Чюрленис Сюита
Широко знаменитая «Соната моря» – это «сюита» из трех картин Чюрлениса, которая по праву считается одной из самых живописных его работ.
Из цикла Мой Чюрлёнис Зимняя сюита
Он изучает алфавит, письмена финикийцев, халдеев, ассирийцев изобретает свой алфавит. Вернувшись в Варшаву, он занимался рисованием и художественным творчеством. Всё погружено в неподвижность. Этот мыс на Земле Франца Иосифа был назвал именем Чюрлениса. Учился живописи в Рисовальной школе Я. Каузика (1902-05) и в Художественном училище (1905) в Варшаве.
Шелест леса» (1903–1904), эта стилистика начинается с картины «Истина», которая как бы служит символом всего чюрленисовского художественного ряда, завершающегося его знаменитым и таинственным «Rex» 1909 года. Владимир Ильич счет возможным принять сестру художника лично. Вот таким образом и от нас, зрителей, требуются прежде всего чуткая душа и открытое сердце. Но скоро красота будет развеяна: к цветку уже подлетела птица. Его первым языком был польский.
- Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
- Творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса: гармония музыки и красок
- Микалоюс Константинас Чюрленис картины
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
- Научно-философское обществоМир через культуру
- Самые известные картины Чюрлениса
- Картины Микалоюса Константинаса Чюрлениса
- ЧЮРЛНИС – МУЗЫКА ЖИВОПИСИ ( – )
Те же три изображения, но только как бы нарисованные на прозрачном стекле и совмещенные. Может быть, Икар. Где истина, Господи. Пишет он много фортепьянных пьес, сам их блестяще исполняет.
Вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он всего себя отдавал работе. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Это совпадение, хотя, конечно и отражает некую специфику, субъективное свойство графического мышления художника, есть также и весьма плодотворный прием, который можно назвать приемом «полифонического проведения темы».
Островок этот носит романтическое название – «остров любви». Мечтой о лучшей жизни, о счастье человека проникнуты романтические «Сказки» Чюрлениса. Он экспериментатор. Звездный путь.
Как с самолета, когда он подлетает к городу на побережье. На выставке "Мира искусства" выставляется одна из его работ. Временами он уходил в прошлое изображая исчезнувшие под землей и водой древние развалины.
- чюрлёнис микалоюс константинас смысл картин
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор
- Микалоюс Чюрлёнис: самые популярные картины (топ 12)
- Микалоюс Чюрлёнис – картины с названиями и описанием по алфавиту
- Краткая информация о художнике и его картинах
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911)
Она помогала ему выучить литовский язык, познакомила с литовской литературой. Но не знаю дороги и боязно мне.
И наоборот -- музыка переходит свои границы: «Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», -- писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев. МУЗЫКА – Song name is Himeboshi (Ensei). Фортепьянные же пьесы он называет не только «прелюдами» или «вариациями», но и «пейзажами». Иначе сердце не выдержит Создать образ мира. «шутка») – часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с выраженным ритмом. Но вот что важно знать.
Разносторонностью своих творческих исканий М. К. От этого неведомого ранее мне ощущения становилось легко и казалось, какая-то моя часть, стремясь оторваться от земли, устремлялась туда, где за исчезающей твердью плотной материи парили картины-миры, созданные то ли человеком, то ли каким-то нездешним волшебником. У Чюрлениса проявляются приступы душевного расстройства. Сначала помог случай. В этом же направлении действовало и польское духовенство1.
М. К. Здесь же образ моря такой, которого не было еще ни разу в мировой живописи. Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и краски музыкальных гармоний. Вообще, к творчеству молодого Чюрлёниса относились с пониманием и интересом.
- Проблема синтеза музыки изо искусства, литературы
- Восприятие печатного и вербального текста
- Вербальное звучание и цветовое восприятие букв и слов
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис, литовский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
Два глаза – рыбацкие костры у воды. Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда». Видна конструкция этой картины.
