Девушка С Персиками Серов
Вряд ли кому до Серова, да и после, удавалось создать образ более «русской» девушки, чем в «Девочке с персиками».
История одного шедевра: «Девочка с персиками» Серова
А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», — считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон. Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов. Девочка. «Портрет В. М» – так назвал свою работу В. Серов, представляя ее на московской выставке 1887 года. Картина как бы соткана из света и воздуха.
11 ТАРЕЛКА. И именно это отличает Серова от его недавних предшественников. Вряд ли это обстоятельство можно счесть случайным. Она вошла в историю русского искусства благодаря счастливому стечению обстоятельств.
«Девочка с персиками», Валентин Александрович Серов — описание картины
Случалось, что скромный школьный учитель, долгие годы сидевший, согнувши спину, в своей каморке над какой-то никому из окружающих ненужной рукописью, через полвека после своей смерти оказывался создателем нового миропонимания, отцом новой философии, властителем дум и настроений века. Художником постепенно и всецело овладевала одна мысль: «Написать так, как я вижу, забыв обо всем, чему учили. Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». Построенная по диагонали (ею служит линия, обозначающая край стола), она кажется «открытой» во всех направлениях и фрагментарной, как кадр мгновенной фотографии.
После Серов говорил: «Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров». Серов уравновешивает это движение треугольником розового пятна кофты, центральным местоположением головы, свободной симметрией вещей, казалось бы, случайно разбросанных по комнате, но на самом деле поставленных на свои места с расчетом. Лицо Веры нельзя назвать традиционно русским типажом. К тому же Серов не писал здесь портретов в привычном значении этого слова. Зачем, если почитатели его таланта сами могли все увидеть.
Получилось так, что «Девочка с персиками» затмила все остальные работы художника и многие помнят его как автора одной картины, а это немного обидно. «Девочка с персиками» является одной из первых серьезных работ художника, которая стала его «счастливым билетом» в дальнейшую успешную творческую карьеру, которая сложилась у Серова, впоследствии ставшего лучшим портретистом своего времени.
12 интересных фактов о «Девочке с персиками»
Но сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих «случайностях» сквозит неповторимая радость жизни. Картина заняла свое место в той же комнате, где и была написана. У Самариных родилось трое детей – Юрий, Лиза и Сергей. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. «Девочка с персиками» бурятского художника Зорикто Доржиева не просто посвящение великому Валентину Серову, а попытка соединить национальную традицию с классической. Скандальную историю быстро замяли, но появившийся ребенок явно тяготил супругов, мешая им вести привычный богемный образ жизни с загулами и дружескими застольями.
Валентин Серов и Вера Мамонтова виделись далеко не первый раз. И, конечно, писать в первую очередь портрет, а не пейзаж». Находился в заключении в орловской тюрьме-изоляторе. Серов попал в дом Мамонтова еще ребенком – в возрасте 13 лет. Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было». Вера была страшной непоседой. Прежде всего в этом и была новизна серовской позиции.
Как сложилась судьба «девочки с персиками»: 7 удивительных фактов о самой известной картине Серова
7 ГРЕНАДЕР. В 90-е годы художник получал много заказов от знаменитых людей. Вера Саввишна вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, который в будущем стал обер-прокурором Святейшего Синода (министром по делам церкви) и предводителем дворянства Москвы. Фигурка была некрашеная, расписывал ее Серов.
Венчание состоялось 26 января 1903 года в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба – это был приход Самариных (они жили неподалеку на Поварской улице). Такой отворот и заняли персики, нож и несколько кленовых листьев. И какие это портреты. И для них смысл этих символов был очевиден – это же прямая ссылка на «Сказку о серебряном блюдечке и наливном яблочке» – произведении, ставшем своеобразным открытием для российских романтиков: недаром Константин Бальмонт переложил эту сказку на стихи для своего поэтического сборника «Зарево Зорь». Это старинные стулья, кресла и стол — все темного дерева, полированные, отражающие падающий на них свет их преимущественно криволинейные очертания вторят контуру фигуры девочки, силуэт, служа своеобразным «обрамлением», помогает закрепить ее положение как в изображенном пространстве, так и на плоскости полотна. В решении этой задачи колорит картины играет самую активную роль: белая скатерть, светлые стены комнаты, розовое «пятно» кофты в центре, а если учесть, что у Серова и белое — не белое и розовое — не розовое, но все в рефлексах, что каждый участок живописной поверхности дополняет и обогащает соседствующие с ним и что в передаче ощущения изменчивости, мимолетности важное значение имеет фактура, то может показаться, что и впрямь его полотно — большой импрессионистический этюд.
