Чюрленис Картины Фото
Микалоюс Константинас Чюрленис картины
Фантастические картины, которые были выставлены в Петербурге, сейчас известны как цикл «Сотворение мира». Перед третьей – «Финалом» – можно было стоять онемело. Ему близки произведения романтиков, рисующие героическое прошлое литовского народа – «Гражина» и «Конрад Валлеирод» А. Мицкевича.
Дрездене (между прочим, в Дрезденской галерее), в Нюрнберге, Вене и Мюнхене (здесь он осматривал знаменитые Старую и Новую Пинакотеки, Глиптотеку, так называемый Гласпаласт). Ничего не останется. Желание «понять» живопись Чюрлёниса, как и его музыку – наивно. Интересно отметить, что о цикле «Да будет» в упомянутом письме брату Чюрлёнис пишет: «Последний цикл не закончен всю жизнь я намереваюсь писать его: конечно, несколько позже у меня будут и новые мысли. На выставке "Мира искусства" выставляется одна из его работ. Только поверхность картона, до которого художник как будто не дотрагивался. Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен.
Хочу сделать цикл, по крайней мере из 100 картин, не знаю, сделаю ли». И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще.
Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд. Гениально предчувствовал этот художник наступление космической эры. Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни. Чюрлениса – композиции живописных сонат.
Идеи картин обобщены (путь, сотворение мира, владыка мира, природные стихии, космос), связаны с мировой мифологией, литовскими легендами, сказками, фольклором. Однако и сейчас нас восхищают и волнуют не только талантливые музыкальные произведения М. К. Чюрлёниса, но и его большое (около 300 картин) художественное наследие, необычайно свежее, оригинальное, подчас противоречивое, полное трудно выразимого словами своеобразия, красочности и прелести, пронизанное музыкой, насыщенное напряжёнными исканиями и страстью. Таким же настроением пронизан и цикл «Буря», в котором победа тёмной силы выражена в образе сломанного креста и «Видение», от которого также веет мрачной символикой. Мы не сможем оторвать глаз от картины «Цветы», где в наступающих вечерних сумерках на поверхности озера такими живыми всплывают цветы белых водяных лилий. Два глаза – рыбацкие костры у воды. И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь. Она помогала ему выучить литовский язык, познакомила с литовской литературой.
Дорога проходила по берегу Терека, а мы взбирались на Казбек. Многие из них польский язык знали лучше, чем литовский.
Самые известные картины Чюрлениса
Литовский творец в живописи использовал принципы компонирования, характерные принципам компонирования музыкальных форм (сонаты, фуги, прелюда). И — при несомненной общности носившихся в этом воздухе задач — не был похож ни на кого. Чюрленис «очеловечивает» природу, решая при этом сложнейшие задачи художественной выразительности. Прежде всего – романтизм Чюрлёниса.
«. Это пространство, связывающее «верхний» мир с «нижним», является как бы областью преображения материи, превращения ее в иное состояние, увенчанное Новой Красотой иномирных форм. Картины Чюрлениса утверждают последнее. Вот таким образом непризнание его живописи на первой литовской художественной выставке не могло заставить его писать более привычные картины. Лесок редеет, уже сквозь ветки поблёскивает озеро. ».
Правда, у него была возможность видеть накопленные в течение веков сокровища искусства в Праге. В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать. Особенно много этой красоты художник вложил в картину «Жертва», где у подножия фантастической лестницы, на звёздном возвышении стоит крылатый ангел и благословляет дым жертвенника, поднимающийся из долины, от мира людского. Островок этот носит романтическое название – «остров любви». Первые известные нам картины Чюрлёнис написал, вероятно, в 1903 году. Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце.
Замечательная красота для нас раскроется в картинах цикла «Зима», где ледяные сосульки и фантастические цветы, местами как бы перерастающие в условную декорацию, одновременно так живо напоминают настоящую литовскую зиму. Именно на их познании и использовании основана уникальная часть творчества М. К. Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми.
