Caravaggio Narcissus
Самая большая иконография – у древнегреческого Нарцисса: сказания «Метаморфозы» Овидия («Он сам собой любуется, окаменев от удивления. «Я тот, кто тщетно пытается обратиться в камень.
Каждый думает только о себе. Эта трансформация не повлекла за собой ни малейшего изменения в законах Империи по той простой причине, что они-то ее и породили. Всё писалось с натуры. Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Сравнение образа Нарцисса в картинах Караваджо Микеланджело, Никола Пуссена, Карла Брюллова и Сальвадора Дали
- Микеланджело Меризи да Караваджо
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Легенды и мифы Древней Греции — Нарцисс аудиокнига
- Картины Микеланджело Мерази да Караваджо
Но дальше дело не пошло, поскольку для него вопросы чести и дружбы не были пустым звуком, да и Катерина, как ни лестно ей было повышенное внимание со стороны известного художника, не стремилась перевести отношения с ним в другую плоскость. Надо заметить, что художник не был дружен со словом и редко брался за перо, хотя при желании мог бы оставить потомкам мемуары не хуже тех, что были написаны близким ему по духу и темпераменту Бенвенуто Челлини. Но сегодня я не про сложные версии, а про сам простой миф. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью.
Что, мол де, до существования стеклянных зеркал (которым всего или около 800 лет или – если включить полумифические источники – около 2 тысяч лет) существовали металлические зеркала (3 тысячи лет. ), а до них какие-то уж совсем полулегендарные отполированные обсидианы (4 тысячи. ). В записках моих я повествую о себе. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91). Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности. Дабы украсить «уголок отдохновения», как называл его кардинал, он поручил своему художнику расписать потолок одной из зал, где проводились химические эксперименты. Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев.
Однажды, когда обеспокоенный долгим отсутствием монаха Караваджо наведался в Санта-Сабина, чтобы, как и прежде, передать от Гвидобальдо небольшую сумму денег на карманные расходы и заодно справиться о его здоровье, ему сообщили, что монаха вновь увезли на дознание в тюрьму замка Сант-Анджело. Сведения, получаемые из Милана, будоражили Рим. С его именем связано целое направление в итальянской поэзии, получившее наименование «маринизм». Любовь genialis превращается в любовь соnjugalis. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта.
Вскоре была сыграна весёлая свадьба. За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке. Позже он подарил старшему коллеге один из своих первых телескопов для изучения небесных тел.
Положившись на память, которая начала его подводить, кардинал записал: «Обретшая славу корзина с правдоподобно изображёнными цветами (sic. ) написана Микеланджело да Караваджо, который имел широкую известность в Риме»48. Поэт объявился пару месяцев назад в Риме после отбытия тюремного наказания в родном Неаполе за совращение дочери богатого торговца, умершей от аборта. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм. В полицейском участке пришлось давать письменное объяснение: «Я, Микеланджело Меризи из Караваджо, был задержан около двух часов ночи между площадью Навона и дворцом Мадама имея при себе шпагу, так как состою на службе в качестве личного художника Его преосвященства кардинала дель Монте и проживаю во дворце Мадама.
Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру. И всё же наиболее близка к истине другая версия. Она вполне оправдывала своё редкое имя гордой дочери фракийского царя Сифона. Это первое письменное свидетельство осознания самого себя.
Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей. Кое-кто из гостей, поражённый ночным пейзажем с горящим вдали костром и сполохами на небе, решил, что здесь явный подвох и попытался заглянуть за раму картины, надеясь обнаружить там горящий светильник, который и производит эффект свечения. Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. А жизнь во дворце между тем шла своим чередом.
Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника. Узнав, что об этом не может быть и речи, жена друга с радостью согласилась. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника.
Его палитра довольно скупа и главное внимание сконцентрировано на светотеневых переходах. Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило. Как знать.
Мягкие переходы от тени к свету, когда наложение отдельных мазков почти неприметно, обыгрывание красных, белых и коричневых тонов — всё это придаёт яркость колориту, удивительную пластичность, жизненную достоверность четырёхфигурной композиции и приподнятое настроение. Так само собой получилось, что вскоре ему пришлось приступить к написанию картины «Музицирующие мальчики» (92x118, 5).
Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства. Но сегодня я не про сложные версии, а про сам простой миф. «Никто доселе не видывал столь дальних краев.
Однажды, весной 1598 года, с Караваджо произошёл курьёзный случай. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал.
«Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души. Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу. Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца. На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. Он обожал римские трактиры с их особой располагающей к дружеским беседам атмосферой, где стены обычно увешаны картинами и рисунками безвестных или обретших имя художников, которые, как когда-то он сам, расплачивались за угощение своими работами.
Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений. Справа от него восседает юнец, показанный со спины.
Картина поразительна по построению. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. «Голова Медузы», как верный талисман, охраняла дом Медичи от всех напастей и никогда не покидала Флоренцию.
Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. По такому случаю дворцовым портным для него был пошит строгий камзол. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни.
Но художник недолго оставался без помощника. Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала. Здесь, как и в первой картине, всё дышит пронизывающим каждую деталь ожиданием. Это один из самых высокочтимых итальянских святых. Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной.
Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас). Именно от Марино художник впервые услышал об Овидии и его «Метаморфозах» итальянский перевод которых с помощью Гвидобальдо отыскал в дворцовой библиотеке. Позднее художник не раз вернётся к этой теме. Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха». В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33. Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов.
Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119). Действительно, картина вызвала недоброжелатели. Летом 1595 года из римского замка Сант-Анджело временно был выпущен на свободу Томмазо Кампанелла, ставший частым гостем дворца Мадама.
Как знать. Он до последних дней хранил о Караваджо добрую память. Его выбор пал на почитаемый в Риме образ святой Екатерины. Моё дело пока узкое, а именно использование поверхности воды как зеркало. Вот таким образом в его литературных высказываниях появляются призывы «поверить алгеброй гармонию».
Её положение асимметрично относительно центра. Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук. Её гордостью являлся «Урбинский кодекс 1270» Леонардо да Винчи с воззрениями мастера о перспективе и световоздушной среде. «Две вещи сгубили меня – мои стихи и моя оплошность.
Уже в самом этом названии звучит определённая двусмысленность. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. К сожалению, обе работы были утеряны.
Поводом послужило подозрительное обстоятельство. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма.
Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. Он несколько раз попадал в тюрьму. Тогда он решил повременить и осмотреться. Любопытно другое.
Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. Супружеская любовь – это миф, согласно которому покорность как следствие силы (obsequim как следствие virtus) становится психологической и религиозной (pietas и fides). Он отучился в художественной школе в Милане. На этот раз на картине голову позировавшего Марио вместо волос он украсил извивающимися и злобно шипящими змейками, которые стремятся уползти в сторону с поверхности щита. Не случайно имя Нарцисс (Наркисс) происходит от глагола «narkao» (греч.
Кардинал слыл полиглотом и меломаном. Затянувшиеся «смотрины» завершились осенью 1594 года — Караваджо отдал предпочтение кардиналу Франческо Мария Борбоне дель Монте (1549—1627). Рассказывают, что, повстречав много лет спустя Кампанеллу в Париже, Декарт воскликнул в сердцах: «Да он просто сумасшедший.
С тем же правом можно предположить, несмотря на потемневший от копоти плафон, что это повзрослевший помощник Марио, отпустивший усы и бороду или один из плотников, помогавших сколотить леса до потолка и послуживший моделью. Позднее тот же Марино составил подборку стихотворений, посвящённых отдельным картинам Караваджо — его сборник, увидевший свет в 1620 году, так и назван — «Галерея». Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров. Положение там несколько улучшилось и прежний испанский наместник был смещён.
Вскоре он завершил работу. Что, мол де, до существования стеклянных зеркал (которым всего или около 800 лет или – если включить полумифические источники – около 2 тысяч лет) существовали металлические зеркала (3 тысячи лет. ), а до них какие-то уж совсем полулегендарные отполированные обсидианы (4 тысячи. ). Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. Видя такую прыть, он не стал отбивать хлеб у товарища, который вскоре написал портрет дель Монте. Сексуальная мораль полностью перестала быть вопросом статуса. Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино.
Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него. Ему льстило появляться с ней в известных местах сборища художников, поэтов и музыкантов. Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. К сожалению, не сохранились даже редкие его письма. Появились первые брачные договоры. Судьба Караваджо была поистине непростой. Времена и вкусы меняются.
Ко времени написания картины, по мнению художника, «экспериментальная эпоха невероятных искажений, невообразимых кровавых осмосов, летающих разодранных внутренностей, волосатых скал и фантастических пейзажей завершилась новые образы обладают способностью к развитию и продуктивностью – качествами, присущими всякой системе». – одурманивать, ошеломлять). Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг»32. Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Утвердиться в мире искусства здесь было делом непростым, особенно в преддверии Юбилейного года, когда Вечный город был наводнён съехавшимися со всей Европы художниками в надежде на получение выгодных заказов.
