Дама С Единорогом Описание
Завороженный образом Дамы с единорогом поэт-модернист Райнер Мария Рильке вложил в уста своих героев поэтичные описания французского шедевра, которых будем придерживаться и мы, обращая внимание на детали.
Дама с единорогом (картина Рафаэля)
На этом гобелене Дама смотрит вправо и держит в правой руке четырехугольное знамя льва, а левой рукой сжимает рог единорога. На эту легенду автор шпалер накладывает аллегорию. Будучи инспектором исторических памятников, он привлек к этим гобеленам внимание властей. Вернее авторы. Она даровала ему свободу от своей любви, пожертвовав для этого собственной жизнью.
Члены королевской семьи и богатая знать нередко приобретали их для своих коллекций. Согласие на продажу было получено и в этом же году серия оказалась в музее Терм в Клюни. «Дама с Единорогом» считается одним из наиболее известных изображений геральдических единорогов. Специально отведённый для шедевра зал был торжественно открыт в 1883 году.
Такой узор получил название «миль-флер» (франц. направил последнего в собственные владения в Оверни, где и поселил в качестве знатного заложника вспешно выстроенной высокой дополнительной башне в Бурганефе. Кисти рук также были переписаны1. А "рукописи не горят" камень горит, а рукописи — нет. Существует предположение, что героиня цикла реально существовавшая Клод ле Висте (на шпалерах вытканы изображения вымпелов с гербом семьи ле Висте — три серебряных полумесяца на синей перевязи), а шпалеры были заказаны её женихом Жаном де Шабанн-Ванденесом.
Так как шпалера – плод коллективного творчества. Первый гобелен – "Осязание". На рисунке изображена модель Маддалена Дони, с которой Рафаэль написал другой портрет. После долгих проволочек в 1882г.
Картина «Дама с единорогом» Рафаэля Санти: описание история
Девиз «Моё единственное желание» написан на шатре, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречётся от материи и сложит свои драгоценности в сундучок. Эта гипотеза была предана забвению, как и многие другие. Однако в одном из залов музея, наполненных благоговейным трепетом и восхищением происходит встреча с мировым шедевром – гобеленом (тканым панно) с прекрасной и загадочной Дамой. Кисти рук также были переписаны.
Лев встречает Даму, держа своё знамя, но смотрит в другую сторону. В «Обонянии» предполагаемый запах гвоздик из которых дама плетёт венок, перекликается с ароматом цветка, который нюхает обезьяна. Описаний единорога настолько очень много в рукописях и очень детальных. Впереди намечается борьба и обезьянке предстоит помочь с выбором. В Даме, которая изображена на восьмом гобелене сидящей и гладящей двух единорогов, что стоят по обе стороны от нее, мы могли бы увидеть символ преодоления двойственности и объединения души с Высшим «Я» — цель длинного пути души к ее небесным истокам.
Считается, что изначально гобеленов было восемь. Санд несколько раз упоминает эти шпалеры в своих произведениях: в романе «Жанна», вышедшем в 1844 году и нескольких статьях 1847 и 1862 годов в журнале «Вокруг стола». Левая рука, мягко подчеркивает выпуклость живота, пристальный взгляд направлен на зрителя. Наиболее загадочной остаётся шестая, самая большая из шпалер — «Моё единственное желание». Наряду с «Донной Гравида» и «Маддаленой Дони» входит в число 3-х первых женских портретов Рафаэля.
Большинство исследователей предполагают, что эта картина является результатом переосмысления Рафаэлем находок портретной живописи, предложенных в «Моне Лизе». Это было ее единственным развлечением. Попробуем дать ответ на этот вопрос. Кроме грациозного изящества, «Даму» Рафаэля с «Мона Лизой» роднит загадка личности изображенных женщин.
Древнее искусство ковроткачества выполнялось вручную искусными ремесленниками шелковыми и шерстяными цветными нитями по картонным шаблонам, созданных прекрасными мастерами-художникамии теперь они восхищают взор сочными красками, многоцветьем техники тысячи цветов – мильфлёра (mille fleure), поражающим воображение. «Моему единственному желанию»). Одна из этих работ – «Похищение на единороге» изображающая обнаженных мужчину и женщину верхом на неистовом единороге.
Девиз «Мое единственное желание» написан на верхней части шатра, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок, который держит ее служанка. Специально отведенный для шедевра зал был торжественно открыт в 1883г. Эта работа производит на юного живописца огромное впечатление.