Музыка как бы пронизывает всю живопись Чюрлёниса. Иду иду». Он пишет свой триптих, таинственный и странный и называет его «Rex» (1904–1905). Тогда же Чюрленис написал свои первые музыкальные произведения. Мысль М. К.
Было бы неправильным отрицать воздействие на художественное творчество Чюрлёниса удушливой атмосферы общественного упадка, который так сказался и на творчестве многих художников других народов (русского, польского). Их оригинальные названия цифровые (словарные названия появились позже), что свидетельствует о современном мышлении художника. Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала культурного влияния классического средневековья и до XIV в (1387 г. ) была языческим краем. Шелест леса» (1903–1904), эта стилистика начинается с картины «Истина», которая как бы служит символом всего чюрленисовского художественного ряда, завершающегося его знаменитым и таинственным «Rex» 1909 года.
Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом». В школе он увлеченно занимается астрономией, космогонией индийской философией и особенно творчеством великого поэта и мудреца Индии Рабиндраната Тагора. В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. Чюрлёнис 10 апреля 1911 г. Польский вообще был языком его детства — домашним изначальным. Если мы находимся в левой части, то ее пространство ограничено лишь парусной лодкой и фрагментом спирали, уходящей куда-то в неизвестную высь. И все же его специфическое литературное творчество сложно отнести к романтизму или литературе «Молодой Польши».
Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба – циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие. –. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». – взирают куда то в пространство, завораживают, притягивают взгляд Это игра природы, знакомая всем: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах это простодушная детская сказка про дракона или морского змея или про «чудо юдо рыбу Кит» и это одновременно удивительно точное настроение чуть таинственного покоя, который охватывает человека у воды, когда в летний вечерний час уходит с безоблачного неба дневное светило. В его искусстве усиливаются ноты тревоги.
В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа. Он посещает художественную студию. Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». Но не знаю дороги и боязно мне.
чюрлёнис микалоюс константинас смысл картин
Это знание в его научном изложении пришло только с Живой Этикой. Но мы знаем, что художественное образное мышление опережает философскую мысль. Прелюд» и, наконец, «Жертва». Мечтой о лучшей жизни, о счастье человека проникнуты романтические «Сказки» Чюрлениса.
Его творческий путь начинался именно с музыки. Двоякость изображаемых обьектов на первый взгляд зачастую незаметна. В своё время многие буржуазные литовские критики искусства возмущались «непонятностью» творчества Чюрлёниса. Тот стоял перед триптихом «Путешествие королевны». «Неизгладимые воспоминания, впечатления на всю жизнь – это Нюрнберг, Прага, Ван Дейк.
Оговоримся сразу, что не нужно, едва увидев под картиной Чюрлениса слово «фуга» или «соната», немедленно начинать поиски зримого «изображения музыки». Огненные цветы вырастают из темного хаоса и тянутся вверх. Не находя вдохновения в суровой, жестокой действительности, взгляд Чюрлёниса всё чаще обращался к миру фантазии. Умер М. К. Отражается, но в реальности не присутствует. Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда».
Чюрлёнис не то чтобы был одним из них — скорее нет, но он дышал тем же воздухом. Творчество М. К. Они беззащитны – их вот вот не будет.
- Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
- РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН Микалоюса Чюрлёниса
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор
- Картины Чюрлениса – музыка в красках
- Научно-философское обществоМир через культуру
- Картины Микалоюса Константинаса Чюрлениса
- Картины — Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
Яркие перемены в его живописи на пути к профессионализму иллюстрируют циклы Искры (1906) и Зима (1907).
Его и по сей день нет, а уж во времена Чюрлёниса не было и подавно. Поэтичная и сказочная интерпретация природы переплетается в творчестве М. К. Намеченная здесь тема получает развитие в картине "Жематийское кладбище". В раннем творчестве (1903-1906) доминируют образы ночи, сумерек, закатов.