«Девушки» написаны с конкретных лиц. Долгое время она висела в комнате.
Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году. 19 апреля 1919 был освобождён. Картина «Девочка с персиками» появилась из-под кисти Серова, абсолютно случайно, как и все уникальное. Красавицей будешь. », на что та отвечала: «Ты же замучишь меня Скучно сидеть, лето». Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Как отмечается в документах, картина была приобретена у А. С. Мамонтовой в 1929 году.
8 КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ.
«Девочка с персиками» Валентина Серова
Можно посмотреть и другие картины Серова, ведь они не менее гениальны. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Как во всех этих, будто бы «случайностях», сквозит неповторимая радость жизни. И Валентин Серов стал уговаривать Верочку: «Ну, посиди, сделай милость.
А через минуту вскочит и побежит дальше. Место действия — столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево, одна из анфиладных комнат. Художник знал модель с младенчества. 3 КОМНАТА. Репинский портрет Мусоргского, созданный за шесть лет до «Девочки с персиками», также наполнен светом.
Картина «Девочка с персиками» Серов
Завершив портрет, Серов подарил его матери девочки Елизавете Мамонтовой. «Девочка» написана на темном фоне и стол за которым она сидит самый простой. Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. На Вере повседневная одежда, хоть и украшенная ярким бантом. Из этюда «девочки в розовом». «Только отрадное».
В частности, этим занимался Врубель. Для «Девушки, освещенной солнцем» — в Домотканове двоюродная сестра художника Маша Симонович. Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Игрушечный деревянный солдат в левом углу — изделие сергиево-посадских кустарей. И именно вокзалы в те годы считались своеобразными «витринами» государства, как, например, сегодня такими «витринами» считаются аэропорты.
Описание картины Валентина Серова «Девочка с персиками»
Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». Гренадер до сих пор стоит на тумбочке в том же самом углу. А через минуту вскочит и побежит дальше. Это трудно понять нам, нынешним, впитавшим с детсада художественные стандарты «русскости»: от хохломы до картин Билибина. Савва Иванович в принципе не понимал, почему деньги вместо того, чтобы работать, создавать что-то новое, нужное людям, должны мертвым грузом лежать под замком. И хотя на судебном заседании Мамонтов был оправдан, его деловой репутации был нанесен смертельный удар. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону».
Но Серов сам не называл их портретами. Это добавляет картине естественности и ощущения того уюта, которое можно испытывать только в «родных стенах». В Абрамцевском музее есть даже выполненный художником эскиз росписи. Летом 1918 под угрозой ареста Александр Самарин был вынужден покинуть Москву (чекисты пришли за ним с ордером на арест в его отсутствие) и некоторое время он жил в Оптиной пустыни. А впрочем, он не пытался описать картину «Девочка с персиками» словами.
Веру Серов написал в просторной столовой, одной из анфиладных комнат усадьбы. В Красной гостиной виден стул в стиле жакоб. Здесь, в Абрамцеве, В. Серов и написал один из самых молодых портретов в русской живописи. И указал на другое, дешевое, которое стояло рядом. Некоторые даже обвиняли мастера в том, что его портреты похожи на карикатуры. Было это в 1887 году.