Примеры штриховки видны на синих и красных тканях одежд Дамы и камеристки, на вуали Дамы, на листочках мильфлеров. В отличие от «сорванных» цветочных веток фона на островке цветы и травы «растут». В «Даме с единорогом» особенно видно сильное влияние «Моны Лизы» : в позе модели, в обрамляющих фигуру колонах лоджии. В этой чаше мистики видят Грааль.
Он был первым, кто засомневался в авторстве картины «Дама с единорогом». Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости. После долгих проволочек в 1882 году сделка была заключена и «Дама с единорогом» перешла в собственность государства, сразу же поступив в Музей Клюни. Других химер практически нет.
Возможно, это намек на путаницу и хаос, которые правят в материи. Следующая реставрация 1959 года, при которой впервые в науке искусствознания было применено просвечивание рентгеновским излучением, показала, что до единорога это место занимала собака, символ супружеской верности. В изображениях заметно сильное восточное влияние.
ни мне, ни другим археозоологам не попадалось. Жорж Санд описала два утраченных. Единорог не мог быть пойман и приручен никем, кроме юной девственницы. ВСЕГО ЛИШЬ периоды от Палеозоя (я не ошибся. ), который по Вселенским меркам был совсем недавно.
В такие же цепи закованы животные изображенные на этом гобелене. Рыцарская литература не обошла своим вниманием данный сюжет. Лев представлял материю или силу, материальную силу. На голове – небольшая диадема, почти скрытая волосами. Путем сложных исканий, множества принятых и отвергнутых версий исследователи вышли на художника Жана Фабьена, который, вероятнее всего, являлся автором рисунков для «Знаменитых женщин» и одно время находился в Брюгге, где мог выполнить оба этих заказа. Они тоже хорошо узнаваемы (за исключением таких экзотических животных, как львенок, пантера, гепард) и к тому же еще наделены выразительной манерой поведения.
Пять загадок «Дамы с единорогом» Рафаэля
По разным причинам крестовый поход так и не случился, а в 1492г. Лев представлял материю или силу, материальную силу. Во всех шести коврах поражает глаз удивительная красота рисунка и цветовой гаммы. Им предположительно был Жофруа де ля Рош. «тысяча цветов»).
Каждый ковер ткали несколько мастеров. и т. д.
Сообщество «Волшебная сила искусства»
Интересно, что позднее в своей статье «Прогулки в Берри» (1847) писательница утверждала, что ей довелось видеть не шесть, а восемь частей цикла по-видимому, эти сведения не соответствуют действительности. После того как в 1882 году эта серия была приобретена музеем Клюни, она вышла из забвения, в котором пребывала несколько веков. Разумеется, не одной и с благой целью: в церковь. была создана картина «Дама с единорогом».
Кисти рук также были переписаны. В данном случае герб может быть отнесен только к одному из мужчин рода Ле Вист.
Редко можно увидеть в шпалерах столь обширный бестиарий, как в «Даме с единорогом»: перед зрителем предстают львёнок, пантера, гепард, волк, лиса, собака, коза, кролик, обезьяна и многие другие (нередко наделённые символическим смыслом) животные. Лев и единорог вновь подняли щиты и обменялись знаменами. Судя по самой композиции, колоннам, пейзажу позади фигуры, позе модели и другим характерным атрибутам исследователи полотна пришли к выводу, что картина была написана под влиянием другой известной картины, которую создал Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
Серия «Дама с Единорогом» состоит из шести полотен, пять из которых носят самостоятельные названия и изображают различные чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Венок она плетет не для себя: мы ни разу не увидим ее в нем. Девиз «Мое единственное желание» написан на шатре, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок. Птица (реалисты говорят, что попугай, мистики – сокол) представляет конкретный разум. Pavel Borysovich, оно так, но зачем же из двух столь разных животных делать химеру.
Оставляя наиболее фантастические предположения на совести их авторов, можно привести несколько разумных интерпретаций — речь шла, например, об иллюстрации утраченного рыцарского романа или ряде профанических символов (осторожность, радость и т. д. ), но идея об аллегорическом изображении пяти чувств всегда преобладала. Жорж Санд одной из первых привлекла внимание публики к «Даме с единорогом» (шпалеры хранились в замке города Буссак, департамент Крез) и впервые описала их в своем романе «Жанна» (1844г. ). В них отражается мир духа, как заметили некоторые комментаторы. «Мечта», например, следует той же формуле «животного в формальдегиде», но заменяет акулу на жеребенка.