И хотя подобные документы не оформлялись официально их можно назвать первыми брачными контрактами Запада. Так император Марк Аврелий, последователь секты Эпикура, похвалялся в своих дневниках тем, что не притронулся к служанке по имени Бенедикта и даже к рабу (которого звали Теодотом), несмотря на снедавшее его желание. Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук. Сдержанность, послушание означают почти пассивность. Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза.
Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. Там он первое время бедствовал, перебиваясь случайными заработками и дописывая отдельные детали на картинах более известных мастеров кисти. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью. Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение. Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42.
Галилей пока ещё не произнёс свою историческую фразу «ерриг si muove» — «и всё-таки она вертится», перевернувшую былые представления людей о Земле. Как повествуется в поэме Овидия, боги предсказали красавцу Нарциссу долгую жизнь до тех пор, пока он не увидит своего лица.
Тут же дано изображение их неизменных спутников: орёл, который топчет покрывало, закрывающее сверху обзор его хозяину, а на противоположной стороне за земной сферой вздыбившаяся лошадь с рыбьими хвостами вместо копыт и тявкающий трёхглавый пёс Цербер. Это была личность яркая и артистичная. С помощью нанятых плотников были сколочены леса, а Марио, новый приятель Леони и ещё несколько юнцов помогли с грунтовкой и шлифовкой шероховатой поверхности потолка.
Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо. Но опять же, к моему делу это всё имеет отношение левое. Их пересказом и (пере)интерпретациями занималось (и занимается) много всякого умного народа, не мне чета и во все эти дебри лезть в данный момент не очень хочется. Вот таким образом у Караваджо центром мироздания выступает земная сфера со знаками зодиака.
Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Караваджо дважды вернётся к этой теме, меняя акценты. Не замечая его присутствия, собеседники вели неспешный разговор.
Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55). Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43.
Энергичный Марино успел заставить громко заговорить о себе ходившей по рукам рукописью эротической поэмы «Адонис», о публикации которой не могло быть и речи. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Нимфа Дафна, спасаясь от притязаний Аполлона, была превращена богами в лавр. Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119).
Таким и появился на свет «Нарцисс» (112x92). И всё же наиболее близка к истине другая версия. Богемная жизнь влекла их обоих. Этого мнения долго придерживались многие специалисты, в том числе и у нас, где табличка под единственной картиной Караваджо в Эрмитаже была заменена сравнительно недавно. Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост. Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55). Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце.
Поводом послужило подозрительное обстоятельство. Чтобы не вызывать нареканий со стороны аскета-брата и чувствовать себя более раскованно, в ноябре 1596 года кардинал приобрёл для своих негласных увеселений и «научных» занятий алхимией небольшую виллу в парке Людовизи за воротами Порта-Пинчана, которая стала называться casino Del Monte. У картины имеется второе, неверное название «Концерт», но как такового его здесь нет, поскольку инструменты молчат. Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом. Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38.
Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн. С течением времени слово «нарцисс» стало синонимом слова «самовлюбленный». Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал. На лице музыканта грусть.
Для него труд составлял смысл и основу жизни, чего не скажешь о его младшем брате. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта.
Изображение человеческого тела во всей его естественности, упрямое преклонение перед правдой жизни далеко не всегда способствовали взаимопониманию живописца с заказчиками. Тёплый кремовый тон фона придаёт композиции пространственную глубину. «Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день». Надо признать, что это ему удалось.
Оба брата дель Монте всячески поддерживали Галилея, когда у него возникли серьёзные проблемы с инквизицией. О второй я должен умолчать 6». Моё дело пока узкое, а именно использование поверхности воды как зеркало. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. На половину к брату, работавшему над трактатом по механике, который так и не был им опубликован, заходили посоветоваться профессора из расположенного по соседству университета Сапиенца. Август сослал Овидия на край света – в ледяной край дикой Паррасии.
Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток. Там он проделал головокружительную карьеру, оказавшись при дворе Людовика XIII. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой. Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы.
Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир. Как выяснилось позднее, выбор оказался более чем удачным. Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью. Они не могли взять эту легенду у греков.
Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться. Но и здесь его ждали приключения и неудачи.
Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин. Вера в такой исход подогревала патриотические настроения итальянцев. Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать.
Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи».
В круг его обширных интересов входили также химия и фармакология. В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала.
В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме. Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. Из тела божества Гиакинта (Гиацинта) из ревности погубленного богом ветра Зефиром, Аполлон вырастил цветок.
Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus. Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты. Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску. Для старта желающие могут ознакомиться с краткойверсией по-русски и с чуть более развёрнутой, но по-английски. Записано верно с моих слов»47. Смелые ракурсы мифологических персонажей впечатляют.
