Д Веласкес Сдача Бреды
В 1635 году Веласкес закончил картину «Сдача Бреды» (Прадо, Мадрид), которую сегодня признают одной из лучших работ европейских живописцев исторического жанра. Полотно Веласкеса «Сдача Бреды» (307 х 367 см) является частью грандиозного политического проекта, задуманного и осуществленного под патронатом графа Оливареса накануне назревающего военного конфликта между Испанией и ее главным соперником на политической арене — Францией. Можно без преувеличения сказать, что творчество Диего Веласкеса – это правдивая передача действительности, которую он виртуозно воплотил в «Сдаче Бреды». Можно без преувеличения сказать, что творчество Диего Веласкеса – это правдивая передача действительности, которую он виртуозно воплотил в «Сдаче Бреды».
«сдача Бреды» – картина Диего Веласкеса, написанная в 1634 – 1635 гг.
«Сдача Бреды», Диего Веласкес — описание картины
Их роль подобна божественной — быть первопричиной и неподвижным двигателем событий. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний.
Галантное движение главных героев картины расположенных в ее центре в символическом смысле придает особую значимость «лес копий» испанских солдат, в лице которых и создан тот мощный образ силы по сравнению с левой частью картины, на которой изображен лагерь протестантов. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Впереди новая борьба.
Описание картины Веласкеса «Сдача Бреды»
Весь строй картины убеждает в том, что каждое сословие в историческом действе хорошо на своем месте, в рамках отведенной ему функции и между ними лежит непреодолимая граница, которая в картине физически подчеркнута полным отсутствием среднего переходного плана (между первым планам и далями — провал). Вот таким образом подобный ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента. Однако художник заставил прозвучать это событие по-современному. Капитуляция, считавшееся неприступной (которая привлекает, но попасть в нее невозможно) крепости, после многомесячной осады (длительная военная операция, часто в форме блокады города или крепости, с намерением захватить объект последующим штурмом или заставить гарнизон капитулировать) города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы, в 1625 году возвеличилась как величайшее стратегическое достижение времени. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Центр – «ключ» окружён двойными кулисами: с помощью фигур полководцев и солдат (веяние классицизма), происходит акцентирование на этом эпическом событии.
Мадрид. Они зачастую были уродцами: карликами с короткими руками и ногами, на их лицах можно было прочитать признаки болезней. Возьмем тот же коллективный портрет испанской гвардии. Его прототипом является ряд картин Эль Греко, в том числе и знаменитая «Эсполио» («Срывание одежд»), где представлен обобщенный портрет испанской аристократии, связанной мистическим единством высокой духовности и принадлежности к католицизму.
Барокко. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового. Творя в строгих догматических рамках, художники сумели передать такие черты национального характера, как сознание собственного достоинства, гордость, чувство чести, связанное с личными заслугами. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты.
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Это впечатление подчеркивается характером копий и поворота коня на переднем плане. Веласкес использует изобретенную Эль Греко пластическую формулу, в которой представленное корпоративное множество обладает портретно трактованными индивидуализированными лицами и как бы единым мистическим телом (люди загораживают друг друга и стоящие сзади изображены как стоящие выше), однако в его трактовке своеобразное «единство тела» подчеркивает не мистическую связь избранного сословия, а вполне реальное единство и сплоченность испанского воинства. Свой автопортрет (молодой человек в шляпе у левого среза картины) он помещает в общности испанской армии. Слева голландское войско, справа – испанское, в центре – пустое пространство, пауза.
Описание картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды»
Работа выполнена на холсте маслом. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. Написанные им портреты солдат обоих армий отличаются верностью изображенных физиономий, передачей индивидуального типа, выражения национальной гордости и чувства достоинства. Дело в том, что в качестве иконографического источника композиции «Сдачи Бреды» Веласкес использовал хорошо знакомую его современникам гравюру на дереве Б. Саломона «Авраам и Мельхиседек». Движение голландца образует отчетливую диагональ, выражающая тем самым его подчиненное положение, а Движения победителя полны учтивости и уважения к поверженному, лицо испанца выражает обычные человеческие чувства – чувства сопереживания и почтения. Веласкес же решил подчинить своё полотно главной мысли: выразить уважению к побежденному и, прежде всего, увидеть в поверженном (тот кто проиграл) человека, – и в этом заключается основная гуманистическая мысль этого произведения.