Внимательное изучение истории этого семейства привело к выводу, что серия, получившая в XIX веке название «Дамы с единорогом», была заказана президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом (отцом Клод), умершим в 1500 году. В то время как собака на коленях была символом верности, обычно связанной с браком, единорог же представлял собой девственность или целомудрие. Выше: что вы искали. На голове— небольшая диадема, почти скрытая волосами. Но эти выводы слишком натянуты, чтобы продолжать искать в этом направлении.
Обе картины объединяет также и аура таинственной истории. Есть еще одно «но»: Клод Ле Вист к этому моменту похоронила своего первого мужа, а Единорог, будучи символом девственности, никак не мог предназначаться вдове. Жорж Санд одной из первых привлекла внимание публики к «Даме с единорогом» (шпалеры хранились в замке города Буссак, департамент Крёз) и впервые описала их в своём романе «Жанна» (1844). Единорог положил передние ноги на колени Дамы и смотрит на свое отражение в зеркале.
Картина «Дама с единорогом» Рафаэль Санти
«Осязание» символизирует прикосновение дамы к рогу единорога. Она была исследована рентгеновскими лучами. В мифе традиционно говорится о колеснице, которую Дюрер заменяет на единорога. Когда же французский король Карл VIII, ограничил светскую власть папы, вознамерившись претворить в жизнь идею прежнего папы о Крестовом походе на Константинополь под предлогом восстановления Джема на прародительском престоле, наследный турецкий принц скоропостижно скончался в военном лагере Карла Французского. Единорог и лев были важными элементами геральдического языка. Изготовление шпалеры требовало многих месяцев кропотливого труда.
Специально отведённый для шедевра зал был торжественно открыт в 1883 году. Скорее всего, шпалеры были изготовлены в одной из мастерских Брюсселя (город являлся центром шпалерного ткачества к началу XVIвека). Значение фразы является постоянным предметом споров среди искусствоведов. Об удивительном исполнении мильфлера уже говорилось. Зизим, сын турецкого султана Мехмеда II, бежавший в Европу после воцарения своего брата и некоторое время живший (фактически в почётном плену) недалеко от замка Буссак. Изо лба молодого животного вырастает длинный белый рог, превращающий экспонат в единорога. Таким же спорным и не менее загадочным предстает вопрос о датировке.
Некоторые историки искусства считают, что этот портрет работы Рафаэля был вдохновлен «Джокондой». Причем лев несет треугольный флаг единорога, а единорог — четырехугольный флаг льва. Но она нам ничего не сообщает, как это делает «Мона Лиза».
«Дама с единорогом» — сокровище музея Клюни
– По обычаям того времени, если дело касалось свадебного подарка, то на гербовом щите должны быть объединены герб мужа (справа) и герб отца жены (слева). Кто автор. К тому же Жану Шабанну было бы уместнее на подарке будущей жене изобразить свои гербы. Третий – "Зрение". Посмотрите на иллюстрации (фрагмент мильфлера) и вы увидите эти и другие технические приемы шпалерного ткачества.
Так, например, они оба включены в английский герб. Очень внимательно к ее атрибуции подошли в тридцатые и сороковые годы прошлого века. На это же указывает и сам заказ – шпалеры были в ту эпоху своеобразным мерилом знатности и богатства.
Вдохновлённый шедевром Леонардо, Рафаэль Санти создал свою «Мону Лизу», которая, кстати говоря, также считается одной из самых известных картин всех времён. Автор картонов, по которым ткались шпалеры, неизвестен по разным версиям им мог быть или парижский художник Жан Перреаль (около 1455— около 1528) или так называемый Мастер Анны Бретонской. Иногда образцом служили миниатюры. Второй гобелен – "Вкус". millefleurs – тысяча цветов). вы можете запросить все в системе с коробкой.
Тайна «Дамы с единорогом»: Почему картину Рафаэля в начале ХХ века никто не узнал
Обычно ткач исполнял от двух до четырех метров шпалеры за год. Образ поэтичный и утонченно изящный – воплощение рыцарской мечты о Прекрасной Даме.