- Все Картины Микалоюс Чюрлёнис по алфавиту
- Волшебная живопись Микалоюса Чюрлениса
- Талантливый многостаночник Микалоюс Чюрленис
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- Литовские рассказы Микалоюса Чюрлёниса
- О жизни и творчестве выдающихся художников
М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара. Достаточно всмотреться в его «Сонату моря», чтобы понять, что это произведение напоено музыкальной гармонией: тихие и светлые гармонические сочетания в первой картине – Аллегро пронизанная мягким солнечным сиянием (воспоминания о потонувшем корабле, лежащем на ладони морского царя) вторая картина – Анданте и вздымающийся огромной музыкальной волной Финал. «Плач Витоля» Ю. Крашевского. Микалоюс Константинас Чюрленис (10 (22) сентября 1875 – 28 марта (10 апреля) 1911), гордость литовского искусства, одним рывком сделавший его неотъемлемой частью искусства мирового, не отделял свое музыкальное творчество от творчества живописного. Часовенки, деревья.
Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА. Видишь сразу перед собой художника, привыкшего грезить звуками. За два дня сделал набросок углём. Пронзительно-зеленые просветы сквозь покрытое тучами небо.
- Литературное творчество Чюрлёниса
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Малейшее дуновение – исчезнут и они. В Плунгянах он играл в оркестре князя Огинского, с чего началась его музыкальная карьера. Этот мир еще не завершен, но он уже заявил о себе наступлением Новой Красоты.
Он посещает художественную студию. Эту обетованную страну художник нарисовал в своей картине в образе мечты, сказки. Чюрлениса важной является философская проблематика: человек как часть Вселенной, взаимоотношение человека с Абсолютом (божеством, владыкой, Rex).
И хотя первой работой Чюрлениса была «Лесная музыка. датируются почти все картины художника. Хронологически композиторское творчество тоже совпадает с художественным: наиболее известны его симфонические поэмы «В лесу», созданная в 1900 г. и «Море», законченная в 1907 г. Периодом между 1903-1908 гг. Где истина, Господи. Не менее поразителен и «Рай», где у края большой воды, отражающей сказочные облака и сказочных птиц, на покрытом цветами лугу ангелы собирают цветы, а другие по широкой белой лестнице спускаются вниз. После учреждения Литовского художественного общества, Чюрлениса приглашают к участию в нем. Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты.
Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским. От подножия по краю горы, ясно видно, взбирается вверх дорога, ее оттеняют тонкие побеги деревьев и шары одуванчиков разбросаны тут и там. Одну за другой пишет картины: «Насладился я временем великолепно, так как написал что-то около 20 картин, которыми иногда недоволен, а иногда расставляю, всматриваюсь и радуюсь» «Писал по большей части с 9 утра до 6—7, а потом меньше, только из-за того, что дни стали короче». Живопись М. К. Биограф Чюрлёниса Радослав Окулич-Казарин на основании сохранившихся фрагментов «Записок выздоравливающего» предположил, что Чюрлёнис собирался войти в польскую литературу как автор гротескных произведений.
Таков Чюрленис-художник, сумевший за короткое время сказать свое слово в живописи, оставить после себя искусство самобытных концепций и высокой выразительности. И все. И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил.
Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву. Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. Особенно интересна в этом отношении картина «Ангелы.
Живописные сонаты М. К. Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. В 1908-1909 г. с перерывами проживая в Петербурге, художник создал свои последние произведения живописи, среди которых и наиболее известная картина Rex (1909). Это красиво. Над этим же думали тогда по всей Европе символисты. Об этом очень интересно пишет жена Чюрлёниса.
Формы природы и вещей – гору, колокол, облако, вершины деревьев – он часто изображал похожими на силуеты человека или животного (День из цикла Сутки, Спокойствие, обе 1904-1905, Гора, 1906). Жена перевозит его домой в Друскининкай. Чюрлениса черты абстрактности.