Со временем Серов приобрел репутацию портретиста с «острой» кистью: своих респектабельных моделей он изображал не в самом выгодном свете, что, хотя и не особенно нравилось им, но принималось, поскольку было модной и почти обязательной мерой провокации. Это — последнее слово импрессионального искусства. Художник жадно вглядывался в знакомые пейзажи. На картине изображено детское счастье Верочки Мамонтовой и ее безоблачность совпали со счастьем самого художника. А вот к Серову уже тогда относились неоднозначно.
Видно, что оконные рамы далеко не новые, краска на них кое-где облупилась. Серов впервые оказался в этом творческом раю в десятилетнем возрасте – его взяла с собой в гости маменька, Валентина Семеновна Серова, в то время популярный композитор и музыкальный критик, автор модной оперы «Уриэль Акоста», вошедшая в историю как первая в России женщина-композитор. Вообще те из художников, которые были часто переносить многое Бедными были Врубель, Коровин и Головин «Испанок» Мамонтов купил у Коровина за 25-рублевое пальто. В России же расцвел «псевдорусский» стиль в архитектуре, большим поклонником которого был сам император Александр III. Как во всех этих, будто бы случайностях, сквозит неповторимая радость жизни.
Девочка с персиками, Серов – анализ картины
Но самый, конечно известный портрет – это «Девочка с персиками». Он назвал работу «Девушка, освещенная солнцем».
Причем если круг общения Александра Николаевича состоял из интеллигентных и аристократичных людей (к примеру, он дружил с Тургеневым и Николаем Ге), то молодая жена тащила в дом нигилистов и маргиналов. Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. Этот живой ребенок с горящими черными глазами, загорелый на абрамцевском солнце, кажется, утверждает саму жизнь. Свет льется из-за окна, за которым видна чуть тронутая осенней желтизной листва деревьев, «перетекает» в соседнюю комнату.
Причем сам Серов позже вспоминал: «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось свежести живописи, при полной законченности, вот как у старых мастеров». Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». 1 ДЕВОЧКА.
Тайна картины Серова «Девочка с персиками»
Частенько он удирал один, с утра, даже не позавтракав. Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Яркий акцент художник делает на розовой кофточке. Что ж, на любой другой картине это были бы просто блюдо и фрукты, но в данном случае речь идет о художниках «абрамцевского кружка», для которых сборник народных сказок фольклориста А. Н. 1.
Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Каноническая история создания картины гласит, что августовским днем 1887 года 12-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных забав, забежала в гостиную и присела за стол, схватив персик, – эти фрукты специально для девочки выращивали в оранжерее Мамонтовых в их усадьбе в Абрамцеве. Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней. Да и Вера Саввишна вошла в тот возраст, когда девочек интересуют не одни лишь куклы. Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы.
Тем не менее, Елизавета Мамонтова (мать Веры), не отличалась красотой, но дочка ее на картине – само обаяние и непосредственность. Вам, наверное, сразу же пришла на ум «Стрекоза» Репина и это неслучайно – художник взял у мэтра только лучшее. У них родились дети – Юрий, Елизавета и Сергей. 5 ПЕРСИКИ выращены в оранжерее Мамонтовых.
Пять тайн «Девочки с персиками»: что стало с героиней знаменитой картины Серова
Казалось бы история требует абсолютно определенного продолжения – с взрослением Веры и соединением двух сердец. «Девочка с персиками» вышла замуж, родила троих детей, ее брак казался удачным, а будущая жизнь – счастливой, но За год до смерти матери Вера заболела пневмонией и умерла. Желтеющая листва за окном и на столе — свидетельство долгого терпения девочки. Обстановка старинной усадьбы – часы, стулья, окна – кажутся не просто частью интерьера, а частью летнего дня за окном. Веруша (или Мамонтова Вера Саввишна) была любимицей всех обитателей дома и в ней присутствовал «незримый папин огонек», который и постарался максимально отчетливо передать молодой Серов.