лочки изменили свой цвет (динамические оттенки) и смещены в сравнении с первым изображением. Символистически обобщённая, своеобразная по тонкой серебристой колористической гамме живопись Чюрлёниса, переносящая зрителя в мир сказки (цикл Сказка королей, 1907), фантастических видений, мистики (цикл Сотворение мира, 1904-06), народных представлений и верований (циклы Весна, Зима – оба 1907 все упомянутые произведения – в Каунасском художественном музее имени М. К. Чюрлениса), тесно связана с его музыкальным творчеством (Соната солнца, Соната весны – обе 1907 Соната звёзд, 1908). В этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает литовские народные мелодии. Тот же таинственный шепот сосен, звуки ветра, похожие на переборы арф. Вскоре после рождения Константинаса (так будущего художника и композитора звали дома) семья переехала в деревню Друскининкай.
В качестве дипломной работы он представил кантату для хора и оркестра «De profundis» («Из глубины воззвал к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой» – 129-й Давидов псалом). Стихия разыгралась вовсю. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Это – бесконечно красиво. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Море состоит из капелек и по всей картине идут желтые капли моря.
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Литературное творчество Чюрлёниса
- Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
- Микалоюс Константинас ЧюрлёнисОбсужденияПросмотр темы8
- Волшебная живопись Микалоюса Чюрлениса
Это красиво. Она оставляет чарующее впечатление едва ли не у всех, кто только ни видит картину. Только поверхность картона, до которого художник как будто не дотрагивался. scherzo букв.
Гениально предчувствовал этот художник наступление космической эры. Пусть он не имеет значения и для нас. Платить за обучение взялись Огинские. Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось. И никакой режим не в состоянии сломить волю таких подвижников. Будучи в Петербурге, Чюрлёнис близко сошелся с «Миром искусства» – Добужинский рекомендовал его всем друзьям и знакомым: «Первое, что поразило нас в полотнах Чюрлёниса, – это их оригинальность и необычность.
И почему не простой ангел, а именно уставший ангел. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). М. К.
Недаром в его картинах мы видим знаки неких загадочных письмен. Знакомиться с географией, геологией, химией, физикой. На одной картине, на одном пространстве – три разных картины. Он негодовал: «. Аллегро.
Его картины звучат как прекрасные песни. Этот мир еще не завершен, но он уже заявил о себе наступлением Новой Красоты. На картинах Чюрлениса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. Они вот в одной узкой дорожке в верхней части картины. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории. Его музыка – игра цвета и поэзии.
Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни. почему они не смотрят.
Ничего не останется. Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен. Эти знаковые комбинации, данные в «утренней» гармонии туманных силуэтов и золотых солнц, сочетаются с близким по колориту фоном (желтизна незакрашенного листа и слабая подцветка синим облаков и туманностей вокруг солнц).
Все это художник и музыкант создает всего за 35 лет жизни (1875-1911). Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса. На этом языке он впоследствии писал письма, дневники и литературные сочинения. Литовский он начал учить довольно поздно (за 6 лет до смерти). Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй.
Чюрлёнис «Потоп» (1904)После смерти князя Огинского Чюрлёнис вынужден был прервать учёбу. Здороваясь, он приветливо смотрел в глаза и крепко пожимал руку, немножко оттягивая ее вниз. Но мы знаем, что художественное образное мышление опережает философскую мысль. Вторая часть диптиха, замедленное «Анданте» изображает сотворенную планету, вращающуюся в светящихся волнах Космоса, которые пронизывают пространство обеих картин, связанных между собой звездным поясом.
На картине звезд практически нет. И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. Виден берег.