Дама, берущая фрукты из корзины, символизирует вкус, касающаяся рога Единорога — осязание. Картон служил, моделью для ткача, переносившего изображение на ковер с помощью переплетения неокрашенных шерстяных нитей основы ковра более тонкими разноцветными нитями утка. Однако тот, опасаясь за жизнь Джема, осенью 1482г. Провокационное творчество британского художника Дэмиена Хёрста исследует природу самого искусства. Пятый гобелен – "Слух". Четвертый – "Обоняние".
Она также слегка уводит свой взгляд в сторону. Осязание, обоняние, зрение, вкус, слух. Здесь есть ясный намек на сражение, поскольку лев и единорог несут щиты. Шестая шпалера стала настоящей энигмой для исследователей. Однако, если «Мона Лиза» будоражит умы на протяжении столетий характерной для Леонардо размытостью черт, которая создает неясную смесь улыбки с мечтательностью в лице изображенной женщины, то женщины Рафаэля поражают женственной чистотой, отраженной в их лицах.
Мадонна со щегленком – 1507 Рафаэль Санти картины
У искусствоведов нет единого мнения на этот счет.
Вопрос о загадочности сцен, так поражающих нас своей красотой, был задан около полутораста лет назад, когда известная французская писательница Жорж Санд обнаружила «Даму с единорогом» в замке города Буссак (департамент Крез) и описала в своем романе «Жанна» (1844 г. ) и в журнальных статьях. Судя по самой композиции, колоннам, пейзажу позади фигуры, позе модели и другим характерным атрибутам исследователи полотна пришли к выводу, что картина была написана под влиянием другой известной картины, которую создал Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Этим же способом создавались светотеневые эффекты. Были предположения и о том, что эта фраза также может являться личным девизом Жанны Ле Вист (букваJподходит также) и о том, что она была геральдическим девизом.
6 величайших единорогов в истории искусств: от средневековых гобеленов до чучел Дэмиена Хёрста
На всех шпалерах (тканый безворсовый ковер с рисунком или с орнаментом) конца 15 века, отреставрированных в 2013 году, декоративный арабеск созданцветами, ягодами, животными и птицами. Сначала художник создавал эскиз, т. н. «маленький образец». Архангел Гавриил посещает Деву Марию и раскрывает ей, что она несет дитя Бога. «Слух» символизирует играющая на клавире дама, «Вкус»— дама, рассеянно извлекающая сладость из бонбоньерки.
В связи с этим внимание искусствоведов привлекла серия шпалер «Знаменитые женщины», а точнее, два ее фрагмента, уцелевшие после пожара в замке Тениси в Бургундии имеющие некоторое сходство с интересующими нас работами. Несколько раз переписывались и руки дамы. Наконец, на шестую шпалеру мог повлиять выполненный Симфорианом Шампье перевод фрагмента из «Комментария на Пир Платона» Марсилио Фичино и в этом случае её название следовало бы интерпретировать так: «единственная вещь, кою жаждет моя любовь, есть красота (души)». В соответствии с легендой, свирепого единорога может укротить только непорочная дева (этот мотив в средние века подчас обретал алхимическую или христианскую трактовку). Как олицетворение души, она является осью, центром всей иконографии. Лев, находящийся напротив Единорога играет ту же роль. Единорог в геральдике указывал на духовный смысл вещей, на путь к возвышенному.
Оберхубер считает, что это был первый настоящий «живой человек», написанный художником. Спустя два года, уже закончив картину «Дама с единорогом», Рафаэль навсегда переедет в Рим. На шпалере «Зрение» единорог смотрится в зеркало, которое протягивает ему сидящая девушка. На обратном пути можно было немного задержаться, чем Жанна обычно пользовалась.
Возникает вопрос, от кого Жанна Ле Вист получила шпалеры. Шестая шпалера получила название «Amonseuldйsir» (фр. Мы продолжаем описание картины Рафаэля Санти «Дама с единорогом». Единорог в геральдике указывал на духовный смысл вещей, на путь к возвышенному.
Ольга Романовская – Дама с единорогом
Одна из главных загадок, возникающих при знакомстве с серией — для кого была вышита «Дама с Единорогом» и какой смысл имело это изображение. «Дама с единорогом» не имеет повествовательного сюжета, но все шесть шпалер явно объединены общей темой. Явно жили там, хоть многие и не видели, вот таким образом часто изображения львов столь странные. Дама, держащая зеркало, — аллегория зрения играющая на органе, — слуха, там, где она украшает маленькую корону, — обоняния.