Вера терпеливо почти каждый день больше месяца позировала художнику. Вот с реализмом – здесь все в порядке. Именно вот таким образом Мамонтову было очень важно иметь собственное дизайнерское бюро. И возрождать «русский стиль» он доверил весьма серьезным людям: изначально в «абрамцевский кружок» входили профессор истории искусств Адриан Прахов, скульптор и академик Марк Антокольский, Илья Репин, Василий Поленов и Виктор Васнецов. При Мамонтовых традиции продолжились. И, конечно, писать в первую очередь портрет, а не пейзаж. Кто бы что ни думал, портрет Веры Мамонтовой Серов написал в 22 года.
Врубелю Мамонтов заказал панно за 3 000 р., а когда панно было готово и Врубель пришел за деньгами, Мамонтов сказал ему: «Вот 25 рублей, получай». Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Его детство сложно назвать счастливым.
От Мамонтова неожиданно потребовали предъявить 800 тысяч концессионных рублей. Но вмешался другой сюжет. Композиция картины динамична не менее колорита.
Редкая гармония движения и покоя, мимолетного и устойчивого, завершается изображением лежащих на столе серебряного фруктового ножа, чуть пожухлых листьев клена и румяных плодов, форма и особенно бархатистая поверхность которых как бы «перекликаются» с нежным лицом милой серовской модели. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Многие предметы изображенные на картине, обладают особым символизмом. Скучно сидеть, лето. ».
Элеонора Пастон рассказывает, что Серов часто работал здесь. Он приглядывался к тому, каким делается воздух в непогоду, как меняются его свойства, когда он пронизан светом, как меняется его затемнение и какие оттенки у лежащих рядом теней. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский. При Мамонтовых традиции продолжились.
Интересные факты о картине Валентина Серова "Девочка с персиками"
Верочка Мамонтова была дочерью владельца подмосковной усадьбы Абрамцево. Это, знаете ли, сегодня экскурсоводы в музее-усадьбе «Абрамцево» любят с придыханием рассказывать о беззаветной любви олигарха Мамонтова к искусству, его увлеченности живописью и скульптурой, его стремлении спасти мир с помощью красоты. «Девочка с персиками» по существу выходит за пределы портретного жанра, приближаясь к сюжетной картине.
Мамонтовых Валентин тоже знал с раннего детства. Радовались за них все – родители Самарина долгие годы не давали согласие на его брак с Верой и только после смерти отца Александра Дмитриевича они, наконец, смогли пожениться. Не будем повторять этого высокопарного словоблудия, а лучше откроем воспоминания Владимира Теляковского, директора императорских театров, члена «абрамцевского кружка»: «Нет сомнения, что за Мамонтовым большая заслуга собрать вокруг себя целую плеяду художников. В ее мягком, но умном и энергичном личике В. Серов предугадал прозрение в будущее.
За большим раздвижным столом всегда собиралось много народу — члены семьи и друзья. Для «Девочки с персиками» Серову позировала в Абрамцеве дочь Мамонтовых Вера — двенадцатилетняя девочка. Веруша была самой любимой дочерью миллионера и филантропа Саввы Мамонтова (всего у олигарха было пятеро детей и начальные буквы их имён составляли имя отца – Савва: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра).
История картины Серова «Девочка с персиками»
Занявшись оперным театром, в усадьбе он стал бывать гораздо реже. Ощущение, что эта девочка нетерпелива, вот-вот сорвется с места и убежит прочь. Итальянские впечатления во многом определяли творческое самочувствие Серова, когда в конце лета того же 1887 года в Абрамцеве он работал над произведением, с которого начиналась его художническая известность, картиной «Девочка с персиками», создав в ней лучезарный образ юности, красоты, ставший прямым проявлением его тогдашнего взволнованно-поэтического отношения к миру.
Самое сложное в работе Серова было удержать Веру на одном месте. Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году. 4 СТОЛ. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее.
«Девочка с персиками» – как впоследствии стали называть эту картину – произвела настоящий фурор, сразу же обратив на себя внимание и публики и критики. Абрамцево было и «домом творчества» и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья. Вот, казалось бы и все, что изобразил на своей картине Валентин Серов.
Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из станции метро «Арбатская». Подобная история была до последнего времени с Васнецовым, что он не выставит, то, за исключением небольшого кружка друзей, принимается как ненормальное явление полусумасшедшего (хотя и талантливого) человека. Художник знал модель с младенчества. Потом в жизни Валентина Серова была Академия художеств с чистяковской системой преподавания, сочетавшей лучшие традиции академической школы и новое, реалистическое восприятие и изображение натуры.
7 удивительных фактов о «Девочке с персиками» — самой известной картине Серова
– да Бог их знает), с которыми он стал ставить домашние спектакли. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Также Васнецов нарисовал ее и в образе Снегурочки. В Абрамцеве Серов написал картину, которая позже стала известной – портрет маленькой Веры Мамонтовой под названием «Девочка с персиками». И, как вспоминал Репин, вскоре Серов стал любимым актером Саввы Ивановича – так как публика покатывалась от хохота, наблюдая, как угрюмый подросток с неизменно скорбным лицом изображает то «волшебного зайчика», то «веселого ежика». Последнее неудивительно – мать девочки имела итальянские корни, а отец до последнего отличался истинно московской деловой хваткой.
Частенько он удирал один, с утра, даже не позавтракав. По словам заместителя директора по науке музея-заповедника «Абрамцево» Елены Митрофановой, Мамонтовы купили игрушку в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Любовница его бросила, но зато вернулись жена и дочь Александра. Теперь вам известна история картины «Девочка с персиками». Все изменилось в 1887 году, когда 22-летний художник вернулся из Италии, вдохновленный солнечными пейзажами и шедеврами Ренессанса.
Как шулеры становятся элитой криминального мира
В апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юра. Однако «сохранить свежесть живописи» для него в то же время значило сохранить свежесть того радостного чувства, с которым писалось это полотно, передать всю прелесть мимолетного впечатления, но при этом так «остановить мгновение», чтобы добиться «законченности» и вот таким образом, работая с натуры над портретом двенадцатилетней Веруши, дочери C. Мамонтова, он, помня уроки Репина и Чистякова, заведомо решал его как картину. Маленькая «муза» абрамцевского кружка будто только что вбежала в комнату и присела за стол с персиками. Именной в ней он увидел Веру и просил ничего не менять для портрета. Деревья для нее семья купила в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году. Через год в Домотканове была написана картина изображающая его двоюродную сестру. Она и сейчас висит в столовой на этом месте.
Он упрашивал её: «Ну, посиди, сделай милость Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Илья Репин изобразил Веру на картине «Не ждали» – это дочь вернувшегося с каторги народовольца. 6 КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ. Художник здесь часто работал.
В них заключена конечная цель творческого акта. Ей было всего 32 года.
В 1899 году арестовали Савву Мамонтова. Побеги этого «дерева» оплели всю шпалеру и поднялись до самого потолка оранжереи. Кстати, в музее-усадьбе этот камушек сохранился и поныне. Даже маленькая Вера подшучивала над ним. 9 СТУЛЬЯ. Обе модели оказались похожими друг на друга — но, скорее, «за счет» самого Серова, который хотел видеть в них прежде всего красоту молодости. А 27 декабря 1907 года Вера Саввишна внезапно умерла.
Ей было всего 32. Картина заняла свое место втойжекомнате, гдеибыла написана. К таким же созданиям надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Судьба подарила «девочке с персиками», Вере Саввишне Мамонтовой, недолгую и не слишком безмятежную жизнь, но ее образ по-прежнему погружает в радушную атмосферу Абрамцева. Скатерть завернули и аккуратно уложили наверх – так края не свисают со стула. Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы.
Как проходил первый в истории СССР конкурс красоты
2. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Шапка ее густых темно-каштановых волос и большой синий бант на розовом фоне являются столь же устойчивыми «доминантами» этой строго рассчитанной композиции. Персиков много – в доме всегда много людей, а угостить нужно всех. В истории русской живописи это – один из самых пленительных женских (или все же детских. ) портретов, пронизанный светом и ощущением утренней свежести.
Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. Но со временем фортуна отвернулась от участников абрамцевских событий 1887 года. Однако Серов утверждал, что никогда не ставил перед собой цели нарисовать шарж – он пишет то, что видит. Савва Мамонтов увлекался прикладным искусством. НовРоссии публика ещенебыла готова кимпрессионизму, апотому было лучше оставить работу встоловой Абрамцева инепоказывать публично— ещечего доброго нарекут безумным.
Все полотно – это источник быта и пример воспитания дворянских детей тех времен. И это, без сомнения, ему удалось.
Не зря движение подчеркнуто убегающей вглубь скатертью на столе, ракурсами фигуры и предметов. Художник жадно вглядывался в знакомые пейзажи.
Он вырастил в одной из оранжерей необычный розовый куст, пустив его побеги по шпалере, так что получилось самое настоящее «розовое дерево». Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»). Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»). 2 БЛУЗКА. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо. В газетах об этом событии не было ни строчки. Красавицей будешь. » Она каприничала и лукаво отвечала: «Ты же замучаешь меня.
Работы художника вызывают восторг и заслуживают внимания и ни одна не должна остаться незамеченной. Из этюда «девочки в розовом» или «девочки за столом» он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи, в полную глубокого значения «картину», отметившую целую полосу русской культуры. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. Савва Мамонтов же впоследствии находил первых заказчиков для молодого художника.
В основном это были буржуа и аристократы. Все кажется таким простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский.
«Наставить рога» и «ходить гоголем»: откуда пошли привычные выражения русского языка
Но полтораста лет назад никаких канонов «русского стиля» не существовало: более того, само слово «русский» ассоциировалось с какой-то давно ушедшей архаикой, густопсовыми боярскими бородищами в кислой капусте, с лаптями, кафтанами и прочими рушниками. На нем ничего кроме блюдца с персиками и косточки от уже съеденного фрукта.
Он много времени проводил в их доме. Просторная блуза кажется несколько мешковатой и слишком детской для 11-летней девочки. Например, за обедом, когда знаменитый Врубель потянул руку за вином, Мамонтов его остановил при всех и сказал: «Погодите, это вино не для вас». Завершив портрет, Серов подарил егоматери девочки Елизавете Мамонтовой.
Правда, сюжет ее на первый взгляд самый простой. В «Девочке с персиками» господствует тема минутного покоя, остановки, вслед за которой это непоседливое юное существо придет в движение и повлечет за собой перемены во всем интерьере, спутает вещи.
Сохранился рисунок Репина изображающий Серова в возрасте тринадцати лет. Абрамцево было и «домом творчества» и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья. А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», — считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон. Модели его неотделимы от места их бытия.
Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. Работа была названа просто и лаконично – «В. М» и стала открытием на выставке 1887 года, поразившем совершенно всех. Рядом висящие портреты работы Репина и Васнецова кажутся безжизненными образами, хотя по-своему представляют совершенство Вышла чудная вещь, которая в Париже сделала его имя если не громким, то известным, но у нас пока подобное немыслимо, примут за помешанного и уберут с выставки, настолько это ново и оригинально. «Много было лохматого студенчества, – вспоминал Репин, – манеры у всех были необыкновенно развязны».
Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: «Бери, а потом ничего не дам». Скончался он в апреле 1918 года. Писал он ежедневно, около трех месяцев, но его «муки творчества» зрителю незаменты и кажется, что картина создана в едином порыве счастливого вдохновения. У нее случилось скоротечное воспаление легких и за три дня ее не стало. Но у проверяющих было иное мнение.
У Серова же свет, воздух, радость, молодость — сами по себе прекрасны. Например, на картине Васнецова «Аленушка» именно Вера сидит на камушке над гладью абрамцевского пруда. Врубель отлил лицо Веры для своей скульптуры «Египтянка». Все кажется таким простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности. Позже картину заменили на копию, а оригинал отправили в Третьяковскую галерею.
Поколотить попа и остаться безнаказанным: почему наши предки с батюшками не церемонились
Дети вместе ходили в лес, катались верхом, бегали взапуски, плавали на лодке.