Но надежд на серьёзную школу нет. То есть как-то толковать, объяснять картины Чюрлёниса не стоит. Она как бы объединяет в одно целое «Сонату звезд» с несколькими другими полотнами, такими как «Ангелы. В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа. Утяжеленный низ, движение от этого «тяжелого» вверх по диагонали и переход к легкой верхней горизонтали составляют как бы некую формальную триаду, законченную в самой себе. Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения.
Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны. В реальном мире он родился в г. Ораны, на юге Литвы, которая в то время входила в состав Российской империи (Варшавская губерния). Она подобна воздушному разведчику, направляющему битву волн с берегом. Художник меняет размеры этих пространств и угол их обозрения. В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь. И вот по всему экрану идут желтые капли моря.
Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией. Глубоким сном заснули волны. Его настроение передано в его жуткой картине «Черное солнце» Он пишет триптих «Мой путь», где в аллегорической форме отображает свой творческий и жизненный путь.
Скерцо» тяжелые земные пирамиды неуловимо становятся легкими, в них проявляется иная, тонкая Красота, хотя она еще чем-то напоминает земную. если правда, что благодаря пылающему горячечному мозгу гениев народы и времена прозревают свое будущее и тогда рвутся к нему, то Чюрленис был для своего народа именно таким художником, был предтечей, возвещенным из грядущей космической эры». Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Тот стоял перед триптихом «Путешествие королевны».
При жизни талант уникума в мире искусства не был востребован. Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное. Видны дальние холмы. Он должен разгрузиться. Это задача 6 или 7 уровня. В семье было пять сыновей и четыре дочери.
Искусствовед Генрих Альтшуллер так рассказывает о картине М. К. Чюрлёниса: «На первой картине, на одном пространстве – три картины. Не могу понять, откуда мог он черпать эти впечатления в таком краю, как ваш, в котором, насколько я знаю, вряд ли могут оказаться такие мотивы. В начале 1909 года петербуржцы видели живописные «Звездную сонату», «Прелюд» и «Фугу» в эти же дни звучали музыкальные произведения Чюрлёниса. Часовенки, деревья. Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью).
Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Об этой картине говорить труднее, чем о других, по той причине, что само изображение, то есть «нарисованное» на ней, почти не занимает места: на не наполненном краской обычном тускло желтоватом прямоугольнике картона посередине, чуть ниже центра, светятся три маленькие серебристые головки одуванчиков. (Чюрлянис -- прежнее написание фамилии).
Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой.
Все это дано в предельно обобщенной, абстрагированной манере, так что каждый из этих образов воспринимается как знак, а не «предмет». Форма, композиция -- само собой.
Они жили в его воображении настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно. Картина эта столь жива и убедительна, что кажется, будто она писана с «натуры». Но звуки увлажняются и превращаются в краски.
К нам его привлекало еще и то, что здесь он мог играть на замечательном новом «Беккере». На первой картине диптиха из быстрого и беспорядочного движения сверкающих звезд, светящихся туманностей и вращающихся сфер возникает конус энергетического эволюционного «коридора», увенчанный фигурой крылатого Rexа-Творца. В Анданте морская стихия утихомирилась.
Я должен здесь оговориться. Это одна картина. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). В детстве он освоил орган и с шести лет заменял на службах отца. Затем молодой Чюрлёнис учился в Варшавском музыкальном институте (материально ему очень помогал М. Огинский), а затем в Лейпцигской консерватории. В семье будущего художника звали «Константом»1, в семье говорили на польском языке, Чюрлёнис на протяжении всей своей жизни писал дневники только по-польски, как и все свои литературные произведения, а также большинство писем2. Картины Чюрлениса утверждают последнее.
Пронзительно-зеленые просветы, возникшие сквозь покрытое тучами небо. И всё-таки Чюрлёнис оставляет нам надежду. Чюрлёнис Микалоюс Константинас (1875-1911), литовский художник и композитор.
