Чюрленис Сотворение Мира Картины

Описание картины «Сотворение мира »

В 80 году в поездке по Прибалтике зашёл в музей Чюрлениса и испытал настоящее потрясение. Чюрлёнис «Скерцо» (1908)Скерцо (итал. «Мы шли с Валерией Константиновной (сестрой М. Чюрлёниса) от зала к залу, она подводила меня к картинам, которые по каким-то своим соображениям считала значительными или выдающимися, рассказывала об истории их создания, вспоминала о брате, каким она его видела и знала. Формула – неисповедимы пути – весьма реальна. Иначе он не мог и мыслить и творить.

Он видел Красоту во всём. Он уже тогда начал исчислять его галактическими мерами. Благодарю Тину за воспоминание об этом удивительном и прекрасном Человеке. «Волшебник» родился и вырос в Литве. Варшава, Лейпциг, Вильнюс, Петербург – Чюрлениса-младшего судьба вела его своим путем.

Это очень важное обстоятельство, которое следует учитывать при изучении его творчества. – взирают куда то в пространство, завораживают, притягивают взгляд Это игра природы, знакомая всем: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах это простодушная детская сказка про дракона или морского змея или про «чудо юдо рыбу Кит» и это одновременно удивительно точное настроение чуть таинственного покоя, который охватывает человека у воды, когда в летний вечерний час уходит с безоблачного неба дневное светило. Аллегро. Когда постройка идет – все идет. Его работы вдохновляют и радуют. Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным.

Может быть, Икар. В детстве он освоил орган и с шести лет заменял на службах отца. Затем молодой Чюрлёнис учился в Варшавском музыкальном институте (материально ему очень помогал М. Огинский), а затем в Лейпцигской консерватории. Ну, если только пояснять какие-то общие детали. Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала культурного влияния классического средневековья и до XIV в (1387 г. ) была языческим краем. Мир начинает жить, сверкать, цвести.

Микалоюс Чюрлёнис 
в прозе, стихах, 
музыке и картинах

Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах

Почему не напрягают свою душу. Такого самородка следовало бы поддержать всеми силами. Умение увидеть то, что недоступно простому смертному.

За три последующих года художник сумел создать на своих полотнах мир нездешней Красоты. Но со мной происходило что-то непонятное. Весна 1904 го Приблизительно к этому времени относится одна из наиболее популярных работ раннего Чюрлениса – картина «Покой». «Мы шли с Валерией Константиновной (сестрой М. Чюрлёниса) от зала к залу, она подводила меня к картинам, которые по каким-то своим соображениям считала значительными или выдающимися, рассказывала об истории их создания, вспоминала о брате, каким она его видела и знала. «Вселенная представляется мне большой симфонией люди — как ноты», — писал художник.

Мне кажется, что он всегда чувствовал себя одиноким и неудовлетворённым в этой жизни. Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). Первыми большого мастера в нем увидели члены кружка А. Бенуа, будущие мирискусники. Он принес новое, одухотворенное истинное творчество. Только поверхность картона, до которого художник как будто не дотрагивался.

Картина Сотворение 
мира Микалоюса Чюрлёниса

Картина Сотворение мира Микалоюса Чюрлёниса

Гениально предчувствовал этот художник наступление космической эры. Пусть он не имеет значения и для нас. Без героической торжественности облики названных художников потеряли бы многое. Мать (Адель Радманн) была немецкого происхождения из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви.

Он был не новатор, но новый. Б. Леман считал, что «он (Чюрлёнис) слишком ясно видел и слишком много знал». Чюрленис «очеловечивает» природу, решая при этом сложнейшие задачи художественной выразительности. — Одновременно я буду продолжать заниматься музыкой и займусь еще другими делами. У мальчика рано проявились музыкальные способности и его отдали в музыкальную школу князя Михаила Огинского.

наверное полчаса стоял перед его картиной "Тревожная весть", по моему так она называлась. От души радуюсь этому. и его лучистая, звездная мечта о возрождении человека. Перед третьей – «Финалом» – можно было стоять онемело. Видишь сразу перед собой художника, привыкшего грезить звуками. Другие, напротив, отрицали все его творчество как вымысел сумасшедшего. Тишина.