Да и другие голландцы держат оружие произвольно. Успешно развиваются рисунок и гравюра. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц.
Расскажем немного об истории картины. Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи. Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634 – 1635 годах. В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для посвященных (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии).
Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. И это напряженное пятно Диего искусно ослабляет крупом (попа) лошади, тем самым сохраняя гармонический строй картины. Таковы портреты Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо (1644, Прадо, Мадрид) и Себастьяно Мора (ок. Картина не вызвала возражений в общественном мнении того времени. Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины.
Мало того, Веласкес осеняет всю сцену и родное ему воинство священным авторитетом Библии. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Он (а вместе с ним и мы) любуется и гордится высоким трагичным этосом уходящего в прошлое национального мифа о несгибаемой рыцарственной армии.
По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Успешно развиваются рисунок и гравюра.
Волошин Максимилиан Александрович
Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц. В каком другом историческом полотне XVII века изображающем военный эпизод, можно услышать ещё столько человеческих, затрагивающих душу звуков. Движение двух его ключевых фигур изображенных на картине, контрастность их психологического характера, ему удалось «остановить» статическим ритмом копий и крупом коны на картине с правой стороны, четко подчеркнуть вертикали и горизонтали, которые ритмуются с форматом холста – прямоугольной рамой.
Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. С 1404 года город Бреда – это резиденция графов Нассауских, а с конца XVI века он стал оплотом протестантства в борьбе против испанского владычества над Нидерландами. На родине он писал в основном портреты королевской семьи, среди которых правдивый, как всегда, портрет ФилиппаIV (1657, Прадо, Мадрид, версия в Лондоне), а также портреты инфант, хранящиеся сегодня в музеях Мадрида, Вены и Лувра.
«Сдача Бреды» – полотно исторического жанра, которое предназначалось для зала королевского дворца в Мадриде. Работа выполнена на холсте маслом.
Впрочем, на Олимпе Леонардо места всему испанскому воинству тоже нет, оно только обозначено лесом копий и знаменами и вполне намеренно, в духе сословной концепции, заслонено фигурами военачальников. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства.
О жизни и творчестве выдающихся художников
Серые тона его картины переливаются множеством оттенков, а черные легки и прозрачны. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противник не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому нельзя отказать в сочувствии. Испанец дружески приветствует коменданта. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость. Их место — на первом плане, на максимально приближенном к зрителю «Олимпе» истории, возвышающемся в равной степени как над взирающим на картину, так и над самим сражением. За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон).
Впереди новая борьба. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой.
Краски мастер клал тонким слоем так, что в некоторых местах просвечивает холст для того чтобы подчеркнуть какую-либо характерную деталь внешности, художник использовал более плотный мазок. По мнению А. К. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Лица ополченцев гарнизона не несут на себе печать страха и преклонения – наоборот они наполнены какой-то внутренней кипучей деятельностью, люди живо интересуются происходящим.
Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы. Успешно развиваются рисунок и гравюра. Дистанция между сидящим на лошади победителем и стоящим на коленях побежденным — огромна.
При этом оно образовано, движением двух ключевых фигур, контраст которых по отношению к окружающим настолько активен, что художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» их ритмом копий и крупом коня в правой части картины. Это заметно по их позам, характеру движений. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Она является одной из ранних работ художника. Крайнее самолюбие выражено на его лице.
Их руки никогда не встретятся. Все «подсвеченные» лица неповторимы и в то же время похожи друг на друга. Притворно галантным движениям двух фигур в центре картины в символическом смысле придает вес «лес копий» испанских солдат, который создает образ мощной силы (в сравнении с левой частью картины, лагерем протестантов), что и было угодно заказчику. Глядя на их в высшей степени спокойное и как бы не заинтересованное в происходящем поведение, можно подумать, что они обсуждают некую философскую проблему, а не руководят сражением.
Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. С военной точки зрения осада Бреды была крайне рискованным и совершенно бесполезным предприятием, являющим основной целью поднятие духа войск, но с точки зрения политики имела большой эффект. Наряду с мифологическим жанром самостоятельное место завоевывают исторический и бытовой жанры, портрет, пейзаж и натюрморт Появляется новый круг социальных тем и сюжетов.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы».
Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время. Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц. Размеры полотна просто поражают (307367 см). В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. 318 x 276 см.