Возможно, тогда вы сами услышите и плеск волн и лёгкий звук взмахов мельничных крыльев и шорох кузнечиков в траве и звук падающих на воду капель. Фантазия художника безгранична и тот образ, который лежал в основе «зримой музыки», в общем-то не имел для него решающего значения. Он был исполнен там впервые 7. XII. 1901. Ленина, у которого в это время было много других важных дел.
Это произведение состоит из трёх картин —Аллегро, Анданте, Финал. И было не совсем ясно – кто наложил эти запреты, кто поставил тесные границы колючего непризнания его имени. лочки в первом проведении темы имеют свой приятный синеватый цвет (оттенки в музыке).
Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце. В музее Чюрлениса всегда звучит его музыка. Музыка Чюрлениса- прозрачна, хрупка, сосредоточенна и сдержана. К шедеврам среди пейзажных работ этого периода принадлежит «Тишина». Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. На колоколе пробудилось маленькое лучистое солнышко. Он был гениален во всем совершенно».
«Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент» (Ромен Роллан о Чюрлёнисе). В апреле 1911 года он неожиданно скончался от простуды. По этой параболе шагает крылатый человек. И после, хотя здесь укрепилось католичество, в среде местных жителей были широко распространены суеверия. Почему не напрягают свою душу.
Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику. В его искусстве усиливаются ноты тревоги.
На первой, левой картине – огромная гора, уходящая круто ввысь. В «Сонате пирамид. Звучит голубая музыка неба, зеленая музыка леса, янтарная музыка моря, серебряная музыка звезд Да это же цветовая мелодия. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом».
Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису. «Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие-то космические симфонии», -- писал Вячеслав Иванов и добавлял: «Чюрлянис несомненно музыкант. Но они – жизнь, возникшая на краю беспредельности.
И все. Видна мелкая сеть волн. Особенно интересна в этом отношении картина «Ангелы. Чюрлёниса. Один за другим – через долину и долгим речным берегом и через поле большое, возделанное, тихое, а конец этого шествия в лесу скрывается и шествию конца нет. Но сама информация была расплывчатой, неопределенной и во многом противоречивой. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. Меня удивило, почему капельки желтые.
Он все время испытывал новые приемы, новые способы отражения мира. Первое свое живописное сочинение он назвал «Музыка леса». Звуками. В его работах слышны отзвуки миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами.
Было очевидно, что искусство Чюрлениса наполнено литовскими народными мотивами. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904 – 1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Но это будет уже другая история. Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву. Представитель символизма.
Одним из последних заказов художнику был занавес для сцены. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. по общей музыкальной стихийности, как бы разлитой во всем его душевном составе».
Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная. Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Composer is Yuki Kajiura. Она молча коснулась моей руки и я почувствовала легкое и теплое пожатие. Из мрака, превратившегося в темно-синее свечение, возникают сначала загадочные формы, затем – мощные слова, написанные по-польски: «Да будет. » – слова, в которые вложена вся воля Творящего. Правда, если будем рассматривать, ниже одуванчиков проступает зелень над ними – чуть приметная линия горизонта, еще выше и справа – золотится верхний угол этого картонного листа Но все это – лишь тончайшие цветовые и графические дополнения к одуванчикам. Настанет время, когда новый огромный мир родится под его животворящими лучами.
– взирают куда то в пространство, завораживают, притягивают взгляд Это игра природы, знакомая всем: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах это простодушная детская сказка про дракона или морского змея или про «чудо юдо рыбу Кит» и это одновременно удивительно точное настроение чуть таинственного покоя, который охватывает человека у воды, когда в летний вечерний час уходит с безоблачного неба дневное светило. Даже слова «тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. И настроение вот таким образом радостное, приподнятое. И третья картина – подсистемы моря.
Шесть тысяч картин, включая этюды, написал Айвазовский о море. О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие. Но финал сонаты драматичен. Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира. Если Вы верите в Бога, то поймете, почему идет именно ангел. В нем существовали два мира земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах. Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала культурного влияния классического средневековья и до XIV в (1387 г. ) была языческим краем.
