Чаепитие В Мытищах Перов

В начале 60-х годов Перов создал ряд обличительных жанровых картин: «Проповедь на селе», «Сельский крестный ход на пасхе», «Чаепитие в Мытищах». Картина Василия Перова Чаепитие в Мытищах, близ Москвы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова как раз из таких вещей. Картина Чаепитие в Мытищах была написана Перовым в 1862 году, заказанная художнику администрацией города Мытищи.

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, Перов, 1862

Главный же герой делает вид, что происходящее к нему вовсе не относится. При этом создавалась она по заказу городской управы. Картина «Чаепитие в Мытищах» кроме прочих персонажей демонстрирует зрителю служанку. Современники называли Перова сатириком-жанристом, глубоко понимающим русскую жизнь. В солдате нет ничего назойливого, в его лице природная доброта и стойкость характера, способность безропотно выносить не только «ужас войны», но и ужасы теперешней его жизни. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Это произведение произвело огромное впечатление на прогрессивную публику того времени. Последняя работа до сих пор по-настоящему не оценена. Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Есть в композиции «Чаепития» и другие «подтекстовые» противопоставления: просящие руки (солдата и мальчика) и две – подносящие блюдце ко рту (иеромонаха и послушника) крест за воинские заслуги на рваной одежде нищего и трижды повторённый крест – у попа и прислужницы щегольской саквояж монаха и солдатская фуражка у мальчика рука, поигрывающая ложечкой и рука, сжимающая костыль сверкающий ботинок, выглядывающий из-под сутаны и пыльный кирзовый сапог, босые ноги, «деревяшка». С ним маленький босой мальчик, но и к нему нет сочувствия. За столом расположилась дружная и большая семья. Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевой лавре.

Даже место действия является вполне оправданным. Таковой явилась и картина «Чаепитие в Мытищах». Главный герой при этом делает вид, будто к нему происходящее совсем не относится. В русской литературе мотив столкновения просящего и тех, кто «не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах» – один из важнейших. Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата изрядно изношенной.

А вот этому люди и не научены своими духовными наставниками. Перов, как известно, был художником, обличающим социальные проблемы своего времени.

Чаепитие в Мытищах 
Василий Григорьевич 
Перов

Чаепитие в Мытищах Василий Григорьевич Перов

Отсюда же – прямое столкновение руки просящей и руки отталкивающей, помещённых в оптическом центре холста, над пересечением диагоналей и являющихся композиционным «замком» изображения. Герои пьют чай. Так вода из Мытищ стала популярной, а питье чая из этой воды превратилось в некийритуал.

А что же сытый и довольный поп, который учит в своих проповедях любви. Также виден раскрытый саквояж гостя, который готов принять дары. Вот тогда-то он тоже станет таким же горделивым и задиристым, как и его коллега. И в картине мы видим нищего с мальчиком, не «объясняющих» замысел, а вызывающих эту трудно завоевываемую симпатию. В этом отношении она близка фольклорному духу лубка, сатирическим картинкам И. Теребенева, едкой журнальной карикатуре – наиболее демократическим, свободолюбивым проявлениям «неофициальной» культуры. Именно этот момент и тревожит живописца, вот таким образом он пишет такую яркую картину. В протянутую им шапку никто не кинет даже самую мелкую монету. В рисунке он проще, одномернее, напоминая агинского «Капитана Копейкина» или калеку, просящего милостыню на фоне безучастной, равнодушной толпы в рисунке И. Бугаевского-Благодарного.

Слева гамма, включающая красное, розовое, зелёное справа аскетическая, монохромная слева доминантой является чёрное (силуэт монаха усиливается, продолжается в фигуре послушника) справа – тональные отношения светлого, усиливающиеся пятном неба. То ли он проходил мимо, то ли специально зашел сюда на чай —неизвестно. Так как сан этого священника ниже, за столом пить чай ему еще не положено. А протянутая в просящем жесте рука калеки так и не находит поддержки и опоры. Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту.

Там и жил Перов в период работы над картиной. Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность. Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. Идея диалога рук, так полно реализовавшаяся в «Чаепитии», появилась у Перова в «Проповеди в селе» : хладнокровно, бесцеремонно слуга отталкивает глухую старуху. Это способствовало быстрому развитию «сферы обслуживания».