Современники, не знакомые с космическим мировоззрением, не могли понять, «фантазий» не совсем нормального художника. Варшавская художественная школа решила показать свои достижения в столице. Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Сюжет монументальныго цикла «Сотворение мира» (1904-1909гг. ) древний и очень не простой.

В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа. Скорбно звучали такие признания писателя.

Микалоюс Константинас 
Чюрленис картины

Микалоюс Константинас Чюрленис картины

Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. Все это крайности. В этом же направлении действовало и польское духовенство1.

На первой, левой картине – огромная гора, уходящая круто ввысь. Но нам ли, по человечеству, определять сроки. Рай», «Ангел. Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен. Но надежд на серьёзную школу нет.

Он поистине «синтетическая» личность. Кто-то сказал, что Скрябин пришел слишком рано.

ЭНИГМАЭРАК, Чюрленис 
Сотворение мира

ЭНИГМАЭРАК, Чюрленис Сотворение мира

Интереснейший художник. Отсюда такое музыкальное восприятие окружающего, так точно схваченное и переданное в его картинах чувство ритма. Сначала помог случай. Музыку почувствовал и полюбил еще пятилетним мальчиком. Там, где ценят своих героев, творцов и тружеников, там возможно и светлое будущее. Внешняя наивность и фантастичность его сюжетов скрывает глубокие тайны бытия.

А над ними – на срезе гигантской волны – проявляются дивные буквы: МКС – Микалоюс Константинас Чюрленис. Вот как описывает свои впечатления в книге «Тернистый путь Красоты» Генеральный директор Музея имени Н. К. Народ может жить лишь светлым допущением и утверждением. Мне хочется создать цикл по меньшей мере из ста картин, не знаю, сделаю ли». М. К.

Чюрлёнис опередил свое время. Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось. Человек – неотъемлемая и, по Замыслу, чудеснейшая часть этого Мира – на уровне духовном. Но Чюрлёнис по-своему трактует эту тему тем.

Что становится вершиной созидания, вершиной познания (и это после найдёт отражение в «Сонате солнца» – постепенный приход к совершенной истине, а, следовательно и безотносительному покою) – на тринадцатом листе цикла (отметим символичность числа чюрлёнисовских «дней творения», кстати, только в третьей работе есть какое-то приближение к канонам: надпись в углу картины по-польски «Stan sie» – «Сотворись. »), так вот, на тринадцатом листе цикла изображён уж – символ мудрости и «царь познания». в принципе-это чайка над морем. Другой прекрасный художник недавно писал мне: Говорю, как в подушку. Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.

Леонид Андреев незадолго до смерти писал мне: «Говорят, что у меня есть читатели, но ведь я-то их не знаю и не вижу». Его прекраснейшие композиции оставлялись под сомнением. То есть как-то толковать, объяснять картины Чюрлёниса не стоит.

Картинаприобретает драматическое звучание, когда задумываешься над тем, как ничтожномал человек перед вечным безмолвием. но я всем не только сердцем, но и всем корпусом почувствовал эту тревожную весть. Первый из них, о котором идет речь в приведенном письме и называвшийся «Да будет», был исполнен пастелью.

Но даже и в лучших кругах, увы, очень многие не понимали и отрицали. «Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент» (Ромен Роллан о Чюрлёнисе). Он негодовал: «. Радуюсь вестям из Литвы о признании прекрасного художника Чюрлёниса.

Он был гениален во всем совершенно». Было в нем нечто поистине природно-вдохновенное. Картины Чюрлениса утверждают последнее.

Отражается, но в реальности не присутствует. – длинню-ю-ю-щая. –. К этому времени он был уже автором симфонической поэмы «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением.

Микалоюс Чюрлёнис: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Микалоюс Чюрлёнис: самые популярные картины (топ 12)

И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. Из мрака, превратившегося в темно-синее свечение, возникают сначала загадочные формы, затем – мощные слова, написанные по-польски: «Да будет. » – слова, в которые вложена вся воля Творящего. Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни. – Только трудом.