Это пространство, связывающее «верхний» мир с «нижним», является как бы областью преображения материи, превращения ее в иное состояние, увенчанное Новой Красотой иномирных форм. (Так, картина под названием «Фуга» развивает «тему елки», которая повторяется на переднем плане и на заднем, перед зрителем и поодаль, сама по себе, одна или в окружении других или отражением, тенью, силуэтом. ) Постоянные образы Чюрлёниса – «короли» и «королевы», сосны, башни, огни – подобны лейтмотивам в музыке. В «Аллегро» этой триаде аккомпанирует полет лучащихся дисков – счастливая художественная находка, которая призвана быть чем-то вроде модуляции из минора в мажор. «Соната Солнца» – силуэт «архитектурной» композиции, силуэт летящей птицы, солнечный круг с лучами, ряд деревьев. (Кое-что в области соответствующих реставраций сделал уже в 1925 г. редактор первого издания С. Шимкус, а в последнее десятилетие — автор этой книги. ) Каноны и фуги М. К. Чюрлениса, написанные в процессе освоения им полифонического мастерства и также появившиеся в упомянутых изданиях, вошли в педагогический репертуар некоторые исполняются на концертах и записаны в переложениях для органа. Силуэт горы похож на некое поднявшее голову существо, а может быть и склоненную человеческую фигуру.
После консерватории ему предлагают занять место директора в Любляне – большом городе. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Персонажи на картинах Чюрлениса- это размытые силуэты, сказочные короли и светлые ангелы, а место человека во вселенной Чюрлёнис определял так: «Весь мир представляется мне большой симфонией: люди – как ноты». Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрлёнис едет в Петербург. Еще мгновение и все исчезнет.
Мать (Адель Радманн) была немецкого происхождения из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви. Современники, не знакомые с космическим мировоззрением, не могли понять, «фантазий» не совсем нормального художника. Многие картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты, картины-прелюды. Он поистине «синтетическая» личность. Его творческий путь начинался именно с музыки.
Чюрленис избежал опасностей дурного совмещения и обезличения обоих искусств. Я. Чюрлёните в ряде случаев, готовя к печати издания 1957, 1959 и 1965 годов (см. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. «Соната звезд» (1908 г. ), состоящая из двух частей «Аллегро» и «Анданте», – философская вершина его художественной мысли. Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души».
Я помню его до сих пор. Первое проведение темы – одноголосное в верхнем регистре с почти нейтральными динамическими оттенками (пастельные тона). Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. И наконец, Финал. В сказке «Путешествие королевны» на вершине горы – одуванчик беззащитный в своей хрупкой красоте. Они беззащитны – их вот вот не будет. К этому времени он был уже автором симфонической поэмы «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением.
И главное – она живописна. Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным. До моей поездки в Каунас о Чюрленисе я ничего толком не знала, а только слышала. Загадочная и мистическая атмосфера, также воссоздается в его симфониях. Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры.
Несмотря на идеологические запреты и традиционную критику («чуждое искусство», «чуждый художник» и т. д. ), Литва признала своего художника и в этом огромная заслуга Валерии Константиновны. Он испытывает глубокое разочарование от ежедневных встреч со своими единомышленниками, которые, не желая потерять контакт с массами, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводившей знакомые пейзажи. Островок этот носит романтическое название – «остров любви». Создает многочисленные циклы картин, а также осваивает ремесло фотографа при поездке в Анапу. Возможно, художник проводит в этом произведении мысль о том, что всякая жизнь (и жизнь человека и жизнь светила) проходит через такие основные фазы, как рождение, период расцвета, смерть. МКС — это инициалы художника, его подпись под живописными работами — Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть А может быть и нет.
И еще, может быть, космонавт. В 18 лет М. К. В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать.
