Чаепитие В Мытищах Близ Москвы Перов
Картина Василия Перова Чаепитие в Мытищах, близ Москвы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, Перов, 1862
На полотне изображен священник, который игнорирует просьбу нищего инвалида. Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята.
Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Картина «Чаепитие в Мытищах» кроме прочих персонажей демонстрирует зрителю служанку. Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту. Она обеспокоена появлением попрошаек и пытается прогнать их.
Он тихонько стоит и похлебывает чай за спиной своего товарища, старшего по чину. Выталкиваемый на улицу отец, станционный смотритель – у Пушкина «и кто-то камень положил в его протянутую руку» – у Лермонтова вынесенный «почти без движения» от «значительного лица» Акакий Акакиевич – у Гоголя «кто-то крикнул швейцару: Гони. Именно этот момент и тревожит живописца, вот таким образом он пишет такую яркую картину. С ним маленький босой мальчик, но и к нему нет сочувствия. Как он показал свое отношение к этим жалким людям, нуждающимся хоть в капли человеческого тепла. Он ищет образ, который западал бы в душу. Нечего подпускать к себе кого попало.
В её облике тупое, мещански активное неприятие чужого «неисходного горя» («счастливые глухи к добру»). Тот же поппрезрительно отворачивается от просящих. То ли он проходил мимо, то ли специально зашел сюда на чай —неизвестно. Использует Перов и чисто пластические, тонально-колористические «иносказания». Её сняли с выставки и дели бы неизвестно куда, если б не Третьяков.
Вот приходит человек, он нищ и слеп. Вокруг монаха, стремясь ему угодить, суетится девушка. И в картине мы видим нищего с мальчиком, не «объясняющих» замысел, а вызывающих эту трудно завоевываемую симпатию.
Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата изрядно изношенной. Художник вовсе не имел в виду, что все священники таковые.
Картина Перова "Чаепитие в Мытищах"
Один занят разговором с пожилой женщиной, второй — попивает чай. Наконец, грустный «взгляд» слепого и сытый, не желающий видеть – смотрящей на него служанки. В русской литературе мотив столкновения просящего и тех, кто «не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах» – один из важнейших. В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. На нем — потрепаннаяшинель, один стоптанный и запыленный солдатский сапог. В рисунке он проще, одномернее, напоминая агинского «Капитана Копейкина» или калеку, просящего милостыню на фоне безучастной, равнодушной толпы в рисунке И. Бугаевского-Благодарного.
Центральное место на столе занимает самовар. В то же время язык, образный строй картины, действительно, роднит её с притчевой, доходящей до прямолинейности, простотой метких, разящих высказываний на тему жадности, душевной чёрствости – «сытый голодного не разумеет». Справа же – в зоне «просящих» – более строгий, «бедный» пластический и фактурный модус. Есть на полотне и масса других не менее интересных деталей.
Чаепитие в Мытищах Василий Григорьевич Перов
В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира. В связи с выставкой 1861 года он пишет, что у Перова «всё правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. За спиной священника стоит и пьет чай тожесвященнослужитель, но, судя по более скромной одежде и потому, что он не сидит состаршим по сану рядом на скамье, — это может быть монах. Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки. Так же грубо, беспардонно будет прерываться в репинском «Крестном ходе в Курской губернии» порыв калеки-горбуна.
Это — попрошайки: мужчина и мальчик. Мужчина — бывший солдат, с костылем и без одной ноги. По всей видимости, они хотели попросить у священника хоть немного денег. Данная картина Перова вызвала в социуме настоящий бунт и негодование. А вот этому люди и не научены своими духовными наставниками. Но Перов был уязвлён и ответил однозначно сатирической картиной – «Чаепитие в Мытищах».
И там и здесь она непримирима. На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику. Там отталкивающая рука противостоит глухому, здесь – слепому.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
Все они имеют антиклерикальную направленность. Так как сан этого священника ниже, за столом пить чай ему еще не положено. Так, слева – в «зоне монаха» – плотные, лоснящиеся, округлые предметы, начиная от медного самовара, круглого чайника и до круглого же живота, надутых щек, обтянутого атласом клобука, красного глиняного кувшина с блестящими боками из которого служанка доливает воду в самовар. Фото обоих полотен приложены к данному материалу. Особая, какая-то фольклорная ясность создала иллюзию наивности, чуть ли не примитивности художественного выражения, что на самом деле далеко не так.
Поиски позитивного начала, начавшиеся в «Приезде станового», «Сцене на могиле», «Проповеди в селе», впервые получают здесь убедительное воплощение. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». Чтобы с максимальной наглядностью донести свои идеи до зрителя, Перов пользуется методом контрастных сопоставлений. Не будь этого и мы имели бы ранний вариант «Монастырской трапезы», легко встающий в один ряд с «Возвращением с приходского совещания» Г. Курбе, карикатурами О. Домье на отнюдь не духовных служителей духа, с такими картинами, как «В жаркий день» Г. Седова, «Дьякон, провозглашающий долголетие» Н. Неврева, «Именины дьячка» Л. Соломаткина и более поздними «Поминками у купца» Ф. Журавлёва, «В монастырской гостинице» А. Корзухина – этими то более, то менее острыми типами монахов-чревоугодников, забавными «мелочами архиерейской жизни». «Чаепитие в Мытищах» носит откровенно антиклерикальный, обличающий нравы духовенства характер (как и другие картины Перова тех лет: «Проповедь на селе», «Сельский Крестный ход на Пасхе»). Также виден раскрытый саквояж гостя, который готов принять дары.
Описание картины «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
Слева гамма, включающая красное, розовое, зелёное справа аскетическая, монохромная слева доминантой является чёрное (силуэт монаха усиливается, продолжается в фигуре послушника) справа – тональные отношения светлого, усиливающиеся пятном неба. А что же сытый и довольный поп, который учит в своих проповедях любви. Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе. (1868). Наш не любит оборванной черни» – у Некрасова.
Но самое главное — нагруди мужчины приколот орден героя Крымской войны. Отсюда же – прямое столкновение руки просящей и руки отталкивающей, помещённых в оптическом центре холста, над пересечением диагоналей и являющихся композиционным «замком» изображения. Все его существование полностью зависит от милосердия окружающих. В первоначальном «нищем» сильнее выражено его военное прошлое, силуэт с приподнятыми прямыми плечами более агрессивен, движение наступательно: он с силой опирается на плечо мальчика так, что у того подгибаются колени и получается невольный поклон. И эту особенность дарования Перова почувствовал Достоевский.
В этом отношении она близка фольклорному духу лубка, сатирическим картинкам И. Теребенева, едкой журнальной карикатуре – наиболее демократическим, свободолюбивым проявлениям «неофициальной» культуры. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Лоснящееся лицо служителя церкви, богатый стол и протянутая пустая рука вояки, он так и не дождется подаяния.
Чаепитие в Мытищах, Перов – обзоры картин
Тем дело и кончилось. В русском изобразительном искусстве, кроме «Нищих» и «Слепцов» И. Ерменёва и сатирической графики – у Перова нет предшественников.
Идея диалога рук, так полно реализовавшаяся в «Чаепитии», появилась у Перова в «Проповеди в селе» : хладнокровно, бесцеремонно слуга отталкивает глухую старуху. В «Чаепитии в Мытищах» вырабатывается перовский язык повествования, сочетающий элементы прямого текста (обличения, назидания) с подтекстом, ассоциациями, лишь постепенно открывающимися зрителю. Они ясны в своих нравственных ролях, обращены к зрительскому суду и опять-таки, подобно пословице, поговорке, врезаются в память, отпечатываются в ней. Интересна также композиция картины.
Герои пьют чай. Последняя работа до сих пор по-настоящему не оценена. От такого «прямого текста» – не вызывающая разночтений характеристика персонажей, общей ситуации. На полотне изображен толстый священник с достаточно отталкивающей неприятной внешностью.
Для понимания перовского замысла важно утверждение Собко, что всё было взято прямо с натуры, а солдат с поводырём – «присочинён». Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе». Так вода из Мытищ стала популярной, а питье чая из этой воды превратилось в некийритуал. Но Перов «присочиняет» и, как показывает эскиз-набросок картины (из коллекции Государственной Третьяковской галереи), образ солдата-нищего удаётся найти не сразу. Вот тогда-то он тоже станет таким же горделивым и задиристым, как и его коллега. Во времена художника показать данную проблему, было весьма смело и даже опасно. На заднем плане картины также изображен священник с чашкой чая в руках.
Автор – Василий Григорьевич Перов – здесь отказался от богатой палитры. Ему не нужно ничего говорить, сама его поза свидетельствует об искренности его веры. Но вот к столу подходятдвое.
Что изображено на картине Перова «Чаепитие вМытищах»: маленькое исследование
Но вот когда его повысят – он еще проявит себя во всей красе. За время, остающееся до поездки, Перов заканчивает «Сельский крестный ход на Пасхе» и пишет «Чаепитие в Мытищах» (1862). Оно волной накрывает и обучаемых ими людей. Властям картина показалась возмутительной. А протянутая в просящем жесте рука калеки так и не находит поддержки и опоры. Лицо монаха лоснящееся и красное. Знаменитая картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» была написана на рассвете его творческой карьеры, после окончания московского училища живописи и зодчества, в 1962 году.
Он начищен до блеска. Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. На что Академия резонно ответила, что «последние шесть лет картина здесь не выставлялась». За столом расположилась дружная и большая семья. Главный герой при этом делает вид, будто к нему происходящее совсем не относится. Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах.
Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок. И предстают-то герои этой «притчи», как на сценическом помосте народного театра. В протянутую им шапку никто не кинет даже самую мелкую монету.
В солдате нет ничего назойливого, в его лице природная доброта и стойкость характера, способность безропотно выносить не только «ужас войны», но и ужасы теперешней его жизни. Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность. Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах». При этом создавалась она по заказу городской управы.
Картина «Чаепитие в Мытищах»: особенности
Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. Высокомерно отвернулся. Есть в композиции «Чаепития» и другие «подтекстовые» противопоставления: просящие руки (солдата и мальчика) и две – подносящие блюдце ко рту (иеромонаха и послушника) крест за воинские заслуги на рваной одежде нищего и трижды повторённый крест – у попа и прислужницы щегольской саквояж монаха и солдатская фуражка у мальчика рука, поигрывающая ложечкой и рука, сжимающая костыль сверкающий ботинок, выглядывающий из-под сутаны и пыльный кирзовый сапог, босые ноги, «деревяшка». 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. Рубашка мальчика оборвана.