И еще, может быть, космонавт. В одну композиционную систему (цикл), основанную на динамике ритма (Allegro, Andante, Scherzo, Finale), он обьединил мотивы реальности, различные планы пространства и времени, а также контрастные символические образы. С отличием окончив в 1899 г. институт, он поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию. Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику. Безусловно, Чюрлёнис знал все эти музыкальные тонкости и мастерски вплёл их в своё диковинное живописное полотно с его струящимся преображением мира, полётом ласточек и процветшими в небесах деревьями. К тому же органная музыка (отец его был органистом) звучные песни южных литовцев – дзухов, народные сказки и легенды, – всё это с малых лет близко чуткой душе Чюрлёниса (на тему легенды о Юрате и Каститисе он даже мечтал написать оперу). Вот таким образом и от нас, зрителей, требуются прежде всего чуткая душа и открытое сердце. Долго долго стоять, чтоб начать понемногу задумываться над ударяющей сразу по всем содрогнувшимся чувствам картиной.
М. К. Чюрлениса-художника чуть ли не полностью отрицают, а с другой стороны – пытаются оживить прежние буржуазные взгляды, согласно которым Чюрленис – это воплощение всё того же «духа нации» и какое-то непонятное, оторванное от своего времени явление в искусстве, явление, которое часто характеризуется одними лишь хвалебными прилагательными в превосходной степени. Мне хочется создать цикл по меньшей мере из ста картин, не знаю, сделаю ли». Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого.
«Маргер» Л. Кондратовича-Сырокомли. Еще один взмах ее крыльев и тоненькие пушинки одуванчика разлетятся по ветру.
В творчестве абстракционистов нет стремления понять и объяснить мир, в нём нет мысли и чувства, хотя глашатаи этого искусства иногда и пытаются доказать, что им не чужды какие-то «идеи». Она как бы объединяет в одно целое «Сонату звезд» с несколькими другими полотнами, такими как «Ангелы.
Костек –старший. Такая иконография сближает М. К. Временами он уходил в прошлое изображая исчезнувшие под землей и водой древние развалины. Вторая часть диптиха, замедленное «Анданте» изображает сотворенную планету, вращающуюся в светящихся волнах Космоса, которые пронизывают пространство обеих картин, связанных между собой звездным поясом. Натянул на стену холст шириной в 6, а высотой в 4 метра, сам загрунтовал.
Это ее ступни составляют верхнюю часть центральной картины триптиха. За три последующих года художник сумел создать на своих полотнах мир нездешней Красоты. Поступает приглашение участвовать в выставке за границей – в Мюнхене. Чуть позже он закончил Варшавский музыкальный институт и отправился в Лейпциг в консерваторию.
Особенно в картинах цикла Зима осталось немного обыденных «повествующих» элементов: мотивы природы смело трансформированы и абстрагированы им созданы новые ассоциативные смыслы. Его детство и молодость прошли в Друскениках (совр. Позднее он сбегает из больницы в лес. А там, глядишь из-за большого листа цветок высовывает головку и улыбается солнцу.
Он остался неоконченным. Но они – жизнь, возникшая на краю беспредельности. Например «Сотворение мира» («Да будет») – цикл из нескольких картин.
Фигура высится на краю ступенчатого алтаря, в зеркальных плоскостях которого отражается звездное небо. Триптих «Rex» можно интерпретировать как три мира, входящих друг в друга. А дальше при помощи стремянки происходило самое сумасшедшее рисование. Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения.
Об этой картине говорить труднее, чем о других, по той причине, что само изображение, то есть «нарисованное» на ней, почти не занимает места: на не наполненном краской обычном тускло желтоватом прямоугольнике картона посередине, чуть ниже центра, светятся три маленькие серебристые головки одуванчиков. В этом же направлении действовало и польское духовенство1. Картины, созданные Чюрленисом представляют собой целостное, законченное и гармоничное полотно, несущее в себе глубинные идеи Космической эволюции человечества. Философские, отвлечённые темы в картинах «астрономической» (в «Сонате звёзд», «Рексе») или «египетской» тематики в цикле «Соната пирамид», не говоря уже об упоминавшейся выше «Сонате ужа», уводили художника от национальной формы, а тем самым снижали оригинальность этих произведений, непосредственную теплоту выражения и силу впечатляемости.