- Конный портрет короля Филиппа (1634-1635)
- Конный портрет королевы Изабеллы Бурбон (1635-1636)
- Конный портрет принца Балтазара Карлоса (1636)
- Информация – Культура и искусство
Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость. Однако в 1625 г. после длительной осады Бреду снова пришлось отдать Испании.
Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Портрет написан в традиционном жанре придворного портрета. В 1567 г. кальвинисты разбивали статуи святых в храмах и уничтожали любые изображения.
Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространство зрителя (фигура в желтом на обрезе картины). «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи. В 1581 г. Бреда была захвачена и разгромлена испанцами. Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см). Они существа из разных миров — горнего и дольнего. Наряду с мифологическим жанром самостоятельное место завоевывают исторический и бытовой жанры, портрет, пейзаж и натюрморт Появляется новый круг социальных тем и сюжетов. Основан в X в. В городе сохранился старинный замок, готическая церковь Гротекерк («Большая церковь» 1400-1470) с колокольной башней высотой 97 м (1468-1702), другие памятники архитектуры.
Кроме поразительного портретного сходства заметна общность, формирующая своеобразное «единство тела» испанского воинства. Это создает впечатление малочисленности и слабости войска. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. А на это способен только настоящий мастер.
1648, Прадо, Мадрид).
Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространства зрителя (фигура в желтом на обрезе картины). 1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант — в Художественном музее, Будапешт). К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. И, глядя, на пейзажную панораму, развертывающая за спинами людей, ты замечаешь как художник эскизно, без густой накладки красок, воспроизводит трудные и тонкие эффекты, усиливая пространственность изображения.
Творя в строгих догматических рамках, живопиiы сумели передать такие черты национального характера, как сознание собственного достоинства, гордость, чувство чести, связанное с личными заслугами. Он написал несколько пейзажей с видами парка около виллы Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид). Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. В картине есть и ещё один ритм — ритм симметричных групп.
Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг. Для последнего характерно единство пространственно-временного континуума — на базе наполнения конкретным историческим содержанием пространственных (семья, род, этнополитическая общность племени и государства, Вселенная в конечном счете) и временных (прошлое, настоящее, будущее) связей человека. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Эта же крепость была центром Европейских войн за власть в этом регионе во времена долгой тридцатилетней войны 1618-48 годов. С элегантностью истинного рыцаря кладёт он правую руку на плечо голландца, держа в левой шляпу и маршальский жезл.
Для этих и многих других портретов характерны легкие линии, намечающие очертания силуэта. Испания. Они просчитывают свое поведение на театре военных действий точно так же, как они просчитывали свои действия (расходы интриги, демарши и прочее) в области экономики и политики Картина Веласкеса формально изображает триумф испанского оружия в Голландии». «Завоевание Байи» представлено Майно как божественное чудо явления лика/портрета короля Филиппа IV на боевых позициях (ср.
Все они предназначались для зала королевств во дворце Буэн-Ретиро. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям.
Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. В «Защите Кадиса» Сурбарана главными действующими лицами исторического события являются представители высшей знати. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте.
К сожалению, в 1625 году городу снова пришлось отдать испанцам после длительной осады. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. Он мастерски сумел передать основу композиции: «ключ картины» был выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между основными фигурами, которые играют роль кулис. Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины.
Традиционность исторической концепции картины Леонардо «Взятие Юлиера» еще более показательна в связи с тем, что на ней изображен тот же персонаж — испанский полководец Амбросио де Спинола, маркиз де лос Бальбасес, что и на картине Веласкеса «Сдача Бреды». Напомним, что сдача Бреды — только один из эпизодов войны, а не вся кампания в целом. с мифами о роли чудотворной иконы в отвращении врага на поле брани).
У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. Совсем не случайно, картину «Сдача Бреды» в Мадриде во время правления короля Филиппа IV называли «Копья». В результате достигается гармония всех элементов картины. В восьмидесятилетней войне Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами, протестантская часть которых отделилась от испанской короны, создав Утрехтскую унию. Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см).
Все они предназначались для зала королевств (исп. Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro). Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (16291631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Бреда (Breda) — город в северном Брабанте (провинции в центральной части Нидерландов), расположен на реке Марк. Страна пережила расцвет после открытия Нового Света и время ослабления экономической и политической жизни и утверждения реакционной формы абсолютизма.
Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового. Да и другие голландцы держат оружие произвольно. Их позы и жесты оправданны, естественны. Установленная Веласкесом система фигур Спинолы и Нассау, на абстрактном уровне напоминает качнувшиеся в одну из сторон весы — знакомый атрибут богини судьбы.
Холст, масло. В центре располагается главное событие – передача ключей. Движение голландца образует отчетливую диагональ, выражающая тем самым его подчиненное положение, а Движения победителя полны учтивости и уважения к поверженному, лицо испанца выражает обычные человеческие чувства – чувства сопереживания и почтения. Прадо.
Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. Наоборот, судя по присвоенному молвой второму названию картины «Копья» современники Веласкеса восприняли ее как апофеоз испанского оружия — сомкнутого строя непобедимой фаланги, которая вынесла на себе испанскую империю. Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет (оружие). Художник заставляет задуматься зрителя над столкновением старого и нового, при этом внутреннее течение в картине не сразу заметно и, кажется, что художник не занимает позиции ни одной из сторон.
Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Они, подобно божественным кукловодам, волей и мыслью передвигают фигуры на «театре военных действий». В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. Рядом с ними был помещен цикл полотен изображающих десять эпизодов из жизни Геракла работы Франсиско де Сурбарана и конные портреты трёх поколений правящей королевской семьи: Филиппа III и его супруги Маргариты Австрийской, Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской, а также принца Бальтазара Карлоса, выполненные Веласкесом и его мастерской. Веласкес, в силу традиций испанского искусства столь часто поддававшийся соблазну натурализма, например в своих «бодегонес», в данном случае показал себя выдающимся композитором, виртуозом пластического мышления.
Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. Таким образом, был создан памятник не военному искусству и тактике, а в значительной мере, благородству характера полководца – победителя. Ключ превращается в некий камертон времени.
«Ключ» известной композиции и само движение фигур (враждующие армии) в левой и правой части картины связаны между собой и в то же время создают некий «прорыв» в глубину, усиливая при этом само пространство изображения. Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. И внимание почти всех действующих лиц обращено на происходящее в центре, что подчёркивается аспектом освещения и воздушной перспективы.
Художник заставляет задуматься зрителя над столкновением старого и нового, при этом внутреннее течение в картине не сразу заметно и, кажется, что художник не занимает позиции ни одной из сторон. В картине есть и ритм симметричных групп. И опять в картине возникает мотив равенства, отрицания превосходства одних над другими. Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634-1635 годах. Видно, что Спинола всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовали унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии. «Ключ картины» – он же ключ в материальном смысле – выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис (художественный приём классицизма) – всё художественное пространство и целостность полотна завязаны на этой церемонии передачи. Изображение частного эпизода перерастает под кистью живописца в эпический жанр.
Двадцать семь полотен, украшавших дворец, должны были в аллегорической (десять картин о подвигах Геракла кисти Сурбарана), документальной (двенадцать сцен побед испанского оружия кисти Веласкеса, Сурбарана, Кахеса, Кардучо, Майно Кастело, Переды, Д. Леонардо) и символической (пять конных портретов королевской семьи работы Веласкеса) форме засвидетельствовать мощь испанского государства и представить царствование Филиппа IV как достойное продолжение военно-политических успехов Испании в Х VI в. Укрепление мифа о непобедимости испанского оружия было, по мнению властей, особенно необходимым в связи с явно ощущаемым духом общего неблагополучия в состоянии дел на внешне- и внутриполитической арене: еще свежи были воспоминания о гибели Великой Армады, Нидерланды жестоко и упорно сопротивлялись в ходе кровопролитной Тридцатилетней войны, маленькая Голландия успешно отражала агрессию Испании и теснила ее на морских просторах. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. Испанец дружески приветствует коменданта.
Интересно и то, как бросается в глаза глубокое различие в одеянии двух полководцев: Юстин одет в походный, лишённый парадного лоска, золотисто-бурый костюм Спинола закован в черные латы, поверх которых повязан розовый шарф-этот контраст выявляет и различия между ними и придаёт произведению особый колорит и правдивость. Благодаря этому достигается особенная гармония всех элементов картины. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает «прорыв» в глубину, усиливая пространственность изображения.
В этом и заключается новаторская смелость работы автора и это подтверждает то, что она была написана в переломный, переходный период между представлениями об идеалах, появившиеся в Возрождение (античность) и суровых реалий Нового времени (расцвет науки, связь с религией заметно ослабляется. «Las Lanzas»). Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для посвященных (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии).
