием «Вступление. По трактовке Карякина, большевик идя на церковь, личный мир Кустодиева, «идет на художника, его хочет стереть с лица земли»25.

Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца. Так он стал одним из зачинателей нового художественного направления — соцреализма14. С удовольствием он согласился делать декорации и костюмы. Вот таким образом фигуру большевика можно рассматривать и как олицетворение мощи победившего народа и как воплощение грубой силы, сметающей все на своем пути. В 2017 году «Большевик» экспонировался на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне, посвящённой искусству, рождённому Октябрьской революцией70.

  1. Самое интересное в виде мозаики

По его словам именно так он выражает «чувство стихийности» революционных событий. Торжественная монументальность образа артиста, вышедшего из провинциальной России и теперь словно возвышающегося над ней, сочетается с праздничным характером веселого гулянья. Городской люд осенён огромным, грандиозно развевающимся кроваво-красным полотнищем стяга, которое, как пылающее пламя революционного пожара, окутало всё городское пространство и змееподобно закрыло все небо, теряясь за линией горизонта и распростёршись по всему верхнему краю картины как «новые небеса»33461421 (Книга пророка Исаии, 66:22)50.

Улица полна движения, она оживлена и одухотворена. Блестяще горели его веселые глаза — в них была радость жизни. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Именно ему, призывавшему учеников больше внимания уделять натуре, Борис был обязан своим любовным отношением к природе. По мнению Зильберштейна, данная картина занимает «исключительное место в творчестве Кустодиева», её отличает «убедительность яркой мысли и взволнованного чувства художника»44. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь.

Возмущение слобод 
против бояр (Бунт 
против бояр на старой

Спустя еще два года, в 1921 году, художник изобразил Федора Шаляпина на фоне того же самого масленичного гулянья. Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать. Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу – Кустодиев выбрал Париж. Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева.

Желая выразить «чувство стихийного в большевизме», художник прибег к несвойственной его творчеству аллегории, написав большевика как нового бога из «коммунистического рая». Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник. Впервые «Большевик» экспонировался лишь в 1923 году, на 4-й выставке Ассоциации художников революционной России4243, куда художник вступил в том же году5. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей.

У поэта — это «сонное озеро города — зимнего холода», у художника — веселый и спокойный, добродушный народ, дым печей, открытые двери из которых клубится пар, как бы сообщая улице человеческое тепло. Проявившийся в «Большевике», по оценке Рафаила Кауфмана, жизнеутверждающий мотив, несмотря на всю его аллегоричность, позволил Кустодиеву создать несколько по-настоящему реалистичных картин революционного празднества, какими стали полотна «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. В том же году Кустодиев предложил «Большевика» организаторам выставки картин и скульптур «Красная Армия. Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня.

К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Также отмечалось, что «революционная тематика трактовалась им в декоративно-стилизованной символике, что сообщало его творчеству этого периода мелкобуржуазный налет», который очевиден в «Большевике», наделённом «ошибочным пониманием им русской революции как проявления неорганизованных, стихийных народных сил»57. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).

Получить выход к Черному морю России так и не удалось. Над крышами палаток виднеются купола церквей и крестьянские избы, синева леса и облачное небо. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране.

В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины. Это как бы «эффект присутствия» его веселых, здоровых и благополучных обитателей. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Однако изображенные внизу полотна революционные отряды создают ощущение полного отсутствия контроля. Известна целая галерея портретных бюстов известных людей, выполненных из гипса и мрамора — М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д. Несмотря на то, что Кустодиев постоянно проживал в Москве и Петербурге, он постоянно посещал провинциальные города, сёла, деревни, где рисовал свои особо яркие и живописные полотна. Некоторые критики считали, что церковь стала на пути большевика как последний «символ самодержавия, верная хранительница старых порядков», которую он легко переступит как раньше перешагивал дома, как растаптывал всё прежде213914. В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции.

Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Одна из главных тем — шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах. Образ его не лишён черт повседневности и решён в конкретно-бытовом плане, наивно и прямолинейно: простое русское бородатое лицо, неопрятная одежда, зимняя рабочая куртка-ватник и сапоги, шапка-ушанка и развевающийся серый шарф441533454616213747. Позировала, как и для многих других полотен, дочь. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои.