В 1606 году после жуткой ссоры и последующей за этим дуэли, он убил своего противника и был вынужден бежать в Неаполь. Вне всякого сомнения, дель Монте был знаком с трудами английского философа Роджера Бэкона, который в своей книге «Зеркало алхимии» прямо советует: «Выбери вещество, содержащее чистую ртуть, смешанную по определённому правилу равномерно в должных пропорциях с серой. »46 В своих экспериментах кардинал следовал этой рекомендации и советам известного францисканского монаха и алхимика Джованни Бонавентуры.
Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино. Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты. А такие случаи повторялись часто и в протоколах полиции фигурируют имена многих потерпевших, которых поколотил или грубо оскорбил Караваджо.
Так же как не могли найти ее и у римлян. «Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души. Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир. Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года. Марино очень дорожил своим портретом кисти друга-художника и другим его подарком — картиной «Сусанна и старцы», на которой в первый и последний раз у Караваджо появилась обнажённая женская натура. Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу.
Узнав о случившемся, кардинал дель Монте изменился в лице и в ответ только развел руками, показывая всем своим видом, что он бессилен что-либо сделать. Корзина, стоящая на самом краю стола, создаёт иллюзию, что при малейшем толчке она опрокинется и лежащие в ней фрукты попадают на пол. И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. Работа вызвала похвалу кардинала и его особенно заинтересовал новый помощник художника Чекко, который был обласкан им и получил скудо на сладости.
Действительно, картина вызвала недоброжелатели. То был медленный, глубинный, естественный процесс иод охраной страха.
Иными словами, он охраняет «ничто», он охраняет «не-жизнь» – стыдливо прикрытые чресла, тело, до такой степени отверженное, что оно стало мертвым и его навечно прибили гвоздями к кресту. На следующий день появившийся дворецкий пригласил проследовать за ним в покои кардинала на первый завтрак, хотя был уже почти полдень и он успел перекусить. Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов. Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой.
Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. Сидящий слева от Марио мальчик — вероятно, Амур, хотя и без крыльев, — всецело занят гроздью винограда. А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой. Морская вода скована льдами». Оба персонажа рельефно выступают на переднем плане из ночного мрака.
За моей спиной – пустота. Караваджо уважил просьбу патрона и написал известный натюрморт «Корзина с фруктами» (31x47). Я силюсь не умереть в молчании.
Её внимание привлёк странный предмет в чехле, напоминающий холодное оружие о двух острых колющих конечностях, над которым полицейским пришлось поломать голову, хотя Караваджо тщился им растолковать, что это всего лишь измерительный прибор. Как это ни покажется чуждым для столь импульсивной натуры, его глубоко волновала смиренная фигура Франциска Ассизского, познавшего в юности распутство и пьянство. От него лучше держаться подальше». Картина была преподнесена в подарок кардиналу Федерико Борромео в связи с его возвращением в Милан после пятилетнего отсутствия к заждавшейся архиепископа пастве.
Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм. Идея увлекла Караваджо.
Видя, как дель Монте с плохо скрываемой грустью расстался с картиной, Караваджо решил по-своему отблагодарить кардинала за обретённое им привилегированное положение во дворце, где многие, включая чопорного дворецкого, считали его любимцем хозяина и заискивали перед ним. Хотя две продольные стены Сикстинской капеллы украшены великолепными росписями Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Перуджино и других славных мастеров, но расписанные Микеланджело плафон и алтарная стена подавили своей мощью и заглушили всё остальное. Тогда он решил повременить и осмотреться.
Жизнь во дворце была поставлена на широкую ногу и в услужении братьев было более двухсот человек челяди.
Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника. Но Караваджо всегда был склонен к авантюрам и всякие запреты только распаляли его. С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо. Он начинал терять голову и пускаться во все тяжкие.
Сама тема была ему подсказана бронзовой статуей обнажённого мальчика у фонтана во внутреннем дворике дворца Мадама. Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец.
Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках. Стремление писать книги – это болезнь, близкая к безумию». Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. Я её выдрал из какого-то старого журнала, обнаруженного в какой-то макулатурной пачке (был такой спорт, сбор макулатуры на книги) долгие годы была моим визуальным сокровищем. Тайна осталась нераскрытой.
Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб».
Этот внутренний (уже почти психологический) самоконтроль выводит нас к теме subjectus и obsequens maritus. Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками». Их пересказом и (пере)интерпретациями занималось (и занимается) много всякого умного народа, не мне чета и во все эти дебри лезть в данный момент не очень хочется. По поводу этого маленького шедевра было сломано немало полемических копий. За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке.
Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома. Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками». Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии.
Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной. За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью.
Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом.
В его картинах они черпали вдохновение для своих поэтических откровений. Его обнажённое колено почти упирается в раму картины.