Художник любил символистический принцип «анимирования». Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная. Но он тосковал по родной Литве.
Ужас, восторг, удивление – да, это море, – но не плещет оно, не забавничает, а обрушивает, как с небес исполинскую силу волны и ее изумрудно зеленый срез – это разверзшаяся пасть, что замкнется в мгновение, это и горсть, пенные пальцы которой сгребут, уничтожат четыре попавших в лапы стихии кораблика. Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией. Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни.
Христофором Колумбом которого стал Чюрлёнис». Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 в городке Ораны (современное название Варена) в Литве. Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери.
Он ощущал в них властную руку Творца или Короля. Картины М. К. Фактически мы сталкиваемся с традицией северного неоромантизма, которая в нач. Но надежд на серьёзную школу нет.
Это пантеист чистейшей воды». Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». Но в вопросах творчества Чюрленис не знал компромиссов, не умел подлаживаться под общепринятые вкусы. По этой параболе шагает крылатый человек.
Тимоти Снайдер пишет, что литовские деятели на рубеже XIX-XX веков часто были выходцами из польскоязычной шляхты, которые «возвращались к своим корням», объединяясь с простым народом. М. К. Хронологически композиторское творчество тоже совпадает с художественным: наиболее известны его симфонические поэмы «В лесу», созданная в 1900 г. и «Море», законченная в 1907 г. Периодом между 1903-1908 гг. Опять слышишь шёпот сосен, такой серьёзный, словно они тебе что-то рассказывают.
На что бы мы ни смотрели – на «Сонату пирамид», полную красоты давно погибших цивилизации, на «Сонату звёзд» или на «Рекса» (эти картины возникли на почве занятий астрономией) на «Сказку королей» или па полные удивительного лиризма картины «Жертва», «Рай», «Жертвенник», «Знаки зодиака» – всюду мы найдём выраженное чутко, с большим проникновением музыкальное начало, всегда полное разнообразия, тонкое, бесконечно богатое созвучиями и настроениями. датируются почти все картины художника. На первой, левой картине – огромная гора, уходящая круто ввысь. Случай Чюрлёниса не уникален, похожий выбор национальной идентичности сделали многие деятели литовского возрождения, в частности, Станислав Нарутович и Оскар Милош. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая. К шедеврам среди пейзажных работ этого периода принадлежит «Тишина». Не только в наиболее реалистических пейзажах художника («Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище»), но во всех его лучших картинах нас поражает очень глубоко, очень тонко выраженная специфика литовской природы.
Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. Это – новый духовный континент. Он был из тех, кто пытался такой язык создать. Чюрлениса часто была важнейшим источником творческих инспираций.
По нему, как по заданной орбите, над Новым миром движется крылатая фигура. Картина эта столь жива и убедительна, что кажется, будто она писана с «натуры». Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Она оставляет чарующее впечатление едва ли не у всех, кто только ни видит картину. В связи с этим возникает важный вопрос: ангелы – символ или реальность.
Мать (Адель Радманн) была немецкого происхождения из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви. Позже в письмах мы всё чаще встречаем упоминания о новых произведениях – обложках для книг, рисунках пером и тушью (письма 1904 года), а в письме брату Повиласу в конце апреля 1905 года он уже даёт длинный перечень своих новых живописных работ, среди которых мы находим и такие, ныне широко известные, как триптих «Рекс», «Тишина», «Да будет» (цикл из 13 картин) и др. Он жадно читает В. Гюго, Г. Ибсена и Ф. Достоевского, Эдгара По и Л. Андресва. Живопись М. К.
XX в. имела значительное влияние на литовскую и русскую культурную среду. На этом рисунке – уже сотворенный живой мир. Теме природы посвящена и гармоничная композиция «Весна» и пейзажно решенные «Жемайтийские кресты».
Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Легко раскроется и лучезарный смысл «Дружбы», н удивительная извечная живительная сила, хрупкость и теплота циклов «Весна» и «Лето». Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Мы не ищем причин, почему Богом дарованная возможность превзойти страдания не была использована художником мы говорим лишь о том, что нет человека (за исключением святых Божиих) который не причастник и (или) не виновник зла в мире.
Современники, не знакомые с космическим мировоззрением, не могли понять, «фантазий» не совсем нормального художника. Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса. И ничего не кажется тебе таким понятным, как этот шёпот. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие.
Начало пути художника — это фантастические пейзажи (цикл «Похороны», «Покой»), они передают прежде всего философское или психологическое содержание, также как «Истина» и «Дружба». Творческий мир М. К. В первых шести листах серии – холодный космос. Рай», «Ангел. в собственном сердце.
Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Это – бесконечно красиво. Co дня смерти литовского композитора и художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875-1911) прошло пятьдесят лет. Всю свою жизнь он испытывал сильное влияние Словацкого, а также поэтов «Молодой Польши».
Однако крестьянин сказал: «Не надо, тут я и сам понимаю. Известно 13 рисунков темперой.
Тогда нетрудно будет понять «Мысль» и «Корабль», в которых явления природы и человеческой жизни тесно связаны между собой – лучи света и тучи сплетаются с силуэтами людей и трудно отделить их друг от друга. Это сотворение мира, которое отличается от библейского. Мы отсчитываем время своей земной меркой.
Одновременно с этим медленно и верно начинают двигаться по «коридору» вверх созданные им миры и человек (который так похож на самого Творца), для того чтобы, достигнув ног Rexа, стать вровень с ним и продвигаться уже вместе с ним туда, где открывается новый «коридор», увенчанный новым, более высокого уровня Творцом. Пляшут, пляшут пока что кораблики и, быть может, спасутся. Как писал Чюрлёнис.
У Чюрлениса проявляются приступы душевного расстройства. В январе 1909-го женится на Зосе и едет с нею в Петербург. Картина обладает очень большой декоративной силой. После окончания начальной школы, в возрасте 13 лет, Константинос поехал туда учиться. Весна 1904 го Приблизительно к этому времени относится одна из наиболее популярных работ раннего Чюрлениса – картина «Покой». И в то же время живописные сонаты Чюрлениса являются абсолютно оригинальным способом решения проблематики синтеза искусств. Отражается, но в реальности не присутствует.
В это же время М. К. Чюрлёнис всё более примыкает к литовскому национальному движению, центром которого с 1904 года, – когда была разрешена ранее запрещённая царской властью литовская печать, – становилась древняя столица Литвы – Вильнюс. Учением этих философов живо интересуется и Чюрлёнис. Догадываешься, наверное, что это моя невеста. Тишина.
Его музыкальностью и объясняется отчасти его мистическое, туманное творчество. В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». Польский был языком универсального, языком самого бытия — недаром на одной из картин цикла «Сотворение мира» слова Творца «Да будет. » раздаются именно на этом языке. Пронзительно-зеленые просветы, возникшие сквозь покрытое тучами небо.
Однако Чюрленис избегал конкретных изображений, формы обобщал. Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось. Например, центральная композиция триптиха Мой путь (1907) удивляет сочетанием конкретного и обобщенного образа, развитым линейно-ритмическим началом. Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное. М. К.
Зрителям, привыкшим к элементарному реализму или даже натурализму, Чюрлёнис действительно казался «трудным», «непонятным», «мистическим». «Соната звезд» (1908 г. ), состоящая из двух частей «Аллегро» и «Анданте», – философская вершина его художественной мысли. В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. «Тишина» и «Лес» представляют нам художника, достигшего наиболее экономными средствами художественной выразительности глубокого лирико-символического обобщения.
Рисует занавес для литовского театра в Вильнюсе: «Радость невероятная. Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки.
Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). Может быть, Икар. Друскининкай) и Плунгянах (совр.
В «Сонате пирамид. В 1904 г. М. К. Использование структурных и композиционных музыкальных элементов придало живописи М. К.