По свидетельству Воинова, в кустодиевском альбоме был проект картины, в котором по концепции «старых мастеров» соединялись «раскрытые интерьеры и улица»38. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Их называют натуралистическими только потому, что они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая никогда не существовала». Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его Купчиха за чаем 1918 года.

Я. Билибин, 1901). Как отмечал Воинов, «чисто живописное достоинство картины превосходно — борьба синих теней с яркими лучами скользящего солнца, брызги света на заиндевевших деревьях, голубые тени на снегу»38. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Доминирующие на полотне красные и чёрные тона, благодаря которым «Большевик» приобретает победную монументальность, добавляют композиции ощущение бунтарства, бесконтрольности и стихийности, которыми наполнено «27 февраля 1917 года», во многом из-за собственных наивно романтических революционных представлений художника141721.

Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Но интересовала Кустодиева только живопись. Но захват Азова был явно недостаточен для обеспечения безопасных торговых путей за запад. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. По композиции «Большевик» больше похож на «27 февраля 1917 года»: оба произведения представляют из себя зимние пейзажи. Картина мало известна в Великобритании71, но при этом её репродукция украшала плакат выставки72. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией.

В 1924 году Кустодиев рискнул отдать картину на выставку в Венеции, где она значилась под ещё более красноречивым названием «Триумфатор»67424325. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Масленица 1916 года — радостное и феерическое зрелище. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. По выражению Воинова, «большевик движется на церковь» будто «красный призрак», который «опьяняет и увлекает за собой массы» в этом по мнению критиков можно разглядеть отсылку к чётко обозначенному к моменту создания полотна отношению новой власти к религии3738.

Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Вот кого рисовать-то.

В работе над картиной Кустодиев использовал и предварительные наброски к «Большевику», созданные ещё в 1919 году37. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Однако она еще не обрела соответствующего международного статуса.

Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Писатель Аркадий Кудря отмечал, что воплощённый в разгневанном человеке зрительный образ большевика переполнен яростью53, что, по замечанию филолога Юрия Степанова, является выражением ужаса, коллективного бессознательного и берёт исток в картине Франсиско Гойи «Колосс», написанной им около 1808 года, на которой страшный великан с силой поднимается из моря над толпой в ужасе разбегающихся людей4533. Дежнев и Поярков известные российские первопроходцы смогли достичь берегов Амура и Тихого океана. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва).

Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Однако стоит отметить Азовские походы 1695 и 1676 годов. Отца своего он почти совсем не помнил.

Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность.

Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Подход Кустодиева, творчество которого вошло в стадию наивно-символической оценки революции, схож с методом Константина Юона изобразившего в своей работе «Новая планета» (1921 год 71 100, 8см картон, темпера Государственная Третьяковская галерея) по аналогии с миром космоса метафоричное разрушение старого строя и рождение нового советского государства5955286061. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.

А расчет на деле оказался изумительным. Символическая, гротескная фигура могучего мужика огромного исполинского роста возвышается с развевающимся красным стягом в руках над городом и народом1152221. Вместе с семьей отправляется в Париж. 1905 год. Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь». В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».

Вместе с тем некоторые советские критики при оценке «Большевика» Кустодиева не упускали из виду «крамольный» своего рода «перепев его же сатирического рисунка 1905 года», что говорило о том, «насколько не в силах был понять Кустодиев пролетарского характера Октябрьской революции»56. Федор Иванович Шаляпин задумал поставить на сцене Мариинского театра оперу А. Серова «Вражья сила». К этому времени у них уже родился сын. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.

В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. «Большевик» оказался одним из самых первых, наиболее известных и значительных произведений тех лет, созданных на революционную тему при помощи аллегории и ставших классикой советского изобразительного искусства542755161728.

Тогда же, зимой, «Большевика» увидел писатель Евгений Замятин, верный друг Кустодиева, приехавший к нему в мастерскую на позирование для своего портрета. Понимая всю тяжесть своей болезни, он часто говорил своим детям, Ирине и Кириллу: «Счастливые вы, доживете и увидите всю красоту предстоящей жизни»16. По замечанию литературоведа Юрия Карякина именно «вот эта боль и взорвалась в Большевике», боязнь Кустодиева за дом и за семью25. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Но только в первые несколько минут.

Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Интересна история создания одной из последних работ Кустодиева Русская Венера. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.