Удивительны и населяющие мильфлер фигурки зверей. Шестой гобелен – « mon seul dsir» Все желания материи преодолены. Сравнительный анализ остается здесь единственно возможным методом исследования. Весь шатер украшен многочисленными изображениями золотых язычков пламени. В соответствии с легендой, свирепого единорога может укротить только непорочная дева (этот мотив в средние века подчас обретал алхимическую, подчас христианскую трактовку).
И потому считается, что восемь работ, ставших образцами для французских шпалер, были сотканы между 1482 и 1488 годами по заказу принца Джема (в Европе его называли Зизимом), сына Мохаммеда II. Не меньше вопросов вызывает и значение изображаемых сцен. Ее руки, также как и руки «Джоконды», сложены полукольцом. Вышиванию и шитью она посвящала ровно половину своего времени, а зимой, пожалуй, даже большую его часть остальная половина уходила на молитвы, обучение кулинарным премудростям и другую, чисто женскую работу.
«Слух» символизирует играющая на органе дама, «Вкус»— дама, рассеянно извлекающая сладость из бонбоньерки. В живописи Ренессанса есть очень немного примеров портретов беременной женщины. Она одета как благородная дама, в платье с низким вырезом и с широкими рукавами (практически идентично наряду на картине «Донна Гравида»).
Если Леонардо изобразил молодую мать семейства, то Рафаэль в картине «Дама с единорогом» создал пленительный, чистый и невинный образ юной девушки, на коленях которой сидит маленький единорог. Если за рабочую версию принять второй вариант, то можно предположить, что «Дама» была вышита по случаю свадьбы Клод с Жаном де Шабанном.
Наиболее загадочной остается шестая, самая большая из шпалер— «По моему единственному желанию», по своей стилистике отличающаяся от остальных частей цикла. Ведь люди, которые придумали единорога явно не видели нарвала. В этой серии с розовым мильфлером фона резко контрастирует темно-синий «островок» – на нем размещены персонажи шпалеры.
Зизим, сын турецкого султана Мохаммеда II, бежавший в Европу после воцарения своего брата и некоторое время живший (фактически в почетном плену) недалеко от замка Буссак. Это был рисунок углем или пером. Они выявили несколько живописных слоев и много любопытных деталей. Шестой имеет отдельное название «Мое единственное желание».
Она главная героиня конфликта между материей и духом. Автор картонов, по которым ткались шпалеры, неизвестен по разным версиям им мог быть или парижский художник Жан Перреаль (около 1455— около 1528) или так называемый Мастер Анны Бретонской. Стиль исполнения шпалер также характерен для конца XV века. Интересно, что позднее в своей статье «Прогулки в Берри» (1847) писательница утверждала, что ей довелось видеть не шесть, а восемь частей цикла по-видимому, эти сведения не соответствуют действительности.
Наконец, на шестую шпалеру мог повлиять выполненный Симфорианом Шампье перевод фрагмента из «Комментария на Пир Платона» Марсилио Фичино и в этом случае её название следовало бы интерпретировать так: «единственная вещь, кою жаждет моя любовь, есть красота (души)». Не исключено также, что шестая шпалера отражает представления Жана Жерсона относительно «шестого чувства», под которым этот известный теолог понимал Сердце, средоточие Любви. «Осязание» символизирует прикосновение дамы к рогу единорога. Здесь изображена девушка, которая кладёт (а не вынимает, как полагала Жорж Санд) в ларец колье.
Серия «Дама с Единорогом» из собрания музея Клюни являет собой яркий пример того, как шпалера, подобно архитектуре готической эпохи, становится воплощением главной идеи, которая легла в основу модели ментальности восприятия человеком средневековья окружающего мира — стремлении охватить мир в целом идеи универсальности и единства. Как она была сотворена. Кроме того, этот срединный остров символизирует преодоление противоположных начал. Во всех шпалерах, кроме одной, называемой «Зрение», роль Единорога — служить опорой стяга или щита с гербом.
Следующая реставрация 1959 года, при которой впервые в науке искусствознания было применено просвечивание рентгеновским излучением, показала, что до единорога это место занимала собака, символ супружеской верности. Лев и единорог на этом гобелене без щитов, они тоже отдыхают и точно улыбаются.