Образ, положенный в основу композиции, навеян Чюрлёнису очертаниями островка, который лежит рядом с Друскининкаем наНемане. Были почитатели М. К. Чюрлёниса, особенно во времена буржуазной Литвы, которые считали его выразителем «национального духа», видели и превозносили в его творчестве прежде всего условное, мрачное и пессимистическое. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба – циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие. Рамайяну, Рабиндраната Тагора. Дальше палитра теплеет.
Не будет ли это самым простым и правильным ключом к пониманию «тайн» Чюрлёниса-художника. Чюрленис создал семь живописных сонат: Соната 1 (Соната солнца, 1907), Соната 2 (Соната весны, 1907), Соната 3 (Соната ужа, 1908), Соната 4 (Соната лета, 1908), Соната 5 (Соната моря, 1908), Соната 6 (Соната звезд, 1908), Соната 7 (Соната пирамид, 1909). Творчество Чюрлениса – порождение определённой эпохи, с которою оно и завершается.
В это время его приняли в общество «Мир искусства». На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Растительный мир Литвы («Сотворение мира») причудливые облака, похожие на сказочных богатырей («День») или на огромные корабли, плывущие в поднебесье («Корабль») или на сказочного властелина природы, восседающего на престоле («Гимн») незамысловатые деревянные колокольни, распускающиеся ветви деревцев и мутные, бурные воды («Весна») разрисованные морозом узоры, полные фантастики и красоты («Зима») часто повторяющиеся мотивы морей, кораблей, плывущих рыб деревья, мосты и вертящиеся крылья мельниц, цветущие весенние ветви-свечи, распространяющие приглушенный свет и ароматный дым сказочные короли на фоне переплетающихся ветвей, держащие на руках сверкающий красотой литовский сельский пейзаж («Сказка королей») и наконец фантастические дворцы и замки, напоминающие пейзаж Вильнюса ранним весенним утром, когда ещё не рассеялся туман («Демон», «Прелюд всадника»), – во всём этом столько характерного для природы Литвы изображённой художником с беспредельной чуткостью и оригинальностью, что национальный характер его искусства не подлежит никакому сомнению. Но это будет уже другая история. Микалоюс Константинас Чюрленис (10 (22) сентября 1875 – 28 марта (10 апреля) 1911), гордость литовского искусства, одним рывком сделавший его неотъемлемой частью искусства мирового, не отделял свое музыкальное творчество от творчества живописного. К «литовскости» они приходили постепенно, зачастую отвергая национальную идентичность, выбранную их дедами и родителями.
Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Природа для М. К. Все это основано на глубоком знании музыкальных принципов.
Ему предшествовал, ныне утерянный цикл работ, выполненных пастелью на ту же тему с символическим призывом в названии: «Да будет. ». Варшавский врач Маркевич познакомил талантливого мальчика со своим другом, меломаном М. Огинским, который содержал оркестровую школу. В семье будущего художника звали «Константом»1, в семье говорили на польском языке, Чюрлёнис на протяжении всей своей жизни писал дневники только по-польски, как и все свои литературные произведения, а также большинство писем2. В семье было пять сыновей и четыре дочери.
Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры. Отражается, но в реальности не присутствует. Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. Он приносит радость младенцу, который доверчиво тянется к нему ручонкой.
Плунге). Чюрленис писал эту картину в 1908 году, когда еще ничего не было известно ни об эволюционной энергетике Космоса, ни о конусообразных эволюционных «коридорах». (Уайльд, как и Бердслей, например, так и остались чуждыми М. К. Чюрлёнису). В произведениях его подчас глубоко отражался трагизм эпохи. Когда он уезжал, его душа – душа под чинного художника – томилась по родине. И тогда легко будет понять, что в «Сотворении мира» нет библейской мистики, а отображена победа жизни и света над хаосом и тьмой, что в этом цикле показано необыкновенное счастье, которое для человека кроется в бесконечном разнообразии природы.
М. К. Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Это сказка.