Пейзаж, хмурый и тревожный, создаёт атмосферу нестабильности и неопределённости. «Сдача Бреды» («La Rendition de Breda») — знаменитая картина испанского живописца Диего Веласкеса (1599-1660), написанная им в 1634—1635 гг. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634 – 1635 гг.
Это заметно по их позам, характеру движений. В 1590 г. принц Морис Нассауский отвоевал город.
И это напряженное пятно Диего искусно ослабляет крупом лошади, тем самым сохраняя гармонический строй картины. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую втридцатилетней войне, осадил крепость. И художники, вот таким образом притворяли свою поэтическую фантазию в образах, подсмотренных в реальной жизни.
Так, например, лица победителей должны были быть надменными (высокомерные) и торжествующими, а лица и жесты побеждённых – униженными и раболепными (рабски льстивый). К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). Успешно развиваются рисунок и гравюра. Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны.
Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Причем характер ритма внутри симметричных групп слева и справа различен. Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время. В результате реальность становится вдвойне мифологизированной: античный миф осеняет победой наиболее правоверного из королей христианского мира, который присваивает себе божественные способности вершить чудеса. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. Воистину мастер предвосхитил живописцев будущих веков, органично слив воедино традиции своего национального испанского искусства с реалистическими тенденциями. Движение двух ключевых фигур, контраст их психологических характеристик художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» статическим ритмом копий и крупом коня в правой части картины, подчеркнутостью горизонталей и вертикалей, рифмующихся с форматом — прямоугольной рамой холста.
«Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Работа выполнена на холсте маслом.
Слева голландское войско, справа — испанское, в центре — пустое пространство, пауза. Их позы и жесты оправданны, естественны. И это тоже уже примета Нового времени. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Не случайно в Мадриде при короле Филиппе IV картину Веласкеса называли «Копья» (исп.
Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок. Шаг навстречу своему войску, отступив от передней черты исторической рампы, сделал и Спинола и тем самым обрел физическое, моральное и духовное единство со своими солдатами. Творя в строгих догматических рамках, художники сумели передать такие черты национального характера, как сознание собственного достоинства, гордость, чувство чести, связанное с личными заслугами.
Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. А на это способен только настоящий мастер. Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды": свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом.
Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом. По мнению Ортеги-и-Гассета, «горькая правда состоит в том, что даже истощенная, потерявшая своих великих полководцев, теснимая врагами Испания в то время могла бы выстоять, будь у нее капля прагматического мышления, умения видеть факты, анализировать их и принимать соответствующие решения». «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды»: свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино.
Побежденные обречены смотреть снизу вверх на победителей. Создавая живописную формулу отношений военного права Нового времени, Веласкес отнюдь не противопоставлял себя и свою концепцию «своему времени» измеряемому национальным испанским хронотропом. Сцене передачи ключа от крепости изображенной на полотне, предшествовала многомесячная (28 августа 1624 — 2 июня 1625) осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет.
Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы». Не воинственное победное настроение царит в картине – в ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). В картине Диего Веласкеса композиция предельно ясна и осязательна.
Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, Сдача Бреды, написанное им приблизительно в 1634-1635 годах.
Диего Родригес де Сильва Веласкес – один из первых мастеров валерной живописи. На картине Веласкеса «Сдача Бреды», которую принято считать образцом художественной концепции историзма Нового времени, на первый взгляд присутствуют те же компоненты: фигуры полководцев — в центре и на первом плане, поведение Спинолы — образец поведения, согласно рыцарскому кодексу чести, на месте и копья — главный символ знаменитой гражданской гвардии, которой в Испании гордились все, от короля до последнего нищего. Творя в строгих догматических рамках, художники сумели передать такие черты национального характера, как сознание собственного достоинства, гордость, чувство чести, связанное с личными заслугами. Художник мастерски выстроил композицию: «ключ картины» — он же ключ в материальном смысле — выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис.
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг. Свою известность он получил благодаря своим памятникам искусства, в частности старинным замом, готической церковью Гротекерк (1400-1470 гг. ), высота башни которой составляет 97 метра.
Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны.
Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. С военной точки зрения осада Бреды была совершенно бесполезным предприятием имеющим основной целью поднятие духа войск, но с точки зрения политики имела большой эффект.