Дама с единорогом/Шпалеры из музея Клюни
В 1991 году бурную полемику вызвала его «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» – массивная тигровая акула в формальдегиде, заключенная в огромный аквариум. История портрета уникальна. Данная работа известного немецкого художника Мартина Шонгауэра – аллегорическое изображение евангельской истории Благовещения Девы Марии.
Мистический сюжет. Именно он мечтал о свадьбе Востока и Запада. Жорж Санд одной из первых привлекла внимание публики к «Даме с единорогом» (шпалеры хранились в замке города Буссак, департамент Крёз) и впервые описала их в своём романе «Жанна» (1844). На полотне мы видим портрет неизвестной красавицы. Эта версия, однако, сомнительна: перевод датируется 1503 годом, а шпалера выткана, скорее всего, до 1500года.
Эта работа была первой из нескольких подобных экспериментов Хёрста. Лев встречает Даму, держа свое знамя, но смотрит в другую сторону. Выяснилось, что сначала это была Дама с собачкой, а потом поверх собаки появился единорог. В средние века твердо верили в существование единорога, считали его символом чистоты и осторожности.
Серия из 6 гобеленов «Дама с единорогом» снова доступны зрителям
Известная и самая скандальная писательница ФранцииXIXвека Жорж Санд (как причудливы жизненные лабиринты великих людей и событий. ) обнаружила их в рабочем кабинете субпрефекта, располагавшемся в замке Буссак. Сквозь прозрачный муслин просвечивают узорчатые рукава платья Дамы на шпалере «Мое единственное желание». Хотя допустим костей львов, леопардов очень много несколько западнее (Нижний Днепр и др. ).
Просуществовав около 50 лет и эта легенда была опровергнута. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер».
А Дама, душа, в атаноре шатра преобразилась теперь в Софию, саму Мудрость. Таким образом, Дама, душа человека, находится между львом-материей и единорогом-духом и перед нами предстает история души, которая учится властвовать над материей-львом с помощью духа-единорога. На эту легенду автор шпалер накладывает аллегорию. В «Обонянии» предполагаемый запах гвоздик из которых дама плетёт венок, перекликается с ароматом цветка, который нюхает обезьяна.
Нечто подобное демонстрирует средневековый аллегорический «Роман о Розе». Интересно, что позднее в своей статье «Прогулки в Берри» (1847) писательница утверждала, что ей довелось видеть не шесть, а восемь частей цикла по-видимому, эти сведения не соответствуют действительности. Д. Канталамессо впервые приступил к исследованиям в 1916 году. Согласно легенде, единорог не мог быть пойман и приручен никем, кроме невинной Девы, что придавало этой истории двоякий смысл: с одной стороны, прослеживается явная ассоциация со Священной историей, с другой — столь же явно можно увидеть здесь светскую символику, наряду с некоторыми языческими влияниями, пришедшими вместе со старинной легендой.
Есть только одна странность, которую замечают все: на пальцах неизвестной нет ни одного кольца. Все, кроме птиц. Здесь изображена девушка, которая кладёт (а не вынимает, как полагала Жорж Санд) в ларец колье. сделка была заключена и «Дама с единорогом» перешла в собственность государства, сразу же поступив в Музей Клюни. Особую прелесть композициям «Дамы с единорогом» сообщает темно-розовый фон, сплошь усеянный веточками разнообразных цветов, среди которых мы видим зверей и птиц. Исследователи попытались выяснить, кто мог привезти в Буссак «Даму с Единорогом», чтобы таким образом узнать имя первого владельца замка и шпалер.
Открытием серии шпалер в одном из старинных замков Франции мы обязаны чуду. С 1935 года началась реставрация. На всех гобеленах изображены Единорог, Лев и Дама.
Флорентийский период молодого Рафаэля
Все желания материи преодолены. Левой рукой Дама обнимает единорога за шею. Не исключено также, что шестая шпалера отражает представления Жана Жерсона относительно «шестого чувства», под которым этот известный теолог понимал Сердце, средоточие Любви. Рафаэль с большим чувствстом показывает будущую мать, её спокойную гордость.
Каждый элемент этой целостности становится неотъемлемой частью единства и «все вместе образует идеальное подобие мира, о котором грезило Средневековье: мира иерархически сгруппированныхсимволов». Лица Дамы и ее служанки умиротворены. Исследователи предполагают, что портрет создан с натуры.
Утонченный стиль юного живописца
Существует предположение, что героиня цикла реально существовавшая Клод ле Висте (на шпалерах вытканы изображения вымпелов с гербом семьи ле Висте— три серебряных полумесяца на синей перевязи), а шпалеры были заказаны её женихом Жаном де Шабанн-Ванденесом2. Даже руки она держала иначе. На каждой шпалере рядом с Дамой лев и единорог, два «оживших» геральдических зверя.
Ширина участка работы одного ткача не превышала одного метра. На шпалере «Зрение» единорог смотрится в зеркало, которое протягивает ему сидящая девушка. Иннокентий VIII оставил сей мир, передав бразды правления церковью Александру VI Борджиа. На льве и единороге церемониальные плащи, они оба несут знамена. После долгих проволочек в 1882 году сделка была заключена и «Дама с единорогом» перешла в собственность государства, сразу же поступив в Музей Клюни.
С чего начался разговор, она не знала, тихо сидела наверху, вышивала приданое. На гобелене «Зрение» — единорог смотрится в зеркало, которая протягивает ему сидящая девушка. Единорог положил передники ноги на колени колени Дамы и смотрит на своё отражение в зеркале. Многократно повторяющиеся полумесяцы обратили мысль к Востоку. Гобелен «Зрение» представляет отдыхающего единорога показывает душу, созерцающую духовное, – так можно объяснить любящий взгляд единорога и смотрящей на него Дамы. Это делали художники-картоньеры, хорошо знавшие особенности шпалерного ткачества. Ткач умело работает с большими цветовыми плоскостями.
В «Единорогах» три мифических животных прижимаются к принцессам, которые, кажется их приручили. Предположив, что «Дама» была подарена Жаном Клод Ле Вист, можно прочитать ее как свидетельство поклонения своей невесте, непонятный знак при этом может быть буквойJ, написание которой напоминает буквуIи одновременно является первой в имениJean. Так искусно положенные тени на изображении единорога в шпалере «Зрение» оживляют окраску и подчеркивают изящество его фигуры. Он мог подарить невесте шпалеры с вышитыми на них гербами. Итак, мы знаем теперь, что должна означать серия «Дама с единорогом».
Зизим, сын турецкого султана Мехмеда II, бежавший в Европу после воцарения своего брата и некоторое время живший (фактически в почётном плену) недалеко от замка Буссак. Автор картонов, по которым ткались шпалеры, неизвестен по разным версиям им мог быть или парижский художник Жан Перреаль (около 1455— около 1528) или так называемый Мастер Анны Бретонской. Наиболее загадочной остаётся шестая, самая большая из шпалер— «По моему единственному желанию», по своей стилистике отличающаяся от остальных частей цикла. Здесь изображена девушка, которая кладёт (а не вынимает, как говорила Жорж Санд) в ларец колье.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Во Флоренции в 1506 – 1507 гг. Родные называли его «маленьким львенком» из-за его невысокого роста и необычайной храбрости (еще одна причина присутствия Льва на изображении). Вероятно, это венец отречения и приношение Богу.
Картина «Дама с единорогом» Рафаэля: описание
Но ни одного, самого маленького обломка рога нарвала. Ее называют по словам надписи, вышитой на палатке «Amonseuldesir». Каждое человеческое существо содержит в себе бессмертное начало — душу, находящуюся в извечном и нерасторжимом союзе с телом. Сокол (или попугай, как полагают некоторые комментаторы) представляет конкретный разум, которому свойственно наслаждаться вкусом вещей. Зизим, сын турецкого султана Мохаммеда II, воевавшего с Францией во второй половине XV века, был взят в плен и жил в замке Бурганеф, в том же регионе, что и замок Буссак. На одном Дама сидела на троне, на другом – ласкала двух белых единорогов.
Души достигла своих небесных истоков. Интересен своеобразный технический прием «штриховки» : для передачи постепенного перехода одного тона в другой пространство между соседними цветовыми пятнами заполнялось длинными взаимопроникающими зубцами или полосками того и другого цвета. «Сикстинскую мадонну» принято называть символом материнства и самоотречения. Существует предположение, что героиня цикла реально существовавшая Клод ле Висте (на шпалерах вытканы изображения вымпелов с гербом семьи ле Висте— три серебряных полумесяца на синей перевязи), а шпалеры были заказаны её женихом Жаном де Шабанн-Ванденесом.