В сказке «Путешествие королевны» на вершине горы – одуванчик беззащитный в своей хрупкой красоте. От него веет страшным, гнетущим, тёмным настроением. 10 апреля 1911 года художника не стало. Этим темам посвящено немало произведений, самые значимые из которых – Сотворение мира (1905-1906), Зодиак (1906-1907), Rex (1909). И характерно, что творчество гениального художника, которое так долго не могли «понять» псевдоинтеллигенты, часто сразу понимали простые люди из народа. М. К.
Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер. Весь цикл – это образный рассказ не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Литовские сказки, а может быть – изучение религии и легенд Индии породили «Сонату ужа», которая вылилась в жуткие видения с очень затемнённым смыслом. Чем ближе к концу, тем жизнь Чюрлёниса всё насыщеннее, даже счастливее.
В стилизации цветов мне очень помогла Зося, так что работа просто кипела». На первой картине диптиха из быстрого и беспорядочного движения сверкающих звезд, светящихся туманностей и вращающихся сфер возникает конус энергетического эволюционного «коридора», увенчанный фигурой крылатого Rexа-Творца.
Чюрлениса связаны с в начале XX века актуальной проблематикой синтеза искусств и идеей Gesamtkunstwerk (всеобщего произведения искусств), которую пропагандировал Р. Вагнер. Аллегро. А. Бенуа назвал его картину «Всадник» «самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей», но врачи запретили Чюрлёнису заниматься музыкой и рисовать. Это произведение состоит из трёх картин —Аллегро, Анданте, Финал. Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части.
В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. Месяц на чистом воздухе, да ещё весна. Чюрленис, дипломированный композитор, начал обучение в Варшавской художественной школе. Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису.
В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами.
Вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он всего себя отдавал работе. Чюрленисом. В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В ранний творческий период (1903-1906) художник любил символистические мотивы – это лес с вдалеке сверкающим таинственным светом, море, кораблики, фантастические врата, музицирующие ангелы. Художник меняет размеры этих пространств и угол их обозрения. Из мрака, превратившегося в темно-синее свечение, возникают сначала загадочные формы, затем – мощные слова, написанные по-польски: «Да будет. » – слова, в которые вложена вся воля Творящего.
Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. Холодным, мрачным настроением проникнуты некоторые другие картины художника, в особенности из цикла «Похороны», насыщенного печалью, скорбью, безнадёжностью. Этим видом искусства (живописью, графикой) он занимался на протяжении шести лет (1903-1909). Художник писал брату: «Цикл еще не закончен.
Там он создал первые композиции живописи (Опасность, 1904, Шум леса, 1904, Дудорюс, 1904, цикл Сутки, 1904-1905 и др. ). В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Во всем творчестве М. К. По-польски он писал письма друзьям и любимым. Спустя несколько десятилетий соотечественник Чюрлениса Эдуардас Межелайтис напишет: «Ведомый атавистической памятью, этот художник вторгся глубже других в прошлое человечества, в век его детства и юности, – в сферу легенды, сказки, мифа.
Читал произведения И. Канта, Р. Декарта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Начав заниматься живописью в 1903 г., Чюрленис не прекратил композиторской деятельности.
В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Это другой, фантастический мир. Трагические, мрачные мотивы цикла «Похороны» (1904-1906) могли быть не только реминисценциями из творчества Эдгара По и Л. Андреева, но и образами, родившимися непосредственно из воспоминаний о 1905 годе и о последовавшей за ним реакции. Он уже тогда начал исчислять его галактическими мерами.
Она выражена в многообразных созвучиях, слышится в грозных и ясных тонах его картин, в бесконечном изменении палитры музыкальных красок. (Очень серьёзное замечание для тех, кто пытался толковать этот цикл как нечто, связанное с библейской мистикой).
Сначала помог случай. Но скоро красота будет развеяна: к цветку уже подлетела птица. Часто он сам создает свои сказки. Воспитанный в культе польской литературы (он обожал Словацкого) и большую часть жизни не знавший литовского языка, Чюрлёнис под влиянием набирающего силу литовского национального движения решил посвятить себя созданию национального литовского искусства.