Выталкиваемый на улицу отец, станционный смотритель – у Пушкина «и кто-то камень положил в его протянутую руку» – у Лермонтова вынесенный «почти без движения» от «значительного лица» Акакий Акакиевич – у Гоголя «кто-то крикнул швейцару: Гони. На нем — потрепаннаяшинель, один стоптанный и запыленный солдатский сапог. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Таких обездоленных нередко можно было встретить на дорогах Руси. Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». Центральное место на столе занимает самовар.

В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. Среди богомольцев встречались люди со всех концов России. Трудно было удержаться от соблазна после утомительной дороги выпить несколько чашек чая, заваренного знаменитой мытищинской водой. И предстают-то герои этой «притчи», как на сценическом помосте народного театра. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Лучшей в Большом Мытище (так произносили в старину название села) считалась вода из отмеченного особой часовней Святого (Громового) ключа.

Но как на грех к столу подошёл старый слепой солдат-инвалид и мальчик-поводырь. Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок. Ему ещё по сану не положено за столом чаи прихлёбывать. Так же грубо, беспардонно будет прерываться в репинском «Крестном ходе в Курской губернии» порыв калеки-горбуна. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. В связи с выставкой 1861 года он пишет, что у Перова «всё правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту». Рубашка мальчика оборвана.

За время, остающееся до поездки, Перов заканчивает «Сельский крестный ход на Пасхе» и пишет «Чаепитие в Мытищах» (1862). Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе». И там и здесь она непримирима. Особая, какая-то фольклорная ясность создала иллюзию наивности, чуть ли не примитивности художественного выражения, что на самом деле далеко не так.

Есть на полотне и масса других не менее интересных деталей. Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. Наш не любит оборванной черни» – у Некрасова.

Справа же – в зоне «просящих» – более строгий, «бедный» пластический и фактурный модус. В то же время язык, образный строй картины, действительно, роднит её с притчевой, доходящей до прямолинейности, простотой метких, разящих высказываний на тему жадности, душевной чёрствости – «сытый голодного не разумеет». На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику. От такого «прямого текста» – не вызывающая разночтений характеристика персонажей, общей ситуации. Для понимания перовского замысла важно утверждение Собко, что всё было взято прямо с натуры, а солдат с поводырём – «присочинён».

Наконец, грустный «взгляд» слепого и сытый, не желающий видеть – смотрящей на него служанки. Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах».

Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах. На заднем плане картины также изображен священник с чашкой чая в руках. Интересна также композиция картины. Тем дело и кончилось.

Что изображено на 
картине Перова «Чаепитие 
вМытищах»: маленькое

Что изображено на картине Перова «Чаепитие вМытищах»: маленькое исследование

Лицо монаха лоснящееся и красное. Но Перов был уязвлён и ответил однозначно сатирической картиной – «Чаепитие в Мытищах». Властям картина показалась возмутительной.

В «Чаепитии в Мытищах» вырабатывается перовский язык повествования, сочетающий элементы прямого текста (обличения, назидания) с подтекстом, ассоциациями, лишь постепенно открывающимися зрителю. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Василий Григорьевич Перов подсмотрел здесь сюжет для известной картины «Чаепитие в Мытищах». Но Перов «присочиняет» и, как показывает эскиз-набросок картины (из коллекции Государственной Третьяковской галереи), образ солдата-нищего удаётся найти не сразу.

Картина «Чаепитие 
в Мытищах»: особенности

Картина «Чаепитие в Мытищах»: особенности

В этом отношении Мытищи были прекрасной «натурой» для художников-реалистов. (1868). Её сняли с выставки и дели бы неизвестно куда, если б не Третьяков. Высокомерно отвернулся.

На полотне изображен священник, который игнорирует просьбу нищего инвалида. Нечего подпускать к себе кого попало. В работе, полной деталей, нюансов и мелочей, нет ничего случайного. Подошли не просто так, а выклянчить хоть что-нибудь. В первоначальном «нищем» сильнее выражено его военное прошлое, силуэт с приподнятыми прямыми плечами более агрессивен, движение наступательно: он с силой опирается на плечо мальчика так, что у того подгибаются колени и получается невольный поклон. Автор – Василий Григорьевич Перов – здесь отказался от богатой палитры.

Чаепитие в Мытищах, 
Перов – обзоры картин

Чаепитие в Мытищах, Перов – обзоры картин

В русском изобразительном искусстве, кроме «Нищих» и «Слепцов» И. Ерменёва и сатирической графики – у Перова нет предшественников. Сюжетом картины послужили события, которые Перов часто наблюдал в разных подмосковных окраинах. Дача Третьякова, кстати сказать, находилась неподалеку от Мытищ, близ станции Тарасовская.