Чюрленис писал эту картину в 1908 году, когда еще ничего не было известно ни об эволюционной энергетике Космоса, ни о конусообразных эволюционных «коридорах». Некоторые критики превозносили Чюрлениса именно за эту якобы воспеваемую им идею потустороннего мира идею единого высшего духа. Каждое признание истинной ценности всех веков и народов должно быть приветствовано. «Любопытночто-то знаете в этом естьувлекаети колорит хорошно очень уж необычно» Так отзываются другие. Тот стоял перед триптихом «Путешествие королевны».

По нему, как по заданной орбите, над Новым миром движется крылатая фигура. В этой всенародности был крик признательности всеобщей. Его музыка – игра цвета и поэзии. Вторая часть диптиха, замедленное «Анданте» изображает сотворенную планету, вращающуюся в светящихся волнах Космоса, которые пронизывают пространство обеих картин, связанных между собой звездным поясом.

На картинах Чюрлёниса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. Формула – неисповедимы пути – весьма реальна. Вот таким образом и от нас, зрителей, требуются прежде всего чуткая душа и открытое сердце. Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. и идеями, формирующими сознание: человек – царь природы, бери от жизни все все во имя свободы кто не с нами, тот против нас «лучшего из гоев убей» (пусть фраза и вырвана из контекста, но смысл, далекий от высокой морали и богосотворчества, очевиден), он неизбежно выпадает из Света в мутные, неприютные, грязных, болотных оттенков «низкие диапазоны», безнадежно там увязая и уже не различая брода на пути.

Микалоюс Чюрлёнис 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Микалоюс Чюрлёнис – картины с названиями и описанием по алфавиту

Вот и Чюрлёнис в своих прекрасно-напевных мирных созданиях тоже мог бы написать похвалу врагам. Единственное, что могло его вывести из себя, – это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины. Но мы знаем, что художественное образное мышление опережает философскую мысль.

Пчелка Майя, большое спасибо за Чюрлениса. Родился Миколас Чюрленис в 1875 году в Варене (Южная Литва), в семье органиста. Художник меняет размеры этих пространств и угол их обозрения. Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства.

Костек –старший. Его стихи музыкальны и красочны. Помню, с каким окаменелым скептицизмом четверть века назад во многих кругах были встречены произведения Чюрлёниса. О эти виденья. Велика радость, когда можно отметить, что весь народ признал свою истинную ценность. Но и в трагедии этой так много торжественности. Одновременно с этим медленно и верно начинают двигаться по «коридору» вверх созданные им миры и человек (который так похож на самого Творца), для того чтобы, достигнув ног Rexа, стать вровень с ним и продвигаться уже вместе с ним туда, где открывается новый «коридор», увенчанный новым, более высокого уровня Творцом. Творчество Чюрлёниса невозможно охарактеризовать относительно какого-то определённого стиля или направления – он стоит в стороне от известных течений в живописи.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Крайне обостренное чувство прекрасного. Но даже и в лучших кругах, увы, очень многие не понимали и отрицали. Постепенно движется мысль художника от хаоса через космос.

На эту мысль наводят его сумеречные образы и ритуально-таинственная атмосфера, нечто змееобразное, то явственно, то призрачно присутствующее в сюжетах, странные «тайные» знаки. Но они – жизнь, возникшая на краю беспредельности. Разве этого не достаточно, чтобы дикари, поносители и умалители не возмутились.

Новости от сайта 
Всемирный День Культуры

Новости от сайта Всемирный День Культуры

Чюрлёнис «Ангел» (1904)Просто всматривайтесь в его картины. Но со мной происходило что-то непонятное. Гулко и звонко, отбрасывая длинноты, медный колоколрассказывает о том, что в этой «большой симфонии»«люди, как ноты»объединяются –только трудом.

Возможно, тогда вы сами услышите и плеск волн и лёгкий звук взмахов мельничных крыльев и шорох кузнечиков в траве и звук падающих на воду капель. Фантазия художника безгранична и тот образ, который лежал в основе «зримой музыки», в общем-то не имел для него решающего значения. Только трудом. scherzo букв. Запомнилась картина «Музыка леса».

Недаром приходилось писать похвалу врагам. Таинственное пространство, в котором из вершин пирамид выходят сверкающие в сумраке молнии и бушуют волны космической энергетики, отделяет легкий осветленный мир верхних пирамид от темных земных, находящихся внизу картины. Он ощущал в них властную руку Творца или Короля. На первой картине диптиха из быстрого и беспорядочного движения сверкающих звезд, светящихся туманностей и вращающихся сфер возникает конус энергетического эволюционного «коридора», увенчанный фигурой крылатого Rexа-Творца. Спасибо ему за то, что он жил.

Без героической торжественности облики названных художников потеряли бы многое. Об этой картине говорить труднее, чем о других, по той причине, что само изображение, то есть «нарисованное» на ней, почти не занимает места: на не наполненном краской обычном тускло желтоватом прямоугольнике картона посередине, чуть ниже центра, светятся три маленькие серебристые головки одуванчиков. Так же точно многими отрицалось и тончайшее творчество Скрябина. Девяти лет поступил в музыкальную школу князя М. Огинского и пробыл там до 1888 года. И в самом характере этих двух гениальных художников много сходных черт. Такого самородка следовало бы поддержать всеми силами. Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер. Картина эта столь жива и убедительна, что кажется, будто она писана с «натуры».

В связи с этим возникает важный вопрос: ангелы – символ или реальность. Вот как описывает свои впечатления в книге «Тернистый путь Красоты» Генеральный директор Музея имени Н. К. Без врагов люди забыли бы о многом полезнейшем и прекраснейшем. И в душу льется светлая и всепрощающая мелодия. Но со мной происходило что-то непонятное. Текст автора замечательный, все предельно точно по ощущениям.

Велика радость, когда можно отметить, что весь народ признал свою истинную ценность. Скорбно звучали такие признания писателя. Потом перешел в консерваторию Варшавы, затем Лейпцига. Многие современники художника (в широком смысле – творца) отмечали его особенность: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». Трудна была земная стезя и Чюрлёниса. Истинно, не знаем мы путей творчества. Народ может жить лишь светлым допущением и утверждением.

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Сотворения мира»

«К живописи у меня еще большая тяга, чем прежде, я должен стать художником, — пишет он брату. Все помнят жизненную трагедию Рембрандта или Франца Хальса. – Только трудом. Пронзительно-зеленые просветы, возникшие сквозь покрытое тучами небо. Особенно интересна в этом отношении картина «Ангелы.

Там, где ценят своих героев, творцов и тружеников, там возможно и светлое будущее. Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери.

Рериха Людмила Васильевна Шапошникова. Чюрленис прозрел сквозь эти, уже нескончаемые, плотные потоки помойной мути, – продукты «жизнедеятельности» человека в его материальности, – в высоты чистого, животворящего Света, ориентируясь в своем волнующем предчувствии, в своем обостренном ощущении реальности-небыли по путеводным звездам высоких мыслей, благороднейших исканий, одухотворенного искусства. И хотя первой работой Чюрлениса была «Лесная музыка. Так же точно многими отрицалось и тончайшее творчество Скрябина.

Чюрлёнис «Потоп» (1904)После смерти князя Огинского Чюрлёнис вынужден был прервать учёбу. Знакомилась раньше с его биографией и работами. Его музыкальностью и объясняется отчасти его мистическое, туманное творчество. В этой всенародности был крик признательности всеобщей. В этом мире тонкие формы превращаются в фантастические светящиеся сооружения, частью похожие на растения, частью на высокие вершины слегка намеченных на горизонте снежных гор.

Его прекраснейшие композиции оставлялись под сомнением. Это пространство, связывающее «верхний» мир с «нижним», является как бы областью преображения материи, превращения ее в иное состояние, увенчанное Новой Красотой иномирных форм. И в самом характере этих двух гениальных художников много сходных черт. Каждое признание истинной ценности всех веков и народов должно быть приветствовано.

  • Картина Чюрлениса: Цикл «Сотворение Мира»
  • Художник Микалоюс Константинас Чюрленис
  • Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
  • Картины — Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Картины Микалоюса Константинаса Чюрлениса (148 работ)

Он пишет свой триптих, таинственный и странный и называет его «Rex» (1904–1905). опять к хаосу. Картины, созданные Чюрленисом представляют собой целостное, законченное и гармоничное полотно, несущее в себе глубинные идеи Космической эволюции человечества. Было в нем нечто поистине природно вдохновенное.

Его первым языком был польский. А между тем происходило как раз обратное. Известно, что именно этот цикл был выставлен в Петербурге в апреле 1906 года. Малейшее дуновение – исчезнут и они. На картинах Чюрлёниса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. Истинно, не знаем мы путей творчества.

Довольно невежественных отрицаний. И эта, другая, захватывает белоснежные крылья стоящего на алтаре, оставляя на них темные струящиеся блики и ложась на них черными, неумолимыми земными знаками. Детские годы провел в Друскининкае — живописнейшем крае. Островок этот носит романтическое название – «остров любви».

Вторым языком был русский. Отец его, выходец из крестьян, был музыкантом (органистом).

Символический призыв «Да будет. », уступив место другому названию, остался, тем не менее, в виде надписи на польском языке в одной из первых по порядку картин цикла. Это было его искусство. Его картины звучат как прекрасные песни.

  1. Волшебная живопись Микалоюса Чюрлениса
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911)
  4. Талантливый многостаночник Микалоюс Чюрленис

Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства». Добужинский. Мир Чюрлёниса символичен. – люди –.

Картина Чюрлениса: 
Цикл «Сотворение 
Мира»

Это пантеист чистейшей воды». Все помнят жизненную трагедию Рембрандта или Франца Хальса. Сами костры и факелы дикарей являются лишь озарением пути. Ничего не останется. В «Сонате пирамид.

Кто-то сказал, что Скрябин пришел слишком рано. И гораздо дальше других заглянул и зашел он в будущее человечества, которое сегодня тоже еще называется мечтой, сказкой, мифом. Она как бы объединяет в одно целое «Сонату звезд» с несколькими другими полотнами, такими как «Ангелы. По этой параболе шагает крылатый человек. Дикари и враги много потрудились для его будущей славы.

Сочинения его высоко ценили самые строгие критики. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. В том же году художник сделал повторение 13 картин цикла в темпере и назвал его «Сотворение мира». Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. В нем как бы сошлись различные измерения, которые взаимопроникали друг в друга своими узнаваемыми и неузнаваемыми формами. «Умение заглянуть в бесконечность пространства и в глубь веков делали Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства», — отмечал М. В.

«Соната звезд» (1908 г. ), состоящая из двух частей «Аллегро» и «Анданте», – философская вершина его художественной мысли. «шутка») – часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с выраженным ритмом. Но вот что важно знать. Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». И все. А между тем происходило как раз обратное. На центральной части спираль упирается в пьедестал Короля и человек, воздевший руки, знает о его существовании, но не видит.

Но нам ли, по человечеству, определять сроки. Вскоре после рождения Константинаса (так будущего художника и композитора звали дома) семья переехала в деревню Друскининкай. Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры. Но этот музей до сих пор в моей душе.

прошло почти 40 лет, но я помню то своё ощущение. Во время моего председательствования в «Мире Искусства» много копий пришлось преломить за искусство Чюрлёниса. почему они не смотрят. Но чуть позже Чюрленис повторил эти 13 небольших листов и на сегодняшний день существует история двух циклов на одну и ту же тему.

В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать. Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным. Есть у меня чувство, – с ума сводила его, повергая в глухое отчаянье, мысль о «заколдованном» Мраком мире и о том, что родившиеся под одними звездами, на одной планете, с Высшего благословения, все ли мы еще. М. К. Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд.

Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным. Он был не новатор, но новый. Они беззащитны – их вот вот не будет. Рериха Людмила Васильевна Шапошникова. В Скрябине и в Чюрлёнисе много общего.

Прелюд» и, наконец, «Жертва». В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». Шелест леса» (1903–1904), эта стилистика начинается с картины «Истина», которая как бы служит символом всего чюрленисовского художественного ряда, завершающегося его знаменитым и таинственным «Rex» 1909 года. В 1904 году, когда ему было уже 28 лет, Чюрлёнис, композитор, автор нескольких крупных произведений, обещавших ему большоебудущее, становится студентом школы изящных искусств в Варшаве. В реальном мире он родился в г. Ораны, на юге Литвы, которая в то время входила в состав Российской империи (Варшавская губерния). Не ему, ушедшему, но во имя справедливости прекрасен был порыв дружный, превознесший ценность искусства.

И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь. Мы отсчитываем время своей земной меркой. Мысль. Очень отзывчиво отнесся Добужинский. Это было его искусство. Была его сфера.

Привет, красавица-Пчелка. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. Сумрачная чаща густого леса, высятся, уходя верхушками в серое небо стволы могучих деревьев, разлита атмосфера напряжения и беспокойства. Он писал фуги и сонаты, музицировал, руководил хором и только в 27 лет стал учиться живописи.

Другой прекрасный художник недавно писал мне: «Говорю как в подушку». На этом языке он впоследствии писал письма, дневники и литературные сочинения. Литовский он начал учить довольно поздно (за 6 лет до смерти). Догадываешься, наверное, что это моя невеста.

К шедеврам среди пейзажных работ этого периода принадлежит «Тишина». Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда». Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. В их запыленный обиход пытается войти нечто новое – разве не нужно принять самые зверские меры к ограждению их условного благополучия. Цикл так и остался «не окончен» и число его картин не увеличилось.

Триптих «Rex» можно интерпретировать как три мира, входящих друг в друга. Без врагов люди забыли бы о многом полезнейшем и прекраснейшем. В семье будущего художника звали «Константом»1, в семье говорили на польском языке, Чюрлёнис на протяжении всей своей жизни писал дневники только по-польски, как и все свои литературные произведения, а также большинство писем2. Вообще, к творчеству молодого Чюрлёниса относились с пониманием и интересом. Временами он уходил в прошлое изображая исчезнувшие под землей и водой древние развалины. Но мы попробуем хотя бы прикоснуться к тому миру, в котором он жил и созидал.

Над горизонтом восходит розовое солнце и мир вспыхивает небывалой Новой Красотой, похожей на диковинные фантастические цветы. Вот как описывает свои впечатления от встречи с искусством Чюрлениса в книге «Тернистый путь Красоты» генеральный директор Музея имени Н. К. Рериха Людмила Васильевна Шапошникова: «Мы шли с Валерией Константиновной (сестрой М. Чюрлёниса) от зала к залу, она подводила меня к картинам, которые по каким-то своим соображениям считала значительными или выдающимися, рассказывала об истории их создания, вспоминала о брате, каким она его видела и знала. Недавно всенародно хоронили великого писателя Горького. Впервые познакомилась с несколькими работами Чюрлениса в Каунасе в 70-х годах.

Восхищаюсь этим светлым Человеком, который оставил на Земле чистый и благотворный след. Островок этот носит романтическое название – «остров любви». Но и в трагедии этой так много торжественности. От души радуюсь этому. Иначе он не мог и мыслить и творить. Она оставляет чарующее впечатление едва ли не у всех, кто только ни видит картину.

В конце концов, разве мы знаем, где происходит наибольшее восприятие творчества. На картинах Чюрлёниса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. Пляшут, пляшут пока что кораблики и, быть может, спасутся. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Очень отзывчиво отнесся Добужинский. Это знание в его научном изложении пришло только с Живой Этикой.

В Скрябине и в Чюрлёнисе много общего. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Это ее ступни составляют верхнюю часть центральной картины триптиха. Отец – приходской органист, рано приобщил его к музыке. Довольно невежественных отрицаний. И еще, может быть, космонавт.

Этот мир еще не завершен, но он уже заявил о себе наступлением Новой Красоты. Фантастические картины, которые были выставлены в Петербурге, сейчас известны как цикл «Сотворение мира». Вернувшись в Варшаву, он занимался рисованием и художественным творчеством.

Путь его был многогранным, богатым духовного совершенства, но несправедливо коротким.

Сами костры и факелы дикарей являются лишь озарением пути. Дикари и враги много потрудились для его будущей славы. Два глаза – рыбацкие костры у воды. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом». Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла Сотворение мира.

Была его сфера. Оговоримся сразу, что не нужно, едва увидев под картиной Чюрлениса слово «фуга» или «соната», немедленно начинать поиски зримого «изображения музыки». Недавно всенародно хоронили великого писателя Горького. Всем удачи.

Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». Музыкантом он был серьезным и теоретически прекрасно подготовленным.