Часто он сам создает свои сказки. С левого края до правого края протянута маленькая коричневая дорожка – и на ней звезды. Поезда ходили нерегулярно их грабили и нередко пускали под откос. Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер.
Если хотите, талантливого, но фотографа. И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил. Аллегро.
Чюрлёнис «Скерцо» (1908)Скерцо (итал. Меняется амплитуда колебаний, её кульминационные моменты. Он в расцвете творческих сил, но он одинок, многие его не понимают. В эти годы он изобрел нечто вроде священного алфавита для себя одного читал Гюго, Достоевского, Гофмана, Ибсена, Эдгара По. Умер М. К.
Море кипит, беснуется. В музыке сонатами называют пьесы, в которых идёт противопоставление друг другу нескольких разнохарактерных тем. Только силой искусства можно создать такую прогностическую картину. Музыканты П. Генюшас и Л. Моцкунас выпускники школы искусств им. Одновременно с этим медленно и верно начинают двигаться по «коридору» вверх созданные им миры и человек (который так похож на самого Творца), для того чтобы, достигнув ног Rexа, стать вровень с ним и продвигаться уже вместе с ним туда, где открывается новый «коридор», увенчанный новым, более высокого уровня Творцом. Это очень важное обстоятельство, которое следует учитывать при изучении его творчества. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины.
Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части. По этой дорожке идет ангел. То, что люди искусства специально замышляли как новаторский и оригинальный «синтез искусств», к Чюрлёнису пришло само.
Поступает приглашение участвовать в выставке за границей – в Мюнхене. Аллегро – из хаоса появляются солнце, планеты. Вторая – глазами человека, который зашел, скажем, по колено в воду. Ангел, согласно религиозным правилам, – нематериальное существо. Иду иду». Оно стало зрительной параллелью к его же симфонической поэме «В лесу». Он заставляет нас ощутить себя в ином пространстве, поглотившем время и движение.
Наконец, третья картина – подсистемы моря. Он пишет свой триптих, таинственный и странный и называет его «Rex» (1904–1905).
Море состоит из капелек. Чюрленис едет в Варшаву учиться в консерватории. Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. Результатом стали симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». Понимая всю условность прямых живописно-музыкальных аналогий, я все же не думаю, что они звучат здесь лишь как метафоры. Это знание в его научном изложении пришло только с Живой Этикой.
Чюрлёнис – очень сильный художник. Он уже тогда начал исчислять его галактическими мерами. Литовский мастер воспринял совет художника-романтика и по-своему претворил его в картинах. Его живопись «основана на музыкальных формах и логике мотивного развития музыки».
Прелюд» и, наконец, «Жертва». Забота о семье о будущем ребенке мучит его. Свет, который мы видим в разных мирах, отличающийся один от другого лишь своей интенсивностью и музыка, от мира к миру меняющая свои вибрации и есть та преображающая творческая Сила, которая ведет материю Космоса и человека по эволюционной лестнице восхождения от земной Красоты к иномирной, от Красоты изживающей себя, к Красоте новой, нарождающейся. Но там море глазами – фотографа.
Всеобщее признание пришло к М. К. Чюрлёнису только после смерти. Чюрленис писал эту картину в 1908 году, когда еще ничего не было известно ни об эволюционной энергетике Космоса, ни о конусообразных эволюционных «коридорах». С отличием окончив в 1899 г. институт, он поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию. Но тоска неуверенность в себе подтачивает его и так хрупкое здоровье. Неким преобразованием знака «солнце» становится изображение «гаснущих солнц» – это солнца с темными лучами (в проемах ворот в нижней части картины), а также объединение в одно графически-целое исчезающе-мелких солнц, тоже «гаснущих», с крыльями летящих птиц (в левой верхней части). Еще раз возвращаясь для сравнения к «Фуге», можно увидеть, что композиционно «Аллегро» решено так же, как левая часть «Фуги» (от левого края до вертикали, проходящей через большую ель).