Он тихонько стоит и похлебывает чай за спиной своего товарища, старшего по чину. Посреди этого съестного изобилия царил кипящий самовар. Но вот когда его повысят – он еще проявит себя во всей красе. Использует Перов и чисто пластические, тонально-колористические «иносказания». На полотне изображен толстый священник с достаточно отталкивающей неприятной внешностью.

Здесь можно было увидеть самые разные человеческие типы. Тот же поппрезрительно отворачивается от просящих. Вокруг монаха, стремясь ему угодить, суетится девушка.

Картина Перова "Чаепитие в Мытищах"

Но самое главное — нагруди мужчины приколот орден героя Крымской войны. По преданию, он возник чудесным образом — от удара молнии. Она обеспокоена появлением попрошаек и пытается прогнать их. Там отталкивающая рука противостоит глухому, здесь – слепому. Художник был очарован разнообразием сцен и типажей на Троицкой дороге и сам прошел пешком весь путь до монастыря (88, 7).

Ему не нужно ничего говорить, сама его поза свидетельствует об искренности его веры. Василий Перов родился до заключения официального брака его родителей, вот таким образом ему дали фамилию своего крестного отца – Васильев. Местные жители предлагали паломникам свои услуги. В её облике тупое, мещански активное неприятие чужого «неисходного горя» («счастливые глухи к добру»). Именно Мытищинская вода считалась самой вкусной, а чаепитие в этом подмосковном месте было очень популярным. Он совсем уж утомился от трудов своих праведных и потому уселся за стол попить чайку.

По всей видимости, они хотели попросить у священника хоть немного денег. Это — попрошайки: мужчина и мальчик. Мужчина — бывший солдат, с костылем и без одной ноги. Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки. Фото обоих полотен приложены к данному материалу. Он ищет образ, который западал бы в душу.

Чаепитие в Мытищах, 
близ Москвы

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

Девушка, прислуживающая за чаепитием, пытается оттолкнуть от стола инвалида, а ведь он стоит всего лишь на одной ноге. Монах стоит поодаль, пьет чай и делает вид, что все происходящее у стола его вообщене касается. Лишь природа, окружающая эту неприглядную сцену, любовно выписана художником, поскольку она одинаково благосклонна ко всем людям, невзирая на их чины илизаслуги. И эту особенность дарования Перова почувствовал Достоевский. Все они имеют антиклерикальную направленность.

Поиски позитивного начала, начавшиеся в «Приезде станового», «Сцене на могиле», «Проповеди в селе», впервые получают здесь убедительное воплощение. На что Академия резонно ответила, что «последние шесть лет картина здесь не выставлялась». Так, слева – в «зоне монаха» – плотные, лоснящиеся, округлые предметы, начиная от медного самовара, круглого чайника и до круглого же живота, надутых щек, обтянутого атласом клобука, красного глиняного кувшина с блестящими боками из которого служанка доливает воду в самовар. Знаменитая картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» была написана на рассвете его творческой карьеры, после окончания московского училища живописи и зодчества, в 1962 году. Он метко изображал людские пороки даже в самых незамысловатых и обыденных сценках. Художник вовсе не имел в виду, что все священники таковые.

Во времена художника показать данную проблему, было весьма смело и даже опасно. Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе. Оно волной накрывает и обучаемых ими людей.

Все его существование полностью зависит от милосердия окружающих. Вот приходит человек, он нищ и слеп. Он начищен до блеска. Не будь этого и мы имели бы ранний вариант «Монастырской трапезы», легко встающий в один ряд с «Возвращением с приходского совещания» Г. Курбе, карикатурами О. Домье на отнюдь не духовных служителей духа, с такими картинами, как «В жаркий день» Г. Седова, «Дьякон, провозглашающий долголетие» Н. Неврева, «Именины дьячка» Л. Соломаткина и более поздними «Поминками у купца» Ф. Журавлёва, «В монастырской гостинице» А. Корзухина – этими то более, то менее острыми типами монахов-чревоугодников, забавными «мелочами архиерейской жизни». Данная картина Перова вызвала в социуме настоящий бунт и негодование. Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы.

Картина оказалась так хороша, что ее тотчас купил для своей галереи П. М. Третьяков. Один занят разговором с пожилой женщиной, второй — попивает чай. Но вот к столу подходятдвое. В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира. Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята.