Давид Марат
Дело в том, что Давид (это, кстати, фамилия, а не имя, звали его Жак-Луи) и Марат (это тоже фамилия, а не имя звали его Жан-Поль) дружили. И Давид нарисовал Марата красивым, хотя тот и до болезни был на любителя, а после – так вообще. Она подписана: «Марату — Давид, год Второй».
Давид рисовал пропагандистскую картину и одной из его задач было осветлить и увековечить образ Марата, но Давид немного перестарался. А картина Давида просто носила пропагандистский характер и должна была увековечить смерть Марата. Жан Луи Давид изобразил Марата в следующий после убийства момент, в скудной освещенной ванной комнате, с повязанной полотенцем головой. Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата.
И все-таки именно в картинах революционных лет, включая «Смерть Марата», Жан Луи Давид выступает как один из величайших реалистов в живописи нового времени. Сама картина «Смерть Марата» тоже была написана по горячим следам, это почти полароидный снимок, но между посмертной маской от Тюссо и картиной Давида есть большая разница. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat)— картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. Но никаких следов кожного заболевания на картине Давида нет, Марат выглядит сильно моложе и здоровее, чем должен, а нож, который, на самом деле, остался в груди, почему-то лежит на полу.
Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Королевский музей изящных искусств. Некоторые детали (пистолеты и карту Франции, которые висели на стене) Давид не стал изображать, дабы подчеркнуть аскетизм Марата. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Я жду Вашего совета». Таким образом, эмоциональное воздействие картины дано не в узколичном человеческом плане, а социально осмысленно и в этом огромная идейно-политическая сила произведения. Лаконичная надпись — «Марату Давид.
Но Жан Поль сам подписал себе смертный приговор, когда опубликовал на страницах своей газеты «Друг народа» призыв принести в жертву революции еще 260 000 голов монархистов, будто бы готовивших очередной контрреволюционный заговор. Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки. Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. Он велел пустить к нему составительницу письма.
- Смерть Марата, Жак Луи Давид – описание картины
- Описание картины «Смерть Марата»
- «Смерть Марата» – картина гениального Давида
- Смерть Марата — история и её художественные воплощения
- «Смерть Марата» картина, Жак-Луи Давид
- Одна смерть, две картины и сто таблеток за 2000 рублей
Вьена – основывалась на требовании достижения «правда и величия» на основе излучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Классицизм. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. Явившись к нему на квартиру якобы с доносом на депутатов, она услышала в ответ, что всех их нужно отправить на гильотину. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, друг мой. ), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста.
они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. «Я писал ее сердцем», – говорил о своем шедевре Давид. Депутаты молча смотрели на холст, который неожиданно оказался простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата — мертвого и одновременно живого. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Страшное волнующее сходство полуоткрытого рта искаженного гримасой, едва смягчено закрытыми глазами. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». В искусстве культивировались сюжеты из истории Рима эпохи Республики, в которых превозносились гражданские добродетели.
- Описание картины Жака Луи Давида «Смерть Марата»
- Несколько слов о художественной манере живописца
- Кровавая Великая французская революция
- «Смерть Марата» : описание картины
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Общееколичествопросмотровстраницы
Само полотно художник создал в течение трех месяцев. Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания.
Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Голова, повернутая набок, залито мягким светом. Жан Луи Давид изобразил Марата в следующий после убийства момент, в скудной освещенной ванной комнате, с повязанной полотенцем головой.
Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. Наклон головы и бессильно свесившаяся рука так естественны, приближение смерти столь ощутимо, что вызывает у зрителя непосредственное чувство сострадания, рождая одновременно гнев к тем, кто совершил это преступление. Это такая своеобразная эпитафия.
Давид отверг вычурный стиль рококо, характерный для художников предшествующего поколения и возглавил движение, выступавшее за возврат к классическим идеалам. И художник принял оба предложения. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата.
Но это не единственный смысловой пласт картины. Историческая достоверность картины сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа от непосредственного впечатления той обстановки, в которой художник видел последний раз «друга народа». Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен. Это «документальное» воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам: на самом деле Корде проникла к нему под предлогом доноса. Лицо Марата Давид писал с посмертной маски, которую он попросил снять для этой цели оно передано просто и сильно, с выражением сдержанных страданий.
Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789). За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции.
Да, Давид действительно был документально точен, вот таким образом на его картине все изображено, как было: и ванна и смертельно раненный Марат и листок в его руке и деревянный чурбан и чернильница и бумаги. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане.
Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны.
Но написанные по заказу полотна – «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронация» и другие – при всех их художественных достоинствах все же уступали картинам революционных лет. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции – времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, – он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом.
Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Вот таким образом Марат представлен на картине Давида еще и как античный герой (белая простыня прочитывалась современниками не только как саван, но и как римская тога), подобный братьям Гракхам — Гаю и Тиберию, погибшим от рук убийц. Я жду вашего ответа».
Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность».
Франция. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости». На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства.
Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. Выступая в Конвенте, Левассер воскликнул: «Над нами занесен убийцами кинжал.
Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Она в нем говорит, что очень несчастна. Сам Давид считал портрет низшим жанром живописи, но в этом портрете он обратился к проблеме вождя и героя и потому из-под его кисти вышло историческое полотно. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства.
Давид был близким другом Марата и хорошо знал его быт, но, несмотря на документальность сюжета, картина «Смерть Марата», законченная 14 октября 1793 года, не фотография с «места происшествия». Убийство произошло 13 июля 1793 года. На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше1. Оно голодало. Картина лаконична.
Давид руководил также организацией национальных празднеств в его задачи входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных «мучениками свободы». Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Теперь следовало забыть все внешнее и показное, найти линии и краски, единственно достойные происшедшей трагедии.
Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. Именно вот таким образом он принимал посетителей (в том числе и Шарлотту Корде), сидя в целебной ванне. Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа».
Давид был также активным участником революционных событий. Она не отпиралась на суде. Картина даже не была никем заказана. На ванне лежала доска, которая служила ему столом.
В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Суровая в своей простоте композиция, чеканные скульптурные формы, подчеркнутый контраст света и тени, строгий колорит и темное пространство фона, на котором выделяется бессильно поникшее тело Марата, – все это делает картину похожей на надгробный памятник. Лицо Марата — портрет, но тело писалось с натурщика. А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью.
Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, – надгробием с надписью: «Марату – Давид». Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). Композиция проста и смела. Холст, масло. Здесь явно сказывается желание создать светскую икону.
Но казнь короля не привела к достатку населения. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали.
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. В самом Конвенте не было единства. Марат страдал кожным заболеванием и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства.
Вода в ванне и простыни окрашены кровью. Педагогическая система его учителя – известного живописца Ж. М. Вторая рука лежит на доске. Она ненавидела его за это.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. При свечах художник быстро делал наброски. Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Неслучайно картина экспонировалась в Лувре в некоем подобии алтаря (в саркофаге-крипте) под пение заупокойного гимна, где герой сравнивался с Иисусом. Этот художник был связан с передовыми идеями и революционной борьбой масс.
Давид родился в Париже в зажиточной буржуазной семье. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста.
На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Шарлотту казнили через пять дней после убийства. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу.
Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями". Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. Некоторое время она колебалась: Робеспьер или Марат.
«Смерть Марата» — посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ". Ее казнили.
Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». Ассигнация лежит тут же рядом. Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье.
А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Ее отправили на гильотину. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон.
Его сильно потрясла смерть Марата. Что касается автора картины, то после 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, он был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». В руке Марата зажато то самое письмо с текстом: «13 июля 1793 года: «Анна-Мария-Шарлотта Корде.
Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата. Однако сам Марат, тело которого было обезображено болезнью, под кистью Давида превратился в благородного атлета, подобного античному герою.
В «Обращении к французам, друзьям законов и мира», написанном перед покушением, Корде специально подчеркивала, что действовала исключительно по собственной инициативе и вознамерилась «убить чудовище», не вступая ни с кем в сговор. Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями».
Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Единственное, что облегчало его страдания, были теплые целебные ванны, длившиеся иногда по несколько часов. 165 x 128 см. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью.
Искусство Давида утратило революционную героику, оно стало холодным, парадным. 13 июля 1793 года, спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743 – 1793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде, нормандской аристократкой, правнучкой знаменитого драматурга Пьера Корнеля. Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Так было и на этот раз: уже через два часа после смерти, склонившись над трупом Марата, художник рисует голову, обернутую мокрым полотенцем из-под которого выбиваются пряди волос и приоткрытые губы, с которых слетело последнее дыхание. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину».
Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. А еще ему хотелось любовно передать величественный облик гражданина, смерть которого оплакивала вся Франция.
Особо следует сказать о живописном строе картины. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности.
В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. Брюссель. Фон и декорации картины не расходятся с реальностью.
Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. 13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу». Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера.
Так происходили похороны. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Картина «Смерть Марата» — политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом. На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали.
13 июля 1793 г., спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1 743—1 793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлотта Корде. 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества».
С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. Художник рисовал для себя. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев.
«Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Картина Давида настолько полно выражала всеобщие чувства, что Конвент вынес особое постановление о воспроизведении этого произведения в гравюре, отчего оно стало еще более известным.
Поступить иначе художнику не позволяла его задача — героизация вождя, а тело революционера было обезображено экземой, доставлявшей ему большие мучения. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление. Ее взяли на месте преступления.
Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии. Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность. Шедевр Давида тех лет – «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель).
.