Singer is Hanae Tomaru. В теме – отдельные яркие элементы (аллегорическое изображение в виде ёлочек) и контрастные и штрихи – солнечные маленькие кружочки на высоких подставках. Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Дальше художник не даёт зеркального отображения темы, значит, тема изменяется.
Но Валерия Константиновна довезла все картины в целости и сохранности. Одно противоречило другому. Он заболевает психическим расстройством. Единственное, что могло его вывести из себя, – это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины.
Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства». Вроде, все просто в отдельности, а результат какой-то магический, чарующий. На картине М. К. Чюрлёниса мы видим полное соответствие начальному построению фуги. Звуками. "Соната солнца" – это радостный гимн животворящей силе солнечного тепла. Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским. Он ощущал в них властную руку Творца или Короля.
Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери. Давно не звенел, зарос паутиной колокол изображённый на картине. Но мы попробуем хотя бы прикоснуться к тому миру, в котором он жил и созидал. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. Часть неизданных музыкальных рукописей М. К. Чюрлениса погибла или растеряна, в оставшихся — много эскизов, черновиков, не полностью записанных произведений (напр., не хватает заключения пьесы, не уместившейся на странице произведение в трехчастной форме записано до первых тактов репризы мазурка записана полностью, до знака заключения или Da Саро al Fine, но только для правой руки и т. п. ).
В раннем периоде своего творчества М. К. Чюрлёнис написал несколько произведений для камерных ансамблей (фуги, каноны для струнного квартета и трио, тему и вариации для квартета). Ангел не может устать, не может износиться. Чюрленис может сравниться с великими мастерами эпохи Возрождения.
Вторым языком был русский. Отец его, выходец из крестьян, был музыкантом (органистом). Мёртвая тишина. Но он тосковал по родной Литве. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. Когда он садился за рояль, то весь преображался. Атташе по культуре Литовской республики в РФ А. Шимелис отметил, что «инспирация «Море» включает в себя элементы романтического и импрессионистского стиля, а также современного авангарда свободной джазовой импровизации».
Произведения находятся в Каунасском художественном музее им. Концертная программа «музыкального путешествия» состояла из шести музыкальных фантазий: «Божий ангел в лесу», «Молитва к морю», «Драма шести нот», «Раскаченная вечность», «Петля времени» и «Поезд воспоминаний». В 1909 году М. К. Пляшут, пляшут пока что кораблики и, быть может, спасутся. Тогда же Чюрленис написал свои первые музыкальные произведения. Он работает по 8-10 часов.
Тишина. Многие современники художника (в широком смысле – творца) отмечали его особенность: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». Но со мной происходило что-то непонятное.
Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого. От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Открытие музыкального вечера началось с выступлений чрезвычайного и уполномоченного посла Литовской республики в Российской Федерации Р. Мотузаса и представителя государственного музея А. С. Пушкина, В. Полянского.
Намеченная здесь тема получает развитие в картине "Жематийское кладбище". Вторая – глазами человека, зашедшего у берега в воду на расстоянии вытянутой руки – волны, тени птиц, силуэты рыб, плавающих у побережья. В 23 года в 1899 году заканчивает Варшавский музыкальный институт. Отражается, но в реальности не присутствует.
Надо браться за краски, браться за живопись». Мы отсчитываем время своей земной меркой. Белая тень чайки ложится на воду. Чюрленис «очеловечивает» природу, решая при этом сложнейшие задачи художественной выразительности.
Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый, зажигательный марш. Член объединения Мир искусства (с 1911). Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. Язык его безжизненно повис. Б. Леман считал, что «он (Чюрлёнис) слишком ясно видел и слишком много знал».
Оговоримся сразу, что не нужно, едва увидев под картиной Чюрлениса слово «фуга» или «соната», немедленно начинать поиски зримого «изображения музыки». Она добилась приема у В. И. Рай», «Ангел. Нет, это не битва — скорее, спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега.
Я становилась все более и более рассеянной и ловила себя на том, что какие-то слова и фразы проходят мимо меня. Именно тщательная конструктивность решений таких работ, как «Фуга» или описываемое сейчас «Аллегро», заставляет с большой уверенностью утверждать, что Чюрленис намеренно и продуманно строил свои композиции по функциональным принципам музыки. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая. М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара. Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ.
А. Бенуа назвал его картину «Всадник» «самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей», но врачи запретили Чюрлёнису заниматься музыкой и рисовать. И хотя первой работой Чюрлениса была «Лесная музыка. Еще один взмах ее крыльев и тоненькие пушинки одуванчика разлетятся по ветру. Он приносит радость младенцу, который доверчиво тянется к нему ручонкой. Он часто что-то напевал, помнится, однажды, уходя, он стал напевать «Эгмонта» и при этом улыбался своим мыслям.
Костек –старший. Зрительная память легко запоминает эти образы-знаки и далее созерцание картины превращается в некую комбинационную игру, которую ведет сознание, непроизвольно отмечающее повторы, трансформации, увеличения и уменьшения тех же знаков, наложение их друг на друга, «проникновение» друг в друга. Малейшее дуновение – исчезнут и они. Ну, если только пояснять какие-то общие детали.
Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд. Это ее ступни составляют верхнюю часть центральной картины триптиха. Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». Здесь он занимается серьезно музыкой, но еще и филологией, естественными науками. Чуть позже он закончил Варшавский музыкальный институт и отправился в Лейпциг в консерваторию. Догадываешься, наверное, что это моя невеста. И все это как бы входило в меня и там, во мне, начинался сложный и таинственный процесс какого-то волшебного творчества, которое выплескивалось за пределы моего сознания, но в то же время и подчинялось ему. Микалоюс Константинас Чюрлёнис был тихим, мечтательным человеком.
И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. В связи с этим возникает важный вопрос: ангелы – символ или реальность. Отправной точкой его живописи служит, как это удостоверяет изучение его картин, зримая реальность. Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки.
Весна 1904 го Приблизительно к этому времени относится одна из наиболее популярных работ раннего Чюрлениса – картина «Покой». Пожив в Варшаве, переехал в Лейпциг и окончил там консерваторию. Но его фантазия, все то, что скрывалось за его музыкальными «программами», умение заглянуть в бесконечность пространства, в глубь веков делали Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства». Триптих «Rex» можно интерпретировать как три мира, входящих друг в друга. За три последующих года художник сумел создать на своих полотнах мир нездешней Красоты. Вид на побережье с высоты птичьего полета.
Перед третьей – «Финалом» – можно было стоять онемело. Его стихи музыкальны и красочны. В то же время, лишь за шесть лет активной творческой деятельности, Чюрленис-художник написал свыше трех сотен картин, создал немало работ графики, а кроме того писал произведения литературы и поэзии, проявлял себя в публицистике, экпериментировал в сфере художественной фотографии.
По нему, как по заданной орбите, над Новым миром движется крылатая фигура. После окончания начальной школы, в возрасте 13 лет, Константинос поехал туда учиться. Квартету характерны (его финал не сохранился) ясные классические формы хоть и не отличаются сложностью концепции, привлекают свежестью романтического чувства, ярким тематизмом (недаром тема среднего эпизода второй части считается одним из прекраснейших образцов народно- национальной мелодики М. К. Чюрлёниса).
Должен освободиться. Выставленные в Салоне картины Чюрлёниса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса, среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые живописные сонаты – «Соната Солнца», «Соната Весны». Чюрлёнис «Ангел» (1904)Просто всматривайтесь в его картины. В это время его приняли в общество «Мир искусства».
Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены. Уплотняя музыкальные звуки в живописные посредством пластических форм, он создаёт на полотне законченную гармонию —загадочную и утончённую.